Рождественские чтения

История храма Успения пресвятой Богородицы
Заречной волости Ижевска.
Коломоец Андрей,
ученик 7а класса гимназии № 24
г. Ижевск, 2001 г.

Самый срок притронуться к святыням,
Славы взять взаймы-
И тогда вовеки мы не минем,
Будем вечны мы.
Олег Поскребышев

Введение

Успенский храм
Ижевск - моя малая Родина и все пока в моей жизни связано с этим городом. Мой родной город мне нравиться, но я его еще плохо знаю, и для меня было большим открытием, когда моя мама привезла меня в Заречную часть нашего города и показала мне... сказочный терем. Узорчатые, живописные очертания церкви напомнили мне картинку из русской сказки. Я ждал, что сейчас из ворот выйдет молодец в красном кафтане. Но нам навстречу направился молодой, подтянутый, с короткой бородкой священник в черной рясе. Он улыбнулся на наше приветствие и великодушно согласился познакомить нас с храмом, где он служит. Это был отец Сергий. Он родился в 1960 году в Ижевске. Жил в советские времена, когда вера в бога могла принести много неприятностей в семью, и ему, наверное, было не просто принять решение креститься, но он принял обряд крещения, когда ему исполнилось 16 лет, и для этого специально съездил в город Ростов. В 1980 году он стал петь в хоре Успенской церкви, а в 1989 году принял сан священника. В 1990 году закончил пасторские курсы и продолжает служить богу в стенах Свято-Успенской церкви. Отец Сергий рассказал нам много интересного про Успенскую церковь, и мне захотелось узнать о ней как можно больше. И тем, что я узнал, хочу поделиться с вами.

Сколько в мире большом ни кружись,
Наша родина в сердце живет,
Наша родина вечно зовет,
Дорога и бесценна -
Как жизнь.
Флор Васильев

Успенская Пресвятой Богородицы церковь в Ижевске
- уникальный памятник истории, архитектуры и искусства

Значение Успенской церкви как памятника многогранно. Это один из важных символов Ижевска. Именно этот храм никогда не закрывался в этом трагическом 20 веке.
Мотивы древнерусского зодчества блестяще воплощены в ансамбле Успенской церкви. Здание отличает русская сказочная манера, где декоративными средствами подчеркивается оригинальность куполов, с применением контрастных, взаимно дополнительных цветов: синего в контрасте с желтым и зеленого - с красным. Сама бывшая кладбищенская церковь символ человеческой памяти, мы поминаем в храме всех наших предков. Здание Успенской церкви напоминает о необходимости исторической преемственности старого Ижевска и новых микрорайонов.
Еще одна особенность церкви Успенской Пресвятой Богородицы тесная связь истории Ижевска и Удмуртской епархии, а также с биографиями новомучеников - репрессированных епископов Ижевских и Удмуртских, служивших в этой церкви. Успенская церковь - памятник трагической истории Ижевской и Удмуртской епархии, организованной в 1926 году в сложных условиях противостояния как с безбожной властью, так и с "обновленцами". Все епископы Ижевские и Удмуртские довоенного и военного периода одновременно по должности являлись настоятелями Успенской церкви. Один из них - владыка Николай (Покровский) похоронен возле ее алтаря.

Мастер русского стиля

Чарушин И. А.
Успенская церковь является заметным произведением в творческом наследии выдающегося русского архитектора И.А. Чарушина. Она единственное уцелевшее произведение зодчего в Ижевске, для которого он активно работал многие годы. Общий архитектурный силуэт храма и его декоративная отделка в целом счастливо уцелели. Творческий почерк И.А. Чарушина сохранился и хорошо ощутим, несмотря на все наслоения, неизбежные при столь интенсивной приходской деятельности.
Иван Апполонович Чарушин (1862-1945) был одним из ведущих в России мастеров русского стиля. Он возрождал формы древнерусского, допетровского зодчества.
Чарушин И.А. родился в г. Орлове Вятской губернии в семье служащего. Закончил Академию художеств в С.- Петербурге в 1889 г., получив звание архитектора. Три года проработал на Сахалине, в 1894 году вернулся в Вятку, где занимал должность губернского архитектора. И никто другой не трудился так плодотворно для Вятской епархии, не только проектируя все новые храмы, но и выбирая для них место, контролируя качество материалов и ход строительных работ. Им возведено 67 каменных и 98 деревянных храмов, значительная часть которых была на территории Удмуртии.
Михайловский собор до разрушения
Он отлично известен многим по проектированию и возведению грандиозного Михайловского собора в Ижевске. Михайловско - Архангельская церковь была заложена в 1897 году, на месте каменной часовни. Церковь строилась в 1897 - 1907 гг. на пожертвования мастеровых, рабочих и служащих Ижевских заводов. Замечательное по красоте здание было снесено в 1937 году. Но сейчас существует проект восстановления этого замечательного памятника архитектуры и для этого создан специальный комитет.
Чарушин И.А. был автором и другого замечательного памятника деревянной архитектуры Трифоновской церкви в с. Каменное Задолье. Она построена в 1913 г. на средства прихожан. В 1940 году она была закрыта и передана под культ-учреждение. И вновь открылась в 1944 году по инициативе граждан селений Каменное Задолье и Захаренки.

Нет, я не мал
В сравненье со Вселенной,
В сравненье с мирозданьем
Не безлик, Ведь я велик
Своей землей нетленной
И человечьим обликом велик.
Владимир Фирсов

Крестный путь духовенства

Владыка Николай (Покровский) родился 9 мая 1651 года. Учился в Петербургской духовной академии, став кандидатом богословия. Начинал архиерейское служение в 1919 году в Вятке и Глазове. С февраля 1933 года по самую свою кончину 18 июля того же года Николай был архиепископом Ижевским и Удмуртским. Это было особенно трудное время, время гонений на церковь. Он непрерывно арестовывался и подвергался провокациям со стороны властей.
Значительно дольше с Успенской церковью был связан предшественник владыки Николая - епископ Ижевский и Удмуртский Синезий (Зарубин). Он родился 30 августа 1886 года. Владыка служил с 1928 года в Ижевске. Через два года из-за невозможности пойти на поклон безбожной власти Синезий официально отошел от управления епархией, но пребывал в Ижевске и особенно был связан с Успенской церковью. Это епископ-бунтарь, откровенный противник жесточайшей сталинской коллективизации, обескровившей Удмуртию, и одновременно и подорвавшей позиции сельского духовенства. Именно в Успенской церкви мятежный епископ обличал власти и продолжал служить несмотря на запрет. Полюбив этот край, он не стал осведомителем и помощником НКВД, как отдельные его коллеги. Он был хорошим художником, хорошим проповедником, его прихожане очень любили и до сих пор многие за него молятся.
"Страдальцем за веру и Христа" владыку Синезия ижевцы называли еще до его ареста. Его арестовали в 1931 году. Синезий погиб в заключении в 1937 году. В истории христианской Удмуртии он остался одним из самых ярких и чистых ее лидеров.

Протоиерей Андрей Викторович Волков (1881 - 1938).

Прекрасна и трагична мученическая жизнь одного из самых просвещенных и несгибаемых иереев в истории столицы Удмуртии -Андрея Викторовича Волкова. Он блестяще окончил в 1915 г. духовную академию , служил настоятелем Ильинской и Успенской церквей, уже в 1924 г. подвергался репрессиям за активность и стойкость в борьбе за права человека. Будучи в начале 1930-х годов настоятелем, протоиерей произносил необыкновенно смелые проповеди, резко обличал воинствующий атеизм и призывая прихожан к стойкости духа. Решением противозаконной "тройки" от 24 декабря 1937 года Андрей был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 4 января 1938 года.
Настоятель храма Владимир Александрович Стефанов из древнего, славянского рода вятских иереев. Закончил Вятскую духовную семинарию в 1924 году. В сан священника был возведен в 1910 году. В 1940 году был назначен в Успенскую церковь Ижевска. Здесь он и стал адресатом Сталина, единственный из местного духовенства. Это было связано с событиями войны. Городские и сельские батюшки вели огромную работу по сбору пожертвований на нужды фронта. Прихожане единственной тогда на весь город Ижевск Успенской церкви, вдохновлялись призывами отца Владимира, забывая старые обиды от власти, и щедро вносили деньги для отчислений от церкви в фонд обороны. Отец Владимир очень хорошо проповедовал, и его щедрее обычного вознаграждали за его труды и поэтому "гонорары" настоятеля, работавшего без выходных, оказались на редкость обильными. За первый же год войны у него скопилась приличная сумма, и батюшка, у которого был сын на фронте, принял единственно правильное решение.
29 декабря 1942 года В.А. Стефанов отправил письмо И. В. Сталину, где написал о желании помочь Красной Армии быстрее разгромить врага и о том, что он "внес 29 декабря 1942 года в кассу Государственного банка все свои личные сбережения в сумме 273 тысячи рублей". Он просит Сталина на эти деньги построить 2 боевых самолета. Сталин отправил отцу Владимиру ответную телеграмму с благодарностью и с заверением, что его просьба будет удовлетворена. Были и две другие благодарственные телеграммы вождя, поскольку благородные жесты иерея на этом не прекратились. Всего же за время войны батюшка добровольно передал Советской власти из личных средств на нужды фронта 560500 рублей. Благодаря всему этому Успенский храм во главе с отцом Владимиром антирелигиозные чиновники не трогали, боялись и храм начал расширяться.
Деяния отца Владимира в годы войны не были чем-то исключительным для духовенства Удмуртии. Солидные суммы перечисляли в фонд обороны и все его коллеги.
Бесспорно, храм Успения Пресвятой Богородицы является своеобразным памятником благородства и мужества православных священников и рядовых верующих столицы Удмуртии. Несмотря на кровавый террор, внутрицерковные распри и все предшествующие воинствующие атеистические гонения, они нашли в себе силы поддержать Отечество в трудный час иноземного нашествия.

Выйду к Каме, к тихому Ижу
С новой песней о родимом крае.
Я не о рисунках расскажу
-То, что в них я сердцем понимаю.
Николай Байтеряков

Современная жизнь храма

В силу ряда причин этот храм особенно полюбили православные удмурты из ближайших к Ижевску сел, лишившихся перед войной своих храмов. Только в Успенской церкви православные удмурты могут услышать особо ценимые ими проповеди и богослужения на родном языке. Прежде это часто практиковалось во многих храмах - еще с конца 19 века, но впоследствии преследовалось советскими чиновниками по делам религии. Большая заслуга в дальнейшем развитии практики церковного использования удмуртского языка принадлежит нынешнему настоятелю, митрофорному протоиерею, кандидату богословия Евгению Яковлевичу Лаптеву и диакону, доктору филологических наук, Михаилу Гавриловичу Атаманову.
Отец Евгений закончил духовную академию и служил секретарем Ижевской и Удмуртской епархии. До этого он служил в Успенской церкви в 70-х годах и вновь вернулся сюда в 1994 году. Он один из старейших клириков Ижевской епархии. Это очень живой, добрый и энергичный человек. Он много сил отдает в настоящее время благоустройству, реставрации и реконструкции храма.
Отец Михаил пришел в храм в 1981 году. Долгое время он совмещал преподавание удмуртского языка в Удмуртском университете с переводом священного писания на удмуртский язык. Господь устроил так, что отец Михаил связался с Институтом по переводу библии в Финляндии, в тесном контакте с которым, он и сейчас активно и плодотворно сотрудничает. Имеется на это сотрудничество благословление святейшего патриарха Алексея II. В 1989 году отец Михаил стал дьяконом.
Начиная с 1988 года, когда вся Россия отпраздновала 1000-летие крещения Руси, начинается оживление в жизни храма. Храм расширяется, появляются новые постройки. В 1989 году в Успенскую церковь назначается епископ Палладий, при нем произведен внутренний ремонт храма, все было обновлено. Но в то время строители еще не имели опыта реставрации храмов, и многое было сделано недолговечно и быстро стало приходить в ветхость и разрушаться.
Активная жизнь храма никогда не прекращалась, даже в самые тяжелые времена гонений церковь жила и никогда не закрывалась. Совершались службы, отмечались праздники, народ здесь исповедовался и причащался.
Последние три года, по словам отца Сергия, Матерь Божья прислала благодетелей, которые реставрируют храм. Сейчас, как отмечает отец Сергий, все делается капитально, добросовестно и профессионально. В настоящее время уже отремонтировано помещение ризницы, внутри храма делается качественная облицовка. Конечно, данная церковь всячески заслуживает такой дорогой отделки.
Сейчас Успенская церковь это активно посещаемый храм. Когда беседовали с прихожанами, они с любовью отзывались о деятельности церкви.
Вавилова Александра Федоровна (1919 г. рождения, уроженка г.Ижевска) рассказала нам о том, что вся ее жизнь связана с этим храмом. Она здесь и крестилась, и крестила своих детей (у нее их трое), здесь провожала в последний путь своего мужа, которого отпевали здесь же 6 лет назад. В церковь она сейчас ходит часто, бывает на богослужениях и в будние дни и в праздники. Кроме нее в семье больше пока никто не ходит молиться. Священников в церкви знает хорошо, ей нравятся их проповеди, она их всех уважает.
Другие прихожанки Кривошеина Людмила Васильевна (родилась в 1924 году в с. Сюмси) и Попова Ольга Захаровна (родилась в 1929 году) красиво совершают обряды по праздникам. О священниках отзываются с большим почтением. Отец Евгений, по их мнению, большой мастер проповеди. Они обе рады, что такая хорошая церковь находится неподалеку.
Юдина Лидия Витальевна (родилась в 1952 г. а с. Сюмси Увинского района) в храм ходит недавно, т.к. плохо знает обряды и чувствует себя здесь неловко, но доброжелательная обстановка привлекает ее и она надеется, что ее неловкость скоро пройдет. В тот день, когда мы с ней беседовали, Лидия Витальевна пришла в храм для того, чтобы пригласить отца Евгения к себе домой, для освящения квартиры.
Мою семью также судьба связала с Успенской церковью. Здесь отпевали мою бабушку в 1992 году. Я правда был тогда еще маленьким и почти ничего не помню. Но мама говорит, что обряд был очень запоминающимся и трогательным.
После встречи с отцом Сергием, о которой я рассказываю, мы продолжили разговор с отцом Евгением, но в тот день был праздник Покрова Пресвятой Богородицы и отец Евгений спешил по делам, поэтому разговор получился коротким. Вечером мы с мамой отправились на вечернее праздничное богослужение в этот ужу знакомый храм. Все было очень празднично и торжественно, горело много свечей, священники и прихожане были нарядно одеты, пел хор. Обряд совершали уже знакомые мне священники - отец Евгений, отец Сергий, отец Михаил. Мы с мамой поставили свечи, купили мне крестик, перекрестились, попросили прощение у бога за грехи.
Я думаю, мне этот день запомнится надолго.

Вновь золотые купола
Над Родиной встают.
И снова полнится земля
Надеждой, что уйдут
Невзгоды, нищета, корысть.
Взамен придут опять
И вера, и любовь, и труд
- У нас их не отнять,
(Стихи автора работы)

Заключение

В последнее время наш город стал преображаться. Особенно интенсивно золотятся купола храмов.
Золотые купола... Что они приносят мне? Мне кажется уверенность в завтрашнем дне. Мой город, конечно же, отражает контрасты нашего времени. И я сегодня вижу и красоту новых застроек, и затхлые, заживо гниющие улицы, брошенных на произвол судьбы, районов. Вижу летящие на огромной скорости шикарные иномарки и нищих, сидящих в переходах, в магазинах, на лестницах храмов. Шик и блеск, нищета и грязь. Все это очень бросается в глаза и приводит к чувству растерянности и неуверенности. Что будет завтра?... А когда посмотришь на покрытые настоящим золотом купола церквей и часовен, то появляется ощущение, что эти богу угодные постройки будет стоять долго. Мы с мамой очень часто говорим об этом. И нам очень хочется верить, что то новое и хорошее, что приходит в лице обновившихся, помолодевших храмов, вновь не взорвут, не разграбят, не превратят в памятник человеческой низости.

Использованая литература

Материалы Центрального государственного архива Удмуртской республики (ЦГАРУР)
Материалы Центрального государственного архива Удмуртской республики Фотофонд
Материалы Национального краеведческого музея.
Фирсов В,И. Чувство Родины. Стихи и поэмы. - М., 1971.
Песни солнечного леса: Стихотворения и поэмы удмуртских поэтов. \ Сост. А. Шкляев\. - М.Современник, 1989.
Православные храмы Удмуртии: Справочник указатель. - Ижевск: Удмуртия, 2000.
Шумилов Е.Ф. Неугасимая лампада. - Ижевск, 1999.
Шумилов Е.Ф. Православная Удмуртия. - Ижевск, 1996.

В оглавление...

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz