"Ответы на ходу" - краткие ответы на духовные вопросы

Переписка по E-mail с р.б. Ольгой. Март - июнь 2003 г. Продолжение.

Здравствуйте, о. Сергий!

Видели бы Вы меня в тот момент, когда письмо распечатывала. Я старательно тянула время прежде, чем прочитать его, как нашкодившее дитя, предчувствуя взбучку родителей. И как я рада, что Вы не ругаетесь на меня, а то бы сегодняшний день побил все рекорды по " несчастливости". Милый, милый, о. Сергий, спасибо Вам за Вашу доброту ко мне! Мне так это необходимо, потому что я, хоть и считаю себя взрослой, а поплакаться-то люблю, как маленькая девочка.

Теперь о ревности. Мой муж всегда привозил из командировки подарки для членов семьи (последний год это были цветы в горшках и просто букеты), а поскольку ездил он постоянно, то подарки, в конце концов, стали общими. Младшая дочь была маленькой, разбирает подарки и говорит: "А мне, мне, лично мне?" Мы тогда смеялись, что подарок должен быть личным, персональным для каждого. Наверное, в каждом человеке сидит это "мне, мне, лично мне", вот отсюда и ревность. (И я рада, что по переписке единственная). Ревность на работе по количеству внимания от начальства, ревность в Церкви у нашего батюшки я наблюдала и с Вами согласна, что это ни к чему, хотя насчет любви ближнего сильно сомневаюсь.

У меня сейчас много церковной литературы, благодаря С.. Принесла она мне книгу для переходного возраста " Как правильно выйти замуж". Я эту книгу взялась отксерокопировать, очень она мне понравилась - беседа священника с подростками. Для себя я тоже уяснила очень простую истину, как правильно выбрать себе мужа. Нужно выбирать Главу семьи. Все очень просто и правильно написано: жена подчиняется мужу, а муж - Богу, получается семья под двойной защитой. Хочу дочери и племяннице отвезти.

О. Сергий, можно ли Вам повторно жениться, если вдруг захотите? С. говорит, что наш батюшка не женат, а он довольно молод (лет 30-35) и хорош, но жениться ему якобы уже нельзя. Несправедливо это как-то.

Про мой возраст "очень молодой женщины", всего-то на три года Вас моложе. Но все ваши наставления относительно внешности принимаю и постараюсь им следовать, правда с юбками проблема - я же в машине, да и привыкла я за годы "неработы" к вольному стилю одежды.

В Москве редкую женщину увидишь в юбке, я один раз себя белой вороной почувствовала, выйдя в юбке под руку с мужем. Неудобно, транспорт, подол вечно в грязи, колготки рвутся. "Унисекс" - так теперь это называется.

Как Вам не нравится все "нерусское", но вот стиль поведения и одежды западный мне импонирует. Они давно отошли от "боевой" раскраски на лице, обувь удобная, одежда тоже, главное все чисто, дорогой "парфюм", в женщинах никакого кокетства, никакой погони за "фигурой", все естественно.

Я на курортах всегда завидовала, как их спортивные мужчины любят своих толстух. Наши же, сами с животиками, обрюзгшие, а тетенек подавай фотомоделей. В нашей провинции с утра парадный выход, на работу, как на праздник, поэтому я выгляжу "серенько" по сравнению с местными дамами. Но уже становлюсь мудрой, могу вполне объективно оценить женскую красоту, чужую красивую одежду. Поистине, уходит молодость, приходит мудрость.

Я помню, в самую первую встречу со мной, Вы сказали, что впереди у меня трудный период, что женщины стареют и болезненно к этому относятся. Мне всегда было комфортно в своем возрасте, я не завидовала молодости никогда. Поэтому, даст Бог, и дальше переживу это достойно. Ничего нет смешнее молодящихся теток, а я всю жизнь боюсь больше всего на свете быть смешной.

Вот сегодня уже большое письмо получилось, я чуть не умерла, когда компьютер дал сбой и экран погас, захожу снова и, чудо, все сохранилось.

До свидания, Ольга.


Христос воскресе, Ольга!

Я искренне радуюсь, когда Вы со смирением принимаете мои длинные послания.

Сегодня же оно - короткое. Так как много дел. Надо успеть газету сделать к завтрашнему дню.

Я все прочитал, и все принял во внимание.

Женится же священником второй раз невозможно. Православный человек может венчаться 3 раза. 1-ый - с женой, 2-й - с Церковью, 3-й - с Христом. И все.

Если священник постригся невенчанным, то он тоже не имеет права венчаться. Тут один путь - в монахи. И ни кто не говорит, что монашество - это плохо. Это особый мир, особое бытие. С радостью бы принял постриг, да не готов. И буду ли готов, не знаю.

О жалости ко мне. Давайте договоримся - друг друга жалеть не будем. Это чувство хорошо для убогих, странных, нищих. Но не для нормальных. Кроме того, видно я уж сильно поплакался, раз стал достоин жалости. Я ведь не сказал, что мое нынешнее существование трудно, тяжело и плохо для меня. О содеянном в свое время совершенно не жалею. Сан принял с радостью, и до сих пор, слава Богу и Его помощи, еще ни разу не пожалел. И прошу Бога, чтобы и далее было так.

Ну вот, пока и все. Пишу мало, но ответ жду большой.

С молитвою о Вас пред Господом

о. Сергий


Здравствуйте, о. Сергий!

Спасибо Вам за послание, искренне сожалею, что у Вас нет времени, и письмо получилось непривычно коротким, но "внятным".

Насчет "жалеть". Вы сами писали недавно, что в русском языке "жалеть" является синонимом слова "любить". Я очень хорошо отношусь к Вам и нашему батюшке, восхищаюсь Вами, испытываю к Вам благодарность. Я не хотела Вас обидеть, а уж рассуждать о правильности выбранного Вами и нашим батюшкой пути - не мое дело, на все воля Божья.

Если Вы на меня обиделись - напрасно, но свои женские "штучки" больше выказывать не буду, еще раз простите меня грешную.

Теперь вопросы. От С.

Считается ли "крещением" простое обрызгивание, а не погружение в воду? С. очень обеспокоена этим, т.к. она крестилась во взрослом возрасте, и ее не погружали. А потом, работая в церкви, она вычитала в Законе Божьем об обязательном погружении. Ее этот вопрос гнетет. Батюшки же наши дают разные ответы, но, видимо, ее не убедили. По ее просьбе обращаюсь к Вам.

Теперь свои вопросы. Я изучаю жития своих одноименных святых. Прочитала об Ольге, хотелось бы узнать и о святых, в честь которых названы мои дочери.

В конце мая собираюсь на исповедь. В прошлый раз я открыла Православный Молитвослов и по каждому греху написала записку. Батюшка заставил меня ее прочитать, а потом задавал вопросы. Всегда ли нужно каяться по всем 10 заповедям?

Со мной на исповедь поедет впервые моя хорошая знакомая. Она очень помогает мне в поддержании моего духа, но своеобразно. Выискивает для меня адреса всевозможных экстрасенсов вплоть до Москвы и Кавказа (деятельная очень натура). Я после о. Василида даже думать боюсь о бабках и экстрасенсах.

Искренне Ваша, Ольга.


Христос воскресе, Ольга!

Сегодня - 9 мая, день праздничный, поэтому у меня есть некоторое время, чтобы ответить на Ваше последнее письмо более подробно. Вижу в этом необходимость.

Насчет "жалеть".

Простите меня великодушно, если вдруг Вам показалось, что я в чем-то на Вас обиделся. Обиды нет. Я редко обижаюсь, спасибо Господу, что сотворил меня таким. Действительно, у нас с Вами некоторое разное понимание этого термина возникло.

Об обязательном погружении.

Вопрос действительно непростой. Собственно крещение Иоанново совершалось, как нам с Вами известно, в водах Иордана. В Библии нет конкретного указания на то, что человек при этом погружался в воду полностью, по самую макушку. Есть указание на то, что он выходил из воды. Но что такое "выходил"? Тут возможны самые разные трактовки.

Нигде в Библии не указывается то, как крестил Иисус Христос, но есть косвенное указание на то, что Он тоже это делал. Во времена рассвета православия в Византийской империи строились специальные крестильные храмы - баптистерии, - с бассейном посреди для этих целей, в одном из которых, в Херсоне, - крестился великий князь Владимир.

На Руси крещение в стародавние времена совершалось на реках и иных водоемах, обычно летом. Эта практика в некоторых местах сейчас возобновляется. Например, у меня есть фотографии крещения верующих на Лене, в Ладожском озере, на Валааме и т.п.

Замечу также, что мне не известны православные храмы на Руси, имеющие баптистерии. Точнее они только сейчас стали появляться. В частности, в Москве. Да и в Ижевске я знаю 3 храма, имеющие бассейны для погружения. Тем самым, утверждать, что в православных храмах до революции крестили обязательно погружением, оснований нет. Я сам видел дореволюционную купель в одном из храмов Удмуртии. Поверьте уж мне на слово, что она на столько мала, что даже младенца в ней крестить погружением несколько затруднительно.

Кстати, вполне возможно, что из-за повсеместно принятой практики крестить младенцев, надобность в баптистериях и отсутствовала.

Как крестили же взрослых - мне неведомо.

Как крестят взрослых сейчас? Существуют стандартные купели, достаточно большие, в которых можно спокойно крестить детей погружением вплоть до 15-летнего возраста. Что я лично и делаю. Для тех же, кто не может поместиться в купель, мы исхитряемся ставить рядом с купелью тазик, наполненный святой водой, ставим в него крещаемого, максимально возможно помещаем в нее его верхнюю часть, а затем в момент крещения оставшуюся часть, которая не помещается в воде, поливаем из ковшика.

Некоторые, особо ретивые и буквоеды, в том числе даже и священники, считают, что такое крещение не истинное.

Кроме того, я далеко не всех младенцев крещу полным погружением. Почему? Изначально, по ревности своей к букве нашей практики, я это делал постоянно. Но было несколько раз у меня так, что ребенок начинался биться и мог хлебнуть воды. Конечно, от этого еще никто не умер, но есть некоторое опасение, что вода в легких может ребенку повредить. Правда, когда погружаешь ребенка в воду очень быстро, то этого не происходит. Но я тут не раз убеждался, что при быстром погружении и вынимании ребенка из воды вода расступается и касается при этом далеко не всех частей тела. Особенно это заметно по волосам. Они остаются сухими, точнее - не до конца смоченными. Если бы мы крестили только взрослых, которые могут задерживать дыхание при погружении в воду, то проблемы бы не было. Кстати, у меня есть планы сделать такой бассейн - передвижной большой крестообразный бак. И эта проблема может быть решена. Но частично. Почему?

По уставу положено крестить человека в специальных крестильных рубахах. При этом нигде не оговорено, нужно ли при этом снимать нижнее белье. Поэтому никто его и не снимает. Крестятся в нижнем белье, надев на себя крестильную рубаху. Вот мы погрузили человека в воду, он оттуда вышел. Но. Нижнее белье, примыкая к телу, не допускает воде коснуться его в момент произнесения крестильной формулы. Да и крестильная рубаха тоже. Вот Вам и парадокс - человек вроде бы был погружен, как положено, а вода всех частей тела не коснулась. И было тут крещение или нет? С формальной точки зрения - нет. Ибо, повторюсь, нигде в Библии не сказано, что для крещения необходимо обязательное смыкание воды над головой и только.

Споры о крещении и кроплении появились тогда, когда Православная Церковь разделилась. Католики изрядно сократили обряд, заменив его кроплением. Наши, ради доброй ссоры, по принципу - "у них все плохо, они все делают не православно", искали и ищут до сих пор формальные признаки. И находят. Например, в том же крещении.

И ладно бы, если бы только верующие об этом говорили. Плохо то, что даже батюшки по глупой ревности своей к букве обряда, забыв о смиренномудрии, начинают других обличать, а себя славить. "Вот, мол, какой я хороший, соблюдаю все буквы обряда!" Да не фарисей ли он? Истинно - фарисей.

Добавлю также, что еще в 19-м веке Свешенный Синод РПЦ принял постановление, по которому любая бабка-повитуха, принимая роды, "страха ради смертного", т.е. из-за боязни, что младенец слаб и сейчас может умереть некрещеным, имела право крестить ребенка в любой воде, которая под рукой - да хоть в луже! (любой, не святой!), всего лишь произнеся слова формулы крещения. И такой младенец считался крещенным. Их называли - "погруженные". После этого, если ребенок выживал, его уже не крестили (помните - "верую во едино крещение во оставление грехов"), но в церкви священник совершал над ним миропомазание и причащал его. И никто этот указ до сих пор не отменил.

Более того. Во времена гонений на Православие, большинство крестилось тайно, и очень многие - не священниками, а благочестивыми женщинами. Кто они тогда? Их то уж точно никто не погружал. А только обливал, так как необходимых условий уж точно не было.

В моей практике был случай, когда я, на 3-й день после операции правой ноги по поводу удаления вен (всего ничего - 128 швов), крестил в своей палате с символическим номером 333 одного Владимира, которому через пару часов предстояла очень серьезная операция по удалению склеротических бляшек. Операция очень опасная, 50% смертности. Вот и решил человек, дабы Господь помог ему и защитил, креститься. Какие условия в обычной палате? Да ни каких! Налил я в тарелку святой воды, совершил обряд, вычитал все молитвы, и кропилом, как смог, покропил со всех сторон его. Через полтора часа после операции я видел его здравого и веселого, шагающего по коридору. Ну не чудо ли это?! А мы говорим - "кропление - это плохо". А теперь, давайте порассуждаем.

Что есть "крещение"? Это покаяние и принятие Господа в свое сердце. Некоторый момент истины. Что должен сделать человек, прежде чем принять крещение? Я говорю о взрослых, детей же мы крестим по вере родителей и восприемников, дабы их не лишать Божией благодати. Взрослый человек должен сначала изучить учение Господа нашего Иисуса Христа, многое узнать о нашей Церкви, ее обрядах и таинствах, порядке богослужения и жизни православных христиан. А затем уж, подготовив себя постом и покаянием, креститься. То есть, пройти обряд крещения, в которых над ним совершаются таинства Крещения и Миропомазания. Причащение не является частью обряда Крещения. Поэтому неправы те, кто считает, что если его не причастили после крещения, то обряд до конца не совершен.

А теперь, спросите у этих лжеревнителей обрядов, фарисействующих в "праведном" честолюбии: "А проверяют ли они знания крещаемых, и каковы их критерии отбора тех, кто достоин крещения, а кто не достоин?" И выяснится тут же, что не делают они этого, а если и делают - то формально. Но за букву обряда бьются. Почему? Они стремятся создать лжепопулярность, чтобы люди именно к ним шли, чтобы те именно к ним несли деньги. Сребролюбие - вот основной грех таковых лжеревнителей! У нас в Удмуртии только в одном храме совершается бесплатное крещение, правда, только детей - младенцев и школьников. И только в нашем Вавожском храме. В других храмах тоже иногда крестят бесплатно, но делают это выборочно, только для малоимущих, в качестве исключения. Если Вы уж так боретесь за букву, то совершайте свои требы бесплатно и для всех.

Как же относиться к соблюдению обряда крещения? Насколько правомочны те священнослужители, которые несколько упрощают его, приспосабливая под конкретную ситуацию? Является ли такое крещение истинным?

Священнослужитель должен быть законопослушен. И должен быть истинным ревнителем соблюдения обряда. Не фарисеем, но истинным ревнителем. Именно поэтому очень мудро поступают те священники, которые для готовящихся к крещению взрослых организуют огласительные беседы, в рамках которых выясняют истинность намерений человека и научают основам веры. И только после этого крестят, стараясь, по мере сил своих и возможностей, соблюсти обряд.

Хорошо, если есть возможность погрузить человека в купель полностью. Но если такой купели нет, то крещение истинно и в том случае, если оно совершается в малой купели, тазу и, в качестве исключения, кроплением. Ибо всякое таинство, совершенное священником, истинно, если он не в запрещении. Даже если и есть отклонения от принятого обряда.

Кстати - спросите этих лжеревнителей - а как часто они меняют воду в своем бассейне? Да будет им известно, что вода должна быть проточная, либо, если это купель или бассейн наполняемый, а потом уж освобождаемый, то для каждого крещаемого вода должна быть налита новая и заново освящена. То есть - для каждого человека вода должна наливаться и освящаться заново. Никто и нигде этого не соблюдает, хотя и по этому поводу есть особый указ Священного Синода также из 19-го века. Вот вам и буква обряда! А уж то, что большинство из крещаемых и их крестников не то что все учение, а даже молитвы "Отче наш", да и Символ веры тоже, не знают, происходит повсеместно. Вот об этом надо беспокоится. А не о внешнем соблюдении обрядов.

О том, как я лично совершаю крещение в своем храме, я немного рассказал. Добавлю еще некоторые подробности.

Я совершаю полное погружение младенцев только том случае, когда знаю, что родители и восприемники не против этого, и тогда, когда физически не могу удержать в одной руке младенца, частично погрузив в воду, а сам он сидеть или стоять в купели еще не в силах. Поверьте, очень болезненно реагируют люди на то, как батюшка "топит" их любимых чад. Зрелище не для слабонервных.

Своего сына и внука я лично крестил полным погружением, ибо сам за них в ответе, и тут мне уж точно никто не указ. Да и с детьми своих знакомых и друзей так поступаю, ибо знаю, что они мне все простят.

Других я держу на руке, частично погрузив в воду, и достаточно постепенно, но обильно и полностью, обливаю водой из ковшика. Тех, кто может стоять, ставлю в купель и обливаю сверху. Тех, кто может сидеть в купели - сажу максимально глубоко в воду, оставив только лицо над водою и поливаю.

Так как у нас в продаже не бывает крестильных рубах, а наладить их производство и дальнейшую реализацию мы все никак не можем, да и оттого, что в храме у нас обычно прохладно, то люди стоят одетыми до момента помазания маслом перед крещением. По моей просьбе они раздевают полностью (без единой тряпочки на теле) своих чад, девушки и женщины одевают принесенные с собою сорочки, и я так их и крещу.

Вы уже, наверное, заметили, что я лично считаю, что любая одежда является некоторым препятствием тому, чтобы вода коснулась тела. Поэтому я умышленно заставляю раздевать детей полностью, даже достаточно больших.

Был у меня смешной случай. Пришли ко мне креститься девочка лет 10-ти и ее мама. А сорочки забыли. Ну, заставил я всех в храме стать спиной к купели, чтобы обнаженного тела не наблюдали, и велел девочку раздеть полностью. Ну а маму, думаю, буду крестить прямо в одежде, благо было лето, и она бы быстро обсохла. Все отвернулись. Поворачиваюсь я к ним, и обомлел. И девочка, и мама стоят совершенно нагие! И смех, и грех! Так и крестил обеих.

Можно подумать, что я - любитель смотреть на обнаженных людей. Да нет, конечно. Я в детстве 4 года занимался плаванием, и вид обнаженного тела для меня совершенно естественен. Да и взрослый я уже, можно подумать, что голых людей мало за свою жизнь повидал. У меня, как и любого врача, это - всего лишь рабочий момент и только.

Ну и, наконец, совет для С..

Я не советую ей снова креститься. Даже если ее крестили кроплением, то есть кропили кропилом. Ибо крещение православного может быть совершено только один раз. И это очень важно. И пусть у нее не будет сомнений. Лишь бы это действие было совершено не запрещенным в служении священником. Для тех, кого крестили женщины, или если человек сомневается и не помнит, крестили его или нет, у нас есть способ крестить и такого человека.

Совершается обычный обряд крещения, и при чтении формулы крещения священник произносит дополнительные слова "Аще не крещен". То есть, если человек был крещен ранее, то он не будет крещен, обряд не исполнится. А если крещен - то обряд исполнится. Это делается так, и в этом случае нет греха. И если у С. уж такие большие сомнения, то она может посоветоваться со своим духовником и, если тот благословит, покреститься, но с добавлением вот таких слов.

Об именах святых, в честь которых Вы и Ваши дети названы.

На Руси, по примеру Греции, существовал благочестивый обычай называть новорожденных именами почитаемых Церковью святых. Считается при этом, что святой, в честь которого Вы названы, является Вашим небесным заступником. И настойчиво рекомендуется ему молиться, дабы он помогал Вам. День Ангела человека - это день памяти святого, в честь которого Вы названы. Так как традиционно старались называть человека именем святого, память которого падает на день рождения или день наречения имени, то такое празднование было обычно близко ко дню рождения и совершалось особо.

Вы согласитесь с тем, что в наше время такого не соблюдалось. Нас называли, как попало, исходя совершенно из других побуждений. Поэтому часто и не понятно, в честь какого святого нас назвали, так как святых с таким именем может быть несколько. Да и неясно, как высчитывать свой День Ангела.

Для лиц женского пола существует практика определения Дня Ангела следующим образом: открывается месяцеслов и ищется день памяти любого святого с таким именем, ближайшим до или после Вашего дня рождения. Вот Вам Ваш святой, и вот Вам Ваш День Ангела.

Я лично праздную день Ангела 24 сентября - день памяти св. прп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, это ближайший день памяти святого с моим именем после моего дня рождения (для мужчин смотрят на дни памяти только после дня рождения). Хотя память любого святого с моим именем для меня - День Ангела, и я, по возможности, стараюсь в такой день отслужить литургию или хотя бы молебен этому святому.

Святых с именем Ольга несколько. Так что воспользуйтесь моим советом.

На всякий случай, чтобы Вы сильно не искались, посылаю Вам отдельными письмами жития и изображения икон для всех перечисленных Вами святых. Вы уж простите, что заставлю Вас долго принимать почту. Но зато у Вас в компьютере всегда будет такая полезная информация.

Кстати, изменить имя, с которым человек крестился достаточно не сложно. Бывали в моей практике случаи, когда люди сомневались, с тем ли именем их крестили. Или помнили, что крещены, но не помнили с каким именем. Существует рекомендуемая практика на этот случай. Человек готовится к причащению, исповедуется, при исповеди и при причащении он называется уже новым именем. Вот и все.

Всегда ли нужно каяться по всем 10 заповедям?

Покаяние - это постоянный процесс, который совершает верующий человек в своей жизни. Мы постоянно, часто бессознательно, оцениваем свои поступки и мысли и, если совершаем что-либо противное православному учению, то осознаем это как грех и тут же говорим: "Прости Господи меня, грешного". Но грех совершен, и для того, чтобы он был прощен, нам необходимо пройти еще через таинство Исповеди.

Исповедь - обряд, в котором через молитву священника совершается таинство - даруется прощение Господом наших грехов, которые мы велегласно исповедуем.

Исповедь состоит из 3-х моментов, неразрывно между собою связанных. Это - осознание греха, просьба к Господу о прощении и обещание так больше не творить или, по крайней мере, стараться так не творить. Нет хотя бы одного элемента - грех не будет прощен. Зряшное будет исповедание.

Если мы какие-то грехи исповедали должным образом, и они нам прощены, то в следующий раз их поминать уже не надо. Не простятся до самой нашей смерти, как бы мы искренне не просили у Бога об этом, грехи смертные - убийство, богохульство, святотатство и т.п., а также страсти - такие качества наших душ, которые, как бы мы не боролись с ними, остаются с нами постоянно. Поэтому убийства, в том числе выкидыши, аборты и страсти наши должны поминаться на каждой исповеди, ибо они простятся нам только после нашей смерти, если простятся.

Какие же тогда грехи еще надо исповедовать?

Те, которые Вы совершили после последней исповеди, либо забытые, но вдруг вспомненные. А для того, чтобы не упустить чего, настойчиво рекомендую перед сном в таком маленьком дневничке с отрывными листочками записывать свои повседневные согрешения. При этом совершенно не обязательно называть имена, время, дату, фамилии, адреса и подробности происшедших событий. Бог и так это все знает. Надо просто дать некоторое краткое название совершенному греху, например: "Обидел грубым словом сына" и т.п. Потом, перед исповедью, вырвали такие листочки и отдали батюшке. Или сами прочитали. А по всем заповедям у Вас грехи будут или нет - это дело десятое.

Хотя я всегда рекомендую перечитывать разные вспомогательные книжки о покаянии и исповеди, чтобы знать, какие вообще грехи бывают. Часто так случается, что мы грешим, а не знаем, что грешим. Был у меня случай в практике - в проповеди после службы рассказал о суеверном способе гадать на Евангелии - раскроют книгу на любой странице, прочитают первое попавшееся и начинают эту фразу к обстоятельствам своим прилагать, аки какое-то особое откровение Божие. Очень нехороший грех. Так сразу 6 бабушек, причем из клира, давно воцерквленных, пришли и исповедали его.

Книжечку же дома подальше прячьте, чтобы близкие ее никак не нашли и в искушение, прочитав, не впали. А можно в своей маленькой косметичке носить, чтобы всегда с собою была. Вместе с авторучкой или карандашом. Листочки же, если они у Вас остались, обязательно сразу же уничтожьте.

Был в моей практике случай - попали такие листочки родным одной моей духовной дочери, а в них исповедание об аборте, совершенном после того, как ее, еще в молодости, изнасиловали. Родные же считали, что она до сих пор чуть ли не девственница. Был очень большой скандал. Даже мне пришлось вмешиваться.

о. Сергий

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz