Второй Спас.
Преображение Господне, празднуемое в шестой день августа месяца, именуется на Руси "Вторым Спасом". Народ называет этот праздник также "Спас-Преображеньем", добавляя к нему еще и прозвище "Спаса яблочного", потому что к этому времени поспевают сладкие румяные яблоки садовые. Деревенская Русь до сих пор считает грехом есть до Второго Спаса какие-нибудь плоды. Вторая половина присловья "Петровка - голодовка, Спасовка - лакомка" относится и к этому Спасу в той же мере, как и к первому - "медовому".
В старые годы народился на Руси и в некоторых, живущих прадедовским бытом, деревенских уголках сохранился до последних дней добрый обычай, вызвавший собою на свет из уст народа изречение: "На Второй Спас и нищий яблочком разговеется!". В старую старь все русские садоводы "принашивали в храмы плоды для освящения", и эти плоды из рук священника раздавались всем прихожанам. Все бедняки наделялись в этот день яблоками - от щедрот имеющих собственные сады; больные получали яблочную розговень у себя на дому. Кто не исполнил этого установленного вековым преданием обычая, тот считался за человека "недостойного общения". Старые люди, особенно крепко придерживающиеся всего завещанного народу былыми умудренными опытом поколениями, говаривали о таких не радеющих о сердобольной старине хозяевах-садоводах: "А не дай-то, Боже, с ними дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного!" Обычай освящения яблок вдень Преображения Господня сохранился на Руси повсеместно. До сих пор - и в городах и в селах - всюду можно видеть у поздней обедни на этот праздник прихожан с принесенными для освящения яблоками. "Спасовым яблочком" после обедни разговляются в семье каждого садовода, почитающего заветы предков...
Со Второго Спаса начинают по садам снимать яблоки. Еще за несколько дней зорким хозяйским глазом осматривается весь яблочный урожай. Благочестивые люди в урожайные годы приглашают от обедни церковный причт - помолиться в саду. Поднимается икона Преображения Господня, благоговейно несется хозяевами-садоводами; под зеленой, чуть начинающей желтеть сенью деревьев служится благодарственный молебен. Затем приступают к спешной работе, несмотря на то, что день - праздничный. "Время не ждет", - говорит хозяйственная забота, - "всему - свой час!" И впрямь опасно сидеть деревне, сложа руки, на Спас-Преображенье, - надо помнить, что к этому празднику не только яблоки, но и яровые хлеба доспевают. Не за горами - и ненастные дни осенние. "После Второго Спаса дождь - хлебогной!", - как же не спешить с уборкой хлебов крестьянину? Торопится он со съемкой яблок еще и потому, что недаром говорится: "Вовремя убрать - вовремя продать".
Вечером на Спас-Преображенье в Новгородской и соседних уездах других губерний в старые годы собирался хоровод молодежи, направлявшейся за околицу - в поле. Здесь на пригорке, с которого видно на далекое пространство всю окружающую местность, молодежь делала остановку и принималась следить за близким к закату солнцем, коротая время в веселой шумливой беседе. Как только солнышко красное начнет, бывало, опускаться за черту расстилающегося кругозора, собравшиеся прекращали смех-говор, и хоровод степенно запевал: "Солнышко, солнышко, подожди! Приехали господа-бояре Из Велика-де Новагорода На Спасов день пировать. Уж вы ли, господа-бояре, Вы, бояре старые, новгородские! Стройте пир большой Для всего мира крещеного, Для всей братии названной! Строили господа-бояре пир, Строили бояре новгородские Про весь крещеный мир. Вы сходитеся, люди добрые, На велик-званый пир; Есть про вас мед, вино, Есть про вас яства сахарная, А и вам, крещеный мир, Бьем челом и кланяемся!" Эта "провожавшая солнце" песня хотя и повествовала о "большом пире", но и сама звучала чем-то, не особенно идущим к веселью, связанному с вполне определенным понятием о русских пирах.
Настроение песнотворца-народа, дышащего одним дыханием с природой и ее стихиями, на Спас-Преображенье словно провожает красно солнышко не только на закат, но и на зимний покой. А в его знойных лучах ощущается как раз в эти дни уборки хлебов с поля такая настоятельная нужда для всей поселыцины-деревенщины, пашущей, засевающей и поливающей своим трудовым потом родные нивы. До "Спожинок" - еще более недели. Потому-то и обращается народ в своей песне к согревающему землю и недра земли прекрасному, щедрому на дары, светилу с мольбою: "Солнышко, солнышко, подожди!"
В оглавление...
|
Навигация
Наша рассылка
Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Рассылка содержит:
:: Духовную поэзию;
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.