Традиции
Воздвижение
Приближается к концу первая половина сентября-листопада. С последним днем второй недели его приходит на Святую Русь праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, установленный Церковью в воспоминание обретения святой царицей Еленой Креста, на котором был распят Спаситель мира - Сын Божий. Воздвижение - заключительный день бабьего лета, третья (и остатняя) встреча осени. С его приходом последняя вступает в свои неотъемлемые права, заставляя сельского жителя все чаще и чаще призадумываться о глядящей к нему во двор лиходейке-зиме - с ее морозами, буранами и зачастую приходящей вместе с ними безкормицей-без-хлебицей, являющейся грозным бичом пахаря-хлебороба, живущего доброхотными щедротами земли.
"На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!" - говорит деревня, любящая и ценящая всякое слово красное. "На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!", "На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!", "Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!", "Воздвиженье - последний воз сдвинулся с поля, а птица - в отлет!", "На Воздвиженье ни змея и никакой гад по земле сырой не движется!" и т. д. Третья встреча осени - "первые зазимки". Но еще не пугают они в меру зябкого мужика, знающего, что настоящую весть о зиме может принести только Покров-батюшка. Только первый снег, раньше 1(14) октября почти нигде на Руси не выпадающий, и кладет почин необлыжной стуже.
 Покров - зазимье: на него - "до обеда осень, а после обеда - зимушка-зима", по народной поговорке, совпадающей с ильинской, гласящей, что "на Илью до обеда лето, а после обеда - осень". По старинной примете: "Вздвиженье осень зиме навстречу двигает!", а зима, в свой черед, на этот праздник "со бела гнезда сымается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима - зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу, хлебальных пирогов поем, пива поотведаю, свадьбы сыграю-отпраздную!"
 Воздвижение - постный праздник. "Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него - пятница-середа, постная еда!" - говорят в народе. "Кто не постит Воздвиженью - Кресту Христову, - на того семь грехов воздвигнутся!" - замечают о строгости однодневного поста Воздвиженского благочестивые блюстители церковных уставов: "Кто скороми на Воздвиженьев день чурается, - тому семь грехов прощается!", "У кого на столе убоина о Воздвиженье, - тот все свои молитвы убивает, а новой не знает-не ведает, нечем ему Бога по-молить!"
 В старые году на Воздвижение по многим местам воздвигал православный люд обыденки-часовни да церковки малые - по обещанию (в честь праздника). Это считалось особенно угодным Богу. Еще и до сих пор ставят в этот день по деревенской Руси придорожные кресты обетные, в благодарность за избавление от зла-напасти, морового поветрия, лихого попущения. В обычае воздвигать-поднимать об эту пору и кресты на новостроящихся храмах. Есть местности, где каждогодно совершаются на этот праздник крестные ходы вокруг сел-деревень, - что, по народному представлению, ограждает ото всякого лиха на круглый год. Подымают иконы богобоязненные люди на Воздвиженьев день и для обхода полей, с молитвой о будущем урожае. Молятся "празднику" и о болящих-страждущих, чтобы Господь воздвиг их с одра болезни. "С верою помолиться праведному человеку на Воздвиженьев день, так Животворящий Крест и со смертного ложа подымет!" - говорят в народе, твердо памятующем дедовский завет о том, что "правда сильна верою, а вера - правдою", и что одна без другой мертвы на просвещаемой светом Христовым темной земле.
 Согласно старинному простонародному сказанию, еще недавно повторявшемуся в Среднем Поволжье, на Воздвижение происходит битва-бой между "честью" и "нечестью". Поднимаются в этот день, - гласит сказание, - воздвигаются одна на другую две силы: правда и кривда, "свято" и "несвято"... И зачинает осиливать наваждение от лукавого, и починает колебаться все стоящее за веру правую и правду верную. Дрожит-колышется, сотрясается мать-сыра-земля... Но вот воздвигается из недр ее Свят Господень Крест; вся вселенная сияет, как солнце, от его нетленных негаснущих лучей.

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz