"Ответы на ходу" - краткие ответы на духовные вопросы

Ответы на записки, которые я получал при возвращении нашего автобуса с паломниками из Дивеево 15 сентября 2003 г.


- Как Вы относитесь к гражданскому браку. У меня есть желание венчаться, но нет разрешения на это без регистрации брака в ЗАГСе.


- На ваш вопрос ответить в двух словах непросто. Начнем по порядку.

Что есть брак? Брак - это признанный обществом союз мужчины и женщины, образовавших семью для зачатия, рождения и воспитания детей и совместного проживания.

Три компонента в браке, и все они должны присутствовать обязательно. Основная цель брака - продолжение рода. Не может быть также нормальной семьи без совместного проживания супругов, так как детям нужны и мать и отец. И для того, чтобы окружающие нормально относились к потомству, считали их равными себе, а также к материальным ценностям, нажитым семьей при совместной жизни, необходимо, чтобы брак был оформлен официально. То есть должно быть совершено действо, признанное в обществе и объявляющее брак юридически законным.

Что есть гражданский брак? В те времена, когда это понятие входило в обиход, существовал только церковный брак - венчанный. И отношения в таком браке регламентировались действующим законодательством, которое считало венчанный брак единственно юридически действительным.

Гражданский брак - альтернатива для безбожников - юридический договор между супругами, который скреплял нотариус. В советские времена гражданский брак регистрировали местные органы власти. При этом юридические отношения между супругами также определялись действующим законодательством.

В вашем случае, раз вы не расписаны, то есть не состоите в гражданском браке, называть Ваше сожительство браком невозможно. Лукавство это, называть сожительство браком, такое сожительство не дает ни каких прав супругам и, в первую очередь, их детям. Хотя это сейчас принято. Стыдливо так сожительство гражданским браком называют. Хотя сие есть ложь.

Я лично считаю гражданский брак юридически оформленным сожительством.

Об отношении Церкви к гражданскому браку.

В настоящее время перед венчанием священник всегда проверяет паспорта жениха и невесты, чтобы удостовериться, что кто-либо из будущих супругов не состоит в гражданском браке с третьим лицом. Это делается для того, чтобы действия Церкви в этом вопросе не входили в противоречие с законодательством. Ибо венчание в настоящее время не устанавливает юридических взаимоотношений между супругами.

Советская власть всячески, во все времена своего существования, старалась принизить значение церковных таинств, вплоть до преследования священников, совершающих венчание без регистрации гражданского брака.

Могут ли все же повенчаться люди, не имеющие гражданского брака между собою и не состоящие в другом браке?

В настоящее время священник, совершивший таинство венчания над людьми, находящимися в сожительстве, преследоваться со стороны властей не будет. Нет такого закона. Просто такой брак, как я уже ранее говорил, не будет иметь юридической силы, но имеет силу духовную: "Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину" (Быт. 2, 24).

Как поступают обычно священники, если вдруг будущие супруги не состоят еще в гражданском браке?

Обычно по таким неясным вопросам мы направляем желающих повенчаться в епархию, чтобы они получили на то благословение Владыки. При наличии благословения - венчаем без промедлений.

Я лично, считая, как верующий, что венчание гораздо более важное событие в жизни молодоженов, стараюсь убедить их сначала повенчаться в церкви, чтобы Бог благословил их брак, а уж затем направляться в ЗАГС. Тем паче, что наш храм и ЗАГС находятся рядом. Велика ли разница - что будет раньше - регистрация или венчание? Для меня - да. Что лучше - батюшка сначала объявит молодых мужем и женой, или какая-либо чиновница это сделает, вкупе со странным смешением разных обрядностей из язычества, венчального чина и иного разного, придуманного своей воспаленной фантазией? Лучше - чтобы священник. Тем более, если в этот день литургия совершается, настойчиво советую молодым исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. Бывало - соглашались. Особенно в тех случаях, когда родители - верующие и настаивают на этом.

Думается, что и венчание пар, живущих совместной жизнью многие годы, но не состоящих в гражданском браке, разумно. Ибо никуда они друг от друга уже не денутся. А то, что желают брак благословить - слава Богу, и хвала их вере!

Если же мужчина и женщина знают друг друга не долго и еще по настоящему не жили совместной жизнью - то такой брак венчать никто не будет. Ибо сие есть искушение - есть желание пожить вместе, но есть опасения, что что-то "не срастется" в отношениях. Вот и думают хоть как-то, венчанием, установить видимость законных отношений. А там - не получится жить вместе - разбежимся, и паспорт чистый! Великое лукавство!


- Могут ли отказать в венчании, если муж курит?


- Церковь признает курение грехом. Хотя нигде в Библии табак и табакокурение не упоминаются, но так как человек курящий находится в зависимости от табака, то он имеет страсть. А любая страсть - это грех.

Курение мужа не является препятствием для венчания. Ибо об этом в Уставе Церкви ничего не говорится.


- Допускает ли Православие смешанные браки (зять - татарин)?


- В настоящее время Русская Православная Церковь с пониманием относится к тем ситуациям, когда православные женятся или выходят замуж за не православных, считая это личным делом молодоженов. Хотя ранее и бывали случаи, об этом даже встречаются упоминания в художественной литературе, когда священнослужители не благословляли своим прихожанам или духовным чадам вступать в брак с иноверцами. Но сейчас - иное время.

Если будущий супруг - католик или католичка, то, с благословления правящего архиерея, такой брак может быть венчан по православному обряду. Во всех иных случаях брак с инославным не может быть венчан.

Как же быть верующим, у которых в семье вдруг появляется иноверец?

Если новый член семьи действительно - иноверец, то мир в семье должен признаваться самой главной ценностью. По принципу: "плохой мир лучше доброй ссоры". Поэтому в общении с членом семьи - иноверцем о вере ничего говориться не должно. Но должно уважать чужую веру, право человека на выбор вероисповедания. Поэтому категорически воспрещается высказываться в присутствии иноверцев отрицательно о их вере, мешать совершать им обряды и ритуалы, настраивать свою дочь или сына против супруга - иноверца, прямо или косвенно осуждая их веру. И тем более запрещается заниматься прозелитизмом, то есть переманиванием в свою веру. Ни в коем случае не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь супругов, например, по вопросам крещения их детей. Как сами решат - так и будет.

В моей практике были случаи, когда прихожанки испрашивали благословения крестить своих внуков - детей от брака мусульманина с христианкой - тайно от их отца, так как он был против или мог быть против этого. Я лично категорически отказывался крестить детей без согласия отца ребенка. Не должно так поступать и противозаконно. Ибо отец волен разрешить или не разрешить, а мы не имеем права идти против его воли.

Возможны случаи, когда действия иноверца могут каким-либо образом влиять на уклад жизни семьи. Например, если в семье появляется ортодоксальный еврей, то он обязательно заведет специальную посуду для изготовления кошерной пищи, будет особо питаться, следить за тем, как и где моется кошерная посуда и т.п. В этом случае необходимо сразу же договориться о том, как все это будет происходить. Иначе не миновать скандалов и упреков.

В тех случаях, когда будущий член семьи - иноверец принадлежит к какой-либо деструктивной, то есть разрушающей личность человека, секте, необходимо последовательно и неукоснительно добиваться того, чтобы либо этот человек оставил свое вероисповедание, либо чтобы брак не состоялся. Ибо деструктивные секты вне закона, и мы имеем полное право с их представителями бороться.

Кстати, "татарин" - это национальность, а не вероисповедание. Если татарин - мусульманин, то нужно поступать так, как сказано ранее. Если неверующий, то можно попытаться убедить его креститься и повенчаться, чтобы в семье все принадлежали к одной вере. Ибо самой главной и важной причиной разногласий в любой семье является то, принадлежат ли супруги или близкие к одному вероисповеданию или нет. Если к разным, то это значит, что близкие люди не понимают друг друга, не разделяют взгляды друг друга на главные постулаты мироздания. А это очень плохо. Близкие только тогда близкие, когда между ними есть понимание. В противном случае брак обречен на неудачу.

Приведу один пример из моей практики. Однажды, когда я служил в Михаило-Архангельском храме с. Малая Пурга, пригласил меня осветить свой дом один татарин средних лет. Когда я вошел в его квартиру, то сразу же увидел православные иконы, стоящие на видном месте. Выяснилось, что этот татарин, будучи сам неверующим, более того - симпатизирующим Православию, с пониманием относится к вере жены и никогда не препятствует ей в вероисповедании. Когда же я предложил ему креститься и повенчаться, он, сожалея об этом, сказал, что тогда ему вход в дома родных будет закрыт, так как родственники - его мусульмане, а дядя - мулла, и они не поймут его действий. А вот чтобы его дочь крестилась, он не против. Правда, потом случайно выяснилось, что его дочь крестилась тайно от отца еще за полтора года до нашего разговора. И вот, представьте, как же мне было неудобно пред ее отцем за батюшку, который поступил так не разумно. Косвенно я оказался виноват в том, что без воли родителя дочь приняла нашу веру. Как мне было после этого с ним встречаться и в глаза смотреть?

И, напоследок, замечу, что у меня много друзей - мусульман. Мы с пониманием и уважением относимся к вере друг друга. И наша дружба от этого не страдает.


- Как правильно соблюдать пост в супружеских отношениях?


- Как некоторые из Вас уже знают, пост есть ограничение себя как в еде, то есть в ее качестве и количестве, так и в удовольствиях, например, в посещении увеселительных мероприятий, смотрении телевизора и т.п. Это распространяется и на близость супругов. То есть близость супругов не должна быть во все время поста, как многодневного, так и однодневного. Поэтому, даже если поста нет, то и в этом случае близость супругов допускается только в ночь с понедельника на вторник, со среды на четверг, с пятницы на субботу и с воскресенья на понедельник. 4 раза в неделю. В остальное время близость супругов - грех.

Таким образом получается, что в течение года супруги могут быть близки не более 130-ти дней. А если сюда добавить еще и женские критические дни, необходимость соблюдения поста пред причащением и иные обстоятельства, то таких случаев будет гораздо меньше.

В ответ же на Ваш такой общий и дружный вздох замечу, что всякий подвиг должен быть по разуму. В некоторых случаях возможно разрешение поста, то есть его послабление. Например, года полтора тому назад я слушал выступление по телевизору одного из священнослужителей Патриаршего подворья. Так вот, он сказал, что не возбраняется молодоженам, медовый месяц которых пришелся не Великий пост, нарушать его. Ибо, де, это - дело молодое, когда им еще так часто близкими то быть?

Спорное утверждение. Но есть и в нем зерно истины. Если супруги встречаются редко, например, муж - военный моряк-подводник, или постоянно бывает в командировках, так что у них близость возможна только, скажем, раз в 2-3 месяца, или с долгими перерывами, то незачем им на календарь оглядываться. Это уже будет подвиг не по разуму. Ибо все в нашем вероисповедании должно быть мудро. Сказал Господь наш Иисус Христос: "...суббота человека ради бысть, а не человек субботы ради:" (Мк. 2, 27).

Здесь, мне думается, стоит несколько по шире рассмотреть данный вопрос.

А вообще, что есть близость человеческая, и как к ней относится Церковь?

Близость - естественный способ зачатия детей. Всякая близость мужчины и женщины без цели зачать ребенка есть нарушение Заповеди Божией: "...раститеся и множитеся, и наполните землю..." (Быт. 1, 28). Поэтому совершенно не имеет значения то, когда Вы совершаете близость ради получения удовольствия, а не ради рождения ребенка. А так сейчас поступают все. И в любом случае это - великий грех. Какие бы Вы при этом оправдания для себя и не приводили.

Грешно ли зачинать ребенка, даже молодоженам, в постный день? Грешно. Ибо пост на то и дан, чтобы ограничивать себя в удовольствиях, а высвободившееся время уделять Богу, молитве и покаянию. А мы об этом даже и не думаем. Я как-то немного проанализировал случаи рождения людей постом. При внимательном рассмотрении выяснилось, что во всех без исключения случаях зачатие ребенка падало тоже на пост. Вот вам и вечное мучение человека, который день своего рождения празднично встретить не может только потому, что его родители об этом не подумали.

Есть еще один непростой нюанс. Очень часто наиболее ревностно соблюдающими пост и иные установления Церковного Устава в семье являются жены. Либо муж - безбожник, либо верующий, но менее, чем жена, ревнитель по Бозе. И вот, приходит такой муж домой и начинает за женой ухаживать. А жена говорит: "Нет, у меня пост!" Скандал, обиды, ссоры тут неизбежны. А в некоторых случаях жены просто боятся перечить мужу, так как и ударить в сердцах может, или, чего еще более боятся женщины, на сторону убежит или напьется. Как тут нашим милым дамам - верующим православным христианкам - быть?

Если сегодня не пост, то, не смотря на всю Вашу усталость, все Ваши дела и заботы, Вы должны о муже помнить в первую очередь и о близости с ним не забывать.

Если Ваш муж - верующий, постарайтесь прийти с ним к соглашению, мирной договоренности, что в постные дни о близости Вы думать не будете, дабы не согрешать.

Если Ваш муж не понимает Вас в этом вопросе, то в постные дни Вы должны сделать все для того, чтобы он не захотел близости. Избегайте всего того в своей одежде, своем поведении, что вызывает у Вашего мужа желание. Помните, что часто женщины сами провоцируют возникновение такого желания, и они прекрасно знают, чем провоцируют. Кроме того, в большинстве случаев, если, конечно же, муж не маньяк с садистскими наклонностями, мужчина очень чуток к тому, есть ли желание близости у самой женщины. Если она не хочет близости, то и муж, почувствовав это, отступится. Так уж мужчины устроены.

Если все же близости избежать не удается, а портить отношения отказом не желательно, смиряйтесь и уступайте своему мужу. Ибо мир в семье очень важен. Хотя бы ради детей, которым приходится очень несладко, когда родители ссорятся или, более того, семья распадается.

Главное, дорогие женщины, должно самой не хотеть, самой себя, в первую очередь, смирять. Очень часто женщины лукавят, оправдываясь настойчивостью мужа, сваливая на него всю вину. Лукавят, ох как лукавят!

Если близость без желания зачать ребенка была, то необходимо в этом обязательно покаяться на ближайшей исповеди. И если близость была постом, то покаяние требуется тоже. Какие бы Вы оправдания для себя не находили. Ибо грех - всегда грех, и нет ему оправдания.


- Отец Сергий! Почему служба ведется на языке, мне не понятном, т.е. старо-славянском? Почему не на русском?


- Интересный, хотя и сложный вопрос.

Многие века богослужения в Русской Православной Церкви совершаются на церковно-славянском языке. Заметьте - на церковно-славянском, а не на старо-славянском, так как эти языки отличаются. И, если в стародавние времена, церковно-славянский язык было гораздо ближе к обиходному разговорному, то современный русский язык уже сильно от него отличается. Для примера приведу свою бабушку - старую неграмотную крестьянку, речь которой была насквозь пронизана церковнославянизмами. Для нее было естественно так говорить. А это происходило во 2-й половине 20-го столетия! Совсем, скажем, недавно.

Почему это так происходит? Для человека, изучавшего церковно-славянский язык в церковно-приходской школе или гимназии, а также, по вере родителей своих, постоянно посещавшего богослужения, регулярно читавшего Библию, в том числе Евангелие и Псалтирь, все в церковном богослужении было понятно.

Современный человек, по безбожию своему, совершенно церковно неграмотен. И ленив, в довершение. У него нет желания изучать свою историю, язык Церкви. Ему подавай, чтобы популярно было в Церкви, современно, разжевано. А мне лично на то, чтобы научиться бегло читать по церковно-славянски, понадобилось всего 3 недели. Ибо этот язык очень близок для русского человека. Что и Вам советую.

Язык Церкви - очень емок и образен. Он гораздо "сочнее", "ярче", "вкуснее", если хотите, современного языка. И многие понятия в переводе просто теряют большую часть своей значимости, выхолащиваются, а порою от этого теряется вся глубина смысла читаемого. Приведу пример. Вот вам три варианта одной строки из притчи о десяти девах:

"Пять же бе от них мудры и пять юродивы" (Мф. 25, 2) (Библия на церковно-славянском языке) или

"Из них пять было мудрых и пять неразумных" (Библия на русском языке, Синодальный перевод) или

"Пять из них были умные и пять глупые" (Один из переводов Нового Завета, сделанного новомодными сектантами - протестантами).

Рассмотрим связку "Мудр - мудрый - умный". Даже русский синодальный перевод слова "мудр" дает некоторую потерю качества слова, сужает его смысл, так как слово "мудр" говорить о всеобъемлемшем качестве человека, а слово "мудрый" - об одном их его качеств, не акцентируя внимания на всеобъемленности. А уж сектантский перевод вообще сужает смысл этого слова до характеристики ума человека, хотя любой согласится, что "мудр" - это не только "умный", но еще и нечто, присущее душе человеческой, более значимое, чем умственные способности.

А теперь рассмотрим связку "юродив - неразумный - глупый". Тут сужение смысла происходит уже в синодальном переводе, а в сектантском смысл слова вообще теряется. Согласитесь, что слово "юродив" не совпадает по смыслу со словом "неразумный", ибо в истории Русской Православной Церкви было очень много юродивых очень даже разумных, разумнее многих окружающих их людей. А про слово "глупый" вообще говорить не стоит, так как это совершенно неправильный перевод.

Вот Вам и "перевести на современный язык".

Попытка реализовать богослужение на русском языке в нашей Церкви уже предпринималась. Так в начале 20-го века так называемые обновленцы служили на русском языке. Но пресно было такое богослужение, не ходили верующие к ним, пусты были храмы. И это, не смотря на то, что обновленцы захватили почти все церкви, а тихоновцы могли тогда служить только в некоторых единичных церквях.

А для большей убедительности приведу Вам пример. В одной из своих поездок в Дивеево довелось мне сослужать в Свято-Троицком храме с двумя батюшками с Украины. Батюшки еще достаточно молодые. И видели бы Вы как они, со слезами на глазах, сетовали мне на то, что их заставляют служить на украинском языке. Для убедительности они прочитали мне тропарь "Богородице, Дево, радуйся" в переводе. Я, грешен, долго смеялся, а они, видя мое веселие, еще более заплакали. И это не приукрашивание, а то, что я видел своими глазами.

Судя по Вашему дружному смеху, раздающемуся сзади, кое-кто из Вас хорошо знает украинский язык и смог представить, как это выглядело. Грустно это.

Посему настойчиво рекомендую - купите букварь, словари, книги на церковно-славянском языке, книги по богослужению и изучайте. И многое в нашем богослужении станет Вам понятно.

Хотя замечу - что не присутствующим в храме читают и поют хор и священники, а от имени присутствующих - Богу. Поэтому главное в богослужении не столько понимание прихожанами того, что прочитано или пропето, сколько их внутреннее чувство покаяния, молитвы и благоговения пред Богом своим. А это чувство никакими словами не передашь. Я знаю много истинных молитвенников, постоянно посещающих Богослужение, которые не изучали специально церковно-славянский язык, но ясно и глубоко понимают смысл происходящего в храме, так как им, по их усердию, помогает Сам Бог!


- Отец Сергий! Почему в мире происходят войны на религиозной основе, хотя Бог един?


- Бог Один, да не Един для представителей разных конфессий, так как у нас с ними учения о Боге разнятся, причем настолько глубоко, что пропасть разделяет нас. Вера у нас разная. Перун, Аллах, Зевс, Аполлон и иже с ними для нас не боги, и Мухаммед - для нас не пророк Его. Хотя мусульмане и почитают Иисуса Христа за пророка.

Да и Бог называющих себя христианами современных протестантов для нас не тоже самое, что для них. Ибо, повторюсь, наш Бог - это, в первую очередь, Его Учение, изложенное в Священном Писании, в Котором Он проявился нам. А Священное Писание у нас и у этих, так называемых христиан, разное, разные у нас переводы и их толкования.

В качестве подтверждения значимости, божественности Евангелия для нас приведу то, что Евангелие - единственная книга, которую священники не освящают, а просто кладут на престол. Ибо эта книга уже освящена Словом Его.

А теперь о войнах и их причинах.

При внимательном взгляде на историю можно привести множество примеров того, что все без исключения войны начинались по политическим причинам, а не по религиозным. Даже крестоносцы, вроде бы совершавшие богоугодно дело, освобождая Палестину от захватчиков, воевали не против турок, но против православной Византийской империи. Сие была борьба за власть, наживу, деньги, ценности и т.п., а также за монопольное влияние на православный мир. Во многом благодаря крестовым походам Византийская империя была ослаблена и пала под натиском мусульман. Крестоносцы сделали страшное и черное дело - они позволили иноверцам на многие века захватить православные святыни и почти уничтожить Православие на Святой Земле. Только совсем недавно первый храм Православия - Святая София - перестал быть мечетью и превращен в музей. Но не возвращен православным. До сих пор в Турции нет крестов над православными храмами. Такие вот грустные последствия этих воин ради наживы.

Пожалуйста, приведите пример хотя бы одной из войн на религиозной почве.

Чечня? Сугубо не религиозная война. Это, в лучшем случае, национально-освободительная война. Хотя и это - неправда. По крайней мере, так ее пытались представлять до последнего времени политики на Западе. И представляют до сих пор, хотя и делают реверансы в сторону нашего правительства.

Причин чеченского конфликта несколько.

Первая и главная - чеченский народ, к сожалению, в первую очередь - мужчины - не умеют и не любят мирно трудиться. Тому пример - история взаимоотношений России и Чечни в дореволюционные времена. Показателем высшей доблести, воспитываемым с молоком матери, глубоко уходя в уклад и быт чеченцев, были разбой, грабеж и воровство. Именно это происходило и во времена правления Дудаева, и после него. Когда все поезда, проходящие по территории Чечни, подвергались тотальному разграблению, и люди - пассажиры - в том числе.

Так уж случилось в моей жизни, что о быте и укладе чеченцев я узнал еще задолго до того, как грянула перестройка. Был у меня товарищ, коллега по работе, родом из Грозного. Отец его занимал до пенсии очень высокий пост в правоохранительных органах. И сын много знал о чеченцах и рассказал мне о них. Он не питал зла к чеченцам, но, любя свою родину, со скорбью рассказывал об этом народе.

Я не знаю, сколько времени должно пройти, сколько еще людей - русских воинов и просто мирных граждан - погибнуть, чтобы чеченский народ изменил свой менталитет. Очень бы хотелось, чтобы это произошло побыстрее. Но это очень сложный (и реальный ли?) процесс. Пример тому - цыгане. Сколько пытались их "посадить" на землю, привить цивилизованные нормы поведения? А воз и ныне там. Сколько цыганских таборов сейчас колесят по нашей стране, воруя, обманывая, выпрашивая, занимаясь проституцией? Не хотят трудиться, не хотят своим трудом жить...

Посему ввод российских войск в 1994 году был неизбежен. Ибо надо было остановить этот беспредел. Но, как выражается на веки вошедший с этой фразой в историю нашу Черномырдин: "Хотели, как лучше, а получилось, как всегда!" Не продумана, неподготовлена была первая операция, да и все последующие. Не умеют наши правоохранительные органы быстро и бескровно наводить порядок. И теперь еще не научились. Вот и гибнут люди, в большей части своей - мирные, вот и невозможно наладить там мирную жизнь.

Имеет место быть и подозрение в том, что многие политики на войне в Чечне "греют руки". И тому есть, к сожалению, подтверждения. Большие, очень большие деньги поступают в Чечню на восстановление. И часть их разворовывается, как сообщают об этом правоохранительные органы. Невыгодно ворам от политики прекращение этого конфликта, ох как не выгодно.

Одной из основных причин также является то, что западные страны, а в первую - очередь США, финансируют наемников. Это делается даже сейчас, не смотря на все их самые благие заверения. Выгодно этим странам, чтобы у нас был постоянно такой конфликт. Де, Россия преследует борцов за независимость, геноцид устраивает. Есть повод всегда, если вдруг Россия в неугодную им сторону повернет, вой начать, вот, де, какие русские плохие! Уверен, что финансирование наемников не прекращено, только стало более тайным. Чтобы мы по сторонам не смотрели, их делишкам не мешали, а в своем огороде возились.

Вот вам и все причины. А религиозного тут ничего нет. Вахабизм - это прикрытие для реализации своих политических амбиций и меркантильных дел.


На этом вопросы закончились. Желаю всем Вам всего самого наилучшего.

С молитвою о Вас пред Господом

о. Сергий

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz