Краткая биография прот. Михаила Елабужского

прот. Михаил Елабужский - последний настоятель
Свято-Никольской церкви с. Вавож (Удмуртия) до ее закрытия в 1938 г.


Возлюбленные о Господе Братия и сестры!
Многоуважаемые посетители нашего сайта!

прот. Михаил Елабужский - последний настоятель<br>Свято-Никольской церкви с. Вавож (Удмуртия) до ее закрытия в 1938 г.

Сегодня мы разместили на сайте первые материалы, посвященные православным священникам и архиереям, внесшим исключительный вклад в дело просвещения земли Вавожской и Удмуртской.

Истинные подвижники, несокрушимые столпы веры, великолепные знатоки культуры и религии, носители самых передовых идей, они по праву назывались ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ.

Время нещадно уничтожило какие-либо серьезные сведения о жизни, деяниях и духовных подвигах большинства из них. Безвозвратно погибли в огне многие архивы, стареют, теряя память, и уходят в мир иной люди, знавшие их...

Выбор первой батюшки не произволен. Так уж случилось, что протоиерей Михаил Елабужский служил последние годы своей жизни на Вавожском приходе. Повлияло и то, что изучением деятельности М.С. Елабужского увлеченно занимался долгое время наш ученый-краевед Е.Ф. Шумилов, и то, что, по промыслу Божию, сохранились дневники о. Михаила. В настоящее время их в нашем распоряжении 7. Семь пожелтевших тетрадей, исписанных торопливым, но читаемых почерком, рассказывающих о жизни сельского батюшки и его прихожан. Мы опубликуем их все. Как дань пастырю ушедших в мир иной вавожцев, наших дедов и прадедов, их истинному просветителю и окормителю, во вразумление всем нам и в назидание нашим потомкам.


Краткая биография протоиерея Михаила Елабужского,
последнего настоятеля Свято-Никольской церкви с. Вавож
до ее закрытия в 1938 году.

В пятницу третьей недели Великого поста, 24 февраля 1912 года по старому стилю, в село Вавож приехал и сразу же исповедовал 260 человек новый священник. Им был выдающийся просветитель, миссионер и этнограф-удмуртовед Михаил Стефанович Елабужский.

Родился он 27 октября 1869 г. по с\с в селе Халды Малмыжского уезда Вятской губернии в семье священника Стефана Елабужского (1834-1874).

В 1883 году Михаил окончил Нолинское духовное училище, где, кстати, составил рукопись "Курс ботаники", а затем Вятскую семинарию по первому разряду (1890). Особую склонность блестящий семинарист имел к изучению языков: греческого, латыни, французского, немецкого, английского, еврейского, татарского, марийского. Позже освоил и удмуртский язык.

Первый год юноша работал в народном училище села Старые Зятцы. Молодые выпускники семинарий очень часто начинали свою трудовую биографию в качестве школьных учителей, дожидаясь освобождения вакансии священника в каком-нибудь приходе и подыскивая себе "матушку". Михаилу повезло.

Он женился на дочери известного просветителя Удмуртского края, протоиерея Михаила Иоанновича Шерстенникова (1841-1922), оказавшего на него немалое влияние. Мария Михайловна стала верной подругой и помощницей Вавожского батюшки до самых последних его дней.

13 января 1891 г. по с\с М.С. Елабужский был рукоположен в диаконы, а через неделю во священники, после чего был назначен в с. Алнаши Елабужского уезда.

Как и большинство сельских священников, о. Михаил преподавал в школе Закон Божий, а также и пение, используя при этом скрипку. Он прекрасно разбирался в нем и высоко ценил его эмоциональное воздействие на прихожан-полуязычников.

Весьма плодотворны оказались исследования простого сельского пастыря в сфере удмуртской этнографии. Это научные, миссионерские статьи "К демонологии некрещеных вотяков Елабужского уезда", "Боги некрещеных вотяков Елабужского уезда", "Поверья некрещеных вотяков Елабужского уезда о злых духах и колдунах" (1894), "Моления некрещеных вотяков Елабужского уезда", "Обряды новокрещенных вотяков Елабужского уезда при погребении и поминовении умерших" (1895). Отец Михаил служил с 1893 года инородческим миссионером 3-го благочиния уезда, поэтому данные публикации представляли собой не академическую ценность, а являлись практическими пособиями сельским иереям в их антиязыческой деятельности.

Заметим, что и отец его, священник Стефан Елабужский, немало и увлеченно занимался просвещением удмуртов. За что в июле 1864 г. он был удостоен благодарности архиерея "за усердие в обучении вотяков и их детей грамоте и молитвам".

Знание удмуртского языка, забытых обрядов, живших кое у кого в тайниках души, и национальных житейских традиций помогало о. Михаилу находить душевный контакт с прихожанами. Отца Михаила православные удмурты любили, а кого-то не принимали - и все тут!

7 февраля 1895 г. по с\с М.С. Елабужский указом Святейшего Синода был отправлен в глухое, новооткрытое село Удугучин Малмыжского уезда. Он заведовал там воскресной женской церковно-приходской школой для взрослых и был законоучителем. Там же продолжились его научные публикации: "Крепость вотского язычества" (1903), "О новых изданиях на вотском языке" (1906), "Историко-статистическое описание с. Удугучин", оставшееся в рукописи (1899).

В 1896 г. о. Михаил создал Общество трезвости со своим отпечатанным типографским способом уставом, утвержденным через два года в Вятке. Устав гласил: "4. В Общество может вступать после молебна святому Василию Великому всякий православный христианин не моложе 15 лет"; "7. Зарок не пить вина членами дается на время не менее года", "15. Общество трезвости заботится об устройстве публичных чтений, собеседований, музыкально-певческих собраний, об открытии библиотеки и читальни".

Нововведения и просветительские усилия удугучинского миссионера были, в конце концов, замечены и оценены епархиальными властями. В 1906 г. он стал заместителем председателя пастырского собрания Вятской епархии, членом Николаевского братства.

В сентябре того же года начались события, значительно изменившие жизнь М.С. Елабужского.

5 сентября 1906 г. по с\с в селе Новый Мултан, ближайшем к Удугучину, вспыхнули кровавые стычки с полицией тех запасных солдат, в основном, удмуртов, что были собраны сюда из ряда волостей Малмыжского уезда. Традиционная кумышка лилась рекой. И в результате оказалось трое убитых: крестьянин, стражник, урядник.

У страха глаза велики. Газеты закричали о "восстании". Мол, оно "принимает серьезный оборот. Большинство мятежников-вотяков занимается охотничьим промыслом и, следовательно, имеет оружие. Около своего местожительства вотяки устроили опасные заставы и баррикады".

Отправившийся на следствие в Мултан Сарапульский жандармский ротмистр Малюта не решился проникнуть в селение мятежников и следствие произвел на расстоянии 40 верст от села". Ротмистр не решился, а священник знал все о своих заблудших прихожанах-удмуртах, понимал их беды... Поэтому уже через несколько дней он был в Новом Мултане, пытаясь что-то объяснить удмуртам. Отец Михаил сочувствовал им и успокаивал все еще гудевших бедолаг. А что еще должен был делать священник? Но духовные власти проявили при разбирательстве новомултанского казуса жесткость. В личное дело М.С. Елабужского позже оказалось вписано взыскание за:

  1. Близкое знакомство с антиправительственными деятелями.
  2. Участие в политических митингах.
  3. Устройство таких митингов, что они содействовали развитию того движения, которое закончилось беспорядками в селе Мултан.
  4. Сочувствие к тем заключавшимся в тюрьме, кои в этих беспорядках участвовали непосредственно, выразившееся в советах и пересылке им денег.

В ходе предшествующего долгого разбирательства власти даже сочли необходимым устроить обыск в доме священника из Удугучина. "Революционной литературы" там, разумеется, отродясь не было. Любопытно, что во время обыска отец Михаил сказал приставу: "Я ожидал к себе прибытия полиции каждый день".

Судить мирским судом священника было нельзя. Сословный, церковный суд признал по результатам своего следствия вину М.С. Елабужского. В июле 1908 года ему был "вменен административный перевод в село Вагино в наказание, со взысканием половинных расходов следователей и с поручением строгому надзору Благочинного". Через восемь лет Святейший Синод снял судимость: "Не считать бытность под судом священника церкви села Вавож Малмыжского уезда Михаила Елабужского".

Итак, с 20 июля 1908 г. по с\с отец Михаил служил в селе Вагино Слободского уезда. Вел "Пастырский дневник", записывая ежедневные мысли о чтении Евангелия, написал и послал в Вятку труд "Заветы преподобного Трифона Вятского". Много трудов батюшка положил на украшение местного Свято-Троицкого храма и просвещение прихожан, которые долго помнили его.

6 января 1912 г. по с\с вышло распоряжение епископа Вятского Филарета о переводе отца Михаила в приход большого села Вавож. Возможно, прошение об этом батюшка написал из тех соображений, что более полезным Церкви он мог ощущать себя именно в среде удмуртов, с которыми у него имелся давний опыт миссионерского общения....


На этом пока биографическое повествование мы прерываем. Чтобы узнать о том, как служил на своем, последнем приходе, будущий настоятель и протоиерей Михаил Елабужский до конца дней своих, лучше всего заглянуть в оставшиеся после него дневники.

О. Михаил был прирожденным летописцем. Скупым внешне, но очень образным языком, ото дня ко дню он повествует в них о непростом своем служении, о быте и нравах провинциального села Вавож, о временах революции, гражданской войны, НЭПа, гонений на Русскую Православную Церковь, о внутренней жизни, проблемах и нестроениях в самой Церкви, всегда так скрытой от глаз простого смертного. Читать его дневники - великое и ни с чем не сравнимое удовольствие.

Читайте и наслаждайтесь. Уверен, что для многих сегодняшних историков - исследователей жизни нашего государства в начале 20-го века - большинство сведений будет истинным откровением и даст материал для многих и многих исторических трудов.

Приношу извинения, что пока дневники не иллюстрированы, так как имеющиеся у нас фотографии требуют долгой и кропотливой реставрации.

Но в самое ближайшие дни фотографии будут обработаны и размещены на сайте. Так как именно этим мы сейчас денно и нощно занимается.

Для любителей читать книги в режиме "offline" сообщаем, что они могут сходить в оглавление этой библиотеки и скачать из нее соответствующие rar-архивы.


И на последок замечу - некоторые из этих дневников были опубликованы на страницах нашей газеты. Поэтому, не удивляйтесь, если вдруг в архиве натолкнетесь на те или иные их страницы. Когда-нибудь мы и устраним это дублирование, но пока еще руки не дошли. Простите уж нас, грешных.

священник Сергий Князев
На основе книги Е.Ф. Шумилова "Вавож. "Утоли моя печали".
История православного села и его святынь 1751-1999,
Ижевск, "Удмуртия", 1999.

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz