Традиции

Сретенские суеверия
Водосвятие
Сретенские морозы зачастую еще дают деревенскому люду довольно ощутимо знать о том, что зима не хочет сдаваться весне. Но недаром слывет Сретение (2/15 февраля) у поселыцины-деревенщины за последнюю встречу зимы с весною в их вековечной неравной борьбе. В этот день, по народной примете, зима дает отчаянный бой выезжающей на солнечную стезю молодой весне: после Сретения бежит старая наутек, торопится, избегая встретиться даже со взглядом светлых пламенных очей своей забирающей все большую и большую силу соперницы, чует она, лиходейка, что теперь не на ее, заваленную начинающими оседать снеговыми сугробами улицу праздник идет!
Старые, сведущие в приметах люди, уверяют, что если с вечера, в канун Сретения, небо будет усеяно звездами, то и зима еще не скоро "зачнет плакать", и что весна зацветет на Руси позднее обыкновенного. Но большинство примет о погоде связано с самым Сретеньевым днем. В "Народном дневнике" Сахарова говорится, например, что в Тульской губернии после сретенских морозов не советуют выезжать в дальнюю дорогу на санях, не доверяя зиме. Оттепель, случающаяся на Сретеньев день, служит, по местному поверью, предвестницей "худой и гнилой весны". Костромичи-крестьяне не вполне соглашаются с туляками относительно влияния сретенской оттепели на предстоящую весну: они говорят, что, если на Сретеньев день "от воробья стена мокра", - будет только ранняя весна. Рязанцы, уверяющие, что "всегда на Сретенье зима с летом встречается", наблюдая идущий на этот праздник снег, замечают коротко, но довольно определенно: "На Сретенье снежок пригонит на весну дожжок!" (т.е. - весна будет мокрая). Если же в этот день метет снежная заметь, они прибавляют к только что приведенному другое присловье: "Коли на Сретенье метель дорогу переймет, то корма подберет" (т.е. осень-де будет поздняя, и корма для животины не хватит).
На юго-западе в день Сретения принято освещать воду (по обыкновенному чину малого водоосвящения). В Киеве это водоосвящение бывало пред литургией в церквах или в церковных оградах. По селам, во многих местах, для этого водоосвящения после утрени или после литургии шли крестным ходом "на крыницу" (колодец) или на реку. В иных местах Сретенское водоосвящение совершалось до утренней зари или на заре, для чего утреня отправлялась "по рану". И, как с любым другим церковным праздником, в нашей местности были, и кое-где ещё до сих пор остаются, довольно интересные полуязыческие суеверия - обычаи.
По мнению одних, обычай освящения воды в день Сретения введен у нас, по примеру греческой церкви, духовной Иерархией из греческого клира с первых же времен христианства на Руси; по мнению других, Сретенское водоосвящение явилось у нас в эпоху двоеверия, как уврачевание языческого недуга суетной веры в "пристрит", то есть в дурную встречу с человеком, могущим причинить своими глазами вред встретившемуся. Всякая болезнь человека и животных, необъяснимая и непонятная для простолюдина, относится им к области "пристрита" и лечится через кропление Сретенскою водою и опрыскивание солью. Этою же водою опрыскивают при самом рождении дитя и животное, чтобы предупредить над ними "пристрит".
На существование этого суеверия в древности еще указывает Номоканон, осуждающе "устретению внимающих", и несомненно, что это суеверие есть наследие языческой старины, когда наши предки верили в разных чародеев, друживших с нечистою силою и при её помощи могших причинять людям всякое зло. Так как у суеверов вода считалась одним из главных целебных средств и наилучшим противодействием "лихому глазу", то и наши пастыри, для успокоения немоществующей совести христиан - суеверов и для отогнания мнимых и действительных козней диавола и его ангелов в духе и плоти, избрали тоже воду, которую освящали по церковному чиноположению. На приурочение же этого водоосвящения ко дню Сретения имела влияние аналогия между названием этого праздника и названием суеверия о встрече или "устретении" (Сретение, т. е. встреча, откуда - пристритъ).
Вера в "устретение" и в дурной глазе распространена повсеместно, а между тем этот обычай уцелел у нас только на юго-западе. Именно здесь мог крепче всего удержаться этот обычай в противовес соседней католической церкви, где в день Сретения совершается торжественный крестный ход вокруг костелов с окроплением сретенской святой водою всего народа, невольно привлекая "вслед себе" взоры и православного населения. По поводу Сретенского водоосвящения нужно заметить, что вера в "пристрит" есть суеверие, и освящение воды именно от "пристрита" есть поддержка этому суеверию. Но, с другой стороны, нельзя упускать из виду и того, что Сретенское водоосвящение ведет начало из древности, а древние церковные обычаи и обряды следует не забывать.
На наших западных окраинах праздник Сретения был известен еще под именем "громниц", от обычая освящать в этот день в церкви свечи, называемые "громницами", которые, будто бы, имеют силу против грома, молнии, проливного дождя и града, низводимых чародеями или волшебницами. Эти свечи дают и умирающим для поражения и отогнания сатаны. Люди этими свечами в день Сретения обжигают друг другу крестообразно волосы в предупреждение и излечение головной боли. Такие воззрения на значение Сретенских свечей и отсутствие установленного Православною Церковью чина их освящения достаточно говорят против указанного обычая. Появление этого обычая в практике наших западных окраин относят ко времени унии и объясняют влиянием католической церкви, где ежегодно совершается в день "Очищения Пресвятой Девы Марии" (как именуют католики праздник Сретения) освящение свечей на литургии.
Священник
Сергий Князев

В оглавление...

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz