Традиции

Накануне Крещения
Зимняя сказочка
Канун Крещения, как и Рождественский, слывет сочельником и тоже - день постный, по Уставу Православной Церкви. Но одновременно это - главный день святочных гаданий. Проводит его русский народ не только в посте да молитве, но и в сыновнем общении с неумирающими пережитками язычески-суеверного былого-минувшего.
Верный христианскому преданию, держит он строгий пост, не принимая никакой пищи вплоть до вечерни, несет домой из храма Божия освященную Богоявленскую воду и считает ее целебной от всяких "болестей". Но, памятуя вековые обычаи предков, отдает он - обок с этим - щедрую дань и своему суеверию.
Вечер под Крещенье, подавая весть о близящемся конце Святок, заставляет красных девушек вспоминать обо всех знакомых деревенскому люду гаданьях. Звончей - голосистее поются на беседах и песни святочные - подблюдные. Затейливей сами собой становятся и святочные игры обрядовые. А старикам со старухами, которым уже много лет назад наскучило и петь-играть, и рядиться-святошничать, - своя забота об эту пору. Первее всего - ставят они мелом на всех дверях, на всех оконных рамах знаки креста, чтобы оградить свое жилье от посещения бесовского. И одна защита против нее, - гласит народное слово, - Святой Крест Господень, перед которым распадается во прах все могущество лукавого. Не начертай в Крещенский сочельник креста у себя на дверях, позабудь об этом строго соблюдаемом на Руси (не только в деревенской глуши, но и в больших городах) обычае - быть худу, жди беды! - уверяют строгие блюстители прадедовских преданий.
"Снегу под Крещенье надует - хлеба прибудет!" - ведет речь народная мудрость. "Много снегу - немало и хлеба!" - приговаривает она. "Привалит снегу вплоть к заборам - плохое лето! Есть промежек - урожайное!", "На каком амбаре плотнее снег - целее в том и батюшка-хлеб!"
По старинной примете сельскохозяйственного опыта, если вечером под Крещенье ярким светом блестит на небе звездная россыпь алмазная, - хорошо в этом году овцы будут ягниться: "Ярки крещенские звезды породят белые ярки ("ярка" - овечка)!" Если заметет на Крещенье метель, - будет снегом снежить чуть не до самой Святой. "Коли в Крещенье собаки много лают, - будет вдоволь всякого зверя и дичи!", - замечают охотники. "Коли на воду (на иордань) пойдут в туман, хлеба будет невпроед много!" - говорят приметливые погодоведы: - "Снег хлопьями - к урожаю, ясно - к недороду!", "Коли прорубь на иордани полна воды - разлив велик будет!", "В Крещенский полдень синие облака - к урожайному году!", "На Крещенье день теплый - хлеб будет темный!".
Крещенские морозы слывут самыми жестокими, и недаром: зима собирается об эту пору со всеми силами. Но, несмотря на стужу, с древних времен живет в народе обычай купаться в крещенской проруби-иордани. Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, - чтобы очиститься от греховной скверны в освященной воде; купаются и просто - "для здоровья".
"Крещенье-Богоявленье", - говорит народ и повторяет предание, идущее от дней старины глубокой, связанное с этими словами. По народной молве, исстари веков совершается в этот день чудо-чудное, диво-дивное: отверзаются над иорданью небеса и сходит с них в воду Истинный Христос. Не всем дано видеть это, а только - самым благочестивым людям. Но если помолится грешник святому небу в это время, то сбудутся и его желания. Есть поверье, что если поставить под образами чашу с водою да "с верою" посмотреть на нее, - то вода, сама собою, всколыхнется в Крещенский полдень: осенит и освятит ее крещающийся Сын Божий. Слывет Крещенье во многих местах и за праздник "Водокрещи". Красное словцо народное, встречая крещенскую стужу, оговаривает ее словами: "Трещи не трещи, а минут и Водокрещи (т. е. тепло-то все-таки возьмет свою силу)!" Не забывает народ, что если пошел январь-месяц, то и за перезимье переваливает уже время-то, а перезимье, - по его крылатому слову, - о весне весть подает.
Среди песенных сказаний, составляющих богоданное богачество убогих певцов - калик перехожих, - есть несколько приуроченных к празднику Крещения Господня. Некоторые из них передают почти совершенно точно содержание евангельской повести о Богоявлении; другие являются восторженным славословием Христу; третьи - отступают в окруженную таинственностью область подсказанных пытливым выражением сказочных вымыслов.
"На Иордань всех Спаситель Днесь прииде Искупитель. Плещет пророк руками: Веселитесь, Господь с вами! Отец свыше возглашает, Рожденного возвещает: - Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Во человека облеченный!" Такою цветистой запевкой начинается одно из них.
Другое сказание простодушно повествует о том, как "ходила Госпожа Пречистая землею и светом", а на руках носила "Своего Сына Христа Иисуса". Встречает Богоматерь на пути-дороге "Крестителя-Ивана", - встретила и обращается к нему со словами : "Ну-ка, Иван, кум Мой, пойдем мы на воду Ердана; окрестим Христа, Моего Сына!" Согласился Иван-Креститель и "пришли на воду Ердана. Стал Иван своего Крестника крестити: от страха у него выпала книга". Спрашивает - и "пытает" его Госпожа Пречистая о причине страха. "Обезумел Ердан, вода студена, не хочет вода принимать в себя; а весь лес на траву попадал: а взгляни-ка, кума, над собою: начетверо небо словно разломилось!" На эти слова Ивана-Крестителя держит ответное слово Богоматерь: "А не бойся, Иван, кум Мой, вода ума не теряла, вода, кум Мой, забрала себе силу, ибо от Христа она освятится; а лес - он Христу поклонился; а небо - оно не сломилось, Ангелы небо растворили - поглядеть им, как Христа мы крестим"... Послушал Креститель, "крестил святой Иван своего Иисуса-Крестника: Иван Христа, а Христос - Ивана". Вслед за этими трогательно-простодушными словами идет заключение, в котором невольно чувствуется позднейший разносказ: "Оттоле крещения настали: все по милости великого Бога, - да будет Он нам всегда в помощь!"
С праздником Крещения Господня связано в народной Руси немало поверий, относящихся к судьбе, человека. Так, например, если кто-нибудь крещен в этот отверзающий небеса над землею день, - то, по слову народной мудрости, быть ему счастливейшим человеком на всю жизнь. Добрым предзнаменованием считается также, если устроится в этот день рукобитье свадебное: в мире да в согласии пройдет жизнь новобрачной четы. В некоторых местностях выходят вечером в Крещенье девушки окликать суженых. Если попадется навстречу им молодой парень - быть добру, старик - надо ждать худа.
Да и не перечесть всех поверий, обступающих изукрашенным частоколом обычаев великий праздник Божий. Живуче яркое слово-предание богатыря-пахаря, не вымирают и простодушные поверья его.
Еще в конце первой половины XVII столетия писал царь Алексей Михайлович в своей грамоте государевой Шуйскому воеводе вообще о святочных, а о Крещенских наособицу, пирах-игрищах: "... ведомо нам учинилося, что на Москве... в навечери Рождества Христова кликали многие люди Каледу и Усень, а в навечери Богоявления Господня кликали Плугу; да в Москве ж чинится безчинство: многие люди поют бесовския сквернословныя песни... да на Рождество Христово и до Богоявленьева дня собираются на игрища сборища бесовския ... игрецы-скоморохи с домбрами и с дудами, и с медведи ходят... И мы указали о том учинить на Москве и в городех, и в уездех заказ крепкий, чтобы ныне и впредь никакие люди по улицам и по переулкам, и на дворех в навечери Рождества Христова и Богоявленья Калед и Плуг, и Усеней не кликали и песней бесовских не пели... А которые люди ныне и впредь учнут Каледу и Плуги, и Усени, и петь скверныя песни, и тем людям за такия супротивныя неистовства быти от нас в великой опале и в жестоком наказанье..."
День Богоявления ознаменовывался в старой Москве праздничным царским выходом, не имевшим себе подобного по торжественности. Со всей Руси был к этому дню съезд бояр и всякого чина именитых людей в Белокаменную: и был этот съезд ради царского лицезрения, из охоты полюбоваться редким великолепием торжества.
Чин крещенского освящения воды совершался патриархом на Москве реке. Народу собиралось вокруг "Иордани" до четырехсот тысяч человек. Царь-государь шествовал в большом наряде царском сначала в Успенский собор, а оттуда - на освящение воды, среди стоявшего стеной ратного строя стрельцов, поддерживаемый стольниками из ближних людей, оберегаемый "от утеснения нижних чинов" стрелецкими полковниками в бархатных и объяринных ферезеях и турских кафтанах. Гости, приказные, иных чинов люди и многое множество народа окружали шествие венценосного богомольца. Самое действо освящения воды совершалось, за малыми исключениями, так же, как и в наши дни. Но главным отличием являлась обступавшая его картина - с патриархом и царем во главе. Возвращался крестный ход по прежнему чину.
Царь-государь, отслушав в Успенском соборе отпустную молитву, шел в свои палаты царские. А на Москве - "по улицам, по переулкам и во дворех" - начиналось последнее празднование Святок. Люди почтенные принимались за пиры-беседы, молодежь - за песни-игры утешные, а гуляки, памятующие, предпочтительно перед всем иным, рисловье "Чару пити - здраву быти!" - за любимое Русью "веселье".
Надо отметить, что подобные колядочные бесчинства, хотя и соответствуют русским народным традициям, совсем не к лицу тем, кто называет себя Православными. Надо помнить, что Христианство и Язычество вещи совсем не совместимые. Те, кто гадает и колядует в Рождественский сочельник, совершают большой грех, в котором в последствии должны каяться на исповеди.
Книга "Праздники Православной Церкви".

В оглавление...

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz