Как постились наши предки
Рождественский пост длится сорок дней и, как Великий пост, называется Святой Четыредесятницей. Он начинается после дня святого апостола Филиппа (14/27 ноября), поэтому имеет названия - "Филипповский", "Филиппов" пост, или "Филипповки"; 14 ноября - заговенье на пост, но если этот день попадает на среду или пятницу, то заговенье должно быть 13 ноября, поскольку среда и пятница - дни постные. В этот день заговлялись по-разному, в некоторых случаях трапезничали сообща. Так, в Тюменском уезде Тобольской губернии существовала традиция "мирских столов", когда все население деревни собиралось на общественный пир.
Рождественский пост по строгости приближается к Петровскому. По церковному уставу во все дни, кроме среды и пятницы, разрешается растительное масло. Рыбу можно есть только по большим праздникам, например, в день Введения во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), во все субботы и воскресенья до дней Рождества Христова - до 20 декабря/2 января, когда пост устрожается, а также в дни памяти великих святых, если они попадают на вторник и четверг; если же эти дни приходятся на понедельник, среду или пятницу, то благословение дается только на растительное масло. Если в понедельник, среду и пятницу нет праздника, то назначается сухоядение, во вторник и четверг разрешается вино и растительное масло.
Накануне Рождества (24 декабря/6 января) - день Навечерия Рождества Христова, или Рождественский сочельник ("сочевник"). Для более достойного приготовления к празднику Церковь усиливает предшествующий сорокадневный пост и предписывает в сочельник строгий пост, т.е. запрещается есть до окончания службы или, как говорили в народе, "до звезды", после чего впервые принимают пищу - едят сочиво: размоченные или вареные зерна пшеницы или ячменя, политые медом.
В более древние времена сочиво называли "коливом" - это та же пшеница с медом и сладкими овощами. Готовили также "узвар" (взвар) из сухих яблок, груш, слив, изюма или вишен. Кутья и взвар - основные традиционные блюда Рождественского сочельника. Кутью с медом в древности готовили для оглашенных, которые намеревались креститься в праздник Рождества Христова и готовились к таинству постом, а после крещения вкушали мед - символ сладости духовных даров.
В России существовал обычай после вечернего богослужения (службы навечерия) приступить к рождественской вечере всей семьей. Перед началом вечерней трапезы обыкновенно зажигали лампаду у иконостаса, ставили свечи, читали молитвы, а затем уже принимались за еду. Кутью не везде готовили одинаково. Во Владимирской губернии ее делали на меду из овсяных зерен; в Архангельской губернии к рождественской вечере кутью готовили в виде жидкой каши из обдирного ячменя, пшеницы, отваренной в воде, подслащенной медом, называемой "сытою"; в Калужской губернии для кутьи брали сырой ячмень, толкли и приправляли его медом, а потом ставили в печь париться в закрытой посуде. В других губерниях, там, где это было возможно, варили рис с изюмом, наподобие поминальной кутьи.
Кутья и взвар, сами по себе постные кушанья, предваряли постную же еду. И этого очень строго придерживались крестьяне. Например, в Орловском уезде Вятской губернии в сочельник стряпали "мусники". Их готовили так: ржаную муку замешивали на воде и раскатывали на тоненькие сочни, на них клали яровое квашеное тесто и пекли в печи. В Сарапульском уезде после вечерни тоже ели пресные сочни и кутью, приготовленную особым способом: конопляное семя толкли и пропускали сквозь сито, полученное "постное молоко" смешивали с ячменной кашей. В Енисейской губернии сибиряки в рождественский сочельник "в вечерю" ели хлеб, капусту с квасом, тертый горох. Хлебное сусло, переваренное с зернами пшеницы и сушеными ягодами черемухи, подавали как кутью. До вечери соблюдали пост строго: "Добры люди хлеба не едят". Есть начинали после службы, когда появится "вечорошна звезда".
В сам праздник Рождества Христова независимо от того, на какой день недели он приходится, можно есть всякую пищу. К празднику готовили разнообразные блюда в зависимости от традиции в каждой местности. Наиболее часто делали блюда из свинины: щи, холодец (студень), колбасу, ветчину. Н.И. Костомаров сообщал, что еще в Древней Руси многие откармливали свиней в течение года, а перед праздником Рождества кололи. Последние ярмарочные торги перед Рождеством бывали особенно многолюдны, на них закупали к празднику все необходимое: муку для пирогов, пшеницу, солонину, бычьи ноги и губы на студень.
Надо сказать, что Рождественский пост не ограничивался лишь постной пищей: запрещалось петь и плясать, напиться пьяным тоже считалось грехом.
За Рождеством наступают святки - дни радости о воплотившемся Спасителе, поэтому с 25 декабря до 4 января в среду и пятницу поста нет. Оканчиваются Святые дни Крещенским сочельником 5 января. Принято считать, что святочные дни отличались широкими гуляниями и разгулом, но это не вошло в культуру русских повсеместно. В Нижегородском крае, например, после Рождества начинались посиделки, но они имели не праздничный характер: игр не затевали, девушки занимались рукоделием, пели песни, к ним заходили парни. Посиделки продолжались до Великого поста.
Навигация
Наша рассылка
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.