"Ответы на ходу" - краткие ответы на духовные вопросы

15 августа 2003 г.
Из переписки по E-mail с р.б. Юлией


- Ваша маленькая проповедь (или отповедь?) произвела впечатление. Только Вы немного лукавите: не о цинизме и недоверии людям писала я, а о людях, ответственных. Наоборот, моя работа дает возможность находить чудесных людей и восхищаться ими (разве Вы не поняли, честный отче, что очаровали меня?).

С другой стороны, нам приходится много ходатайствовать за других людей, помогать им в их проблемах. Тут и происходят встречи с "ответственными людьми", от которых остается холод и разочарование.

В этом контексте я сужу и о лицах духовных.

Возможно, дело в нашей наивности и простом непонимании жизни церкви. Мы все в свое время (в момент возрождения Церкви и восстановления соборов) слишком поверили в то, что Церковь кинется нас спасать и станет оплотом милосердия в обществе.

Когда-то мы обращались в епархию за моральной поддержкой в акциях помощи беспризорникам, инвалидам. Мягко скажем, понимания не было.

Самый запомнившийся ответ: "Обращайтесь через месяц. Сейчас мы готовимся ко дню рождения Владыки".

У меня есть возможность общаться с женщиной, что пришла в религию в преклонном возрасте, глубоко и полностью приняла православие. Вдобавок она стала церковной активисткой. Интриги церкви, внутренние разборки и грехи - во все это и она оказалась погружена. Но она четко разделяет два понятия: жизнь в Боге и жизнь в церкви. Мы это не различали, и этим обязаны своему изумлению и отчуждению от церкви.

Мне лично церковь кажется параллельным миром, там свои категории нравственности, добра и зла, свои правила поведения и каноны. Войти в него не оступясь, действительно, без духовного наставника нельзя. О своем чувствовании Бога я Вам писать не буду - слишком интимный и долгий разговор. Пока же, батюшка, прощаюсь с Вами. Всего Вам хорошего, честный отче.


- Христос воскресе, Юлия!


Рад был такому Вашему быстрому и содержательному ответу. Спаси Господи! И очень благодарен за добрые слова в мой адрес.

Кстати, ни коим образом не рассматриваю мои ответы на Ваши письма как проповедь или отповедь. Это всего лишь ответы на вопросы в рамках духовной беседы. Простите, если я Вас чем то задел или обидел!

А о цинизме скажу, что я, скорее всего, не так Вас понял, не то Вы имели в виду. Сегодняшнее Ваше пояснение поставило все на свои места. Хотя, уж поверьте мне на слово, очень часто профессия накладывает определенный отпечаток на людей. В частности, очень часто долго служащие милиционеры сами становятся похожими на свой контингент. И это печально. А Вам, по роду своей профессии, очень часто приходится встречаться и с не самыми лучшими людьми.

И дай Бог Вам не стать при этом циниками. Не перестать любить окружающий мир и людей, какими бы они не были, всех. Не даром Церковь призывать "возлюбить и врагов своих" как самих себя. Ибо через это мы очень сильно спасаемся. Не должно быть неприятия, ненависти у нас к другим. Хотя это очень не просто - вот так взять и простить другому грубость, невнимание, неприятие, нападки, злобу, плохие дела, клевету в свой адрес. Ой как не просто. И сам, грешный (это слово я понимаю как оно есть и называю себя так, потому что знаю, что грешный), долго, до сих пор, борюсь в себе с нелюбовью к врагам своим. Иногда получается. Иногда нет. О чем и скорблю.


А теперь немного о Церкви и официальных лицах Церкви.


О встречах с "ответственными людьми", от которых остается холод и разочарование.


Да, это не хорошо, когда официальный представитель Церкви отмахивается от тебя, как от мухи, не желая выслушать тебя, помочь тебе сделать что-то, что очень необходимо, или отделывается дежурными фразами. Неоднократно, даже в сане, имел честь встретиться с холодностью и непониманием именно и сугубо от официальных представителей Церкви. Не оправдывая никоим образом поведение этих людей, могу заметить, что Церковь - это люди, и мы с Вами в том числе. И она страдает теми же болезнями, что и все наше общество. В том числе и обюрокрачивание со всеми его прелестями. Плохо это. Хотя смею заверить, что в Церкви это встречается все же реже, чем в жизни. Я лично также неоднократно встречал и иное отношение, когда тебя приветствуют как самого родного и близкого человека, хотя и видят в первый раз. И это характерно именно для церковных людей.

Церковь только возрождается, только становится на ноги. Только пытается подняться, и это все не преувеличение. И очень часто в святом месте появляются очень не святые люди, глядя на которых судят обо всех нас. Церковь очищается от таковых, но они "пищат, но лезут". И похоже эта борьба в Церкви "за чистоту рядов" будет продолжаться бесконечно.


Мы все в свое время (в момент возрождения Церкви и восстановления соборов)слишком поверили в то, что Церковь кинется нас спасать и станет оплотом милосердия в обществе.


Как я уже заметил, Церковь еще только пытается восстановиться. Со стороны кажется, что все уже сделано, храмы открыты, некоторые восстановлены, возобновлены богослужения. И надо во всю творить дела милосердия. Ибо всегда во все времена именно Церковь была лидером в таких делах и начинаниях.

Все это правда. Но. Храмы только открыты, но не восстановлены. При разумной норме на одного батюшку около 100 человек в нашей епархии на 1,8 млн. жителей служит чуть более 120 священников. Как везде успеть? И службу наладить, и храм восстановить, и духовных чад окормить, и требы исполнить, и воскресную школу вести, и газету издавать, и все остальное сделать, и про свою семью не забыть - они тоже люди, близкие люди, любви, внимания и содержания требуют...

Я лично сплю часто по 2-4 часа, и то через день. И не успеваю. Как остальные умудряются со своими делами управляться - не знаю. А ведь еще и личная молитва нужна, а на это требуется очень много времени...

Да, рано или поздно, все и в Церкви наладится. И будет она соответствовать всем нашим чаяниям и требованиям. Но на это нужно очень много времени.


Когда-то мы обращались в епархию за моральной поддержкой в акциях помощи беспризорникам, инвалидам. Мягко скажем, понимания не было. Самый запомнившийся ответ: "Обращайтесь через месяц. Сейчас мы готовимся ко дню рождения Владыки".


Ничего не зная о конкретной ситуации, могу сказать только одно - в нашей епархии, одной из самых небогатых в Русской Православной Церкви, в самом епархиальном управлении нет соответствующих структур, занимающихся вопросами катехизации. Все делается фактически одним человеком. Это - секретарь епархии. Очень мною уважаемый, исполнительный, аккуратный, внимательный, умный и деятельный человек. Но и он, при всех своих качествах, не в силах везде успеть. Поэтому и возможно такое, что Вы встретили с его стороны как бы некоторое непонимание. Но это - невозможность физически успеть. Так что уж простите это ему. Например, в Екатеринбургской епархии вопросами катехизации занимается целый отдел, с сонмом сотрудников. Как же им активно и не работать?! А у нас это пока не возможно.


У меня есть возможность общаться с женщиной, что пришла в религию в преклонном возрасте, глубоко и полностью приняла православие. Вдобавок она стала церковной активисткой. Интриги церкви, внутренние разборки и грехи - во все это и она оказалась погружена. Но она четко разделяет два понятия: жизнь в Боге и жизнь в церкви. Мы это не различали, и этим обязаны своему изумлению и отчуждению от церкви.


Как я выше заметил, очень часто к алтарю (образно это) подходят далеко не самые совершенные люди. И это очень плохо. Гнать надо "взашей" из храма таковых интриганов и безбожников. Ибо все мы в храме, в первую очередь - священники, - недостойные слуги Господа, и не должно нам Церковь в вертеп сатанинский превращать.

Многое в конкретном храме, на конкретном приходе зависит от настоятеля. Я лично стараюсь быстро реагировать на все проявления недовольств между собою и интриг в нашем клире. И без пощады изгоняю людей, склонных к таким проявлениям. И всем настоятелям так поступать советую. Ибо храм - дом Бога нашего, и не подобает работникам его в нем вести себя неподобающе.


Мне лично церковь кажется параллельным миром, там свои категории нравственности, добра и зла, свои правила поведения и каноны.


Тут Вам это показалось. В храме, в настоящем храме с добрым и истинно воцерквленным клиром, категории такие, какие и должны быть в истинно православном мире. Хотя есть и правила, исполнения которых никто не отменял, но в миру они не соблюдаются. Например, ношение платков женщинами - знак смирения перед Господом, в Дом которого Вы пришли.


О своем чувствовании Бога я Вам писать не буду - слишком интимный и долгий разговор.


А жаль. Вы сейчас, уж простите меня, грешного, за такое сравнение, ведете себя как упрямая маленькая девочка. Мой это мир, и никого, даже батюшку, туда не пущу. Не хочу, чтобы он со своими категорическими советами и нотациями в этом мир залезал. Как хочу, так и живу, и никто мне не указ?! Дай Бог, чтобы я понял это неправильно. Если ошибся - простите великодушно!

Буду рад, если Вы все же пожелаете получить какие-то советы от батюшки, шибко Вами полюбимого (смеюсь). Всегда готов ответить на все Ваши недоуменные вопросы.


Буду рад новой с Вами очной встрече. Может тогда и о серьезном поговорим. Глядишь, и в душе попокойнее у Вас будет. Ибо мы именно для этой цели в свой сан призваны. Духовники мы, лекари душ человеческих. И никто не сможет Вам помочь в этом деле, кроме доброго священника.


С молитвою о Вас пред Господом

недостойный иерей Сергий


PS: очень большое письмо получилось. Простите меня за многословие. Может Вам этого и не надо? Отпишите, больше приставать не стану и не обижусь.

13 августа 2003 г.
Из переписки по E-mail с р.б. Юлией


- Добрый день, батюшка! Я создала Вам неплохую рекламу в нашем коллективе, и уже есть желающие приехать поучиться молитвам о счастье и достатке. Очень приятно было прочитать Ваши последние слова из письма: душу трогает, когда кто-то говорит, что молит Господа за тебя.

- Спаси Господи Вас за такие добрые слова в адрес меня, старого грешника.

Хорошо, что Ваши коллеги вдруг захотели со священником пообщаться. Все, глядишь к спасению ближе. Всегда рад гостям. Пусть приезжают, когда смогут.

Хотя, иногда и не надо "за семь верст ездить киселя хлебать". В Ижевске есть гораздо более достойные духовники, с которыми очень благодатно повидаться.

Ну пусть уж выбирают сами.

C молитвою о Вас пред Господом недостойный о. Сергий


- Здравствуйте (хотела написать- святой отец, да вспомнила, что Вы себя именуете грешником, хотя, может, и словца ради) о. Сергий!

Несколько слов о молитвах и духовниках.

Пожалуй, мои атеистические коллеги более готовы научиться молитвам, чем найти духовника. Издержки нашей профессии в том, что мы со временем разучаемся верить людям, тем более тем, кои по должности должны заниматься нашими проблемами (бытовыми или духовными). К сожалению, пересечение с духовными лицами нашей епархии эту тенденцию не нарушили (увы, это не только мое личное мнение).

Таким, как мы, стоит начинать общение с Богом при минимальном посредничестве?

- О святых отцах.

Мы насмотрелись всяких иностранных видеофильмов и почему-то всех священников начинаем по киношному называть. Не святые мы, единицы из миллионов могут стать святыми. Как же обращаться к священнику? Можно говорить "отец Сергий", можно сказать "батюшка", а можно и "честный отче". Выбирайте, что по душе.

- О молитве и духовниках.

Юлия! Вы искренне считаете, что Ваша профессия делает людей такими циниками, недоверчивыми, не верящими людям? Что в ней таким ужасным образом могло повлиять на Вашу душу? Мы с Вами в каком-то смысле коллеги. Я не ощущаю, что перестаю верить людям. Жаль, что такое происходит с Вами и Вашими сослуживцами.

Мне также удивительно и то, что Вы и Ваши коллеги смогли увидеть в духовных лицах нашей епархии такое, что заставило Вас думать о них плохо. Ваши коллеги, наверное, обладают свойством "рентгена". Видят нас, батюшек, на сквозь. Я шучу.

О Боге и посредниках.

Существует постоянно насаждаемое представителями современных протестантских сект мнение, что Церковь в том виде, каковая она есть, не нужна. Не нужны храмы, богослужение, священники. Замечу, что православные. Они, эти секты, сами заводят свои храмы, свое богослужение, своих пасторов - самозванцев. Все от Церкви перенимают. Даже звания. Лукавят крепко. И все делают для того, чтобы "охмурить" православных, привлечь их в свои секты.

Священник - это не посредник между человеком и Богом. Священник - член Церкви, исполняющий обязанности руководить совместным богослужением, молиться Богу от лица всех прихожан, помогать им в духовном делании, научать их Закону Божиему. Помощник, духовный наставник, молитвенник за духовных чад своих, возглавитель службы. Между человеком и Богом нет посредника. И не нужен он. Но нужен помощник и духовный отец. Чтобы не ошибиться, чтобы все правильно и хорошо сделать, чтобы душу свою спасти.

Среди священников в Ижевске я знаю много батюшек, достойных звания "духовный отец". Просто не увидели их Ваши коллеги.

И еще. Если человек - "атеист", то есть "воинствующий безбожник", то я лично с ним общаться не буду. Ему Бог не нужен, он борется против Него и Его Церкви. Но если человек, крещенный в Православии, просто не видит и\или не знает пути к Богу, то я могу ему помочь. Но путь этот человеку надо пройти самому. Ибо не я должен верить за кого-то, а верить он должен сам. Верить - это не только знать, что Бог есть. Это еще и жить по Его заповедям.

В любом случае - всегда рад посетителям. Желающим спастись, а не узнать что-либо про священство и Церковь плохое, чтобы сказать: "А! Никакие они не святые! Вон они какие грешники!" Бог с ними, жалко мне таких.


Рад буду новой встрече с Вами

С молитвою о Вас пред Господом о. Сергий

9 августа 2003 г.
Беседа с р.б. Татьяной по телефону после ее очередного общения с протестантским проповедником


- Батюшка! Мне сейчас снова попался по дороге протестантский проповедник. Они недалеко от нашего дома разбили палатку и проповедуют в ней. Как я иду домой, так он тут как тут - постоянно на пути попадается. И все разговоры разные заводит.

Отказаться от беседы как-то неудобно... Что мне делать?

- Вас это смущает?

- Он всякие вопросы разные задает, все пытается доказать неправильность нашей веры. А я устала с ним спорить...

- Сделайте так. Когда он в следующий раз попытается с Вами заговорить, перекрестите его и скажите: "Изыди от меня, сатана!" И идите далее своей дорогой.

- Так и сказать?

- Да, так и сказать. Не стоит Вам вести беседу со специально подготовленным специалистом для поколебания в вере православных. Вы, наверное, уже это ощутили на себе?

- Да. Он все так убедительно говорит. Все так и сыплет словами из Евангелия. И я совсем теряюсь.

- Вот видите. Ваши знания, к сожалению, очень малы, по сравнению с его подготовкой. И Вы не сможете ничего вразумительного ему сказать. Убедив Вас в том, что он знает Евангелие гораздо лучше Вас, далее он спокойно убедит Вас в любой ереси, которую проповедует. Очень тонкий и 100% надежный психологический прием.

И единственный верный в Вашем положении способ - уйти от беседы с таким человеком. Хотя Ваши знания Учения Господа нашего Иисуса Христа ничтожны, по разным на то причинам, но Ваши опыт духовного делания, горячей и благодатной молитвы, истинного поста, жизни по Заповедям Христовым, соборного молитвенного делания в храме Божием несравненно богаче, чем у этих "лжеучителей".

Конечно же, Вам стоит больше времени уделять изучению Евангелия. Постоянно читать духовную популярную литературу, а также и нашу газету, в которой печатается много полезного для новоначальных.

- Что, вот так и перекрестить, и не разговаривать?

- Да. Ибо не ради духовной беседы они пытаются постоянно заговаривать с Вами. Для себя они уже все уяснили и считают, что все знают о Боге. И они никогда и ни в чем не будут соглашаться с Вами, даже если Вы очень грамотно и убедительно сможете доказать свою правоту. Они пропустят Ваши слова мимо ушей и зададут очередной каверзный вопрос, которых у них множество. Как будто Вы ничего и не сказали. Их цель - поколебать Вас в вере, а не узнать для себя что-либо новое о ней.

- Он спрашивал меня о Спасе нерукотворном. Я попыталась ему рассказать, но он сказал, что я неправа, так как в Евангелии о Спасе нерукотворном ничего не говорится.

- Действительно, в Евангелии о Спасе нерукотворном ничего не говорится. Многие православные искренне верят, что события, связанные со столь почитаемом на Руси третьим Спасом, описаны в Евангелии. Но это не так. Повествование о князе Авгаре и его чудесном исцелении от проказы платом с отпечатком Лица Иисуса Христа дошли до нас в Священном Предании, в истинность которого мы также свято верим.

- Спаси Господи Вас, батюшка, за беседу. Теперь я знаю, как поступать.

- Да храни Вас Господь!

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz