Рождественские чтения

Верные сыны Святой Руси
Министерство Просвещения Удмуртской Республики.
Управление народного образования Завьяловского района.
Завьяловская средняя школа с углубленным изучением предметов.
Центр внешкольной работы Завьяловского района.

Тема реферата:

"Верные сыны Святой Руси: Князь Дмитрий Иоаннович Донской, генералиссимус Александр Васильевич Суворов, маршал Георгий Константинович Жуков, современный юноша-воин, прославленный в лике святых, Евгений Родионов" (Об их сокровенной жизни души и Вере православной).
Авторы:
Сюрсин Дмитрий-10А
Тихонов Алексей-10А
Никитин Сергей-10А
Шкляев Николай-10А,
ученики Завьяловской средней школы, старшие краеведы школьного исторического музея Завьяловской средней школы.
Руководитель: Именитова Раиса Владимировна, учительница Завьяловской средней школы с углубленным изучением предметов, преподаватель дополнительного образования ЦВР Завьяловского района, учитель-методист, Заслуженный учитель школ Удмуртской Республики.
С. Завьялово-2001 г.
Адрес: с. Завьялово, ул. Чкалова, 36-27.
Домашний телефон 2-19-23. Школьный телефон 2-11-35.

Содержание реферата

1. Вступление о духовной стороне жизни великих воинских личностей, о значении их примера для современного юношества.
2. Димитрий Иоаннович Донской и преподобный Сергий Радонежский. Духовная поддержка Димитрия Донского Игуменом Земли Русской в годину испытаний.
3. А.В.Суворов, его духовное и физическое здоровье-пример для воинов.
4. Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков как преемник достойных сынов Отечества, черпающих силу в православии. Старец Нектарий и Жуков.
5. Молодой воин, Евгений Родионов, погибший в 1966г. в Чечне, принявший мученическую смерть за Христа от рук бандитов, впитавший при жизни в себя всё лучшее от православных предков и черпавший силу в христианстве, причисленный Святой Церковью к лику святых.
6. Заключение о значении для молодого поколения нашего времени духовного подвига истинных защитников Отечества.
7. Библиография.

Нам хочется свой реферат о верных сынах святой Руси: князе Дмитрии Иоанновиче Донском, генералиссимусе Александре Васильевиче Суворове, маршале Георгии Константиновиче Жукове и современном юноше-воине, прославленном в лике святых, Евгении Родионове - начать со слов Святейшего Патриарха Московского всея Руси Алексия Второго: "На протяжении веков ратный воинский подвиг считался высшим проявлением любви к Отечеству, к единоверным и единокровным братьям, подвигам жертвенной любви, даже до смерти". Эта вечная истина с предельной ясностью выражена в Евангелиевских словах Христа Спасителя: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих".
Мы учимся в 10 классе и слышим сегодня, что нет идеалов в жизни, не на кого равняться молодому поколение во что верить? В наше время многие юноши и их родители панически боятся армии, что армия не та, что солдаты не любят Родину. У нас не за горами тоже впереди армия. Нам не хочется идти служить с пустой душой. Нам действительно нужны примеры для подражания.
Мы знаем из уроков истории прошлое нашей Родины. Нас знакомили с героями войны, в которых участвовало Отечество в разные века, эпохи. Но мы практически ничего не знаем о них как о людях православных. Цель нашей работы и состоит в узнавании этой стороны жизни православных героев Отечества.
Всем нам с детства знакомы исторические личности: князь Дмитрий Донской, Александр Невский, полководец Александр Суворов, адмирал Фёдор Ушаков, полководец Михаил Кутузов, маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков ... Да, это были истинные защитники Родины нашей. Мы знаем о их мужестве, уме, исторических победах.
А что стоит за страницами школьного учебника истории? Что делало героев героями, что помогало им в борьбе с неприятелем одерживать победы, разрабатывать тактические и стратегические задачи. Ведь не только их ум, личное мужество, здоровье.
Мы решили поработать с духовной литературой и открыть ту сторону их жизни, о которой в учебниках истории не говорится. Мы узнали о сокровенной жизни их души, о том, что они черпали эту силу в православии. Они шли от тех духовно-нравственных истоков, которые впитали в себя с детства.
Все они: Дмитрий Донской, Александр Суворов, Георгий Жуков и другие - перед решительными сражениями просили Божьего Благословения.

Дмитрий Донской.

Дмитрий Донской (Иоанович)
Например, готовясь выступить в поход против татарского нашествия хана Мамая, князь Дмитрий Иоаннович Донской счёл первым долгом посетить обитель Живоначальной Троицы, чтобы там поклониться единому Богу и получить благословение от Преподобного Игумена земли Русской - самого Сергия Радонежского . Прибыв с приближёнными в монастырь, великий князь сказал святому игумену: "Ты уже знаешь, отче, какое великое горе сокрушает меня, да и не только меня, но и всех православных: Ордынский князь Мамай двинул всю орду безбожных татар, и вот они идут на мою Отчизну, на Русскую землю разорять святые церкви и губить христианский народ. Помолись же, отче, чтобы Бог избавил нас от этой беды".
После Божественной литургии князь Дмитрий Иоаннович торопился уехать из Лавры, но игумен умолял его остаться для трапезы.
После неё Преподобный распорядился приготовить освященную воду и окропил ею великого князя и всех бывших с ним князей, воевод и христолюбивых воинов.
Сергий Радонежский советовал князю покориться, откупиться перед врагом, чтоб не проливать крови христианской.
- Но это я уже сделал, - отвечал великий князь.
- Если так, - сказал угодник Божий, - то его ожидает конечная гибель, а тебя, великий княже, помощь, милость и слава от Господа. И игумен, осеняя упавшего на колени князя, произнёс: "Иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов". А затем, понизив голос, сказал тихо только одному князю: "Победиши враги твоя"!
С умилением внимал святому великий князь.
В обители Живоначальной Троицы среди монашеской братии были два славных воина, богатыри силы и духи, очень опытные в венном искусстве - Ослябия и Пересвет.
И по просьбе князя Преподобный благословил этих монахов - воинов, окропив святой водой, осенив крестом, сказал: "Вот тебе, князь, мои оруженосцы, а твои избранники, мир вам, возлюбленные мои о Христе братья".
По возвращении в Москву князь хранил тайну, особенно слова игумена "Победиши супастаты твоя".
Решающее сражение - Куликовская битва - произошла 8 сентября 1380 года.
Перед боем от Сергия Радонежского прибыл инок Нектарий с Богородичной просфорой и своеручной грамоткой Сергия, чтобы ещё больше укрепить дух князя, который после этого вознёс свои горячие молитвы Богу.
В полках быстро разнеслась весть о посланниках Сергиевых, что укрепило русское воинство, даже слабые воспряли духом. Перед битвой Дмитрий Иоаннович преклонил колена перед ликом Спасителя и в последний раз горячо молился за Россию.
В самый полдень оба войска сошлись на устье Непряды. С татарской стороны выехал богатырь огромного роста, страшной наружности - печенег Челибей Тамир Мурза.На поединок с ним вышел инок старца Сергия Александр Пересвет в схиме ангельского образа: на одежде, на челе, на груди, сзади было написано знамение воина Христова - Господень Крест.
Из истории мы знаем, чем закончился этот поединок (гибелью обоих). Битва потом была кровавая. Много доблестных воинов полегло на поле брани, но вдвое более погибло татар.
А во время битвы в обители Живоначальной Троицы игумен Земли Русской со всей монашеской братией возносил за воинов русских горячие молитвы Господу.
Духовным зрением Сергий Радонежский видел, как один за другим гибли русичи. Телом он был с братией, духом- на поле брани. Молясь, время от времени он называл имена павших героев, сам приносил за них заупокойные молитвы и повелевал то же делать и братьям.
Наконец, он возвестил всем о совершенном поражении врага и прославил Бога.
После победы Дмитрий (теперь уже Донской) прибыл в обитель Живоначальной Троицы, чтобы воздать благодарение сильному во брани Господу.
Такое повествование о великой вере русского князя, о духовном подвиге Сергия Радонежского покоряет наши сердца. Человек силён в первую очередь верой, делом во имя Господа.

Александр Васильевич Суворов.

Суворов Александр Васильевич
Эта вера помогла другому истинному борцу за победу Отечества -Александру Васильевичу Суворову. Александр Суворов -граф, русский полководец, генералиссимус. Его имя прославилось в Русско-Турецкой войне. Все победы в сухопутных сражениях при Русско-Турецкой войне были достигнуты под командованием талантливого полководца А.В.Суворова, ставшего целой эпохой в развитии русского военного искусства.
Но практически никто из нас не знает, каков был духовный мир великого полководца. А он был глубоко верующим человеком. Его вера действительно была несгибаемой. Он был настоящим отцом солдатам, скромнейшим человеком. Учил солдат молитвам, строил храмы, собственноручно вырезал для одного из них крест-распятие. В одно время даже служил дьячком, пел на клиросе. Александр Васильевич незадолго до смерти написал удивительный канон "Господу Иисусу Христу", пронизанный настоящим смирением и глубоким покаянным чувством.
Ведь мало кто знает, что Суворов написал такой канон, в своё время готовился стать иноком и подавал об этом прошение на имя Государя Императора. Уже с детства он воспитывал в себе именно способность отвержения от собственного "я", приучил себя к спартанским условиям, избегал всего, что расслабляет тело и душу, лишает её мужества и решительности в поступках.
Он был человеком действия и говорил: "Я привык быть действующим непрестанно, чем и питается дух мой". А. Суворову принадлежат знаменитые слова: "Тяжело в учении - легко в бою". Во всём он являл истинный пример для воинов. Он не гнушался есть самую невкусную, постную солдатскую пищу. Всегда возил на 6 лошадях походную церковь, в которой велись богослужения.
Шведский генерал Густав Армфельд вспоминал свои встречи с Суворовым так: "Суворов пригласил меня обедать в 8 часов утра. Я пришёл и застал его на богослужении. Он читал большую книгу, бросался на землю(т.е. клал земные поклоны), а потом пошёл, взял музыкальные ноты, напевал вполголоса... У него была совсем маленькая комнатка с кроватью, столом и четырьмя стульями. И составляла кабинет и спальню".
Этот пример духовного труда А. Суворова и его аскетизма говорит о многом.
Узнавая такое о Суворове, я уверен, будь на месте полководца человек неверующий, он не достиг бы такой славы, тех великих побед, каких достиг Александр Васильевич Суворов, или полководец Михаил Илларионович Кутузов и русские генералы в Великой Отечественной войне с Наполеоном.
На войне неверующих нет. На такой героической, духовной жизни своих предшественников учились и другие великие сыны Отечества нашего.

Георгий Константинович Жуков.

Жуков Георгий Константинович
XX век - это век испытаний, век, когда попирались наши духовные ценности, рушилась духовная культура: взрывали шедевры зодчества, обезглавливали и обезображивали православные святыни. Но самое страшное- разрушался храм души человека. Краеведы школьного исторического музея Завьяловской средней школы узнали и о трагических страницах христианства на изучении истории Свято - Никольского храма с. Завьялово.
А сколько таких храмов пострадало и ещё до сих пор стоит в запустении на нашей Святой Руси!
И всё-таки не все убивали в себе веру.
Многие из нас знают, как велико значение в истории нашей Родины в годы величайшего испытания Великой Отечественной войной имя маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова.
Из уроков истории мы знаем, какой это был стратег, тактик, что в самое тяжёлое время в ходе войны он держал груз воинской ответственности.
Это было время запрета открыто исповедовать христианскую веру. Но русская нация генетически христианская. Как ни распинали Христа, но Бога убить нельзя.
Вот эту-то целомудренную веру хранил в те суровые годы и этот великий человек. Есть книга его дочери Марии Георгиевны Жуковой "Маршал Жуков", где она пишет о Жукове не только как о полководце, отце, а как о христианине, сокровенной жизни его души.
В книге "Маршал Жуков" Мария Георгиевна приводит такой пример. Архимандрит Кирилл (Павлов), всероссийский старец, вспоминал, что однажды пожилой протоиерей, служивший в Ижевске, рассказал такой случай, как во время войны, будучи генерал-майором, он встречался с Жуковым. Как-то во время беседы он спросил Жукова, верует ли тот в Бога? Маршал ответил, что верит в силу Всемогущественную, в разум Премудреиший, сотворивший такую красоту и гармонию природы и преклоняется пред этим. "Это и есть Бог", - ответил Жукову генерал-майор.
Отец Кирилл заключил, что "бесспорно, Жуков чувствовал в душе Бога. Другое дело, что он не мог это своё чувство выразить словами, потому что вера в Бога была в то время в поношении, в загоне, и ему, как высокопоставленному начальнику, надо было соблюдать осторожность, так как кругом торжествовали атеизм и безбожие".
В народе сохраняется предание, что Жуков возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери. Не так давно архимандрит Иоанн (Крестьянкин) подтвердил это. В Киеве есть чудотворная икона Божией Матери Гербовецкая, которую маршал Жуков отбил у фашистов.
Из книги Марии Жуковой известен и такой факт. Один священник из с. Омелец Брестской области в письме к Жукову, поздравляя его с Победой, пожаловался на то, что все колокола были увезены оккупантами. Вскоре от маршала пришла посылка весом в тонну - три колокола! Такого благовеста не слышала округа! Колокола висят там по сей день.
Сразу после войны, узнав о бедственном положении храма в Лейпциге, как вспоминает Мария Георгиевна, отец многое сделал для его восстановления. Целые сапёрные группы по указанию Жукова работали там. Он приехал на открытие храма, возжёг в нём лампаду. Эти свидетельства говорят о христианской душе маршала.
Вот что пишет в книге архимандрит Кирилл (Павлов): "Душа его христианская,.. Печать избранничества Божия на нём чувствуется во всей его жизни. Прежде всего, он был крещён, учился в церковноприходской школе, где Закон Божий преподавался, посещал службы храма Христа Спасителя и услаждался великолепным пением церковного хора, получил воспитание в детстве в верующей семье - всё это не могло не запечатлеть в душе его христианских истин. И это видно по плодам его жизни и поведения. Его порядочность, человечность, общительность, трезвость, чистота жизни возвысили его, и Промысел Божий избрал его быть спасителем России в тяжёлую годину испытаний".
Семилетней девочкой он водил свою дочку Марию в Троице-Сергиеву Лавру, когда она впервые побывала у преподобного Сергия. Потом своей дочке Жуков рассказывал, что Дмитрий Донской сражался на Куликовом поле, а преподобный Сергий благословил его, сказав: "Ты победишь!"
Таким преподобным Сергием для Жукова был последний Оптинский старец Нектарий. После закрытия Оптиной Пустыни в 1923 г. старец Нектарий скрывался в с. Холмищи, в 30 верстах от Козельска, в доме крестьянина Андрея Ефимовича Денежкина. Несмотря на слежку, - к старцу всё равно ехали люди за советом.
Дочь Денежкина, Екатерина Андреевна, рассказала, что в 1925 г., когда Жуков был командиром кавалерийского полка, он несколько раз приезжал к старцу Нектарию. И теперь известно, что Оптинский старец (теперь прославленный в лике святых) благословил Жукова, сказав, что везде ему будет сопутствовать победа: "Ты будешь сильным полководцем. Учись. Твоя учёба даром не пройдёт".
Промысел Божий провёл Жукова через многие скорби, трудности.
Священник Василий (Всесвятский) Никольского храма села Угодский Завод крестил младенца Георгия, названного в честь святого великомученика Георгия Победоносца, в жизнь вечную. Сын этого священника - Николай -волостной врач, спас Жукову земную жизнь в 1918 г., когда он болел дважды тифом, - сначала сыпным, затем возвратным, и сам стал жертвой этой болезни.
Промысел Божий сохранил Жукова для великих дел.
Жуков не был баловнем судьбы, ему ничего не надо было, кроме блага Отечества. Всего он достиг трудом, соединённым с самоотвержением, которое есть величайшее духовное дарование. В 13 лет он уже был готов на самоотвержение, когда, не задумываясь, вытащил из горящего дома своих односельчан - больную старуху и детей.
С детства учился упорно и с интересом. Учась на кавалерийских курсах, он не ходил на вечеринки, сидел над книгами, военными картами до ночи.
Как в евангельской притче о талантах, Жуков чувствовал данный ему от Бога дар, любил свою профессию, преумножал свой талант. Вспоминаются слова Спасителя: "В малом ты был верен, над многим тебя поставлю".
Можно только сожалеть, что не мог этот великий человек в то время открыто, как это делал Александр Суворов, исповедовать свою веру, но целомудренно её нёс в себе. И учился он всё же у своего предка Суворова, любил его читать и однажды выписал замечательные слова великого полководца: "У этого наёмщика-историка два зеркала: одно увеличительное - для своих, другое - уменьшительное - для нас. Но потомство разобьёт вдребезги оба, выставит своё, в котором мы не будем казаться пигмеями".
И мы узнаём, узнаем то, что ещё более теперь в наших глазах возвышает и Ф. Ушакова, А. Суворова, и Жукова и других великих защитников Отечества.

Воин нашего времени. Евгений Родионов.

Евгений Родионов
Настоящего русского воина, солдата именно эти качества и отличают.
И, кажется, совсем уж наше юношество растеряло веру свою. Но оказывается, нет. Истребить это невозможно.
И в подтверждение тому Господь являет нам новых героев, которые принимают и в наши дни мученический путь за Христа, за Отечество свое израненное.
Чечня. 1996 год. Пограничник Евгений Родионов попал в феврале этого года в плен. Чеченская война была в самом разгаре. 10 долгих месяцев мать Любовь Васильевна искала сына по всей Чечне. Он был расстрелян под Бамутом после 3-х месяцев плена в день, когда ему исполнилось 19 лет. Могилу его за огромные деньги указали сами чеченцы. Она опознала сына по нательному крестику. Мать своими руками выкопала тело сына из земли, привезла домой, написала на памятнике: "Прости, сынок " - в знак вины перед ним. Он погиб в 7 километрах от тех мест, где мать его искала.
Искала она его потому, что ей сообщили: сын самовольно покинул часть. Она не верила в это. Она узнала в ходе поисков, что четверо солдат , дежуривших на блокпосту , были захвачены в плен, Поиск вели только матери. Любовь Васильевна раздавала десятки фотографий сына. Теряя надежду на помощь своих, она встречалась с командирами боевиков: Басаевым, Хоттабом. О том, что произошло, рассказал в присутствии представителей ОБСЕ тот, кто убил рядового Родионова.
У Жени была возможность остаться в живых. Для этого надо было снять нательный крестик и назвать себя мусульманином. Но он этого не сделал. В ход пошли побои, издевательства. Воина Евгения убили, жестоко изуродовав его тело.
Мать Жени говорила: " Мне тяжело, что сынок погиб. Но то, что оказался достойным сыном Родины, не отказался от Христа, от православной веры, меня утешает. Я не знаю, как бы я пережила, если бы поступил иначе".
Евгений Родионов принял мученическую смерть за Христа, за веру православную.
Константин Великий увидел крест и сказал: "Сим победиши!".(To есть победишь, благодаря ему). Так и мы, видя, что совершил воин Евгении, можно с уверенностью сказать, что только верой можно победить.
Если оглянуться вокруг себя, мы увидим, что ничто нас не спасёт. Женя жил в очень трудное время, более трудное, чем светское, когда было безбожие. Безбожие вынести легче, развращение - труднее. Но он в развращенное время сохранил веру. Казалось бы, от него требовали немного - снять крестик. Всенародно отказаться от Христа.
"Его смерть, как пишет священник Дмитрий Дудко, наводит на многие мысли. Если есть такие люди в нашей стране, значит, Россия не погибла и не погибнет никогда. Вера присуща русскому человеку, она с ним, но в определённый момент пробуждается. Мы можем жить и побеждать только верой".
Даже в советское время, когда пришёл час опасности, она пробудилась в народе. Вера - всегда высота духа, поэтому она ведёт и побеждает. Поэтому мы и в Великую Отечественную войну победили. Люди часто считают себя безбожниками, не зная, что вера живёт в них.
И сердце наполняется светлым чувством, что есть такие парни, как Евгений Родионов, который за всех нас пострадал и показал, чем мы можем победить. Евгения Родионова расстреляли, но не убили, он будет в веках жить в земной жизни, а самое главное - в Царстве Небесном. Воин Евгений Родионов причислен Православной Церковью к лику Святых.
Вера - связь с высшей жизнью, с Богом. Кто хочет свою жизнь возвышать, улучшать, связывает её с Божественной жизнью. Верить в ложные и злые идеи - это кланяться идолам, зверям, камням, они не возвышают, а принижают человеческий дух. Почитать же Бога Живого в духе и истине, в лике Христовом - значит, правильно понимать путь к Богу, как радость бесконечного возвышения, умудрения и воскресения. Это путь расцвета человеческой личности.
Примером для подражания и служит нам жизненный подвиг православного Дмитрия Донского, могущественного Потёмкина, адмирала Ушакова, который в конце жизни стал насельником Санаксарского монастыря и причислен к лику Святых, и генералиссимуса Александра Суворова, и полководца Кутузова, и маршала Георгия Жукова, и совсем юного воина Евгения Родионова.
Материал, с которым мы ознакомились, заставил и нас задуматься над своей жизнью. И когда говорят, что нет героев, патриотов - не хочется в это верить.
Пока живет вера в человеке - живёт нация и моё Отечество. Не зря есть пословица, что не живёт село без праведника, а значит, не живёт Отечество православное без воинов Христовых.

Библиография.

1. A.А. Богров. "Кутузов". Журнал "Русский дом"~2000-9, стр.43.
2. Иеросхимонах Моисей (Боголюбов) и др. "Сим победиши! Православие. Армия. Держава". Издательство "Глаголь", Москва - 2001г.
3. А. Воронцов. "Возмездия лицо".Журнал "Русский дом"-2000-3, стр.18.
4. М.Г. Жукова. "Маршал Жуков. Сокровенная жизнь души".Издание Сретенского монастыря. Москва 1999г.
5. Борис Зайцев. "Житие Преподобного Сергия Радонежского". Издательство Православного Свято-Тихоновского богословского института. Москва-2000.
6. А.В. Полушин. "Собор новых мучеников и исповедников российских". Журнал "Русский Дом"-2000-10,стр.28.
7. Архиепископ Никон (Рождественский). "Житие Преподобного Сергия Радонежского". Издательство Свято-Тихоновского Богословского института".Москва-2000г.
8. Сретенскийкалендарь-сборник-2000г.Издание Сретенского монастыря.Москва-2000г.
9. А. Н. Ужанков. "Исторический выбор А.Невского".Журнал "Русский дом"-2000-3, стр.40.
10. Протоиерей Александр Шаргунов и др. "Новый мученик за Христа". Издательство "Ковчег".Москва-2000г.

В оглавление...

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz