"Ответы на ходу" - краткие ответы на духовные вопросы

Переписка по E-mail с р.б. Ольгой. Март - июнь 2003 г. Продолжение.

Здравствуйте, о. Сергий!

Спаси Вас Господи в эту трудную для богослужений неделю, здоровья Вам и еще раз здоровья! Я только что вернулась с четверговой вечерней службы, довезла до дома зажженную свечу, а дочь меня на ссору искушает, мешает сосредоточиться и отправить Вам маленькое послание. У нас в церкви дневную, вечернюю и всенощную служат иногда разные священники, а Вы ведь все в одном лице?

В субботу поедем с дочерью на всенощную пасхальную службу в другой город, там церковь побольше, а у нас народу много, а церкви настоящей еще не выстроили.

Слова службы становятся понятными, мне все интересно, дома тоже не перестаю молиться. Будем святить куличи, которые я всегда пеку сама, и мне они удаются. На майские праздники поедем к моим родителям. Я для мамы приготовила кое-какую литературу, думаю, ей будет интересно почитать проповеди Иоанна Кронштадтского, в которых он призывает объединиться в православной вере, говорит, что Россия сильна именно православием.

Думаю, что ее мысли примут определенное направление, т.к. я чувствую, что она уже сейчас колеблется, ведь дочь-то посещает православный храм.

С уважением и любовью, ваша Ольга.


Христос воскресе, о. Сергий!

С самого утра села Вам за письмо, спешу поделиться своими впечатлениями от ночной пасхальной службы. Во-первых, перед самой службой обнаружила Ваше письмо. Настроение сразу же поднялось, как будто бы получила Ваше благословение, и потом всю службу я помнила, что и Вы тоже почти в то же время ходите в красной одежде вокруг церкви с иконами впереди всех, молитесь, поете.

Обряды наши православные под стать русской "широкой" душе, все очень красиво, торжественно, много свечей, прекрасное пение хора, много поклонов и выкрики батюшки: "Христос воскресе!", ответ множества голосов: " Воистину воскресе!".

Теперь о самой поездке. Всю субботу и воскресенье у нас шел дождь. Дорога "серпантин" местами, т.е. справа скала, слева - река.

После службы батюшка пригласил лично нас в трапезную. Мне не очень хотелось оставаться, т.к. я устала днем с выпечкой, затем служба, а еще и ехать нам нужно. Но я согласилась, т.к. понимала, что для С. это очень важно. Она сшила в подарок очень красивую пасхальную закладку, потом, это ее мир, ее жизнь, где оказывается тоже не все просто, а также, как и у нас грешных в миру, все хотят быть поближе к "начальству", т.е. к батюшке, свои ревности, свои зависти. Кроме того, мне (грешна в этом), любопытно было посмотреть на все изнутри.

Застолье как застолье, батюшка речь сказал, много всякого разного, но подумала я, что он в общем обыкновенный и даже, может, не слишком образованный (я ведь теперь всех священнослужителей с Вами сравниваю).

Поехали мы домой, и на повороте я не попадаю на дорогу, а съезжаю на какие-то рельсы и плотно сажусь на них, так, что колеса в воздухе крутятся. Приехали, называется, время 6 утра, две тетеньки и двое сразу заревевших детей. Когда я вышла из машины, то увидела справа обрыв в реку всего-то метрах в четырех-пяти, и если бы я не села на рельсы, то прямиком бы в рай с пасхальной службы. Я про это никому даже рассказывать не буду (старшая дочь с утра звонит, поздравляет, но на самом деле, видимо, она волновалась за нас).

Попытались раскачать машину, да куда там, посадка низкая, сидим плотно. С. молится, дочь причитает. Вдруг моя дочь голосит: "Поезд!" и срочно достает из машины куличи и яйца, кричит мне: "Мама, уходи!". Смешно сейчас вспоминать, а тогда я не знала, как мне остановить ее истерику и только там поняла, насколько мои дети напуганы всем, происшедшим у нас дома. Смотрю на нее и думаю, что придется мне постараться жить долго ради детей. Я не имею права их оставлять одних, хотя мне бы и все равно, когда эта временная жизнь закончится.

Закончилось все как в сказке, остановился "Уазик " с двумя мужичками, подкатил батюшка, он отвозил одну из певчих, и всем миром меня сняли с рельс. Мужики, наверное, подумали про меня все, что хотели, но лишь спросили, неужели я не видела, куда поворачиваю. Интереснее всего повела себя милиция. Они дважды проезжали мимо, но лишь, когда меня уже вытянули, решили поинтересоваться, не принимала ли я спиртного. Конечно, нет.

Вот так интересно и незабываемо прошла наша первая пасхальная служба. Помните, я Вам говорила, что у меня отношения со святынями бывают прямо противоположными? Но ведь я на самом деле хотела поехать и готовилась к празднику, было даже ощущение Нового года (а с чем еще я могу сравнить?).

О. Сергий, напишите, что Вы думаете по этому поводу.

Кстати, я как узнала, сколько у Вас краду времени на письма, замучалась угрызениями совести. Но часть души, не скрою, рада, что на меня "единственную для меня и любимою мною", Вы потратили свое личное время. Человек слаб, и возможно ли изжить слабости наши? Спасибо Вам большое за то, что Вы для меня делаете, я это очень ценю.

Искренне Ваша, Ольга.


Здравствуйте, о. Сергий!

Я Вам звонила в воскресенье, хотела лично поздравить с праздником, но Вы уже ушли. Передали ли Вам, что я звонила? Светлана шлет Вам поздравление в стихах, это написала ее дочь, а я пообещала Вам переправить:


Христос Воскресе!


Вам пожелаем в этот праздник.

Любви и радости букет.

Пусть Вас уносит голубь ясный

Подальше от всемирных бед.

Пусть Ваша жизнь течет тихонько

Среди прекрасных берегов,

И пусть в душе навеки будет

Церковный звон колоколов.


С. подарила мне на Пасху книгу "Закон Божий", с картинками, для начинающих. Знаете, мне теперь многое понятно на службе, но все же, каюсь, грешна, больше любопытства, чем истинной веры. И еще мистификации. Например, во время пасхальной всенощной службы я пыталась мысленно установить связь между мной и Вами, и своей свекровью для того, чтобы усилить молитву. Это грех? В голове "каша", что можно, что нельзя. По натуре своей я "беспредельщица", т.е. всегда мне все можно было до абсурда, а теперь пытаюсь "втиснуть" свое "я" в определенные рамки. Не всегда получается, а иногда кажется, что совсем не получается.

Я пишу о себе страшные вещи, Вам, наверное, неприятно. Меня оправдывает лишь тот факт, что я пишу священнику. Хотя, священники тоже обыкновенные смертные. Я заметила на исповеди, как батюшка вздыхал надо мной и уклонялся, как будто на него воду грязную льют. Но он хороший, не ругался, спросил лишь, все ли это, и не держу ли я на кого-то обиды, велел службы чаще посещать.

Извините меня за сумбур в голове и на бумаге, сегодня что-то плохо мне. Надеюсь, что в следующем письме все "уляжется".

С уважением, грешная Ольга.


Христос воскресе, Ольга!

Мои самые великие поздравления и наилучшие пожелания Вам, Вашим детям и близким!

Да храни Вас Господь!

Снова и снова, с великой радостью читаю Ваши письма и прямо таки подневно вижу и чувствую, что Ваша душа меняется, очищается от корки жесткости, которой всегда покрыта душа неверующего. Вы приняли Бога, и Он с Вами творит истинные чудеса. Воистину "Кто Бог Велий, яко Бог наш?" Да хранит Вас Господь на этом непростом пути!

Вот Вы рассказываете свои ощущения от службы, от праздника, от общения со священником, и я как бы сразу себя новоначальным вижу. Вспоминаю, как много вопросов было в моей душе. Как многое было непонятно. Как все хотелось сделать, успеть и достичь сразу. Как я просил Господа в своих молитвах о несбыточном, и как многое мне, недостойному, давалось. А кое-что не давалось. Как ни просил. Потом уже пришел к пониманию того, что не все, что мы хотим и просим у Бога, полезно нам. Бывает и так, что дает нам Господь просимое, но не полезное, уступает нам, чтобы мы обожглись.

Ну а теперь немного о себе.

Страстная седмица в нашем храме всегда была напряженной, даже тогда, когда нас служило двое. А теперь одному приходилось и службу вести, и стройкой, и поиском средств заниматься. Усталость временами была изрядная. Вплоть до того, что некоторые службы приходилось несколько сокращать, что конечно не совсем хорошо. Да так принято на сельских приходах, что мы служим по возможности. Но, начиная с вечера среды, все службы исполнялись строго по чину. А их было много.

И сам четверток - исповедалось и причастилось 107 человек. И чтение Страстей Господних вечером в четверток. И Часы Великой Пятницы. И изнесение плащаницы вечером. А утром в субботу, уже традиционно для нашего храма, мы совершали Чин погребения плащаницы, начиная с 4-х часов утра. Далее - литургия Василия Великого, а вечером перед пасхой - с 21 часа - исповедь, полунощница, крестный ход, сама пасхальная служба до 3-х утра (присутствовало более 600 человек). И скромная трапеза в кругу своих певчих и соработников. Поверьте уж на слово - усталость такая, что уже ничего говорить не хочется. Кратко поздравил всех, перекусили, и отдыхать до утра. А утром - в 10 часов - Пасхальный молебен (присутствовало 250 человек, большая часть - дети). Пели и очень умилительно два хора Вавожской школы искусств. Праздник, несмотря на прохладную погоду, состоялся.

Возможно, что упоминаемый Вами батюшка имеет сослужителей. Поэтому ему и сил больше остается, чтобы с клиром и духовными чадами в Пасху побеседовать и праздник особо отметить. У меня, к сожалению, никогда так не было. После службы - еле ноги передвигаешь. Да и есть на то причина - обе ноги у меня прооперированы по поводу расширения вен. Левая - имеет сейчас полную недостаточность клапанов внутренней вены. Кровь во время стояния просто не движется, вся под коленкой собирается, да так, что согнуть ногу невозможно. Пью аспирин в неумеренных дозах - пока помогает. Давно уже, 6 лет назад, предлагали мне протезы на клапаны поставить, да все никак денег не найду. Уж слишком много надо. Не потянуть мне. Вот и приходится скрипеть, да терпеть!

Искренне говорю - не жалуюсь, сам во всем виноват, просто рассказываю, почему сильно устаю.

Рад за Вас, что сподобились побывать на трапезе, тем более пасхальной, у батюшки. Редко кому это доступно. Возможно, иначе будете смотреть и на нас, священников. За людей принимать, а не за святых.

О святости. Это качество, как известно, приобретается очень сильными и изнурительными подвигами, и доступно далеко не всем. Особенно мирским священнослужителям. В миру - очень много искушений. Враг человечества, конечно же, первым делом нападает на водителей, командиров воинства христианского - священников. И многие в борьбе этой часто проигрывают.

Это не значит, что благодать их покидает. Благодать отходит от священника, только если его в богослужении запретят или сана лишат. А до этого - он действительно совершитель таинств по праву, данному ему Богом. Но он также - мирской человек, имеет свои страсти, грехи, отступления, поражения в борьбе за чистоту своей души. И ему, как никому другому, от Бога дается возможность ясно их видеть. И очень трудно при этом в малодушие не впасть. Что не осилить выбранный путь.

Многие православные, узнавая своих священников поближе и видя их недостатки и согрешения, начинают искушаться, судить и рядить священство, сравнивать между собою. Вот, мол, этот батюшка благодатный, святой жизни, а тот - великий грешник, я к нему на исповедь не пойду. Или - этот грамотный, интересный собеседник, а тот - простой какой-то, недалекий, слова связать не может, да и косноязычен.

Как должен поступать настоящий сын своего отца? Любить его, прощать ему все его недостатки, молиться за него, при первой возможности помогать, а главное - быть настоящим сыном, послушным, исполнительным, истинною надеждою и радостью перед лицом отца своего.

Так должно поступать и по отношению к отцу своему духовному. Не прекословие - а смиренная исполнительность, не критика - а внимание к словам, не осуждение - а помощь делом и молитвою, поддержка и любовь. Сам лично стараюсь так поступать по отношению к своему Владыке, хотя и не всегда это получается. И всем советую. Так и спасемся.

О Вашей аварии.

Часто приводят один силлогизм: посмотрите на стакан, в котором воды - наполовину. Некоторые скажут - он наполовину полон. Некоторые - наполовину пуст. Как на все это посмотреть. Так и в Вашей истории. Мое мнение - Бог хранил Вас, подставив эти рельсы. Так как могло быть гораздо хуже. Вот и все. Правда есть еще одно замечание - очень часто, когда мы совершаем очень богоугодное дело, враг рода человеческого начинает изрядно нападать на нас. А Бог это попущает, чтобы не слишком успокаивались, чтобы молитву творили, праздных разговоров не вели, мысли чистые думали. А как же иначе? А освящена ли Ваша машина? А есть ли в ней иконки? А помолились ли Вы перед началом пути? А не судили ли Вы кого во время поездки? Вот и думайте. Вы великое дело совершили - Пасху встретили, и бесы тут как тут. Тешатся с превеликим удовольствием. Помните всегда - ежесекундно совершается великая, но не заметная для нас, духовная брань за наши души. Мы при этом - пешки. Но тоже кое-что значим.

О Ваших мыслях и словах Ваших писем. Де вдруг и этот батюшка мною, грешной, брезгует. Поверьте уж мне на слово, что за свою практику я уже наслушался такого, что ни один ужастик, ни один иностранный триллер не будет с этим ни в каком сравнении. Все эти фильмы, да и книги - детские сказки по сравнению с тем, какая бездна порой пред глазами священника открывается. Так что Ваши исповедания и духовные беседы со мною, искренне говорю, на них совсем не похожи, они очень добрые и светлые, несмотря на все Ваши духовные сложности и проблемы.

Уверен, почему-то, что Вам показалось, что батюшка от Вас отстранился. Возможно, это, к сожалению, со священниками случается, он почувствовал запах изо рта. Когда человек ничего не ест, готовясь к причастию, из его желудка часто выходит не совсем хороший запах, и когда человек очень близко приникает к лицу священника, чтобы никто его исповеди не услышал, то запах этот чувствуется. Не всегда и не все из священников могут это в себе преодолеть, и инстинктивно отстраняются. Вы уж простите ему. Любой из нас, и сами священники, исповедуясь, этим страдают. Лучше всего писать свои грехи. Тогда можно близко к лицу священника и не приближаться. Ну и желательно контролировать себя, например, дышать в сторону. Но возможно и не это было причиной, а вам просто показалось. Может, что-то отвлекло батюшку.

А перед священником грех не открыться. Есть такое слово - анамнез. Мы должны установить причины духовной болезни, а только потом ее лечить. Если священник не будет знать всего, он не сможет правильно понять Божие слово, предназначенное для человека. Которое он слышит в своей душе. Так что уж привыкайте - священник - этот тот, которому люди поверяют ВСЕ!

Вот вроде и все, что хотел написать Вам. Ангела Вам хранителя в вашей майской поездке к родителям. И большой им поклон.

С радостной вестью о Воскресшем

о. Сергий

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz