"Ответы на ходу" - краткие ответы на духовные вопросы

Переписка по E-mail с р.б. Ольгой. Март - июнь 2003 г. Продолжение.

Христос Воскресе, о. Сергий!

С праздником Вас Николая Чудотворца, а также и Ваш приход поздравляю!

Сегодня тоже была на утренней службе. Перед этим что-то ночью не спалось, и на службе слезами улилась. Пришла домой - и сразу партнер мой звонит, чувствует, что голос не тот. Говорю, что на службе была, а он "И надо это тебе? Что легче стало? Легче?" Сердится на меня, потому что жалеет.

Он себя "нехристем" называет, а я его поминаю в записках, можно ли? Он на князя Мышкина из "Идиота" похож.

Как Ваши дела? Надеюсь, что все налаживается, тон Вашего последнего письма был оптимистичным. Солнышко выглянуло - и тучки разбежались. У Вас легкий характер, стараюсь хотя бы немного быть такой, но всегда у меня все ужасно серьезно и тяжеловесно, чувство долга родилось вперед меня, и взрослой я стала уже в детском саду.

До скорой встречи, Ольга.


Христос воскресе, Ольга!

Спаси Господи Вас за то, что не забываете. Поздравляю с посещением храма.

А ваш партнер - он же мужчина, а мужику трудно понять, что многое в нашей жизни происходит не по нашей воле. Мы виним ситуацию, плохих партнеров, обманщиков, судьбу, наконец, а понять никак не можем, что все, что происходит вокруг нас - воля Божия!

У меня есть несколько знакомых успешных деловых людей. Большинство из них - слава Богу - очень верующие. Строго верующие, до фанатизма. Возможно, что я сейчас общаюсь, по сану, именно с верующими. Но могу честно сказать, что у моих знакомых вера не мешает им делать свои дела и, более того, неустанно помогать церквам. Если бы не такие вот старые друзья - не было бы у нашей Церкви никакого возобновления!

Я очень надеюсь, что и Ваш партнер, когда-нибудь придет к пониманию того, что Бог есть. И молю Бога о том, чтобы не через скорби, печали и разорение был этот путь, как обычно и происходит. А то прозревает человек, да поздно. И ничто уже не может ему помочь. А Ваш партнер, сам того не подозревая, делает очень богоугодное дело. Он, помогает Вам встать снова на ноги. И Вы можете решать свои проблемы и, тем более, как верующий человек, Церкви помогать. Уверен, что рано или поздно так и будет. Так что молитесь за него.

Кстати, еще неизвестно, действительно ли он в Бога не верит. Мужчины - скрытый и очень стеснительный народ. В нас многие годы воспитывали некую самостоятельность. Что мы все в нашей жизни должны сделать сами. Что мы - сильные, что мы все можем! А после этого, вроде бы вера в Бога - проявление слабости. Тем более, так уж сложилось в последние десятилетия, что православие - удел женщин. А мужики отстали. Надо же этому дать какое то объяснение? Вот и находят.

От всей души рад за Вас, за Ваши успехи в делах. Не унывайте и руки не опускайте. И Бог Вам поможет.

Спасибо за добрые слова в мой адрес. В этом не моя, а мамина заслуга. Она - очень удивительный человек, быстро, с пол оборота заводится, но и отходит быстро. И великий оптимист. За что я ей по гроб жизни благодарен. Иначе было бы просто не выжить.

Пишите, жду Ваших писем

о. Сергий


Добрый вечер!

Теперь я имею возможность спокойно пообщаться с Вами, о. Сергий.

Картошка в земле, спина больная, но я счастлива тем вечерним спокойствием, которое приходит на смену неприятной и утомительной работе.

Видимо и правда, время залечивает невыносимую боль, и начинаешь замечать окружающих людей, интересоваться их мнением. Вчера вдруг увидела себя в зеркале. Лучше бы не смотрела (это в связи с походом в первый раз в гости). Ничего привлекательного и утешительного для себя я там не увидела. И вспомнила Ваши слова о том, что женщины тяжело переносят старение. Я еще раз убедилась, как во многом Вы правы и порой видите меня насквозь.

Моя подруга С. - очень яркая женщина и эффектная. Она работала в церкви, а потом батюшка ее в воровстве обвинил, она его в злоупотреблениях (машины менял на церковные деньги). Когда она мне все это рассказала, я некоторое время была в шоке, брезгливость во мне именно к этой грязи.

Мою дочь крестил очень хороший батюшка. Он, после смерти жены, принял монашеский постриг. Теперь, говорят, преподает в институте, расстригся и женился. Его предали анафеме. Как же наши крещенные им дети? У меня вся семья им крещена была.

Всю эту информацию нужно было время переварить, согласитесь? Я для себя поняла одно. Все мы простые смертные, включая священников. И не мне их всех судить. Только вот за советом я к своему батюшке идти после всего не хочу, не доверяю, хотя и не осуждаю его.

До скорой встречи, Ольга.


Христос воскресе, Ольга!

Поздравляю Вас с завершением посадки картошки! Это для сельского жителя - великое событие. Хотя посадка и не простое дело, но очень нужное. Все радуются, когда завершают. Так как картошка у большинства - основной продукт питания и корм для скота, то ее выращивание имеет очень большое значение. Будет картошка - люди будут сыты, а в наших краях - и доход будут иметь, так как многие выращивают ее на продажу.

О вашей внешности. Ну что, наконец то себя заметили?! В зеркале?! Это очень хорошо. Как говорят врачи - "жить будет"!

А теперь о старении. Какая Вы старуха в Ваши то годы? Забудьте об этом. Кстати, кто-то из великих сказал, что человеку столько лет (то есть он на столько выглядит), сколько лет человек сам себе дает. Очень верная мысль. Если у Вас душа воспрянет, если она омолодится, то Вы забудете про свой возраст и будете вечно молодой! Я лично очень рад бываю, когда некоторые молодые начинают считать себя старше и опытнее меня.

Пусть считают. Я лично знаю, что это происходит потому, что я чувствую себя молодым и веду себя как молодой, а не как старик. Хотя последнее время иногда даже умышленно поступаю по старчески, говорю так веско, особым таким голосом, чтобы значительности себе придать. На молодых это как ушат холодной воды действует. Сразу степенятся. Потому что для них это необычно, что я, ведущий себя молодо, начинаю как умудренный опытом человек говорить. Но это все - спектакль, делается целенаправленно и продумано. Чтобы эффекта достичь. А так - мне всегда дают меньше лет, чем есть. И я этому радуюсь. Что и Вам советую.

А у женщин их внутреннее состояние, их внутренний, собственный возраст очень сильно влияют на внешность. Поэтому настойчиво благословляю (не советую!): вспомните, что Вы молодая женщина!!! И приведите себя в порядок. Пошейте или купите себе хорошие летние вещи. Обязательно - самые качественные. Не надо на этом экономить. Да, у Вас 2 большие дочери. Но Вы должны, просто обязаны выглядеть лучше, краше их. Потому, что Вы старше. Соответственно - мудрее. И Вам уже не позволительны суперсовременные эксперименты, которые вытворяют молоденькие девушки над собою.

Но юбка должна быть короткая (в меру, конечно), если у Вас красивые ноги. Простите, но я при нашем знакомстве не разглядел как-то. И приталенная, если у Вас красивая фигура. И блузки с коротким рукавом, если у Вас красивые руки. И прическа должна быть. А если длинные волосы - обязательно коса. Это так красиво! Ну а про кожу и макияж - Вы сами и без меня все хорошо знаете. Должны быть, но не заметны. И загорать надо умерено. Облупленный нос никак не красит женщину. В дорогу можно одеть и брюки. Но летом ходить по жаре в них?! Я всегда завидую женщинам - жарко, тело в брюках потеет. А у них такая возможность - легкий сарафан, хоть на голое тело, и гуляй свободно! Как удобно! Поэтому я всегда с удивлением смотрю на молодых девушек, носящих джинсы, да еще и в обтяжку. Неумные вы, говорю, иногда и про себя, сами себя мучаете, а зачем? Что, оттого, что Вы умужикоподобитесь, Вы от этого краше станете? Кстати, это еще для женщин очень негигиенично.

Есть еще один стимул для Вас. Это правда, что в семье мальчики больше любят мать, но во всем берут пример с отца. Он для них - первый и часто единственный пример для подражания. Ваши дочери любят больше Вашего мужа, но пример во всем брали, берут, и будут брать с Вас! И перед Вами великая ответственность - какая Вы будете женщина, хозяйка и мать, такими будут и Ваши дочери! Почти на 100%! Причем, часто мы и не замечаем за собой наши привычки. А дети все видят и как глупые обезьянки копируют. И это так. Поэтому именно сейчас Вы должны стать еще более примером для подражания для своих дочерей. Надо постараться. И напоследок по этой теме. Вам очень нужен отдых. Полный отдых. Вы должны выключиться. Любым способом. И тогда Вы сможете отдохнуть. Это Вам сейчас очень необходимо. Это - самое важное из того, что Вы должны сделать сейчас. Все остальное подождет. Нет дел, которые нельзя отложить! Помните это.

О Вашей подруге С. и батюшках.

Судьба у нее, похоже, не простая. Я ей искренне сочувствую. Но что я никогда не приму в человеке, особенно из клира, т.е. из служащих в храме или при храме, их постоянное и жгучее желание посудачить о священстве.

Сам лично, прежде чем стать священником, 8 месяцев служил сторожем в кафедральном соборе Ижевска, одновременно работая ведущим системным программистом в НИИ, как я Вам уже рассказывал, наверное. Повидал и услышал многое. Но всегда старался и стараюсь языком не трепать. Дело даже не в осуждении. Какой тут суд - пересуд праздный! Судья у нас всех один - Бог! А мы - кости батюшкам моем.

Почему все это происходит?

Если говорить о верующих, служащих при храме, то в большинстве своем - это люди, полностью посвятившие себя делам Церкви. Для них нет, за редким исключением, иной жизни. Поэтому все мысли у них о службе, о храме, о священстве, о текущих делах и заботах. Очень мало информации для того, чтобы было, о чем поговорить с людьми сторонними, да и между собой. Так как мало в храме событий. Идет служба изо дня в день. Ну, храм чуть-чуть благоукрашается. Но все обыденно, изо дня в день одно и тоже. А что-то надо другим людям о Церкви рассказать.

И тут начинается. Все, чтобы не сделал священник, внимательно запоминается, все до мелочей, что сказал, как сказал, что сделал, с кем пил, какую машину купил, на кого больше внимания обратил и т.п. А потом, детально, с приложением своих красок и выдумок, обсуждается и разносится.

И ладно бы, между собой - а и людям сторонним, которые с их слов обо всей Церкви судят. И сами не замечают, скольких людей, еще сомневающихся, от Церкви отталкивают. Да и священника в глазах других порочат. И создаются нестроения. Вплоть до того, что священник вынужден эту женщину, вроде бы сильно воцерквленную, из храма гнать. Чтобы близко ее поганого языка и недалекого ума не было.

А обид после этого сколько! Все священнику припоминается, на всю оставшуюся жизнь - кровный враг. И постоянно эта грязь, в горячке обиды еще более украшаемая, среди других распространяется.

Правда, часто бывают и такие случаи, что человек начинает одумываться, и на исповеди, обычно тому батюшке, про которого вся эта грязь выдумана, говорится: "Каюсь, осудила священника, плохо про него говорила". Думаете, приятно это слышать священнику? Стерпишь, пропустишь мимо ушей, забудешь. А горечь в душе все же остается. Думаешь уже, что от такого человека надо держаться подальше. А лучше совсем с ним расстаться. Ибо этот человек не любит своего батюшку. Разве любящий свое чадо или родителя будет плохо про него говорить? Даже думать не будет. Всегда найдет для любого его поступка свое оправдание. Или вообще скажет себе, что не его ума это дело. И забудет.

А в храме без истинной любви никак нельзя. Ибо тогда священник одинок, ничего он не сможет на приходе своем сделать, если даже самые близкие к нему здесь люди - работники храма - не любят его и всячески злословят. Какой бы нестандартный и странный он не был.

Мое мнение таковое - какой бы священник не был, чтобы он такое в своей жизни и службе не сделал, самыми первыми помощниками, оправдателями и защитниками должны выступать служащие храма. И не потому, что он такой хороший. А потому, что он для них, в первую очередь, духовный отец. Поэтому они должны помогать ему во всем, прощать ему все, а уж между собою или с кем другим, сторонним, болтать о священнике - ни коим образом не должны. Ибо иначе священник от них рано или поздно уйдет.

Часто бывает и так, что человек в храме - никто, так, уборщица. Но ведь в храме! Приходят люди в храм, к ней за советом обращаются. Она очень значимой себя чувствует. Надо эту значимость усилить. И вот человек начинает свою гордыню тешить, как бы мимоходом намекать, насколько она в дела храма посвящена. И болтает всю грязь, что знает. Страшный человек.

Например, в Дивеево живет ижевчанка, многие наши местные паломники ее знают, работала во славу Божию при храме уборщицей. Как-то подвозил я ее из Дивеево в Ижевск. Потом девушка, которая рядом с ней сидела, говорила мне, что таких рассказов и такой грязи о батюшках дивеевских от нее наслушалась, что даже захотелось срочно в баню помыться бежать, не то, что руки мыть. Столько злобы и осуждения она за всю свою жизнь о священниках не слышала. А рассказчица такая внешне смиренная, такая вся верующая. Иуда в юбке!

Я не знаю, как и Вы, Вам это известно только со слов одной стороны, что там у С. со священником произошло. Да и не надо нам это знать. Меньше знаешь - легче жить. Но что точно могу сказать, что С. совершила серьезную духовную ошибку - пошла поперек священника. А зря. В лучшем случае, если ей уж так было там плохо, надо было просто уйти. Но не рядится с настоятелем. Не красиво так себя вести православному человеку. Чего бы там грешного священник не совершил. Мне искренне жаль С. и в первую очередь потому, что она до сих пор эту обиду и злобу на священника в себе держит и другим передает. Ей надо срочно, срочно просить у Бога прощения. И с батюшкой примириться. И исповедать грех свой. А язык свой на замок. Истинные верующие языком зря не треплют. Они мудро молчат, ибо молчание золото.

А теперь немного о священстве, о взгляде на него изнутри и со стороны.

Сразу хочу сказать, что сложившееся ныне отношение к священству ничем не похоже на то, которое было до разгрома Православной Церкви, хотя там тоже всякое бывало, судя по дневникам последнего настоятеля нашего храма до закрытия его в 1938 г. Как то сложилось у советских людей - верующих такое детское восприятие Церкви, что там - самое святое место. И что все в ней святые. Или, в крайнем случае, - близки к этому. Такое я неоднократно испытывал на себе при встрече с людьми, друзьями и приятелями, с которыми не виделся многие последние годы. Они все очень внимательно меня разглядывали, некоторые даже плакали, а уж вести себя в моем присутствии - совсем не знали как. Будто я святой такой вот. Ох уж я тут про себя смеялся!

Сегодня звонила моя очень давняя знакомая, последний раз мы с ней общались почти 7.5 лет тому назад, правда, я уже тогда был диаконом. А она - ходила в то время в сатанинскую секту в самом извращенном ее виде.

Узнала через одного моего знакомого мой телефон и звонит. Плохо ей, муж 2 инфаркта перенес, а группу не дают. Приходится ему работать. Сама она не у дел. Хотя я знаю ее как изумительную работницу, "танк" настоящий. Что ни поручишь сделать - обязательно сделает в 3 раза больше того. Но вот, были у нее некоторые странности, которые очень сильно усложнили ее жизнь. Да и горе пару лет настоящее перенесла - сына врачи, по халатности, в больнице умертвили. Единственного, любимого, взрослого.

Женщина - на краю. Постоянная мысль о том, что жизнь не сложилась, что руки надо на себя наложить. Во вторник поеду - повидаюсь. Может смогу чем-либо помочь. Но это - присказка. Главное - как она на меня среагировала.

Говорит в трубку: "Сергей?" Мы были очень хорошими друзьями, по отчеству редко. Хотя у меня было и другое имя - "Михалыч", так как в нашей фирме в начальстве все были Сергеи, так что нас звали по отчествам.

Я немного растерялся, так как очень давно ни от кого, кроме мамы, такого имени не слышал. Не привычно. Подумал, что обознались. Она сказала: "Я Т.Т." Я узнал ее. В дальнейшем разговоре выяснилось, что она тоже не знает, как со мною говорить. Все на Вы, да на Вы. Как будто мы когда-то с нею и очень близки не были. Хотя она входила в моей фирме в число 4-х самых близких мне людей. И секретов между нами не было. Бывали друг у друга в гостях. С женой моей у нее были самые добрые отношения.

Но вот, теперь я священник, и со мною даже самые близкие люди не знают, как разговаривать. Хорошо, что Т. в трубку не расплакалась. А похоже было, что близка к этому. Ладно, слезы ее я еще в полном объеме при встрече получу.

Ее подруга, совершенно случайно, в одном из ижевских храмов, увидела меня на крещении. С ней мы тоже давно не виделись. Она меня, как увидела, да как заревет навзрыд! Я растерялся. "Да не умер я, не умер, что ты по мне так убиваешься", - говорю. Еле успокоилась.

Святое ли место храм? Да, тут нет сомнения. И самое святое место в храме - престол, у которого священникам служить и предстоять за всех молящихся. Святые ли священники? Я пока не знаю ни одного. Да, среди тех, кто канонизирован в РПЦ, много священников. Но это - всего лишь около тысячи из многих сотен тысяч, ушедших в мир иной. Живущие же идут к Богу - каждый своей дорогой. А дорога эта не простая, вся усеяна искушениями, которые простому смертному и не снились.

Основное отличие священника от мирского верующего человека - то, что он имеет право совершать таинства. И таинства совершаются, как бы не был грешен священник, пока его не запретили в служении.

Действительно ли таинство, совершенное священником, позднее попавшим под запрет или лишенным сана? Действительно. Ибо когда он его совершал, он был священником по праву. Это по поводу Ваших крещений.

Во всем остальном, в лучшем случае, священник - подвижник веры, молитвенник, служебник, строитель храмов, пастырь, учитель. Хотя, как и всякий мирской человек, он имеет свои недостатки, порою и страсти, может согрешать, в чем и регулярно кается.

Быть священником - это нести очень большой и тяжелый крест, принятый добровольно, но часто, по гордыне человеческой, непосильный для духа человека. Бог попущает это. Он дает возможность человеку, выбирающему путь священнослужения, испытать на себе, каков же действительно крест священника. Или монаха.

Слабые духом отступаются. И в этом я лично не вижу греха. Когда человек попытался поднять тяжелое бревно и не смог, - виноват ли он в этом? Было неверное восприятие и переоценка своих сил. Его искренне жалеть надо, а не осуждать. И молиться за него, чтобы далее Господь хранил его в этой непростой жизни. Лучше ли было бы, если бы слабый, павший оставался священником или монахом, только внешне соблюдая вид сана? Кому это выгодно, как не бесам?

И поверьте мне уж на слово, что добровольно снять с себя сан или отказаться от пострига в монахи - это великий духовный подвиг, подвиг смирения, когда человек честно, не лукавя ни перед кем, понимает, что это - не его место.

Пусть уж лучше этот бывший монах живет в миру, содержит свою семью, рожает и растит своих детей и воспитывает в православной вере. И это будет наиболее правильно.

Я лично несколько раз задумывался над тем, что если вдруг я лишусь сана, то как я смогу вернуться в мир? Для меня пока нет ответа. Я не вижу себя вне Церкви. Ибо посвятил этому всю свою оставшуюся жизнь, отказавшись от всего, что было в миру, сломав себя, свой образ жизни в 38 лет. А это было очень не просто.

По моему глубокому убеждению основой в поведении священника должна быть вера. Вера, которая самая крепкая, самая верная, самая истинная и искренняя среди всех его духовных чад. Эта вера будет всегда ощущаться другими. И вокруг священника всегда будут концентрироваться другие верующие.

Если священник - не центр веры, то прихода не будет. Очень хорошо при этом, когда слова священника, обращенные к прихожанам, совпадают с тем, как он ведет себя в жизни сам. Ложь батюшки сразу же чувствуются. Ибо его слушают не ушами, а сердцем. А если священник согрешает, ему простят, если будут видеть его искреннее покаяние. И говорить прихожанам священник должен только правду. То есть то, что он считает необходимым совершать, преследовать в своем духовном подвиге, сам. Если же его правда расходится с учением Церкви, то такого быстро сана лишат.

Я уже сказал, что не знаю святых священников. Если человек не пьет, то ленив. Если не ленив по службе, то сребролюбив. Если не сребролюбив, то карьерист или болтун и осуждатель. У всех есть что-то, что не должно иметь святому. Но, пока священник служит, он борется со своими страстями. Либо Бог его вразумляет. Либо священноначалие к порядку призывает. Либо духовный отец наставляет и вразумляет. И священник меняется. Он становится лучше и мудрее.

Есть, правда, и падающие. Но я верю, что рано или поздно, они остановятся. Либо потеряют сан, как недостойные, либо встанут на путь истинный. Поэтому сейчас я смотрю на Церковь как на постоянно изменяющийся организм. Не все в нем хорошо и гладко. Что-то плохо, но Церковь это устраняет. Что-то хорошо, и это усиливается. Идет жизнь. Идет возрождение Церкви. Идет становление священноначалия. Идет укрепление веры всех членов Церкви.

Вывод прост. Священник - не святой. Но он духовный отец своих прихожан, сам, вместе со своими духовными чадами, постоянно совершенствующийся и уподобляющийся Богу. Ибо по образу Божию мы созданы, но стать подобными нам еще предстоит.

О сребролюбии. Например, в том случае, когда священник на церковные деньги меняет свои машины. Тут случай - не простой.

В дореволюционные времена священник был наемным работником, госслужащим, получавшим зарплату от государства через церковь, в которой служит. Размер зарплаты зависел от категории прихода. Но был совершенно конкретным.

Был еще и дополнительный доход - руга, так называемый натуральное самообложение верующих. Мясом, зерном, сеном или еще чем иным, нужным для семьи священника. Иногда ругу выплачивали деньгами. Но ругу платили от случая к случаю.

Был доход от славлений, напольных молебнов и т.п. посещений священником домов прихожан. По уговору священнослужителей обычно часть передавалась в церковную кружку, а остальное делилось между участниками - певчими, диаконом и священниками.

Иногда даже средства, полученные от треб, совершенных в храме, отдавались священнику.

Как то решит попечительский совет. Это был самый главный орган. Он решал все важные дела в храме. Он назначал или избирал церковного старосту. Основного исполнителя, который занимался ремонтом храмовых построек, домов, принадлежащих священнослужителям, и материальным обеспечением службы. Священник только совершал богослужения, наставлял и учил людей и не только Закону Божиему. Очень часто кандидаты в священство работали на селе учителями до открытия вакансии.

Сегодня дело обстоит не совсем так. Церковь отделена от государства. Епархии содержатся за счет отчислений от доходов приходов. И не финансируют их деятельность. Зарплата священника формируется из сумм, оставшихся от всех отчислений и платежей. Поверьте мне уж на слово, очень даже небольшая, так как доходы храмов сейчас скромны - беден наш верующий народ, в основной своей массе, да и прихожан не так много, как хотелось бы. А расходы, при повсеместной разрухе - огромны. Поэтому очень часто возникают конфликты между старостами и священниками. Теперь часто настоятель храма является и церковным старостой. Поэтому всю ответственность за расход средств на себя берет он. По-моему это верно. Мне поручили храм восстановить, мне деньги и тратить. Хотя при советской власти деньгами распоряжались назначаемые властями старосты.

Машина для священника - очень важный элемент и помощник. Без нее - и на требу не съездить, и в епархию, и по делам. Транспорт нужен и хороший. Чтобы новый был. И ничего страшного в том, что священник свою машину, используя церковные деньги, обновляет. Ибо большую часть времени он ездит по храмовым делам. И амортизация, и бензин должны покрываться за счет храма. Мое убеждение в этом твердое. Но если батюшка шикует, если при недостатке средств в храме начинает всякие иномарки - джипы себе заводить, то он конечно не прав. Ибо рвач, а не священник. Он им работает, а не служит. А это большая разница.

Замечу также, что "в семье не без урода". Есть среди священства и просто нехорошие люди. Но таких не много. Ибо сейчас, в начале восстановления нашей Церкви, место священника не престижно. Очень мало нас. И желающих стать священниками того меньше. Сейчас священник, в массе своей, - подвижник истинный, ибо живет и трудится, служит Богу и помогает людям пройти свой путь к Нему, порой в самых невыносимых условиях. Когда, чтобы совершить службу, батюшка идет в магазин и занимает бутылку кагора, потому что у него нет денег на него. Когда семья священника из 6 человек имеет общий доход в месяц в размере 500 рублей. Когда батюшка тратит на дорогу в храм больше средств, чем получает от службы. Когда священник, вместо того, чтобы восстанавливать свой храм, выращивает скот и зерно для того, чтобы содержать семью. Когда священник до января (в нашу то зиму!) ходит в летних туфлях, потому что нет денег на зарплату, и его прихожане поздравляют с обновой, когда он ее все же, к Рождеству Христову, приобретает. И таких на селе - большинство. Живут скромно. Служат и благодарят Бога за все те благодеяния, которые Он совершает для них.

О том, что батюшка обвинил С. в краже. Может это было, а может и нет. Мы то с Вами никогда правду не узнаем. Возможно, это был повод избавиться от неугодного работника. Такое бывает. Возможно, это был злой навет, и батюшка, в горячке обличив оговоренную, просто постеснялся извиниться, по гордыне своей, и изменить ситуацию. Все может быть.

Замечу только одно - очень большое искушение у церковников - стол приношений. На моем 1-ом приходе была староста, которую, по благословению Владыки, я уволил. Она приходила на службу на первые 15 минут. Не молилась, а просто стояла, держась руками за стол. А потом уходила к себе домой, унося основную часть продуктов. Привыкла уже кормиться за счет храма. Пришлось мне ее вразумлять и запрещать забирать продукты со стола до конца службы. Ибо все приношение - собственность священника, и ему решать, куда, кому и сколько их дать. По правилу 69-ому Святых Апостолов. "Ибо служащий алтарю от алтаря и питается".

Возможно, их конфликт как раз связан с этим.

И напоследок - о С.. Искренне говорю, что я никоим образом не желаю ее чем-то обидеть, в чем-то заподозрить, обвинить, а батюшку обелить. Я не знаю сути конфликта. С. может быть самых истовым верующим, действительным подвижником и молитвенником, но не должно, тем более такому человеку, не смиренно принимать Божий Промысл о себе. И тем более рассказывать об этом и о священнике плохое другим, даже самым близким подругам. Это грех.

Ну вот, вроде бы ответил на все Ваши вопросы. Опять длинно получилось.

Простите уж меня, грешного, за многословие.

Пишите. Всегда с нетерпением жду Ваших писем.

С молитвою о Вас пред Господом

о. Сергий

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz