Просветители Удмуртского края

Дневники М.С. Елабужского
Тетрадь первая
М. С. Елабужский
Продолжение, начало в предыдущих номерах.
1913 г.
24 февраля
Сегодня - первая годовщина моей жизни в Вавоже. Сравнивая итоги свои за первый год с итогами удугучинскаго перваго года, не могу не видеть большой разницы. И знакомство мое с прихожанами идет несравненно тише, и делаю я меньше. Частию причиною тому внешния обстоятельства - положение втораго священника, двухштатный клир, отсутствие церковных построек, сравнительное богатство церкви, позволяющее обходиться без сходок и сборов при разнаго рода ремонтах. Но думается сказываются и годы и некоторая опустошенность души и утрата сердечной отзывчивости вследствие цыганской жизни последних годов.
Опять подсчитал, много ли я знаю домохозяев в приходе (см. 30 августа и 25 ноября).
Оказалось приблизительно 1/3 прихода, а именно: в Вавоже 23 русских и 1 вотяк, Силкине 17 в., Сишуре 6 в., Итчах 5 р. 6 в., Слудке 7 р., Малькане 15 р., Макарове 28 р., Чужьялове 20 в., Четкере 6 р 2 в, Яголуде 14 в., Подчулке 13 р, 8 в, Уедокье 4 р 21 в и Пужме 6 р 7 в., всего 110 р. 101 вотяк.
28 февраля
Сегодня было общее собрание Вавожского кредитнаго Т-ва. Меня избрали членом Совета. Я просил ассигновать на народный дом сельско-хоз. общества 100р. Еле-еле согласились на 75. Вообще "товарищи" проявляли совсем мало общественных чувств. Напр. не согласились на предложение инспектора сделать перерыв в 2 недели, а не в одну, как практикуется здесь, между уплатой ссуды и выдачей новой. Отвергли проэкт похоронной кассы и ассигновку на домкраты. По предложению инспектора понизили % по ссудам с 12 до 9, и на 1% понизили % по вкладам.
7 марта 1913
9-12 февраля был в Сарапуле окружно-училищный съезд. Я ездил депутатом и секретарил. Впервые еще пришлось мне быть на таковом съезде. Сравнительно с епархиальным, училищный съезд и малолюден и малоинтересен. Познакомился с епископом Мефодием.
4-6 марта производил следствие о нетрезвой жизни о. Иоанна Табаникова, из новокрещенных татар, в Большой Лудге. Следствие не закончено и еще приведется выезжать. Действительно, возмутительное пьянство.
8 марта
Ныне постную молитву я закончил на первой неделе, хотя она и была моя чередная. На масляной с о. Павлом волипельгинским мы перевели первую молитву на вотский язык и в вотских деревнях я читал ее по вотски.
В понедельник я выехал в 10 ч. (можно бы раньше) и взял Макарово, Чужьялово, навестив их одновременно) и Малькан. Великое повечерие служил в 6 часов.
Во вторник выехал в 6 часов. В Подчулке велел русских повещать в 10 1/2 часов, в Яголуде - немедленно, а сам сначала читал в Четкере молитву, потом в Яголуде. Проезжая чрез Подчулко, велел собираться вотякам; прочитал русским, занимался 3-ий урок в школе, потом пошел к вотякам. Их собралось только 7 человек; всегда, говорят, плохо собираются. В Уедокье одновременно велел собираться в 3 квартирах - у попечителя Ив. Рязанова, у Соколова и у Никиты Меньщикова за рекой. У Соколова не собрались, а в 2 местах собирались, причем с улицы от Подчулка пришли только 3 чека. Повечерие служил в 4 часа.
В среду после ранней обедни был в Сишуре, Итчах и Силкине; в Силкине повещал сторож, ушедший из села в 1 1/2 часа. После повечерия в 4 1/2 часа читал в церкви для селян. Раньше им читали обычно по вторникам. Так бы и мне можно было; иныя и собрались без повестки. Впредь нужно читать по вторникам.
В четверг после часов не уехал, по случаю общего собрания Кредитнаго Т-ва. После повечерия съездил в Слудку. В пятницу 1 марта после обедни был в Пужмо.
9 марта
Сегодня, когда в церкви причащались исповедники, за другими подошел к чаше и один лыстемский вотяк - старик. О. Константин заметил, что он не был на исповеди, отказал ему. Оказывается старик пришел вовсе не причащаться, а поминать свою умершую старуху ("звоном хоронил, сороковой поминаю"), но, увидя, что другие принимают причастие, и сам подошел к нему.
Другой, сегодняшний же случай. Чужьяловская молодушка после причащения и целования креста просила меня дать ей еще 40-овую молитву.
19 марта
Кем я хотел быть?
В дни ранняго детства, еще в Халдах, я под влиянием среды мечтал быть служителем церкви и ретиво служил дома за своим аналоем.
В отрочестве, в духовном училище, увлекался естествознанием, мечтал быть ученым и даже составлял курс ботаники, лишь перефразировывая лежащий пред глазами учебник.
Смерть Коли и некоторая ипохондрия переворотили мои планы. Я вполне свободно и искренне решил служить народу в сане священника в деревне, находя пост священника наиболее для сего удобным.
После алнашских первых опытов, где я чувствовал себя еще не свободным, я перешел в Удугучин. Здесь я горячо отдался делу и достиг народной любви и доверия. Но понемногу рутина меня затягивала. Спорадически вырываясь из нея, я все же был в цепях ея. Это меня стало тяготить. И труд мой стал казаться мне пресным. В 1906 г. меня избрали товарищем председателя епархиальнаго пастырскаго собрания, чем духовенство поставило меня в первом ряду своей братии. Избрание это, хотя и было немного мною предъусмотренно, все же крайне меня удивило. Я сознавал слабость своих сил, и потому предпочтение, оказанное мне, склоняло меня к мысли невысоко ценить уровень своего сословия. Воротившись со съезда, я, несмотря на угрозы своему положению совне, еще более задумался над своим пастырством.
В одном из писем своих к Рукину я сообщал ему о своем намерении, если останусь в Удугучине, произвести крупный пастырский опыт, разумея под сим поворот во взглядах на материальное обеспечение. Не знаю, собрался ли бы я с силами произвести его, но судьба закинула меня в Вагино.
В Вагине все время я чувствовал себя странником и пришельцем.
Теперь в Вавоже чувствую себя оседло. Крепко боюсь, кабы и здесь не успокоиться на рутине. Не мечтаю уже о многом. Но дай бы Бог прямое свое, обычное дело править по совести, не шаблонно, а с душей и воспитать в себе искреннюю любовь к Богу и пастве! А так же не бояться новых путей пастырства, долженствующаго безконечно прогрессировать, как и все человеческое, но притом избежать соблазна рекламирования и угождения моде.
21 марта
Вчера я крестил временно проживающего в Вавожском приходе язычника-вотяка деревни Тагашура циевинской волости Гирея Адзелилова, 63 лет. Наречен Никитою. 3 вотяка были мною крещены в Алнашах.
23 марта
Сегодня опять приходила ко мне одна кликуша за советом - Васса, жена Степана жуе-можгинского. Посоветовал ей почаще причащаться и молиться о. Серафиму. Она сама говорила, что раньше, по совету о. Венедикта, она причащалась часто и тогда ей легче было. Хворает она 4-ый год.
24 марта 1913
Весна! Выставляется первая рама, и в комнату шум ворвался.
Конец первой тетради.

В оглавление...

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz