Лекции: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Лекция 15

В прошлый раз мы закончили описанием совершения таинства миропомазания. После этого таинства, как уже говорилось, совершается торжественный ход вокруг купели с пением «Елицы во Христа креститися, во Христа облекохтися», потом читается Апостол, затем Евангелия, затем следует сугубая ектения, а потом следует отпуст. На отпусте принято поминать святого, в честь которого крещаемый получил свое имя.

Далее по требнику следуют так называемые обряды восьмого дня. Это отирание св. мира и пострижение волос. Оба обряда имеют свои трогательные молитвы, называются они обрядами восьмого дня потому, что совершались не сразу после крещения. Крещаемый в течение целой недели носил свою новую крещальную белую одежду, ходил в храм, каждый день причащался Св. Христовых Таин, и св. миро оставалось на нем. И уже после этой праздничной седмицы он снова приходил в храм, и здесь совершалось это новое чинопоследование — отирали св. миро с него, постригали волосы, и он вступал в обычный ход жизни.

Сейчас я вам прочитаю описание крещения, которое совершалось на Пасху в Константинополе в древности. Описание взято из древних рукописей, из архива нашего великого литургиста Дмитриевского. К сожалению, этот материал еще не опубликован, так что для вас он будет особенно интересен. Он готовился к публикации, и Дмитриевский читал по нему лекции, но революция помешала публикации.

Документ из Константинопольской церкви дошел до нас в манускрипте 8 века; этот манускрипт называется «Кодекс Берберини». Еще есть рукопись 11 в. в библиотеке. Из этих двух документов можно составить описание того, как проходило крещение в Константинополе.

«Патриарх приходит в храм Св. Софии при пении стихир на «Господи воззвах». Его встречают по обычаю с Евангелием, крестом, тремя ручными подсвечниками, но молитвы входа он не читает. Войдя в алтарь, он восходит на трон и садится со священнослужителями и архонтами на запрестолие при пении прокимна «Вся земля да поклонится Тебе».

По прочтении первой паремии при начале второй «Светися, светися» патриарх, архонт, епископы и священнослужители встают со своих мест».

Здесь нужно сказать, в какой момент, и в какой день это происходит. На Пасху поются стихиры на «Господи воззвах». Вечерняя Пасхалия совершается в Великую Субботу. Совершается она не вечером, а утром, как обычно. Вы помните, что в Великую Субботу рано утром совершают царские часы с чтением Страстных Евангелий, а потом начинается великая вечерня, в начале которой бывают стихиры на «Господи воззвах». Вот в это время и приходил патриарх.

По церковному времени, хотя это и Суббота Преблагословенная, но это уже и Воскресение, потому что церковный день начинается с вечерни. Эта вечерня относится к воскресному дню. Так что это уже действительно начинается Пасха.

Так вот, по прочтении первой паремии (а паремии бывают, как вы помните, после входа и прокимна. Выходит чтец и читает паремии — их бывает 15 в Великую Субботу, и они довольно длинные. Если читать не торопясь, то это довольно долго, а если читать нараспев, то это потребует большого времени).

Итак: «По прочтении первой паремии, при начале второй “Светися, Светися” патриарх, архонт, епископы и священнослужители встают со своих мест. Второй диакон, взяв с престола Евангелие, лежащее на правой стороне, подает его патриарху, который, поцеловав, кладет Евангелие на свою кафедру или трон со всеми духовными чинами удаляется через... в великую крещальню».

Это замечательная особенность: на свой трон патриарх положил Евангелие, чтобы трон не остался пустым. Он уходит из Св. Софии и на троне оставляет Евангелие.

«В храме остаются чтецы и певцы с народом, продолжающие чтение положенных паремий. По входе в крещальню патриарх в раздевальне или верхнем помещении переоблачается в белые священные одежды и даже надевает белую обувь. Затем кадит кругом обе купели или бассейны — правые для мужчин, а левые для женщин, благословляет их свечами и начинает тайно читать молитву: “Благоутробный и многомилостивый...»

Архидиакон, одетый в белый стихарь и орарь, став близ патриарха, произносит великую ектению на освящение воды, в которой испрашивается благодать иорданских вод. По окончании ектении патриарх громко читает: «Вели еси Господи...» и т. д. При словах «и страшное... да заключается познание креста» спускается в купель и по очереди в каждую трижды дует и пальцем трижды благословляет находящуюся в них воду».

Вы видите, что многое из того, что здесь говорится, осталось в нашем требнике.

«Затем во время чтения “Владыко Господи, Боже Отец наших...” диакон подносит сосуд с елеем. Патриарх трижды дует в него и троекратно благословляет. После молитвы священник берет стручец из сосуда с елеем и делает на воде три креста, причем диакон говорит: “...” трижды и псалом “Блажени, ихже оставишася беззакония...”. Патриарх произносит: “Благословен Бог, просвещая и освящая всякого человека”, пресвитер помазывает елеем чело, грудь и спину оглашенных, говоря: “Помазуется раб Божий (имя рек) елеем радования...» Диакон, согласно обычаям древнейшего времени, елеем помазует в это время все тело готовящихся ко крещению мужчин, а диаконисса помазует женщин.

Патриарх надевает на себя одежду крещения, т. е. ..., поручи и погружает крещаемого, произнося каждому формулу крещения: «Крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святаго Духа, аминь». И все поют до конца псалом «Блажени, ихже оставишася беззакония...» три раза. Крещенные надевают белые одежды, опоясываются поясом и получают свечи. В рукописи 14 века при этом говорится: «Прими лампаду и сохрани ее целу, негасиму». Архидиакон возглашает: «Господу помолимся». Патриарх трижды произносит молитву: «Благословен еси Господи Боже Вседержителю...», в которой молится о даровании крещенным печати Дара Святаго и Всесильнаго Всепокланяемаго Святаго Духа и причащения ... Честныя Крове Христа твоего. И тотчас при пении «Елицы во Христа крестистеся» со всеми новопросвещенными отправляется в соседний храм Св. Апостола Петра.

Сюда второй священник и один из иереев Софийского храма приносят св. миро. Патриарх входит в алтарь, благословляет свечами святую трапезу, т. е. престол, целует индиктию, т. е. покров престола, и, облокотившись на ковер, положенный на алтарную преграду, начинает по очереди помазывать миром подходящих к нему новопросвещенных, говоря при этом: «Печать Дара Духа Святаго».

Видите, здесь говорится: патриарх находится в алтаре, на алтарную преграду кладется ковер, т. е. иконостасов там не было. То есть патриарх облокачивается на эту преграду и помазывает миром тех, кто подходит совне к этой преграде — новокрещенных. Помазывается чело, глаза, ноздри и уста и оба уха. В рукописи Берберини мы находим при помазывании этих частей тела и соответствующую формулу: на глазах — «Благодать обоняния Святаго Духа», на ушах — «Благодать получения жизни вечной», на ладонях рук — «Благодать Святаго Христа Бога и печать», на сердце — «Полнота Дара Святаго Духа, сохранение веры и истины». Во все время миропомазания певцы поют: «Елицы во Христа креститися».

В Великую Субботу патриарх, окончив миропомазание, также в храме Св. Апостола Петра совершает чин воскресной вечерни. Во время пения прокимна патриаршии архонты, находящиеся в крещальне, переменяют свои обычные одежды на белые. Тропарь «...» вместо «Богородице Дево, радуйся» пели запечатанному гробу. Если патриарх ... заканчивал все вышеизложенное, подавалось известие в Софийский храм, и там чтецы после 8 паремии начинали чтение последней паремии пророка Даниила, а после нее певцы пели на амвоне песнь отроков в пещи халдейской.

При окончании этой песни патриарх, архонты и его священнослужители, певцы из сировоспитательных домов во главе с певцом, одетым в ... фелонь с песнопением «Блажени, ихже оставишася беззакония» вели из крещальни новопросвещенных, несших в руках зажженные свечи, в Софийский храм через царские врата».

Тут нужно вспомнить, что царскими назывались не врата, ведущие с амвона в алтарь, находящиеся в иконостасе, а назывались врата, вводящие в храм. И назывались они царскими потому, что находились в центре, и через них входил царь, а с боков были боковые, где шел народ. Новокрещенных вели царскими вратами.

«Здесь патриарх, совершив на ковре троекратное поклонение, совершал молитву литургийного входа (раньше, как мы с вами слышали, молитвы входа не читались патриархом — о. Владимир) и через царские двери вместе с новопросвещенными патриарх вступал в храм. Новопросвещенные шли на солею, где они стояли потом всю литургию.

Шедший впереди процессии, сняв фелонь, в одном ... входил на амвон и, заменив певца, исполнявшего песнь отроков, пел «Елицы во Христа крестистеся», после чего следовало беспрокимное чтение Апостола и Евангелия. Сопрестолие от патриарха в это время отделяет лишь 12 епископов-архонтов, остальные получают приглашение к патриарху на прием прочтения Евангелия. Когда после Апостола поются стихи «Воскресни Боже...», экзапостиларий сменяют, на место ее полагая золотую (пропуск в рукописи).

Во время пения «Воскресни Боже» все епископы стояли, а по прочтении Евангелия уже принимали участие в богослужении. Во время великого входа новопросвещенные с зажженными свечами, исполняя обязанности..., идут впереди Св. Даров с солеи. На целовании мира по древнему обычаю присутствующие в храме лобзали новопросвещенных. В обычное время за той же литургией все они причащались Св. Таин. По окончании литургии из храма с пением «Елицы во Христа крестистеся» они провождались домой.

В течение восьми следующих дней они не снимали белых крещальных одежд, присутствовали ежедневно на богослужении и даже причащались.

Подобный чин крещения совершался и в канун праздников Рождества Христова, Богоявления, Святой Троицы, Вербного Воскресения и Преображения. В восьмой день новопросвещенные являлись в храм для омовения помазанных миром частей тела, на разрешение пелен и пояса и на отпуст».

В «... Виссариона» имеются все три молитвы, которые читаются в нашем современном требнике. Никаких обрядовых действий, слов для произнесения священником там не имеется.

«В среду на Пасху император в самых парадных одеждах во дворце в золотой палате, в той ее части, которая носила название трипитона, после обычного приема придворных сановников принимал ... с шестью неофитами, или новокрещенными, и с шестью певцами из сирот, сопровождавшими новопросвещенных. Входил священник и вместе с ... вытирал на челе миром помазанное место. Император каждого потом целовал в лоб.

Когда оканчивалась эта церемония омовения и целования, певчие пели приличествующий случаю гимн и, получив от императора подарок, все вместе возвращались домой».

Видите, чем было крещение для древних христиан. Мы теперь не можем даже себе этого представить, что новокрещенный крещается самим патриархом, потом таким торжественным ходом идет в Софийский собор на пасхальную литургию, там стоит на солее и когда выходит великий вход со святыми сосудами, то впереди идут новокрещенные в белых одеждах с зажженными свечами. Потом они 8 дней ходят в храм, а на третий день они идут на прием к императору, и император каждого целует в лоб. Вот что такое было крещение раньше, какой исключительной важности событие. Император считал для себя обязательным приветствовать тех, кто родился в новую жизнь, кто соединился со Христом. И принимал их вместе с самыми почетными сановниками.

Действительно, это крещение было событием общецерковного значения, и каждый новокрещенный не мог забыть того, как совершалось крещение над ним. И, конечно, готовился к этому событию совершенно особенно.

Тогда, в древности, был обычай во время литургии при пении Символа веры давать друг другу целование мира. Вы помните: священник говорит «Мир всем», и священники в алтаре целуют друг друга в плечо, говоря «Христос посреди нас, и есть и будет». Старший говорит: «Христос посреди нас», а младший отвечает: «И есть, и будет». И целуют друг друга в правое, левое плечо и в руку.

Подобно этому и миряне тоже целовали друг друга: мужчины мужчин, женщины женщин. А на Пасху они целовали новокрещенных, и сам император тоже приходил и целовал троих из новокрещенных в знак своего приветствия. А когда они приводились потом во дворец, он как бы участвовал в омовении св. мира. Само участие патриарха и императора в крещении уже придавало этому событию государственное значение. Это действительно было великим праздником, и не удивительно поэтому, что из чина крещения очень многое вошло в нашу церковную жизнь. В частности, наш крестный ход на Пасху ночью, как считают исследователи, имеет своим началом шествие новокрещенных, когда они из храма Св. Апостола Петра шли в Софийский храм со свечами на литургию. Вечерня тогда совершалась вечером, это теперь она совершается утром. А тогда это было вечером, и паремии читались вечером, и все это переходило в литургию.

Это был, конечно, очень торжественный ход. Новокрещенных было множество, их готовили год или два, и особенно готовили Великим постом. Было два больших бассейна, где их крестили, и все это было очень величественно и торжественно.

На Пасху, если вы помните, у нас остался след в литургии от этого события. У нас поют на Пасху не «Святый Боже...», а «Елицы во Христа крестистеся» во время литургии. И пение «Елицы во Христа крестистеся» сохранилось и в другие праздники — на Рождество, Крещение, праздник Св. Троицы. Именно в память о том, что в эти дни в древности совершалось крещение.

Крещение воспринималось именно как величайшее событие в жизни Церкви. Церковь рождает новых чад Божиих — это действительно общецерковный праздник и даже, если хотите, сама Пасха, само Воскресение Христово как бы здесь воспринималось именно как осуществление Воскресения. Не просто как воспоминание того факта, что Христос воскрес, а именно воскрес и жительствует, воскрес — и с ним вместе отныне воскресают люди. Крещение — это воскресение из мертвых для древних христиан, и на Пасху совершается общее воскресение.

Сила воскресения стала как бы жизнью Церкви, со Христом вместе воскресают люди от жизни греховной в жизнь вечную.

Еще здесь нужно сказать, что после крещения, когда в течение 8 дней новокрещенные ходили в храм, совершалась третья часть особенных занятий с ними. Сначала проходило оглашение, которое состояло из двух частей — общие огласительные беседы, а перед самым крещением, на Страстной седмице, они изучали Евангелие и Символ веры. А после крещения, на Пасху, в течение Пасхальной седмицы епископ проводил с ними тайноводственные беседы, посвящая их теперь уже в тайны церковной жизни. Он научал их таинственной благодатной жизни Церкви, объяснял им таинства церковные. В этом смысле наши с вами занятия тоже можно считать тайноводственными беседами, потому что мы тоже с вами изучаем таинства. И уже после того, как они прошли курс тайноводственных бесед, им отирали миро, подстригали волосы и они начинали жить обычной жизнью христианина. Конечно, церковной жизнью, а не так, как теперь.

Есть у нас теперь очень тяжелые традиции, по духу своему совершенно не церковные. Я служил в четырех разных приходах, и в трех из них бытовало мнение, что ни в коем случае нельзя причащать на Пасху, что это великий грех. Говорили, что Пасха для радости, а для причащения пост. Так считали настоятели, священники. Вероятно, они хотели сказать, что на Пасху нельзя исповедаться, каяться нельзя. Совершенно верно. Но поскольку у нас причащение с таинством покаяния неразделимы теперь стали, то они говорили, что причащаться нельзя. Если причащаться, то надо исповедоваться на Пасху, а исповедовать на Пасху нельзя. И в этом они были совершенно правы — для этого и есть Великий пост. Омрачать пасхальную службу совершением таинства покаяния, покаянными молитвами, покаянными чинопоследованиями — это совершенно неправильно.

Но как не причаститься на Пасху? Без причастия Св. Христовых Таин какая же это пасхальная радость?

Но если уж каким-то чудом разрешат причастить людей в пасхальную ночь, то уж в следующие дни — никак. Это уже будет восприниматься как кощунство: как же это — причащать в понедельник, во вторник? Люди же мясо ели. На Пасху ведь самое главное как-никак разговеться. А раз люди ели мясо, то как же они могут причащаться?

К сожалению, такая странная традиция у нас очень сильно утвердилась. Сейчас она идет почему-то к нам с Украины, с Западной в особенности, но раньше такое и в Москве было. Сейчас уже это не так — за несколько лет последних удалось добиться изменений. Пришли молодые священники и начали причащать, и сейчас уже причащают в монастырях и патриархия не запрещает, этого, как раньше. Но вот в будние дни Пасхи этого пока еще не бывает.

Так вот, древние рукописи свидетельствуют нам о том, что новокрещенные, и не только они — об этом говорят и древние каноны — причащались каждый день на Пасху. Потому что вся пасхальная седмица по своему строю понимается Церковью как один день. Даже всю пасхальную седмицу чин литургии особенный, как в первый день. И каждый день полагается служить, полагается причащаться. И, конечно, мясо здесь не является препятствием. Дело не в том, чтобы не есть мясо, а в том, чтобы не объедаться. Надо вести духовную жизнь, а не развлекаться и увеселяться, должна быть духовная радость прежде всего, а еда не должна быть на первом месте.

Представьте себе, какая же это была Пасха. Вот они крестились, а потом в церкви с ними каждый день беседует епископ, учит их новой жизни, они каждый день причащаются на литургии. Ходят в белых одеждах. Вот что такое крещение. Нам это даже представить себе трудно. Мы профанируем это замечательное таинство, когда где-то в углу, скороговоркой, так, что ничего нельзя понять, совершается эта треба. Причем совершается не всей Церковью, как в древности, а именно как треба: тебе нужно, сейчас мы тебя покрестим в пустом храме, в уголке.

А ведь раньше это было немыслимо. Раньше вся полнота церковная участвовала в этом таинстве.

Еще скажу вам, что у нас, конечно, невозможно даже подумать о том, чтобы 8 дней ходить в белых одеждах, 8 дней ходить на литургию — этого не позволит сегодняшняя жизнь. Но еще здесь сыграло роль одно очень существенное историческое обстоятельство. Дело в том, что со временем, и в частности у нас в России, крещение утратилось нами потому — не вполне, конечно, а в возвышенном смысле, как переживание великого праздника — потому, что перестали крестить взрослых, людей, которые понимали, что происходит. Стали крестить одних младенцев. Ну а им, конечно, неважно, кто их крестит — патриарх или священник, при всем храме или нет, в пасхальный или в будний день, в Софийском соборе или в каком-то уголке. С ними не проводились ни оглашение, ни тайноводственные беседы. То есть все потерялось именно тогда, когда стали крестить младенцев. И соответственно, конечно, не было смысла откладывать отирание св. мира на 8 дней, потому что младенцы не могли ходить в белых одеждах 8 дней. И все свелось лишь к каким-то памятным знакам. Поэтому теперь все эти чины восьмого дня совершаются сразу после крещения — сразу священник отирает миро и постригает волосы.

А в древности, как свидетельствуют рукописи, была очень интересная подробность. Для того чтобы сохранить лоб, при закрытых царских вратах. Открыть царские врата на этот возглас можно только на Пасху в первую седмицу или это является одной из самых высоких наград для священников очень заслуженных. А вот для тех, кто будет совершать крещальную литургию, это можно сделать, потому что крещальную литургию с закрытыми царскими вратами совершить не удастся. Поэтому при открытых царских вратах возглашается: «Благословенно царство...». Затем священник и диакон тут же исходят из алтаря в баптистерий, и уже перед купелью диакон говорит ектению: «Миром Господу помолимся...». Ектению обычную, взятую из литургии, до прошения «Заступи и спаси и помилуй...», а затем следует прошение мирной ектении из последования Св. Крещения.

Священник в это время глаголет тайно молитву первого антифона литургии. Если в чине крещения совершается, как вы помните, тайная молитва священника перед крещением, то здесь произносится литургийная молитва. Затем возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава...», и хор поет первый антифон. А священник в это время читает тайные молитвы крещения. После этого уже нет обычной ектении, как бывает в литургии, и не читаются молитвы антифонов, а сразу следует возглас: «Вели еси Господи, чудны дела Твоя» и священник читает молитвы крещения вслух перед купелью.

После молитвы «Молимся Тебе, Господи» (третья молитва на освящение воды) хор поет второй антифон: «Слава, и ныне... Единородный Сыне...». И дальше опять нет ектении, а священник читает молитву на освящение елея: «Владыко Господи Боже...».

Диакон говорит: «Вонмем», священник с народом поет «Аллилуиа» и творит кресты елеем в воде. Затем возглас: «Благословен Бог, просвещаяй и освящаяй всякого человека, идущего в мир», и священник совершает помазание крещаемых елеем. После этого он уходит в алтарь вместе с диаконом и совершает вход с Евангелием — малый вход.

Хор поет «Во Царствии Твоем», тропари и кондаки, а священник в это время выходит из алтаря и после окончания тропарей и кондаков совершает крещение. Царские врата все время открыты. После крещения возлагает нательный крест, облачает в белую одежду; читается и поется псалом 31 «Блажени, иже оставишахся беззакония», хор трижды поет «Ризу мне подаждь светлу», и священник читает молитву на миропомазание: «Благословен еси Господи» и совершает миропомазание.

Затем сразу следует литургийный возглас: «Яко свят еси Боже наш...». Диакон на амвоне говорит: «Господи, спаси благочествыя во веки веков», а священник стоит перед купелью вместе с крещаемыми. Диакон подходит к нему со свечой и кадилом, и все вместе с новокрещенными и с крестными совершают торжественный ход вокруг купели с пением «Елицы во Христа крестистеся» (вместо «Святый Боже», который поется на литургии). Получается очень красиво и торжественно — крестный ход со свечами, весь храм поет.

Совершается такой ход (три раза обходится купель), новокрещенные остаются перед купелью, а священник и диакон уходят в алтарь. Здесь совершается чтение Апостола и Евангелия, как на литургии. Но прокимен, Апостол и Евангелие берутся из последования Св. Крещения. Можно, конечно, соединить и с дневным чтением, но можно взять крещальное чтение.

Затем следует сугубая ектения из чина литургии до последнего прошения, а вместо него произносится прошение из сугубой ектении крещального чина: «Еще молимся...» и дальше — о крестных, о восприемниках и о новокрещенных. После сугубой ектении опускаются ектения заупокойная и ектения об оглашенных, и начинается литургия по обычному чину с молитвой верных.

Когда священники причастятся в алтаре, совершается воцерковление новокрещенных: мальчиков вносят в алтарь, девочек прикладывают к иконам на амвоне. После этого отверзаются царские врата, священник выходит с чашей и всех причащает.

Литургия заканчивается обычным возгласом, а после отпуста совершаются обряды восьмого дня.

Все это, надо сказать, происходит довольно быстро, литургия задерживается не намного. Такая торжественная служба почему-то напоминает пасхальную службу и оставляет удивительно радостное чувство. Конечно, было бы замечательно, если бы мы понемногу стали возвращаться к такому совершению великого чудного таинства крещения.

16.02.94.

Лекции: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22


Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz