18-ый дневник прот. Михаила Елабужского (с 15 апреля 1935 г. по 26 мая 1937 г. по с\с).

Многоуважаемые читатели!

К великой нашей скорби мы не можем в настоящий момент представить Вашему вниманию 15 -17-й дневники отца Михаила за период с 13 июня 1931 г. по 14 апреля 1935 г. Возможно, они были утеряны безвозвратно. Возможно, они находятся у кого-либо сейчас и дожидаются своего часа... Мы очень надеемся, что обладатель этих дневников прочитает эти строки и предоставит нам их для опубликования.


ДНЕВНИК
15 апреля 1935 г. - 26 мая 1937 г.
Вавож.

Матрона Ивановна!

Выполняю обещанное, шлю дневник бандеролью


Известный.


15 апреля 1935 г.

Христос воскресе!


Богомольцев в церкви было довольно много. Очень мощно, одушевленно и умилительно раздавалось общее пение. Обычного в прежние годы хулиганства вот уже года три не было. И официальной антирелигиозной агитации ныне не замечалось.

В великую пятницу и субботу подстывало, было довольно вновь выпавшего снега, так что некоторые, и дальние, ездили на санях. Но на сегодня не подстывало; хотя пасмурно, но тает. С 8 часов утра и до 5 часов шел мелкий дождик, не помешавший к счастию деревенским, приходившим к пасхальному богослужению, окончившемуся вместе с прикладыванием ко Кресту, в 3 1/2 утра. При прикладывании ко Кресту я сосчитал у себя 300 богомольцев; следовательно всех было свыше 600.

16 апреля, понедельник.

По обычаю приурочил к Великому дню начало чтения многих книг, а именно:


1) Dictionary of the Bible.

2) Выписки из творений Св. Отцов.

3) Выписки из прочитанного.

4) Сочинения Короленко

5) Сочинения А. Чехова

6) Сочинения Л. Андреева

7) Сочинения И. Бунина, кн. 5 и 6.


Продолжаю читать некоторые другие книги.

В семье вслух начали читать:


а) Новый Завет.

б) Сборник "Светлое Христово воскресение" и

в) Сочинения Тургенева, начиная с Записок охотника.


Желая приурочить начало чтения к Пасхе, я возвратился к началу книг, уже начатых раньше, например, № 2, 4 и 7. Бунина так раз пять уже начинал, еще с января 1934 г. Это, конечно, смешно, но что поделаешь с моим звычаем? Беллетристов (и еще уже на половину прочитанного И. Успенского) буду читать попеременно. Вчера прочитал пасхальные разсказы Короленко "В ночь под светлый праздник" и Чехова "Святая ночь". Все книги, кроме Андреева, начал вчера, хоть понемногу, да начало положил.

28 апреля, суббота.

Сегодня комиссия, во главе с заведующим райфо, опять (см. 23 марта) проверяла, пригласив меня, наличность серебряных вещей церковных.

29 апреля, Неделя жен мироносиц.

Вчера, при проверке ценностей, мы сказали, что две дароносицы - на квартирах священников. Согласились послать с ними в райфо церковного старосту, что он и исполнил. Между тем сегодня после обедни нам объявили постановление райфо об оштрафовании приходского совета на сто рублей за ненахождение дароносиц в поверку в церкви, с предупреждением на будущее время привлечь за это к уголовной ответственности. Приходской совет штраф заплатит, но конечно обжалует такое безалаберное постановление.

В райфо же (!) сегодня словесно приказали церковному старосте прекратить звон во вся, а в один колокол производить не более 15 ударов: мешаете де занятиям. Вот уж теперь поднимутся успехи их занятий!

30 апреля, понедельник.

Сегодня В.Е. Сивков уже порадовал нас сообщением, что я могу спокойно заняться перестройкой дома, так как правление колхоза не имеет к тому препятствий. Слава Богу! Теперь буду подыскивать плотников. Хотелось бы начать работу с 14 мая - понедельника. С Пасхи почти ежедневные дожди. Если бы, как предполагали ранее, перестройку начали после радуницы, залило бы дождем. Как же теперь Бог дает?

1 мая 1935 г., вторник.

Неделя остается до нашего престольного праздника 9 мая. Сподоби Господи встретить его в мире, в телесном и душевном здравии.

13 мая, Неделя о самарянке.

Вчера в 10 часов вечера загорело во дворе у неполной средней школы, по-видимому от папироски плясавших на дворе на комсомольской вечеринке. Сгорело старое большое здание рядом со школой и сама школа; сгорели 3 школьные коровы и 2 теленка. Вавожские три пожарные машины оказались испорченными, и тушили пожар уже деревенские машины. Просто чудом сохранился совершенно неповрежденным дом с постройками Красноперовых, стоявший совсем близко от пылавшего двухэтажного школьного здания. Одна из хозяек обошла свой дом с иконою Св. Николая и потом поставила ее против огня на завалинку.

Припоминается еще более разительный случай спасения в починке Банниковском дома нищей Банниковой, религиозной старушки, жившей с сыном Константином; их лачужка и бедные пристройки, крытые соломой, сохранились при пожаре, бушевавшем по обе стороны их дома и спалившем два починка. Старушка жила милостыней, и, собравши копеечками несколько рублей, обычно отдавала их в свою новую церковь на текущие церковные расходы.

15 мая, вторник.

В Николин день я порядил плотников сломать мою старую избу и поставить новую, без внутренней отделки, но с настилкою потолка, за 350 р., на их содержании. Вчера избу сломали, а сегодня, по молитвам, заложили новую.

29 мая, вторник.

Вчера плотники закончили свою работу, прибавил им за излишнюю работу и вместо угощения 30 р. Вышло 45 поденщин, так что поденщина обошлась по 8 р. 40 к. - цена не высокая по нынешнему времени, когда обычно платят по 10 р. рабочему за день на его пище.

Слава Богу, работа шла безпрепятственно. Стояло ведро; в субботу лишь 19 мая шел недолго холодный дождик, и рабочие ушли домой, кстати - и на воскресенье. Вчера покрывали крышу допоздна, и лишь только закрыли, пошел дождь; как говорится, точно выворожили. Не было заминок работе и с другой стороны.

Сегодня порядил тех же плотников, очень добросовестно работающих, выделывать избу и сени, кроме лишь окон, входной в избу двери и битья печки, за 480 р., так же на их пище. Все ныне очень дорого обходится.

Нежимся в своей клети. Первая неделя была холодная, когда бывали инеи. Приходилось спать, потеплее одевшись. М.М. спала у дьякона. Потом стало тепло, и М.М. спит тоже в клети. Матрона все время спит на подволоке клети. Печем и варим у Сивковых, частию - на керосинке.

4 июня 1935 г., Духов день.

30 мая широко праздновался в Вавоже районный детский праздник. Одной из приманок и развлечений праздника, придуманных руководителями, была выставка на площади изображения попа в камилавке с раскрытым ртом. Попавший камешком в рот получал конфетку. Что же после этого судить детей за антирелигиозное хулиганство, если взявшиеся воспитывать детей допускают такие грубые выходки.

Сегодня я отпевал двухлетнего соколовского мальчика, умершего с голода, как сообщили приходившие хоронить его мать и бабушка. О, горе! О, позор!

16 июня, суббота.

Плотники окончили внутреннюю выделку дома 13 июня и ушли. Работали хорошо. Они же в субботу 9 июня сбили печку. Вчера сложили кожух и трубу и начали протапливать печь и частию уже пользоваться ею. Теперь дело за рамами, которые делаются. Много еще, конечно, работы и в доме и главное - около дома.

18 июня, понедельник.

Вчера, в первое воскресенье Петрова поста, запретили впредь производить церковный звон. Набатный же колокол еще с неделю тому назад перевесили на пожарную каланчу. При объявлении мне о запрещении звона, кстати, заведующий райфо Костяев допрашивал меня о том, что согласно "официальному" сообщению я будто бы уплатил В. Сивкову за усадьбу 425 р., по "простоте" своей. Удивительно, как легко верят самой глупой клевете! Перестройкой дома я не взял ни аршина земли вновь; а относительно земли пред домом, в проулке, еще ничего не решено; и если что и будет, то конечно не противозаконно и не без "официального" оформления. Возможно, что буду пользоваться проулком с согласия Сивкова, которое во всякое время может быть им и отнято. Так мне говорил и Костяев.

Вчера одновременно почти после обеда сгорел один дом со службами в Квачкаме и сушилка в Слудке.

27 июня, среда.

Сегодня по молебствии перешли уже жить в новый дом. Слава Богу, устранившему все препятствия и помогшему кончить постройку! Так все прошло гладко, что даже не веришь. Не веришь, что, наконец, живешь в новом доме, не мочит тебя дождем, не спотыкаешься на каждой половице, не расшибаешь постоянно голову. А что будет дальше, да будет воля Господня.

Перейдя в новый дом в викариальный день, молю Бога, да дарует мне силы победить греховные привычки и преуспевать в духовной жизни.

30 июня, суббота.

Н. Мих. Прокашев, опытный плотник и столяр, осмотрев наш дом, оценил кратко: "сделано просто, но со вниманием". В интересах экономии, а так же чтобы менее давать пищи зависти, так ныне всех обуревающей, мы отринули все не необходимое и не гнались за красотой. Крыша пестрая, на половину новая, на половину старая; вершили без карниза; снаружи срубы не строгали, окна без наличников. За недостатком бревен, вызванным поздним решением вопроса о постройке, употребляли в дело частию и потрупевшие бревна.

9 июля 1935 г., понедельник.

Сегодня отправились домой В.М. с Павлой Е., гостившие у нас с 3 июля. Четыре года я не видался с ними, и после всего ими пережитого, послушать было чего. Из близких родственников они более других, - можно сказать они только - поддерживают близкую, родственную связь. В.М. смотрит на наше свидание, почти как на последнее, очень стремился к нему, прощаясь, необычно кланялся нам в ноги, как бы на веки прощаясь. Мне, при моих 65 годах и немощах, и вызываемом ими домоседстве, естественнее было думать, что это - последнее свидание. Он же на 10 годов моложе меня. Но верно испытания последних годов надорвали его силы, и телесные и духовные, и в них - бодрость духа. Свидание еще более укрепило связь нашу, и, надеюсь, она будет поддерживаться живою перепискою.

12 июля, четверг.

Пр. Ефрем Сирин пишет: "Солнце достигло уже вечернего часа, и для тебя только медлит, чтобы ты достиг обители". Господь повторяет чудо Иисуса Навина и для меня грешного, ожидая, что я и в этот затянувшийся для меня период жизни принес Ему хотя бы и позднее, но действенное покаяние.

14 июля, суббота.

Нарочито заутра прославляемый Св. Владимир, по принятии христианства, круто изменил свою жизнь, порвавши цепи застарелых, ничем не сдерживавшихся грубых страстей. А мы, в христианстве воспитанные, коснеем в своих "мелких" грехах. Господи, по слову Твоему, без Тебя мы ничего не можем творити. Ты, блаже и сильне, подними и укрепи нас немощных. Грех поражает пастыря, и разбегаются овцы. Ты всех нас, а наипаче - нас, недостойных пастырей, соделай достойными делателями на ниве Твоей.

25 июля, среда.

Эти три дня плотники поставили заплот с воротами и калиткой, отделивший мой дворик от улицы. Создалась некоторая уютность, тогда как раньше чувствовалось, как будто дом твой стоит на открытой площади. Тем более это было неприятно, что рядом - пивная, и частые посетители ея иногда "выражаются" и по адресу попа, попавшего в поле их зрения. Теперь же заплот отгородил меня от пьяниц, и они не видят меня даже тогда, когда я сижу на высокой "терраске", как мы иногда называем свое крылечко, с которого открыт приятный вид на окрестности. И во дворе можно что-либо делать, например, попилить, не мозоля глаз проходящих по улице.

26 июля, четверг.

Работавший у меня макаровский плотник во вторник рано утром шел в Вавож по прямице - лесной грани. Вдруг на встречу ему промчался табунчик молодяшек, за которым гнались два старых волка. Они уже верно давно гнались, их языки высунулись более чем на четверть. Одна из молодяшек поменьше очевидно устала и приотставать начала. Увидя человека, волки остановились на дороге, саженях в четырех от него. Плотник остановился в нерешительности: на дерево лезти - не было близко подходящего дерева; палки большой тоже нет; топор накануне он оставил у меня. Взял небольшую палку, начал стучать ею и кричать. Волки стоят, не шевелятся. Всю палку измочалил. Нет, нет, наконец, они заворотились и тихонько пошли вперед его, и то часто оглядываясь. В конце леса уже своротили в сторону. Ныне, когда большая часть скота и птицы ходит с пастухами, волки голодают и стали наглы. В Макарове же почти на глазах у пастухов зарезали двух овец, а потом - 12 гусей.

Этот же плотник, когда весной у меня работал, видел утром на варинских лугах лося, шедшего впереди. Услыхав потом человека, он кинулся в Валу, и, переплыв ее, скрылся в кустах. А я думал, было, что ныне при спешном потреблении лесов лоси исчезли в наших местах.

1 августа 1935 г., среда.

Сегодня Маше исполнилось 61 год. Благодарение Господу, так продлившему нам век.

Вчера Маша, на мою нетерпеливую раздражительность во время домашней работы, горестно пожаловалась: "все ты с сердцем говоришь со мною". Положим, сказано с большим преувеличением, но все же правда, что часто я не сдерживаюсь, и к своей досаде, не еже хощу доброе - творю, но еже не хощу злое - сие соделываю. Когда же приучусь я исполнять, в отношении к ближним, заповедь Апостола: друг друга тяготы (недостатки) носите.

Помоги мне Господи немощному духом. Даруй закат моей жизни тихий - мирный и благостный.

2 августа, пятница.

В здоровьи моем ныне с весны я заметил некоторую перемену. По ночам мочи идет очень мало, а к утру в посудине на дне образуется много белой слизи. Вчера и опять имел случай посоветоваться об этом с Ар. Н. Меньшиковым. Он меня вполне успокоил, сказав, что это не белок, а наличие каких-то солей в мочевине, которая от соприкосновения с воздухом и свертывается в слизь. Есть у меня небольшой запас уротропина и салола. Сказал, что можно принимать их, хотя и не обязательно. Все-таки их использую. Об образовавшемся у меня твердом валике близ левого уха сказал, что это нередкое явление атерома - завал сальной железы. Можно ее оставить в покое, только не растирать и не давить ее.

8 августа, среда.

По совету Ар. Н. Меньшикова, сегодня я кипятил свою ночную мочь, прибавив в нее несколько (2-3) капель уксусной эссенции. Вся слизь разошлась, и никакого осадка не получилось, - следовательно, белка нет; хотя Ар. Н. сказал, что небольшое наличие белка не должно безпокоить.

21 августа, вторник.

Сегодня посадил у себя 9 кустов малины, в том числе 1 куст черной - сорта, подаренного мне о. Ал. Трониным. С 1924 г. после выселения из диаконского дома не занимался я садоводством.

26 августа, воскресенье.

Господи, благослови.

27 августа, понедельник.

Исполнилось два месяца, как живем в новом доме. Сначала не верилось, что мы - дома; все чувствовалось, где-то мы в гостях. И как ни странно, я лично немного жалел свою гнилую хибарку. Живя в ней, с удовлетворением сознавал: достойная по делам наю восприемлева. Меньше и зависти возбуждалось, и менее огорчений в случае какой-либо катастрофы. В новом же доме видится некое "буржуазное обрастание", и не только по оценке завистников, но и по суду Божиему. Не сказано ли будет и мне: "Чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем".

Но постепенно привыкаю к удобствам сносной квартиры, хотя конечно при современных условиях нашему брату вполне успокоенным быть не приходится. Сквозь туман кремнистый путь блестит. Единственное успокоение - в преданности Премудрому и Всеблагому Промыслителю.

3 сентября 1935 г., понедельник.

30-31 августа и 1 и 3 сентября проконопатили снаружи и внутри дом и потолок и проливали потолок жидкой промазью.

7 сентября, пятница.

Сегодня закончили окраску рам и потолков, которые при постройке были лишь загрунтованы.

15 сентября, суббота.

Вчера секретарь рика Каракулов допрашивал всех нас членов причта о нас и приходе. Особый напор был на выявление кулаков в исполнительных органах религиозной общины и района, в котором мы обслуживаем религиозные нужды верующих. По этим и другим вопросам наша лояльность выдержала испытание, тщательное и подозрительное. Курьезное недоразумение вышло с выяснением района приходского. Уже на окончании допроса, подавая мне обратно письменные документы о регистрации прихода, Каракулов еще попытался уловить нас. Задержавши еще у себя документы, он велел мне по памяти переписать в заявлении в рик деревни, которые мы посещаем для религиозных треб. Я написал. Сверив мой список с официальным удостоверением о регистрации нашего прихода, имеющимся в риковском архиве, он, как мне показалось - с удовлетворением, сказал, что мы обслуживаем лишние деревни, не вошедшие в наш приход при регистрации, - Сям-Докью, Подчулко, Малиновский, Пужмо и Пужмоил. Когда потом мы сверились с удостоверением, данным риком нам, оказалось, что все эти деревни в нем перечислены, а в удостоверении, оставшемся в рике, они ошибочно пропущены. Так как мы конечно должны руководствоваться документом, данным нам, то вопрос был исчерпан, едва ли к удовольствию моего допросчика.

21 сентября, пятница.

Ныне мы почти не видели лета и тепла: холодок и дожди. С Пасхи 15 апреля и до 3 мая дожди. Потом, как бы нарочно для моей стройки - ведро. Потом опять чуть ли не ежедневные дожди 20 июня - 26 июля, 8 - 16 августа, 26 августа - 12 сентября. Теплых ночей совсем мало было, лишь в начале августа. Теперь с 13 сентября наступило бабье лето; ночи холодные.

23 сентября, воскресенье.

Анна жуеможгинская, которую я отказываюсь благословлять за ея святотатство и лицемерие, платит мне той же неприязнью. Недавно, проходя мимо семейства Арс. Еф. Шаранова, копавшего картофель, она напевала: "Святый Боже..." Шарановы спросили ее, что это значит. Она ответила: "Скоро вы это запоете, будете хоронить Михаила большого".

Некоторые легковерные, не исключая даже и "образованных" дам, считают ее прозорливой. Но большинство в нашей местности совсем не верят ей. Конечно, и на меня ея предсказание не производит ожидаемого впечатления. Предсказывала же она Антонине Мих., как-то в суете не догадавшейся напоить ее чаем, что она скоро захворает. А та и не подумала хворать.

15 октября, понедельник.

Сегодня начал неприятную работу - жечь постепенно в печи свою библиотеку. За многие годы накопилась у меня масса книг, журналов и пр. Книги - в двух шкафах, двух сундуках, двух больших ящиках и пр. Куда их? Передать некому, в библиотеки не примут; самому читать? Частию и перечитал, и пересмотрел, да уж и времени жить мне осталось немного. И вот, скрепя сердце, бросаю книги в огонь. Конечно, получше книги оставил. Придется сжечь, думаю, до половины книг; одних "Отечественных записок" - за 1848 - 1884 гг. - целый сундук. Наиболее ценные статьи буду выдирать и сохранять.

Пора уже книжничество заменять "духовным деланием". Да поможет мне Господь. Старость в сем - не препятствие.

17 октября, среда.

Все мы живем под Домокловым мечем, духовные. И ни одного дня не проживешь в спокойной уверенности, что меч этот не обрушится на тебя с той или иной стороны. Но человек ко всему приспособляется. Лично я стремлюсь в подобных обстоятельствах, при налегающей как бы неизбывной беде, покрытися в крове двух крил Господних. Во-первых, в сознании, что мы терпим за Имя Христово, по Его предсказанию, следуя по стопам Его и всех верных учеников Его. Помнится, когда я сидел в арестанской, то мне давала не только упокоение, но и большое удовлетворение мысль, что я переношу эту невзгоду за веру. А затем - преданность в волю Божию. Господь Премудрый все направляет во благо. Архим. Ф. Бухарев в толковании на Пс. 2, 2-4 говорит: "Так Господь Бог посмеивается и всем своим противникам! Он от века знает каждое враждебное действие и замыслы их, и подчинил их своим целям и предначертаниям. Поэтому они самым своим мятежным противлением никак не выступают из-под Божественной державы, но против воли и намерений своих служат Ея целям. Стремясь разстроить дело Божие, они, тем не менее, выполняют только то, что воля Божия определила или попустила, и таким образом дело Божие созидается чрез них же самих. Так посрамляются и все восстающие против Христа в лице верующих или в Его учении! Вместо того чтобы опустошать и разрушать Церковь, гонители сделали только то, что она украсилась мучениками; вместо того, чтобы подорвать истину Христову, еретики давали повод к ея уяснению, утверждению и торжеству".

(Приб. к Твор. Св. Отец 1849, 376).

В частности последние годы были не без пользы нам, духовным. Они открыли нам глаза и на наших духовных детей, и на нас самих. Теперь мы уже не торопимся величать нашу родину Святой Русью. Современность показала нам неприкрашенную правду, и мы увидели среди своих прихожан и равнодушие к религии, и даже прямое безбожие, не только практическое, но и теоретическое. Разочарование удручающее; но не лучше ли видеть голую жесткую правду, чем смотреть на действительность в розовые очки? И неужели нам завидовать нашим предшественникам, упокоившимся в спокойном неведении? И сами мы (что греха таить!) были слишком буржуазны, если не по убеждениям, то по жизни, укладу, привычкам. Современность заставила нас опроститься, стать ближе к прихожанам и к евангельским требованиям в этом отношении. Давно уже Гарнак в своей "Сущности христианства" говорил: "Мы избавились от пастырей властолюбивых, но скоро уже не будем выносить и пастырей богатых" (цитирую на память).

Промысл Божий не только Премудрый, но и Всеблагий. Это - не бездушный Прогресс, которому поклоняются мирские люди, при котором лес рубят - щепки летят. Нет, для Творца каждая душа человеческая дороже всего мира. К любви Божией мы дерзаем молиться: помяни Господи сущыя и молящыяся с нами вся по имени (2 мол. на шестопсалмии).

Нам приходится часто учиться благочестию у своих прихожан. Одна моя прихожанка, много перенесшая в жизни своей, замечательно крепко упокоивается в доверчивости Промыслу. Однажды, например, передавая мне об угрозах ей одного власть имущего, она сказала: "Он меня как уже не стращал, а я в душе посмеивалась над ним; думаю: ты-то грозный, а ничего не сделаешь, если не попустит тебе Бог". И дивную помощь ей свыше, многочастне и многообразне, мы во очию видели.

Чувство преданности в волю Божию возгревается во мне памятованием многих благодеяний Божиих ко мне недостойному, в явном и дивном избавлении от окружающих бед. Бог не послал мне, как недостойному, креста с украшениями, которым наградил многих из собратий, многолетних страстотерпцев. Но все же судьба не обделила меня терниями. И смерти в глаза посмотреть пришлось. Ровно 17 лет тому назад, 17 октября 1918 г., я был в лесу в руках у бандитов, которые, ограбив меня кое в чем, совещались, не убить ли меня и моего спутника. Бог спас меня - отпустили на свободу. Но потом их сообщник, не участвовавший в этом деле, пожалел, что нас отпустили, и с топором в руках погнался догонять нас. Я, обезсиленный, сидел в лесу совсем недалеко и видел его, а он меня не нашел. Немудрено, что после многократных таковых знамений милости Божией, преимущественное мое чувство к Отцу Небесному есть благодарность. Вполне сознаю, что милости Божии ко мне совершенно мною не заслужены. По богатству щедрот Своих Он слышит и исполняет молитву нашу: "Возмери беззакония наша щедротами Твоими; сопротив постави бездну щедрот Твоих множеству согрешений наших" (1 мол. Пятидесятницы).

На моем настроении сказывается, конечно, мой темперамент, некоторая склонность к оптимизму. А притом не без влияния и годы мои. Я пережил уже годы своих родителей и предков, днями уже довольно и благодарно насыщен, и разсчитывать на многолетие не могу. Прошу Господа лишь прочее время живота моего в мире и покаянии скончати; а когда придет сие скончание - ныне или чрез пятилетку, уже не так важно. Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси.

Вчера, читая очередную главу из Нового Завета, умилился над Рим. 8, 28-39, так близкими к выше писанному.

27 октября, суббота.

Исполнилось мне 66 годов. Слава милосердию Божию. Гааз говорил: "торопитесь делать добро". Помоги мне Господи творить добро - и в отношении к Богу, и к ближним, и к себе.

Сегодня начну в семейном чтении перечитывать письма епископа Феофана.

31 октября, среда.

С 1 сентября ныне начал поминать за литургиями живых именинников из своих прихожан, выбирая их для сего по метрическим отметкам в настольной, если и кого есть такие отметки. Это - в соответствие к давно уже заведенному мною обычаю поминать моих умерших вавожских прихожан. Тех, про кого нет отметок в настольной, буду постепенно вносить после опросов, хотя вотяки на этот счет в общем беззаботны. В обе части диптиха не внесены младенцы, до 7 лет.

8 ноября 1935 г., четверг.

Еп. Феофан, в толковании на слова "Молю вас братие щедротами Божиими" (Римл. 12, 1), пишет: "Опыты жизни подтверждают, что самое сильное побуждение к богоугодной жизни есть сознание великих Божиих благодеяний, как вообще ко всему роду человеческому, так и в особенности к самому лицу, ревнующему о том. Оно рождает теплое чувство благодарности и возбуждает готовность посвятить Богу все силы свои и все достояние свое. Потому что засеменяет любовь, которая ничего не удерживает для себя, а все приносит в жертву Тому, Которого возлюбила душа".

Благодарность к богу за явные его милости ко мне я наиболее чувствую в своих отношениях к Нему. Но как еще далеко до тех последствий ея, как изображает в выше писанных суждениях Святитель!

12 ноября, понедельник.

В Старозятцинском новом районе ныне великим постом из-за эпидемии закрыты временно все церкви - в обоих Зятцах, Узях, Удугучине и Чекане. 6 августа закрыта церковь в Каменном Ключе и потом в Тыловыле, потому что причты этих сел зарегистрировались не в рике, а в Сельсовете. 29 августа закрыта церковь в Селтах из-за дизентерии. Ходили слухи, что в районных центрах, Ст. Зятцах и Селтах, церкви уже не откроются, и это дело является исполнением ранее намеченного плана о закрытии церквей в районных центрах. Но вот, по-видимому, сверху пошло более теплое веяние, и при всех тормозах местных горе-администраторов церкви постепенно открываются. 13 октября открылась церковь в Тыловыле, 4 ноября - в Селтах, Удугучине и, по слухам, во всех селах Старозятцинского района. Пишут, что по слухам открылись закрытые уже два года церкви в заводах Омутнице, Кирее и Климковке. Слава Богу!

26 ноября, понедельник.

17 ноября в селе сгорела баня у М.И. Попова.

23 ноября 15-летний мальчишка сельский Вася Широких ударил в народном доме ножем в горло одного ученика, который теперь лежит в больнице.

10 декабря 1935 г., понедельник.

Опухоль атерома у меня стала увеличиваться (см. 2 августа), и я решил удалить ее операцией. После некоторых проволочек ее сделал мне врач здешний Вл. Ф. Фиркель, вполне безболезненно. За операцию, как лишенец, уплатил в больницу 30 р.

11 декабря, вторник.

В прошлое воскресенье я уплатил за 1936 г. 55 кило мяса. Купил оставшееся у мужика по сдаче им коровы по 2 р. 20 к. за кило. Итого - 121 р., сравнительно подешевле; за 1933 г. я купил свой пай за 250 р. (из них 15 р. получил), да еще накладных расходов рублей 45, так что в общем 280 р.; в 1934 г. - 187 р. За 1936 г. нас обязали уплатить сполна в декабре.

За последнее время нажимают у нас сильно налогами на духовенство. С о. Суворова взыскали мясо за 1934 г., хотя он Риком был формально освобожден от него. С Троицкого за 1935 г. тоже взыскали, - обоих с угрозами штрафов больших. Троицкого обложили разными налогами в 540 р. дополнительно, как маляра, за то, что он написал вывесок для больницы на 47 р. Зою Вас., как получающую (!) в равне с причтом, обложили налогами непосильными, и описали у ней положительно все имущество - постель, всю утварь и мебель, даже рухлядь всякую. Причем на слова ея: "не снимите же вы с моих плеч последнюю шубу", секретарь сельсовета Богданов, при большом собрании, в задоре изрек: "Мы с колхозников последние лапти снимаем!" Добром похвалился, конечно преувеличивая, но забывая нынешний лозунг, яко бы приводимый в исполнение и у нас, сделать всех колхозников зажиточными.

В конце года напасти обрушились на Макарово - несколько домов окулачено, и уже жители выведены из домов, и несколько человек присуждены на работы от 1/2 года до 7 годов, за недостаточное внимание колхоза к возделыванию льна и уплате его.

18 декабря, вторник.

В пятницу, 14 декабря, мне сняли в больнице швы, и еще обвязали голову на два дня. В воскресенье вечером снял я и повязку, и с понедельника начал ходить в церковь. На оперированном месте даже коросты нет, только - небольшие морщины.

31 декабря, понедельник.

Г

од прошел, слава Богу, благополучно. Выстроил дом и живу в нем уже полгода. С требой ездил за год только 3 раза.


Умерло взрослых:


- русских - 25

- вотяков - 37.


Из них:


а) причастилось не далее 40 дней:


- русских - 14 (56%)

- вотяков - 4 (11%)


б) причастилось далее 40 дней:


- русских -

- вотяков - 1 (3%)


в) не причастилось:


- русских - 11 (44%)

- вотяков - 32 (86%)


Литургий за год было 311.


1936 г.

7 января

Исполнилось 45-летие нашего брака. Сподобит ли Господь дожить нам до золотой свадьбы?

12 января, суббота.

Дошла к несчастию и до нас эпидемия закрытия храмов, хотя бы и временного. Сегодня меня и старосту вызвали в райфо и объявили вчерашнее постановление рика о закрытии, впредь до особого распоряжения, храмов в Водзимонье, Вавоже и Тыловыл-Пельге, т.е. во всем Вавожском районе, по случаю эпидемий сыпного тифа в Водзимонском приходе. Хотя это сильно отразится на нашем бюджете, но это меня не так смущает. Как-нибудь пробьемся. И можно сократиться до минимума. Гораздо прискорбнее, что прихожане лишаются религиозного утешения общей молитвы в храме, а мы - служения у престола пред Богом. Будем надеяться, что Господь, пославший нам по грехам нашим это тяжкое испытание, даст нам силы перенести его, и порадует нас избавлением от сей напасти.

20 января, воскресенье.

Исполнилось 45-летие моего священства. Евхаристию совершал келейно лишь при своей семье. В Рике мне сказали, что надеются открыть церкви, при симптомах ослабления сыпного тифа, не далее, чем чрез декаду. Добре бы. Ни крестить, ни отпевать на дому не разрешают.

21 января, понедельник.

Меня ныне обложили подоходным налогом в 299 р. На мое заявление о снижении его до законной и обычной цифры в 142 р., районная налоговая инспекция ответила отказом и добавила в своем постановлении от 1 ф.: "возбудить вопрос перед НКФ УАССР о перечислении подоходного налога и культ-сбора за 1933-34-35 гг. и привлечь к уголовной ответственности за злостное укрытие от обложения". Не угодно ли порадоваться! Будто бы я за исходный в обложении 1928/9 г. платил подоходного налога не 81 р., а 171 р., "по имеющимся в деле райфо данным", кои, впрочем, мне отказались объявить. Платежную книжку за 1928/9 г. я послал в 1931 г. в Культ-комиссию при ВЦИК, и мне ее не возвратили. Сегодня послал туда заявление о возвращении ея.

9 февраля 1936 г., суббота.

Наступил второй год еженедельного чтения акафиста Пр. Серафиму. Читая по утрам дома для семейной молитвы, с возжением свечи пред иконою, за что полагаю каждый раз в церковную казну по 50 к. Но исполнять молитву легче, чем служить Богу всей душей. В последнем все как то ослабевает рвение, и обещания остаются обещаниями. Но надеюсь, что для бога все возможно; а при падающих телесных силах, духовное бодрствование сугубо требуется. Помоги, Господи!

11 февраля, чистый понедельник.

Опять начался великий пост. Начал читать, в третий раз, "Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?" епископа Феофана. Буду читать по 2 главки, - всех 80. Дай Боже и мне настроиться на нее. По словам автора, в первом же письме, для этого нужно не столько добрый ум и сердце, сколько - ревность.

12 февраля, вторник.

Прошел месяц, как закрыли нашу церковь. 20 января я ходил с церковной старостой в Рик, и временный секретарь его Мочалов заверил нас, что "церковь откроют чрез неделю, много - чрез декаду".

Одновременно с закрытием храма гам запретили совершать требы на дому и на кладбище. Члены приходского совета ходили хлопотать в Рик и в следующие два воскресенья - 27 января и 3 февраля, и тоже получили отказы. 10 февраля в Рик ходили бабы, человек 30, и настойчиво просили открытия храма. Грубый Каракулов, секретарь, прямо застращивал их, переписывал и отказал: "Не откроют вам церкви". Но пришедший потом Степанов успокаивал, что церковь откроют, когда эпидемия прекратится. Сегодня от имени церковного старосты я подал заявление прокурору об открытии храма, а в первую очередь - о снятии запрещения править требы на домах, как ненужного, причиняющего страдания верующим, не основанного на законе, а напротив противоречащего закону. Прокурор обещал ответить чрез два дня.

На прошлой неделе закрыта церковь и в Уче.

15 февраля, пятница.

Сегодня прокурор вызвал церковного старосту и словесно дал разрешение нам крестить на дому и отпевать на кладбище, и обещал, что чрез 2-3 дня откроют церковь. Слава Богу!

В Удугучине, после 3-месячной службы в храме, его опять заперли. 7 февраля из-за сыпного тифа в школе.

16 февраля, суббота.

Сегодня получил извещение, что на место архиеп. Софрония, переведенного на Дон и служившего в Ижевске с 28 июня 1934 г., приехал в Ижевск епископ Павел - 19-ый управляющий Ижевской епархией.

27 февраля, среда.

Перечитал "Заветными тропами" о. Наумовича. И окаевал себя: как бы хорошо от юности помнить святые заветы и следовать им! Помоги мне, Господи, на склоне дней моих ревностнее служить Тебе в своем духовном устроении и в пастырском попечении о спасении детей своих духовных.

4 марта 1936 г., вторник крестопоклонной недели.

Сегодня, наконец, получил письменное уведомление от прокурора от открытии нашей церкви с завтрашнего дня. Слава Богу! Большая радость нам и всем прихожанам. Бабы раза три собирались по воскресеньям и надоедали начальству, приступая с требованием открыть церковь. Одна из них, нервная, с трясущимися губами и со слезами на лице, воскликнула: "Сердце мое не переносит, что церковь закрыта!" На это Каракулов, со свойственной ему деликатностью, ответил: "А ты вырежь сердце и брось его".

Некоторые даже захворали с горя по церкви. Одна говорила: "Иное воскресенье и не сходишь в церковь, да хоть тому радуешься: знаешь, что в ней служба идет". Как всякая репрессия против религии, закрытие церкви лишь ярче выявило преданность прихожан к церкви. А что закрытие нашего храма было нажимом на религию, ясно из того, что кроме храмов ничто не было закрыто; нормально функционировали школы, ясли, лесные пункты с их грязными бараками, всякие собрания в народном доме и делового и увеселительного характера - кино, танцевальные вечера, балы, маскарады и т.п., столовые, пивная и пр. и пр.

В Водзимонье церковь еще не открыли, при наличии еще тифозных больных. В Уче церковь недавно открыли.

Церковь наша была закрыта 7 1/2 недель. Прошли без богослужения 8 воскресений, престольный праздник 25 января, Сретение, мясопустная суббота и половина великого поста. Сегодня начали натапливать церковь. Будут теперь ежедневно топить и утром, и вечером.

5 марта, среда.

Церковь сегодня воспевает: "Пост благих ходатай, свое преполовение ныне введе, прешедшими дни благоугодив, и прочими пользование предложив". О, если бы Господь сподобил и меня, и моих пасомых, по открытии церкви, с преполовения поста покаяния во грехах, за кои Господь и наказывает нас лишением Своей святыни, и начать новую жизнь во Христе!

6 марта, четверг.

Первую половину поста я не ужинал, частию по гигиеническим основаниям, частию по религиозным. С началом служения в церкви предполагал возобновить ужины, потому что приходится часто вкушать пищу из-за службы часов в 12, и даже в 2 по полудни. Пестрый же режим неудобен. И сегодня начну ужинать, конечно, легкой лишь закуской.

21 марта, пятница.

Вчера и водзимонцы получили разрешение открыть храм. Слава Богу! Все таки наши власти не отличаются такой дикой антирелигиозностью, как в Старозятцинском районе: там, в прошлом году, в Удугучине церковь закрыли в Вербное воскресенье, а в Узях - так в аккурат в великую субботу.

Сегодня поют: "Душеполезную совершивше четыредесятницу". А для моей несчастной души какая польза от прошедшей четыредесятницы! Разве сознание своих немощей и вопль надежды к Единому Спасу: "Господи, спаси меня!"

25 марта, великий вторник.

С Соборного воскресенья 17 февраля Маша захворала гриппом, ныне очень распространившимся, и недели три не выходила далее своего двора. Но кашель, и ранее ее донимавший, а теперь усилившийся, не прошел доселе.

У меня бывает нередко кровавая моча, особенно после поездок с требой в деревни, или после продолжительной по праздникам службы в храме, например, 1 января или сегодня. Хотя иногда и поездки, и утомительное богослужение проходят без вреда для здоровья.

29 марта, великая суббота.

Исповедников было за пост 953, на 32 менее прошлого, самого минимального года. Домохозяев говело 28 русских и 19 удмуртов, - 8 % и 4% к общему числу домохозяев. Сказалось и закрытие храма на половину поста, а преимущественно - сильные строгости по деревням как уходящим с работ. У одной девушки - курсантки на вавожских курсах мать помирает; так и то не разрешают ей отлучку домой. Иные берут храбростию, например, один деревенский бригадир утром нарядил соседей на работу, а сам убежал в село говеть. Большинство говеть начинают "одновыденкой".


Христос воскресе!


30 марта 1936 г.

Народа в церкви было довольно много, по подсчету прикладывания ко Кресту - около 550. Дорога плоховата, хотя весна идет с опозданием; лишь местами проступается. Не обошлось без хулиганства конечно. Ребята безчинствовали на паперти и у каземата, вырывали из рук богомольцев свечи, как в церкви, так и в церковной ограде во время крестного хода. Работали и карманники.

16 апреля 1936 г., среда.

Великим постом мне не довелось исповедаться. При отсутствии особого для духовенства благочиния духовника, вообще-то нашему брату исполнять этот христианский долг очень затруднительно; благо, если подвернется подходящий случай; ездить же нарочно в соседнее село я уже не могу по своему нездоровью.

Приими, Господи, мое сердечное покаяние, и помоги мне уклоняться от зла и творить благо!

18 апреля (1 мая н. ст.), пятница.

Сегодня я посадил на дворе черенками 6 тополей. Везде я занимался древонасаждением. Садил в Алнашах, кажется, у своего домишка на берегу речки. В Удугучине засадил большой сад, хотя плодовая часть его и не удалась. В Вагине, считая его лишь этапом, все же под окнами посадил клен; не знаю, сохранился ли он. В Вавоже не мало у меня старания было по закладке сада на священнической усадьбе. Переселяясь на деревенскую усадьбу, поддерживал и расчищал оба садика при нем, особенно участок малины; насадил гряды виктории, но не пришлось ни разу пользоваться ею. У Старковых ничего не садил, да и места своего не было. При доме, купленном у Машковцева, садить было некогда, - скоро отобрали его. Теперь при новом доме опять посадил малину и тополи; черенки последних взял от своих тополей с бывшей священнической усадьбы; оттуда же, хотя и не непосредственно, пересадил один куст черной малины.

Садя тополи, я не мало возился у костра кряжев, составленных стоймя, в роде шалаша, и даже брал землю внутри этого шалаша для ямы тополю у самого шалаша. И что же! Через полчаса по окончании этой работы, все эти кряжи, вероятно, неравномерно мною переставленные при посадке, рухнули... Будь это пораньше, меня бы раздавило массою кряжей, из коих некоторые так тяжелы, что я не могу их поднять и по одиночке. Не явная ли милость Божия ко мне?! Новое побуждение к большей и большей благодарности к Богу, благодарности - обязывающей меня.

И даже маленький черенок тополя, посаженный у самого шалаша, остался совершенно невредимым, хотя брусья упали вплоть по бокам его и даже сверху нависли над самой вершинкой саженца.

1 мая 1936 г., четверг.

С сегодня начинаю читать Новый Завет, глубоко вдумываясь в него, достигая возможной ясности в уразумении темноватых мест и записывая в особую тетрадь как постижения таковых речений, так и думы и чувства мои при чтении священного текста. Торопиться в чтении или давать себе определенные уроки не буду.

Едва ли не впервые так принимаюсь за чтение Священного Писания. Дважды, в 1922 г. и в 1925-1927 гг., я читал Новый Завет с записью мыслей своих при сем, по возможности лаконически выраженных, притом во втором разе - с пастырским уклоном; но эти записи были очень кратки м к известным стихам искусственно приуроченными, а именно - по одному стиху из главы, в 1022 г. - к 22, а в случае краткости главы - к 12 или даже 2; в 1926 г. - к 26 стиху и т.п.

Даруй мне, Господи, уразуметь умом и сердцем Заветы Твои, а еще более и прочнее - жизнию своею уяснить их, "да не в грех себе святых жития и словеса прочитаю, но в обновление и просвещение и в святыню и в спасение души и в наследие жизни вечныя" (молитва Св. Златоуста), да будут они светом и для меня, недостойного пастыря, и для моих возлюбленных чад духовных".

21 мая, среда Троицкой недели.

Сегодня вятичам воспоминается прежний выход Св. Николая на Великую реку. Своим явлением чудотворным образом Св. Николай особенно близок и дорог вятичам. Еще в нынешний Духов день один интеллигентный человек спрашивал меня, можно ли ему в Вятку съездить исполнить данный обет - помолебствовать пред Великорецким образом Святителя. В божнице моего дома, среди других икон, имеется и список этой иконы. И в храме сегодня после литургии на молебне я просил Угодника исходатайствовать мне и пастве моей очищение от грехов и духовное преуспеяние.

22 мая, четверг.

Сегодня ушли от нас два плотника, работавшие неделю. Поставили лабаз и сделавшие кое-какую мелочную работу.

3 июня 1936 г., вторник.

Здоровье мое понемногу ухудшается. Болезнь сердца, благодаря довольно строгой моей диете, как будто не усиливается. Зв зиму были на ночь раза два небольшие сердечные припадки, прошедшие без всяких лечений. В церковь по утрам хожу обычно с тремя непродолжительными остановками - против Ив. Платоныча, Г. Сивкова и Н. Михеича; а теперь, когда хожу только в одном легком подряснике, и ни разу не останавливаюсь до церкви. После обеда, если приходится ходить в церковь, уже бывает много труднее. Задержка же мочи внушает больше тревоги. Ночью и утром выделение ея бывает затруднительнее. А что особенно тревожит, так это кровавая моча, бывающая иногда даже после поездки только до церкви, а особенно - ежедневной и неоднократной в день. Иногда она бывает и без поездок, а именно после продолжительной праздничной службы. 20 мая, хотя и в простой день, она была вечером и несколько раз ночью. Лечусь только уротропином, принимая его с перерывами. В приход с требами, думаю, совсем ездить нельзя, хотя еще не отказывался, так как теперь зовут крайне редко. С мая начал отмечать по новой скале характер ночных мочеиспусканий, делая соответствующие месячные графики.

4 июня, среда.

Заказных обеден за 1935 г. было более, чем втрое, сравнительно с 1924 г., и более чем вдвое против 1929 г. Из заказных обеден треть падает на поминовение новопреставленных. По деревням более всего заказывают обедни макаровцы - 27% общего числа, затем Слудка - 11%, Вари - 8%, Квачкам - 7%. Таким образом на эти 4 деревни падает более половины заказных обеден. Малькан - 3%, Вавож с его пришлым и текучим населением - 13%, на чужеприходные деревни падает тоже 13%. В моей части в 1935 г. не заказывали ни одной обедни Дерябино, Итчи, Малиновский, Покей Докья, Пужмоил, Силкино, Сишур, Соколовский, Сям Докья и Четкер. Из общего числа заказных обеден от удмуртов моей части было только 2%. Если сравнивать мою часть и вторую, то на мою часть падает 57% заказных обеден, а на вторую 43% (не считая вавожские и от чужеприходных обедни).

9 июня, понедельник.

Сегодня мы, наконец, покончили с "соломенной культурой": заменили на сарае соломенную крышу тесовой.

Слава Богу, ликвидируется в соседях с нами пивная, которую мы 6 годов претерпевали, с ея хулиганством, сквернословием, драками и прочими мерзостями. Дом продан в Сельпо, представитель которого сегодня в него и переселяется.

16 июня, понедельник.

6 часов утра. О, если бы мы так же заботились о духовном здравии, как о телесном! Помоги, Господи. 5 часов вечера. Сегодня к большому утешению я исповедался у случайно пришедшего ко мне, начавшего служить в Тыловыле, о. Феодора Никандровича Лушникова. Тем более это приятно, потому что великим постом я остался без исповеди.

17 июня, вторник.

Вчера посетили меня член Академии истории материальной культуры проф. Архитектурного института Алексей П. Смирнов и Заведующий ижевским музеем Д.Ф. Ладейников, художник. Смирнов, уже 12 лет производящий археологические раскопки, большею частию в Удмуртии, ныне производит разследование по р. Вале. Много интересного поразсказал он, человек очень грамотный и деликатный. Сильно заинтересовался моим трудом по истории удмуртов и испросил у меня разрешение предложить Ижевскому научно-изследовательскому институту напечатать его. Обещал послать мне некоторые свои печатные труды по истории удмуртов. Ладейников показал нам свои рисунки карандашем и красками весьма многих стариков, делившихся с экспедицией преданиями удмуртов, а также и видов в окрестностях Валы. По предложению Смирнова, Ладейников подарил мне красочный пейзаж вида на Вавож из-за моста, сделанный им каких-нибудь часа в два-три вечером в субботу. В оплату я подарил Смирнову два дэндора из уедокьинского и, кажется, гурезь-пудгинского шалашей. Дэндоров он еще не видал, и очень ими заинтересовался. Говорит, что дату их определить трудно, - могут они быть X в., но могут относиться и к XVIII в., при устойчивости традиций в глухих местностях.

Посещение ученых было весьма приятно, внося в нашу монотонную жизнь свежую струю духовных интересов. Так что вчерашний день дал мне две большие радости.

24 июня, вторник.

Сегодня я еще не виделся с Ал. П. Смирновым и его соработницей - сотрудницей Удмуртского научно-изследовательского института Глаф. Ар. Лаговой. Говорили со мной об условиях печатания трудов вообще и в УНИИ в частности, и о возможных перспективах и замедлениях печатания и моего труда. А потом Лагова, сообщив мне, что меня Институт уже разыскивает, усиленно просила меня дать ему материалы для описания и создания кинопленки о Мултанском бунте 1906 г. Может быть мои воспоминания и не будут напечатаны, но они же должны дать богатый материал для описания, в особенности - в отношении пострадавших крестьян, в чем составители описания преимущественно нуждаются. Я обещал в месячный срок написать свои воспоминания. К счастию у меня сохранился небольшой, но яркий перечень жалоб пострадавших об убиениях их.

27 июня, пятница.

Исполнился год, как мы живем в новом доме. Слава Богу!

3 июля 1936 г., четверг.

Сегодня я послал свои "Воспоминания о мултанском бунте 1906 г.", исполнив это задание втрое скорее обещанного. Надеюсь, что это не отразилось ни на количестве, ни на качестве работы. Написал 4 писчих листа.

4 июля, пятница.

За июнь кровавая моча у меня была по 10 дней. Ездить даже до церкви стало мне неудобно и немного больно. 29, 30 июня и 1 июля у меня ежедневно была кровавая моча, хотя, как и обычно, в небольших размерах - 1/4 или 1/2 стакана. Со 2 июля я решил ходить, а не ездить в церковь, хотя это и тяжелее для моего сердца, но не очень - при легком летнем одеянии я дохожу до церкви без остановки. Неудобство еще и то, что приходится долго сидеть в церкви в ожидании треб - до 2, 3 часов. Но зато кровавой мочи и болезненных ощущений пока нет.

Вот я бы так же внимательно, с ежедневным учетом относился к душевному здоровью! Помоги, Господи!

5 июля, суббота.

Вчера, в 6 часов утра на колокольню пришли зав. Райфо Костяев с рабочими и, не только без согласия, но даже и без ведома прихожан, стали убирать колокола. Сторожихе запрещено было не только сходить за церковным старостой, но даже говорить кому-либо об этом. Изъятие колоколов нас не удивило: слышно, во всех ближних районах, не только Удмуртии, но и за пределами ея проходило сплошное отнятие колоколов. Кое-где по этому поводу были возмущения верующих, например, в Польке и, кажется, Кейлуде, не давших снимать колокола, но конечно чрез несколько дней уступивших силе. Предосторожности у нас были излишни; это доказала и возня с колоколами, продолжавшаяся до ночи, и понятно не вызвавшая никакого смятения. Большие колокола сбрасывали очень неумело, так что повредили крыши у боковых портиков, особенно нижнего; крыша его чуть держится. Разбили колокола на земле, и стон их звучал похоронно. Не оставили на колокольне даже часового колокола, что для населения будет очень неудобно. Набатный 9-пудовый колокол еще ранее передан на пожарную каланчу. Кроме его на колокольне было 9 колоколов: большой 102-пудовый, полиелейный 46-пудовый, субботний пудов 20 вероятно, часовой 14 1/2 пуда и 5 малых, в общем, следовательно, до 200 пудов.

Помню, как заводили колокол в Удугучине, с какой охотой жертвовали на него, с какой радостию, даже восторгом везли его, под конец даже на себе, в село! Там колокол большой был, 107 пудов.

9 июля, среда.

Ночью сегодня воры, сломав западню нашей погребной ямы, похитили сливочное и льняное масло, рыбу и пр., рублей на 35, считая с изломанной и унесенной посудой.

с 5 июля ночью Маша и Матрена обе захворали рвотой, поносом, у Матрены частию - и кровавым, с судорогами. Хворали дней 10 разстройством желудка.

13 июля, воскресенье.

В деревнях богомольные старушки чтят и постятся Ильинскую неделю. Я, питая особую веру в Пр. Серафима, считаю сегодня начало Серафимовой недели, предпразднство его праздника в грядущую субботу.

Да поможет мне Господь, предстательством Угодника своего, обрести телесное и духовное здравие!

3 августа 1936 г., воскресенье.

Вчера поздним вечером прошла сильная гроза с большим дождем. Это за всю весну и за все лето - первый сильный дождь. Упорная засуха ныне на большей половине Европейской России и в Северной Америке вызвала сильный неурожай. Крестьяне наши горюют, как прожить зиму. Кормов для скота тоже очень мало. Нам придется продать корову.

7 августа, четверг.

30 июля в соседстве с нашим приходом выгорела деревня Березек. Сгорело 128 домов - небывалый по размерам пожар в нашем краю за многие годы.

4 августа в Нюрдор Котье сгорело 2 дома.

18 сентября 1936 г., четверг.

Сегодня пред утром в Большой Можге сгорело 4 дома. Пожар начался с председателя колхоза - "евангелиста"; у него сгорела мать - старуха, забежавшая уже в пылающий амбар спасать свои пожитки.

19 сентября, пятница.

В первый раз мылись в своей новой бане - землянке, устроенной в этом месяце.

6 октября 1936 г., понедельник.

13 сентября из церкви взяли часы в пожарную для отбоя там часов. Протест прокурору остался без последствий. Купить-то им часы не на что, чужие отбирают.

13 сентября ремонтировались церковью боковые портики у входа западного в церковь, поврежденные при сбрасывании колоколов с колокольни по методу пошехонцев. Ремонт встал...

Регентша наша Ек. Серг. Суворова с Преображения опять зауросила и не встает на клирос, и даже сделала сцену в церкви после богослужения 8 сентября, когда добровольцы решили спеть кое-что партесное на клиросе. Жаль ее. Как она живет с таким несчастным характером. Крайне она подозрительна и везде видит подвохи под нее. Уговаривать ее безполезно, при ея постоянном недоверии и подозрительности.

8 октября, среда.

Садоводство мое ныне было неудачно, думаю из-за засухи. Ни один тополь не отрос. Малина также погибла, остался только один кустик, пересаженный с задов при постройке лабаза. Весною думаю опять заняться насаждениями.

15 октября, среда.

Сегодня Матрене сделали в нашей больнице операцию аппендицита, которым она давно хворает, перенесши несколько приступов. Легла в больницу она 6 октября, но за повышенной температурой ея операция долго откладывалась. Сошла благополучно. Врач Вл. Ф. Фирекель славится, как умелый и осторожный оператор. Операции в нашей больнице сходят благополучнее, чем даже в Ижевской, что подтвердил специальный контроль недоверчивых ижевцев, нарочно приезжавших в наш район для детальной проверки на местах здешних операций и их результатов. Особенно педантично соблюдает Фирекель требования асептики.

24 октября, пятница.

Сегодня Матрена пришла из больницы, чрез 9 дней после операции и на 19-ый день после ухода в больницу. Все у ней благополучно. Нужно теперь запасаться силами. Первый приступ этой болезни у нея был летом 1923 г., а за последние годы сильные боли в правом боку у нея были частенько. Тем приятнее коренной ремонт организма.

13 ноября 1936 г., четверг.

Несколько лет я пилил себе дрова, сначала с Матреной, а потом, неожиданно для себя научившись пилить в одиночку, - и один. Совет московского профессора в 1927 г. - не заниматься никаким физическим трудом, сберегая силы своего слабого сердца, оставался неисполненным. Сегодня, наконец, на 10-м году после этого совета, решил - с завтрашнего дня прекратить пилку и колку дров, за исключением каких-нибудь мелочных работ, например, колки полешков для железной печки.

Даруй, Господи, мне сил и решимости так же воздерживаться и от душевных неподобных привычек.

23 ноября, воскресенье.

В Веденье за обедней сгорела в селе баня Г.М. Вяткина с сушившимся колхозным льном.

19 ноября мы зарезали свою корову Буску, за сильным недоурожаем хлебов и кормов и за невозможностью запастись кормом. Придется опять пожить без коровы, что частию и на руку нам, всем безпомощным и хилым, которым уход и за одной коровой в тягость. Куриц тоже всех прирезали.

25 ноября, вторник.

Месяц остался до Рождества Христова. Дай Боже приготовиться духовно к его встрече. Господи, помилуй и благослови.

1 декабря 1936 г., понедельник.

Сегодня даю себе ряд обещаний и надеюсь ежедневно и строго следить за собою, помню ли эти обещания. Упадок физических сил не может служить извинением духовной расхлябанности.

Вчера нас постигла крупная церковная неприятность: дьякон объявил, что он с начала нового гражданского года уходит за штат и переселяется в Ижевск, из-за отсутствия хлеба в Вавоже. Теперь хлеб или совсем не продают, или же продают очень мало, создавая громадные очереди. Пшеничный или крупчаточный хлеб доступнее, но он слишком дорог; диакону с его семьей из 7 человек нужно, по его словам, ежедневно 6 кило хлеба. Ходил он за печеным хлебом в Сюгинск, дважды - в Ижевск, диаконица ходила в Сюмси, питались скверным крахмалом № 3 с песком и т.п. дрянью; задолжались кругом и пр. Решились, наконец, бежать из Вавожа, тем более что увоз хлеба из Ижевска затрудняется.

Очень жаль диакона: хорош и по службе, и по характеру, и по готовности всегда помочь. Конечно, и служить без диакона будет тяжело. Кабы и псаломщик не надумал бежать по примеру диакона. Тогда уже совсем круто нам придется.

4 декабря, четверг.

Платил я мясной налог на 1937 г. Ныне за безкормицей много скотины сдают, и купить можно было недорого. Я купил 30 1/2 кило по 1 р. 60 к. на 48 р. 80 к., а остальные 29 1/2 кило оптом за 40 р., т.е. примерно по 1 р. 34 к., всего, таким образом, уплатив за 60 кило 88 р. 80 к., т.е. в среднем по 1 р. 48 к. кило.

22 декабря, понедельник.

С Нового гражданского года диакон М. Лукин перестал служить у нас. Вчера, в воскресенье, в первый еще праздничек служили без диакона.

31 декабря, среда.

Вчера неожиданно сделался у меня запор мочи, после 5 1/2 года сравнительного здоровья, позволявшего не ходить в больницу. Уже более полугода по ночам моча у меня шла очень затруднительно, после долгого, минут 45 или час, ожидания. Утром, по вставании, тоже приходилось мочиться постепенно, по несколько раз. И даже после сна днем, моча шла не сразу. Но такого запора, как вчера, не бывало.

Ночью на вчера я вставал и сидел более часа. Потом уснул. Пробудился в 4 1/2 часа и опять помочился. Умывшись и помолившись, я решил еще поспать. И вот во время этого сна у меня заперлась моча, с 7 1/2 часа, когда я встал. Сначала все думалось, что болезнь пройдет от домашних, деревенских средств, - бани, настоя березовых листьев, массажа. Но когда ничего не помогло, пришлось идти в больницу. Здесь вставляли катетер сначала сестра милосердия, потом врач Кл. Ф. Цонова; обе не могли вставить его. Послали за Фирекелем. И только он, вставив с большой болью самый толстый металлический катетер, не торопясь и с паузами, добился удаления мочи, и прекратил мои полусуточные боли. Фирекель сказал, что за его практику ему еще не приходилось встречать такой трудный провод катетера. По выпуске мочи, он на этот раз велел сестре минут 10-15 еще не вынимать катетер, чтобы приучить проходимые им органы давать больший приход мочи. Уротропин советовал ежедневно, без перерывов, по дважды в день, до пищи или часа чрез 2 после нея. Кровавой мочой смущаться не велел, если она, как у меня, не пахнет дурно: это де бывает от небольших прорывов на внутренней стенке мочевого пузыря. Сегодня запор мочи не повторился.

1937 г.

1 января, четверг.

Благослови Господи мою паству и меня, недостойного их пастыря, провести наступающий год в душевном и телесном здравии, побеждать грех и возрастать в духовном преуспеянии.

3 января, суббота.

Некоторые итоги за истекший год. Из умерших за год русских причастилось пред смертию 60%, из вотяков - 10%.

С требой ездил в деревни, в первые месяцы года, 3 раза. Теперь мне ездить стало нельзя, по нездоровью. Однажды этой зимой уже ездил за меня в Макарово о М. Суворов. Обеден за год было 251, значительно меньше прежних годов. Сказалось в этом и временное закрытие нашего храма на 7 1/2 недель, а также и голод. Например, за ноябрь и декабрь 1936 г. обеден было на 14 меньше, сравнительно с этими же месяцами в 1935 г. Я за год не обвенчал ни одной свадьбы.

В моей жизни 1936 г. дал увеличение вдвое денежных налогов и неожиданный, хотя к счастью и непродолжительный рецидив болезни запора мочи 30 декабря.

14 января, среда.

Сегодня окончил молитвенно читать богослужебные Минеи, 12 книг, начатые ровно год тому назад, 15 января, вскоре после временного закрытия нашего храма. За удаленностию церкви, приходилось, в особенности на неделях не моей чреды, зачитывать вперед, хотя на праздники, с их пред- и по- празднствами, читал обычно своевременно. Более читал дома, чем в церкви, на утренних и вечерних молитвах, и за правило к причащению. Делал выписки наиболее замечательных, по тем или иным причинам мест. Таковых сделано 108.

Теперь у меня прочитаны Минеи, кроме дополнительной, Октоих, обе Триоди; еще большой требник, иерейский молитвослов.

20 января, вторник.

Слава Богу, 46-я годовщина моего священства! Даруй Господи последние годы его провести в мире и покаянии и посильно послужить спасению пасомых.

28 января, среда.

"Да избавлюся от страстей и врагов и нужды и всякия скорби, трепетом и любовию со благоговением, Человеколюбче, приступляй ныне к Твоим безсмертным и Божественным тайнам, и пети Тебе сподоби: благословен еси Господи Боже отец наших".

2 февраля 1937 г., понедельник.

Мысли при чтении сегодня на утреннем правиле акафиста Спасителю.

"Иисусе премилостивый, пресвитеров сладосте". Сия сладость подается особенно в частом нашем причащении.

"Имеяй богатство милосердия, мытари и грешники и неверныя призвал еси, Иисусе". Он, как радушный хозяин, радуется обилию гостей. Мы же, скупые, разсчитываем и фарисейски отгоняем от трапезы "недостойных", забывая свое окаянство.

"Иисусе, похвало в старости моей". Вот чем бы следовало хвалиться нам, чем в старческой болезни тщеславия услаждаться мишурною славою.

4 февраля, среда.

Сегодня послал жалобу в Ижевский НКФ об излишнем в 500 р. налоге на меня в 1936 г. и таковом же на 1937 г. (см. 21 января 1936 г.). Книжку № 194 мне так и не возвращают. Писал я о сем и в канцелярию Московского митрополита, прося содействия. Но и канцелярия Блаженнейшего пребывает в блаженно-обломовском покое. А вот о сборе средств на свое содержание она очень заботится.

5 февраля, четверг.

Наш приход и далеко кругом постиг ныне сильный голод. Уплатив положенное государству, а в некоторых деревнях и это не сполна, крестьяне остались ни с чем, ни себе, ни скотине. Большая часть теперь ходит в Сюгинск, более - в Ижевск, иные даже в Сарапул, и там покупают "буханки" печеного хлеба, проживая там по неделе, вставая в очереди часов с 2 ночи и дрожа на холоде. В итоге привозят на салазках буханок 15 , т.е. около двух пудов. Иные привезенный хлеб растворяют в квашнях с разными суррогатами. Последними питаются во всю - желудями, куколем, клевером, паласиной, опилками, картофельной мезгой и бракованным полугнилым крахмалом с Больше-Можгинского паточного завода и т.п. дрянью. Вавожские пекари пекут только на служащих, - так заботливы местные власти. Работающие в лесу получают понемногу печеного хлеба и фуража для лошадей, но не в достаточном количестве - особенно при многосемейности. И то часто дают не ржаной хлеб, который продают по 85 к. кило, а пшеничный по 1 р. 50 к., 1 р. 80 к. и даже крупчатый - по 4 р. 20 к. В лавках на расхват раскупают изредка привозимые сушки, печенье, крупы, толокно. Иногда при отпевании на вопрос, от чего умер привезенный покойник, получаешь ответ: "наполовину от голоду". Лошади же околевают сплошь, при постоянной работе и питании ржаной соломой, да еще иногда и прошлогодней. Даже макаровцы начали питаться кониной, а чужьяловцы в очередь стают, добиваясь даже падлой конины. Они же продают еще крепкие амбары рублей за 30-20. Наш псаломщик В. Троицкий тоже периодически ходит в Ижевск или Сюгинск за хлебом, а обязанности его по церкви исполняем тогда мы, священники. Мы лично запаслись по осени мукой, продававшейся в лавках. Не знаю, как протянемся. Ходить в город за хлебом не можем по инвалидности, хотя Матрена все порывается туда. Случаи воровства умножаются. На этой неделе в нескольких домах днем сломали замки и похищали провизию.

19 февраля, четверг.

5 февраля Маша захворала инфлюэнцей, за последние годы обычной ея данью нездоровью. Сегодня в первый раз после болезни сходила в село.

Послезавтра наш дьякон М. Лукин уезжает со всей семьей своей в Ижевск, где нашел себе и приспособил к жилью какую-то баньку. В здешнем доме своем оставляет домовницу - квартирантку.

24 февраля, вторник масляной.

Сегодня исполнилось 25-летие моей службы в Вавоже. Несколько праздничный вид придав заказной сегодняшней службе, после литургии отслужил благодарственный молебен. Прихожане конечно не знали о сем, и блистательно отсутствовали. Да если бы и знали, то чего-либо другого от них ожидать не было оснований, при их безчувствености, так заметной при сравнении с прежними моими паствами. Но да послужит это мне к вящему сознанию моего недостоинства.

Теперь многие жалеют уехавшего от нас диакона, хотя, по вавожски, не менее и осуждают его. А когда он еще был в Вавоже, ни один человек из ходивших в Ижевск за хлебом и привозивших оттуда пуда по два и даже по пяти, не предложил диакону, - не подарить, а продать ему, - одну только "буханку". А найдись таких только один человек из 10 домохозяев, и диакон не уехал бы из Вавожа.

2 марта 1937 г., чистый понедельник.

С началом великого поста даруй мне Господи душевного и телесного здравия, духовного бодрствования! Недели три тому назад я начал чувствовать сильную одышку, не только при ходьбе в гору в церковь вперед, но и обратно, останавливаясь, где собрать дух, и при ходьбе под гору и по ровному месту так что, придя домой, иногда в изнеможении, прямо у порога сажусь на сундук и отдыхаю. Как-то приведет Господь провести пост, при более частых хождениях в церковь? Или, может быть, постный режим отразится благоприятнее на здоровьи? Вчера к вечерне не ходил, хотя было и досадна эта новость в моих привычках. Вчера, при окончании вечерни, уже когда запели Пасху, в церковь вдруг пришла тревожная весть о пожаре в доме о. М. Суворова. Загорелось внутри в запертом доме; сильно выгорела стена, заборка, постель. Народа собралось достаточно, хотя пожарные и не являлись, и пожар утушили.

9 марта, понедельник.

Вчера, в неделю православия, я начал поучения в храме на 10 заповедей, руководствуясь преимущественно, по крайней мере, в плане порядка поучений, "Уроками и примерами христианской любви" о. Дьяченко, конечно приспособляя значительно поучения к потребностям и пониманию прихожан. Цикл поучений очень обширен и, возможно, уже последний будет у меня.

9 апреля 1937 г., четверг 6 недели поста.

Сегодня Бог сподобил меня исповедаться у приходившего в Вавож учинского священника о. Ар. Н. Орлова. Очень я доволен этим. Ездить для этого в соседние села не могу, а сюда соседние священники ходят редко. Слава Богу, не оставившему меня без очищения души во дни великого поста и без этого утешения к Светлому празднику.

12 апреля, вербное воскресенье.

По слабости здоровья я думал, было, ныне прекратить служение великопостных воскресных молебнов с акафистами, или, по крайней мере, оставить лишь чтение акафиста после заамвонной, без полного молебна. Но благодарение Господу, Он дал силы поддержать порядок прежних годов. И сегодня был последний акафист, страстям Христовым, при воодушевленном пении всем народом акафистных конечных припевов.

14 апреля, великий вторник.

За последние годы многие прихожане переселились, не желая жить в деревне, в Ижевск и Сюгинск, особенно из Слудки. Ныне же многие, особенно из Чужьялова, Макарова, Вавожа, Силкина и др., выезжают в Сибирь, Украину или поближе, продавая или запечатывая свои дома. Бегут от настоящего и будущего голода. После замечательно безснежной зимы и весеннего маловодья, стоит засуха; не бывало еще ни одного дождя, даже не большого. Виды на урожай очень тревожны. Яровой сев очень затягивается, несмотря на все понукания власти. Лошадей много переколело, а оставшиеся в общем малосильны. Тракторы не поспевают работать на всех полях.

Очень жаль бедствующих, голодающих и хворых прихожан. Почти ежедневно хороним взрослых. Записываем, что умерли от такой-то болезни; но основная причина смерти - от недоедания, истощения. Как-то и нам придется прожить следующий год? Пока же, благодаря Богу, еще не нуждаемся и едим хлеб без суррогатов.

15 апреля, великая среда.

Вавожские власти всегда, по отзывам печати, склонные к "административному восторгу", ныне тоже не кладут охулку на руку. Страховая комиссия во главе с Костяевым отказала о. Суворову в страховой премии на том разумном основании, что дом был оставлен без надзора. Следовательно, уходя даже днем, хотя бы на часок, мало запирать дом на замок, а еще нужно и стражу поставить. Прямо, взято как будто из Щедрина.

17 апреля н.ст. пред. Рика Волков и начальник пожарной дружины Стельмахов предписали церкви под угрозой штрафа заготовить между прочим 1300 ведер воды к 1 мая. Это в самый разгар посевной компании. Ранее церковь заготовляла 100-150 ведер воды на лето, чем начальство вполне и удовлетворялось. После безуспешного ходатайства пред прокурором, мы подали в Ижевский ЦИК заявление об отмене этого неисполнимого требования.

Вчера милиция потребовала в 24 часа убрать кругом церкви коновязи, чтобы никто не привязывал тут лошадей. Коновязи устроены были ранее по требованию милиции же. Куда же теперь будут привязывать лошадей приезжающие отпевать покойников или крестить?!

В прошлом году я садил на своем дворе тополи и малину (см. 18 апреля и 8 октября), но засуха свела на нет все мои труды. Сегодня опять посадил 9 плохоньких кустиков малины и в 8 ям 14 прутьев тополя. Еще 31 марта в питомнике посадил на запас 12 прутьев тополя. Каковы то будут ныне труды мои по озеленению моего двора - бывшего пустыря. На нашей улочке в придомовых усадьбах, кроме Ненилы, ни у кого нет древесных насаждений.

18 апреля, великая суббота.

За великий пост говело 992 причастников, немножко поболее 1935 и 1936 годов. Но домохозяев говело минимальное число - 18 русских и 16 удмуртов.

Режим поста провел также, как и в прежние годы. Здоровье похуже прежних годов, но все же обошлось благополучно; только на последней неделе я не ходил в церковь первые три дня и в пятницу к часам, сберегая силы свои к продолжительным службам последних дней поста.

С вербного воскресенья регентша Е. С. Суворова, неожиданно, - после недавнего решительного отказа на мою просьбу, - опять взялась руководить хором, и мы имеем удовольствие наслаждаться стройным пением и также ждем и в Пасху.


Христос воскресе!


19 апреля 1937 г.

Частию из-за посевной компании, частию из-за начавшегося вчера вечером мелкого дождя, народа сегодня в церкви было поменьше. Учащимся запрещено было ходить в церковь, под угрозой увольнения из школы, и предписано было им следить за товарищами и доносить. Так своеобразно толкуют здесь новую конституцию. Хулиганства в церкви и около нея ныне не было.

Придя после обедни домой, Матрена нашла, что наружный замок у нашего дома был отперт. Но уже более недели мы приделали еще внутренний замок, и он спас. А до него даже и днем не оставляли дом без охраны; в праздники ходили в церковь поочередно, опасаясь сильно развившегося в селе воровства.

По старой своей привычке с сегодняшнего великого дня начал чтение некоторых книг, а именно:


в слух в семье:


1) Анну Каренину

2) Некрасова том II

3) П.Я. Русскую музу


и сам отдельно:


4) Ежемес. журнал 1918 г. и

5) Живую жизнь 1907 г., 2 выпуска


23 апреля, светлый четверг.

Пасха ныне прошла для моего здоровья неблагополучно. Уже более месяца мочеиспускание стало затруднительно; моча шла мало, с судорогами и болью в груди, по утрам - повышенной температуры. Притом по ночам и утрам нужно было предварительно походить на крутую гору, попилить дров, чтобы началось хотя бы и слабое мочеиспускание. Все это, а также и анализ мочи, еще за 9 февраля н.ст., было симптомами катарра мочевого пузыря.

На другой день Пасхи я с трудом отслужил. Весь день и до полуночи мочи вышло менее стакана. С вечера уснул часа на два, а потом всю ночь маялся сильными болями. На третий день уже я не служил, а пошел в больницу, где Фирекель ставил катетер, не самый толстый. После того моча шла опять слабо. Вчера утром пришлось опять ставить катетер, на этот раз уже толстый. После того моча пошла лучше. Фирекель посоветовал мне обратиться к врачу В.Н. Жуйкову для прижигания в мочевом пузыре и для бужирования. В субботу Жуйков велел приходить.

Сегодня я уже мог отслужить литургию.

Сегодня получил печальные известия из Удугучина и Старого села. В Удугучине еще с Мясопуста закрыта церковь из-за тифа в соседних деревнях, уже прекратившегося; так что в Удугучине вот уже по 3 Пасхи нет богослужения. А в Старом селе в великий четверг вызвали на суд обоих священников, присудили их за что-то на два года и не отпустили из-под ареста; и в Старом селе к последним дням Страстной прекратилось богослужение.

26 мая, канун отдания Пасхи.

С Пасхи здоровье мое плохо.

Апреля 21, 22, 25, 30; мая 4, 6, 9, 10, 12, 15, 16, 17, 18, 19, 20 ставил по однажды катетер. 20, 21, 22, 23, 25, 26 ставили катетер по дважды.

17 мая мне поставили резиновый катетер и отпустили меня с ним домой, чтобы моча шла в бутылочку, но с полночи он вылез и, скорчившись, не стал работать.

с 18 мая по 24 мая я лежал в больнице.

20 мая обнаружен камень в мочевом пузыре. Фирекель настойчиво советует ехать к урологу, причем я избрал и он одобрил воткинского уролога Паншина. Списавшись со своими, я 7 мая н.ст. получил телеграмму: "Паншин сказал, что необходимо лично осмотреть больного; если выдержит - согласен". Завтра еду с Матреной на Можгу, хотя меня ужасает тряска автомобиля. Да поможет Господь! В Можге, а может быть, и в Ижевске буду выпускать мочу катетером. Во всяком случае, предстоит удаление камня, а может быть и - простаты.


Для любителей читать книги в режиме "offline" сообщаем, что они могут сходить в оглавление этой библиотеки и скачать из нее соответствующие rar-архивы.


Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz