Исторические факты

Первый храм
Святитель Николай Мир Ликийских чудотворец
23 мая Православная церковь празднует перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из мир Ликийских в город Бар, произошедшее в 1087 году. Все знают что наш Вавожский храм освящен именно в честь этого святого, но не всем известно кто, когда, и где основал первую церковь в честь Николая Чудотворца. Об этом мы вам и расскажем.
"Летопись преподобного Нестора, первого Русского бытописателя, свидетельствует, что в Киеве, матери городов Русских, еще в 882 году была построена церковь во имя святителя Николая на могиле князя Аскольда; а сохранившееся предание объясняет, что убиенные Олегом князья Киевские, братья Аскольд и Дир, первоначально язычники, после того как, во время одного нападения на Византию, по молитвам православных Греков были отражены чудесною силою Божиею, приняли святое крещение, и Аскольд был назван Николаем в честь Чудотворца.
Поэтому-то и церковь над его могилой сооружена была во имя Святителя . Вот первые известия об Угоднике Божием в нашей стране. Кто посещал Киев, тот вероятно бывал там и на "Аскольдовой могиле". Так называется теперь небольшой простой каменный храм, с прекрасным кладбищем при нем, расположенный на горе над Днепром, у спуска к цепному мосту. В память первого Русского князя - христианина и его Ангела-хранителя престол и этого храма посвящен святителю Николаю.
Построен он в 1809 г., но по прежнему на могиле князя. Спуск снаружи церкви ведет в подвальное помещение, к самой могиле. Она обложена камнем и носить вид глубокой древности. Чудный вид открывается от этого храма на текущий у подножия горы Днепр с красиво висящим над ним мостом, на плоское расстилающееся за рекой заднепровье с чернеющими вдали и уходящими за горизонт лесами. Но еще более чудные думы навевает на посетителя-богомольца это место с его храмом.
Первый Русский христианин-князь! Первое на Руси христианское имя! Почти первый храм Богу истинному и первый след древнейшей славы великого Угодника Божия! 2 июля 1866 г. здесь праздновали тысячелетие крещения Аскольда, и с того времени в этот день ежегодно в память того знаменательного события совершается сюда крестный ход из ближайшего Николаевского монастыря.
Итак более тысячи лет прошло уже с тех пор, как святитель Николай славится в нашей стране. В начале XI века (1036 г.), по свидетельству того же преподобного Нестора, в Киеве был уже не только храм, но и монастырь в честь св. Чудотворца. При этом летописец замечает, что эта обитель находилась также на Аскольдовой могиле.
Память об этом первом Николаевском монастыре сохраняется в Киеве доныне в виде Киево - Пустынного Николаевского монастыря. Правда, нынешняя обитель - мужская и находится на другом месте. Но она создана, по преданию, вместо прежней женской и перенесена сюда с Аскольдовой могилы. В 1113 г. князь Мстислав Владимирович перестроил это монастырское деревянное здание, и около того же времени, вероятно, совершилось это преобразование его из женского в мужской.
Что касается времени и причин перенесения обители на нынешнее её место по Николаевской улице на горе над Аскольдовой могилой, они точно неизвестны. Может быть, это перенесение стояло в связи с несчастиями обители. В XII столетии она терпит разорение от Половцев, в следующем она почти до основания была разрушена Татарами. В конце XIV в. она снова была восстановлена, и вновь разрушена ими же.
По одному преданно это перенесение находится в связи с событьем чудесного явления ныне чествуемого Чудотворного образа Святителя, хранящегося в обители, и было совершено тем же названным князем, Мстиславом Владимировичем.
В 1113 году, рассказывает предание, когда эта обитель находилась еще на Аскольдовой могиле, на нынешнем её месте был дикий дремучий бор, богатый всякой дичью. В этом-то лесу однажды во время охоты великий князь Мстислав Владимирович уже в поздний час сбился с дороги. После долгих и напрасных поисков потерянного пути, князь вдруг был поражен ярким светом в одном меСТЕ чащи. Направившись туда, он увидел, что свет исходил от иконы святителя Николая, а стояла икона на плоском пне дерева, как раз подле потерянной им дроги. Тогда-то великий князь устроил у этого пня - места явления образа - церковь Чудотворцу и кроме того перевел сюда с Аскольдовой могилы Николаевскую обитель. Так как обитель находилась тогда среди глухого пустынного леса, то с того времени она и ведет свое название Пустынной.
Не имея оснований решительно следовать этому преданию, мы наверное можем сказать только одно, что, в XVII в. обитель находилась на нынешнем её месте, и что её явленная икона Святителя, может быть, та самая, - которая до очень позднего времени помещалась на особом каменном, стоявшем среди поля против обители, столбе (или в часовне в виде столба).
Вернее известна позднейшая история обители. После 1690 г., когда гетман Малороссийский Мазепа заложил нынешний военный Николаевский собор, тогда снова, уже к этому храму, была переведена обитель, и он сделался её собором. В отличие от прежней обители эта новая стала называться "Большим" Николаевским монастырем, а та "Малым", эти свои названия храм и обитель сохраняют в народе до сих пор.
В 1713 году Киевский губернатор, князь Д. М. Голицын, на месте или вблизи вышеупомянутого уже полу-разрушившегося столба построил нынешнюю однокупольную оригинальную по своей архитектуре церковь обители и, так как она построена у места прежнего столба, и, может быть, на подобие той часовни-столба - высокая, узкая, тесная, то получила название "столбовой", откуда и вся обитель известна в народе еще под именем Столбового монастыря. Тогда-то, может быть, и чудотворный образ со столба был перенесен в нее.
До 1831 г. обитель была приписной к большому Николаевскому монастырю, под именем "малого" монастыря, в качеств его подворья. Но с этого года Николаевский собор был сделан военным, а все здания его были отданы в распоряжение военного ведомства. Поэтому монастырь снова был переведен в "малый", к столбовой церкви, и с этого времени она составляет соборную церковь нынешней обители.
Лишенная многого имущества после своего отделения от большого Николаевского монастыря, обитель совсем обеднела и первое время этой своей самостоятельности считалась почти упраздненной. Скоро однако ревностные сыны Церкви и отечества напомнили Русскому обществу о том, что это древнейшая обитель во всей России, и что в храме её находится славный чудотворный образ Святителя, - и древний монастырь снова восстал из запустения.
Теперь он занимает положение в числе второклассных обителей и привлекает к себе богомольцев и любителей отечественной старины и святых воспоминаний своим чудотворным образом и своей древностью. Пред иконой Чудотворца еженедельно по четвергам читается акафист ему. Кроме того в этой обители Николаевской есть еще две иконы Чудотворца очень древнего письма. Из них обращают внимание особенно на одну, что находится на правой стороне, в соборе ПОДЛЕ алтаря. По преданию она перенесена сюда из древней Аскольдовой церкви и была в той местным образом."
Житие и чудеса св. Николая чудотворца,
архиепископа Мир Ликийских и слава его в России.
С.-Петербург. 1899 год.

В оглавление...

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz