Оглавление

От автора I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX иллюстрации сокращения приложение



Глава X. "Лира" вместо водки!

Старый Вавож был не только богатым селом, но и на удивление активным очагом культуры, порой даже конкурентом в этом отношении самому Малмыжу. Если бы в прошлом дошло до создания герба волостного центра (а их могли иметь только уездные и губернские центры), то вавожане, пожалуй, избрали бы лиру. Этот древнегреческий струнный инструмент, условно говоря, всегда звучал над селом, вдохновляя его обитателей.

Над Вавожем обычно звучали протяжные русские песни. Любовь - измена, березка - рябина, Емелька да Стенька ... - про все пели, собираясь у самоваров.

Это было домашнее, "низкое" пение. Но было и "высокое", храмовое. Традиции его с трудом складывались среди вавожан с конца XVIII века и расцвета достигли на рубеже Х1Х-ХХ веков.

Слаженный, многоголосый, почти профессиональный церковный хор был гордостью церковноприходского попечительства и всего села. В предреволюционные годы под сводами вавожского храма пели 24 дисканта, 16 альтов, два баса, один тенор [ВЕВ. 1916. №14]. В основном это были местные учащиеся под руководством учительницы А. Н. Меньшиковой. Хор исполнял по нотам партесным пением сложнейшие церковные произведения ("Херувимская", "Милости мира"), духовные опусы Д. П. Бортнянского и П. И. Чайковского. Надо полагать, пели вавожане и произведения своего земляка композитора А. Н. Чистякова, известного даже за пределами Вятской епархии.

В репертуаре хора были две какие-то особые песни: "про разбойника" и "сиротская". По воспоминаниям старожилов, они вызывали слезы умиления и восхищение прихожан. Специально послушать эти песни в Вавож приходили из самых дальних деревень.

Вавожане довольно много читали. Имели домашние библиотечки. Выписывали с десяток газет и журналов на все село. Сестры Меньшиковы, например, выписывали "Русское слово" и "Вятскую речь".

Крупное собрание книг издавна формировалось при храме. Разумеется, почти исключительно духовных книг. 29 августа 1895 года открылась бесплатная народная библиотека-читальня, устроенная с помощью Санкт-Петербургского комитета грамотности. Там была в основном светская художественная литература. Но "наблюдателем" над читальней определили местного батюшку Н. И. Меньшикова, видно, как главного книгочея Вавожа.

В лучшие, предреволюционные, годы село гордилось тремя библиотеками. Библиотекой-читальней Народного дома заведовала умнейшая Мария Павловна Левашова (1882-?), дочь местного протодьякона. Она закончила епархиальное училище в Вятке, а потом еще училась в Москве на высших медицинских курсах.

Впрочем, начиналась та библиотека до постройки Народного дома, размещаясь с 1912 года в частном доме торговца Гагарина. Кроме того, небольшие библиотеки были при двуклассном училище и земской больнице. "Наблюдателем" над последней библиотекой с 1897 года был тот же Н. И. Меньшиков.

По воскресеньям и праздникам открывалась чайная, которой заведовала строгая и тихая "попадья" Мария Михайловна Елабужская.

В декабре 1895 года по инициативе Вятского губернского земства и при содействии священника Н. И. Меньшикова в селе начались "народные чтения с иллюстрацией их посредством волшебного фонаря туманными картинами" [ЦГА УР, ф. 26, оп. 1, д. 9, л. 26]. "Волшебный фонарь" горел от карбида, а "туманными картинами" тогда называли диапозитивы (слайды). Из них вавожане узнавали про святого Александра Невского, Смутное время и другие эпохи истории.

"Волшебный фонарь" естественным образом породил "живые картины". Это была и забава, и урок, и зародыш театрального искусства. Под руководством учительниц школяры принимали позы тех исторических персонажей, что поражали их воображение на просмотре "туманных картин".

И наконец настоящий театр. Еще летом 1911 года вавожане начали кое-как приобщаться к театральному искусству. В пустовавшем тогда неотапливаемом без окон помещении винного склада стали проходить любительские спектакли. Устроили сцену, намалевали декорации. Нашелся и первый режиссер - судебный следователь Г. А. Георгиевский [Пушкин И. Вавож и местный край в прошлом // Авангард. 1966. 29 марта]. Профессионализма было мало, но задора и энергии хоть отбавляй!

Любопытно, что упомянутый выше винный склад, выстроенный из кирпича недалеко от земской больницы, был заведен властями лет через пять после введения в 1896 году государственной винной монополии. Власти надеялись, что вавожане будут хорошо пить, опустошая запасы склада и пополняя тем казну. А вавожане оказались почти трезвенниками, и склад пустовал. В насаждении трезвости решающую роль сыграло духовенство, в том числе М. С. Елабужский, у которого даже в собственные именины вино на стол не ставилось.

Постепенно вавожские любители пришли к мысли об объединении сил в литературно-музыкально-драматическом кружке "Лира". Мало в каком еще селе дореволюционной Удмуртии действовали подобные общенародные коллективы.

Сформировался кружок весной 1913 года на общей патриотической волне, вызванной подготовкой к 300-летию династии Романовых. Совет старшин кружка образовали все тот же судебный следователь Г. А. Георгиевский, его жена А. М. Георгиевская, земский начальник Александр Федорович Мышкин, лесничий В. К. Лаптев.

Актерские таланты в том или ином амплуа продемонстрировали также земский писарь Алексей Попов (комик), фельдшер Павел Александрович Минеев, псаломщик Туев. Участвовали в качестве актеров и рядовые крестьяне, а также их дети.

В первый же год своей деятельности кружок дал пять спектаклей. Почти весь доход от них направляли на помощь тем вавожским крестьянам, которые обучались в средних учебных заведениях.

Душой "Лиры" была неугомонная Анна Меньшикова. Но ни она, ни ее сестра Мария непосредственно на сцене почти не выступали. Анна всегда ставила в пример спектакли МХАТА: "Там все как в жизни! Если печь - то настоящая печь, и сверчка за ней слышно ..." [ЦГА УР, ф. Р-1516, оп. 1, д. 10, л. 26] В домашней библиотеке Меньшиковых было много пьес, в том числе А. П. Чехова.

Театральные интересы и усилия вавожских учителей, школьников и "лирников" обычно совпадали. Азарт захватывал всех. Еще осенью, после праздника Покрова Богоматери, школьники начинали готовить какой-нибудь очередной спектакль.

После Рождества, высунув языки, дети уже рисовали на александрийской бумаге затейливые вензеля на приглашениях. Рассылали их в Водзимонье. Брызгалове, Большую Учу, Нылгу... У вавожских собственная гордость! На Масленицу премьера была обязательно.

К 300-летию дома Романовых вавожская школа, как и сотни других школ великой державы, поставила совместно с "Лирой" инсценировку по опере М. И. Глинки "Жизнь за царя". Когда хор пел "Славься...", а над златоглавой Москвой, изображенной размашистой кистью, разгоралась заря, ребятишки замирали и до конца жизни помнили то божественное ощущение: "Не понимали, где мы - на небе или на земле" [ЦГА УР, ф. Р-1516, оп. 1, д. 2, л. 37].

13 февраля 1914 года кружковцы показали в сельской школе сцены из "Бориса Годунова" А. С. Пушкина, вызвав восхищение земляков историческими декорациями. Были даже печатные афиши и программки, как в настоящем театре. Кстати, исправник Фронтинский, выполняя функции сельского цензора, запретил печатать фамилии исполнителей главных ролей Г. А. Георгиевского и А. Ф. Мышкина [Вятская речь. 1914. 7 марта; Пушкин И. Указ. соч.]. Считалось, видно, что лицедейство компрометирует их высокие должности.

С театрально-художественными мечтаниями вавожских интеллигентов-энтузиастов, как ни странно, переплелись интересы цивилизованных кооператоров. Хотя, что уж странного, и те, и другие неуклонно строили в предвоенной России социализм! Настоящий, европейский, а не ленинско-сталинский, кровавый. Другие подобные кооператоры - мечтатели (и одновременно снова театралы!) были тогда на территории Удмуртии только в селе Сосновка Сарапульского уезда.

15 ноября 1912 года в Вавоже открылось Сельскохозяйственное общество. Среди его инициаторов и активистов были священнослужители М. С. Елабужский и К. П. Попов. Председателем общества избрали агронома А. В. Двоеглазова, его заместителем М. С. Елабужского. Сразу же общество заявило о своих планах: устроить показательный полевой участок и открыть Народный дом. Под этим термином тогда в России понимали нечто близкое недавним домам культуры. Во всем Малмыжском уезде пока еще не было ни одного такого учреждения.

В апреле 1914 году Сельскохозяйственное общество начало первые конкретные действия по открытию давно задуманного кружковцами Народного дома. Уездное земство дало пособие на строительство - четыре тысячи рублей. Требовалось еще две, но председатель строительного комитета В. К. Лаптев смог организовать общественность. Крестьяне уступили землю в центре села. Готовое здание получилось длиной по фасаду 15 саженей. Оборудовали зал со сценой и галеркой, помещения для чайной, музея (агрономического кабинета), библиотеки.

Большую помощь оказал сын местного священника, преподаватель Вятского духовного училища Аркадий Николаевич Меньшиков. Он утвердил у губернских властей все документы на столь редкое для губернии заведение. Он же, вполне вероятно, заказал или даже сделал сам архитектурный проект оригинального здания. Здесь по провинциальному причудливый, любимый купечеством стиль модерн: гнутые наличники и дугообразный фронтон, шатровая башня над залом, тумбы-зубцы по кромке крыши.

Народный дом открылся 13 июня 1915 года под пение "Боже, царя храни..." и патриотических песен, а также чтение приветственных телеграмм. Отныне уже не только летом, а регулярно, здесь могли устраивать местными силами (в том числе с участием духовенства) народные просветительские чтения, спектакли, концерты и даже первые киносеансы. 1 ноября 1915 года, например, было показано несколько художественных фильмов и хроника текущей воины [Вятская речь. 1916. 11 февраля].

Замечательно, что открытие Народного дома было приурочено к открытию потребительского общества со своей лавкой (инициатором этого тоже был А. Н. Меньшиков) и проведению в Вавоже силами Сельскохозяйственного общества "съезда сельских хозяев Малмыжского уезда". Крепкие сельские хозяева, которых после революции стали клеймить как каких-то страшных "кулаков", в старой России всегда были самой надежной опорой культурного хозяйства, православного миссионерства и просвещения.

Сто пятьдесят малмыжских "кулаков" сначала прослушали восемь докладов по организационным вопросам, агрономии и животноводству, а затем созерцали очередную премьеру вавожского кружка "Лира". Это была, как отметил корреспондент губернской газеты, "драма из кооперативной жизни "В низинах" - о светлой жизни при трезвости и кооперации" [Вятская речь. 1915. 23 июня].

2 августа 1915 года состоялась другая премьера - "Светит, да не греет" по А. Н. Островскому, а 6 декабря вавожане поставили драму "Семья Галкиных". Главным инициатором столь удивительного для дальней волости театрального "бума" современники называли земского начальника А. Ф. Мышкина [Вяткая речь. 1916. 11 февраля]. Он был и актером, и режиссером, и создателем весьма сложного сценического оборудования.


Народный дом.

От автора I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX иллюстрации сокращения приложение


Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz