К титульному листу
К титульному листу

Раскрыть/свернуть содержание всех книг


 

О книге Бытия буквально.

Книга неоконченная

Глава I
  • Предварительные рассуждения о кафолической вере. Что такое грех? Что такое наказание за грех? Грехи естественные. Почему церковь называется кафолическою.
Глава II
  • Способы изъяснения Закона. История. Аллегория. Аналогия. Этиология.
Глава III
  • Объясняется 1 стих Бытия
Глава IV
  • Объясняется 2 и 3 стихи Бытия. Бездна. Четыре элемента. Подобия о Духе над водами.
Глава V
  • О стихах 3 и 4 Бытия. Троякий свет — эфирный, чувственный и разумный. Что такое свет.
Глава VI
  • Объясняется первая половина 5 стиха, книги Бытия. Отчего имя называется именем.
Глава VII
  • О второй половине 5 стиха Бытия.
Глава VIII и IX
  • Объясняется 6 стих Бытия. Планета Сатурн. Объяснение 8 стиха Бытия.
Глава X
  • Объясняются 9 и 10 стихи Бытия. Что значит получить форму.
Глава XI
  • Объясняются 11, 12 и 13 стихи Бытия.
Глава XII
  • Объясняется первая половина 14 стиха Бытия.
Глава XIII
  • О второй половине 14 стиха и о стихах 15, 16, 17, 18 и 19. Великий, так называемый в просторечии Платонов, год.
Глава XIV
  • Объясняется 20 стих Бытия.
Глава XV
  • О том же 20 стихе, а также и 21, 22, 23 и 24 стихах Бытия.
Глава XVI
  • Объясняются 25 и 26 стихи Бытия. — Что такое образ. — Подобие в собственном смысле слова. — Откуда красота? — Вселенная. — Ум.

О книге Бытия буквально.

Двенадцать книг

Книга I

  • Объясняется начало книги Бытия [с 1 стиха]: В начале сотвори Бог небо и землю до стиха 5: И нарече Бог свет день, и проч.
Глава I
  • На что в св. писании надобно обращать внимание и что собственно означают 1 и 2 cm. Бытия.
Глава II
  • О стихе 3. Как сказал Бог: Да будет свет, чрез тварь ли, или чрез вечное Слово?
Глава III
  • О том же 3 стихе. Что такое свет. Почему не сказано: Да будет небо и т. д., подобно тому, как сказано: Да будет свет. Ответ первый.
Глава IV
  • Второй ответ на вышепоставленный вопрос.
Глава V
  • Разумная природа становится бесформенною, если она не совершенствуется, обращаясь к Божественному Слову. Почему сказано, что Дух Святый носился над водою, прежде чем сказано, что Бог изрек слова: Да будет свет.
Глава VI
  • О стихе 4. Троица, указываемая как в начале, так и в продолжение творения.
Глава VII
  • Почему о Духе Святом сказано, что Он носился верху воды.
Глава VIII
  • Любовь Божия к тварям обуславливает как их бытие, так и [последующее] существование.
Глава IX
  • Опять о стихе 3. Во времени ли сказано: Да будет свет, или вне времени?
Глава X
  • О стихе 5. Как прошел первый день — в творении ли, или после творения света? Принимается первый способ изъяснения. Второй способ понимания соединяется с затруднениями.
Глава XI
  • Новое затруднение в вышеприведенном способе изъяснения касательно назначения солнца.
Глава XII
  • Еще затруднение касательно последовательности трех дней и ночей до сотворения солнца. — Как произошло собрание вод.
Глава XIII
  • Когда были сотворены вода и земля.
Глава XIV
  • Основание, почему в первом стихе Бытия подразумевается бесформенная материя.
Глава XV
  • Материя предшествует форме по происхождению, а не по времени.
Глава XVI
  • Другое основание для объяснения того, как происходили день и ночь, именно — чрез расширение и сокращение света, отвергается.
Глава XVII
  • Затруднение касательно духовного света — каким образом в этом свете может быть вечер и утро, а также разделение от тьмы?
Глава XVIII
  • Как производит Бог действие.
Глава XIX
  • В темных местах Писания ничего не следует утверждать без рассуждения.
Глава XX
  • Почему при изъяснении книги Бытия приводятся разные мнения, а не утверждается какое-нибудь одно.
Глава XXI
  • Какой результат такого изъяснения, при котором без рассуждения ничто не утверждается.

Книга II

  • От слов: И рече Бог: да будет твердь и проч. до стиха 19: И бысть вечер. В конце книги приводятся некоторые замечания против звездочетов.
Глава I
  • Что такое твердь посреде воды. Некоторые отрицают, что выше звездного неба могут быть воды.
Глава II
  • Воздух выше воды.
Глава III
  • Огонь выше воздуха.
Глава IV
  • Воды над воздушным небом, которое, как некто заметил, называется твердью. Что такое дожди
Глава V
  • Воды над звёздным небом.
Глава VI
  • О добавленных словах: И сотвори Бог и проч.: делается ли в них указание на Лицо Сына Божия.
Глава VII
  • О том же предмете.
Глава VIII
  • Почему относительно света не сделано добавления: И созда Бог, как это делается обыкновенно относительно других творений
Глава IX
  • О фигуре неба.
Глава X
  • О движении неба.
Глава XI
  • О 9 и 10 стихах Бытия.
Глава XII
  • Об 11, 12 и 13 стихах Бытия.
Глава XIII
  • О 14 и 15 стихах Бытия. — Почему светила сотворены в четвертый день.
Глава XIV
  • Каким образом светила служат в знамения, и во времена, и во дни и в лета.
Глава XV
  • Какою сотворена луна.
Глава XVI
  • Одинаковым ли светом светят светила.
Глава XVII
  • О звездочетах.
Глава XVIII
  • Затруднение касательно того, управляются ли и одушевляются ли звезды духами.

Книга III

  • Со стиха 20: и рече Бог: да изведут воды... и пр. до конца первой главы.
Глава I
  • О происхождении животных из воды говорится раньше, чем о происхождении их из земли, потому, что вода ближе к воздуху, а воздух — к небу.
Глава II
  • Погибель небес от потопа означает, что воздух перешел в природу вод.
Глава III
  • Мнения о превращении элементов. Воздух в истории книги Бытия не пропущен.
Глава IV
  • Пять чувств имеют отношение к четырем стихиям.
Глава V
  • Как сила ощущения в пяти чувствах обнаруживается по отношению к четырем элементам различно.
Глава VI
  • Элемент воздуха писателем Бытия не пропущен.
Глава VII
  • Летающие не без основания названы сотворенными из воды.
Глава VIII
  • Почему рыбы названы гадами душ живых.
Глава IX
  • О том, что некоторые философы каждому элементу приписывали своих животных.
Глава X
  • С допущения мысли, что демоны суть существа воздушные, нисколько не страдает учение Писания, что летающие произведены из воды. — Ветры. — Громы. — Облака. — Дождь. — Град. — Ясная погода.
Глава XI
  • Объясняются 23 и 24 стихи. О различных родах животных, сотворенных из земли.
Глава XII
  • Что значит выражение "по роду", употребленное о некоторых творениях, но не употребленное о человеке.
Глава XIII
  • Почему благословение дано, подобно человеку, одним только водным животным. Обязанность рождать.
Глава XIV
  • О сотворении насекомых.
Глава XV
  • О творении ядовитых животных.
Глава XVI
  • Для чего сотворены звери, причиняющие вред друг другу.
Глава XVII
  • Недоразумение относительно мертвых тел.
Глава XVIII
  • Для чего и когда сотворены терния и волчцы и бесплодные дерева.
Глава XIX
  • О стихах 26, 27 и дал. Почему при творении одного только человека сказано: сотворим, и проч.
Глава XX
  • В каком отношении человек сотворен по образу Божию и почему о сотворении человека не сказано: и бысть тако.
Глава XXI
  • Затруднение относительно бессмертия человека, вытекающее из предоставления ему пищи.
Глава XXII
  • Мнение некоторых, что словами: и сотвори Бог, и проч. обозначается сотворение души, а словами: и созда Бог, и проч. сотворение тела.
Глава XXIII
  • К чему относится выражение 30 стиха: и бысть тако.
Глава XXIV
  • Почему о человеке не сказано особо, как об остальных животных: виде Бог, яко добра.

Книга IV

  • Объясняется начало второй главы Бытия, и, после некоторых [замечаний] о совершенстве шестеричного числа, снова возбуждается вопрос о 5 стихе 1 главы, — вопрос именно о том, как, с сотворением света, происходили вечер и утро и, таким образом, исчислялись дни до шестого и седьмого.
Глава I
  • Как должны быть понимаемы шесть дней.
Глава II
  • О совершенстве шестеричного числа.
Глава III
  • О написанном в XI, 21 Премудрости: вся мерою, и числом, и проч.
Глава IV
  • О том, что Бог есть мера без меры, число без числа, вес без веса — Троица.
Глава V
  • Идея меры, числа и веса, по которым расположено все, существует в Самом Боге.
Глава VI
  • Где созерцал Бог, располагая все.
Глава VII
  • Как созерцаем мы совершенство шестеричного числа.
Глава VIII
  • Как понимать покой Божий в седьмой день.
Глава IX
  • В каком смысле, говорится, что Бог почивает. — Скорбь, заслуживающая похвалы.
Глава X
  • Вопрос, мог ли Бог почить в собственном смысле.
Глава XI
  • Как примиряются две мысли, что Бог и почил в седьмой день и доселе делает.
Глава XII
  • Другое основание для примирения Писания о покое и продолжающемся действии Божием.
Глава XIII
  • О праздновании субботы. — Христианская суббота.
Глава XIV
  • Почему Бог освятил день Своего покоя.
Глава XV
  • Разрешение вопроса, поставленного выше.
Глава XVI
  • Покой Бога в седьмой день от дел Своих
Глава XVII
  • Наш покой в Боге.
Глава XVIII
  • Почему седьмой день имел утро, а, вечера не имел.
Глава XIX
  • Другое основание для объяснения, что седьмой день не имел вечера.
Глава XX
  • Сотворен ли седьмой день.
Глава XXI
  • О свете, который до светил служил причиной перемен дня и ночи.
Глава XXII
  • Как понимать, что духовный свет производил смену дня и ночи.
Глава XXIII
  • Познание вещей в Слове Бога и в самих себе.
Глава XXIV
  • Знание Ангелов.
Глава XXV
  • Почему в течение шести дней не упоминается ночь.
Глава XXVI
  • Как понимать число дней.
Глава XXVII
  • Обыкновенные дни недели весьма не похожи на семь дней Бытия.
Глава XXVIII
  • Объяснение, данное свету и духовному дню, не следует считать несобственным и фигуральным.
Глава XXIX
  • День, вечер и утро в Ангельском познании.
Глава XXX
  • Познание ангельское нисколько не становится ниже хотя в нем есть и вечер и утро.
Глава XXXI
  • Каким образом в начале творения вещей в ангельском познании не разом были день, вечер и утро.
Глава XXXII
  • Хотя в познании Ангелов было тогда все одним разом, однако не без некоторого порядка.
Глава XXXIII
  • За раз ли сотворено все, или в промежутки дней.
Глава XXXIV
  • Все создано разом и, тем не менее, в шесть дней.
Глава XXXV
  • Заключение о днях Бытия.

Книга V

  • От слов 2 главы Бытия: Сия книга бытия небесе и земли и проч. до слов: Источник же исхождаше из земли и проч. включительно.
Глава I
  • О том, что шесть или семь дней Бытия можно считать повторением одного дня.
Глава II
  • Почему прибавлен полевой злак.
Глава III
  • Порядок повествования дает нам понять, что все сотворено разом.
Глава IV
  • Почему сказано, что явилась трава, которая еще не росла.
Глава V
  • Порядок творения вещей в течение шести дней не по промежуткам времени, а по связи причин.
Глава VI
  • О 5 стихе 2 главы Бытия, где читается: не бо одожди и проч. Не понятно ли и отсюда, что все сотворено разом.
Глава VII
  • Об источнике, который орошал землю. — Семена вещей.
Глава VIII
  • О том, о чем Писание умалчивает, помогая нам открывать путем догадок.
Глава IX
  • Затруднения касательно источника, орошавшего всю землю.
Глава X
  • Как понимать этот, орошавший всю землю, источник.
Глава XI
  • О том, что первое творение совершено без промедления времени; управление же [происходит] не так.
Глава XII
  • Дела Божии под троякой точкой зрения.
Глава XIII
  • Все, раньше чем сотворено, было в Премудрости Божией.
Глава XIV
  • Какую расстановку надобно делать словам Иоанна: еже бысть, и пр.
Глава XV
  • Какую жизнь имеет все в Боге.
Глава XVI
  • Мы легче постигаем своим умом Бога, нежели тварь.
Глава XVII
  • До века, от века, в веке.
Глава XVIII
  • Многие твари неизвестны. — В каком смысле они познаются Богом и Ангелами. — Познание утреннее и вечернее.
Глава XIX
  • Ангелы, вестники Божии, знают царство небесное от века.
Глава XX
  • О том, что Бог доселе делает.
Глава XXI
  • О том, что все управляется божественным промыслом.
Глава XXII
  • Доказательства божественного промысла.
Глава XXIII
  • Каким образом Бог и сотворил все разом, и досель делает.

Книга VI

  • О словах 7 стиха 2 главы Бытия: И созда Бог человека, персть [взем] от земли, и проч. Исследуется, как или когда образован человек из земли; оставляя пока речь о душе, говорится о теле Адама.
Глава I
  • Надобно ли слова: И созда Бог, и проч. разуметь о первичном образовании человека, произведенном в шестой день, или же о вторичном, произведенном позднее и уже в течение времен.
Глава II
  • Объяснение этого предмета из контекста Писания, именно 28 стиха I главы Бытия.
Глава III
  • Тот же самый вопрос разрешается из других мест Писания.
Глава IV
  • Развивается тот же самый аргумент.
Глава V
  • О том же самом.
Глава VI
  • Раскрывает свое мнение яснее, чтобы не быть худо понятым.
Глава VII
  • О том, что Бог не мог сотворить души раньше тела.
Глава VIII
  • Затруднение со стороны голоса Божия к человеку в шестой день.
Глава IX
  • Каким образом Иеремия был известен Богу раньше своего образования [во чреве матери]. Заслуги еще не родившихся.
Глава X
  • Предметы, существующие разными способами.
Глава XI
  • Каким образом дела творения и уже окончены в шестой день и доселе начинаются.
Глава XII
  • Особенным ли образом устроено Богом тело человека.
Глава XIII
  • В каком возрасте, или с каким ростом создан Адам.
Глава XIV
  • Какого рода были причинные начала, первоначально сообщенные миру.
Глава XV
  • Первый человек образован не иначе, а так, как это заключалось в первичных причинах.
Глава XVI
  • Что вещь чем-либо может быть, это заключается в ее природе, но что тем она и будет, это зависит только от воли Бога.
Глава XVII
  • Что именно из будущего действительно будущее.
Глава XVIII
  • Выводится заключение, что Адам был образован не вопреки тому, как установлен был в первичных причинах.
Глава XIX
  • О том, что Адаму Бог образовал тело не духовное, а душевное.
Глава XX
  • Затруднения в виду вышеприведенного изречения. — Мнение, что тело Адама сначала создано было душевным, а потом, в раю, духовным.
Глава XXI
  • Опровержение предыдущего мнения.
Глава XXII
  • Неправильное мнение некоторых, что Адам своим грехом навлек на себя не телесную смерть, а смерть души.
Глава XXIII
  • О тех, которые говорят, что тело Адама в раю изменено было из душевного в духовное.
Глава XXIV
  • Каким образом в обновлении мы получаем то, что Адам потерял.
Глава XXV
  • Тело Адама было зараз смертным и бессмертным.
Глава XXVI
  • Тело Адамово и наше различны.
Глава XXVII
  • Как обновляемся мы умом и телом по тому, что Адам потерял.
Глава XXVIII
  • Хотя. в раю Адам по уму был духовным, но по телу душевным.
Глава XXIX
  • В следующей книге предстоит речь о душе.

Книга VII

  • в которой путем подробнейшего рассуждения о душе изъясняются слова 7 стиха 2 главы Бытия: И вдуну в лице его дыхание жизни, и проч.
Глава I
  • Начинается рассуждение о душе.
Глава II
  • Доказывается, что душа не одной и той же природы с Богом.
Глава III
  • Продолжается то же доказательство.
Глава IV
  • Дуновением Бог сотворил душу не из Себя Самого и не из элементов.
Глава V
  • Из ничего ли душа?
Глава VI
  • Была ли наперед какая-нибудь материя для души, как — для тела
Глава VII
  • Нельзя сказать, какого рода была эта материя души.
Глава VIII
  • Нельзя допустить, чтобы эта материя была блаженна.
Глава IX
  • Не есть также эта материя и какая-нибудь неразумная душа.
Глава X
  • Из сходства нравов не вытекает, что душа человека. переходит в животное.
Глава XI
  • Вымышленные переселения некоторых душ. — Мнение манихеев хуже мнения философов.
Глава XII
  • Душа не из телесного элемента.
Глава XIII и XIV
  • Мнение врачей о человеческом теле. — Душа не из элементов.
Глава XV
  • Душа бестелесна.
Глава XVI
  • Почему сказано: и бысть человек в душу живу.
Глава XVII
  • Почему сказано, что Бог дунул в лице человека.
Глава XVIII
  • Три полости мозга.
Глава XIX
  • Превосходство души пред телесными предметами.
Глава XX
  • Иное — душа и иное — органы тела.
Глава XXI
  • Душа не из тела какого-либо, ни сама тело.
Глава XXII
  • Было ли причинное начало души создано в течение дней Бытия.
Глава XXIII
  • Не вложено ли причинное начало души во природе ангельской.
Глава XXIV
  • Раньше ли создана душа, чем вложена в тело?
Глава XXV
  • Если душа существовала вне тела, то по собственному ли желанию вошла она в тело.
Глава XXVI
  • Если душа вступила в тело по собственному желанию, то она не предвидела будущего. — Свободная воля.
Глава XXVII
  • Душа стремится к телу силою собственного влечения.
Глава XXVIII
  • Затруднения, возникающие при предположении, что душа Адама сотворена не раньше, чем как введена была в его тело.

Книга VIII

  • От слов 8 стиха 2 главы Бытия: И насади Бог рай во едеме, и проч., до слов 17 ст.: От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него, и проч.
Глава I
  • Pай, насажденный во едеме, надобно понимать в собственном и иносказательном смысле.
Глава II
  • Почему книгу Бытия изъяснял против манихеев иносказательно.
Глава III
  • Объясняются 8 и 9 стихи 2 гл. Бытия.
Глава IV
  • О второй части 9 стиха. Древо жизни и действительно существовало, и изображало собою премудрость.
Глава V
  • О том же древе жизни, что оно было и образом, и в то же время действительным предметом.
Глава VI
  • Древо познания добра и зла — истинное и безвредное дерево. — Послушание. — Непослушание.
Глава VII
  • О 10, 11, 13 и 14 стихах 2 главы Бытия. Должны быть принимаемы за действительные реки Тибр, прежде Абула, — Нил, раньше Геон, — Ганг, раньше Фисон.
Глава VIII
  • О 15 стихе 2 главы Бытия. Введен ли человек в рай, чтобы заниматься земледелием.
Глава IX
  • Занятие земледелием в аллегорическом смысле.
Глава X
  • Что значит: "чтобы делать и хранить".
Глава XI
  • Почему здесь прибавлено слово Господь. — Истинный Господь.
Глава XII
  • Человек не может делать без Бога ничего доброго. Отступление от Бога.
Глава XIII
  • Почему запрещено было [вкушать] от древа познания добра и зла. — Непослушание.
Глава XIV
  • Испытание зла — от преслушания божественной заповеди.
Глава XV
  • Почему древо познания добра и зла так названо.
Глава XVI
  • Человек до испытания зла мог понимать, что такое зло.
Глава XVII
  • Обоим ли вместе Адаму и Еве дана заповедь?
Глава XVIII
  • Каким образом Бог говорил с человеком.
Глава XIX
  • Как мы должны мыслить о Боге, чтобы понять действие Его в тварях.
Глава XX
  • Телесная тварь изменяется по месту и времени, духовная только по времени, а Творец ни тем ни другим образом.
Глава XXI
  • Как Бог, не двигаясь Сам, движет тварями, об этом мы должны составлять себе понятие по аналогии с душою.
Глава XXII
  • Как движет Бог и как движет душа.
Глава XXIII
  • Бог — существо всегда покоящееся и однако вседействующее.
Глава XXIV
  • Какие природы подчинены блаженным ангелам.
Глава XXV
  • Как Бог управляет вселенною и её частями.
Глава XXVI
  • Бог всегда Тот же и управляет всем, будучи Сам неподвижен.
Глава XXVII
  • Из сказанного выводится, как Бог говорил с Адамом.

Книга IX

  • От слов 18 ст. 2 гл. Бытия: И рече Господь Бог: не добро человеку быти единому, и проч. до слов: И будут два в плоть едину.
Глава I
  • Почему сказано: И созда Бог еще от земли, и проч.
Глава II
  • Как Бог говорил: Не добро быти человеку единому и проч.
Глава III
  • Жена сотворена в помощницу ради потомства.
Глава IV
  • Почему прародители не вступали в соитие в раю.
Глава V
  • Жена сотворена не по иной какой причине, как по причине потомства.
Глава VI
  • Какое было бы преемство детей, если бы Адам не согрешил.
Глава VII
  • Жена сотворена чадородия ради. — Откуда достохвальное девство и брак. — Троякое благо брака. — Книга о супружеском благе.
Глава VIII
  • Переход пороков в противоположные.
Глава IX
  • Жена сотворена для рождения детей, хотя бы от греха и не явилось необходимости смерти.
Глава X
  • Болезнь похоти — от греха.
Глава XI
  • Женский пол образован для воспроизведения потомства, однако без похоти, если бы человек не согрешил.
Глава XII
  • Животные действительно приведены были к Адаму, чтобы он нарек им имена, но этим действительным событием обозначается и нечто другое.
Глава XIII
  • Образование жены, как о творении её рассказывается, предизображало собою нечто другое.
Глава XIV
  • Как приведены были к Адаму животные.
Глава XV
  • Образование женщины произведено не кем другим, как Богом.
Глава XVI
  • Тупость человеческого разумения не в состоянии постигнуть действие Бога.
Глава XVII
  • Идея образования жены существовала раньше, чем причинным созданием человеческого духа относится к шестому дню.
Глава XVIII
  • Идея образования жены существовала раньше так, как это соответствует таинству.
Глава XIX
  • Экстаз Адама.

Книга X

  • в которой идет речь о происхождении душ.
Глава I
  • Мнение некоторых, что душа жены сотворена от души мужа.
Глава II
  • Что в предыдущих книгах найдено относительно происхождения душ.
Глава III
  • Троякий способ происхождения душ.
Глава IV
  • Что верно относительно природы и происхождения душ.
Глава V
  • Душа ни из ангелов, ни из элементов, ни из субстанции Бога.
Глава VI
  • Два мнения о душе, взвешиваемые на основании свидетельств Писания.
Глава VII
  • Какому из двух мнений благоприятствует изречение: душу же получих благу.
Глава VIII
  • Ни тому, ни другому мнению не противоречит изречение 29 стиха 103 Псалма: отымеши дух их, и проч.
Глава IX
  • Точно также и изречение: и возвратится, и проч., мирится и с тем и другим мнением.
Глава X
  • Вопрос о душе не легко разрешается из Писания.
Глава XI
  • Может ли мириться с тем и другим мнением изречение: единым человеком и проч. — Крещение младенцев.
Глава XII
  • Причина плотской похоти заключается не в одной плоти, но и в душе.
Главы XIII и XIV
  • Разъяснение этого мнения о похоти плоти. — Грехи детей. — Раскрывается аргумент в пользу мнения о происхождении душ путем перехода, извлекаемый из виновности и крещения младенца.
Глава XV
  • Исследуется тот же аргумент глубже.
Глава XVI
  • О том же аргументе.
Глава XVII
  • Свидетельство из слов Премудрости: Отрок бех остроумен, и проч. можно толковать в ту и другую сторону.
Глава XVIII
  • Слова Премудрости: Отрок бех остроумен и проч.. могут ли быть прилагаемы к душе Христа.
Глава XIX
  • Душа Христа не была в чреслах Авраама, а потому явилась не путем перехода.
Глава XX
  • Что надобно отвечать на этот аргумент, обращаемый защитниками перехода душ в свою пользу.
Глава XXI
  • Христос не мог бы не дать десятины, если бы по душе находился в Аврааме.
Глава XXII
  • Место, согласующееся с тем и другим мнением о происхождении душ.
Глава XXIII
  • Какое из этих двух мнений о душе имеет преимущество. — Обычай Церкви — крестить детей.
Глава XXIV
  • Чего надобно опасаться тем, по мнению коих души происходят путем перехода.
Глава XXV
  • Заблуждение Тертуллиана о душе.
Глава XXVI
  • Что представлялось Тертуллиану о возрастании души.

Книга XI

  • На слова 2 гл. 25 ст.: И беста оба нага, и проч., и на всю 3 главу, для освещения которой говорится о сотворении и падении диавола.
Глава I
  • По прочтении текста книги Бытия, объясняется 25 ст. 2 гл.; читается и объясняется 3 глава.
Глава II
  • Какова была мудрость змия и откуда она.
Глава III
  • Диаволу попущено было искусить только при посредстве змия.
Глава IV
  • Почему попущено искушение человека.
Глава V
  • Человек совращен искусителем при помощи гордости.
Глава VI
  • Почему Бог попустил искушение человека.
Глава VII
  • Почему человек не сотворен таким, чтобы никогда не хотел грешить.
Глава VIII
  • Почему сотворены те, которые, как предвидел Бог, будут злыми.
Глава IX
  • О том же затруднении.
Глава X
  • Бог может обращать волю злых во благо: почему же не делает так.
Глава XI
  • Бог не нуждается в наказаниях злых, но споспешествует спасению добрых.
Глава XII
  • Почему искушение попущено при посредстве змия.
Глава XIII
  • Против манихеев, которые не хотят мыслить диавола в ряду тварей Божиих.
Глава XIV
  • Причина ангельского падения. — Гордость, зависть.
Глава XV
  • Гордость и частная любовь — источники зла. — Два рода любви. — Два града. — Обещается сочинение о Граде Божием.
Глава XVI
  • Когда пал диавол.
Глава XVII
  • Был ли диавол до греха блажен.
Глава XVIII
  • Каким образом был человек блажен до греха.
Глава XIX
  • Состояние ангелов.
Глава XX
  • Мнение, что диавол сотворен злым.
Глава XXI
  • Опровергается это мнение.
Глава XXII
  • Ниспровергается самая основа этого мнения.
Глава XXIII
  • Как надобно понимать, что диавол не устоял в истине.
Глава XXIV
  • Слова: Како спаде с небесе Денница, и проч. надобно понимать о таинственном теле диавола. — Тело Христа — Тело диавола.
Глава XXV
  • О том же самом теле сказано и следующее: Ты еси печать уподобления, и проч. Рай — Церковь.
Глава XXVI
  • Заключение о сотворении и падении диавола.
Глава XXVII
  • Об искушении, совершенном диаволом при посредстве змия.
Глава XXVIII
  • Понимал ли змий произносимые им слова.
Глава XXIX
  • Почему змий назван благоразумнейшим.
Глава XXX
  • Разговор змия с женой. — Забвение заповеди Божией.
Глава XXXI
  • На что открылись очи Адама и Евы.
Глава XXXII
  • Начало смертности и похоти. — Фиговые передники.
Глава XXXIII
  • Голос Бога ходящего в раю.
Глава XXXIV
  • Адам, скрывающийся по причине наготы, вопрошается Богом. — Плотская нагота.
Глава XXXV
  • Извинение Адама и Евы.
Глава XXXVI
  • Проклятие змия.
Глава XXXVII
  • Наказание жены. — Господствование мужа.
Глава XXXVIII
  • Наказание Адама и имя, данное жене.
Глава XXXIX
  • Кожаные одежды. — Упрек в гордости.
Глава XL
  • Изгнание из рая. — Отлучение.
Глава XLI
  • Мнения о грехе человека, в чем он заключался. — Брачные церемонии.
Глава XLII
  • Поверил ли Адам змию и силою какого довода он доведен был до греха. — Идолопоклонство Соломона.

Книга XII

  • в которой идет речь о рае и третьем небе, куда был восхищен Павел.
Глава I
  • Подлежат рассмотрению слова Апостола о рае.
Глава II
  • Апостол мог не знать, вне ли тела видел он рай, если он видел его в экстазе.
Глава III
  • Апостол, будучи уверен, что видел третье небо, не был уверен, как видел.
Глава IV
  • Небо, куда был восхищен Апостол, действительно было третье небо. — Затруднение, каким образом Апостол был уверен относительно виденного неба и не уверен относительно того, как он его видел.
Глава V
  • Разрешается то же самое затруднение.
Глава VI
  • Три рода зрения.
Глава VII
  • Роды зрения — телесный, духовный, разумный. — Телесное в собственном и переносном смысле. — Духовное в многоразличном смысле.
Глава VIII
  • Откуда для второго рода, зрения взято название духовного.
Глава IX
  • Пророчество принадлежит уму.
Глава X
  • Разумный род зрения.
Глава XI
  • Отношение телесного зрения к духовному, а духовного к разумному.
Глава XII
  • Телесное и духовное зрение.
Глава XIII
  • Присуща ли душе сила прорицания.
Глава XIV
  • Разумное зрение не обманывает. Не всегда опасно ошибаться, принимая одно за другое.
Глава XV
  • Любодейные сновидения случаются безгрешно.
Глава XVI
  • Представления о телесных предметах дух составляет в себе сам.
Глава XVII
  • Откуда подобия, отпечатлевающиеся в духе, становятся известными демонам. — Некоторые удивительные видения. — Френетики. — Больной мальчик.
Глава XVIII
  • О причинах видений.
Глава XIX
  • Откуда рождаются видения.
Глава XX
  • Видения, происходящие в теле, происходят не от тела.
Глава XXI
  • Видения подобные телесным, в которые восхищается душа, не отличной природы.
Глава XXII
  • Каким образом происходят видения, из коих по сокровенному побуждению являются пророчества.
Глава XXIII
  • В нас существует духовная природа, в которой по многоразличным причинам образуются подобия телесных предметов.
Глава XXIV
  • Разумное зрение превосходит духовное, а духовное — телесное.
Глава XXV
  • Только разумное зрение не обманывает.
Глава XXVI
  • Двоякое восхищение души — посредством духовного зрения и зрения разумного.
Глава XXVII
  • Каким родом зрения Бог видим быль Моисеем.
Глава XXVIII
  • Третье небо и рай, о которых говорит Апостол, могут быть понимаемы о третьем роде зрения.
Глава XXIX
  • Существуют ли в духовном и разумном зрении многие степени, как существуют многие небеса
Глава XXX
  • В духовном зрении одни видения как бы божественные, а другие — человеческие
Глава XXXI
  • В разумном зрении одно, что созерцается в душе, и другое — свет, которым оно созерцается. — Свет души — Бог.
Глава XXXII
  • Куда уносится душа, разлучившись от тела.
Глава XXXIII
  • Вопрос об аде. — Душа бестелесна. — Лоно Авраама.
Глава XXXIV
  • О paе и третьем небе, куда был восхищен Павел.
Глава XXXV
  • Почему для полного блаженства души необходимо воскресение тел.
Глава XXXVI
  • В каком виде останутся три рода зрения.
Глава XXXVII
  • Мнение некоторых о третьем небе.

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz