"Ответы на ходу" - краткие ответы на духовные вопросы

Переписка по E-mail с р.б. Ольгой. Март - июнь 2003 г. Продолжение.

Здравствуйте, о. Сергий!

Я лишь во вторник приехала из областного города, снег стаял, теперь сама не боюсь ездить через перевал. Возила дочь на концерт, а заодно и по работе.

Встречалась со своими друзьями. Не виделись почти год. Все сразу заметили произошедшие во мне перемены.

Я ничего не скрывала, наоборот увлеченно рассказывала о вас, о Боге, о своих мыслях и чувствах. И Вы знаете, мои друзья меня понимают. Люди взрослые, солидные, предприниматели во многом одинаково со мной думают. Боюсь с Вами спорить о том, что " нужно верить тайно", но мне кажется, что многие устали от безверия, от современного темпа жизни, от "неправильности" существующих взаимоотношений.

Хочется что-то изменить, но не знают как. Например, у нас возникли дискуссии о том, сколько нужно отдавать на пожертвования, нужно ли " перекреститься" моей знакомой, т.к. она немка, а вся семья - православные христиане.

Вы уж меня извините, но я взяла на себя смелость дать Ваши координаты. У моих друзей возникла идея отправиться в Оптину пустынь "через Вас". Простите еще раз, но я думаю, что знакомство будет взаимовыгодным во всех отношениях.

Хочу спросить Вас о снах. Как узнать, от Бога они или от дьявола. Мне сегодня под утро приснился очень яркий сон. Мне снится почти всегда одно и то же. Утром встала, помолилась и решила, что сны, вероятно, от дьявола. Ведь если бы Богу было угодно, он бы давно мне все открыл наяву, а не во сне.

Теперь о Вас. Можно ли мне задавать священнику "личные" вопросы? Уместно ли? Но я чувствую, что Вы так же, как и я ограниченны в полноценном общении, к тому же я любопытна к людям.

Ваш брат "воинствующий" атеист или просто равнодушный? И на каком уровне все же вы общаетесь (семейные встречи у родителей, например)?

Я хочу свои отношения в семье и с близкими построить " правильно". А Ваше одиночество мне понятно, т.к. я думаю, если бы Ваш приход был в городе, и Вы бы имели возможность общаться с равными Вам по воспитанию и интеллекту людьми, Вам бы не было так одиноко. Пришлось бы "поднапрячься" с определениями и формулировками. Я, например, объясняю своей институтской подруге об искуплении своих грехов, а она мне: "Неужели все так примитивно: согрешил - получи, покаялся - и вперед"?

Я, конечно, не смогла вразумительно ответить, на примерах и цитатах из Библии. Но мне, кажется, что церковь как раз и должна учитывать это самый интеллект и образование. Ведь умные люди в первую очередь все понимают правильно, а не принимают что-либо от тупости, либо упрямства. Вот такое у меня сегодня " отклонение от темы".

Честно говоря, пока я не восприняла Ваши слова о том, что "вера навсегда отделяет нас от всех, кто ее не принимает". Я пока этого не чувствую, у меня есть и будут друзья, независимо от их вероисповедания. Другой разговор, в каком объеме будет это общение. По работе у меня есть бесценный друг. Он вряд ли будет когда-то верующим, но помощь его мне и общение с ним для меня просто неоценимы. Пока так, а там, что Богу угодно будет.

С уважением и любовью, Ольга.


Здравствуйте, Ольга!

Спаси Господи, что не забываете и пишете.

Сегодня Ваше письмо более светлое, радостное, что ли, чем предыдущее. Я искренне рад.

Также рад, что Вы еще не успели надоесть своими эмоциями друзьям и знакомым.

Еще больше буду рад, если они действительно носят Бога в себе, и для них Вы - серьезный стимулятор для того, чтобы задуматься о своей жизни и своем пути к Богу.

Почему я Вам особо советовал "веровать тайно"? К сожалению, в своей жизни у меня был случай, очень ярко отразивший всю сложность этого. Мой хороший друг, после длительного моего "метания бисера", все время молчавший при моем рассказе вдруг прямо в лоб сказал: "А почему ты решил, что я - православный?" Как потом он сказал, он вступил в новомодную секту и все время моего "душевного стриптиза" перед ним просто внимал и оценивал ситуацию, но никоим образом не разделял мои взгляды. Это было больно! Как будто меня окатили ушатом холодной воды. И далее я неоднократно встречал людей, которые не разделяют взгляды православных, но либо терпеливо сносят наши разглагольствования, либо делают это умышленно, а про себя тихо посмеиваются.

С тех пор, для того, чтобы не попасть впросак, я стараюсь сначала выяснить, к какой конфессии относят себя слушатели, как они принимают Православие, а потом уж, в зависимости от состава, и веду свою беседу. Ибо не должно метать бисер пред свиниями!

Большинство из нас к Богу приходят через кого-то, многие - через своих знакомых. Пусть для Ваших друзей и близких таким проводником послужите Вы. Дай Бог! Но для этого надо не только уверовать в Бога, надо заиметь и знания, и духовный опыт, чтобы было чем делиться. Чтобы потом не краснеть. Ибо по нам потом судят обо всех православных. Я лично до сих пор избегаю всяческих бесед с современными протестантами, так как знаю, что еще недостаточно владею Евангелием, а они в этом уже "не одну собаку съели". Грех - не знать Евангелие, но еще больший грех - в своем лице, по своему малознанию, всех православных выставить на посмешище.

Я также рад тому, что проявления Вами своей веры не отталкивает от Вас слушателей. Но это пока. Рано или поздно Вы столкнетесь с чем-то подобным, что я испытал на себе. Больно терять друзей. А разные веры приводят к этому расколу. И я просто хотел Вас предупредить, предохранить от таких возможных ситуаций.

Кстати, у меня есть много друзей - мусульман. С ними мне гораздо легче, чем с христианами - неправославными. Может это потому, что мусульмане в России - не так многочисленны, и они традиционно лояльно, с уважением относятся к Православию. Ну а я лично, зная и уважая этих людей, с уважением отношусь к их вере. У меня не разу не было споров на религиозную тему с мусульманами. В их присутствии - о их вере либо хорошо, либо ничего. О нашей вере - информация без проповеди. По принципу: плохой мир лучше доброй ссоры! Так и дружим. Но как только я попытаюсь привести кого-либо из них к своей вере, начну спорить с ними, обличать, доказывать - я друзей потеряю навсегда.

"Веровать тайно" - это не только осторожность при проповеди Евангелия среди своих друзей и знакомых. Это, в первую очередь, свое духовное делание: пост, молитва, участие в делах Церкви, дела благочестия, внутренняя борьба со своими страстями. Было бы несколько странно услышать при встрече со своей знакомой - православной на вопрос: "Ну, как твои дела?" ответ типа: "Ты знаешь, сегодня я так хорошо помолилась! И благодать снизошла на меня, и мне стало так сладко!" Как Вы думаете, стоит ли о чем-либо сокровенном, интимном беседовать даже с самой хорошей подругой? Или матерью? Беседа с Богом, дела во славу Его - это личные, очень интимные переживания, не стоит ими делиться ни с кем, кроме своего духовника или Самого Бога. Со священником можно.

В любом случае - я ни коим образом не запрещаю Вам беседовать о Боге со своими друзьями и близкими. Только "молчание - золото".

Замечу также, что у каждого из нас свой путь к Богу. У кого-то он очень короткий, а у кого-то - долгий путь сомнений, падений, проб, ошибок, неверия. Будьте снисходительны к своим близким!

Что есть "жертва Богу"? С самых незапамятных времен, как повествует Библия, люди жертвовали Богу своему, Творцу и Создателю, а затем и Спасителю, лучшее - "тук" от имения своего. В частности, именно это делали Каин и Авель. От начатков, от лучшего сжигалась жертва в знак того, что человек осознает, что все - что у него есть, дано Богом, и нет ничего - от усилий человеческих. "Бог дал - Бог взял". Очень распространено среди бывших советских людей, а ныне россиян, мнение, что все то, чего они достигли - это дело и результат только их усилий, их труда и, в крайнем случае - везения. А Бога тут нету... А зря.

Христиане унаследовали идею жертвы от иудеев вместе с основами своей религии - Ветхим Заветом. В особой форме это проявилось в самом начале установления Церкви Христовой. Первые христиане не трудились. Они, вступая в общину, продавали все свое имение и вносили полученные средства, вещи и продукты в общий фонд, а сами постоянно молились и славили Бога, пребывая в ежедневном общении, или шли благовествовать Евангелие другим народам. Среди членов общин избирались специальные люди - диаконы и диаконисы, которые принимали эти взносы и распределяли их среди нуждающихся. В первую очередь - вдовиц первомучеников, для содержания их, так как в те времена трудились, в основном, мужчины, а женщины вели домашнее хозяйство, и без мужа или старшего мужчины не имели средств к существованию и прокормлению своих детей.

Почему первые христиане не трудились? Они считали, что Господь очень скоро, может быть завтра, снова придет. Зачем трудиться, когда конец света наступит завтра? Они его ждали каждый Божий день! И в этом были и их сила, и их трагедия! Потому что рано или поздно Церковь должна была расшириться, и поступление средств на ее поддержание прекратилось бы. Но этого, по воле Божией, не произошло. Большинство первых христиан были замучены. Настало время, когда быть христианином стало очень опасно. Единицы из многих исповедовали эту веру тайно, имея содержание от сочувствующих. Не от христиан, а от сочувствующих.

В Древнем Риме христианство особо быстро распространялось среди рабов, которые были на содержании своих господ, и среди господ, у которых хватало средств и на всяческие доброхотные дела. Средний класс - класс тружеников уверовал во Христа только после прекращения гонений. Но в это время Пришествия Христа уже ждали немногие подвижники. Основная масса населения христианских стран трудилась и только часть своего времени и доходов уделяла Богу. Произошло разделение на свет и духовный мир.

Правда, к тому времени появилась достаточно большая прослойка монашествующих - людей, добровольно отрекшихся от мира ради Христа. Они уходили в пустынные места и жили либо подножным кормом, либо подаянием, либо трудом рук своих. История знает немало подвижников, которые плели циновки, делали иное рукоделие, продавали его и покупали на это еду и одежду.

Со временем, по мере развития христианства в Византийской империи появилось множество монастырей, в которые уходили даже знатные люди и цари, внося в их общий фонд все свое имение, в том числе и землю. Было время, когда более 70% земли в Византии принадлежало монастырям. На ней трудились как монашествующие, так и наемные работники и арендаторы.

Вот такой исторический экскурс.

А теперь о жертве в наше время. Испокон веков, в полном соответствии с Библией, христиане жертвовали от своего имения на богоугодные дела. В том числе: на строительство, благоукрашение и содержание церквей, помощь нищим и обездоленным. То есть, Богу. Затем эти пожертвования распределялись Церквами между неимущими, а также направлялись на строительство и содержание богаделен и больниц, странноприимных домов, домов сирот, школ и т.п. заведений. Именно Русская Православная Церковь завела все эти учреждения на нашей земле. Намного позже появились соответствующие светские учреждения. И не потому, что Церковь не справлялась. Еще как справлялась. Просто, начиная с Петра I, католический и лютеранский Запад оказывал сильнейшее влияние на наше общество, всячески стремясь уничтожить Православие, в первую очередь, ограничивая роль его в жизни России. И во многом враги наши преуспели. Теперь Россия - почти единственная чисто светская страна на земле. Воистину - заставь дураков Богу молиться...

В России испокон веков было принято жертвовать десятину - десятую часть валового дохода (Вы - экономист, Вам это будет понятно) на Церковь, десятину - Царю и десятину - на прочие богоугодные дела. Десятину - ни больше - ни меньше. Поэтому, формально, человек, считающий себя православным, в полном соответствии с традициями Церкви, которой принадлежит, должен ежегодно жертвовать 10% от своего валового дохода в Церковь. Должен, да, если подходить формально. Мы же с Вами прекрасно знаем, сколько у нас берет государство. Никак не десятину. А гораздо больше. Тут всякие пропорции нарушаются. Как же быть православному?

Жертвуйте столько, сколько не жалко! Я лично всегда отвечаю так, когда меня об этом спрашивают. Для одного и 50 руб. - большие деньги, а другому и 10 тысяч пожертвовать не накладно. Бог все видит и всякую жертву, от чистого сердца данную, приемлет. Жертва нужна не Богу, а жертвователю, чтобы он, совершив дело безвозмездного благотворения, тем самым душу свою очистил, лучше сделал. А через это и спасся.

В моей практике было очень много разных случаев на эту тему.

Например, одна женщина-алкоголичка, имеющая 4 детей, попросила меня, во славу Божию, отпеть ее мать. Ну, что делать - отпеть надо! Я часто многие требы совершаю во славу Божию, то есть бесплатно. Ну, нет у людей средств даже на еду. Какая тут жертва Богу. Я должен жертвовать Богу за них своим служением. В момент отпевания, по невесть кому заведенному в этом доме обычаю, я заметил, что на покойную постелили плат, на который при прощании подходящие складывали денежки, жертвуя тем самым для покойницы. Я мельком заметил, что по тем временам там лежало ну никак не менее 3-5 миллионов (теперь - тысяч) рублей. По концу службы я также заметил несколько ящиков водки, запасенных заранее под диваном. На водку есть, а на попа - нет. Да Бог с ними, с этими несчастными, которые почему-то очень, очень уверены, что общество должно содержать, учить и воспитывать их детей, попы жертвовать и совершать требы бесплатно!

Был и другой случай. Приехали ко мне старые друзья, с которыми мы не виделись более десятка лет. Они узнали, что я - священник, необычно стало, решили навестить. Навезли дорогущих водок, закуски, чуть ли не на полторы тысячи рублей. А вот в кассу храма положили 100 руб. Вот бы с точностью до наоборот! Не к Богу мои друзья приезжали, а ко мне, прежнему. А жаль. Тем паче, затратил один из них перед этим только на ремонт своей квартиры 2 миллиона рублей, и не старыми... Кстати, не прошло и двух недель, как на глазах у него весь фарт обрезало. Уж не Бог ли его попытался вразумить? Так до сих пор подняться и не может.

Был и третий случай. Привез как-то мой знакомый своего старого друга с женой к нам на рыбалку. А в это время трудно было очень у нас в храме с деньгами. И было великое желание, скорее даже духовная нужда, со мной такое бывает, съездить в паломническую поездку, а средств не было. В разговоре я попросил у Татьяны 10000 хотя бы взаймы. Чувствую, что хотя они живут с достатком, да свободных средств не так много. Да и к храму они относятся достаточно прохладно. Уехал я рано утром на службу, они ближе к обеду зашли в храм, передали деньги и уехали, та как я был занят службой. Пришло время отдавать. Наскреб я эти 10000. Звоню. А Татьяна говорит, что они де деньги пожертвовали. Вот радость у меня была! Я сразу же свой старенький компьютер модифицировал, как удобно стало работать! Молюсь я за них и всегда добром поминаю.

Мотивы для пожертвований у людей бывают разные:

- одни жертвуют, потому что так положено, например, бабушка заставила, или сосед так сделал, а в душе - только исполнение обряда;

- другие жертвуют по принципу католиков: "ты - мне, я - тебе", т.е. вот Тебе, Бог, моя жертва, а Ты обязательно сделай для меня то, что я прошу;

- третьи жертвуют по остаточному принципу - вот Ты, Боже, дал мне 100 000 руб., возьми обратно 10 000, как положено;

- четвертые жертвуют по таксе - вот столько я выделяю на храм, остальное - в дело и на потребление;

- пятые жертвуют по порыву - ну вот захотелось, нашло что-то, все, что было с собой, отдал, и как хорошо то и умилительно мне стало осознавать, какой я вот такой добрый;

- шестые жертвуют в храм потому, что они члены Церкви, что это дело необходимое - вон какие траты на восстановление порушенного, а прихожане - одни небогатые старушки, жертвуют, сколько могут и не ждут благодарности, грех это - ждать благодарение за такую малую жертву Творцу своему;

- последние отдают Богу все - имение, тело и душу - и пребывают в веселии, постоянно хваля и благодаря Бога только за то, что дал им эту жизнь.

Как жертвовать Вам и Вашим друзьям? Деньгами или стройматериалами? Трудом или совместной молитвой? Может иными делами благотворения? И в каком размере? Это дело совести и веры каждого. И никто не может быть им судьей, кроме Бога их.

Применительно к той среде, в которой Вы вращаетесь, и в которой у Вас, как мне сейчас понятно, много друзей, я могу посоветовать следующее.

Если у Вас есть некоторый кружок православных предпринимателей, желающих сотворить благое дело для Церкви, к которой Вы принадлежите, то соберитесь, выберите православный храм, который нуждается в Вашей помощи, посоветуйтесь с батюшкой, создайте попечительский совет или войдите, если таковой уже существует, в него и приступайте.

В большинстве наших храмов есть нужда в строительстве. Проект, материалы, деньги на покрытие затрат и оплату рабочих. Нужны очень большие деньги на благоукрашение: церковную утварь, роспись, изготовление икон, шитье облачений. Многое чего нужно для большинства церквей. Но не надо распылять свои средства. Конечно, нужно помочь всем, но Вы ведь не Рокфеллеры, чтобы это осуществить? Помогите от начала и до конца одному храму, так сказать "под ключ", потом второму... На какое-то время этот храм станет Вашим. И батюшка будет Ваш, собственный. Может для кого-то он станет и духовным отцом. Бывает и такое.

Оставьте след на земле. У нас в Удмуртии есть более 2-х десятков храмов, построенных вдоль реки Камы одним купцом. Многие забыты, а его помнят, молятся за него, поминают добрым словом. Это ли не дело для истинного православного, у которого есть такие возможности. Кстати, в Удмуртии такой опыт уже практикуется, только наш храм, к сожалению, уже 2 года ждет своей очереди. И вряд ли дождется, так как среди тех предпринимателей нет в нашем краю своих интересов - не земляки, не жили здесь. Кто мы для них? Спаси их Господи, что иногда небольшими суммами помогают. И то, слава Богу!

Священникам, применительно к юношам, приходящим в храм, настойчиво рекомендуется занять их каким-либо конкретным делом. Ну не смогут они просто так вот, как остальные верующие, спокойно стоять в храме и участвовать молитвой в богослужении. Очень скоро им станет неинтересно, и они уйдут в другое место. Дело для них нужно, очень даже конкретное. Так и воцерквятся. Мудро! Мне кажется, что это очень подходит и для наших российских предпринимателей. Они слишком активны, чтобы внешне бездействовать. Они хотят поучаствовать. Так пусть поучаствуют. Двери открыты, надо только зайти и сказать: "Хочу делом помочь Церкви!"

Возможно, у Вас сложится мнение: "Хитер, о. Сергий, гребет под себя, хотя такого тумана напустил!" Искренне говорю: "Стараюсь быть объективным и под себя не грести!" Только Вы уж простите меня, грешного, что я про свой многострадальный храм постоянно говорю. Восстановление храмов не является моей священнической обязанностью. Мои обязанности - богослужение, пастырство и учительство. Не строитель я, хотя меня таковым многие и считают. Просто так уж сложилась ситуация - чтобы было, где служить, надо сначала храм восстановить. А средств нет. Материалов нет. Вот и говорю только о том, что сильнее всего болит.

Сегодня привезли 5 поддонов кирпича. В прошлое воскресенье, проходя, на улице, встретил одного предпринимателя - знакомого. Он давно уже не помогал, а теперь сам предложил. А нужно нам кирпича не менее 500 000 шт. А может и поболее. Разгружает самосвал кирпичи, а у меня сердце кровью обливается при виде того, как они варварски при этом бьются. Ну что поделаешь, раз ума у жертвователя не хватило на поддонах кирпич прислать. Спасибо и на этом. И вот ходишь и постоянно думаешь - ну как же всю эту неподъемную гору своротить? Такими темпами и за 15 лет я свой храм не восстановлю, а там уже и пенсия. Жаль, если не успею.

Вот пока и все о пожертвованиях. Будут какие-то неясности - обязательно отвечу.

О переходе в православную веру немок, т.е. лютеран. Если Ваша знакомая крещена в лютеранской вере и исповедовала ее, т.е. посещала кирху, участвовала в богослужениях и т.п., то необходимо над ней совершить специальный обряд, о котором батюшка должен быть осведомлен. Если она не крещена в лютеранской вере или никогда не исповедала ее, либо не помнит или не знает, крещена или нет в той вере, то ее можно крестить по обычному православному обряду. В любом случае, необходимо ее осознанное желание, а не ради того, что "все в нашей семье - православные", принять Православие, нужно ее согласие с нашим учением. В моей практике уже были такие случаи, так как среди местных жителей есть большое число обрусевших немцев - потомков военнопленных и сосланных в наши края во время великой отечественной войны.

О Ваших снах. Можем ли мы доверять своим снам? И правильно ли поступают те, кто пытается как-то их толковать, и, тем более, обращаться по этому поводу к гадалкам или разным бульварным пособиям?

Святые отцы настойчиво рекомендуют нам "трезвиться" и не верить снам. В таких случаях даже рекомендуют думать так: "А достоин ли я того, чтобы Сам Бог посетил меня во сне и что-то передал мне?" Это для тех, кто видит и рассказывает окружающим, что видел во сне Господа, или Ангелов, или Богородицу со святыми, или крест или нечто иное подобное. Толковать сны, тем более на основе каких-либо сборников или при участии гадалки или мага, категорически возбраняется. Это есть великий грех. Не должно нам даже и пытаться делать этого.

Но как же нам быть - сны есть, многие из них - очень яркие, "цветные", а что они для нас означают? Неужели надо просто их забыть? И не верить? Да, надо постараться их забыть и не верить.

Например, кому-то постоянно видится отсутствующий рядом близкий человек. Хорошо это или плохо?

Если человек жив, то как его душа смогла отделиться от его тела и прийти к нам? По православному учению душа человека одна, и может пребывать только в одном месте, а не в нескольких сразу. Не может душа человека быть с ним и одновременно посетить нас.

Если человек умер, то его душа, по православному учению, должна пребывать в строго отведенном для нее месте: в раю, но в замкнутом месте, или преисподней, упаси Боже Вас и всех Ваших близких от этого. И просто так блуждать по миру душа не может. Только самые избранные из людей удостаиваются от Бога ношения на себе миссии посещения людей, обычно во сне - Богородица и некоторые святые, причем, далеко не все.

Умерший человек, которого мы видим во сне, - святой? Чтобы человека причислили к лику святых, надо очень при этой жизни потрудиться. И не только мученически погибнуть. Поэтому можно и должно считать, что сны про умершего человека - либо результат затухающей деятельности биотоков Вашего мозга, как считают врачи, либо от бесов. Поэтому надо стараться их забывать. Иначе будет очень трудно. Крыша может поехать.

Что я лично делаю со своими снами? Я очень стараюсь их забыть. И мне это, слава Богу, удается. А то бы я только тем и занимался, что думал свои сны, а надо думать другие мысли. Но есть несколько снов, которые моя память зафиксировала на всю мою оставшуюся жизнь. Потому что они были вещие. Два из них сбылись. Третий еще нет, и сбудется ли? Но я его еще помню.

Сны эти были очень яркие и символические. Ничего в них не было такого особенного, кроме того, что по прошествии времени я постоянно думал их и чувствовал: "Вот оно! Это про меня". Откуда было это чувство? Не знаю. Но оно было и есть. Ибо все эти сны были особо яркими, резко отличающимися по силе восприятия и эмоциональных моих переживаний от всех других. Я не смог их забыть, как не пытался. Я думаю, что Вы сами почувствуете тот сон, который будет для Вас вещим. Что-то как бы толкнет Вас под бок. Но лучше бы таких снов не иметь, так как после них начинается кардинально меняться Ваша жизнь.

А теперь "обо мне". Задавать священнику личные вопросы можно. Особенно если этот священник - близкий Вам человек. Замечу, что у меня такая странная манера - при общении со своими духовными чадами, прихожанами и просто верующими людьми я бываю достаточно открыт, излишне открыт, порой. Часто постороннему человеку и не нужно всего знать про тебя, а ты так и болтаешь и все о себе и о себе любимом... У каждого из нас есть свои недостатки.

О моем брате. К сожалению, уже многие годы - более 7-ми лет - мы с ним совершенно не общаемся. По телефону - 1-2 раза в год не некоторое время. Были случаи, когда пару раз, по телефону, я просил его помочь мне в том или ином деле. Он с готовностью соглашался и всегда помогал, чем мог. Сам же он ко мне ни разу с просьбами не обращался и не приходил. В чем причина? Да во многом. Многое между нами за прошедшие годы накопилось. Уверен, что сейчас его, прагматика до мозга костей, отталкивает мой сан. Не может он принять Православие. Считает это бессмыслицей. Возможно, считает, что у меня не все дома. Хотя его жена иногда в храм заходит, свечки ставит. Верует на таком бытовом уровне. Я всегда помню, что у меня где-то есть брат, которого я в детстве очень любил и которому во многом подражал. Что будет завтра - кто знает?

Об отношениях с близкими. Это все очень непросто. В каждом конкретном случае сугубо индивидуально. Любите их, прощайте им все, заботьтесь о них, доверяйте им. И у Вас все будет хорошо. Рано или поздно.

Еще раз об одиночестве. Вы верно подметили, что часто нам всем не хватает общения с людьми своей социальной среды, своего круга. Причем, я убедился в этом на личном примере, эта социальная среда может меняться со сменой нашего социального статуса.

Например, совсем недавно я получил по e-mail письмо от одного из своих бывших коллег по работе в НИИ. Был очень рад этому письму. Послал весточку. И на этом все. Нам с ним больше не о чем говорить. Он не поймет меня и мои думы, заботы и хлопоты, может быть, в лучшем случае, выслушает раз из ученого любопытства, а мне неинтересно то, чем он сейчас занимается. Хотя раньше у нас было о чем беседовать многими часами. У нас жизнь разная. Мечты разные. Планы разные. Нет общих точек соприкосновения. Он актер-любитель, кроме того, что кандидат наук. Я сейчас совершенно охладел к театру. Физика и математика мне тоже не интересны. Правда, он православный. Но не более того. Понятны ли ему будут мои заботы, хлопоты, педагогические, психологические и духовные дела, которыми я занимаюсь? Вряд ли его хватит надолго, хотя я всегда его помню и считаю хорошим своим приятелем.

Как я сейчас чувствую, мой круг общения - это такие же батюшки, которые также как и я, пытаются что-либо сделать на своем приходе полезного. Другие батюшки, только служащие, старослужащие тоже не смогут понять меня, они живут иной жизнью. Не понять меня и монашествующему, уровень подвига духовного у нас разный. Что я приемлю для себя, он будет часто полностью отрицать, и будет только осуждение, а не понимание.

Также к своему кругу я отношу и тех духовных чад своих, которых совсем даже не много. С которыми мне легко, которые принимают меня таким, как есть, прощают мне все мои недостатки, любят меня, помогают мне в моих делах. И мне кажется, что даже переезд в большой город, хоть в столицу, не увеличит этого круга общения. Круг не зависит от расстояния между людьми. Он зависит от одинаковости социального статуса и духовного мира. Вы согласитесь со мной, что очень трудно найти себе вторую половину? Чтобы понимали друг друга? Плоть едину? Так и здесь. Людей много, а половинок мало.

Может быть это и хорошо. При большом круге общения и сил духовных требуется больше. Может это уже и возрастное. Кто знает?

В любом случае, приходит весна, выглядывает солнышко, дела начинают потихоньку шевелиться. Жить снова хочется.

Об учении Церкви и применительности его к разным слоям населения. Согласен с Вами полностью, что учение Церкви должно изъясняться с учетом интеллекта и возраста людей. Детям одно, взрослым - другое, ученым - третье, старушкам - четвертое. Не зря ведь Иисус Христос построил Свое Евангелие в основном из причт, причем рыба, рыбалка упоминаются везде. Апостолы то почти все были рыбаками. Вот и Евангелие получилось некоей "профессиональной" рыбацкой книгой. Хотя и понятно для других, но не совсем ясно без особого толкования.

В свое время, в 19-ом веке Церковь сделала очень много в области издательской для того, чтобы просвещать различные слои населения. Но те книги либо недоступны для большинства, либо написаны сложным слогом, либо оперируют понятиями, которые мы уже и не знаем. Нужна многолетняя катехизаторская деятельность, чтобы восполнить эти пробелы. Я, грешный, тоже стараюсь принимать некоторое посильное участие, издавая нашу еженедельную газету. Не всегда получается так, как хотелось бы. Плохой из меня писатель и журналист, но, видит Бог, стараюсь.

Кстати, даже составил некоторый цикл статей с условным названием "Дорога к храму", который, даст Бог, может со временем превратится в небольшую, но полезную книжку.

И вот наша с Вами переписка, переписка моя с другими корреспондентами, такие пространные ответы на вопросы - это своеобразный мой тренинг, точение пера. Я не столько Вам отвечаю, сколько сам пытаюсь найти ответы на Ваши вопросы. Возможно кое-что, если Вы не будете против, и только с Вашего согласия, со временем войдет туда как дополнение или продолжение.

Может быть. Как Богу будет угодно! Согласитесь, что многое из того, что Вы меня спрашиваете, может быть интересным и полезным и для других.

Кстати, я немного не понял: действительно ли мне показалось, что Вас несколько смущает мой, возможно, приземленный слог? Если показалось, то простите, Христа ради. Если нет, то замечу, что о вере, православии мне сложно рассказывать "высоким штилем", с использованием психологических и сугубо философских терминов. Да и в речи моей сейчас есть множество слов, которыми я свободно пользуюсь, но которыми не пользуется современная интеллигенция. Искренне говорю - могу и иначе. Но мне так нравится больше. Сочные эти слова, емкие, многоцветные. А наша современная речь слишком урбанизированная, слишком современная и международная. Нет в ней Руси, нет яркого, светлого, "вкусного" русского языка. Если желаете - то мы "могем" и по-ученому.

У меня была бабушка - мой самый любимый в жизни человек, Анна Арсентьевна, с очень ярким, образным, почти церковно-славянским языком. Я до сих пор вспоминаю ее, и то, как мы с братом смеялись над ее фразами типа: "Как дам по толам, аж в шарах зелено станет!" Попробуйте, переведите. Мы смеемся и получаем "по толам". Она тоже смеется с нами: "Чего зубы моете?" А первый номер трамвая или троллейбуса с ее легкой руки у меня все еще "однерка", и ничем это уже не исправить.

Так вот, есть у меня желание - написать книжку для детей с притчами-сказками по Евангелию. Причем, в стиле моей бабушки, с ее прибаутками и языком. Одну уже даже опубликовал на прошлый Покров. Вроде получилось. Буду скоро продолжать. Если Вы захотите поучаствовать в критике и обсуждении их - пишите, буду высылать и не буду публиковать, пока Вашу оценку не получу. Будете моим критиком № 1.

Об интеллигенции и принятии ею веры. Беда нашей интеллигенции в том, что она ничего не может принять на веру. Так нас научили. Таких нас сделало наше общество. Мы противоверны, мы все подвергаем сомнению. И только свой, личный опыт считаем верным. Или, в лучшем случае, опыт людей, которым всецело доверяем. Поэтому интеллигенции нужны книги, много книг, и некоторое время для молчания и принятия веры.

Я очень хорошо помню то, как сам пришел к ней. 6 месяцев я штудировал Закон Божий и все поражался: да что это все за сказки такие? Сколько в нем противоречий! Бред какой-то! Но настал момент, и я сказал себе: "Либо я принимаю на веру весь этот бред, то есть верю во все эти "сказки", либо нет, иначе я сойду с ума!" Так было. И я принял веру. Я открыл ей свое сердце. Я тогда многое из Учения не знал и не понимал, это стало приходить позже, с духовным опытом. Но я переступил через свое "я", через свою самость, через свою критичность (я - математик и логик) и открыл свою душу для Знания. А свое "я" убрал подальше. Что и всем ученым и иным интеллигентам настойчиво советую.

Парадокс христианского учения в том, что оно обращено не к уму человека, а к его сердцу. Все мы пред Богом - малые дети, какими бы учеными степенями не обладали. Нельзя постигнуть Бога умом, его можно только принять сердцем.

Маленький экскурс в понятие "грех" - для самообразования и дальнейшего распространения. "Грех" - слово греческое, в переводе буквально обозначает "непопадание в цель". Наши цели - это те качества души, которые мы приобретаем, соблюдая те или иные заповеди, приведенные в Учении - Библии, а, в первую очередь, - Евангелии. Если мы не соблюдаем, хотя бы чуть-чуть эти заповеди, мы не приобретаем нужные качества души, то есть не попадаем в цель, совершаем "грех". Кстати "вера" - это не только знание, что Бог есть, это и исполнение Его заповедей. Если Вы верите, что Бог есть - почему же Вы Его заповеди не исполняете? Если вы не исполняете заповедей Бога своего - разве Вы считаете, что Он есть Бог? И Вам после этого не страшно грешить?

Насколько сложно соблюдать заповеди Божии? Некоторые, на первый взгляд, например, молитесь, поститесь, не крадите, любите родителей своих и т.п. кажутся простыми и легко исполнимыми. Вы можете их соблюсти раз, два и вдруг - "оступились", незаметно для себя съели что-то скоромное, проспали и не успели помолиться, забыли, в суете дел, позвонить матери и просто поговорить с ней... Сложно и почти невозможно соблюдать простые заповеди постоянно, не приучены мы к этому с детства, живем в ином мире, имеем и принимаем другие, не православные ценности.

Например, вот идет великий пост. А у моего лучшего друга день рождения. Что делать. Пойти - оскоромишься. Будешь соблюдать пост в гостях, будет выглядеть глупо, все будут уговаривать, обращать внимание, может и смеяться, или именинник обидится. Не пойти - именинник обидится. Да и самой хочется веселия и праздника. Это в Великий то пост. Вот и дилемма. Что делать простому смертному? Истинный православный не должен даже хотеть Великим постом веселиться и нарушать его. Должен смирять себя и постоянно воспитывать. А друга можно и поздравить заранее, без гостей. Если поймет - объяснить, почему не будешь. Если не поймет - замять как-то. Но только не врать, зачем грешить? Трудный подвиг? На то он и есть подвиг поста, что трудный. А стимул один - это делается ради Бога моего и Творца. Всем жертвую, всеми своими желаниями ради Него. Ну а не истинный православный, только еще идущий к Богу, сломается и согрешит, да еще и оправдать перед священником себя на исповеди попытается. Как будто Бог слепой и ничего не видит...

Есть заповеди, которые и на первый взгляд не такие простые. Самая яркая - "если тебя ударили в правую щеку, подставь левую" или иначе - "возлюби врага своего". Я лично очень долго, даже будучи священником, не мог принять душою эту заповедь. Грешен. Как так - меня обижают, унижают, оскорбляют, а я должен радоваться и благодарить человека за то, что он так со мною поступает. Или, например, "не судите". Как просто осудить человека, оказывается. Как только мы начинаем с кем-то говорить о ком-то, как тут же и осуждение. Проверьте себя на этом и убедитесь сами. Что делать, если само собой так получается? Очень просто - не обсуждать никогда других за глаза. И не думать о других про себя. Рано или поздно лукавый поможет, и оступитесь.

Может ли быть человек без грехов? Нет, нет человека, который бы не согрешал. Чтобы избавиться от них, надо:

- осознать свою вину пред Богом;

- попросить у Него прощения;

- искренне пообещать, что постараешься так больше не делать;

- и всю оставшуюся свою жизнь стремиться так больше не делать.

Даже если Вы искренне исповедуете (в православии это делается на исповеди в присутствии священника и только, так как только он имеет право от лица Бога отпускать грехи, то есть прощать их Вам) свой грех, но не будете с ним бороться, если Вы снова и снова будете согрешать, а не будете стремиться сделать себя лучше - толку не будет.

Это у католиков главное - процесс, купил индульгенцию и чист, а у протестантов еще того интереснее - уверовал в Бога и стал святым, и напрягаться не надо! У православных главное в исповеди - результат, улучшение духовных свойств человека. Очень непростая задача. Поверьте уж мне на слово, проще выдержать самый сложный пост, чем избавиться навсегда от греха осуждения. Лишь немногим святым это полностью удается. Но на то они и святые.

Как же все-таки быть с грехами, если все равно снова согрешишь? Господь постоянно говорит в Евангелии: "Чадо! Упал - встань и иди. Упал - встань и иди..." Я в таких случаях всегда привожу притчу о двух лягушках, попавших в крынку с молоком. Надо дергать лапками, гладишь, по вере своей, и спасешься! Не будешь дергать - точно утонешь, и ничего тебя не спасет.

Вот такая наша жизнь странная. Постоянные падения и подъемы. Голова кругом может пойти. А для того, чтобы поддержать нас в нашем подвиге духовного делания Господь иногда посылает нам утешение - Свою Благодать. Ее мы можем испытать и при правильной исповеди, и при должной молитве, и при достойном причащении, и при отеческом увещевании священника, и после совершения нами искреннего дела благотворения и пожертвования. Только надо очень, очень сильно хотеть измениться, стать лучше, повернуться к Богу лицом. И настанет такой момент, когда Вы оглянитесь назад и с доброй многоопытной улыбкой со снисхождением вспомните себя - наивного новоначального, который и тысячной доли своих грехов не видел. Ибо Господь хранит нас и с самого начала всех наших согрешений не показывает, дабы крест наш был нам по силам, дабы мы не впали в отчаяние от крутизны начинаемого подъема. И это, конечно, будет, помяните мое слово!

Советы новоначальному:

- не беритесь за все свои грехи сразу, надорветесь, выделите главные и с ними боритесь, а другие раскаивайте и просите у Бога прошения за них и за то, что пока духовных сил нет с ними бороться;

- единожды взявшись, боритесь с грехом постоянно, до конца, и не оставляйте этой борьбы;

- изучите Евангелие, чтобы знать заповеди Божии - как соблюдать то, что не знаешь?

- а если что непонятно, то проконсультируйтесь со знающим человеком;

- приидите в храм, в приход, так как одному сложнее бороться со своими грехами, чем сообща;

- не тратьте время свое на праздные разговоры, лучше займитесь своим просвещением и молитвою;

- совершайте дела благотворения, и то, что не осилится молитвой, то приимется через жертву;

- не стремитесь переделать мир и окружающих, изменяйте себя.

Вот, вроде и вся премудрость.

Помните, что спасение Ваше - в уподоблению вашей души Богу. Соблюдайте Его заповеди, и это будет происходить с Вами.

Теперь, я надеюсь, выбрав зерно из плевел моего суесловия, Вы сможете просто и конкретно ответить своей подруге о том, что такое грех и как с ним бороться.

О том, что дали мои координаты своим друзьям, направляющимся в Оптину пустынь. Я всегда рад гостям, особенно тем, кто с верою к нам приходит. Если нуждается - поможем, чем сможем. Но мне, не подумайте, что я кокетничаю, искренне жаль Ваших друзей за то, что они сделают такой крюк и вдруг не смогут найти у о. Сергия того, что ищут. Отец Илий - он как-то вернее. Он святой и прозорливый, а я просто большой грешник. Но, в любом случае, буду ждать их приезда.

Ну, и напоследок о хороших друзьях - неверующих и никогда не поверящих. Я уже говорил Вам о том, что у меня есть друзья - иноверцы, и мы с ними не ссоримся. И это происходит потому, что мы с уважением относимся в вере или неверию друг друга. Если это будет - дружба сохранится. И дай Бог, что бы это было и у Вас с Вашими друзьями! Но также замечу - еще каких-то 9 лет тому назад я бы сам не поверил в то, что стану верующим и, тем более, священником! Неисповедимы пути Господни!

Пишите. Всегда рад Вашим письмам. И снова простите за многословие.

С молитвою о Вас пред Господом

о. Сергий

PS: чем дальше, тем больше я начинаю понимать, что у нас с Вами устанавливаются добрые, доверительные отношения. Спаси Господи за внимание к моим делам и за беседы. Мне они очень полезны и интересны.

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz