Здесь моя деревня...

Вавожский район в прошлом
Молотьба
Примерно 10 тысяч лет тому назад, вслед за отступающим ледником, на территорию современного Вавожского района пришли люди. Этот период в научной литературе называют каменным веком, так как в это время почти все орудия труда изготавливаются из камня.
В этот период идет интенсивное формирование долины реки Вала, которая была значительно полноводнее. Холодные степи постепенно сменяются лесостепью с богатой растительностью. Животные, которые обеспечивали первобытного человека в избытке мясом, исчезли. В память о мамонтах остались только кости в речных наносах, найденные в наше время у деревень Старые Вари, Верхнее Волково и Комышево.
В поисках добычи древний человек постоянно передвигался в долине реки Вала, останавливаясь на короткое время и поставив легкие жилища, наподобие шалашей, крытые звериными шкурами. Эти места были отмечены брошенными обломками каменных орудий труда. Очень много таких следов стоянок древнего человека найдено у современной деревни Валадор.
Постепенно человек находит замену хрупкому камню для изготовления орудий труда. Это была медь и сплавы на ее основе. Начался бронзовый век, памятниками которого стали следы поселений у деревни Слудка и в устье реки Седмуртча.
Примерно 3 тысячи лет тому назад на смену бронзе пришло железо. И если медь и олово для бронзы были редки, и первобытным людям приходилось добывать их путем обмена, то железо встречалось повсеместно. Необходимость в связях между отдельными группами людей отпала, начинается самоизоляция их друг от друга. В этот период формируются племена, ставшие основой современных народов.
В это время население предпочитает селиться вдоль крупных рек, где удобно было заниматься не только охотой, рыбной ловлей, но и земледелием. Особенно привлекали человека луга по берегам Волги, Камы и Вятки. Берега же их притоков лишь изредка посещались охотниками.
Такое положение сохранялось примерно до середины первого тысячелетия нашей эры. С началом Великого переселения народов на Волге и Каме появляются орды кочевников, оттеснившие земледельцев в глухие леса. Предки удмуртов, объединенные в роды, отходят на реки Кильмезь и Чепца, где начинается формирование удмуртских племен Вятка и Кильмез. Появляются первые постоянные поселения предков удмуртов и на Вале. Так у деревни Касихино и сейчас заметны следы укрепленного поселения, городища, того времени.
Но по настоящему освоение территории района началось с XIII в., когда в Прикамье вторглись монголо-татары. Спасаясь от набегов казанских татар, удмурты покидают обжитые районы на Нижней Вятке и уходят в глубь лесов. Переселение происходило целыми родами. Чаще всего переселенцы двигались по рекам на плотах и, достигнув удобного места, основывали деревню, называя ее в честь покровителя своего рода. Так на территории нашего района появились роды, основавшие Старую Бию, Большую Гурезь-Пудгу, Уе-Докью, Большую Можгу.
Но первоначальные поселения были незначительными, редко насчитывали полсотни жителей. Самым древним и наиболее большим поселением, существующим и теперь, была деревня Уе-Докья. Предания указывают на ее возраст в 700 лет.
В те далекие времена удмурты, живущие по реке Вала и ее притокам, входили в состав Казанского ханства, составляя отдельную административную единицу - Арскую даругу. Ее жители выплачивали хану ясак - десятую часть всего, что они производили в своих хозяйствах. Для лучшего контроля за населением территорию Арской даруги разделили на сотни таким образом, что территория нашего района оказалась в составе двух сотен. По идее, в сотню должно было входить около ста населенных пунктов, но, в действительности, входило чуть больше шестидесяти.
После присоединения Казанского ханства к Русскому государству система управления местным населением практически не менялась. Правда прекратились разорительные набеги татар, что послужило причиной роста населения на территории Прикамья. Старые поселения настолько разрастаются, что излишки населения переселяются на ближайшие пустующие земли и основывают новые деревни. В их названиях по-прежнему присутствует имя покровителя рода, из состава которого выделились поселенцы.
С начала восемнадцатого века на Вале появляются русские поселенцы. Первоначально это - священники-миссионеры и беглые крестьяне. Так в 1751 году на территории нашего современного района появляется первое русское село Водзимонье или, по-русски, - Вознесенское. В 1754 году селом стала деревня Вавож-Можга, а местные удмурты, или, крестившись, слились с пришлым русским населением, или выехали, основав новые деревни.
К концу восемнадцатого века старая система управления изжила себя. В 1780 году из земель Казанского и Хлыковского уездов было образовано Вятское наместничество, ставшее впоследствии губернией. После чего начинается формирование новых уездов в составе губернии. Арская даруга была поделена между Малмыжским, Елабужским и Сарапульским уездами. Территория нашего района в то время вошла полностью в Малмыжский уезд. Трудно управляемые сотни также были поделены в 1797 году Указом императора Павла I на волости. Волость по территории и населению была меньше сотни, что облегчало администрации задачу по ее управлению. Население волости на сельских сходах должно было выбирать волостного голову и волостного старосту, которые управляли местными делами. Но, так как выбранных утверждали власти на местах, они были зависимы от чиновников уездных и губернских канцелярий.
В нашей местности волости образовались только в начале XIX века. Центром одной стал Вавож (или, по-русски, - Никольское), а другой - Волипельга. Ввиду того, что на период распутицы и весеннего разлива южная часть района была отрезана от Вавожа, река Вала стала границей между волостями.
Наступивший мир способствовал быстрому росту населения. Появляются крупные деревни, насчитывающие более 200 жителей: Уе-Докья, Лыстем-Можга. Старая система сбора налога в виде ясака уже не устраивала правительство. Ему на смену пришел подушный налог. По вновь установленному порядку налогообложению подлежали все взрослые мужчины. Такая система позволяла крестьянину производить больше сельскохозяйственной продукции, так как, чем больше он произведет, тем больше ему останется.
Результатом этого явился быстрый рост населения на территории Вятской губернии, но уже не за счет переселенцев, а за счет повышения рождаемости. В этот период расширяется внутренняя колонизация, когда из крупных населенных пунктов часть населения выселяется на близлежащие пустующие земли. Так появляются деревни Какмож-Итчи, Касихино, Слудка, Макарово, Чудзялуд и другие.
Новая система налогообложения способствовала ассимиляции удмуртского населения среди массы русских поселенцев, начавших осваивать наш район с конца XVIII века. Та, в среднем, удмурты выплачивали в конце века 22 рубля, а русские - 19,5 руб. Это служило побудительной причиной для удмуртов в вопросе изменения своей национальной принадлежности.
Большую роль в освоении нашей территории сыграла Православная Церковь. Выполняя свой гражданский долг и часто являясь единственно грамотными в сельской местности, священнослужители доводили до верующих все указы императора и правительства. Для повышения авторитета Церкви с начала XIX века начинается массовое строительство каменных храмов. Так, в пределах нашего района были построены церкви в селах Водзимонье, Вавож, Каменный ключ, Тыловыл-Пельга, Волипельга. Практически к концу века язычество среди удмуртов перестало играть какую-то заметную роль.
Это все способствовало культурному сближению удмуртского и русского народов, которые все теснее объединялись в единый общероссийский рынок. Натуральное хозяйство постепенно уходило в прошлое, ему на смену шло товарное. Уже с конца XVIII века Прикамье становится важным для экономики страны районом, производящим хлеб на продажу. Этому способствовало то, что цены на хлеб оставались стабильными и даже возрастали. Так, если в 1796 году рожь стоила 2 копейки за килограмм, пшеница - 4 копейки, овес - 2 копейки, ячмень - 2 копейки, то в 1895 году - рожь стоила 3 копейки, пшеница - 4 копейки, овес - 2,5 копейки. В то же время стоимость рубля упала в 2 раза. Учитывая то, что цены в Европе на хлеб были выше (рожь - на 316%, овес - 308%, пшеница - 225%, ячмень - 304% от российских цен), угрозы перепроизводства не было. И, несмотря на довольно низкую урожайность зерновых (6-8 центнеров с гектара ржи), местные крестьяне, продавая хлеб, не только рассчитывались с налогами, но и получали прибыль. Правда, земли в нашем районе были не одинаковые, поэтому их доходность была различна. Так, если в Лыстем-Можге с гектара получали прибыли около 77 копеек, то в Большой Можге - 2 рубля, а Водзимонье - 5 рублей 39 копеек. Только доходность по сенокосным угодьям была примерно одинакова - Лыстем-Можга - 6 рублей 60 копеек, Водзимонье - 6 рублей 36 копеек.
С полученной прибыли только жители Вавожской волости выплачивали ежегодно 14 тысяч 407 рублей. Для сравнения, в 1895 году корова стоила 20 рублей, лошадь - 40 рублей. Эти деньги можно было использовать для развития культуры и здравоохранения нашего края. Но царское правительство поглощало эти средства, не заботясь об улучшении жизни населения страны.
И только отмена крепостного права в 1861 г. и буржуазные реформы изменили жизнь крестьян к лучшему.
С одной стороны, положение местного крестьянства было более легким, чем крестьянства центральных губерний. На территории Вавожской и Волипельгинских волостей не было помещиков, которые измывались над простым народом. Все местные крестьяне относились к разряду государственных.
С другой стороны, крестьяне жили в тяжелых условиях бездорожья, культурной отсталости и без медицинской помощи.
В результате отмены крепостного права и последовавшей за этим земельной реформы, крестьяне получили некоторое самоуправление. Волостное земство на собранные с крестьян деньги за короткое время сумело открыть больницу в селе Вавож, улучшить дорогу между Вавожем и Волипельгой, открыть публичную библиотеку и Народный дом. Можно отметить хотя бы то, что услугами больницы пользовались приезжающие за полсотни километров крестьяне соседних волостей.
Крестьяне на некоторое время вздохнули свободно. Теперь делами волостей занимались волостные сходы. Они состояли из должностных лиц, избираемых и ранее: волостных старшин, сельских старост, сборщиков податей. Также на сходе присутствовали представители крестьянского населения, по одному от 10 дворов. К компетенции сходов относилось избрание должностных лиц, кандидатов в гласные уездного земства, а также решение мелких административно-хозяйственных вопросов. Но только через гласных уездного земства можно было решать важные вопросы улучшения быта местного населения.
Не успели крестьяне привыкнуть к самостоятельности в решении волнующих их вопросов, как царское правительство решило вновь поставить их под свой жесткий контроль. Уже 12 июля 1889 года учреждается должность земского начальника, наделенного административной и судебной властью. На должность земского начальника выдвигался только дворянин. Решение о назначении принимал губернатор по соглашению с предводителем губернского и уездного дворянства, а утверждался на должности министром внутренних дел. Такая система управления волостью сохранялась до 13 января 1918 года, когда в Вавоже и Волипельге была провозглашена Советская власть.
1997 г.
Мясников Иван Петрович.

В оглавление...

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz