Храмы и монастыри Удмуртии
Исполним утреннюю молитву нашу вечером?
Очень часто люди, недавно пришедшие к вере и только-только начинающие вести церковную жизнь, бывают поражены тем, что на вечернем богослужении они слышат следующие молитвы: "Исполним утреннюю молитву нашу Господеви", "Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим". О какой утренней молитве идет речь, о каком дне нужно молиться, когда за окном уже темнеет, день завершается, а до утра еще далеко. Ничего не понятно. Но еще более бывают они поражены, когда узнают, что, оказывается, название этой вечерней службы - утреня. Утреня вечером? В чем же дело?
Давайте разберемся по порядку. В Православной Церкви существует понятие суточного круга богослужений. В состав этого круга входят: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы, и наконец, самое главное богослужение - Божественная Литургия. Как видно из большинства названий, все эти службы связаны с тем или иным временем суток. И действительно, имея древнее происхождение, от времен апостольских, эти службы в первохристианские времена совершались согласно своему названию: вечерня - " пред вечером мало" (Типикон), повечерие - "после ужина", согласно дословному переводу с греческого, полунощница - в полночь, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы - в переводе с восточного счета времени на наш современный - в 7-м, 9-м, 12-м и 3-м пополудне часах соответственно. Таким образом, весь день христианина проходил в молитве.
Но с прошествием некоторого времени, оказалось, что такой богослужебный ритм может выдержать далеко не каждый христианин. Здесь несколько причин: во-первых, угасание общего ревностного духа среди христиан, обмирщение, что связано прежде всего с вхождением в Церковь большого числа неискренних, теплохладных людей, желавших выглядеть лояльными в глазах государства, объявившего христианство государственной религией (4-й в.). Во-вторых, житейские нужды, повседневная работа, которыми занят человек в течение недели, и которые не оставляют времени для богослужения. Поэтому указанный выше ритм богослужений с течением времени сохранился лишь в монастырях. ( В Константинополе появилась даже так называемая Обитель Неусыпающих, в которой богослужение продолжалось круглосуточно, не прерываясь ни на минуту, а братья были разделены на три чреды, которые последовательно, друг за другом совершали эти богослужения). В монастырях местные богослужебные обычаи фиксировались в письменной форме, в результате чего появились различные богослужебные уставы, в частности, и Иерусалимский Устав, которым руководствуется в настоящее время наша Церковь. В миру же службы суточного круга богослужений объединились в три группы: вечернее богослужение - 9-й час, вечерня, повечерие; утреннее богослужение - полунощница, утреня, 1-й час; дневное богослужение - 3-й, 6-й часы, Божественная Литургия, что давало мирянам больше возможностей участвовать в этих богослужениях. Впоследствии такая практика усваивается и в большинстве монастырей, так как все монахи имели различные монастырские послушания, выполняли какую-то работу, что невозможно было совместить с постоянным пребыванием в храме.
Мы живем в так называемый век скоростей. Люди постоянно куда-то спешат, суетятся и ничего не успевают.Отец Евгений Озабоченность мирскими делами такова, что современные христиане еле-еле находят возможность хотя бы в воскресенье побывать в храме, помолиться на службе. Снисходя к немощам человеческим, желая, чтобы люди не были совершенно оторваны от службы, церковная практика опять изменилась, и в настоящее время мы имеем только вечернее и утреннее богослужения. Вечернее - 9-й час, вечерня, утреня. 1-й час, утреннее - 3-й, 6-й часы , Божественная Литургия, - таково расписание богослужений большинства приходских храмов. С одной стороны, это удобно, с другой, появляются и некоторые коллизии, как, например, совершение утренних молитв вечером. Появляется ощущение, что человек сегодня молится за завтрашний день. Но не нужно этим особо смущаться. Здесь нужно иметь в виду следующий момент. Христианское богослужение, как и само Христианство, зародилось на Востоке. А на Востоке в древние времена день начинался не с утра, а с вечера. Такая система имеет библейские, доисторические корни. Вспомним о сотворении Богом мира: "…и был вечер, и было утро - день один…". Точно также и церковный богослужебный день начинается с вечера. Поэтому, молясь за вечерним богослужением, мы уже живем в следующем дне. Особенно ясно это бывает в большие праздники, когда накануне вечером уже совершается праздничное богослужение, для Церкви уже наступил этот праздничный день. Таким образом, перенос утрени на вечер не играет какой-то принципиальной роли.
Но в Ижевске есть и такой храм, где утреня, согласно древней практике, совершается именно утром. Это Свято-Успенская церковь в Зареке. В седмичные дни, когда нет больших праздников, каждый в нашем храме может приобщиться к древней традиции и "исполнить утреннюю молитву" утром. В этой практике, кроме вышесказанного, есть и еще один плюс. Как известно, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн, нужно накануне вечером быть на службе в храме, по крайней мере, хотя бы на утрене. Всякие бывают обстоятельства в жизни людей, у каждого свое расписание рабочего графика. И если кто-то по каким-либо причинам накануне Причащения не может быть на вечернем богослужении, то он может придти в сам день Причащения в Успенский храм, помолиться на утрени, исповедаться, а затем причаститься за Божественной Литургией (естественно, при условии трехдневного поста и прочитанного накануне молитвенного правила ко святому Причащению). Проехать до Успенской церкви можно автобусом № 8, троллейбусом №№ 9, 10 до остановки "Зангари". Телефон для справок: 71-78-80.
Диакон Илья Тронин

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz