Оглавление

От автора I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX иллюстрации сокращения приложение



Глава XVII. Трудные годы, счастливые годы.

И первые за многие годы над Вавожем не раздавались звуки колокола. Впервые погасла неугасимая лампада перед главной для "села Николаевского" иконой Николая Мирликийского. Собственно говоря, с этого момента поселение и утратило право именоваться селом. Деревня, поселок, райцентр - что угодно, но уже не православное село. Беззаконное закрытие храма было "законно" закреплено постановлением правительства УАССР от 7 февраля 1941 года. Здание передали на баланс Управления кинофикации, которое в общем-то оказалось совсем не радо столь щедрому подарку. Как использовать нестандартное по объемам здание? Как обеспечить восприятие звука без церковного эха?

Ничего этого никто в Удмуртии делать не умел. Сложилась ситуация "ни себе, ни людям". А тут еще воина. Совсем не до кинотеатра.

Война гремела далеко, но была близко. В Вавоже появились первые раненые и эвакуированные. Здесь разместился, например, детский сад №5 комбината "Апатит" из города Кировска Мурманской области.

Вавожане трудились как никогда: выращивали хлеб и лен, заготавливали лес для имевших стратегическое значение ижевских заводов. За годы Великой Отечественной труженики района передали 2 200 000 рублей в Фонд обороны.

На общенародное дело послужили и православные храмы Вавожского района. Все они, закрытые перед войной, превратились, вместо ожидавшихся клубов и кинотеатров, в ссыпные пункты зерна и склады. Слава Богу, их пока еще не разрушали.

Простые труженики оставались в глубине души православными людьми. Патриотизм государственный и патриотизм православный в принципе не противоречат друг другу.

Очевидно, к осознанию этого на самом переломе Великой Отечественной войны подошел и бывший семинарист И. В. Сталин. Государственные гонения на Церковь благодаря ему на время ослабли. Сразу после Победы кое-где удалось открыть храмы. В Вавожском районе это произошло весной 1947 года: 5 апреля в Водзимонье и через двадцать дней в Тыловыл-Пельге. Но нельзя утверждать, что прекратилось традиционное для коммунистического режима попрание прав верующих. Например, в те годы пресекались православные богослужения, которые иногда надо было проводить вне храма.

В жестокую засуху 1948 года иеромонах Смирнов из Тыловыл-Пельги совершил двенадцать молебнов в двенадцати колхозах района. Верующие просили Бога о дожде... Не знаю, что из этого вышло, но, судя по документам, разъяренный государственный чиновник по делам религии снял бедного иеромонаха с регистрации, то есть, запретил ему исполнять его долг.

24 сентября 1967 года в Водзимонье начался пожар. Священник-удмурт, кандидат богословия Евгений Александрович Лаптев со всем клиром сразу же "устроил шествие с иконами на пожар". Об этом донес особый акт, отправленный правительству. Отец Евгений получил от уполномоченного первое предупреждение, а при втором должен был расстаться с приходом [ЦГА УР, ф. Р-551, оп. 1, д. 74, л. 179; д. 181, л. 44].

Естественно, видя некоторое послабление властей, и вавожане начали было хлопотать о возвращении пустующей православной святыни. По всему райцентру и в прилегающих деревнях собирали подписи, отправляли ходоков с петициями... Но в данном случае что-то затормозилось. Видно, слишком уж великолепным казалось это здание - Местные власти, поощряемые обкомовскими идеологами, никак не могли решиться на возвращение идеологическому противнику столь крупного архитектурного шедевра.

В середине 1950-х годов, после XX съезда КПСС, провозгласившего курс на демократизацию и отказ от явного тоталитаризма, бывшие прихожане вавожского храма обрели новую надежду.

Но суровые идеологи бдели. 24 марта 1958 года правительственный уполномоченный по делам религии А. А. Халевин пишет председателю Совета Министров УАССР П. П. Сысоеву и секретарю обкома партии по идеологии Е. П. Никитину:

"Хочу обратить ваше внимание на возможную подачу заявления об открытии церкви в с. Вавож. Среди населения с. Вавож, не участвующего в производительном труде и не работающего на предприятиях и в учреждениях районного центра, много стариков, пенсионеров, домохозяек - религиозных, которые живут мыслью об открытии "красавицы", как они говорят, церкви. За последнее время среди них нашелся организатор - фанатично религиозно настроенная Грачева. Она часто посещает церковь в Водзимонье, а в прошлом году совершила паломничество в Киево-Печерскую лавру. Это мать бывшего работника райкома КПСС, ныне слушателя областной советско-партийной школы Грачева А."

И далее уполномоченный пишет о той аморальной акции, которые были в порядке вещей для коммунистической, карательной системы:

"Секретарь райкома КПСС Пономарев В. И. и председатель райсовета Дмитриев А. Т. решили предотвратить оформление заявления об открытии церкви путем воздействия на Грачеву через ее сына". [ЦГА УР, ф. Р-551, оп. 1, д. 135, л. 25-27]

Трудно судить о том, как конкретно партийный сын "воздействовал" на несознательную мать. Документов нет.

Но в июне того же года православные вавожане все-таки подали столь страшное для властей заявление! Его подписало 80 человек в возрасте от 30 до 60 лет. Это жители трех селений района - колхозники, рабочие, служащие. Они особо подчеркнули в своем заявлении, что "церковь вполне сохранилась и в настоящее время никем не используется" [Там же, л. 27].

Да и власти отлично понимали: "Бесхозное состояние здания церкви является одной из причин, побуждающих верующих к проявлению активности в вопросе открытия церкви". Вывод один: "Необходимо потребовать от Министерства культуры УАССР выполнения постановления Совета Министров УАССР №203 от 7 февраля 1941 г. о переоборудовании церкви под кинотеатр". Партийных идеологов крайне беспокоило то, что даже через семнадцать лет "здание сохранило свой церковный вид" [Там же, л. 26-27].

Даже пустующий и разрушающийся храм являлся своеобразным знаменем для бывших прихожан. Его угасающая красота вдохновляла, придавала силы, напоминала о тех крестинах, венчаниях, отпеваниях, что были в этих стенах, и о тех веселых, богатых ярмарках, что шумели на церковной площади.

Ликвидировать недопустимый "церковный вид" и должна была срочная "реконструкция". Поразительна динамика событий. Уже 20 августа 1958 года исполком райсовета ходатайствует о начале разборки с 25 августа колокольни с куполом и о предоставлении Министерством культуры УАССР до 15 сентября "проекта и сметы ни строительство Дома культуры на базе бывшей Вавожской церкви" [Архив администрации Вавожского района, ф. 1, оп. 1, д. 60, л. 3].

6 сентября председатель Совета Министров УАССР П. П. Сысоев подписал распоряжение о начале "реконструкции под кинотеатр на 450 мест за счет ссуды Госбанка". Контора "Удмуртгоспроект" должна была выдать проект к 20 февраля 1959 года, а вся "реконструкция хозяйственным способом" должна была завершиться в четвертом квартале 1960 года [Там же, л. 4].

Автором варварской "реконструкции" пришлось стать архитектору Н. И. Нелюбиной. Очень жаль, что она не проявила профессиональной зоркости и гражданского мужества... Хотя, какой уж там спрос с хрупкой женщины, над которой нависла партийно-государственная машина.

Как бы то ни было, в архитекторском заключении появились роковые строчки: "Разбирается купол, который не может быть использован как полезный объем. Восстановление колокольни нерационально" [Архив института "Удмуртгражданпроект"].

В 1959 году был уничтожен уникальный купол. На следующий год из его кирпичей начали лепить к храму с юга нелепые тамбуры и большой зрительный зал. Его дешевле было бы строить на отдельной площадке. Еще через год ударно доломали колокольню - и Вавож утратил свое неповторимое очарование. Весь этот разгул бескультурья обошелся тогда району в 3293100 полновесных рублей [Архив администрации Вавожского района, ф. 1, оп. 1, д. 60, л. 101].

Трудные были годы, но и счастливые. Люди верили и надеялись, любили и трудились. Жизнь продолжалась.


От автора I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX иллюстрации сокращения приложение


Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz