Рождественские чтения

Трудный век сельского храма

Республиканский конкурс
"История христианства и современный опыт
духовно нравственного воспитания в Удмуртии"
Краеведческая номинация
Тема исследования:
"Трудный век сельского храма (Из истории Преображенской церкви с. Ягул)"
Лебедев Алексей, ученик 7 а класса гимназии № 24 с семьей,
папа Иван Иванович, 1957 года рождения,
Домашний адрес: ул. Удмуртская, 161-61
Начало работы: декабрь, 2000 г
Окончание работы: ноябрь, 2001 г
Руководитель: Зуева Светлана Леонидовна, учитель истории гимназии № 24

Введение

Совсем немного времени остается до наступления нового века -двадцать первого от Рождества Христова. Это событие примечательно и тем, что оно открывает первую страницу третьего тысячелетия. Уже поэтому, думаю, мы можем отнести себя к счастливым людям. Родившись в одном веке, мы продолжим жизнь в следующем. Значит, будем иметь возможность сравнить картины истории на стыке двух тысячелетий.
Предложение поучаствовать во Всероссийском конкурсе краеведческих работ меня поначалу несколько встревожило, ведь предстояло заняться весьма серьезным делом, собирать материал, изучить различные архивные документы и книги, повстречаться с людьми - свидетелями тех или иных событий. Но, побеседовав с учителем и родителями, я окрылился и с интересом начал работу. Поскольку во времени мы были ограничены, договорились, что историю развития православия вполне можно проследить на примере одного из храмов нашей республики.
Вариантов было несколько. В столице Удмуртии и в пригороде сегодня действует десяток церквей, каждая из которых представляет интерес для ученых, студентов, школьников и всех других, кто занимается изучением родного края. Мне очень нравится восстановленный храм в с. Сов.-Никольск. Мы с семьей часто проезжаем возле него, а в прошлом году на праздник Святой Троицы удалось понаблюдать за ведением службы в церкви.
Но на этот раз мы остановили свой выбор на Преображенском храме села Ягул Завьяловского района, что находится в десяти километрах от города Ижевска. Ягульское направление нам тоже довольно знакомо, именно через это село мы ездим в лес за грибами и ягодами. Особенно дорогим данный населенный пункт стал год назад, когда на Ягульском сельском кладбище мы похоронили очень близкого мне человека - дедушку.
Еще эта церковь привлекла наше внимание своим юбилеем. В дни, когда я собираю материал для реферата, исполняется ровно сто лет с момента выхода первых документов о строительстве данного храма. Значит, на его примере можно воссоздать некоторые исторические эпизоды православной жизни Удмуртии в течение всего XX века.
Церковь в селе Ягул строилась долго. С закладки храма до освящения прошло одиннадцать лет. В 1930 году постановлением местных властей он был закрыт. Здание храма было почти разрушено, заброшено. Затем использовалось в качестве туалета (!) и овощехранилища. Несколько десятков лет в помещениях бывшей церкви располагались клуб, парикмахерская и другие подобные заведения. И лишь в начале девяностых годов здание храма частями начали возвращать верующим.
Сейчас Преображенский храм действует. Здесь проводят все службы, отмечаются праздники, проводится крещение, венчание, отпевание, другие обряды.
При работе над рефератом нами использованы материалы Центрального государственного архива Удмуртской Республики, фонды отдела краеведения Национальной библиотеки Удмуртской Республики, данные служителей храма, публикации краеведов, рассказы жителей села Ягул. Для оформления работы специально произведена фотосъемка и аудиозапись свидетелей.
В систематизации материалов и редактировании текста автору большую помощь оказали родители, за что я им очень благодарен.

Истории закладки и строительства
Преображенского храма

Преображенский храм перед разрушением
История всей России, быта и культуры ее народов неотделима от истории Русской православной церкви. Это особенно ощутимо проявилось в дни празднования 1000-летия Крещения Руси и позже, когда значительно вырос общественный и научный интерес к истории, культуре, традициям со стороны специалистов и отдельных граждан, интересующихся своими корнями, историей своих родов, семей.
Изучением прошлого всерьез занялись в последнее время и в школах. Прежде всего - в учебных заведениях (лицеях, гимназиях) гуманитарного направления. Появились отдельные предметы с краеведческим уклоном, были созданы кружки, чаще стали проводиться исторические олимпиады и конкурсы. Все это, несомненно, - очень нужное дело. Потому что довольно эффективно способствует развитию патриотических чувств в детской и молодежной среде.
Изучить историю российского православия даже на примере одной республики совсем непросто. Она представляет собой значительный пласт культуры. Ведь в прошлые столетия вся жизнь православного человека от его рождения и до смерти была неразрывно связана с религией. Эта связующая нить оборвалась после Октябрьской революции, когда новые вожди России объявили об отделении церкви от государства и посчитали, что человек может гармонично развиваться и без участия священнослужителей, не имея знаний о Боге, о духовном начале российского бытия.
По указке сверху в 20-30-е годы нашего столетия были беспощадно разрушены сотни храмов, почти все они были отобраны и переданы на иные нужды. Священников зачастую расстреливали без суда и следствия. Как утверждает известный ученый республики доктор искусствоведения Евгений Шумилов, на территории Удмуртии от погрома уцелели не более трети храмов и лишь сотая часть икон. Представители Советской власти не ограничивались лишь снятием крестов и разбором церковных колоколен. Как свидетельствуют очевидцы тех неприглядных событий, бригады комсомольцев с кувалдами и ломами в руках весной 1929 года разбили в городе Воткинске христианские надгробия местного церковного кладбища. Подобное творилось в Сарапуле и в иных населенных пунктах. Приспешники новой власти превращали мраморные и гранитные надгробия христиан в щебень с целью использования этого материала на строительство дорог и иные цели.
В предвоенные годы в Удмуртии, как и в других уголках Советской России, был весьма популярен тезис "церковь - клуб". Храмовые помещения в массовом порядке передавались под культурные точки. Но даже это дело не удалось организовать должным образом. Из-за безденежья или иных причин новоявленные хозяева земли российской ограничивались уничтожением крестов, куполов и колоколен, обтесыванием архитектурных "излишеств" и сооружением перегородок. Редко где в бывших церквях наладилась нормальная безоблачная культурная жизнь.
Все эти негативные явления имели место и в истории Преображенского храма села Ягул. Трудная судьба данного богоугодного заведения отражает сложности существования православия в Удмуртии на протяжении всего двадцатого века. Здесь, пожалуй, уместно сравнение с каплей воды, которая может рассказать обо всем море-океане, так и один храм способен воспроизвести историю Христианской Удмуртии.
Желание построить храм и открыть новый приход у жителей деревни Ягул и близлежащих населенных пунктов появилось еще в прошлом веке. В фондах Центрального государственного архива имеется запись о письме из Вятской Духовной консистории в адрес Сарапульского Духовного правления. В нем говорится, что консистория пересылает прошение жителей селений Русский Вожой, Ягул, Старые и Новые Марасаны и починков Крестовоздвижений и Михайловский для рассмотрения дела по существу и предписывает правлению свое заключение по настоящему делу представить в установленном порядке на утверждение епархиальному начальству 24 февраля 1899 года, В исполнение данной резолюции член Сарапульского Духовного правления протоиерей Вячеслав Бережнев обращается в Ижевско-Нагорное волостное правление с просьбой сообщить о количестве десятин земли на каждую душу в починках Михайловский и Крестовоздвиженский.
Результатом деловой переписки и рассмотрения прошения ягульцев явился указ Вятской Духовной Консистории от 27 октября 1900 года. В нем, в частности, говорится, что из дела по открытию самостоятельного прихода при деревне Русский Вожой или Ягул (отсюда следует, что в качестве возможного приходского центра рассматривались два населенных пункта - автор) "усматривается: 1) въ составь нового самостоятельного прихода, съ построениемъ церкви при дер. Ягулъ пожелали войти жители семи селений - деревень Ягула, Русского Вожоя, Старых и Новых Марасанъ, починковъ Крсестовоздвиженского, Старо-Михайловского и Ново-Михайловского в числе 804 наличныхъ душъ муж. пола; 2) желающие образования самостоятельного прихода законопоставленными приговорами обязались: а) построить на свои средства в дер. Ягулъ церковь и причтовые дома, а также давать сторожа и ночной караул для охраны церкви и на отопление последней ежегодно собирать въ податяхъ со всего прихода по 30 руб; б) отвести удобной земли под церковь и площадь подъ кладбище, дома и усадьбы причта <...>; в) на содержание причта платить последнему за требоисправления, а равно и производить хлебные сборы в техъ же размерах, в каких производится эта плата и сборы в настоящее время причту Ижевского завода".
Следует отметить, жители указанных деревень в то время были приписаны к приходу Александро-Невского собора. В указе утверждается, что консистория в религиозно-просветительских целях построение в деревне Ягул церкви и открытия при ней нового прихода признает весьма желательным и постановляет строить церковь "по проекту архитектора, под руководством и наблюдением последнего", а для сбора и приема денег и вещественных пожертвований на церковные постройки предписывает учредить под председательством одного из священников Ижевского Александре-Невского собора строительный комитет из трех благонадежных и опытных в строительном деле крестьян.
Тому комитету в указе поручено "а) озаботиться составлениемъ чрезъ лишь сведующих в архитектуре и представлениемъ въ Сарапульское Духовное правление проекта и сметы на постройки церкви, а также чертежей и смет на постройку причтовых домов; б) просить Губернское правление о командировании въ дер. Ягулъ архитектора для отвода и осмотра места подъ церковь" и т. д.
12 июня 1901 года на большом сходе будущие прихожане нового села приняли решение строить каменную церковь. Строителем был выбран ижевский священник Алексей Спасский. Членами комитета стали начальник шестого участка Сарапульского уезда А. Попов и местные крестьяне Никита Русский, Захар Ломаев, Василий Набоких. Прихожане будущей церкви, желая быстрейшего строительства храма, решили оказать посильную материальную помощь в столь важном святом деле. Они обложили себя добровольными пожертвованиями в размере двух рублей в год с земельной души сроком на шесть лет. Таким образом предусматривалось собрать до 6 тысяч рублей. Но и этой суммы бы не хватило для осуществления замыслов.
14 июля 1901 года священник Алексей Спасский обращается к сарапульскому епископу Владимиру с просьбой разрешить установку на некоторых мельницах Ижевского завода ларей для приема муки, солода и других продуктов размола. Он еще просил разрешения поставить кружки для сбора денежных пожертвований. Духовное правление позволило установить лари, а во второй просьбе ягульцам было отказано и по той причине, чтобы "не подать повода кражамъ и взломамъ кружекъ".
Как утверждает краевед Анатолий Майер, церковный староста тщательно регистрировал вес пожертвования в мемориальной книге церкви, затем пускал все на продажу, а вырученную сумму сдавал в сберегательную кассу для хранения и приращения. Таким образом буквально по зернышку складывался необходимый капитал для строительства.
Автором проекта церкви стал видный вятский архитектор Иван Аполлонович Чарушин. Жителям Удмуртии он известен культовыми постройками в селах Нечкино, Докша, Июльское, Люк. Но главное его детище, безусловно, знаменитый собор святого Михаила в городе Ижевске.
Строительный комитет провел торги по выбору подрядчика строительства. Было пять кандидатов. Среди них - сарапульский купец Михаил Петрович Порсев, ижевский купец Николай Николаевич Бодалев, крестьянин Готовихин и житель Уржумского уезда Вятской губернии Никифор Михайлович Мамаев. Последний назначил самую низкую цену за строительство церкви. Вместо предусмотренных 10 тысяч рублей он взялся построить храм всего за 6 тысяч рублей. При этом выразил готовность бесплатно возвести некоторые дополнительные помещения и оказать на благотворительной основе иные строительные услуги. Добросовестность подрядчика подтвердил и ижевский архитектор Сергей Герасимович Брутятский. Полицейский пристав засвидетельствовал его благонадежность. Потому и выбор был сделан в пользу Н. М. Мамаева.
Председатель строительного комитета Алексей Спасский 3 августа 1904 года обращается к сарапульскому епископу Михею с прошением и сообщением о решении комитета в воскресенье 22 августа устроить закладку храма, "так как к этому времени крестьяне выжнут рожь и окончат сев". Что и было совершено в обозначенный день.
Строил храм простой православный люд, вкладывая в строительство свое мастерство, умение, желание и душу. Дом Божий для крестьян был школой добра и человечности. Веря в церковь, они несли в будущий храм самое дорогое - иконы, духовные книги, посуду.
Строительство нового храма шло сложно. Сказывались неурожайные годы и сокращение работ на Ижевском оружейном заводе. Строительный комитет, с позволения Духовного правления, поручил доверенным людям собирать добровольные пожертвования в селах и деревнях Вятской губернии.
Очень удачной и своевременной оказалась огромная материальная поддержка Елабужского попечительного комитета в 1907 году. Он заведовал капиталами, пожертвованными известным благотворителем купцом Федором Черновым. На строительство церкви в Ягуле было выделено 10 тысяч рублей. Жители села и окрестных деревень до сих с благодарностью вспоминают фамилию этого замечательного человека. Из поколения в поколение переходят рассказы, связанные со строительством местного храма.
Заканчивая первую часть краеведческой работы, необходимо сообщить, что Храм был освящен лишь в сентябре 1915 года. В честь святых апостолов Петра и Павла он был назван Петропавловским.
Предметом отдельного исследования мог бы стать земельный вопрос, связанный с историей храма. Крестьяне местных деревень, поначалу давшие согласие на выделение части земель для обустройства церкви, впоследствии начали отказываться от своего слова, хотя жили они неплохо. В этой связи строительный комитет в сентябре 1912 года принимал даже специальное воззвание к ягульским прихожанам. Что, похоже, не возымело действия. Не случайно решение о самостоятельном приходе из-за нерешенного вопроса о церковной земле значительно задержалось. В 1916 году церковь все еще числилась приписанной к Александро-Невскому собору Ижевского завода. И только на основании резолюции сарапульского и елабужского епископа Амвросия от 28 марта 1917 года был открыт отдельный приход в селе Ягул.

Звон колоколов радовал недолго

Не менее драматичной оказалась история церкви и в период с 1917 года по 1930-й. Казалось бы, жить и жить храму, радовать людей, укреплять их веру в лучшее... Нет. Этого не случилось. Шумные события в Петрограде не могли не отразиться на жизни ягульских прихожан. И здесь началась борьба за власть. По свидетельству историков, село неоднократно переходило из рук в руки. Простым людям доставалось и от "красных", и от "белых".
В северо-восточном углу церкви на стене из красного кирпича и сегодня хорошо заметны щербины от пуль. Здесь в период гражданской войны расстреливали то "белые" "красных", то "красные" - "белых". Сколько человеческой крови пролито возле стен православного храма -об этом остается лишь догадываться.
Рядом с церковью - два холмика. Восстановлены теперь и деревянные кресты. Очевидно, здесь похоронены священник Михаил Елисеев и его жена. Но пока краеведы и историки не могут точно установить время совершения убийства. Одни утверждают, что это случилось в 1930 году, когда оперуполномоченные заподозрили, что священник не все имеющееся золото сдал государству. Другие, в частности, отец Михаил, сегодняшний настоятель храма, предполагает, что в то время уже не расстреливали возле храмов, и потому относит те роковые события к более раннему периоду - к годам гражданской войны. При этом он ссылается на свидетельство прихожанки Анны (1914 года рождения, фамилию установить не удалось), которая, согласно ее словам, будучи малолетней девочкой видела трупы покойных в сарае возле церкви.
Как бы то ни было, Петропавловский храм в 20-е годы работал. Менялись священники, менялись отношения в государстве, но служители церкви в силу своих возможностей пытались нести людям Веру.
А тем временем наступление атеистов-коммунистов с каждым годом усиливалось. Их нетерпимость к иному мировоззрению приводила к незаконным арестам, расстрелам. На глазах миллионов людей разорялись церкви, заполнялись лагеря и тюрьмы.
В 1929 году черед дошел и до ягульского храма. Постановлением Ижевского исполкома от 23 января 1930 года и последующего решения президиума Удмуртского облисполкома от 30 марта того же года Петропавловская церковь была закрыта. Здание предписали передать на культурно-просветительские нужды. Из храма изъяли полторы сотни различных предметов, среди которых были серебряные подсвечники, парчовые покрывала, дорогая утварь и другое. Паркет, как говорят очевидцы, вывезли в Ижевск для покрытия пола в одном из магазинов.
Конечно, как было принято в те годы, с храма сняли кресты, разобрали колокольню. Представляется интересным рассказ селян о судьбе местных мужиков, которые занимались этим богохульным делом. Один из них стал инвалидом еще в ходе работы на крыше церкви. Второго в том же году по пьянке застрелил родственник. Третий вскоре угодил под колхозный трактор. Возможно, это и легенда. Но в ней закреплено народное представление о заслуженном наказании тех, кто совершает кощунство.
Ягулъский сельсовет, призванный по долгу службы выполнить указание вышестоящих властей, поступил в духе того времени. Старую металлическую крышу разобрали, купола снесли, а сделать новое перекрытие то ли не успели, то ли не посчитали нужным. Довольно сложное сооружение, представляющее архитектурную ценность, под воздействием природных явлений стало заметно разрушаться. Да и охотники за легкой добычей не дремали. Тащили все, что можно. Пытались даже разобрать кирпичи, но это им не удалось - настолько крепким оказался раствор, приготовленный с использованием яиц.
Остается лишь сокрушаться, что люди и время вывели из строя духовую печь церкви, расположенную в подвале. До сих пор сохранились лишь лотки для спускания каменного угля. А печь была добротной. Теплый воздух подогревал пол, а также подавался в помещения храма по специальным каналам, проделанным в нишах кирпичной кладки стен церкви, как рассказывают очевидцы, здесь всегда сохранялась нормальная температура. Зимой не было холодно, летом прихожанам не приходилось потеть. Хотя в помещении храма в большие праздники собиралось до 650 человек.
После закрытия церкви в ее помещении находился общественный туалет, это обстоятельство, конечно, никак не укладывается в голове нормального человека. Затем храм превратили в овощехранилище, использовали для других хозяйственных нужд. В 50-е годы его отдали под сельский клуб. Здесь же какое-то время располагались парикмахерская и детская комната милиции.
В течение многих лет на сцене, устроенном на бывшем алтаре, гремела дикая музыка, молодежь лихо отплясывала и тут же устраивала драки и скандалы. Так и росли поколение за поколением. Вместе с началом перестройки в государстве новые веяния дошли и до Ягула. Вблизи клуба появились круглосуточные ларьки с богатым выбором горячительных напитков. От чего количество криминальных случаев значительно увеличилось.
Звучавшую чуть более десятилетия мелодию колоколов, таким образом, власть заменила на зловоние и абсолютную безнравственность.

И все-таки вера ожила

Преображенский храм сегодня
Перестройка, следует отдать ей должное, принесла с собой не только культ поклонения Западу, но и некоторые положительные перемены. Президент России подписал указ о возвращении храмовых помещений верующим. Это событие воодушевило и ягульских активистов. Они все решительнее начали осаждать местную и районную администрации просьбами о возращении им здания церкви. Вначале они добились разрешения отправлять службу с приглашением священников Александро-Невского собора в малоприспособленном для того пристройчике близ храма. Затем вернули себе восточный придел церкви. И лишь в 1996 году местной православной общине удалось получить все здание храма.
После возрождения церковь получила новое название. Преображенский храм села Ягул после долгих лет забвения начал обновляться стараниями прихожан и добродетелей города Ижевска. Завод "Буммаш" на это благовидное дело выделил два миллиона рублей. Нашлись поборники свободы совести и в числе представителей властных структур. Председатель Верховного Совета Валентин Тубылов, министр культуры Геннадий Чайников, глава районной администрации Галина Баталова в свое время немало сделали для возвращения храму былой стати и должного статуса.
С 1997 года настоятелем Преображенского храма является молодой священник Михаил Карпеев, 1974 года рождения, уроженец города Чебоксары. В связи с нерешенным жилищным вопросом он пока не имеет возможности вести ежедневную службу, но многое уже делается. По определенному графику производится крещение, венчание. В случае необходимости отпевания священник приезжает по вызову в любой день.
Конечно, пока удалось осуществить лишь часть задуманного. Но уверенность служителей церкви и прихожан заслуживает уважения. Их старания не остаются незамеченными. В храме одна из подаренных икон начала мироточить. Однажды это случилось в день начала массированной бомбежки Сербии. Затем несколько раз повторилось в дни больших православных праздников. В последний раз - 14 октября, на Покров день.
В ягульскую церковь сегодня ходят жители не только оставшихся деревень бывшего прихода, но и поселка Хохряки, воинской части. Часто обращаются служащие находящегося по соседству исправительного учреждения. Многие приезжают из Ижевска. Добрая слава о храме постепенно расходится по всей республике.
Хочется верить, что истинное возрождение сельской церкви обязательно состоится. А значит, удастся сохранить и нравственные начала жителей округи.

Заключение

История Преображенского храма в селе Ягул вполне характерна для судеб сотен ему подобных во времена нашего насильственного государственного безбожия. Возведенный в начале века на средства простых людей и российских благотворителей, в 1930 году он был как культовое учреждение закрыт и до последнего времени влачил жалкое существование в роли опальной сельской культурной точки.
Сегодня радует одно - сам факт восстановления попранной справедливости. Храм возвращен православной общине. Да, совсем не в том виде, каком был "сдан" государству семьдесят лет назад. Для его возрождения потребуются еще не один десяток лет и миллионы рублей. Но начало положено. Нам удалось побеседовать со многими читателями села. (Высказывания некоторых из них приведены в приложении.) Основная мысль, повторяемая большинством опрошенных, такова: народ поворачивается лицом к церкви, а соответственно - к своему духовному возрождению. Наряду с пожилыми сегодня в храм тянутся и молодые люди, и дети. В школе начинают проявляться первые признаки гордости за приобщение к православным ценностям. Из года в год заметнее пробуждается и интерес к своему прошлому, к своим корням, что тоже весьма отрадно.
В разговоре в нами отец Михаил привел в пример слова одного из известных богословов: "Наша церковь подобна человеку, которого жестоко избили. И вот он только начинает поправляться, вставать на ноги, а ему говорят: давай, танцуй вальс". Тем самым наш собеседник хотел образно передать состояние церкви, подчеркнуть, что ожидать крутых поворотов в сохранении общечеловеческих духовных ценностей пока не приходится. Слишком слаба еще сегодня церковь для решения этой святой задачи. И, действительно, здесь никак не обойтись без помощи государства. Даже при том, что они отделены друг от друга. Но и церковь, и государство по сути своей призваны помогать человеку в организации его достойной жизни.
Отрадно, что вековая история Преображенского храма все-таки имеет хороший конец. И дай-то Бог, чтобы следующие ее страницы ее истории в будущем тысячелетии оказались более светлыми.

Список использованной литературы

1. Как была крещение Русь. - Москва, Политиздат, 1990.
2. Кулаков А. Е. Свет Вифлеемской звезды Страницы истории христианства. Москва., 1999г.
3. Лебедев Л. Крещение Руси, Москва, 1987 г.
4. История Покровского села Святогорского. - Глазов, 1991 г.
5. Шумилов Е. Ф. Православная Удмуртия. Ижевск, издательство Удмуртского университета, 1996г., 264с.
6. Православные Храмы Удмуртии, Ижевск, Удмуртия, 2000 г.
7. Документы о закрытии церкви за 1930 г. Центральный государственный архив Удмуртской Республики, ф. 245, оп. 1., д. 1288.
8. Документы о деятельности Ягульского религиозного общества за 1923-1928 гг. (опись церковного имущества). Центральный государственный архив Удмуртской Республики, ф. Р-26, оп. 1, д. 79.
9. Документы о закрытии церкви за 1930 г. Центральный государственный архив Удмуртской Республики, ф. Р-195, оп. 1, д. 740, ф. Р-341,оп. 1.,д.49.
10. Известия Удмуртской Республики, 1995 год, 29 августа. Время собирать камни.
11. Православная Удмуртия, 1994 год, декабрь, № 2.
12. Удмуртская правда, 1995 год, 5 июля. Клуб или церковь.

В оглавление...

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz