Православная кухня

Масленица
Масленица
Последняя неделя перед Великим постом Вселенской христианской церкви испокон веков носила наименование сырной. И только у нас на Руси её также называют Масленицей, в честь одного из божеств древних славян.
Для наших предков это существо воплощало плодородие, и вместе с тем Зиму и Смерть. В старину Масленицей величали соломенное чучело, облаченное в женскую одежду, с масляным блином или сковородкой в руках. С ним вместе веселились, катались с гор и на тройках в течении масленичной недели, а затем сжигали на костре или разрывали в клочки. Похороны Масленицы сопровождались карнавальными процессиями, ряженьем, ритуальным весельем, призывами весны и упоминанием Масленицы в специальных песнях, где та называется обманщицей (в связи с Великим постом, который наступает сразу после масленичных пиршеств), объедалой, блиноедой: блин, говорят, не клин - брюхо не порвет!
Так получилось, что христианская традиция зимнего поста наложилась на древнеславянский обряд проводов зимы, результатом чего стало появление наполовину христианского - наполовину языческого праздника. И все же, масленица в первую очередь является периодом подготовки верующих к долгому и изнурительному посту.
Церковные традиции подводят людей к посту постепенно: после воскресенья о мытаре и фарисее - седмица сплошная, после воскресенья о блудном сыне - обычная, но в конце ее заговенье на мясо, и вот теперь - сплошная седмица, но без мясной пищи.
На Руси масленица всегда отмечалась как радостный праздник. При слове "масленица" в памяти русского человека встают картины веселых зимних дней, наполненных гомоном и шумом, вкусными запахами блинов, перезвоном колокольчиков, украшавших нарядные тройки. "Удивительно яркая Россия, звенящая бубенцами и масляной", по словам Ф. И. Шаляпина, сходит с полотен Б. М. Кустодиева. Здесь сияющие на солнце купола церквей, горящие, как жар, медные самовары, гуляния, балаганы и чинные чаепития под праздничным огоньком лампадки у образов.
Каждый день масленицы имел свое название, и с ним были связаны свои обычаи. Так, среда называлась "лакомки". На "лакомки" теща приглашала к себе молодых. Отсюда происходит выражение "пойти к теще на блины". В пятницу устраивались "тещины вечерки" - молодожены встречали в своем доме родителей жены. Молодые на Руси жили, как правило, в доме свекрови, поэтому тестя и тещу видели не часто и не могли постоянно выражать им свое почтение. Но в праздничные масленичные дни считалось святой обязанностью встретиться с родителями супруги, что было исполнением Божией заповеди: "Чти отца своего и мать свою".
Поскольку молодые зачастую еще не успевали обжиться - запастись всем необходимым домашним скарбом, то, по обычаю, теща обязана была с вечера перед визитом прислать в дом зятя все блинные принадлежности: таган, сковороды, черпак и даже кадку, в которой заквашивается тесто для блинов. Тесть же присылал муку и кадочку с коровьим маслом.
Прекрасной традицией масленицы является посещение друзей и близких для того, чтобы "проститься" перед постом, то есть попросить прощения за все вольные и невольные обиды, примириться.
Последнее воскресенье так и называется - "прощеное". В этот день вспоминается изгнание Адама и Евы из рая. При царе Алексее Михайловиче, как свидетельствует С. М. Соловьев в "Истории России с древнейших времен", "в Прощеное воскресенье, прямо с Успенского собора царь с боярами и думными людьми отправлялся к патриарху, у которого уже были собраны все власти (архиереи, архимандриты), вместе с государем являлись из дворца ключники и чарочники со всякими красными питьями. Начиналось взаимное угощение: патриарх подносил государю вина фряжские и меды всякие; подавал чаши боярам и думным людям, а государь, с своей стороны, жаловал чашами властей. По возвращении во дворец государь принимал начальников приказов с докладами о колодниках, которые сидят много лет, иные не за большие преступления; таких государь приказывал освобождать".
Прощеное воскресенье - день взаимного прощения обид. "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный" (Мф. 6, 14). Это прощение необходимо перед великопостной жертвой воздержания, о чем говорит Евангелие: "Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Мер. 5, 23-24). Без обид на сердце, с миром в душе вступают христиане в Великий пост.
Зимний мясоед завершился, но Великий пост еще не начался. На масленой неделе все внимание хозяек обращено к рыбе. Рыба составляет основу масленичного стола. К этому времени даже самые бедные семьи в России старались обзавестись рыбой и икрой, чтобы как следует "заговеться" перед долгой Четыредесятницей, набраться сил да порадовать себя вкусными яствами напоследок. Вот, например, что сообщает о своих предмасленичных хлопотах одна из героинь романа "На горах" А. Мельникова-Печерского: "Вышла я сегодня на базар, пришла раным-ранешенько, воза еще не развязывали, хотелось подешевле купить кой-чего на масленицу... Соленый судак - четыре да пять копеек, топленое масло - четырнадцать, грешнева мука - полтинник. Икорки бы надо к блинкам - купила б исправской, хорошенькой, да купить-то (денег), Сергенушка, нет, так я уж пробоечек думала взять - и те восемнадцать да двадцать копеек, самые последние... Как жить, чем бедным людям питаться? А... Аксинька Красноглазиха... сейчас на базаре попалась... И сегодня на базаре похваляется, что это за рыба - соленый судак? ... мне, говорит, от Смолокуровых осетрины к масленице-то пришлют да малосольной белужины по большому звену, да зернистой икры бурак; приходи, говорит, ко мне, хорошими блинками угощу".
Как видим, состоятельные купцы нередко присылали в бедные дома рыбные снеди к масленице. Обильные дары жертвовались в монастыри. Вот какое приношение описано в том же романе А. Мельникова-Печерского. "Рыбы осетрины свежей шесть пудов, да белужины столько ж, да севрюги соленой четыре пуда. Темки белужьей да потрохов осетровых по пуду. Икры садковой полпуда, осетровой салфеточной пуд. Жиров да молок два пуда с половиной, балыков донских три. Муки крупичатой четыре мешка, гороху четыре четверти..."
Конечно нам при теперешнем уровне жизни довольно далеко до белужины, севрюги и зернистой икры. Но разнообразить свой стол из доступных и недорогих продуктов не только можно, но и нужно! Вот несколько интересных рецептов для наших хозяек.

Рыбный стол.

Рыба, тушеная в горшочке.

1 кг рыбного филе; 1/2 ст. (стакана) муки; 1 ст. сметаны; 1 ст. бульона; 7 - 8 картофелин; 3 - 4 луковицы; 1/2 ст. растительного масла; 100 гр. сухих грибов; 2 ст. ложки топленого масла; 1 головка чеснока; укроп или петрушка; соль, перец по вкусу.

Грибы отварить. Рыбу разрезать на куски, посолить и, обваляв в муке, поджарить на растительном масле. Репчатый лук нашинковать и обжарить с рубленными грибами на топленом масле. Картофель нарезать дольками, положить в горшочки, добавить туда пассированный лук с грибами. Сверху уложить куски рыбы, растертый с солью чеснок, перец, залить бульоном, затем сметаной и тушить под крышкой в хорошо прогретой духовке до готовности. Во время тушения горшочки периодически встряхивать. Подавать в горшочках.

Рыбные сардельки.

500 гр. рыбного филе; 1 луковица; ? ст. молока; 50 гр. белого хлеба; 2 яйца; 1 ст. ложка пшеничной муки; 2 ст. ложки растительного и 1 ст. ложка сливочного масла; чеснок, специи по вкусу.

Филе пропустить через мясорубку, добавить белый хлеб, замоченный в молоке, лук, яйцо, специи. Все хорошо смешать и снова пропустить через мясорубку. Полученную массу выбить. Из фарша сформировать "сардельки". Смочить в смеси из яиц, молока и муки и обжарить во фритюре. На гарнир подать картофельное пюре. Полить сливочным маслом.

Сырный стол.

Блины сметанные.

2 ст. сметаны; 3 ст. пшеничной муки; 5 яичных белков; 50 гр. сливочного масла; 1 ст. воды; 30 гр. дрожжей; 1 ст. гречневой муки; 1 ст. ложка сахара; 1 ст. молока, соль.

Вылить в кастрюлю один стакан теплой воды, размешать в ней дрожжи, добавить всю гречневую муку, перемешать и поставить опару в теплое место. Пока опара подходит, выложить в кастрюлю сметану, всыпать всю пшеничную муку и замесить негустое тесто. Охлажденные яичные белки взбить, добавить их и размягченное сливочное масло в тесто из пшеничной муки и перемешать. Когда опара подойдет, вложить её в тесто из пшеничной муки, добавить стакан теплого молока с растворенными в нем солью и сахаром, все хорошо взбить. Выпекать блины обычным способом.

Блинчики с грибами.

1,5 ст. муки; 1 чайная ложка сахара; соль на кончике ножа; 1 ст. молока; 1 ст. воды; 2 - 3 ст. ложки растительного масла для жарения.
Для начинки: 100 гр. сушеных грибов; 1 ст. ложка зелени укропа или петрушки; соль, перец по вкусу.
Для соуса: 1 ст. ложка сливочного масла; 1 ст. ложка муки; 1 ст. молока; 2 ст. ложки томатного пюре.
Для жарения: 500 гр. топленого или оливкового масла.

Испечь блинчики. Отварить грибы, сварить яйца вкрутую.
Приготовить соус: муку и сливочное масло растереть на сковороде до однородной массы и при непрерывном помешивании влить стакан горячего молока, посолить, добавить томатное пюре и проварить до загустения, добавить 2 желтка и смешать с отваренными и нарезанными кубиками грибами и рубленными яйцами. На медленном огне довести до загустения, приправить по вкусу специями и зеленью, охладить.
Завернуть по одной ложке начинки в блинчик конвертом, обжарить в масле, положить на блюдо и горячими подавать к столу как закуску, а также с грибным супом.
Приятного Вам аппетита!
Дмитрий Князев
по материалам журнала "Работница"

В оглавление...

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz