Священное предание
Мы уже знаем, что "Под наименованием "Божественное Откровение" разумеется то, что Сам Бог открыл людям, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его" (Митр. Филарет Дроздов. Пространный христианский катехизис). Божественное Откровение до пришествия Иисуса Христа всегда было получаемо через особо избранных на то Богом людей - пророков - и распространялось далее изустно в виде Священного Предания. Господь наш Иисус Христос Сам распространял Свое учение, также изустно, через апостолов или среди слушателей его проповедей. Сохранению Священного Предания и должному его распространению особо способствовало то, что патриархи - основные хранители его - жили по несколько сотен лет. Заметим также, под Священным Преданием понимается не только Учение, но и священные обряды, совершаемые в них таинства и, что особенно важно, - Благодать Божия: "Под наименованием "Священное Предание" понимается то, что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому и предки - потомкам: учение веры, Закон Божий, Таинства и священные обряды" (митр. Филарет Дроздов). Само слово "предание" в переводе с греческого означает передачу, оставление в наследство, т.е. указывает, на сам процесс передачи: "... я от Самого Господа принял то, что и вам передал" (1 Кор. 11, 23), - говорит ап. Павел. В Новом Завете это слово уже обозначает само передаваемое учение: "... стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим" (2 Фес. 2, 15). Главная цель Священного Предания - не сообщение отдельных вероучительных, нравоучительных, исторических, канонических и т.п. истин, - а то, чтобы все "уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его" (Ин. 20, 31). Священное Предание есть нечто большее, чем просто передача информации. Оно включает в себя и опыт духовной жизни в соответствии с этим учением, который может быть передан только личным примером. Так Сам Господь наш Иисус Христос не только передал ученикам богооткровенное учение, но и явил им пример Своей жизни, тем самым сообщив опыт жизни в Боге. Он также повелел им принять Духа Святого, силу благодати, которая единственно открывает путь к разумению Божественной истины: "…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями" (Деян. 1,8). Можно утверждать, что через Священное Предание осуществляется передача людям: а) богооткровенного учения и тех исторических памятников, в которых это учение заключено; б) опыта духовной жизни, который сообщается личным примером, в соответствии с богооткровенным учением; в) благодатного освящения, осуществляемого, прежде всего, посредством церковных таинств. Священное Предание представляется в различных формах: правиле веры, литургической практике Церкви, церковном пении, иконописи, творениях свв. отцев и учителей Церкви и т.п., самой важной из которых является Священное Писание, при этом: "Предание объемлет собою всю жизнь Церкви настолько, что и самое Священное Писание является лишь одною из форм его... Священное Писание не глубже и не важнее Священного Предания,… но одна из его форм" (Софроний (Сахаров), иером. Старец Силуан. М., 1994, с. 85). Первым и единственным верным хранителем Священного Предания является Церковь Православная: "Все истинно верующие, соединенные Священным Преданием веры, в совокупности и преемственно, по устроению Божию, составляют Церковь, которая и есть верное хранилище Священного Предания, или, по изречению святого Апостола Павла, Церковь Бога жива, столп и утверждение истины (1 Тим. 3,15). Святой Ириней пишет: "Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни" (Против ересей. Кн. 3. Гл. 4)" (митр. Филарет Дроздов). Часто в беседах с людьми, редко посещающими Церковь, и еще реже исповедующихся и причащающихся, можно слышать сетования на отсутствие времени, заботах и хлопотах, не дающих возможности посещать богослужения. При этом они утверждают, что в Бога веруют, помнят о нем, даже иногда молятся, заходят в церковь свечку поставить по тому или иному поводу. И при этом от них можно узнать множество того, что относится к суевериям и новомодным оккультным течениям, на чтение разных книжек о которых у них почему-то находится время. Также они пытаются анализировать и Учение Господа нашего Иисуса Христа, потому что иногда заглядывают в Библию. Но истинные ли Вы верующие, многоуважаемые "захожане"? Священное Писание, о достоинствах или недостатках которого Вы пытаетесь рассуждать, мертво, если оно вырвано из контекста Священного Предания, если оно лишено подкрепления таинствами Святой Церкви, если Вы отказываетесь от литургической практики, от совместной молитвы с братиями и сестрами во Христе. |
Навигация
Наша рассылка
Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Рассылка содержит:
:: Духовную поэзию;
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.