Святые этой недели

Преодобный Антоний Печерский
Основатель Киево-Печерской Лавры, святой Антоний, родился в городе Любече (Черниговской губернии) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал стремление к духовной жизни и, по внушению свыше, решился идти на Афон. В одной из афонских обителей (Есфигмен) он принял постриг и начал отшельническую жизнь в пещере. Своей уединенной жизнью и иноческими подвигами Антоний приобрел большой духовный опыт. Прозрев в Антонии благочестивого мужа, игумен Есфигменской обители дал ему послушание идти обратно на Русь и насадить иночество в этой новокрещенной стране. Антоний повиновался. Он пришел в Киев, обошел все монастыри, но ни в одном не нашел такой строгой жизни, к какой привык на Афоне, и в 1051 году поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Илларионом, недалеко от города. Скоро люди узнали о подвижнике и стали приходить за благословением, а некоторые просились к нему на жительство. Первым поселился в его пещере пресвитер Никон, постригавший потом всех, кого в свою обитель принимал Антоний. За ним пришел Феодосий.
Преподобный Феодосий был родом из Васильева, но всю молодость провел в Курске, куда переселился с родителями. В 14 лет он лишился отца и попал в руки матери, одной из тех женщин, что любят своих детей деспотически. Мальчик рано выучился грамоте, стал читать святые книги и скоро почувствовал влечение к уединенной подвижнической жизни. Каждый день он бывал в храме, прилежно читал Слово Божие, отличался скромностью и смирением.
Услышав однажды в церкви слова Господа: "Кто любит отца или мать свою более, нежели Меня, недостоин Меня" (Мф.10,37), - он решился оставить мать и родной город. Феодосий бежал из дома с прихожанами-паломниками, увлеченный их рассказами о святых местах. Мать вернула его и долго после не отпускала от себя. Через некоторое время Феодосий снова бежал от нее в соседний город, но мать, найдя его и там, опять вернула домой. Она бранила сына за то, что он отдавал свое платье нищим и желал ходить в рубище. Увидев однажды на нем вериги, которые резали тело до крови, мать в гневе сорвала их и больно его прибила. Эти препятствия только усиливали решимость благочестивого юноши, у него не выходили из ума слова Спасителя о том, что любящий отца и мать больше Господа недостоин Его. Он в третий раз бежал из дома и пришел в Киев, чтобы поступить в один из монастырей. Нигде не хотели принять нищего скитальца, который не мог дать за себя вклада. Наконец он нашел себе убежище - пещеру преподобного Антония.
"Видишь ли, чадо, - сказал ему Антоний, - пещера моя скорбна и тесна". "Сам Бог привел меня к тебе, - ответил Феодосий, - буду исполнять то, что ты мне повелишь". Преподобный Антоний принял его и велел Никону совершить постриг. Через 4 года мать и здесь нашла Феодосия, но не могла уже вернуть его домой. Желая умереть вблизи от сына, она сама постриглась в женской обители святого Николая на Аскольдовой могиле. Братия Антониевой пещеры подвизались в строгом посте и трудах. Феодосий трудился не только за себя, но и за других, делая часть их работы: в душные летние ночи он выходил обнаженный на болото; комары тучами впивались в его тело, а он спокойно прял шерсть и пел псалмы.
Один из самых первых пришельцев в пещеру преподобного Антония был святой Моисей Угрин, слуга святого князя Бориса. При великом князе Изяславе явились к Антонию один знатный дружинник князя скопец Ефрем и сын другого дружинника Варлаам. Вскоре в общине произошли большие перемены. Ефрем уехал в Царьград, где стал заниматься переписыванием книг для Русской земли. Потом и сам Антоний удалился в затвор на соседнюю гору, поставив игуменом Варлаама. Он жил в затворе до самой кончины (1073), лишь изредка принимая участие в делах обители.
В игуменство Варлаама братия выпросила у князя Изяслава всю гору над пещерой, построила на ней, вместо прежней пещерной церкви, новую деревянную церковь во имя Успения Божией Матери, поставила кельи, оградила все тыном и, таким образом, с 1062 года открылся Печерский монастырь, "пошедший", по замечанию летописца, "от благословения святой горы". После Варлаама игуменом (в том же году) стал преподобный Феодосий.
С самого начала своего игуменства преподобный Феодосий принялся за устроение монастыря. Число братии возросло до 100 человек, и преподобный Феодосий позаботился о введении между ними общежития. По его просьбе Ефрем прислал из Царьграда устав Студийского монастыря, который был положен в основу жизни Печерской обители. Святой игумен принимал непосредственное участие в духовном подвиге каждого брата, давал спасительные советы, поучал братию в церкви. Свои поучения говорил он тихо, с мольбой; во время обличительной речи из глаз его текли слезы. Он часто обходил кельи, чтобы узнать, нет ли у кого, сверх общих, своих вещей, пищи или одежды, и все подобное предавал огню. Даже ночью неусыпный игумен, ходя по монастырю, слушал у дверей келий, что делает каждый брат, и если слышал праздную беседу сошедшихся монахов, то ударял в дверь жезлом, а наутро обличал виновных. В положенное время ворота обители запирали и никого не пускали ни в монастырь, ни из монастыря. Вратарь однажды не впустил в монастырь самого великого князя.
Первыми добродетелями иноческой жизни были послушание и смирение. Вся жизнь иноков проходила в долгих церковных службах и тяжелых трудах. Пища была скудная и малопитательная. Да и ее многие вкушали в малом количестве и через день. О материальном достатке не заботились ни игумен, ни братия, твердо веря, что Питающий птиц небесных пропитает и Своих рабов. Случалось, что с вечера не знали, что будет дано в пищу завтра. И при этом монастырь на последние средства помогал нищим. Когда обитель несколько обогатилась, преподобный Феодосий отчислил на бедных десятую долю ее доходов, устроил отдельный двор, где жили нищие, калеки и больные. Кроме того, каждую субботу отсылался из монастыря воз хлеба по тюрьмам.
Преподобный Феодосий был во всем примером для братии. Его никогда не видели праздным; как и вся братия, он носил воду, рубил дрова, работал в пекарне; ел один хлеб и щи без масла, никогда не спал лежа, а только дремал немного сидя, и, очнувшись, спешил продолжать свою непрестанную молитву; одежду носил в заплатах, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого уважал сам великий князь. Однажды святой Феодосий возвращался ночью от князя Изяслава. Возница его не знал и грубо сказал: "Ты, монах, всегда празднен, а я постоянно в трудах. Ступай на лошадь, а меня пусти в колесницу". Феодосий смиренно послушался и повез возницу. Последний со страхом понял свою ошибку, когда увидел, как Феодосию кланялись, слезая с коней, встречные бояре, но святой игумен успокоил его и накормил в монастыре. Бедные, угнетенные в судах, находили в нем заступника, и судьи пересматривали дела по просьбе игумена. Феодосий имел большое влияние при дворе князя.
Когда Святослав отнял престол у Изяслава, один Печерский монастырь оставался верен изгнанному великому князю. Святослав, однако, терпеливо выслушивал обличения в неправде от преподобного Феодосия и не стал гневаться на него. Однажды Феодосий, придя к князю, услышал у него музыку, песни и пляски скоморохов. Святой сел послушать и со слезами заметил Святославу: "Будет ли так на том свете?" Великий князь велел прекратить игры, и с тех пор они всегда умолкали, когда извещали о приходе Преподобного. Святослав так уважал святого ужа, что говорил ему: " Если бы отец мой восстал из мертвых, я так не обрадовался бы ему, как твоему приходу". Так же относились к Феодосию многие бояре.
Преставился великий игумен 3 мая 1074 года. Перед кончиной он обещался молиться за монастырь и быть непрестанно духом с братией. Печерские предания приписывают ему и другое обетование, что всякий, положенный в стенах обители, будет Богом помилован.
Прославилась обитель и святыми иноками. Особенно высоко ставился подвиг затворничества. Кроме преподобного Антония и Моисея Угрина, этим подвигом прославился преподобный Исаакий. Семь лет провел он в пещере в борьбе с бесами и однажды подвергся такому сильному бесовскому искушению, что потерял сознание и сильно занемог. Потребовались многие годы, чтобы подвижник оправился от болезни. Выздоровев, он опять ушел в затвор, в котором подвизался до своей блаженной кончины.
Известен еще затворник Феофил, 12 лет не видевший солнца и плакавший день и ночь. Он скопил целый сосуд своих слез, а ангел перед его кончиной показал ему другой сосуд слез, которые он ронял на пол, и которые превратились в благовонное миро.
Святой Никита, ставший впоследствии епископом Новгородским, через год своего затвора подвергнулся искушению человеческой славы. По внушению беса, который явился ему в виде ангела, затворник перестал молиться, стал только читать книги и сделался прекрасным учителем. Однако опытные иноки, заметив, что он знает наизусть весь Ветхий Завет, а Новый даже не читает, поняли его состояние и молитвой отогнали от него беса. После этого его снова нужно было учить грамоте, так как он забыл все, что знал прежде.
Третий затворник святой Иоанн Многострадальный, известен своей борьбой против плотской страсти. Три года он не вкушал пищи по 3-7 дней и носил вериги, потом 30 лет провел в пещере, наконец, закопал себя в землю по грудь и пробыл так весь Великий Пост, претерпевая мучения от жара и судорог во всем теле. Падший дух в обличье огненного змия палил его пламенем и грозил поглотить. В день Пасхи молния ударила в змия, он исчез, и страсть навсегда потухла в подвижнике.
От тяжелого затворничества неопытных иноков в монастыре старались отговаривать и требовали от них "общего жития" в послушании игумену. Подвигом послушания и смирения особенно прославился Николай Святоша, который провел 6 лет искуса в унизительной для князя службе на поварне и привратником, несмотря на то, что против этого восставали его братья, князья Черниговские.
Были и другие иноки, просиявшие благочестием, например, отец русской истории летописец преподобный Нестор, преподобный Прохор Лободник, чудесно испекавший во время голода хлеб из лебеды. По его молитве зола превращалась в соль, драгоценную для того времени. Преподобный Прохор раздавал соль неимущим, за что подвергся зависти корыстолюбивого князя Святополка.
Печерский монастырь мало-помалу сделался образцом для других монастырей и оказал большое влияние на всю русскую духовную жизнь. Его аскетическую настроенность восприняло и общество: благочестие понималось именно в тех формах, в каких оно проявлялось в монастыре. Он по своей славе считался старшим из всех монастырей: в XII веке игумен его Поликарп получил сан архимандрита. Из Печерской обители брали монахов для игуменства в другие монастыри и для архиерейского служения в епархии. Более 50 человек из ее иноков занимали епископские кафедры, выходцы из нее всюду насаждали дух, устав и творения ее святых подвижников - Иакова, Нестора, Симона, Поликарпа.
Каждый постриженник, где бы ему не довелось жить, хранил к монастырю трогательную любовь и старался, по крайней мере, под старость, перед смертью возвратиться в его стены. Святой Симон Владимирский называет блаженными тех, которые погребаются в священной печерской земле. В письме к печерскому иноку Поликарпу он писал: "Кто не знает красоты церкви соборной Владимирской и другой Суздальской, которую я выстроил? Сколько городов и сел принадлежит им! По всей земле той собирают десятину, и всем этим владеет наша худость. Но перед Богом скажу тебе: всю эту славу и власть вменил бы я в прах, лишь бы Бог привел мне хоть хворостиною торчать за вратами или сором валяться в монастыре Печерском и быть попираему людьми". По мере распространения своей славы обитель обогащалась пожертвованиями князей и других благочестивых людей. Печерский монастырь получил возможность предпринимать величественные постройки и совершать дела благотворительности в самых обширных размерах.

В оглавление...

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz