Остров Валаам
Наверное, немногие успели побывать на Валааме. Что ж, мы даем вам возможность хотя бы на бумаге прикоснуться к его истории и его святыням. Вполне возможно, что данное виртуальное путешествие станет началом настоящего, реального паломничества на эту святую землю…
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС МОНАСТЫРЯ (конец ХVIII-начало XX вв.)
Главное здание, сердце монастыря, - СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР (1887-1896) - (1). Архитекторы Г. И. Карпов, А. Н. Сплин, Н. Д. Прокофьев. Нижняя церковь - во имя святых Сергия и Германа, валаамских чудотворцев, верхняя - во имя Преображения Господня. Спасо-Преображенский собор стоит на том месте, где, по преданию, в "глубоко иссеченной скале" покоятся святые мощи Сергия и Германа, основателей обители. Они, как говорит предание, оставались в скале и во время столетнего запустения острова в XVII веке (территория архипелага с разрушенным шведами до основания монастырем вместе со всей Карелией отошла к Швеции в 1617 году), внушая валаамским инокам, укрывшимся от шведов в Васильевской обители, надежду на возвращение. Со времени "второго рождения" монастыря в 1719-1721 гг. на этом месте ставились все соборные храмы : каменный Спасо-Преображенский собор, разобранный накануне строительства нынешнего, и, по крайней мере, две деревянные Преображенские церкви, о которых упоминают монастырские документы 1751 и 1754 годов. Путешественник Я. Мордвинов в 1777 году писал, что в соборной церкви есть придел св. Сергия и Германа, "где мощи преподобных под спудом, а сверху сделаны раки, и на раках положены живописные их образы". Службы в соборе были прекращены в 1940 году в связи с исходом валаамских монахов с острова, последовавшим в ходе советско-финляндской войны. Спустя полвека Валаамский монастырь был возобновлен, собор освящен 25 мая 1986 г митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием.
КЕЛЕЙНЫЕ ЗДАНИЯ - (2)
Спасо-Преображенский собор опоясывают два четырехугольника КЕЛЕЙНЫХ ЗДАНИЙ. Внутренний четырехугольник (1785-1801) составляют самые ранние каменные здания монастыря, выстроенные игуменом Назарием, начавшем каменное строительство на Валааме. Здесь размещались: настоятельские кельи (западная линия), братская трапезная (северная линия), братские кельи (южная линия). Здание северной линии замыкает Успенская церковь (освящена в 1785 г., в XIX в. перестроена). Внешний четырехугольник строился в несколько этапов на протяжении XIX века и был закончен в начале XX века. Помимо братских келий размещались: на южной линии - рухлядная, сапожная и портняжная мастерские, просфорная, свечной завод; на западной - резная мастерская; в северной части - иконописная мастерская, фотография, больница, аптека; в восточной - ризница, канцелярия, библиотека. В XIX веке к кельям был проведен водопровод, в начале XX века устроено водяное отопление.
В центре южной линии находятся СВЯТЫЕ ВОРОТА и надвратная ЦЕРКОВЬ ПЕТРА И ПАВЛА (1809) - (3). По одной оси с ней, на противоположной стороне находилась ЦЕРКОВЬ ЖИВОПИСНОГО ИСТОЧНИКА И ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ (1814, 1837) - (4), разрушенная во время советско-финляндской войны. Западнее Святых ворот - "царские кельи", получившие свое название после пребывания в них императоров Александра I, а затем Александра II.
ЗНАМЕНСКАЯ ЧАСОВНЯ (5)
Вблизи монастырского центрального комплекса находится ЗНАМЕНСКАЯ ЧАСОВНЯ (1862) - "признательный памятник иноков, вещающий о высоком благочестии царствующего дома" (из монастырских изданий). Построена в "русском стиле" по проекту архитектора А. М. Горностаева в честь посещения Валаама императором Александром II, о чем свидетельствует памятная надпись в медальоне на фасаде часовни. Многие русские цари, великие князья лично покровительствовали Валаамскому монастырю, который с 1811 года находился на территории Великого княжества Финляндского и является своего рода представителем России на этой лютеранской окраине империи.
ПАМЯТНАЯ СТЕЛА (6)
Уникальная связь Валаама и царствующего дома запечатлена в валаамских часовнях, поклонных крестах, колоколах, иконах, памятных стелах. На ПАМЯТНОЙ СТЕЛЕ с именами "Высочайших особ, изволивших посетить Валаамский монастырь", зафиксированы как реальные, так и легендарные события валаамской истории. К последним относится посещение Валаама Петром I, а также указ императора от 1715 года, согласно которому, как верили монахи, обитель была возрождена после столетнего запустения в результате победы над шведами и возвращения территории Карелии Российскому государству в ходе Северной войны. Несмотря на то, что Синод еще в 1736 г. установил: "о строении того монастыря государя императора... указа не имеется", легенде о личном участии Петра Г в возрождении монастыря была суждена долгая жизнь, что показывает и надпись, выбитая на камне. Продолжает список Александр I, в 1819 году положивший начало традиции личных посещений Валаама представителями царствующего дома, за ним следуют имена великих князей.
ПОКРОВСКАЯ ЧАСОВНЯ (7)
На скалистом берегу Монастырской бухты, под горой Фавор, на которой стоит монастырь, находится ПОКРОВСКАЯ ЧАСОВНЯ, (построена в 1820-х годах, в 80-х гг. XX в. утрачена и вновь восстановлена). По легенде, в древности святые мощи Сергия и Германа четырежды вывозились с Валаама в Новгород в связи с опасностью шведского нашествия. В последний раз они были возвращены на Валаам в 1180 году (согласно монастырскому преданию. Валаамский монастырь был основан в X веке). Покровская часовня является памятником обретению святых мощей Сергия и Германа и окончательному избавлению обители от шведских набегов, а скала, на которой стоит часовня, - легендарным местом, куда причаливало судно, доставившее на Валаам главную монастырскую реликвию.
ПАМЯТНЫЙ ЗНАК (8)
Прежде чем святые мощи были опущены в скалу на вершине горы, где в последствии встанут монастырские здания, они были подняты наверх по тропинке, именуемой "древней дорогой водоносов". Этот путь отмечает ПАМЯТНЫЙ ЗНАК на скальном выступе - восьмиконечный крест и надпись "Сей памятник сделан при игумене Иофане 1829 год".
СТАРОЕ БРАТСКОЕ КЛАДБИЩЕ (9)
К северу от центрального комплекса находится СТАРОЕ БРАТСКОЕ КЛАДБИЩЕ с захоронениями монахов и благотворителей монастыря. Надгробные плиты датируются XIX-XX веками. Достопримечательностью кладбища была так называемая могила шведского короля Магнуса (утрачена). По монастырской легенде, флот Магнуса во время похода на Новгород и Карелию погиб, застигнутый бурей в Ладоге, сам же король спасся на Валааме, где в благодарность за свое чудесное избавление от смерти принял православие, против которого раньше боролся, постригся в монахи и, вскоре, в 1371 году скончался в монастыре. Историк в XIX веке писал: "Темные предания Валаама особенно замечательны; иноки его, как бы недовольные славою собственных великих угодников хотели иметь в числе братии царственного врага ея, оружия коего некогда трепетали. " Вместе с тем легендарная могила внушала мысль о больших заслугах монастыря перед православным миром и возвращала посетителей обители к драматическим событиям ранней истории Валаама.
ГОСТИНИЦА (10)
Монастырская ГОСТИНИЦА /1852/. Архитектор А М. Горностаев. Трехэтажное здание с флигелями и внутренним двором вмещало до 1000 гостей. С середины XIX века монастырь стал постоянным местом паломничества столичных жителей, круглый год посещали обитель православные карелы финляндского (северо-западного) и восточного побережий. В 20 - 30-х гг. XX в. гостиница принимала особенно много иностранных гостей: Валаамский монастырь Финляндской автономной церкви был популярным объектом международного туризма, одной из главных достопримечательностей страны. В 1940-41-м гг. в гостинице размещалась школа боцманов и юнг ВМФ СССР. После Великой Отечественной войны и до 1984 года в здании находился дом-интернат для инвалидов и престарелых.
РАБОТНЫЙ ДОМ (11)
Построен в 70-е годы XIX в. Архитектор Г. И. Карпов. Здание в виде каре, в центре внутреннего двора - колодец. Предназначалось для проживания наемных работников, также размещались конюшня, тележная мастерская, помещения для хранения экипажей, пожарных инструментов. Активное строительство на островах, особенно широко развернувшееся во второй половине XIX в., требовало привлечения большого количества каменотесов, каменщиков, плотников, позолотчиков и т. п. Нужды монастыря обеспечивали разнообразные валаамские заводы и мастерские. Здесь же, на островах, ломали гранит, копали глину, жгли известь, изготовляли кирпич. Только в одном Работном доме хозяева селили до 200 работников.
ВОДОПРОВОДНЫЙ или МАШИННЫЙ ДОМ (12)
Построен в 1860 - 64г. Архитектор А. М. Горностаев.
"На самом краю скалы, спокойно, величаво стоит машинно-механический трехэтажный дом и спустя длинные свои ноги в пролив, таскает оттуда посредством паровой машины воду на самый верх, в самый верхний этаж", (из монастырского издания). Назначение этого замечательного инженерного сооружения, подобного которому в XIX веке не было во всей приладожской Карелии, - подавать воду в жилые и хозяйственные здания, приводить в движение станки слесарной, столярной, лесопильной, литейной мастерских, располагавшихся здесь же.
МОНАСТЫРСКАЯ БУХТА
Сюда издавна причаливали суда с богомольцами и посетителями монастыря, а в XVIII веке располагались пестрые ярмарки, собиравшие сотни столичных и окрестных жителей побережья. Паломничество к монастырским святыням традиционно начиналось от часовни Во Имя Иконы БОГОМАТЕРИ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ" /1896/ - (13), поставленной в честь великого князя Владимира Александровича. Унаследовавший от своего отца, императора Александра II, почтительное отношение к Валаамской обители, оказавший особое покровительство российской святыне за границей, великий князь не раз посещал монастырь и лично заложил первый камень в фундамент нового собора. Напротив часовни, на скале по другую сторону бухты увековечен памятной надписью визит другого великого князя - Константина Николаевича /1844/. У дороги, ведущей к центральному комплексу, стоит БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЧАСОВНЯ (14), рядом с ней КАРЕТНЫЙ КОНЮШЕННЫЙ ДОМ (15). Эти здания относятся к числу самых старых каменных строений на Валааме, возведенных в конце XVIII века (до середины 80-х гг. XVIII века постройки монастыря были деревянными).
Севернее каретного конюшенного дома - т. н. средний яблоневый сад, через дорогу, у подножия горы - "нижний". на территории центральной монастырской усадьбы к востоку от собора - "верхний" сад.
ИГУМЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ
В километре от центрального комплекса находится ИГУМЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ, путь к которому лежит вдоль столетних аллей, пихтовой и лиственничной. Кладбище возникло в той местности, где по завершении настоятельской деятельности уединенно жил бывший глава монастыря игумен Назарий /1782 - 1801/ Место его пустыньки отмечает поклонный крест, на нем соответствующая памятная надпись. Неподалеку церковь Преподобных отцов в посте и подвиге просиявших /1876/. Отдельно от нее выстроена колокольня, напоминающая по форме руку, под ней проходит дорожка, спускающаяся к захоронениям монахов. Церковь и могилы валаамских игуменов возле нее (их пять) расположены на искусственном насыпном холме. Рядом с алтарем - могила игумена Дамаскина (управлял обителью с 1839 по 1881 год). Это самый знаменитый валаамский настоятель, значение которого для Валаама сравнивали со значением для России Петра I Под его главенством монастырь превратился в один из богатейших и крупнейших монастырей Русской православной церкви и приобрел известность российской святыни за границей. В результате руководимого им строительства скитов, хозяйственных зданий, дорог, каналов Валаам превратился в "монашескую республику" (по определению монастырского публициста, Ряд захоронений валаамских настоятелей завершает могила о. Павлина, скончавшегося на Валааме в 1936 году. Сменивший его о. Харитон продолжил свою деятельность уже в Финляндии в Нововалаамском монастыре, ставшем преемником Старого Валаама.
ВСЕХСВЯТСКИЙ СКИТ
По островам, на разном расстоянии от центрального комплекса, разбросаны скиты - в них жили монахи (от 2-х до 30-ти человек), искавшие большего уединения. К 1917 году при монастыре насчитывалось тринадцать скитов. Первый по времени постройки и самый крупный - ВСЕХСВЯТСКИЙ на острове Скитском.
Дорога к скиту ведет мимо придорожного знака на скале "Сделана сия дорога в 1845", по Владимирскому мосту через искусственный канал (на арке моста надпись: "Возобновле на сия канава 1860 г. "), мимо сосны-великана (возраст ок. 400 лет). Незадолго до появления скита, на перекрестке дорог, - каменный поклонный крест. Вскоре - Шишкинтская сосна, от которой начинается дубовая аллея, приводящая к часовне Крестных Страданий Иисуса Христа (1842, архитектор К. Брандт).
Всехсвятский скит построен игуменом Назарием в 1793 году в память о жившем в этой местности в XV веке валаамском подвижнике святом Александре Сирском - "чтоб оное место не пришло в забвение". При игумене Дамаскине скит был перестроен (архитекторы К. Брандт, А. М. Горностаев). Церковь скита: нижний храм во имя Всех Святых /1849/, верхний - во имя Всех Небесных Сил Бесплотных /1850/ - первая на Валааме и одна из лучших построек в "русском стиле" А. М. Горностаева. На территории скита располагались восемь одноэтажных зданий, братские кельи, настоятельский корпус, трапезная, хозяйственные помещения, в угловой башне каменной ограды размещалась баня.
Всехсвятский скит имел особенно строгий устав и славился своими старцами, многие из которых похоронены у алтарной стены храма. Внутри скита, за оградой и вдоль окружной дороги - посадки пихты, кедровой сосны, яблонь, вишен, ягодных кустарников.
СВЯТООСТРОВСКИЙ СКИТ
К северо-востоку от монастыря на острове Святом находится СВЯТООСТРОВСКИЙ СКИТ с деревянной церковью во имя святого Александра Свирского. По монастырскому преданию, знаменитый валаамский подвижник конца XV - начала XVI веков, будущий основатель монастыря на Свири преп. Александр был первым обитателем этого пустынного острова. В Валаамском монастыре особо почитались пещера, в которой, по легенде, спасался преподобный, рядом с ней деревянный крест 1759 года, а также каменный крест, поставленный в 1854 году над могильной ямой, чтобы увековечить могилу, "которую для памяти смертной своими руками ископал преп. Александр Свирский во дни постных подвигов своих на этом острове". Представление о пещере как о жилище св. Александра бытовало в монастыре в XIX веке, до этого времени пещера считалась местом отшельничества св. Сергия и Германа Валаамских. В 1777 году путешественник Я. Мордвинов нашел на острове деревянную часовню и пещеру: "Проход в нее тесен и проходили на коленях. Вошед в пещеру можно стоять двум человекам. В оной стоит деревянный небольшой крест и лежат небольшие два камня". В пещере, отмечает Мордвинов, спасались преподобные. По всей видимости, комплекс памятников на о. Святом был создан при игумене Ефреме /1754 -1782/. указание на что можно найти и у Мордвинова.
ИЛЬИНСКИЙ СКИТ.
Восточнее Святого острова находится группа Байонных или Баевых островов. На одном из них, носящем название Лембос, что в переводе с карельского языка означает "Чертов", игумен Дамаскин построил в 1868 году скит с церковью св. Пророка Ильи. Неизвестно почему игумен посвятил скит выдающемуся библейскому борцу против языческого божества Ваала. Быть может, хотел не только символически, но и на деле изгнать языческий и дьявольский дух с острова, само название которого напоминало о сатане? По названию церкви скит стали именовать ИЛЬИНСКИМ. На соседнем Большом Байонном острове встала часовня во имя св. Пророка Елисея, ученика, сподвижника св. Ильи и - по Библии - продолжателя его дела борьбы с идолопоклонством и язычеством. Сейчас от часовни, церкви, келейных зданий Ильинского скита остались одни фундаменты. Сохранился лишь великолепный мраморный колодец - неизменный атрибут каждого валаамского скита. Этот колодец, да еще ведущая к нему от пристани небольшая пихтовая аллея только и напоминают о некогда активной скитской жизни на Лембосе.
НИКОЛЬСКИЙ СКИТ
НИКОЛЬСКИЙ СКИТ расположен на одноименном островке у входа в Монастырскую бухту, построен в 1853 году. Традицией валаамского зодчества была преемственность строительной идеи от одного игумена к другому: там, где один ставил поклонный крест, другой на этом же месте строил часовню, третий возводил церковь, скит. Когда-то Никольский остров назывался Крестовым, - здесь стоял деревянный поклонный крест. Его сменила деревянная, вслед за ней каменная часовня и, наконец, появилась церковь. Все эти сооружения были посвящены святителю Николаю. Покровитель путешественников и мореплавателей, он был почитаем как православными, так и лютеранами: "даже финны-лютеране нередко приезжают к Валааму в своих рыбацких лодках, чтобы поставить свечку Святителю Николаю" (из монастырских преданий). Никольская церковь, спроектированная А. М. Горностаевым, - выдающаяся постройка архитектора, стремившегося в рамках т. н. "русского стиля" воплотить в своем творчестве лучшие традиции русского зодчества XV - XVII вв. Росписи в Никольской церкви выполнены валаамскими живописцами. В 1858 г. выстроен келейный корпус, во втором его этаже - домовая церковь во имя Иоанна Дамаскина.
В южной части острова - гранитный поклонный крест /1861/ с выбитыми на нем символическими знаками православной веры и крестных страданий Иисуса Христа.
СКИТ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
В северо-западной части архипелага громадным утесом поднимается остров Предтеченский со скитом ИОАННА ПРЕДТЕЧИ. Монастырское предание относит существование скитской жизни на этом острове еще ко временам средневековья, о чем свидетельствует сохранившееся карельское название острова - Серничан (монашеский). В середине XIX в. игумен Дамаскин распорядился перенести на этот остров священную реликвию - деревянную церковь XVII века, построенную валаамскими монахами в изгнании в Васильевском монастыре. Обветшавшую постройку почти полностью заменила новая деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи, спроектированная А. М. Горностаевым /1858/. Она стала символическим памятником погибшему в 1611 году прежнему Валаамскому монастырю. Нижняя церковь храма во имя трех Вселенских Святителей, заглубленная в скалу, считалась "пещерной" - таким образом строительная традиция раннего христианства была перенесена в Карелию и Финляндию.
За оградой скита располагались пустыньки отшельников (ныне руинированы). Подвижники Предтеченского скита жили по самому суровому в монастыре уставу, - он запрещал посещение острова как паломниками, так и самой братией: "Здесь вечный пост, молчание и молитва" (Н. С. Лесков). На некотором расстоянии поставлен гранитный поклонный крест.
КОНЕВСКИЙ СКИТ
В 1870 году на Валааме, на берегу тихих внутренних шхер был построен КОНЕВСКИЙ СКИТ с деревянной церковью во имя иконы Коневской Божьей Матери Эту весьма почитаемую на северо-западе России икону, по преданию, в XIV веке привез на Валаам с Афона св. Арсений, постриженник Валаамской обители. Впоследствии он основал монастырь на острове Коневец на Ладожском озере, куда перенес и икону, ставшую главной реликвией Коневского монастыря. Валаамский скит, построенный в честь этой иконы, напоминал о миссии древнего Валаама как центра миссионерской деятельности, "отца" многих северных монастырей.
Игумен Дамаскин не случайно выбрал этот район для строительства скита : в здешней глуши он семь лет пустынножительствовал еще в бытность простым монахом-отшельником, здесь он приобрел опыт подвижничества. "Много претерпел о. Дамаскин, живя в пустыни, от искушений бесовских, видимо и невидимо нападавших на него. Нередко в осенние темные ночи враг являлся к нему в виде исходящего из озерка с растрепанными волосами человека, иногда противник вооружался на него невидимо, нагоняя на него уныние и скуку... С молитвою на устах - крестным знамением, как пламенным мечом, отражал добродетельный пустынник все искушения вражия". (из монастырских изданий). Постройки скита и пустынника о. Дамаскина не сохранились.
АВРААМИЕВСКИЙ СКИТ
Строительные планы игумена Дамаскина, в отличие от его предшественников, распространялись на всю территорию Валаамского архипелага. Обустроив скитскую жизнь на востоке, западе, севере островов, О. Дамаскин в 1873 г. построил свой последний - АВРААМИЕВСКИЙ - скит на валаамском юге и посвятил его памяти еще одного легендарного подвижника древности, известного своей успешной борьбой с идолами Волоса, общерусскому святому Авраамию Ростовскому. Подводя итоги строительной деятельности игумена Дамаскина, монастырский историк XIX в. писал: "Оградил обитель со всех сторон, как бы крепостными, отшельническими скитами, поселив в них ревностных воинов духовных, да ратоборствующих мужественно противу невидимых врагов". В 1918 году, во время гражданской войны в Финдяндии Авраамиевский скит был превращен белофинами в концлагерь для побежденных им финляндских красногвардейцев. В 20 - 30 -х годах на этом и соседних островах был построен центральный форт Валаамского укрепрайона, сооруженного финской армией для обороны приграничного архипелага от Советской России. Глубоко в скалу были упрятаны подземные бункера, 150-ти мм орудия были развернуты на юг. Доминантой всего района стала теперь железобетонная вышка финских артиллеристов-наблюдателей. Церковь разобрали, опасаясь, что советские корабли используют ее в качестве мишени для пристрелки орудий. Уже после того, как Валаамский архипелаг вновь отошел России, разрушение скита довершили пожары 50-х гг., - они уничтожили келейные здания, оставив нетронутым один мраморный колодец. Стараниями игумена Дамаскинг в разных местностях Валаама были поставлены многочисленные часовни (всего 20) и поклонные кресты (всего 10). На многих крестах игумен приказывал высечь следующие слова: "Крест хранитель всея вселенныя. Крест красота церкви. Крест царей держава. Крест верных утверждение. Крест ангелов слава и демонов язва". В южной части Валаама стоят два деревянных поклонных креста. Один - на высоком скалистом обрывистом берегу озера Хирмулампи (в переводе с финского - Ужасное), другой - в самом центре о. Дивный. Не исключено, что о. Дамаскин оставлял своим преемникам возможность в последующем на месте этих крестов выстроить часовни, а на месте часовен - церкви, скиты. Именно так происходило формирование всего комплекса валаамских скитов. Так, часовня на о. Воссинансаари (в 20 км от Валаама), построенная о. Дамаскиным, в 1897 году уже при игумене Гаврииле превратилась в скит, который был посвящен иконе ТИХВИНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ. Эта икона, как рассказывает предание, "проходила вблизи острова по воздуху через Ладожское озеро". Ныне постройки скита не сохранились. Помимо Тихвинского скита в конце XIX, начале XX вв. были построены еще два,: Сергиевский на острове Путсаари и Германовскй на о. Сюскюансаари, - оба эти острова не входят в состав Валаамского архипелага ( монастырь приобрел их в 1866 г. ). Возведение скитов в честь Св. Сергия и Германа Валаамских на островах, расположенных в материковых шхерах, как бы "приближало память о первых православных миссионерах Карелии к карельскому побережью, среди населения которого авторитет древнего Валаамского монастыря был особенно высок. На острове Путсаари сохранились: церковь во имя св. Сергия (1899), колодец и огромный поклонный крест, на лицевой стороне которого высечена благодарственная надпись финляндским чиновникам-лютеранам, оказавшим Валаамскому монастырю помощь в приобретении этого острова в собственность. Сам крест четырехконечный, общехристианского образца - поэтому все сооружение можно назвать памятником валаамского "экуменизма". Любопытна и другая надпись на постаменте. "Этот остров с 1869 г. носит имя "остров св. Сергия". До сего времени у финнов он назывался Пуисаари - давая свое название новому владению, игумен, как видно, счел необходимым сохранить старое, финское. На острове Германовском (фин. Сюскюаансаари) сохранилась церковь во имя св. Александра Невского (1904). На этих островах в XIX в. монастырь вел крупные разработки т. н. валаамского гранита. Грандиозные каменоломни остались здесь по сей день, на Германовском острове до сих пор ведутся промышленные разработки гранита.
ВОСКРЕСЕНСКИЙ СКИТ
В первом десятилетии XX в. в южной части острова Валаам был создан комплекс т. н. "Северного Иерусалима", состоящий из построек Воскресенского и Гефсимапского скитов. ВОСКРЕСЕНСКИЙ СКИТ на берегу Большой Никоновской бухты поставлен на месте часовни во имя св. апостола Андрея Первозванного (1846). Монастырское предание говорит, что "следуя из пределов Новгородских, апостол с сопровождавшими его учениками пристали в заливах Никоновских". Апостол Андрей осенил горы Валаама каменным крестом, положив этим знаком начало христианской веры на Валааме. В память об этом легендарном событии придел Воскресенской церкви (1906, архитектор В. И. Баранкеев) освящен во имя апостола Андрея. В нижней церкви находилась мраморная кувуклия с подобием гроба Господня. В комплекс скита входят также два келейных здания, хозяйственные помещения, колодец. Сооружения Воскресенского скита, в т. ч. и ограда, как и все кирпичные постройки сооружены из кирпича валаамского производства; на многих из них - клеймо с буквами "ВМ" (Валаамский монастырь) и годом изготовления.
ГЕФСИМАНСКИЙ СКИТ
В километре от Воскресенского скита, у подножия горы Елеон в 1911 году появился ГЕФСИМАНСКИЙ СКИТ с деревянной церковью Успенской Божьей Матери, келейными зданиями и двумя часовнями. Создание на Валааме комплекса построек по примеру существующих в Палестине, перенесение библейских названий на Валаамские церкви, часовни, а также на природные объекты (Мертвое поле, река Иордан, Кедронский поток, Иосаффатова долина и пр., имело следующие причины: "Побывать в Святом Иерусалиме могут лишь счастливцы. А здесь - подобия Святых мест и священных предметов даже с частицами их подлинников" ( из монастырского издания).
СМОЛЕНСКИЙ СКИТ
На южной оконечности Скитского острова СМОЛЕНСКИЙ СКИТ был последним по времени строительства. Церковь во имя иконы Смоленской Божьей Матери (1917), спроектированная вел. кн. Петром Николаевичем, была построена на средства другого великого князя, главнокомандующего русской армией в годы I мировой войны Николая Николаевича в память о погибших на фронтах русских воинах. В настоящее время церковь разрушена.
МОЛОЧНАЯ ФЕРМА (1881)
На берегу оз. СИСЯЯРВИ ( в пер. с фин. Внутреннее) находится МОЛОЧНАЯ ФЕРМА (1881) с рыборазводным заводом и зданием коровника. Оснащенная паровой машиной, системой водопровода, рельсовой дорогой для доставки молочной продукции к пристани ( не сохранились) ферма была построена с размахом, впечатлявшим современников: "На Валааме возводятся дворцы для коров и храмы для коней" ( В. И. Немирович-Данченко).
Особую группу валаамских памятников составляют объекты фортификационного искусства, появившиеся на архипелаге в 20 - 30 г. XX в. Это форты и артиллерийские позиции в скалах, блиндажи и дзоты, казарменные постройки и стрелковые ячейки, а также военная " мелочь" - противодесантные сети и ряды колючей проволоки. Военные переименовали некоторые валаамские местности: так, Иосафатова Долина стала Долиной Смерти, о. Дивный получил название "Девочка". Финские топографы составили подробную карту-схему валаамских островов, которая и легла в основу карты-схемы буклета. Т. н. оборонные сооружения на Валааме являются памятниками-свидетелями драматической истории приладожья: в ходе советско-финляндских войн 1939-40 и 1941-44 гг. Выборгская губерния отошла СССР, ее 450-тысячное население было перемещено в пределы новых границ Финляндии. Среди перемещенных лиц оказалась и валаамская община и 55 тыс. православных карел, главных почитателей монастыря. Эта последняя этническая группа исконного населения приладожской Карелии в XX в. совершила исход, подобный бегству в Россию карельского племени от захватчиков-шведов в XVII в., только теперь уже - на запад.
Валаамские памятники создавали русские, карелы, финны. Ими любовались, писали о них лютеранин Э. Леннрот, католик А. Дюма, православные Н. Лесков, А. Апухтин, Д. Мережковский, И. Шмелев, Б. Зайцев и др. Лучшие художники России и Финляндии запечатлели Валаам на своих полотнах. Здесь работали И. Шишкин, А. Куинджи, ф. Васильев, Н. Рерих, Г. Ауэр, Я. Руококоски, М. Венделин и др. Но, может быть, самые искренние слова, адресованные Валааму, принадлежат финскому солдату П. Ретконену, который в наиболее драматический момент войны 7 ноября 1941 г. записал карандашом на часовне-беседке близ Игуменского кладбища: "Это святое и прекрасное место".
Карта острова

В оглавление...

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz