О Священном Писании
Священное Предание представляется в различных формах: правиле веры, литургической практике Церкви, церковном пении, иконописи, творениях свв. отцев и учителей Церкви и т.п., самой важной из которых является Священное Писание.
Само название "Священное Писание" взято из Евангелия. Ап. Павел писал своему ученику Тимофею: "Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса" (2 Тим. 3, 15).
"Священным Писанием называются книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обычно эти книги называются Библией" (митр. Филарет Дроздов. Пространный христианский катехизис).
Примерно в 20 км севернее г. Бейрута на средиземноморском побережье находится небольшой ныне арабский, в прошлом финикийский, город Жибел. В Священном Писании он упоминается под названием Гевал, а греки называли его Библос. Так как через этот порт в Грецию доставлялся писчий материал, само слово "библос" стало у греков означать книгу. "Библиа" - это множественное число от "библос". Таким образом, буквальное значение слова "Библия" - книги. Слово "библос" в греческом языке среднего рода. Со временем слово библиа (мн. ч., ср. р.)
"превратилось в слово единственного числа женского рода, стало писаться с большой буквы и применяться исключительно к Священному Писанию, сделавшись его своего рода собственным именем: Библия. В этом качестве оно перешло во все языки мира. Оно хочет показать, что Священное Писание есть книга по преимуществу, то есть превосходит по своему значению все прочие книги, благодаря своему Божественному происхождению и содержанию. Вместе с тем, оно подчеркивает и ее существеннейшее единство: несмотря на то, что в ее состав входят многочисленные книги самого различного характера и содержания <... > она, тем не менее, является единым целым, благодаря тому, что все разнородные элементы, вошедшие в ее состав, содержат раскрытие одной и той же основной истины: истины о Боге, открывающемся в мире <... > и строящим наше спасение" (Князев А., прот. Что такое Священное Писание? // Альфа и Омега, № 3(17) , 1998, сс. 17-18).
Единственным подлинным автором Библии является Сам Бог, поэтому мы называем ее богодухновенной.
Некоторые считают, что Библия написана людьми, а Дух Святый лишь гарантированно предохраняет авторов от возможных еретических заблуждений. Такое понимание ведет к отрицанию богодухновенности как таковой, ибо со стороны своего содержания священные книги оказываются произведениями чисто человеческими, а деятельность Святого Духа сводится к своего рода духовной цензуре, которая "не пропускает" никаких ложных мнений.
Другие отрицают всякую свободу авторов, считая их некими автоматами, механически выполняющими волю всецело владеющего ими Божества. Но, конечно, Бог вдохновляет авторов священных книг, влагает в их сознание определенное догматическое и нравственное содержание, но личная самостоятельность человека при этом не устраняется. Создание священных книг - творческий процесс, требующий от человека напряженного интеллектуального труда. Библейские книги значительно разнятся и по стилю, и по языку, передавая яркие индивидуальные особенности их авторов.
Отличие книг Священного Писания от прочих произведений отчасти можно выразить посредством таких понятий, как авторство и соавторство. В творениях свв. отцов или в богослужебных гимнах в качестве автора, субъекта творчества, выступает человек, а Бог лишь вдохновляет человека, помогает ему. В случае создания священных книг подлинным автором является Сам Бог, Он определяет их догматическое и нравственное содержание, а человек только воплощает, впрочем не автоматически, а творчески, замысел Божий, выступая в роли соавтора.
Необходимо также иметь в виду, что Священное Писание имеет две стороны - Божественную и человеческую. Божественная сторона состоит в том, что Священное Писание заключает в себе Богооткровенную Истину. Сторона же человеческая - в том, что эта вечная, неизменная Истина выражена на языке людей определенной эпохи, принадлежавших к определенной культуре, поэтому библейские книги отражают космологические, естественнонаучные, исторические представления людей эпохи их создания. Говоря, что Священное Писание содержит неизменную Богооткровенную Истину, необходимо четко понимать, что это утверждение относится только к веро- и нравоучительным истинам, но вовсе не означает непогрешимости Библии с точки зрения наук естественных и исторических.
На основе книги "иерей Олег Давыденков. Катихизис. Введение в догматическое богословие. Изд-во ПСТБИ, М., 2000". В оглавление... |
Навигация
Наша рассылка
Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Рассылка содержит:
:: Духовную поэзию;
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.