"Ответы на ходу" - краткие ответы на духовные вопросы

Переписка по E-mail с р.б. Ольгой. Март - июнь 2003 г. Окончание.

Здравствуйте, о. Сергий!

Спасибо Вам за большое письмо, опять Вы тратите свое время, которого и без того у Вас нет.

О.Сергий, меня смущают Ваши рассуждения о необходимости "хорошего белья, туфель и т.п.". У меня воспитание совдеповское, и я даже со священником (мужчиной) не могу говорить на такие темы. Вы скажете, что я Вам и о более интимных вещах писала. Но вот об этом не могу (это ханжество?).

Я все поняла в ваших рассуждениях о священниках, о клире и духовных чадах. Я с Вами согласна, обсуждать же чужую ситуацию - дело неблагодарное, и не будем мы с Вами. Кстати, благодаря мне, С. стала вновь ходить в наш местный храм, а за "вашим ангелом" ходила к батюшке, с которым ссорилась, на дом. Все неслучайно, она меня к Вам привела, а я ее обратно вернула.

Я ей говорила о том, что ей не нужно обострять отношения и первой начать здороваться. На Пасху она за ночь сшила закладку в подарок батюшке, это был порыв после наших разговоров, я подозреваю, что она и работать вернется.

Наверное, я у Вас буду "белой вороной", ведь я многого не умею и не люблю, когда на меня "давят", делают замечания в церкви (грешна, батюшка). Но я буду стараться, чтобы Вам не было стыдно за своих гостей.

До скорой встречи, Ольга.


Христос воскресе, Ольга!

О поплакаться.

Не вижу греха в этом. Не надо, Ольга, казаться сильной. Надо быть таким как есть. И особенно - со священником. И поплакать не возбраняется. Если в этом нужда есть. Хуже, когда слез нет. И для здоровья вредно, и для души. Конечно понимаю, что Вы сказали это образно. Но в любом случае думаю, что и скорбями Вашими Вам стоит со мною поделиться. Будучи мирским, человек часто не видит способов решить свои проблемы, чувствует, что в тупике, а не знает, как из него выйти.

Вот сегодня пришла женщина 44-х лет. Сразу навзрыд - я хочу наложить на себя руки. А делов то всего - любимый пасынок стал почему-то мимо ее дома проезжать, как будто она провинилась перед ним в чем-то. Да, женщина потеряла работу и сидит дома, да - муж пьет и где-то постоянно бродит и дома не ночует. Да, сама она попала в сентябре в аварию, получила перелом позвоночника и еще какую-то травму. "Я никому не нужна", - плачет. Самое интересное, передо мною сидит еще молодая (для женщины 44 года - самый рассвет, еще далеко не старость, середина жизни), привлекательная, хорошо одетая женщина. И, судя по поведению и словам, поправившаяся от травм. А она думает, и вполне серьезно, повеситься! Ничего не понимаю! Но более поразило меня другое - через 5 минут разговора она внимательно выслушала все мои советы и утешения и обещалась исполнить все, что я ей благословил. И понял, что исполнит она мое благословение обязательно. И не потому что я, старый грешник, что-то особенное ей сказал. Просто у духовных лиц иной, чем у мирского человека, взгляд на вещи. И знание множества способов выйти из сложной ситуации. И наличие инструментов, для разрешения своих трудностей. Молитва, пост, исповедь, причащение, общение с братиями и сестрами во Христе и многое другое.

Поэтому обязательно надо общаться в своих скорбях со священником. И открываться ему полностью. Только тогда он сможет помочь, когда будет все знать. Мы знаем то, что не доверяют никому другому. Потому что это, через священника, доверяют Богу. А мы, аки свидетели, хотя и недостойны такого почета, имеем доступ к этим тайнам человеческих душ. Велика ответственность! И как часто приходится думать о том, что нужно и слова подобрать, и совет дать, и что-то иное совершить так, чтобы не навредить человеку.

О ханжестве.

Вы должны понять и запомнить на всю свою оставшуюся жизнь, что священник - это лицо среднего пола. Поэтому с ним можно обсуждать все, что можно обсуждать с лицами среднего пола, например, с матерью или отцом. Вот, например, у меня есть дочь - духовная, родную Бог не дал. Почему я не могу поговорить с нею о ее физиологических проблемах? Это ее беспокоит. Я же, имея некоторый жизненный опыт и кое-какие знания, могу дать вполне квалифицированный совет. И даю. Потому что несу ответственность перед Богом за тех, кого Он мне "пасти" доверил. И встреваю во все дела, ибо я - отец, хотя и духовный. Это моя первейшая обязанность - знать все о своем чаде и говорить с ним о его делах, помогать ему. И в мирских делах тоже. Конечно же, у разных священников разный подход к своим чадам. Я вот такой, зачастую излишне навязчивый и встревающий во все мелочи. Ну, такой я, что со мною поделать?

Поэтому мои духовные чада уже привыкли, что батюшка все прекрасно видит - и косметику на лице, и безобразно длинные юбки на молодых девушках, и страшные "армейские" туфли, и джинсы в обтяжку, в которых все их складки по сторонам висят. Так некрасиво! И это мое духовное чадо! Тело человека - храм Духа Святаго. И если мое духовное чадо начинает безобразить этот храм, то я обязательно делаю вразумление. И, в первую очередь, тем, кто служит в храме. Ибо на них люди смотрят. Правда, не всегда духовные чада меня слушаются. А зря.

А девушка, молодая женщина, женщина, да и бабушка, должны одеваться, особенно для похода в храм, продуманно, красиво и хорошо! И негоже мирянину в храме рядиться в монашеские одежды. Ибо он не монах.

Кстати, ханжа - это лицемер, прикрывающийся набожностью и благочестивостью (см. Ожегов С.И.). Какая Вы ханжа, если Вы стесняетесь со своим батюшкой предметы своей одежды обсуждать? В Святом Писании и Предании нигде не говорится, что это грех. Наоборот, святые отцы очень часто обращают в своих проповедях внимание верующих на то, что и как они одевают. Конечно, мнение священника о том, что нужно носить красивые качественные вещи может кому-то показаться противоречащим мнению Церкви.

Но это - на первый взгляд. Например, длина юбки должна быть достаточно короткой, если у женщины ноги красивые. Но все должно быть в меру, чтобы это соответствовало принятым представлениям о такой одежде в обществе. А вот разрезов, простите, "до пупа" не должно быть. Ибо они - элемент сексуальности, проявление стремления женщины привлечь взгляд мужчин и вызвать в них похоть очес. И это - ввести другого в искушение, то есть грех.

И вот перед человеком стоит дилемма - с одной стороны нужно одеваться так, чтобы не вводить людей в искушение, а с другой - чтобы радовать глаз окружающих своей красотой. И эту задачу надо решать. У кого, как не у священника Вы сможете узнать точно, как же надо одеваться православной христианке? Чтобы и монахиней не выглядеть, и канонов Церкви не нарушить?

Замечу также, что среди священства нет единого мнения по этому вопросу. Как и нет соборного мнения Церкви. Поэтому Вы можете встретить священников, совершенно не принимающих современную одежду и способы женских приукрашиваний (например, известный Вам о. Василид), и можете встретить относящихся к этому по философски. И можете встретить меня, который считает, что красота человеку дана Богом не для того, чтобы ее скрывать. Ибо через эту красоту другие познают Бога. Поэтому безобразить свою внешность - грех такой же, как и приукрашать ее. Вот и думайте.

По этому поводу, до сих пор вспоминаю свой визит в оптовый отдел книготорговли одного из монастырей. Поручили одной девушке оформить мне документы. Красивая девушка. И, что характерно, умеет одеваться. И вот, представляете такой странный симбиоз - до пояса - такой скромный платочек, такая вся смиренная, почти монахиня, а ниже пояса - мини-юбка! Явный перебор, да еще и в таком месте. Вот тут то девушке как раз стоило одеть юбку подлиннее. Немножко ее христианское чувство меры отказало.

Вам, конечно, необычно, что батюшка с Вами об интимных предметах туалета говорит. Смею заверить - я не фетишист и не сексуальный маньяк. С точностью до наоборот. Настолько критично к женскому полу настроен, что в моей мирской жизни избранные единицы вызывали во мне какое-либо движение мужских сил. А сейчас, в сане, уж подавно.

Я же об этом говорю для Вашей же пользы. Ибо знаю, по своему жизненному опыту, что для того, чтобы женщину вернуть к нормальной человеческой жизни надо сделать так, чтобы она вспомнила, что она женщина. А интимные предметы туалета у любой женщины всегда занимают в голове некоторое место. Вроде бы - не все ли равно, что у тебя под одеждой надето. Ан нет! Потому что самая то она знает, что на ней надето! Станете Вы и об этом думать, вот и еще один шажок к нормальной жизни, к духовному выздоровлению. Вы уж меня простите, что я тут перед Вами потаенные механизмы моей дипломатии и душелечения раскрываю. Но было недоумение. Вот Вам и ответ.

О белой вороне.

Вы не будете выглядеть белой вороной. У нас в храме не принято давать людям, даже ведущим себя в храме нетрадиционно, какие-либо замечания, одергивать их. Во время службы существуют определенные правила, которые нужно соблюдать. Если это критично, например, батюшка вышел со Святыми Дарами, а человек расхаживает перед глазами всех и целует центральные иконы, то его могут призвать к порядку. Чтобы такого не произошло, надо просто внимательно смотреть, что делает основная масса людей. Стоят - и ты стой. Перекрестились - ты крестись. Поклонились - ты поклонись. А если что неясно будет - язык есть, можно и у меня, и у служащих в иконной лавке спросить для уточнения.

Напомню - не забудьте для себя и дочери головные платки. Не шелковые, лучше простые. Так как шелк, капрон по волосам скользит и Вам самой много неудобств, слетая, доставлять будет. А колготки в храме нужны (Вы уж простите, что я снова об интимных предметах туалета), так как в нашем храме летом очень прохладно. Стены толстые, не пускают тепло. Замерзнете. И можете простыть. Мои служащие стараются, даже летом, идя в храм, одевать теплее. И Вам советую. И блузки, кофты на Вас должны быть с длинным рукавом. И косметику перед входом в храм с лица надо тщательно убрать. Или вообще не накладывать, если на службу идете. И обувь надо одевать удобную, так как в тесной обуви и на каблуках стоять в храме тяжело. Вот такие маленькие советы.

С молитвою о Вас пред Господом

о. Сергий

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz