Книга "Русский православный пост"

Как постились наши предки


ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Великий пост - самый продолжительный и строгий. Его называют Святой Четыредесятницей в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в посте и молитве в безжизненной пустыне, явив этим подвигом пример для всех людей, ибо "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4, 3-4). За собственно Четыредесятницей (шесть недель) следует Страстная седмица - воспоминание страстей Христовых, которые добровольно принял на Себя Спаситель мира во искупление грехов человеческих. Страстная седмица заканчивается главным самым светлым христианским праздником - Пасхой, или Христовым Воскресением. Воскресение из мертвых Иисуса Христа во плоти - прообраз Всеобщего Воскресения из мертвых всех людей в день Страшного суда и обетование жизни вечной, уготованной Богом всех праведников. Для тех, кто, исполняя заповеди Христовы, в земной своей жизни "сораспинается" со Христом, ведя духовную брань со своими человеческими страстями и греховными похотениями, а затем "совоскресает" со Христом после телесной своей смерти. Этот же смысл сораспятия и совоскресения со Христом несет в себе Великий пост.

Во все дни Великого поста разрешается только растительная пища, но в день двунадесятого праздника - Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля) и в Вербное Воскресение (Вход Господень в Иерусалим), приходящихся на этот пост, разрешается есть рыбу. Накануне Вербного Воскресения - в Лазареву субботу - можно есть рыбную икру. Во все остальные дни поста нельзя есть мясо, рыбу, молоко, яйца, сыр, сметану, творог, животное масло, сдобный хлеб и т.п. Некоторые благочестивые христиане во время поста предпочитают ничего не есть до трех часов дня по средам и пятницам. Особенно усердно положено поститься в первую, Крестопоклонную и Страстную, седмицу, а в Великую Пятницу - в день всеобщей скорби о Распятом Спасителе ничего не есть до вечера, а именно - до окончания богослужебного чина погребения плащаницы Господа. По субботам и воскресениям (кроме субботы на Страстной седмице) можно употреблять растительное масло и пить виноградное вино.

Подготовка к длительному посту начинается за пять воскресений до его начала, то есть за четыре седмицы. С этого времени верующие должны готовить свои души к Великому посту и настроиться на покаяние. Подготовка начинается с "недели" (Воскресения) (неделя - от слова "не делать", то есть не работать в праздничные дни), в которую вспоминают об евангельском мытаре Закхее (Лк. 19, 1-10), который в отличие от иудейских книжников и фарисеев уверовал в Сына Божия и искренне покаялся во своих грехах.

В воскресение - в начале следующей седмицы воспоминают евангельскую притчу о мытаре и фарисее иначе, притчу о покаянии истинном и о покаянии показном: о возвышении смиренных и низвержении гордых (Лк.18,9-14). На этой неделе Церковь отменяет два постных дня в знак последования своих чад примеру мытарева смирения, указывая, таким образом, верующим на опасность заразиться фарисейской гордыней.

Поэтому эта неделя названа "сплошной". Другое название - "всеядная" - связано с тем, что во все дни этой недели (включая среду и пятницу) Церковь позволяет "всеястие", то есть употребление любой пищи. Третья подготовительная седмица следует после воскресения, названного "Неделей о блудном сыне". Из притчи о блудном сыне следует, что любые преступления и грехи могут быть прощены Богом через истинное покаяние, которое омывает человеческие грехи. О покаянии возвращающегося к Нему грешника Бог радуется более чем о жизни праведника, ибо это радость о тех, кто "был мертв и ожил, пропадал и нашелся" (Лк. 15, 32). Суббота этой седмицы называется "Родительской" и входит в число дней, когда поминают умерших. Воскресение в конце седмицы известно как "Неделя мясопустная". Оно посвящается Суду Христову над миром и Всеобщему Воскресению из мертвых, поэтому получило название "Неделя о Страшном суде". В этот день последний раз можно есть мясо, далее наступает заговение на мясо. С началом следующей седмицы "сырной", или "сыропустной", более известной как масленица, церковный устав предписывает воздержание от мяса. Эго последняя перед Великим постом неделя.

На масленице разрешается во все дни есть рыбу, яйца, масло, сыр и другие молочные продукты. Народный обычай отмечать масленицу веселыми играми и гуляниями, а также поминать предков блинами сохранился до наших дней. Запрет на мясо в эти дни уже сам по себе служит напоминанием о предстоящем посте.

Последнее воскресение перед Великим постом - "Неделя сыропустная" - имеет особое название "Прощеное воскресение" или "Прощеный день". Церковь вспоминает о "первородном грехе" человечества, поэтому второе, литургическое название этого воскресения - "Воспоминание Адамова изгнания" ("Изгнание Адама из рая"). Прощеное воскресение - кульминация подготовительного периода к Великому посту. В этот день принято прощать друг другу обиды, чтобы на следующий день с чистой совестью начать Великий пост.

Обычно при взаимном прощении принято три раза поцеловаться, потому это воскресение в центральных губерниях России называли "прощаньями", или "проводами", а в северных губерниях и Сибири - "целовником", или "целовальником". В Прощеное воскресение принято навещать родственников: в прежние времена младшие ходили к старшим, бедные - к богатым; новобрачные ездили к тестю и теще, отдаривали их и сватов за свадебные подарки, на "прощание" дарили пряники. В каждой семье "прощались" после ужина: дети кланялись родителям в ноги, целовались друг с другом и на слова "Прости меня" отвечали: "Бог тебя простит, меня прости". Этот день имел особое значение еще и потому, что по народному понятию "светопреставление" последует в ночь на "Прощеное" воскресение. Вот почему как бы в преддверии Страшного суда крестьяне искренне испрашивали последнее прощение у близких людей.

Наступающий после Прощеного воскресения Великий пост прерывал шумные и веселые развлечения вносил большие изменения в повседневную жизнь верующих. Это касается как духовного состояния, так характера питания.

В первые пять дней Великого поста соблюдается "сухоядение": есть можно только постную холодную пищу без масла, пить неподогретое питье. В прежни времена наиболее благочестивые люди в течение первого дня не ели и не пили вовсе; на второй день пили крещенскую или простую воду, ели просфоры, хлеб и соль: на третий день, кроме хлеба, можно было выпить отвар из сухофруктов; на четвертый день снова ели хлеб и пили воду; на пятый варили коливо (кутью) - кашу из цельных зерен пшеницы, или гороха, или риса с добавлением меда, изюма или ягод (коливо освящалось в церкви после литургии в пятницу). В первые четыре дня не ели растительного масла, семечек, орехов и т.п. В субботу и воскресение разрешался обычный постный рацион с растительным маслом.

Храмовые богослужения на первой седмице Великого поста так же, как и пища, имеют особенности: в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается Великий (покаянный) канон преподобного Андрея Критского, а в пятницу по заамвонной молитве - молебный канон великомученику Феодору Тирону (оттого первая седмица и названа "Федоровой неделей") и совершается благословение колива. Первая седмица заканчивается воскресением, названным "Торжество православия".

В XIX в. в период Великого поста в крестьянской среде читали только духовную литературу. "При что религиозно-нравственных книг как взрослых, так и детей интересовали главным образом чудеса, подвиги и строгость жизни различных святых и деятельность их на пользу ближних". К этому времени приурочивались будничные собрания замужних женщин, например, в Пермской губернии.

В начале Великого поста многие крестьяне отправлялись на богомолье и на поклонение святыням.

Паломничать шли с небольшой суммой денег - "про запас", по дороге часть денег тратили, но в основном просили подаяние "именем Христовым", в котором никто не отказывал: не подать богомольцам почиталось за грех. Чаще посещали знаменитые монастыри, молились на службах, ставили свечи, а иногда оставались поработать.

С началом поста приходские священники ходили по домам с "постной молитвой". Хождение священника по приходу - это не простое хождение, а пастырское обозрение своего прихода, отеческое и учительское посещение своих прихожан.

Уроженец Воронежской губернии И. Столяров вспоминал, что его родители на первой неделе Великого поста не ели даже горячей пищи, питались только хлебом, кислой капустой и огурцами, заправляя их квасом, без постного масла. "Перемена в поведении чувствовалась не только у матери, но и у всех членов семьи. После шумного почти трехдневного веселья, достигшего высшей точки в "Прощеное воскресение", все оборвалось вдруг, как обрывается струна скрипки у музыканта в самый патетический момент. Гул толпы, говор, шутки, прибаутки, песни, пляски прекращались, и молчанье царило во всем селе. Изредка пройдет кто-нибудь спешным шагом по своим делам. Школьники не ходили в школу на первой неделе поста. Они говели и готовились к исповеди и причастию, т.е. целую неделю ходили на Церковные службы. В эти дни поста и молитвы мы действительно чувствовали себя большими грешниками и молили Господа Бога не отвергнуть наших молитв, допустить к покаянию, простить и сподобить принятия Святых Тайн, т.е. причастия".

На четвертой неделе Великого поста в среду исполняется половина Святой Четыредесятницы и совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. В народе ее называли Крестопоклонной, Средокрестной, Крестовой и повсеместно из пресного теста пекли хлебные кресты.

На Великий пост приходятся "сороки" - день сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся (9/22 марта). В этот праздник пост ослабляется, и если он приходится не на субботу или воскресенье, то можно есть с растительным маслом. Учитывая это, в народе пекли изделия из теста, замешанного на масле, в виде птиц - "жаворонков". В Енисейской губернии внутрь таких "жаворонков закатывали конопляное семя.

В четверг на пятой неделе Великого поста на утрени читается Великий покаянный канон преподобному Андрею Критскому в воспоминание о стоянии Марии Египетской, в народе оно называлось "Андреево стояние", "Андрееве достояние", или просто "поклоны". Получило распространение еще одно название этой недели - "Похвальная", поскольку в субботу читается акафист Пресвятой Богородице (суббота Акафиста).

На время Великого поста приходится один из великих двунадесятых праздников - Благовещение Пресвятой Богородицы, установленный в память явления архангела Гавриила Божией Матери с благой вестью о зачатии Иисуса Христа (25 марта/7 апреля). Если этот праздник попадает на Великий пост, то пост ослабляется - разрешается есть рыбу, если на Страстную седмицу - разрешается вкушение растительного масла, а если совпадает с днем Пасхи, то празднуется в Пасху.

В народе особое значение придавали благовещенской просфоре. В день праздника все обязательно присутствовали на богослужении в храме, чтобы получить от священника освященную просфору, которую берегли как драгоценность до полевых работ. Она, как полагали крестьяне, обеспечивала успех в их земледельческом труде.

Шестую седмицу Великого поста, или "седмицу ваий", в народе называют Вербной, Вербницей, Вербич или Пестрой по той причине, что в конце ее - в воскресение, когда Церковь празднует день Входа Господня во Иерусалим, - в России было принято освящать вербу. Отсюда и Вербное воскресенье (цветоносное). В этот день разрешается есть рыбу. В субботу перед Вербным воскресением - в день воскрешения праведного Лазаря, или Лазареву субботу, - можно есть только рыбную икру, но не рыбу. Кроме того, принято было печь постные блины.

После Вербного воскресения наступают Великие дни, или Страстная седмица. В храме читают Евангелие Страстей Христовых (Страданий Христовых), как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на кресте. Пост на этой седмице строже, чем в предыдущие недели. Каждый день седмицы имеет название - Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. Эту неделю называют также Белою, или Чистою, потому что верующие начинают готовиться к Пасхе, то есть стараются чаще посещать храм, сохранять духовную и телесную чистоту, убирать в доме.

Из всех дней последней седмицы в народной традиции выделяется Великий или Страстной Четверг, Великий Четверток. Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал своих учеников в первый день Иудейской Пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая ученикам, сказал: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое". И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: "Пейте из нее все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф.26,26-28). Так впервые Иисус Христос сам установил Таинство Причащения, заповедав совершать его в дальнейшем.

В. Никифоров-Волгин описал, как в Калязинском уезде Тверской губернии "на Страстной неделе тише ходили, тише разговаривали и почти ничего не ели. Вместо чая пили сбитень (горячую воду с патокой) и закусывали его черным хлебом. Вечером ходили в монастырскую церковь, где службы были уставнее и строже. Из этой церкви мать принесла на днях слова, слышанные от монашки: "Для молитвы пост есть то же, что для птицы крылья!"

По сообщению корреспондента Тенишевского бюро, в Зубцовском уезде той же губернии в последние дни Страстной седмицы ели только вечером, и то это было сухоядение - ели холодную, не вареную пищу без масла. Воздерживались не только от всякой скоромной пищи, но даже и от чая - пить его во время Великого поста считалось не совсем дозволенным.

Многие пожилые люди ели один раз в день хлеб или сухари с водою. Наиболее же благочестивые старались ничего не есть всю Страстную неделю, разрешая себе только воду. Народ верил, что полное воздержание от пищи дает постнику прощение от грехов, совершенных после последней исповеди.

В Великий Четверг вечером (на всенощной) совершается утреня с чтением 12 Евангелий Святых Страстей Иисуса Христа. Особое значение придается не только освященному огню, но и самой свече. Придя домой, свечой выжигали на косяках дверей и окон кресты с охранительной целью. Этот обычай соблюдается и поныне. Крестьяне относились к нему благоговейно. "В Великий Четверг мы с братом ходили к "стоянию", - писал И. Столяров... - Мы думали, что оно кончается в полночь (т.е. в 12 часов ночи). На самом деле мы не знали, когда чтение начинается и когда оно кончается. При начале чтения первого Евангелия мы зажигали свои свечи и тушили их по окончании каждого Евангелия. Так повторялось двенадцать раз. Мы, дети, а иногда и взрослые, чтобы сосчитать, сколько Евангелий прочитано, отламывали кусочек воску от свечи и лепили из него шарик. После двенадцатого Евангелия зажженную свечу несли домой и старались сделать все возможное, чтобы защитить его от ветра. Иногда окружали свечку шарообразным бумажным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета. Тот, кому удавалось донести свечку до дома под полой или же просто между двумя ладонями, сложенными в форме шара, считался особенно ловким... Если случалось, что у кого-нибудь загорался фонарик, и свеча погасала, это было непоправимым несчастьем, тогда как счастливцы, донесшие священный огонь до дому, ставили метку копотью от свечки в виде креста над входной дверью, обходили весь двор и входили в хлев во все темные углы. Этим всегда занимался отец, я шел за ним сзади, дрожа от страха...".

Большое значение придавали четверговому хлебу, поэтому в воспоминание о преломлении хлеба на Тайной Вечери каждый крестьянин подавал в храме заздравную просфору, по силе своей равнозначную благовещенской.

Особо строгий пост соблюдается в пятницу - Великий Пяток. В этот день стараются ничего не есть. По материалам, собранным корреспондентом Тенишевского бюро, крестьяне Саранского уезда Пензенской губернии в течение Страстной недели не пропускали ни одной службы в храме, ставили свечи к иконам, подавали милостыню, старались избегать всяческих ссор, считавшихся большим грехом, одним словом, вели себя очень строго.

К Светлому Христову Воскресению готовились повсеместно. Ф. Зобнин вспоминал: "С середины недели мать начинала готовиться к празднику Пасхи... Она постилась с 12-ти часов Великого Четверга до конца пасхальной обедни. Три дня жила без еды, продолжая исполнять все работы... Из трех дней без пищи мать проводила две ночи совсем без сна. Для меня, малыша, это было непонятно. "Мама, ты умрешь с голоду, - говорил я. - Как ты делаешь, чтобы не чувствовать голод?" В ответ на мой вопрос она говорила, улыбаясь: "А ты попробуй: не ешь, может, ты и не умрешь". Я пробовал не есть, но у меня ничего не выходило. Я еще выдерживал до обеденного часа, но потом у меня под ложечкой так сильно начинало сосать, что я умолял мать дать мне "хоть" маленький кусочек хлебца. Это трехдневное воздержание от еды перед Пасхой мать соблюдала в течение всей жизни".

В Великий Четверг пекли куличи, красили яйца (фуксином или луковой шелухой). Яйца, освященные в храме, имеют свойство сохраняться до праздника Вознесения Господня, где бы они ни лежали. Ф. Зобнин сообщает, что у них. в селе яйца красили утром в Великую Субботу и тогда же их делили поровну между старыми и малыми по паям: "Нам, полным и бесконтрольным хозяевам своих паев, конечно, и в мысль не входило воспользоваться ими накануне: семь недель постился и несколько часов не додюжил - вот уже постыдно. Отец как-то рассказывал нам, что он в городе видел "господ", которые и в Великий пост "кушали мяско". Мы сильно дивились и не верили, что есть такие безбожники..."

Страстная неделя завершается торжественным празднованием Пасхи - Светлым Христовым Воскресением ("Великодень"). На Пасху христосуются - целуются со словами: "Христос воскресе!" В ответ говорят: "Воистину воскресе!" С Великой Субботы после литургии освящаются в церкви "пасха" - небольшая конусообразная горка сладкого творога с изюмом, высокий пасхальный кулич из сдобного теста и яйца - ими разговляются в воскресение после заутрени. В южных губерниях "пасхой" называли кулич. Судя по тексту Евангелия, та пасха, которую ел Спаситель с учениками своими, представляла собою сдобный хлеб, то есть по-нашему кулич, но не творог.

Первое, что съедали в день Пасхи, были освященные в храме кулич, пасха и яйца, их ели натощак. "Противное признается за грех", - говорили крестьяне. В каждой губернии разговлялись по-разному в зависимости от достатка и доступности продуктов. Ф. Зобнин писал, что, перед тем как приступить к трапезе, в сибирских селах съедали по ложке растительного масла.

После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица - "Святая неделя ("Великоденская", "Радостная"). Пост в среду и пятницу отменяется: "разрешение на вся".

Священник и члены церковного причта ходили в городах и селах по домам со священными иконами, пели праздничные стихи и благословляли. Это называлось "Славить Христа". Во многих районах России священников приглашали отслужить молебен на полях, засеянных рожью, пшеницей и т.д.

В следующий за пасхальной седмицей период от Антипасхи до праздника Пятидесятницы пост в среду и пятницу возобновляется, но по уставу в эти дни можно есть рыбу. Вслед за днем Святой Троицы (Пятидесятницы), празднуемой через семь недель после Пасхи, перед Петровым постом наступает сплошная троицкая седмица, на которой пост в среду и пятницу снова отменяется.

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz