Дорога к храму
Продолжение, начало в предыдущих номерах.
Нужно ли задавать заказные, не достаточно ли, чтобы я сама упоминала их имена при богослужении?
Упоминать в своих молитвах имена близких: живых и умерших, - очень благочестивый обычай, принятый в Православии с древнейших времен. Время подтверждает правильность молитвы не только за себя, но и за других. Очень часто и в наше время по молитвам родных и близких, братьев и сестер во Христе мы получаем от Бога прощение наших грехов и помощь в наших мирских делах. Особенно сильны молитвы матери; в моей практике есть несколько случаев, когда по молитвам матери свершалось чудо: их дети исцелялись от неизлечимых болезней, выпускались из тюрем и т.п. Молиться за других, особенно за врагов своих, - верный путь к спасению, ибо своими молитвами мы помогаем людям и тем самым совершаем дела "благо творения".
Любой православный поминает своих близких и родных, а также ненавидящих и обидящих его, в своих утреннем и вечернем правилах. Правильно поступают и те, кто, во время Богослужения, поминает в нужных местах, вместе со священником, этих же людей: где, как не в храме Божием, когда молится за людей вся Церковь, в первую очередь надо молиться за себя и за других!?
Вы, конечно же, согласитесь со мной, что если Патриарх Московский и всея Руси Алексий II будет произносить в своих молитвах имена, ваше и ваших близких, то Бог услышит его молитвы скорее, чем если бы вы это делали сами. Облеченные духовной властию, посвященные в сан Божественной благодатью ваши Патриарх, Архиепископ и священники обладают большим дерзновением пред Богом в молитвах за вас, поэтому сила их молитв больше.
По заказным, поданным в алтарь, священник совершает жертву: он вынимает частицы из специальных жертвенных хлебов - просфор, упоминая при этом каждое имя из заказной. Данные частицы в дальнейшем используются во время Богослужения и потребляются священником по концу службы вместе с Телом и Кровью Христовым. Тем самым за указанных в записках людей Церковь не только молится, но и совершает бескровное жертвоприношение, что гораздо значимее одних молитв.
Из всего вышесказанного следует то, что если вы желаете, чтобы вся Церковь молилась за ваших родных и близких, чтобы за них была совершена персональная жертва, то конечно же подадите заказные в храм.
Чем отличаются заказные к проскомидии, Обедне, панихидам и молебнам?
Проскомидия - это священнодействие, при котором священник подготовляет Жертву - хлеб и вино для дальнейшего их использования в Таинстве Евхаристии для предосуществления в Тело и Кровь Христову. Во время ее и вынимаются частицы за упомянутых в заказных на проскомидию. Использованные для этого просфоры затем, по концу Обедни, раздаются всем желающим для потребления.
Не в Великий Пост проскомидия всегда совершается перед Божественной Литургией, Литургии без проскомидии не может быть. Великим Постом на Литургии Преждеосвященных Даров в будничные дни проскомидия не совершается, так как на ней используются жертва, заранее совершенная на Божественной Литургии прошедшего воскресенья. Поэтому Великим Постом заказные принимаются только на субботние и воскресные Обедни.
Записки, поданные на проскомидию, вычитываются специально благословенными благочестивыми прихожанами, в тот самый момент, когда священник совершает ее. Священник же в это время поминает своих близких и родных, а также тех, имена которых включены на вечное поминовение или на какой-либо срок (месяц, год и т.п.).
По запискам, поданным к Обедне, священник при проскомидии вынимает из просфор частицы за каждое упомянутое имя, и, что особо важно, эти имена читаются вслух священником во время сугубой и заупокойной ектеньях после чтения Евангелия. Использованные просфоры раздаются желающим по окончании Обедни.
В нашем храме существует обычай, если того пожелает подающий записку, вынимать частицы по таким запискам из заказанного числа просфор, которые, по концу службы, выносятся из алтаря и раздаются вместе с записками заказавшим. Т.е. в этом случае заказавший получает именно те просфоры, из которых и была совершена жертва за указанных им людей и может потребить эти просфоры за тех, кого на них поминали.
Записки, поданные на панихиду - особое молитвенное Богослужение по усопшим - или молебен, вычитываются священником при совершении их на ектеньях.
Я на одном из Богослужений не слышала сугубой ектении за усопших. Почему умершие в тот день не поминались?
Во время праздничных Богослужений сугубая ектенья по усопшим не читается, что определено уставом Церкви. Но на проскомидии имена из заказных по усопшим мы обязательно поминаем и частицы за них из просфор вынимаем.
Сколько раз используется во время Богослужения поданная мною заказная? Можно ли заказать поминовение на длительный срок?
Столько, сколько раз в процессе указанного Богослужения мы поминаем православных христиан. После Богослужения заказные возвращаются в иконную лавку и раздаются обратно. Если кто-либо не забрал свои заказные, мы их, спустя некоторое время, сжигаем.
Вы также можете, пожертвовав на это определенную плату, заказать в иконной лавке поминовение на длительный срок, в течение которого на всех проскомидиях, Обеднях, а также молебнах или панихидах будут поминаться заказанные имена. Заказную для этого писать специально не надо, так как в нашем храме такие имена заносятся в специальные тетради, которые потом передаются священнику в алтарь и используются во время служб. Обычно поминовение задается постоянное или на год, хотя можете заказать поминовение и на любое количество месяцев.
Я видела на входе в храм коробки с какими-то книжками, которые верующие берут и потом передают для поминовения в иконную лавку. Для чего они нужны?
В тех случаях, когда верующий часто поминает одних и тех же лиц, при этом у него нет достаточно средств задать это поминовение на длительный срок, обычно в иконной лавке покупаются специальные поминальные книжки, которые заполняются и оформляются точно также как и заказные. Обычно такие книжки с надписью фамилии и инициалов владельца хранятся в храме в специальных ящиках. В нужный момент человек находит свою книжку и передает ее в иконную лавку вместо заказной. Очень удобно.
Я читала в одной книжке, изданной протестантами, что глупо поминать своих умерших, что это не имеет никакого смысла. Правда ли это?
Да, протестанты, хотя и не афишируют этого на нашей земле, отрицают необходимость поминовения усопших и молитв за них. Не афишируют это по тому, что многие и многие из тех россиян, кого они начинают заманивать к себе, изначально будут из-за этого относиться к их учению отрицательно, так как поминовение усопших у русских испокон веков - неписанная традиция. Традиция настолько глубокая, что даже самые безбожники в родительские субботы, например, Покровскую, приезжают на могилы своих близких почтить их память. В дальнейшем же, когда человек становится уже их последователем и не может просто так вырваться из под их влияния, ему так по простому, апеллируя к здравому смыслу, сообщают, что протестанты за усопших не молятся. По этой же причине протестантизм не смог укорениться во многих других странах, например, в Японии, где культ почитания душ умерших предков - очень стойкая и древняя традиция. Отрицание необходимости молиться за умерших коренится в основах протестантизма, ибо они считают, что человек спасается сразу же, как только примет их учение, и становится святым. Какой смысл, по их убеждению, молиться за тех, кто святой, спасся и сейчас пребывает с Богом в Царствии Небесном?
Я не знаю, как решают свои проблемы протестанты, когда по ночам, в сновидениях к ним приходят их умершие предки и взывают, прося их молитв и заступничества пред Богом. Наверное, считают это просто дурным сном.
Большинство из вас может рассказать не одну историю о том, как являлись ему во сне умершие предки и, кто явно, кто намеками, например, своим поведением, мрачным или скорбным видом, просили молитвенной помощи. После того, как за этого человека подавалась милостыня, заказные, ставились свечи, заказывались панихиды и т.п. он, спустя некоторое время, снова являлся своим родственникам или близким уже радостный, в красивой одежде, в благодатном месте, тем самым показывая, что молитвы за него достигли Бога. Так было и со мною. Будучи абсолютным безбожником, я не отпел своего умершего отца. Правда, он не являлся мне во снах, но все же, став православным, первым делом отпел его заочно, после чего, наконец то, смог во сне лицезреть его. Он пребывал в приятном обществе, был в хорошем настроении, улыбнулся мне, а потом, повернувшись, не спеша ушел. Тем самым я был успокоен, что сделал богоугодное дело.
В Библии есть явные указания на то, что очень часто грехи человека накладывают проклятие на 3 или 4 колена его потомков. Очень часто приходят ко мне верующие и удивленно спрашивают: "Как так, я живу по заповедям Божиим, хожу в Церковь, исповедуюсь, постоянно блюду себя, а у меня то одна напасть, то другая. Что мне делать?" Обычно, вместе с другими советами, я настойчиво рекомендую этим людям в первую очередь усиленно молиться Богу за их предков, возможно по грехам, которых они страдают. Простит их Бог - и потомкам будет облегчение. Большинство из нас сейчас страдают по грехам своих безбожных родителей, дедов и прадедов, в свое время отвернувшихся от Бога и подвергавших ужасным гонениям Его Церковь. Это надо помнить всегда.
Русская Православная Церковь также настойчиво рекомендует молиться Богу за тех наших предков, которые еще при жизни, не только по тому, что приняли Христианское учение, но своими духовными подвигами и неустанными трудами снискали святость. Вроде бы они спаслись, зачем молиться Богу о прощении святых? А знаем ли мы точно, что они в Царствии Небесном? Если все же нет, то тем более надо за них молиться. Если же да, то молитва за святых помогает теперь нам, ибо, слыша наши молитвы, святые, конечно же, заступаются за нас пред Богом, в благодарность за память о них.
Поэтому любому, заинтересовавшемуся протестантизмом и решившим стать членом, например, "Дело веры" или церкви "Филадельфия" нужно четко осознавать, что они отказываются от поминовения своих предков. Это ли благодарность умершим родителям, это ли проявление любви к ним?
Я хочу упомянуть в своей заказной своего духовного отца. Как это надо делать?
Принято имена священнослужителей упоминать в начале списка с указанием их сана, например, о здравии иерея Александра. Не отца, не священника, а иерея, протоиерея, игумена, иеромонаха, архимандрита, архиепископа и т.п.
Я не помню всех имен своих умерших предков. Как мне нужно поминать их?
В конце заказной об усопших в таких случаях ставится запись "и всех усопших сродников". Аналогично в заказной о здравии указывают "и всех сродников", особенно в тех случаях, когда, по скудости средств, вы не можете помянуть всех поименно.
Я хочу помянуть в своей заказной вашу жену. Как это нужно делать?
Я думаю, что матушка моя на вас не обидится, если вы укажете в своей записке "О здравии матушки Галины". Тем самым и помянете, и особо отметите ее близость к священству.
У меня есть знакомая - монахиня, я хочу поминать ее. Как это можно сделать?
Надо обязательно узнать степень ее пострига: инокиня, монахиня или схимонахиня. Матушками их тоже иногда называют, но это также верно будет, как если вы вдруг укажите в записке: "О здравии батюшки Сергия". Правильнее указывать "О здравии инокини Феодосии", чем "О здравии матушки Феодосии".
Продолжение следует.
Священник Сергий Князев. В оглавление... |
Навигация
Наша рассылка
Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Рассылка содержит:
:: Духовную поэзию;
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.