Новости Православия

Израиль не позволил главе греческой православной церкви осуществить миротворческую миссию в Вифлееме.
Иерусалим, 12 апреля 2002 г.
Глава Греческой Православной Церкви Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул прибыл 11 апреля в Израиль с миротворческой миссией. По его словам, этот визит является выражением моральной и братской поддержки народа Греции Иерусалимской Православной Церкви. "Мы приехали сюда, чтобы призвать к миру, призвать к уважению к человеку, призвать обе стороны положить конец этой кровавой войне, с жестокостями и вопиющим попранием человеческих прав", - заявил Архиепископ Христодул. Глава автокефальной Церкви Греции встретился с израильскими и палестинскими официальными лицами, отвечающими за религиозные вопросы, Иерусалимским Патриархом Иринеем, посетил ряд храмов, где молился о мире в регионе. В поездке в Израиль Архиепископа Христодула сопровождала представительная делегация Элладской Церкви, в том числе четыре епископа. 12 апреля предстоятель ЭПЦ вернулся в Афины. Израильские официальные власти не дали ему возможности осуществить инициативы по урегулированию ближневосточного кризиса. Как сообщил сегодня корр. ИТАР-ТАСС по телефону из Иерусалима митрополит Вострский Тимофей, Архиепископ Христодул был вынужден прервать начатую накануне трехдневную поездку на Святую Землю. Это связано с тем, что израильские военные воспрепятствовали его посещению Вифлеема, а официальные лица "не проявили готовности выслушать предложения" православного иерарха по выходу из обострившегося кризиса. Греческую делегацию остановили на одном из блокпостов близ Вифлеема, на котором военные потребовали от священнослужителей возвратиться в Иерусалим. Архиепископу Христодулу не удалось добиться встречи ни с Ясиром Арафатом, ни с другими палестинскими руководителями. Греческий первоиерарх не был принят и израильскими официальными лицами. Как полагают в Элладской Церкви, холодный прием, оказанный израильскими властями Архиепископу Христодулу, возможно, объясняется сделанным им на этой неделе заявлением по ближневосточному конфликту. В нем глава ЭПЦ, в частности, призвал Израиль "проявить гуманность" по отношению к палестинцам, укрывшимся в вифлеемском храме Рождества Христова, который дал им приют в соответствии с христианскими традициями "спасать от насилия и смерти последователей всех религий". После возвращения из поездки, как сообщило греческое агентство АНА, глава Элладской Церкви заявил о намерении выделить для продовольственной помощи палестинским семьям сумму в 500 тысяч долларов. Целью поездки Архиепископа Христодула в Иерусалим было оказать поддержку борющимся людям на объятом войной Ближнем Востоке, чтобы они не чувствовали себя брошенными на произвол судьбы. Об этом заявил сам Архиепископ по возвращении в Афины. "Я уверен, что израильские власти примут продовольствие и гуманитарную помощь, которую мы готовим", - сообщил он, добавив, однако, что израильтяне не пустили его в Вифлеем сопровождать груз гуманитарной помощи. Как сообщил "Православию.Ru" заместитель начальника Русской духовной миссии иеромонах Феофан (Лукьянов), 11 апреля вечером был ранен 22-летний иподиакон Армянской Патриархии, находившийся в армянском приделе храма Рождества в Вифлееме. Пуля, выпущенная израильским снайпером, пролетела через окно и попала в плечо сидящего спиной к окну церковнослужителя. Израильскими военными иподиакон на машине скорой помощи был срочно доставлен в больницу "Хадасса" в Эйн-Кареме. Согласно палестинским источникам, арабы, находящиеся в храме, подают сигналы, что скоро они начнут умирать от голода. В ночь на 12 апреля пятеро палестинцев попытались сделать вылазку в сад монастыря Иерусалимской Патриархии, куда им через забор была брошена провизия. Однако они были обнаружены израильтянами и двое из них - убиты. Трупы двух убитых палестинцев до сих пор лежат в саду. В храме Рождества Христова лежат трупы еще двоих палестинцев, один из которых был убит снайпером, другой скончался от ран. Среди живых также имеются тяжелораненые, жизнь которых под угрозой.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru

Митрополит смоленский и калининградский Кирилл, председатель отдела внешних церковных связей московского патриархата, направил письмо премьер-министру государства Израиль Ариэлю Шарону.
12 апреля 2002 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, направил премьер-министру Государства Израиль Ариэлю Шарону письмо в связи с ситуацией в Вифлееме вокруг храма Рождества Христова и здания Дома паломника, принадлежащего Русской Православной Церкви. В письме, в частности, говорится: "У Русской Православной Церкви вызывает тревогу напряженная ситуация в Вифлееме, особенно вокруг храма Рождества Христова, который все еще находится в центре вооруженного противостояния и остается недоступным для паломников. Как отмечалось в Заявлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 4 апреля сего года, мы выступаем за отвод всех вооруженных людей от этого места, священного для многих миллионов христиан во всем мире". Также в письме выражается протест против нового ввода израильских войск на территорию паломнической гостиницы, принадлежащей Русской Православной Церкви в Вифлееме, и ставится вопрос о выплате материальной компенсации за нанесенный зданию ущерб. Заканчивается письмо призывом враждующих сторон к миру: "Мы вновь призываем обе стороны к возобновлению переговорного процесса, направленного на достижение справедливого мира, о чем возносим молитву Господу".
ОВЦС МП

Израильские войска снова открыли огонь по церкви рождества в Вифлееме.
Вифлеем, 15 апреля 2002 г.
Как сообщили в понедельник очевидцы, израильские войска, осаждающие церковь Рождества Христова в Вифлееме, где находятся палестинцы, в том числе вооруженные, открыли огонь по зданию, пишет "Газета.ру" со ссылкой на агентство Reuters. Израильская армия опровергает эту информацию. Корреспонденты агентства Reuters сообщили о взрывах и вспышках огня, начавшихся сразу после полуночи в центре Вифлеема - на площади Рождества. По свидетельству палестинцев, пострадавших нет. Абу Юссеф, находящийся в храме, сообщил, что войска открыли беспричинный огонь. "Израильтяне открыли огонь по церкви, но среди нас нет раненых", - сказал Юссеф по телефону. Он добавил, что вооруженные палестинцы в церкви не открывали ответного огня. Ранее палестинский мэр Вифлеема Мохаммед аль-Мадани отверг предложение израильтян о добровольной сдаче в плен палестинцев, укрывшихся в базилике Рождества Христова. Аль-Мадани, который сам находится в церкви, заявил, что полностью не принимает предложение, подчеркнув, что будет действовать по указанию Ясира Арафата.
Reuters

Обнародованы подробности пребывания палестинцев в базилике Рождества Христова.
Москва, 15 апреля 2002 г.
8 апреля в прямом эфире радиопрограммы "Радонеж" выступил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архимандрит Марк (Головков), который долгое время был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. Он рассказал некоторые подробности продолжающейся осады израильскими войсками базилики Рождества Христова, где укрылось около 200 палестинских боевиков. "Русская Церковь не считает себя вправе быть третейским судьей этого страшного затяжного конфликта, но она вправе говорить всякий раз, когда льется людская кровь, когда есть страдания мирных жителей", - подчеркнул отец Марк. Он назвал события вокруг храма в Вифлееме "испытанием для всего христианского мира". Архимандрит Марк сообщил, что вооруженные палестинцы, "укрывшиеся в здании базилики для того, чтобы спастись от преследования израильских войск, взяли несколько заложников". В их числе были и православные священнослужители. В субботу 6 апреля часть заложников была отпущена. Митрополит Неапольский Амвросий рассказал отцу Марку, что "храм осквернен, что в храме и курят, и отправляют физиологические потребности". В то же время к самому митрополиту отношение "было все же достаточно гуманным" и он был даже отпущен на свободу. По словам отца Марка, "православный русский человек, по-настоящему верующий, никогда не позволили бы себе такого отношения ни к мусульманской мечети, ни к буддийскому святилищу, ни к иудейской синагоге. Это просто недопустимо, поскольку чувство богобоязненности не позволило бы человеку вести себя таким разнузданным образом". В заключение архимандрит Марк выразил надежду, что Израиль "услышит голос Православия, голос великой России" и прекратит агрессию, ведущую к таким последствиям.
Православие.Ru

Представители РПЦ до сих пор не имеют возможности побывать в Вифлееме.
Иерусалим, 16 апреля 2002.
Израильские войска вновь покинули Дом паломника в Вифлееме, принадлежащий Русской Православной Церкви (РПЦ) и расположенный неподалеку от базилики Рождества Христова, где по-прежнему укрываются около 200 палестинцев. Сведения об этом поступили в ОВЦС из Русской духовной миссии в Иерусалиме. Русская духовная миссия получила эту информацию от жителей Вифлеема. Представители Русской духовной миссии, несмотря на неоднократные обращения в правительственные инстанции Израиля, до сих пор не получили возможности побывать в Вифлееме и лично удостовериться в состоянии Дома паломника, которому израильские войска нанесли серьезные повреждения. По свидетельству очевидцев обстановка вокруг Храма Рождества Христова по-прежнему остается весьма напряженной.
Мир религий

Сербский патриарх обратился к участникам конфликта на святой земле.
Белград, 13 апреля 2002 г.
В связи с последними трагическими событиями, и в первую очередь в связи со столкновениями около базилики Рождества Христова в Вифлееме, Патриарх Сербский Павел 13 апреля направил обращение "враждующим сторонам и всем жителям Святой Земли Палестины", в котором призвал их прекратить всякое насилие и приступить к мирному разрешению конфликта. "Святая Земля и святые города Вифлеем и Иерусалим, - говорится в обращении, - были на протяжении веков ареной драматической истории отдельных личностей, обществ и целых народов, в особенности для представителей трех мировых религий - иудейской, христианской и мусульманской, а также были и остаются святыми и благословенными местами. Здесь Бог ступил на землю и отсюда человек восходит на Небо. По нашей христианской вере, здесь воплотился Сын Божий и благодатно излился Дух Божий на всех людей и народы, на всякую тварь Божию. В Вифлееме, название которого отнюдь не случайно означает "Дом Хлеба", Ангелы и пастыри воспевали славу Богу, мир земле и благоволение людям (Лук. 2, 14). На поклонение Вочеловечившемуся Сыну Божьему, Чье Рождение предрек святой пророк Исайя (7, 14), пришли мудрецы с востока, а на протяжении веков приезжали все мудрые и миролюбивые люди Востока и Запада, Севера и Юга. Поэтому для всех нас больно сознание того, что храм Рождества Христова в Вифлееме сейчас находится в осаде войск и подвергается артиллерийскому обстрелу, который препятствует священникам и монахам древнейшей в мире Церкви, Православной Иерусалимской Патриархии, совершать рядовое богослужение". Сербский Патриарх отметил, что в одинаковой степени глубоко сожалеет о страданиях невинных палестинских и еврейских детей. "Недавно мы пережили ужасы войны и разорения - ужасы, которые, к сожалению, еще продолжаются в нашей заветной земле, в Косово и Метохии, и мы знаем, что такое страдания людей, так же как страдания Божиих и народных святынь - церквей, часовен, монастырей: Поэтому с болью принимаем известия о таких страданиях на Святой Земле". "Молитвенно призываем милость, правду и любовь и мир Божие на всех жителей Израиля, или Палестины, и призываем соответствующих лиц как в этой стране, так и во всем мире сделать все необходимое для того, чтобы на библейскую землю вернулся мир и все дети Божии могли действительно жить вместе на земле Божией. Особо выражаем свое сочувствие, сострадание и солидарность Его Блаженству Патриарху Иерусалимскому Иринею, всей честной иерархии, Братству Святого Гроба, клиру, всем монашествующим и верным чадам древней Сионской Церкви",- говорится в обращении предстоятеля Сербской Церкви.
Официальный сайт Сербской Церкви

Святейший патриарх алексий II совершил хиротонию благочинного Всехсвятского округа Москвы архимандрита Иринарха (Грезина) во епископа пермского и Соликамского.
Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 12 марта 2002 года епископом Пермским и Соликамским определено быть благочинному Всехсвятского округа Москвы архимандриту Иринарху (Грезину). Во исполнение этого постановления 14 апреля 2002 года за Божественной литургией в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении сонма архиереев совершил хиротонию архимандрита Иринарха (Грезина) во епископа Пермского и Соликамского.
ОВЦС МП

Власти Эстонии зарегистрировали Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата.
Таллин, 17 апреля 2002 г.
Министерство внутренних дел Эстонии зарегистрировало сегодня устав Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и трех ее приходов в Эстонии. Об этом сообщила пресс-служба МВД Эстонии. "С момента регистрации Церкви, - сказал министр внутренних дел Айн Сеппик, - исчезла ситуация, при которой в Эстонии отсутствовала регуляция правовой основы деятельности одной из крупнейших религиозных организаций". Регистрации препятствовали, прежде всего, юридические споры, которые, по словам министра, "на сегодняшний день решены". Однако, как говорится в распространенном по этому поводу сообщении, "регистрация устава ЭПЦ МП не трактуется в качестве доказательства правопреемственной деятельности организации или правовой регуляции имущества, находящегося в фактическом использовании зарегистрированной организации". Иными словами, точкой отсчета истории Православной Церкви считается день регистрации ее устава - апреля 2002, а не исторически достоверный факт, свидетельствующий о том, что эта Церковь существует в Эстонии с момента появления здесь православия. Как пояснили в Службе коммуникаций ОВЦС Московского Патриархата, регистрация православных приходов в Эстонии проводится в соответствии с уставом Эстонской православной церкви, в котором фиксируется, что эта Церковь исторически связана с довоенной Православной Церковью в Эстонии. Этим актом за ней признается статус самоуправляемой Церкви, дарованный ей еще в 1920 году патриархом Всероссийским святителем Тихоном. Патриарх Алексий 18 апреля в беседе с журналистами сказал, что весьма удовлетворен решением МВД Эстонии о регистрации ЭПЦ МП. "Но это только первый шаг", - заметил Патриарх, подчеркнув, что ожидает дальнейших действий эстонского правительства по урегулированию вопроса с имуществом приходов Московского Патриархата в Эстонии. "Это откроет возможность и для моего визита в это государство, и для дальнейшего развития наших отношений с эстонским руководством", - подчеркнул глава Русской Церкви, отвечая на вопросы журналистов.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru

Московская и Константинопольская Церкви в Эстонии договорились о разделе церковного имущества.
Две действующие в Эстонии православные церкви почти договорились о разделе церковного имущества, которое является основой межцерковного конфликта. Газета "Ээсти пяэвалехт" пишет, что на встрече в МВД представители зарегистрированной Эстонской Апостольской Православной Церкви и незарегистрированной Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата договорились, что в ближайшее время подпишут протокол о намерениях по поводу использования церковного имущества. В МВД говорят, что подпись под протоколом поставит и министр Айн Сеппик. Газета отмечает, что после подписания протокола не должно остаться препятствий для регистрации ЭПЦ МП. Между тем, этот вопрос является одним из основных в эстонско-российских отношениях, в том числе и в экономических. Газета пишет, что еще месяц назад ЭПЦ МП хотела внести в свой устав пункт о правопреемственности, что позволило бы ей через суд претендовать на церковное имущество православной церкви.
Русская линия

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II провел совещание ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.
16 апреля 2002 года в Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялось совещание ректоров Духовных учебных заведений под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Основной темой заседания стало обсуждение реформы духовного образования. Обращаясь к собравшимся, Святейший Патриарх Алексий отметил, что уже в середине девяностых годов стало очевидно: система духовного образования нуждается в обновлении. "Реформа вызвана радикальными изменениями исторической ситуации, в которой сегодня Церковь призвана нести свое свидетельство и служение миру, осуществлять свою спасительную миссию, - отметил Первосвятитель. - А это, в свою очередь, означает, что будущим пастырям Церкви необходимо дать такой уровень образования, который будет соответствовать нуждам и задачам Русской Православной Церкви в данный исторический момент ее земного бытия". Святейший Патриарх выразил уверенность, что церковное духовное образование, становясь более открытым обществу, приобретет общественно значимый статус и государственное признание, ибо хотя Церковь в России отделена от государства, она не может быть отделена от общества, значительную часть которого составляют православные верующие. Его Святейшество отметил огромное значение разработки и утверждения государственного стандарта по специальности "Теология", так как это открывает возможность для Духовных школ стать признаваемыми на государственном уровне учебными заведениями. Необходимо придать церковному высшему образованию тот же статус, который имеет светское образование, считает Святейший Патриарх Алексий. Имея дипломы государственного образца, выпускники Духовных школ получат возможность преподавать предмет "Теология" в светских вузах, а в средней школе - вести "Основы православной культуры". (Полный текст выступления Святейшего Патриарха Алексия будет опубликован на Официальном сайте Русской Православной Церкви). Председатель Учебного комитета при Священном Синоде, ректор Московских Духовных академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений рассказал о подготовленной рабочей группой проекта Концепции новой системы богословского образования. Конкретные предложения по реформе высшего духовного образования высказал в своем докладе председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. "Сама жизнь заставляет нас задуматься о путях реформирования богословской школы. Наиболее очевидной проблемой, заставляющей говорить о необходимости обновления системы духовного образования, является уровень современного духовенства. В это понятие входит не только объем усвоенной информации, но и общая культура, способность к научной работе, уровень духовной жизни", - отметил митрополит Кирилл.
ОВЦС МП

Православные учебные заведения России вводят светские дисциплины для получения государственной аккредитации.
Москва, 16 апреля 2002 г.
Русская Православная Церковь вводит в планы своих духовных учебных заведений светские дисциплины, чтобы их выпускникам выдавались дипломы государственного образца. "Церкви нужны высококультурные, эрудированные служители, которые будут в состоянии вести диалог с обществом, смогут ориентироваться в общественных процессах и активно влиять на них", - сказал Святейший Патриарх Алексий, открывая 16 апреля совещание ректоров духовных учебных заведений Русской Церкви. Диплом государственного образца, по его словам, позволит выпускникам духовных школ преподавать в вузах предмет "теология", а в средней школе - "основы православной культуры". Говоря о смысле преобразований, предстоятель подчеркнул, что духовное образование должно стать "более открытым обществу, приобрести государственное признание". Духовные семинарии, отметил предстоятель, уже стали признанными государством вузами благодаря утвержденному совместно с Минобразованием РФ государственному стандарту "теология". Следующим шагом на пути реформ Патриарх назвал государственную аккредитацию духовных школ, которая потребует введения в их учебные планы светских общеобразовательных предметов. Патриарх подчеркнул, что это новшество не означает усиления светского начала в процессе обучения, но станет важным "инструментом для повышения культуры диалога". Сегодня Русская Православная Церковь имеет пять духовных академий и Богословский институт, более 30 семинарий и столько же духовных училищ.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru

Более половины москвичей высказались за преподавание в школе закона Божия.
59% взрослых москвичей в той или иной степени поддерживают введение в программы средних школ России предмета "Закон Божий", 21% не поддерживают. 15% жителей столицы относятся к этому вопросу безразлично, а 5% не имеют на этот счет своего мнения. По сообщению агентства "Интерфакс" опрос проводили социологи Группы компаний Monitoring.ru в начале апреля. Было опрошено 600 взрослых москвичей, проживающих во всех административных округах столицы. Русская Православная Церковь не настаивает на обязательном религиозном образовании в светской школе, но считает, что школа должна дать начальное представление о религии тем ученикам, которые этого желают. Присутствие религиозно ориентированных предметов в системе государственного образования не нарушает ее светский характер, поскольку этим не устанавливается обязательное исповедание и отправление религиозного культа. Целью обучения религии в стенах светской школе должно быть приобщение учащихся к духовным и культурным ценностям той или иной духовной традиции, ее нравственному потенциалу. При этом видится обязательным свободное волеизъявление как детей, так и их родителей.
ОВЦС МП

В Костроме состоялся церковно-общественный диалог на тему "Молодежь. Церковь. Общество. (По материалам основ социальной концепции и концепции молодежного служения Русской Православной Церкви)".
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 11-12 апреля 2002 года в Костроме состоялся церковно-общественный диалог "Молодежь. Церковь. Общество. (По материалам Основ социальной концепции и Концепции молодежного служения Русской Православной Церкви). Это значительное в жизни православной Костромы событие было приурочено к отмечающемуся в нынешнем году 850-летию со дня основания города. Чтения проводились при активной поддержке депутата Государственной думы ФС РФ В.В.Гальченко, председателя Оргкомитета по проведению общественных общероссийский чтений Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. В церковно-общественном диалоге, проходившем в областном Дворце искусств, светскую власть представляли заместитель Полномочного представителя Президента России в Центральном федеральном округе В.И.Деникин, руководители Комитетов по делам молодежи субъектов федерации Центрального округа, представители общественных организаций и муниципальных структур, а также всероссийских общественных объединений детей и молодежи, педагоги, учащиеся, студенчество. Со стороны Русской Православной Церкви в диалоге участвовали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела Московского Патриархата по делам молодежи архиепископ Костромской и Галичский Александр, руководители отделов по делам молодежи православных епархий Центрально-черноземной зоны, лидеры местных организаций Всероссийского православного молодежного движения и Братства Православных следопытов, епархиальное духовенство.
ОВЦС МП

Владивостокская епархия предоставит возможность детям учиться в школе.
Угрозу закрытия, нависшую над начальными школами в селах Богополь и Суворово Кавалеровского района, берется помочь отвести Владивостокская епархия РПЦ. К 1 сентября на базе обеих школ планируется открыть православные гимназии. Церковь берёт на себя статью расходов по содержанию школьных зданий, работу же учителей по-прежнему будет оплачивать государство. Большинство родителей приветствуют возвращение к духовно-нравственному воспитанию. К тому же открытие гимназий совсем не означает, что детям помимо их воли будут навязывать религиозное образование. Учебную программу планируется строить с учетом того, что часть ребят ограничится изучением только светских школьных предметов.
Религия в России

Православные учебные заведения в Москве получат льготы по арендной плате.
Для православных учебных заведений и религиозных организаций РПЦ, осуществляющих бесплатное обучение, на 2002г. будет установлена символическая арендная плата в размере 1 рубль за 1 кв. метр в год. Кроме того, несколько православных организаций, которые проводят обучение на платной основе, получат отсрочку по оплате задолженности за аренду на 6 месяцев с момента выхода данного постановления.
Мир религий

Известный английский патролог прочел в Сретенской семинарии лекцию о преподобном Иоанне Дамаскине.
Москва, 18 апреля 2002 г.
Москву посетил с визитом декан богословского факультета университета в английском городе Дарэм (Durham), известный патролог, автор множества работ о Дионисии Ареопагите, Максиме Исповеднике, Иоанне Дамаскине, профессор Эндрю Лаус. 16 апреля он прочитал лекцию в Сретенском высшем православном училище на тему "Богословие преподобного Иоанна Дамаскина". Эндрю Лаус рассказал о неизученных аспектах богословского наследия великого святого, автора "Точного изложения православной веры", творца многих церковных песнопений. В ближайшее время эта лекция английского профессора будет подготовлена к печати и опубликована на сайте "Православие.Ru". Примечательно, что профессор, хорошо читающий по-русски, недавно написал работу, посвященную осмыслению жизни и творчества преподобного отца в поэме А.К.Толстого "Иоанн Дамаскин". 17 апреля Эндрю Лаус прочитал аналогичную лекцию в Московской Духовной академии в Сергиевом Посаде. В поездке английского патролога сопровождал и переводил его выступления Сергей Говорун, автор ряда статей по историко-богословской тематике на сайте "Православие.Ru".
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru

В монастырях и храмах Киева запрещено распространение газеты "sos".
КИЕВ. Секретарь Киевской Митрополии УПЦ, проректор КДАиС, благочинный храмов Киева, протоиерей Виталий Косовский запретил распространение газеты "SOS" в монастырях и храмах столицы. Свое решение протоиерей Виталий мотивировал тем, что газета "SOS", по его мнению, пропагандирует "лишь точку зрения своих владельцев, которая не совпадает с точкой зрения Церкви на духовные и социальные проблемы украинского общества, а потому зачастую вносит смуту в умы православных прихожан". Незадолго до этого, собранием духовенства Днепропетровской епархии, газета "SOS" была не рекомендована к распространению также и на территории Днепропетровщины.
Православие в Украине

В Москве открылась выставка "Современная греческая иконопись".
Выставка "Современная греческая иконопись" открылась в Международном фонде славянской письменности и культуры в Москве. В экспозиции представлено 83 работы 18 современных греческих художников - в том числе, Д. Хатжиапостолу, И. Гергатоса, К. Константатоса К. и И. Кордиса. Помимо икон, выполненных в традиции точного следования канонам византийской живописи, на выставке представлено много работ, сделанных с использованием техник гобелена, инкрустации, чеканки и др.
Мир религий

Православная часовня открылась на Курском вокзале.
Москва, 16 апреля 2002 г.
На светящемся табло Курского вокзала с указаниями мест сервисного обслуживания пассажиров сегодня появилось новое название: "часовня блаженной Матроны Московской". Одна из самых почитаемых в столице святых будет встречать и провожать в дорогу путешествующих по Московским железным дорогам. Освящение часовни, построенной на средства железнодорожников, совершил митрополит Солнечногорский Сергий. Здесь ежедневно будут совершаться молебны о людях, отправляющихся в путь. О том, как спасает такая молитва путешественников, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях, свидетельствует переданная в дар начальнику Курского вокзала Андрею Федулову икона, написанная в конце XIX века в благодарность Богу за чудесное избавление от гибели императора Александра III и его семьи во время крушения поезда 17 октября 1888 года. Во время той аварии поезд был полностью разрушен, много пассажиров погибло, но вагон, где находилась царская семья, остался невредим. На иконе изображены пророк Осия и святой Андрей Критский. В часовне будет храниться и ковчежец с частицей мощей блаженной Матроны Московской (1881-1952). По молитвам этой глубоко верующей женщины, с детства парализованной и слепой, происходило множество исцелений. Чудеса продолжились и после ее смерти на могиле на Даниловском кладбище. Мощи святой, канонизированной в 2000 году, хранятся в Покровском монастыре в Москве, куда за помощью в разных нуждах и бедах приезжают тысячи паломников. Соглашением о сотрудничестве между МПС и Московской Патриархией предполагается открытие часовен на всех железнодорожных вокзалах столицы.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru

В российских городах планируются акции протеста против политики Ватикана.
По сообщению Союза православных граждан в ряде городов России 28 апреля пройдут гражданские акции в поддержку РПЦ, участники которых намерены выразить протест против "католической экспансии" в России. По мнению Союза православных граждан, недавнее решение Ватикана создать в России четыре католические епархии сравнимо "с созданием государственных структур одной страны на территории другой, то есть с оккупацией". В этих условиях Союз православных граждан намерен "противодействовать духовной экспансии католицизма". При этом православная общественность "не требует от государства умалять или в чем-то ущемлять права российских католиков", а лишь настаивает "на эффективной поддержке Русской Церкви и на защите прав православного большинства россиян". Одновременно организаторы акции обратили внимание на то, что всего за месяц до создания в России католических епархий глава Украинской Греко-Католической Церкви Любомир Гузар заявил о переносе своей резиденции из Львова в Киев, то есть в традиционно православный город. Кроме того, в украинской столице сегодня строится 16 костелов и греко-католический собор, а то, что этот собор именуется "патриаршим", по мнению Союза православных граждан, свидетельствует о намерении Ватикана создать на Украине греко-католический патриархат. Гражданские акции православных планируется провести в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Саратове, Самаре, Казани, Твери, Махачкале, Якутске, Благовещенске и Владивостоке.
Русская линия

Ассоциация зелёных Крыма протестует против восстановления храма.
СИМФЕРОПОЛЬ. Пикетирование мэрии Симферополя с требованием "Прекратить зеленый геноцид!" провела крымская ассоциация "Экология и мир". Она добивается отмены решения Горсовета о передаче земельного участка в сквере Победы под строительство собора святого Александра Невского, который до 20-х годов прошлого века стоял на этом месте. По мнению руководства ассоциации, постановление совета нарушает "экологическую этику", поскольку при проведении работ будет уничтожено более 200 деревьев. В акции протеста приняли участие ветераны войны, представители союза советских офицеров, опасающиеся, что храм "вытеснит" из сквера танк Т-34, поставленный на постамент как символ Победы над фашизмом. Ассоциация предлагает "компромиссный вариант" - воздвигнуть часовню на месте собора, разрушенного большевиками, а сам храм построить в другом месте. Вариант с перенесением на другое место танка и парка зеленые, видимо, не рассматривают.
Радонеж

Использование в законодательстве понятия "Традиционная религиозная организация" приведет к нежелательным последствиям.
В российском обществе в последнее время активно обсуждается идея выделения в отдельную юридическую категорию религиозных сообществ, внесших существенный вклад в развитие государственности и культуры России. Одним из законопроектов, призванных решить эту непростую задачу, стал проект федерального закона с рабочим названием "О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации", предложенный на общественное обсуждение депутатом Государственной Думы РФ А.В. Чуевым. В указанном проекте, равно как и в других аналогичных проектах, используется понятие "традиционная религиозная организация". На первый взгляд, вопрос его использования в текстах законопроектов кажется не принципиальным. Однако, как следует из заключения Историко-правовой комиссии РПЦ, анализ действующего законодательства Российской Федерации в контексте реальной религиозной ситуацией показывает, что использование этого понятия недопустимо не только в силу его юридической некорректности. За внешним благозвучием и широкой распространённостью в обиходе кроется такой концептуальный подход, реализация которого на практике приведёт к негативным последствиям для религиозных сообществ, устройство которых основано на принципе строгой централизации, таких как Русская Православной Церковь. Существует две причины недопустимости использования в тексте Проекта понятия "традиционная религиозная организация": во-первых, религиозная организация, как организационно-правовая форма, не может обладать таким свойством как традиционность; во-вторых, приобретение централизованной религиозной организацией правового статуса традиционной не означает его экстраполяцию на входящие в её состав иные религиозные организации. Присвоение правового статуса традиционной в этом случае будет осуществляться каждой религиозной организации в отдельности по её самостоятельному обращению в соответствующий представительный орган государственной власти. Следовательно, традиционной будет признана, например, не вся Русская Православная Церковь в целом, а каждое входящее в её состав каноническое подразделение (приход, монастырь, епархия и т.д.) в отдельности. Процедура присвоения этого статуса, таким образом, станет значительно более тяжелой, чем обычная процедура перерегистрации и не позволит получить этот статус всем религиозным организациям одновременно. Особенно сложно его получить будет вновь создаваемым каноническим подразделениям. Как следует из заключения, более корректным является введение в юридический оборот понятия "традиционная конфессия", позволяющего присваивать правовой статус традиционной не каждой религиозной организации в отдельности, а всей совокупности религиозных организаций, принадлежащих к определённой конфессии. Использование в законодательстве термина "конфессия" позволит отсечь новые религиозные движения, а также раскольничьи и сектантские религиозные общества, использующие в своих наименованиях элементы наименований религиозных организаций, удовлетворяющих критерию традиционности.
Пресс-служба Историко-правовой комиссии РПЦ / Русская линия

Подготовлен законопроект "Нейтрализуя пропаганду религиозного экстремизма в РФ".
Законопроект, разработанный председателем комитета по делам религии и социальных организаций в Российском Парламенте "Нейтрализуя пропаганду религиозного экстремизма в Российской Федерации", не был еще представлен на рассмотрение парламенту. Советник комитета Степан Медведко сообщил, что в последующие недели представитель компартии Виктор Зоркальцев обратится за советом представителей органов безопасности и МВД по поводу того, представить ли на рассмотрение Думе его законопроект или вместо этого представить поправки к уголовному кодексу. В прошлом году, выступая возле Русского Православного Даниловского монастыря Зоркальцев упомянул, как "духовная безопасность" - один из его ключевых терминов в проекте - противостоит появлению экстремизма, вульгарности и порочности и является ключевой частью "нашей национальной безопасности". Зоркальцев отметил, что хотя число православных прихожан удвоилось за последние десять лет, секты увеличились вдесятеро - и это самая ужасающая опасность, с которой встречается Россия. Выступая несколько недель позже на московской конференции "Государственные и Традиционные религиозные организации", Зоркальцев заявил, что его комиссия уже работает над законодательством, которое защитит духовную безопасность России. "Проиграть битву за сердца и разум в современном мире, - заметил он, - это поражение гораздо более серьезное, чем военная или стратегическая потеря".
Keston News Service

Состоялось очередное заседание межконфессионального совета Крыма "Мир - дар Божий".
СИМФЕРОПОЛЬ. Организация продолжает жить и развиваться. Недавно она пополнилась еще одним членом - Духовным правлением крымских караимов. На заседании МКС выступил приглашенный председатель Комитета по делам религий при Совмине Крыма В.А.Малиборский. Он познакомил собравшихся с Указом Президента Украины Л.Д.Кучмы от 21 марта 2002 г., в котором, в частности, закрепляется право представляющих традиционные религии конфессий на возвращение не только принадлежавших им прежде храмов, но и зданий церковно-приходских школ, домов настоятелей, подсобных помещений и другого имущества. Члены МКС утвердили перспективный план работы на текущий год, запланировав на следующее заседание обсуждение вопроса о предотвращении угрозы распространения оккультизма, особенно среди подрастающего поколения. В дальнейшем решено подготовить и провести научно-практическую конференцию "Мир и согласие в нашем общем крымском доме". Было также принято "Положение о Межконфессиональном Совете Крыма "Мир - дар Божий". Следующее заседание МКС решено провести 23 апреля.
Православие в Украине

Вдохновлённый результатами выборов, при ожидаемой поддержке националистов из блоков Ющенко и Тимошенко, расстрига Филарет претендует на церковное имущество...
КИЕВ, 15 апреля - Так называемая "Украинская православная церковь (киевский патриархат)" хочет, при возвращении властями бывшего церковного имущества, получить построенный в 11 веке Софиевский собор в Киеве, который сейчас является государственным музеем. Об этом на пресс-конференции сообщил "патриарх УПЦ (КП)" Филарет Денисенко. "Мы претендуем на передачу Софиевского собора со всеми помещениями на его территории", - сказал он. Кроме этого, Филарет заявил, что "УПЦ (КП)" претендует на возвращение части строений Киево-Печерской лавры, которые сейчас находятся в государственной собственности, и не используются для религиозных целей. Вместе с тем, он отметил, что в условиях разделения православной церкви в Украине, передача "УПЦ (КП)" строений Киево-Печерской лавры, часть ранее была передана Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), будет вряд ли возможной. Как передают Украинские новости, по словам Филарета, "УПЦ (КП)" также претендует на возвращение ей Успенского собора (Харьков), Екатерининской Церкви (Чернигов), Николаевского собора (Днепропетровск), Крестовоздвиженской церкви (Житомир), Казанского собора (Винница) и других строений. Здания этих церквей сейчас также находятся в государственной собственности и не используются для религиозных целей. Филарет отметил, что его группировка опасается, будто - бы при распределении бывшего церковного имущества власти могут больше содействовать канонической Украинской Православной Церкви (МП). Как известно, в марте с.г. Президент Украины Леонид Кучма своим Указом поручил Кабинету министров разработать план возвращения церквям и религиозным организациям бывших культурных строений и другого церковного имущества, которое находится в государственной собственности и используется не по назначению. И предатели Православия решили воспользоваться этим документом. Такие претензии раскольников не новы. Видимо филаретовцы имеют определённые основания надеяться на успех своих требований, поскольку их единомышленники прошли в украинский Парламент, и наверняка будут лоббировать интересы "киевского патриархата".
Пресс-служба Единого Отечества, Православное обозрение.

Головинский суд столицы приостановил процесс по делу о ликвидации московской общины "Свидетелей Иеговы".
Головинский межмуниципальный суд Москвы, рассматривающий дело о запрете религиозной организации "Свидетели Иеговы", посчитал необходимым провести независимую экспертизу ее религиозной литературы. По решению судьи, филолого-лингвистическую и социально- психологическую экспертизу будут проводить специалисты Института психологии РАН, Института русского языка им. Виноградова и Центра социальных исследований Российской академии образования. Экспертам предстоит ответить на ряд вопросов, в частности, содержится ли в религиозной литературе иеговистов "отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки в отношении иных религиозных объединений", а также "информация, побуждающая к действиям против иных религиозных организаций или отдельных лиц"; выяснить мнение выборочной группы населения (без учета их религиозных предпочтений) о религиозной литературе иеговистов, а также "духовной практике и способу проповедования этой религиозной организации". Проведение экспертиз может занять от нескольких месяцев до двух лет. Именно столько потребовалось специалистам, чтобы провести аналогичные исследования, назначенные Головинским судом в рамках первого судебного процесса по данному гражданскому делу.
Радонеж, Русская линия

В Екатеринбурге проведено интересное социсследование.
Миссионерский отдел Екатеринбургской епархии провел социсследование среди жителей столицы Урала, задача которого - выяснить отношение граждан к творчеству "нетрадиционного" артиста Бориса Моисеева и к отмене его гастролей. Результаты опроса оказались намного более ошеломляющими, чем можно было предположить. Из всех опрошенных на улице жителей Екатеринбурга разного возраста и пола (в опросе участвовало более 1000 прохожих) 19% мужчин и 32% женщин относятся к творчеству Моисеева с интересом, 64% мужчин и 48% женщин - равнодушно. И только 17% мужчин и 19% женщин - с возмущением. Факт его гастролей в Екатеринбурге оценивают положительно 36% мужчин и 40% женщин, равнодушно - 51% и 43% соответственно. И только 12% мужчин и 15% женщин воспринимают гастроли негативно. Еще более интересна реакция на возможный запрет выступления Моисеева в Екатеринбурге. 48% мужчин и 46% женщин категорически негативно воспринимают подобный запрет. 36% мужчин и 31% женщин - равнодушно. Положительно воспринимают подобную идею всего 15% мужчин и 16% женщин. Итоги опроса, с глубоким прискорбием отмечает "Православная газета", говорят о том, что "в современном екатеринбургском обществе отсутствует устойчивое понятие о морали и нравственности, а также наблюдается прогрессирующий индифферентизм к манифестам гомосексуалистов, не только со стороны мужчин, но - что более удручающе - и со стороны женщин, легко согласившихся на потерю образа мужчины в собственном сознании".
Мир религий

Сектанты маскировались под каратистов.
В Воронеже раскрыта подпольная секта, которая официально числилась школой карате. Школа карате "Бусидо" или "Бутоко-рю" работала в школах области на "полулегальных основаниях". По данным, поступившим в Минюст, стало известно, что эта секта проводила "чистку мозгов" и "делала из своих послушников зомби, которые выполняли все приказы своих сансеев". В уголовном деле фигурируют факты грабежей, рэкета и т.п. Кроме того, есть несколько заявлений в милицию от учениц данного направления карате, которые обвиняют своих учителей в изнасилованиях. Подчеркивается, что для карьерного роста в школе интимные услуги учителям были обязательным условием. Дети, которые занимались в этой школе, боятся давать показания, т.к. боятся расправы со стороны руководства "Бусидо". В Минюсте подчеркнули, что уголовное дело в отношении этой секции может рассыпаться и не дойти до суда из-за нехватки доказательств, поэтому с управлением образования Воронежской области достигнута договоренность о прекращении всех договоров аренды с этой организацией и закрытие всех школ "Бусидо" в области. Расследованием конкретных фактов - изнасилований, разбойных нападений и т.п. - будут заниматься правоохранительные органы.
Русская линия

Госдума РФ приняла законопроект "О временном запрете на клонирование человека".
В соответствии с документом вводится временный - на 5 лет - запрет на клонирование человека. При этом действие закона не распространяется на клонирование иных организмов. В течение пятилетнего периода законопроект запрещает ввоз на территорию РФ и вывоз с ее территории клонированных эмбрионов человека. Лица, виновные в нарушении указанных норм, будут нести ответственность в соответствии с российским законодательством. В преамбуле законопроекта отмечается, что данные запреты вводятся, "исходя из принципов уважения человека, признания ценности личности, необходимости защиты прав и свобод". Закон поддержали 260 депутатов, против выступили 4 парламентария, воздержался - один. Действие данного законопроекта носит скорее упреждающий характер, так как опыты по клонированию человека в России не проводятся. Это, в свою очередь, говорит вовсе не о низкой квалификации российских эмбриологов, а скорее о недостаточном материально-техническом обеспечении отечественной науки. В настоящее время в Российской академии сельскохозяйственных наук ведутся опыты над животными, аналогичные проведенным английскими учеными по клонированию овечки Долли.
Религия в России, Русская линия

В результате клонирования могут появиться монстры.
В России идея клонирования человека имеет гораздо больше противников, чем сторонников. Знаменитый российский хирург директор Института трансплантологии и искусственных органов Валерий Шумаков, мечтающий о возможности клонировать органы человека из его собственных клеток для спасения больных, которым сегодня медицина помочь бессильна, о генетическом копировании Homo sapiens отзывается однозначно: "Я считаю, что клонирование человека - это аморальная процедура, потому что никто не может сказать сейчас, что будут представлять из себя клонированные люди, как это все генетически будет выглядеть, может быть, появятся какие-то монстры".
Русская линия

"Голубое" поколение Америки.
Тысячи американских школьников и студентов колледжей выступили с акцией "День молчания". Таким образом учащиеся решили выразить свой протест против дискриминации и предвзятого отношения общества к геям, лесбиянкам и транссексуалам. В прошлогоднем "Дне молчания" принимали участие 200 школ. В этом же году, как отметили организаторы, их количество возросло до 1776.
Русская линия

Источник - рассылка "Православное обозрение".

В оглавление...

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz