Светские праздники

Истоки Нового Года
Указ Петра I
Этого дня мы трепетно ждем, мы копим деньги для праздничного стола, тщательно продумываем список гостей, которых пригласим, и решаем ещё множество мелких и крупных, но очень приятных проблем. Даже само словосочетание "Новый Год" окутано для нас сказочным покровом. Наверное, происходит это от того, что, прожив зачастую трудный и тяжелый год, мы от года следующего ждем чего-то лучшего. Для нас этот праздник - надежда на обновление и облегчение нашей жизни. Именно поэтому мы относимся к нему с такой любовью.
Надо отметить, что Новый Год является не только мирским, но и церковным праздником. Он особо отмечается в календаре, в этот день Православной церковью даже разрешается некоторое послабление в посте. А изначально Новый год вообще имел религиозную подоплёку.
Месяц Авив или Низан Еврейский, соответствующий марту, служил для Евреев началом священного года со времени выхода их из Египта в память избавления от рабства. Для христиан он напоминает о сотворении и искуплении мира Сыном Божьим.
В новолуние священного года у Евреев, как и в другие новолуния, работы не запрещались, но люди благочестивые сами прекращали их и спешили приносить жертвы, и посещали пророков для благочестивых собеседований.
Впоследствии первый весенний месяц - март, с которого у Евреев начинался новый священный или церковный год, принят был за начало года Римлянами и сохранился у них до 45 года пред Р. Хр.
От Римлян разделение года на 12 месяцев и названия их перешли мало помалу к другим народам. Переложению начала года с марта на январь в христианских землях особенно содействовало введение в 531 году Дионисием малым, римским монахом, нового летоисчисления от Рождества Христова.
В нашем отечестве январь принят началом года с XVIII столетия. Но прежде новолетие у нас было в 1 день марта, а потом с 1425 года, или еще ранее, стало входить в употребление новолетие в 1 день сентября. В 1492 году созванный в Москве собор, под председательством митрополита Зосимы, постановил, с согласия великого князя Иоанна Васильевича, перенести начало гражданского года с 1 марта на 1 сентября. Таким образом, круг гражданского года, в 1492 году, в нашем отечестве соединился с церковным.
Петр Великий, приняв летоисчисление от Рождества Христова, повелел в империи своей начинать гражданский год с 1 января, и 1700 год, первый начатый с января, празднован был во всей России с большим торжеством.
Во все времена ( и до Рождества Христова, и после ) празднование Нового Года сопровождалось довольно шумными и разнузданными гуляниями, что кардинально шло в разрез с традициями православной церкви.
Св. Иоанн Златоуст прекрасно описывает это в слове своем на новый год. "Дьявольское гуляние, говорит он, продолжающееся сегодня всю ночь, смех, бесчинства, ночные пляски и соблазнительные шутки отвели ныне город наш в пленение, которое тягостнее всякого неприятельского. Более всего огорчают меня игры, происходящие сегодня в гостиницах, преисполненных распутства и нечестия - нечестия, потому что занимающиеся ими по-своему замечают дни, гадают и думают, что если первый день года удастся им провести в удовольствии и веселии, то и весь год будет совершенно таков же; распутства, потому что на самом рассвете мужчины и женщины наполняют стаканы вином и напиваются без меры."
Традиций празднования Нового Года в России довольно много. Но вот что интересно - большинство из них заимствованы из западной культуры. Объясняется это, по-видимому, двумя причинами: во-первых, приход христианства на Славянскую Русь полностью, или почти полностью уничтожило языческие традиции встречи нового года и проводов старого. Во-вторых, знатью и дворянством в Россию ввозились новые западные обычаи, которые впоследствии перенимались простым людом и становились народными. Причем, каждая эпоха приносила что-то новое.
От времен славянского язычества нам достались ряженые, скоморохи и шуты. Эпоха Петра Первого и последующих правителей-реформаторов принесла новогоднюю елку с игрушками, фейерверки, Санта Клауса и новогодний стол (разносолов типа салатов Оливье и винегрета до него не знали, обходились кашами да пирогами ).
А страна Советов дала нам Деда Мороза со Снегурочкой, обязательное Шампанское с мандаринами на столе и бой Курантов.
Дмитрий Князев.

В оглавление...

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz