Паломник

Соловецкие летописи
Безжизненные пустыни, непроходимые дикие леса, глубокие, недоступные для людей пещеры всегда были желанным местом для любителей безмолвия и уединения. Большой Соловецкий остров, отстоящий на сто пятьдесят верст от Полярного круга и отрезанный от ближайшего берега бурными водами студеного Белого моря, был избран Преподобными Германом, Савватием и Зосимой как место, самое благоприятное для прохождения пути спасения. Первым в 1428 году ступил на пустынный остров Преподобный Герман, годом позже к нему присоединился Преподобный Савватий, давно искавший безмолвия и уединения. Строгий пост, усиленная молитва и тяжелый труд, растворенный богомыслием, стали постоянными спутниками пустыннолюбцев.
Первым знамением воли Божией о заселении сего места иночествующими стало изгнание с острова мирских людей, через наказание двумя светлыми юношами жены одного рыбака. С того времени гора, где Ангелы высекли женщину, стала называться Секирной.
Однажды, в отсутствие Преподобного Германа на острове, Преподобный Савватий, провидя свою кончину, пустился в опасный путь через море на Большую землю. Прибыв в селение Сорока на реке Выг, Преподобный причастился Святых Христовых Тайн и 27 сентября 1435 года мирно отошел от земных трудов ко Господу.
Спустя год по кончине Преподобного Савватия, на Соловецкий остров прибыл Преподобный Зосима, с юношеских лет стремившийся к уединению и богоугодной жизни. Продолжая подвиги и труды своего предшественника, Преподобный Зосима сподобился дивного видения на воздухе прекрасной великой церкви. Это чудное видение подвигло Преподобных Германа и Зосиму на сооружение храма Божия. Немало трудов, молитв и слез пришлось приложить Преподобным, прежде чем пустынный остров стал иноческой фиваидой. Поселение иноков на пустынном острове вызвало зависть недоброжелателей, которые стали всячески досаждать подвижникам.
Чтобы защитить обитель, Преподобный Зосима обратился к Новгородскому архиепископу Феофилу и боярыне Марфе посаднице. Полученная грамота на вечное пользование землей впоследствии неоднократно подтверждалась Московскими царями.
Суровое испытание постигло Соловецкую обитель во второй половине XVII столетия, когда братия выступила против проводимых церковных реформ. В январе 1671 года предательство одного из иноков привело к жестокой расправе над, всеми, находившимися в стенах монастыря. В 1761 году Соловецкому монастырю присвоена Ставропигия, то есть непосредственное подчинение Московской Святейшего Синода конторе.
...В история Соловецкой обители были периоды как расцвета, так и упадка, но особый, трагический отрезок на ее бытие оставил период с 1920 по 1939 год. В 1920 году прославленный монастырь был закрыт советской властью и преобразован в совхоз "Соловецкий". С 1923 по 1936 годы в стенах Обители и на территории монастыря, включая все острова, расположился Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), переименованный в 1936 году в Соловецкую тюрьму особого назначения, просуществовавшую до 1939 года. В период концлагеря на Соловках находились в заключении представители всех слоев населения, осужденные за различные преступления. В их число как "враги народа" нередко входило и духовенство. Только в 1925 году на Соловках находились в заключении 25 архиереев и более 100 церковно - и священнослужителей. К сожалению, до сих пор неизвестно точное число людей, прошедших тернистый путь Соловецкого лагеря и тюрьмы. В 1939 году, с началом финской войны, боясь присоединения соловецких заключенных к неприятелю, работоспособная часть узников была распределена в другие места ссылки, а тех, кто уже не мог трудиться, утопили в море или расстреляли.
В 1967 году в стенах Соловецкого монастыря был открыт филиал Архангельского краеведческого музея, а в 1974-м - Соловецкий государственный историке - архитектурный и природный музей заповедник.
Только в 1988 году, когда Русская Православная Церковь праздновала 1000-летний юбилей своего бытия, предстательством Святителя Филиппа, Митрополита Московского и всея России чудотворца, на острове была зарегистрирована церковная община. Первые богослужения отправлялись в часовне Святителя Филиппа, Митрополита Московского, которая еще принадлежала музею. 4 июня 1989 года Соловецкой общине была передана часовня Святителя Филиппа, а впоследствии и церковь, посвященная его имени.
25 октября 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение открыть Зосимо-Савватиевский Ставропигиальный Соловецкий мужской монастырь. Исполняющим обязанности наместника назначен был игумен Герман. В помощь ему епископ Пантелеймон направил иеромонаха Зосиму, родного брата отца Германа.
Возрождение Обители начали иноки, носившие имена Преподобных ее первооснователей. Им пришлось испытать трудности, подобные тем, что переживали их святые предшественники. Часовня, переданная общине, была холодной, реставрация церкви требовала больших финансовых затрат, а потому на втором этаже корпуса у Никольских ворот решено было устроить домовую церковь, в которой начались регулярные монастырские богослужения.
16 июня 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II московский храм Великомученика Георгия Победоносца в Ендове передан Соловецкому монастырю для учреждения в нем Соловецкого подворья; настоятелем Соловецкого подворья в Москве назначен игумен Мефодии (Морозов).
С 19 по 21 августа 1992 года состоялось духовно значимое событие в истории монастыря - перенесение святых мощей Преподобных первооснователей Зосимы, Савватия и Германа Соловецких из С.-Петербурга в Обитель, ими основанную. Возглавил торжество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В сопровождении наместника, братии монастыря, многочисленного духовенства и гостей честные мощи Преподобных прибыли в Обитель.
Начиная с 1992 началось постепенное восстановление монастырских зданий, понемногу возвращались принадлежавшие ранее обители иконы, священные облачения, предметы церковной утвари и убранства. 13 июля 1994 года, на праздник Собора 12-ти апостолов, впервые была совершена Божественная литургия в храме святого апостола Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове.
...Немногочисленная пока братия, 30 человек, несет послушания в храме, на монастырской кухне и в трапезной, на монастырском катере, скотном дворе, принимает участие в восстановительных работах и занятиях в воскресной школе, а также на Соловецких подворьях в Москве, Архангельске и Коми, исполняя те же послушания, что и братия в Обители.
Каждое утро в Обители начинается с утренних молитв, полунощницы и братского молебна пред святыми мощами Преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Братия прочитывает монастырские синодики с именами благотворителей, благоустроителей и всех заповедавших братии молиться о них.
В храме совершается утреня и Божественная литургия. В полдень для всей братии и паломников поставляется дневная трапеза, по окончании которой братия и паломники направляются на послушания. В 17 часов, в Обители начинается вечернее богослужение, состоящее из вечерни и малого повечерия с канонами Спасителю, Богородице, Ангелу Хранителю и акафиста Спасителю или Богородице.
...Как и много лет назад вновь устремляются в Соловецкую обитель паломники и трудники. Идут, чтобы трудами своими посильно помочь возрождающейся святыне Русского Севера, самим же получить утешение, вразумление и ободрение молитвами угодников Божиих, частицы святых мощей которых во множестве почивают в Соловецкой обители. Среди них - частицы святых мощей св. Иоанна Предтечи, апостолов и евангелистов Матфея, Марка и Луки, Свт. Николая Чудотворца, Свт. Иоанна Златоуста, вмч, Пантелеймона, вмч. Георгия, вмч. Прокопия, свт. Спиридона, свщмч. Киприана и мц. Иустины, свт. Тихона, Патриарха Московского, свщмч. Владимира Киевского, бессребреника Кира, прп. Амвросия Оптинского и многих других святых угодников Божиих.
Возрождение Соловецкой обители в суровом северном крае дает нам веру и надежду в то, что молитвенным предстательством Соловецких чудотворцев Преподобных Зосимы, Савватия, Германа и всего сонма Соловецких святых возродится на земле нашей вера непостыдна, любовь нелицемерна, дабы были мы единым и благочестивым народом.

В оглавление...

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz