Освященая верба
В Малороссии был обычай по селам, накануне праздника, перед вечерней носить вербы, по освящении их молитвою, вокруг церкви; а в городах носят вербу из одной церкви, преимущественно стоящей в конце города, в другою соборную или монастырскую. Благочестивые христиане обыкновенно хранят освященную вербу в течении целого года, украшая ими в своих домах св. иконы.
В некоторых местностях существует благочестивое обыкновение вкладывать освященную вербу в руки умерших, в знамение того, что и они, по вере во Христа, победят смерть и, воскресшие по зову трубы архангела, с освященными вайями изыдут из могил в сретение Спасителю (Апок. 7, б). Наш простой народ освященной вербе придает особую силу: ею крестьянин наш старается оградить себя и своих близких от болезней; ею же он старается предохранить свой домашний скот от всякого рода болезней, от порчи, от хищного зверя, от злых людей и злых духов; ей же, наконец, он приписывает очистительную силу.
Об этом свидетельствуют различного рода "вербные" обряды и обычаи, сохраняющиеся до настоящего времени в Великороссии, Малороссии и Белоруссии. В некоторых местах Великороссии (в Костромской губернии) крестьянские женщины пекут к Вербному Воскресенью баранки и, пришедши из церкви, кормят этими баранками домашний скот, чтобы предохранить последний от болезней. В Юрьев день крестьяне берут хранившуюся в продолжении года вербу, обмакивают её в святой воде и окропляют затем ею домашний скот, собранный во дворе. С вербой в руках и провожают затем скот на пастбище.
В Белоруссии в Юрьев день окропляют скот вербой, обмоченной в Крещенской воде. Вечером в этот день верба, которою окропляли скот утром, или разламывается на столько кусков, сколько голов скота у хозяина (куски эти затем сжигаются), или же втыкается в воротах или в дверях скотного хлева с тем, чтобы скот шел прямо домой, а также для того, чтобы предохранить скот от порчи, то есть дурного влияния злых духов и злых людей. В некоторых губерниях России вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют в качестве симпатического средства при заболеваниях домашнего скота; кладут в пойло, приготовленное для больных коров, телят и пр.
В Белоруссии существует и еще один обряд, при котором употребляется освященная верба. В великую Субботу, на Страстной неделе, белорусские крестьянки подтапливают печь сохраняющейся от Вербного Воскресенья освященною вербой, имея в виду очистить домашний очаг огнем, зажженным от освященной вербы. Таким образом, освященная в день празднования Входа Господня в Иерусалим верба играет в жизни нашего народа весьма важную роль.
Хотя во всех этих обычаях и обрядах и можно видеть выражение веры русского православного крестьянина в силу и действенность церковного освящения, но, к сожалению, эта вера затемнена различного рода суевериями, и "вербные" обряды и обычаи в большинстве случаев лишены истинного религиозно-церковного характера. Что же касается распространенного обычая "хлестать" друг друга освященной вербой, то он в последнее время, особенно в Малорусских городах, сделался достоянием молодежи и представляет собою уличную забаву, профанирующую "знамение победы", а иногда прямо возмутительное побоище.... В оглавление... |
Навигация
Наша рассылка
Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Рассылка содержит:
:: Духовную поэзию;
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.