Светские праздники

Можно ли Православным
отмечать 8-е марта?
Праздники
У нас очень много праздников. Праздники гражданские, семейные, Церковные. К каждому из них мы готовимся, собираем гостей, покупаем подарки. Какие то из них мы ждем больше, а какие то меньше. Но порой забываем, из-за чего собственно собрались. Что празднуем, какова история события. В особенности это касается праздников гражданских - тех из них что возникли еще во времена Советского Союза.
Казалось бы чего сложного - 23 февраля это "День защитника отечества", 8 марта - "Международный женский день", 1 мая - "День солидарности трудящихся". Но так ли это? Зная привычку советских идеологов преподносить под видом вполне благонадежных событий совершенно неудобоваримые, с точки зрения Православия, вещи, мы должны с некоторой опаской относиться ко всем продуктам их деятельности. А то можно попасть в большой просак.
Вот пример из древности. Император Юлиан правил после Константина Великого, когда большая часть империи была обращена в христианство. Однако он решил повернуть назад. В качестве одного из средств своей политики Юлиан избрал замаскированную издевку над христианами.
"По древнему обычаю, раздавая деньги полкам, он садился на царском троне, и при этом случае, против обыкновения, поставил подле своего места наполненную горящими углями кадильницу. А на столе - ладан с повелением, чтобы каждый шедший за деньгами сначала клал в кадильницу несколько ладану, а потом уже подходил для получения денег из рук его.
Большая часть войска, по совершенному неведению, вдалась в тот обман, но проведавшие о нем предварительно притворились больными и избежали столь опасной ловли. Иные же по страсти к деньгам пренебрегли о своем спасении или, боясь царя, изменили благочестию…"
Таким образом, по неведению и жадности, некоторые из христиан отступили от веры и принесли жертву императору, став идолопоклонниками. Поэтому и нам с вами надо быть весьма осторожными, чтобы по своему неведению так же не принести жертву идолу и не стать отступниками. Мы должны четко отдавать себе отчет в том, что, когда и зачем мы празднуем. А идти на поводу когда то и кем то придуманных сказок - значит добровольно проторять себе дорогу в Ад!
Начнем с 23 февраля. К событию и значимости этого праздника для нас никаких претензий быть не может. Но вот к дате… Легенда о том, что в этот день 1918 года была создана и одержала первую победу знаменитая Красная Армия является мифом, вымыслом. Ни один исторический документ этого не подтверждает. Единственным военным событием 23 февраля 1918 года была позорная капитуляция Русской армии, заключение "Брестского" мира. Что само сабой поводом для веселья не является.
В нашей истории огромное количество дней, которые можно посвятить празднованию славы Русского оружия и защитников отечества. Так почему же мы избрали для этого день позора армии?
Наверное потому, что задолго до Февральской революции пролетарский Интернационал сделал этот день праздником. Международным женским днем. И ни какой путаницы здесь нет. Просто между старым стилем (по которому живет Православная Церковь) и новым стилем (которым пользуемся все мы) разница в 13 дней. Поэтому 23 февраля по старому стилю - это 8 марта по новому.
Когда же в России был осуществлен переход на новый стиль, 23 число февраля месяца освободилось. И наши идеологи решили "использовать" его для новых целей.
Но откуда же такая привязанность и к 23 февраля и к 8 марта? Смотрим дальше.
Из истории всем известно что "Международный женский день" был придуман немецкой революционеркой Кларой Цеткин. И международным он является только на словах - ни в одной стране, кроме нашей, его ни когда не отмечали. Объясняется это очень просто. Если во всех странах праздник посвященный женщине - это праздник матери, любящей жены, доброй хозяйки очага, то у нас это праздник женщины-революционерки, женщины смутьянки, разрушительницы сложившегося миропорядка. И хотя "Женский день" претерпел за время своего существования некоторые изменения, именно такой смысл был заложен в него создателями.
Привязка же именно к определенной дате (23 февраля - 8 марта), объясняется национальным происхождением его создательницы. Дело в том, что Клара Цеткин - еврейка. И понятно, что идею для чествования женщины-революционерки она искала в истории своего народа. И нашла пример достойный для подражания - царицу Эсфирь, которой посвящен весенний еврейский праздник Пурим, проходивший в тот год, по всей видимости, именно 23 февраля. Дьякон Андрей Кураев, проведя исторические и логические изыскания, утверждает, что "Международный женский день" является аналогом именно этого праздника, и имеет очень древние библейские корни. Вот что об этом пишет он сам.
"… Пурим слишком уникален. Пожалуй, ни у одного из современных народов нет праздника, посвященного такого рода событию. Это не религиозный праздник. Так о нем говорит "Еврейская энциклопедия", подчеркивающая, что этот праздник "не связан ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием".
Окончился вавилонский плен евреев. Желающие могли вернуться в Иерусалим. Правда, оказалось, что желающих вернуться на родину значительно меньше, чем можно было представить. У многих в столице мировой империи (каковой был тогда Вавилон) дела пошли совсем неплохо, и немалое число евреев не пожелало покидать дома, обжитые почти за столетие, разрывать привычные связи, торговые контакты, терять устоявшуюся клиентуру. Тысячи еврейских семей остались жить в городах персидской империи, и, причем, в положении отнюдь не рабском.
Сложившееся положение со временем начало удивлять и самих персов. Оглядываясь вокруг, они переставали понимать: кто же кого завоевал. Армии Вавилона покорили Иерусалим, или евреи захватили Вавилон? Как обычно в подобных ситуациях, последним институтом власти, который осознает угрозу национальным интересам и пытается их отстаивать, оказываются "силовые структуры". И вот персидский министр обороны генерал Аман идет к царственному Ксерксу (события происходят около 480 г. до Рождества Христова) и делится своими печальными наблюдениями.
Как только что было отмечено, времена были еще далеко не евангельские, а нравы - отнюдь не христианские. Реакция Ксеркса была решительно-языческой: истребить всех евреев. Замысел Ксеркса становится известен его жене царице Эсфири. Царь не знает о ее национальности. И вот, вероятно, в минуту восторгов и обещаний, Эсфирь вытягивает из супруга признания и обещания: ты любишь меня? значит, ты любишь тех, кого я люблю? значит, ты любишь мой народ? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит меня? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит моих друзей и родственников? значит, ты ненавидишь ненавистников моего народа? Так дай волю своей ненависти! Уничтожь моих врагов, которых ты считаешь и своими врагами! И Ксеркс, без особых раздумий отвечавший согласием на все эти вопросы, теперь с удивлением обнаруживает, что он согласился уничтожить всех врагов ненавистных ему евреев...
В итоге в день 13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля - начало марта) во все города империи приходит царское повеление относительно погромов. Но готовилось-то все к избиению евреев. А гонцы привезли совершенно иной указ. Оказалось, что царь позволил Эсфири и ее двоюродному брату и воспитателю Мардохею составить указ о предстоящих погромах: напишите и вы о Иудеях, что вам угодно, от имени царя, и скрепите царским перстнем... И позваны были тогда царские писцы... и написано было все так, как приказал Мардохей к правителям... ста двадцати семи областей... от имени царя... о том, что царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильные в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить (Есф. 8, 8-11).
И в течение двух дней все князья в областях и сатрапы... и исполнители дел царских поддерживали Иудеев... И избивали Иудеи всех врагов своих... и поступали с неприятелями по своей воле (Есф. 9, 3-5). Аман был повешен с десятью его детьми. Всего было уничтожено 75 000 персов. Элита страны. Все, кто мог быть конкурентами. Участь персидской империи была предрешена..."
Пурим очень жизнерадостный и веселый праздник. Это единственный день, когда Талмуд не просто разрешает, но предписывает евреям напиваться в стельку. Так они отмечаю свою победу над персами.
Но это евреи. Мы же с вами христиане. И достойно ли нашего звания праздновать избиение 75 000 ни в чем не повинных человек, включая женщин и детей? Не становимся ли мы после этого сродни тем вандалам, что устраивают оргии с пьянством и плясками на чужих могильных плитах? Стоит задуматься!
Мы знаем миф, объясняющий 1 мая... Для людей, не знакомых достаточно хорошо с религиозной историей Западной Европы, та версия, что увязывает выбор даты 1 мая с чикагской демонстрацией, понятна и ясна. Но поставим вопрос: а кроме чикагских событий, не был ли еще чем-нибудь заметен день 1 мая для христианских народов? И поскольку мы интересуемся не светской историей, а религиозной, уточним вопрос: а были ли какие-то смыслы уже связаны, сассоциированы с 1 мая и были ли они религиозными? И мы заметим, как уже здесь начинается игра теней.
Оказывается, по католическому календарю, 1 мая - это день воспоминания Нагорной проповеди Спасителя. Так не является ли наложение Дня пролетарской борьбы на 1 мая сознательным вызовом Евангелию? Не есть ли 1 мая в сознании революционеров некая альтернатива Нагорной проповеди? Вместо любви - призыв к классовой ненависти. Вместо единения в духе - солидарность в борьбе за зарплату. Демонстрация 1 мая не есть ли антитеза крестному ходу? Ясного ответа здесь, конечно, нет.
Но ситуация становится еще более неоднозначной, если вспомним, что как ни молодо празднование 1 мая в качестве революционного праздника, однако и католическое празднование его в качестве дня Нагорной проповеди также является относительно недавней новацией. В Средние века 1 мая праздновалась память св. Вальпургии. Это и есть та самая "вальпургиева ночь", которая, согласно "теневым", фольклорным представлениям германцев, собирала на шабаши ведьм. Чтобы противостоять этим антихристианским шабашам и верованиям, Католическая Церковь решила увязать дату 1 мая с другими воспоминаниями - с евангельскими. А чуть позже Интернационал по сути вновь наделил 1 мая ассоциациями нехристианскими и разрушительно-демоническими.
Как видим, 1 мая разные люди могут поздравлять своих друзей "с праздником" с совершенно разными подтекстами. Для кого-то это праздник языческого разгула, для кого-то это праздник разгула революционного, для кого-то - праздник Нагорного Света.
Верующий человек должен очень осторожно относиться ко всему что его окружает в повседневной жизни. И не в коем случае не должен идти на поводу у окружающих. Как говориться - "Что русскому хорошо, то немцу смерть". Верно и обратное. Мы должны составлять свое суждение о происходящем вокруг нас с точки зрения того, насколько это нужно и важно для Церкви, для России.
Если какой либо праздник поднимает в наших душах добрые чувства к ближнему, гордость за родину, любовь к Церкви и Богу - этот праздник наш! Если бросает в пучину страстей, будит ненависть, забытую злобу и скрытую ненависть - прочь от него! Иначе нельзя.
Дмитрий Князев

В оглавление...

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz