Паломник

Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева лавра, знаменитая русская обитель в 71 км. к северу от Москвы, в настоящее время находящаяся в центре г. Сергиева Посада, основана св. преп. Сергием Радонежским около 1335 г.
Кругом в то время были глухие леса; не было проезжей дороги, и только узкая тропинка вела в обитель. Уже при Сергии вокруг монастыря стали селиться земледельцы; тогда же мимо монастыря была проложена большая дорога от Москвы в северные города.
Обитель принадлежала серпуховскому князю Андрею Ивановичу, затем сыну его Владимиру, и при внуке Василии Ярославиче Боровском перешла к Василию Васильевичу Темному, великому князю московскому, потому что князь Василий Ярославич, по словам волоколамского игумена Иосифа, не следовал примеру предыдущих князей и обирал монастырь.
Еще при жизни Сергия Радонежского внешний вид обители сильно изменился благодаря поступлению в монастырь смоленского архимандрита Симона "со многим имением". Была воздвигнута просторная церковь; по ее сторонам правильными линиями вытянулись кельи, трапеза и другие здания, необходимые для общежития. По совету константинопольского патриарха Филофея и с благословения митрополита Алексия св. Сергий первый ввел на севере России общинножительный устав. Оградой обители служил деревянный тын.
В 1408 г. Троице-Сергиев монастырь был сожжен Едигеем, но вскоре вновь обстроился. В 1422 г. над могилой Сергия Радонежского был воздвигнут второй храм, каменный. В 1476 г. лучшими мастерами из Пскова построена новая каменная церковь во имя Св. Троицы. Во время малолетства великого князя Ивана Васильевича Грозного монастырь опоясался каменной стеной, для чего в 1540 г. разрешено было рыть камень и известь даром везде, где они найдутся. Для ускорения постройки великий князь освободил троицких крестьян на три года от сбора пошлин, а в 1545 г. - от вспомоществования на казанский поход. В 1552 г. были построены больница и келарские каменные палаты.
С каждым новым царствованием обитель украшалась новым храмом. В последние годы жизни царя Михаила Федоровича была составлена монастырская опись. 12 башен служили кроме военных целей и хозяйственным; были, например, погребная, кузнечная, плотничья башни. На башнях находилось 90 огнестрельных орудий различных наименований; кроме того 20 орудий стояло над навесами. Внутри водяной башни помещался котел в 100 ведер, в котором во время осады лавры Сапегой и Лисовским варили смолу и обливали ею врагов. Внутри отрады стояли хоромы для царя.
Первым игуменом монастыря был Митрофан, так как преп. Сергий сначала не пожелал взять на себя эту обязанность; но с 1354 г. или 1356 г. Сергий стал игуменом и много потрудился для благолепия обители.
Благодаря личности основателя монастырь скоро приобрел большую славу и стал играть видную роль в княжеских отношениях. Сергий Радонежский "тихими и кроткими словами" много способствовал возвышению Москвы. В 1356 г. он убедил ростовского князя подчиниться великому князю московскому, в 1365 г. уговорил нижегородского князя Бориса Константиновича возвратить Городец, согласно желанию Димитрия Донского, князю Димитрию Константиновичу. Всем известна роль монастыря во время Куликовской битвы, где пали два инока этого монастыря. Пересвет и Ослябя. В 1385 г. св. Сергий помирил рязанского князя Олега с Димитрием Донским. В 1392 г. Сергий Радонежский скончался.
В 1446 г. князь Можайский, действовавший заодно с Шемякой и князем Тверским, схватил в Троице-Сергиевом монастыре Василия Васильевича и увез его в Москву, где его ослепили.
Троице-Сергиев монастырь, как и его основатель, всегда был на стороне Москвы и ревностно защищал интересы московских великих князей. В Смутное время он явился оплотом русской национальности. Он выдержал знаменитую осаду Сапеги и Лисовского и тем задержал успехи поляков на севере; затем благодаря своему игумену Дионисию и келарю Авраамию Палицыну он вновь влил веру и мужество в сердца русского народа и много способствовал освобождению России от иноземцев. Это было самой крупной заслугой монастыря перед русским государством.
Троице-Сергиев монастырь и впоследствии являлся не только местом богомолья для массы русского народа и русских царей, но служил для последних охраной в тяжелые времена: сюда бежал Петр, спасаясь от руки убийц, здесь он черпал средства для своих военных предприятий.
Многие государи делали безвозвратные займы у монастыря, который превосходил все другие обители своими богатствами. При Сергии Радонежском он имел небольшие вотчины; при преемниках число вотчин, подаренных монастырю и купленных им, сильно возрастает. К 1764 г. число крепостных крестьян, принадлежавших монастырю, возросло до колоссальной цифры - около 105 тыс. душ. Кроме того, у монастыря во многих городах были дворы и дворовые места, а также соляные варницы и рыбные ловли; в его ведении состояли 33 других монастыря. Экономическому процветанию много способствовали и льготы от податей и повинностей, в суде и т.д., которые жаловались ему государями.
Троице- Сергиева лавра представляла из себя целый город: в ней было 11 храмов, множество зданий, принадлежащих собственно лавре. Целый ряд строений был занят духовной академией, которую перевели сюда в 1814 г.; за оградой были построены гостиницы для богомольцев. Главные достопримечательности: ризница, где хранится множество редкой утвари, древних дорогих облачений и т.д.; библиотека, где в 1642 г. было 623 тыс. томов, большей частью все рукописи.
Ввиду высокого места, которое занял Троице-Сергиев монастырь среди прочих обителей русского государства, его давно стали выделять из числа прочих монастырей. В 1561 г. он был поставлен выше всех монастырей московской епархии; в 1702 г. - вторым после Киево-Печерской лавры; в 1744 г. получил наименование лавры. Первоначально во главе монастыря стояли игумены и архимандриты, затем стали назначать епископов, сейчас настоятелем Троице- Сергиевой лавры считается сам патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В годы большевистского лихолетья Троице-Сергиева лавра сильно пострадала, монастырь в 1918 г. закрыли. Больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия были превращены в женскую больницу, а в самом храме сделали абортарий. В 1920 г. в лавре разместился историко-художественный музей, с 1940 г. - музей-заповедник, монахи же были изгнаны из Лавры.
Возрождение обители началось во время Великой Отечественной войны, когда Сталин в сентябре 1943 г. узнал об определении Господа, через Илия митрополита гор Ливанских, о том, что если Россия не вспомнит о Боге, она погибнет. И открылись в России храмы и духовные школы, были возвращены из лагерей епископы, священники...
В этом же году был избран Патриархом митрополит Сергий, а в 1944 году был открыт монастырь, а на его территории - Московская Духовная Академия и Духовная Семинария. Снова потянулся в лавру ручеек паломников к мощам прп. Сергия.
Сейчас Троице-Сергиева лавра отдана Церкви, ведутся восстановительные работы, совершаются Богослужения, и каждый желающий может приехать и прикоснуться к святыне.
Богослужения совершаются в Трапезном храме, в Успенском соборе, Троицком храме, где почивают мощи прп. Сергия Радонежского, храме святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, при нем совершается отчитка духовно больных, Покрова Пресвятой Богородицы, в котором служат священнослужители Московской духовной Академии и Семинарии. Раз в год служат в храме Пресвятой богородицы в честь Ея иконы "Смоленская", в стене которого находится ее чудотворный образ, так же идет богослужение в восстановленном трудами семинаристов семинарском храме.
Трудно передать то состояние, которое посещает тебя, когда входишь в обитель, ощущение, что оказался на большом и надежном корабле во время шторма. Покой и душевная радость наполняет тебя, и понимаешь, какое житейское море там за стенами монастыря. Воистину прп. Сергий не покинул свою обитель во времена безверия и окормляет каждого приходящего к нему.
Добраться до Лавры очень просто: с Ярославского вокзала г. Москвы с раннего утра до позднего вечера идут электрички до Сергиева Посада, а там издалека видены колокольня и голубые купола Успенского собора Троице-Сергиева монастыря.

В огавление...

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz