Детям о Боге

Божественная литургия
Божественная литургия
Божественная литургия - вершина и центр православного богослужения. Во время литургии совершается Таинство Евхаристии - соединение верных со Христом через причащение под видом хлеба и вина Святых и Животворящих Тела и Крови Спасителя. В этом соединении - основа и смысл жизни всех верных, составляющих Единое Тело Христово - Церковь.
Первая часть литургии - проскомидия, или приношение, - обычно совершается при чтении третьего и шестого часов, тайно, в алтаре - как таинственны и неведомы для многих были великие события, воспоминаемые на ней. На проскомидии священник молится о соделании его достойным великого священнодействия и приготовляет хлеб и вино для будущего Таинства, причем в символических действиях и словах молитвы воспоминаются два важнейших события - Воплощение (Рождество) Бога Слова и принесение Им Себя в Жертву на Кресте для спасения людей. Также поминается вся Церковь земная и Небесная: от Божией Матери и святых угодников Божиих до всех ныне живущих и усопших православных христиан, молясь за которых священник вынимает частички из просфор - особых богослужебных хлебов. В конце литургии, после причастия, эти частички будут погружены в Чашу со Святой Кровью Господней как ходатайство о прощении и спасении поминаемых людей. Это ходатайство имеет для живых и усопших большую силу и значение.
Вторая часть литургии - литургия оглашенных (так называются готовящиеся к принятию Крещения, а также кающиеся, за особые проступки не допускаемые до причащения в целях более действенного покаяния) - начинается возгласом прославления Царства Пресвятой Троицы и великой ектенией. Затем следует пение двух антифонов (в воскресенье - псалмов 102-го и 145-го, изображающих благодеяния Божий людям и научающих возлагать надежды прежде всего на Бога), исполняемых двумя хорами попеременно, и песни "Единородный Сыне...", в которой мы исповедуем Воплощение Спасителя и совершенное Им Искупление. После малой ектений поются так называемые "Блаженства" - высокие заповеди, которые оставил Спаситель Своим ученикам, обещая за их искреннее, во всей глубине сердечной исполнение духовные и земные блага. В великие праздники воскресные антифоны и "Блаженства" заменяются особыми, праздничными, антифонами, а в будни - псалмами с особыми припевами.
Во время пения "Блаженств" совершается Малый вход священнослужителей с Евангелием, знаменующий явление Спасителя в мир для проповеди и совершения Искупления рода человеческого. Свеча, предносимая Евангелию, символизирует как свет Христова учения, так и предшественника Христа, святого Пророка и Крестителя Иоанна, приготовлявшего людей к принятию Мессии. Священник во время Малого входа молится, чтобы святые Ангелы были участниками и сослужителями совершающейся божественной службы.
После Малого входа следует пение тропарей, посвященных празднику или событиям и святым, которым посвящен храм, а также "Трисвятого" (в некоторые великие праздники - и иного песнопения: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя").
Богослужение продолжается чтением отрывков из апостольских Посланий или Деяний святых апостолов, а затем из Евангелия, что символизирует проповедь апостолов и Самого Иисуса Христа. Слушать Евангелие нужно с особым вниманием, как бы Самого Господа, наставляющего нас. Чтения из Священного Писания могут относиться к празднику или быть "рядовыми", то есть следующими в Священном Писании одно за другим и читаемыми подряд, по одному каждый день.
Литургия оглашенных завершается ектениями: сугубой, в которой звучит молитва Церкви о многочисленных нуждах живых (во время нее священник тайно читает молитву прилежного моления, в которой просит о ниспослании щедрых благодеяний Божиих всем верным); заупокойной, где испрашивается прощение грехов и Жизнь Вечная усопшим; об оглашенных, являющейся прошением о просвещении Крещением готовящихся к этому великому Таинству. В древности после последней ектений оглашенные выходили из храма. Теперь, слыша призыв диакона: "Оглашенный, изыдите!" - мы должны думать, достойно ли мы носим звание верных, достойны ли мы присутствовать на повторяемой ради нас Тайной вечере Спасителя, и должны молиться о прощении своих грехов.
Третья часть литургии - литургия верных, на которой в древности могли присутствовать лишь крещеные и сохраняющие своей жизнью благодатные дары Крещения, - начинается двумя краткими ектениями. Затем следует Великий вход, установленный Церковью для перенесения Честных Даров с жертвенника на престол для их освящения. Во время пения Херувимской песни мы призываемся отложить всякие земные заботы: " Херувимы тайно образующе...", то есть таинственно изображая (собой) Херувимов, достойно почтить Царя всех Христа внимательной молитвой и достойным принятием Святых Даров. Священнослужители выходят с Честными Дарами из боковых дверей в предшествии свещеносца с возжженной свечой. Честные Дары при этом изображают Самого Христа, Царя славы. Все предстоящие в храме преклоняют головы и молятся про себя словами разбойника, распятого на кресте: "Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем", тем самым прося священнослужителей вспомнить о них при возношении Даров, приносимых ими в Бескровную Жертву. После поминовения правящего архиерея, всего священнического и монашеского чина, причта церковного и всех православных христиан и благословения предстоящего народа священнослужители входят через Царские врата в алтарь. Молящиеся в это время должны вознести свои молитвы за служащих и за себя. Священнодействие напоминает нам вход Господа в Иерусалим, а также крестный путь Иисуса Христа к месту Его распятия и погребение Его святыми праведными Иосифом Аримафейским и Никодимом.
После просительной ектений и пения всеми верующими Символа веры начинается самая важная часть литургии - Евхаристический канон, во время которого непостижимым образом, таинственно происходит преложение (претворение благодатью Святого Духа) хлеба и вина в Святые Тело и Кровь Спасителя. Читая тайно евхаристическую молитву, прославляя благодеяния и бесконечную любовь Божию к человеку и воспоминая Тайную вечерю, священник произносит вслух слова Спасителя, сказанные Им при установлении Таинства Причащения: "Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов" и: "Пиите от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов" (См. Мф. 26, 26-28; Лк. 22, 19-20; 1 Кор. 11, 24). Это служит напоминанием нам, что мы реально присутствуем на повторяемой ради нас Тайной вечере, что нас, как две тысячи лет назад святых апостолов, Спаситель призывает к единению с Ним.
Святейшие минуты Евхаристического канона - молитвенное призывание Святого Духа и по благословении Святых Даров преложение их - наступают после возгласа священника: "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся" - и сопровождаются пением: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и молим Ти ся, Боже наш". В эти минуты в алтаре совершается по действию Духа Святого то же преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, которое совершил Спаситель на Тайной вечере, благословив хлеб и вино.
Евхаристический канон продолжается прославлением Божией Матери в песни "Достойно есть", дарованной нам, по церковному преданию, Ангелом, и молитвой священника за всех членов Церкви. После канона следует просительная ектения и пение всеми верующими молитвы Господней "Отче наш" - этого образца молитвы, объемлющей все главные, духовные и житейские, нужды человека. Этой молитвой мы еще раз призываемся к любви, необходимой участникам единой Трапезы Отца Небесного, и к прощению ближнего, чтобы простились и наши грехи.
Диакон возглашает: "Вонмем" (т. е. будем внимательны), и по возгласе священника: "Святая святым", указывающем на необходимость чистоты для приступающих к пречистому Таинству (причем хор со страхом смиренно отвечает: "Един свят, Един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца, аминь", а миряне делают земной поклон) и закрытии алтарной завесы поется причастный стих. После него для приступающих к Таинству обычно читаются молитвы ко святому Причащению, дабы в последние минуты перед причащением ум и сердце не рассеивались. В это время священнослужители причащаются в алтаре, совершая это во образ причащения апостолов на Тайной вечере: священник причащается сам и преподает Святые Тайны диакону. По причащении же священнослужители, благодаря, молятся: "О Пасха вёлия и священнейшая, Христе! О Мудросте и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего".
После причащения священнослужителей открываются Царские врата - как когда-то открылся гроб Спасителя - и выносится Святая Чаша для причащения мирян. Это первое явление Святых Даров напоминает нам первое явление Иисуса Христа по Воскресении, бывшее святой Марии Магдалине.
Диакон возглашает: "Со страхом Божиим и верою приступите", а хор поет: "Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам", ибо Святые Дары - Сам Христос, являющийся для единения с верными. Все присутствующие в храме совершают земной поклон перед приходящим и вездесущим Богом. Повторяя за священником слова молитвы перед причащением, мы исповедуем свою веру во Христа и божественную силу Святых Даров: "Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго... Еще верую, яко сие самое есть Пречистое Тело Твое и сия самая есть Честная Кровь Твоя..." - и молимся о прощении прегрешений и неосужденном причащении Святых Тайн. Приступающие к Причастию складывают на груди крестообразно руки в знак веры во спасение нас Распятым Христом. Со страхом, чувством своего недостоинства и смирением, с верой в спасительность Таинства, назвав свое имя, они принимают в уста Пречистые тайны и осторожно целуют край Святой Чаши. Хор во время причащения поет: "Тело Христово приимите, Источника бессмертнаго вкусите".
После причащения нужно стараться хранить себя от всякого греховного и памятовать о великом и страшном Таинстве, милосердии и любви Божией к нам, грешным.
По причащении мирян священник опускает в Святую Чашу все частицы, которые были вынуты из просфор, прося Господа омыть Своею Кровью грехи всех поминавшихся на литургии, затем тихо произносит: "Благословен Бог наш" - и в последний раз выносит Святую Чашу и со словами: "Всегда, ныне и присно и во веки веков" благословляет Святыми Дарами верующих, причем мы на это отвечаем земным поклоном являющемуся нам в Святых Дарах Господу. Причастники делают поясной поклон. Благословение верующих Святой Чашей и ее перенесение с престола на жертвенник знаменует последнее явление Господа ученикам и Его Вознесение на Небо. Также оно напоминает нам обещание Спасителя пребывать в Своей Церкви с верующими во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20).
Священник возглашает: "С миром изыдем", а хор отвечает от лица всех молящихся: "О имени Господни", то есть с именем Бо-жиим в душе, с миром Христовым в мыслях и сердце.
За этим следует благодарственная ектения и так называемая "заамвонная молитва" (читаемая священником перед амвоном), в которой испрашивается благословение верующих и их освящение, сохранение Церкви, дарование мира миру. После этого хор трижды.поет: "Буди имя Господне благословено отныне и до века". Затем священник произносит отпуст (заключительную молитву службы), а хор поет многолетие, и верные, приложившись ко святому кресту (а причастники еще и прослушав молитвы после Святого Причащения), выходят из храма, благодаря Бога и стараясь сохранить в своей душе полученное за богослужением благодатное просвещение.

В оглавление...

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz