Успенский пост
Лето подходит к концу. Солнце еще греет по-летнему, но уже то тут, то там заметны приметы приближающейся осени. В садах и огородах поспевают всевозможные плоды. Постепенно наполняются закрома. И грусть по уходящему лету смешивается с радостью о богатом урожае. Конец лета подводит итог всем земледельческим трудам. Не случайно у славян год кончался с концом лета. Этот счет времени сохранился в Церкви - богослужебный год заканчивается 13 сентября (31 августа по старому стилю).
14 (1) августа начинается Успенский пост, или, как его называли в народе, Госпожинки. Он предваряет последний двунадесятый праздник церковного года - Успение Пресвятой Богородицы - приходящийся на 28 августа. Слово "успение" значит "кончина". Успение Божией Матери отмечается в честь окончания Ее земной жизни и преставления к жизни небесной. И пост несет в себе оттенок легкой грусти прощания.
Наверное, такая грусть была у апостолов, когда они узнали о грядущем расставании с Матерью Божией на земле. Они еще не знали тогда, что Богородица не оставит их - через три дня после Успения, подобно Воскресшему Христу, Она предстанет перед ними со словами: "Радуйтесь, Я с вами во все дни". И с тех пор навеки останется Заступницей и Ходатаицей о роде человеческом перед Богом.
Успенский пост длится всего две недели, но по строгости воздержания приравнивается к Великому. Согласно строгим монастырским уставам, в течение его полагается вкушать только растительную пищу, причем без постного масла. Растительное масло разрешается употреблять лишь в субботу и воскресенье. Несмотря на это, Успенский пост является самым обильным поспевшими овощами и фруктами и поэтому считается на Руси самым приятным и легким. Оттого сложилась поговорка: "Петровка - голодовка, Спасовка - лакомка".
Ласковое название Спасовка Успенский пост получил за то, что он связуется тремя радостными праздниками - Спасами, в честь Всемилостивого Спаса Иисуса Христа: первый и третий приходятся на начало и конец поста, а второй - на середину. Спасы примечательны тем, что с каждым из них связано благословение некоторых продуктов питания нового урожая. Медовый стол. В первый день Успенского поста, 14 августа, празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня - первый Спас. В греческом часослове так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить (выносить) Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней".
В Русской Церкви это празднество соединялось с воспоминанием Крещения Руси в 988 году святым князем Владимиром Киевским. Интересно отметить, что после Крещения Руси Владимир решил устроить свое государство на христианских началах, на основе любви. Он отменил смертную казнь, организовал обеспечение бедных, больных, старых, чего не было ни в одном христианском государстве того времени. По воскресеньям и большим церковным праздникам после богослужения для киевлян выставлялись обильные праздничные столы. Например, в честь освящения Десятинной церкви князь "сотвори пирование светло", "раздавая имения много убогим, и нищим, и странникам, и по церквам и монастырям. Голодным же и нищим доставляли по улицам великие кады и бочки меду, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все приходили и ели, славя Бога". "Красным солнышком" называл святого Владимира народ.
В память о Крещении киевлян в водах Днепра и Крещатика 14 августа совершается освящение воды. Вместе с этим освящается мед, благословляется вкушение его нового сбора. Потому в народе первый Спас получил еще название - Медовый. Медовый Спас, "медолом" - праздник пчеловодов; пасечники заламывают в ульях первые медовые соты.
Еще в Библии про богатую страну говорилось - земля, кипящая молоком и медом. Это означало, что ее пастбища тучны для коров, а в рощах и дубравах во множестве плодятся дикие пчелы. Наверно, так можно сказать и о России. Она издавна изобиловала медом. Продукты пчеловодства - мед и воск - составляли одну из основных статей дохода в торговле древних славян с Западной Европой.
Англичанин Дженингсон, бывший посланником при дворе Ивана IV, объехавший Россию четыре раза, побывавший на Оке и Волге, уверяет, что в виденных им лесах пчелы пользуются каждым дуплом, чтобы отложить соты. Он сообщает легендарный рассказ, как некий крестьянин, опустившись в дупло огромного дерева, увяз в меду по самую шею. Бедняга оставался в таком положении два дня, питаясь только медом, пока, наконец, не избавил его от неминуемой смерти медведь, спустившийся задними лапами в то же дупло. Крестьянин ухватился за него руками и закричал во все горло, так что испуганный медведь выскочил из дупла и вынес крестьянина вместе с собою.
Рейтенфальс, посол Рима в Москве (1672-1673), свидетельствует: "В Нижегородской области, особенно у мордвы, в лесах, мед обильно сочится из утроб сосен, а медведи, привлекаемые сладостью, лезут для добычи вкусной еды на дерево, невзирая на укусы пчел и страх перед человеком".
Обилие меда вызвало широкое развитие бортничества. Государство отводило в лесах участки - "бортные урожаи", которые передавало бортникам - пчеловодам в оброчное содержание. Съемщики обязаны были ежегодно платить по 1 пуду меда в срок на Семенов день (14 сентября), "пчел разводить вновь и заботиться о новоделье".
Пчеловодство процветало и в русских монастырях. Практически каждый монастырь имел образцовую пасеку. Монахов-основателей Соловецкого монастыря святых Зосиму и Савватия на Руси почитали как покровителей пчеловодства. В народе бытовали поговорки: "Что у пчел в соту, то Зосима и Савватий дал"; "Пчелка - Божия угодница, а и та Зосиме-Савватию свой молебен поет".
Сорта меда различают по тому, с каких растений был собран нектар. Наиболее известны липовый мед, собранный с цветов липы, светлый, почти белый; гречишный - с цветов гречи, темный, чуть зеленоватый; цветочный - с разных полевых цветов, янтарно-золотой, хранящий запах родных просторов и свет летнего солнца.
Вот как беседуют о цветочном меде герои романа "На горах" А. Мельникова-Печерского: "... Да, медку бы свеженького, готовенького со своей пасеки пожаловал. Прошлого года, по осени, владыка изволил наш монастырь посетить, так очень похвалил он соты, что Андрей Александрыч прислал мне. Чего ни видал, где ни бывал Владыка, в шестой никак епархии правит теперь, - казалось бы, ничем его удивить нельзя. А изволили-с говорить, что такого меду в жизнь свою-де не кушивал. Какой-то, говорит, особый, с нарочито прекрасным запахом. Повелел он тогда мне доподлинно разузнать, отчего у вас такой мед выходит...
- Резеду вокруг пасеки-то сеют, дикий жасмин тоже насажен - пчела-то с них обножь берет, - сказал Пахом.
- Ишь ты! - качнув головой, молвил игумен отцу Анатолию. - Для пчелы сеют особые травы, особые цветы разводят. Вот бы тебе, отец Анатолий, поучиться..."
Мед является одним из самых питательных среди постных продуктов. Согласно Евангелию, Иоанн Креститель, удалившись в пустыню, питался только акридами (сушеной саранчой) и диким медом. Вкушение меда разрешается в любой день года, кроме Великой Пятницы на Страстной седмице, когда вообще запрещается принятие пищи.
Мед считался наиболее угодным Богу для поминания усопших. Его приносили на могилы почивших, ставили на канун во время панихиды, с него начинался поминальный обед, он входил в состав поминальной кутьи.
На основе меда в русской кухне приготовлялось множество сладких блюд. Широко известны медовые пряники и коврижки, блины и каша с медом. На меду варились варенья из ягод и даже из некоторых овощей - репы, редьки. В бессмертном романе Гоголя редькой на меду помещик Собакевич угощал Чичикова.
Но значительно популярнее были напитки из меда. Самым древним и знаменитым из них был хмельной мед. Он упоминается еще в житии св. княгини Ольги. "Медами стоялыми" угощал богатырей святой князь Владимир. Эти напитки неизменно вызывали изумление и восторг иноземных гостей. Крепкий опьяняющий мед был необходимой принадлежностью русского стола вплоть до XVIII века. Домострой советует каждому хозяину иметь в доме запас меда для праздника, именин или свадьбы, рождения, крестин и поминок, для гостя нежданно приезжего, или званого, а особенно для посещения "честного игумена". За приготовлением домашнего меда наблюдал хозяин, а не хозяйка. Чтобы придать меду опьяняющие свойства, в разведенный водой пчелиный мед прибавляли дрожжей и хмелю и оставляли бродить. Разными пряностями и добавками готовому "ставленнику" можно было придать различный вкус. Славяне знали множество рецептов хмельного меда - вешний, стоялый, сборный, красный, белый, с гвоздикой и особо крепкий "княжеский" мед. Готовился мед и с ягодами - смородинный, вишневый, малиновый и т. д.
Вот какую запись в своих воспоминаниях о путешествии по земле Московской оставил путешественник Ареарит: "Великолепный и очень вкусный мед они варят из малины, ежевики, вишен. Малиновый мед казался нам приятнее всех других по своему запаху и вкусу. Меня учили варить его следующим образом. Прежде всего, спелая малина кладется в бочку, на нее наливают воды и оставляют в таком состоянии день или два, пока вкус и краска не перейдут с малины на воду, затем эту воду сливают с малины и примешивают к ней чистого, отделенного от воска пчелиного меду, считая на кувшин пчелиного меду 2 или 3 кувшина воды. Затем бросают сюда кусочек поджаренного хлеба, на который намазаны с двух сторон дрожжи. Когда начнется брожение, хлеб вынимается, чтобы мед не получил его вкуса, а затем дают бродить еще 4 или 5 дней... Когда мед стоит в теплом месте, то он не перестает бродить даже через 8 дней; поэтому необходимо переставить бочку, после того как мед уже бродил известное время, в холодное место".
Иногда в мед добавляли свежий ягодный или фруктовый сок или морс.
Особенно искусными медоварами были монахи. Еще в житиях преподобного Феодосия Печерского упоминается, как он медом потчевал в Киево-Печерском монастыре князя Изяслава Ярославовича. Крупные монастыри имели медоварни, а в монастырских подвалах хранилось множество бочек меда. Один из иностранцев так описывает посещение подвалов Троице - Сергиевского монастыря. В несколько рядов были расставлены бочки огромных размеров, "неизмеримой величины", высотою более 2-х метров, конусообразной формы, с расширенным основанием. Каждая бочка содержала до 7 тонн жидкости. И таких подвалов было много... "Все бочки стояли доверху наполненные пивом, медом, вином, квасом и фруктовыми соками. Они словно вросли в землю своей многотонной тяжестью, неподвижные, огромные, сделанные из старинного дуба, окованные железными обручами".
Монахи хранили и совершенствовали древнее искусство медоварения. Один из дошедших до нас рецептов так и называется - мед монастырский.
Другой русский напиток, приготовляемый на основе пчелиного меда, - сбитень. Сбитень появился на Руси почти тысячу лет назад. Первое упоминание о нем относится к XII веку, когда князь Всеволод в 1128 году, пируя с боярами, выставил для народа, кроме вина и меда, перевару. Перевар, или взвар, - старинное название сбитня.
"Домострой" дает такой рецепт приготовления сбитня: "Сбитень делать так: вина пузырек, уксуса пузырек, пива пузырек, перцу четверть, фунт патоки, три гривенки вина заморского, у кого как случится - столько и положить; сразу же с медом и варить, чтобы не убежало. Как только сварится, пускай устоится, и тогда слить в посуду".
Любопытно, что рядом с рецептом сбитня "Домострой" делает такое замечание: "Книжица сия пишется - в ней потребность в радости: какому человеку Бог в жизни попустит, тому и нужно в нее заглядывать, ведь душа беспокойная подвержена всяким желаниям".
Сбитень с вином иностранцы называли "русским глинтвейном". Однако в отличие от меда сбитень чаще всего являлся безалкогольным напитком. В него добавляли душистые травы, пряности. Долгое время он заменял народу чай и кофе. По рынкам и улицам городов ходили сбитенщики, продававшие всем желающим горячий сбитень. Разносили его в больших медных чайниках. Чтобы зимой они не охлаждались, их плотно укутывали и кроме того в середину чайника вставляли широкую трубу, наполненную углями. От таких чайников с трубой берет свое начало русский самовар.
На 14 августа кроме праздника первого Спаса приходится день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. "Маккавей - мак вей", - говорили в народе. В южных областях России в этот день освящали мак и цветы, которые потом хранили за иконами в течение года.
Мак был распространенным продуктом в славянской кухне. На маковом молочке готовили постные соковые каши, маковое сочиво было обязательным блюдом в сочельник. И, конечно же, использовался он для кондитерских изделий.
На первый Спас пекли медовые пряники, пироги, рулеты, булочки с маком и медом. Существовало еще одно забытое сейчас блюдо - маканцы, или молочники. Для этого из растертого мака, смешанного с медом, приготовляли маковое молочко. Полученная смесь подавалась на стол в особой посуде; в нее обмакивали калачи, блины или другую постную выпечку. Отсюда произошло название посуды - макальник, или макитра.
Так, сладким медом да маковыми затейливыми печениями начинался Успенский пост. В оглавление... |
Навигация
Наша рассылка
Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Рассылка содержит:
:: Духовную поэзию;
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.