Дневники пртоиерея М. С. Елабужского
Тетрадь третья Окончание Мне не хотелось говорить речи, но, уважая желание съезда, хотя и выраженное в мое отсутствие и, след., без моего согласия, я сказал след. коротенькую речь.
Ваше Превосходительство и достопочтенное собрание! Открытие Дома инвалидов совпало с заседаниями кооп. съезда. Такое случайное совпадение весьма знаменательно. Вашему Превосходительству угодно было в речи, при открытии кооп. съезда, высказаться, что в настоящее время вся Россия представляет из себя один великий патриотический кооператив, одна часть котораго - наше воинство - сражается доблестно на передовых позициях, доугая же - мы, живущие в тылу, - заботимся о помощи им и их семьям. Одним из проявлений этой коопер. работы в тылу и является открытие настоящаго Дома инвалидов и сирот, созданнаго усилиями Общества помощи семьям мобилизованных. Несомненно, мы сочтем своим долгом и впредь не оставлять своими жертвами и вниманием это св. дело.
Кооп. съезд просит принять в дар новому учреждению сию свящ. икону Богородицы "Всех скорбящих радость", дабы пред нею, как пред живою Владычицею, жертвы войны изливали свои скорби и получали благодатное утешение. В житии св. Андрея, Христа ради юродиваго, повествуется, что, когда этот угодник Божий сподобился вознестись в райския селения и благоговейно созерцал небожителей, он, к удивлению своему, не видел там Пр. Богородицы и спросил: "где же Царица неба и земли?" В ответ ему сообщили, что Она - на земле, утешает находящихся в скорбях и бедах. В молитвах пред сим образом получая облегчение своих скорбей и видя наши заботы о них, да получат обитатели сего дома утешение в сознании, что не забыли их Бог и добрые люди.
6 июля
Вчера общее собрание сх. общества постановило открыть при нем потребительское общество. Хотя я и сочувствовал этому делу и немного работал для подготовки его, но все же я не думал, что дело так скоро наладится, и предполагал, что на собрании будет только предварительный обмен мыслями по данному вопросу, а не прямо решение. Между тем, сразу набралось 120 паев и сегодня уже отослано прошение губернатору. Трудно только найти приказчика, трудновато будет составить и правление. Я, частию обжегшись на удугучинской потребиловке, а больше не желая переобременять себя разными делами и разбрасываться и считая не пастырским делом пересчитывать лично товары, решительно уклонюсь от участия как в правлении, так и в ревизионной комиссии.
7 июля
При всем моем пристрастии к чтению, даже чрезмерном, ныне читать, кроме периодических изданий, приходится мало. Даже, собственно говоря, чуть не одне газеты прочитываешь (я выписываю три), а журналы не успеваю. "Ежемесячный журнал", который за прошлый, так и за нынешний год, остается непрочитанным, кроме хроник. The Exp. Times читаю еще за октябрь. Что-нибудь значительнее почитать - руки не доходят. Много книг, нарочно мною выписанных, лежат неразрезанными. Зимой много времени занимают школы. Раньше летом наверстывал, а ныне и летом не доводится много читать. То дела сх. общества, то уход за садом, глядишь только на газетки и останется времени. Собственно говоря, времени у меня должно бы быть побольше, сравнительно с другими: во-первых, труды и заботы настоятельства на мне не лежат, церковнаго письмоводства никакого не знаю, своим хозяйством мало занимаюсь. А все же, кроме газет, не удосуживаюсь. Странно и печально.
8 июля
Сегодня на базаре была в Вавоже пятая лотерея на военныя нужды. Две были 6 декабря, потом 15 марта в вербное воскресенье и 9 мая. Покупкой билетов и жертвами вещами я издержал до 15 р.; однажды, напр., я пожертвовал плуг, стоивший 7р 65 к. Сегодня мне повезло, и я выиграл на лотерее небольшой самовар.
17 июля
13 июля была сильная гроза. Ныне вообще грозовое лето, а Вавож в этом отношении не безопасен. Так вот и теперь молния ударила в Старковский дом, где почта, и зажгла слегу на подволоке и угол в квартире почтальона. Пожар скоро потушили. Служащие на почте были немного оглушены. На дамбе исщепало три телеграфных столба, а в Кейшуре оглушило мальчика. У меня, я думаю - тоже от действия грозы, после 13-го два дня болела голова, хотя и не сильно. Чувствовалась какая-то напряженность в голове, подобно тому, какую чувствуешь, когда сильно стиснешь зубы, и некоторая тяжесть во лбу.
Тогда же 13 июля в Итчах вотяк Игнатий Пшеничников за чаем убил топором старшую сноху - солдатку, с которой давно ссорился. Это уже второй случай (см. 10 февраля) убийства в моем приходе за нынешний год.
19 июля
В благодатное заступничество о. Серафима я особенно верю и испытал его неоднократно в жизни своей, напр., в избавлении от предпраздничной безсоницы в Удугучине, прекратившейся на 19 июля, в избавлении от вагинских неприятностей в столкновении с кулаком-лесопромышленником и пр. Иногда в мелочах поможет св. Серафим, по благости своей призирающий на слабость нашу. Напр., на кооперативном съезде первое мое выступление было на сх. секции. Я очень взволновался, появилась одышка, и мне трудно было говорить. Я забезпокоился, как же я буду выступать на общем собрании. Но когда выступил на собрании, помолившись в душе о. Серафиму, то, к удивлению даже своему, чувствовал себя очень свободно и спокойно.
Или пред самой поездкой на съезд. Долго не мог ямщика найти. Рядились дорогие. Один - Лавр. Черных - выпросил было подешевле, но я и его не порядил. Наступил Николин день - канун кануна поездки, а ямщика еще нет. Я опять к о. Серафиму, к заступнику своему и в этих мелочах. Помолился ему за утреней, прося помощи, чтобы спокойно мне обедню отслужить. И вот выхожу из алтаря и вижу Лаврентия в церкви. Скоро, с двух слов, порядились, и он уступил мне еще один рубль. И вот даже такия мелочи укрепляют во мне веру в Пр. Серафима и любовь к нему.
К сожалению, сегодня не служу обедни, в первый раз еще после открытия его мощей. Вчера у меня болела голова и сегодня не совсем ясна. Боюсь, сдюжу ли слудский поход. В третьем году из-за головной же боли полдеревни оставил на следующий день. И вот сегодня отстоял всю утреню, отслужил на дому молебен и теперь вот сижу дома. Служит обедню чередной о. Константин.
7 ч. вечера.
Сегодня годовщина объявления нам войны Германией. И не видится еще впереди конца этим ужасам. Сегодня в Слудке видел уволеннаго домой раненаго Алексея Штина; ранен в правое колено навылет. Ходит на двух костылях. Очень постарел и осунулся; лицо его приняло какое-то особенно суровое выражение. А какой это был раньше бравый молодец! Вот юбилейная выставка последствий войны, и еще не самых тяжелых.
С сегодняшняго молебнаго хода я начинаю вводить раздачу брошюр тем, кто служит водосвятные молебны. Это не поощрение за дорогие молебны, а лишь необходимость ограничить выдачу брошюр не всем служащим молебны. На первый раз буду раздавать NN Воскреснаго Благовеста, Родной жизни, Душеполезнаго Собеседника, безплатно мне посылаемых. Вотякам можно будет раздавать и вотския брошюры. Можно будет давать и при других требах, напр., соборованиях, вотских браках, погребении взрослых.
3 августа 1915 г.
За июль зарегистрировал 2 случая раздражительности по отношению к Маше и 5 - к прихожанам. Число не велико, слава Богу, но внутри еще чувствую осадок как бы постояннаго раздражительнаго, хотя и сдерживаемаго настроения. Сегодня помолился о. Серафиму помочь мне с завтрашняго дня решительнее бороться с раздражительностию и вообще начать новую жизнь, более чистую. Положил 3 земных поклона и, взявши Новый Завет читать очередную главу, задумал, пусть первый стих будет мне указанием. И прочитал: "Мы, сильные, должны сносить немощи безсильных, и не себе угождать" (Римл. 15,1). Как это хорошо подошло, как урок мне, мнящему себя в некотором смысле сильным, гордому этим и свысока относящемуся к немощным и раздражающимся на их тихий и неверный ход.
5 августа.
Аркадий Ник. Ергин, инспектор мелкаго кредита, между прочим, писал Софье Петровне, своей родственнице: "На съезде (кооперативном) был свящ. Мих. Елабужский. Сказал великолепную речь. Ах какой он умница! Какая у него эрудиция и ясность мысли". С.П. передала этот отзыв в письме Маше.
1 сентября 1915 г.
19 - 25 августа я производил следствие в Кильмези, по жалобе о Вл. Упшинскаго о неправильном ведении причтом и старостою церковнаго хозяйства, и по жалобе причта о неблагоповедении Упшинскаго. Следствием обвинения подтвердились в очень малой степени, о. Упшинскому, в частности, я предоставлял многия льготы; несмотря на все это о. У., раньше жаловавшийся на пристрастие Благочиннаго, остался недоволен. И моим следствием и, с глазу на глаз, наговорил мне всяких дерзостей. За мою почти 20-летнюю следовательскую практику - это первый случай резкаго и официальнаго недовольства моим следствием. В первый же раз обвиняемый воспользовался правом двои сутки читать следствие, истомивши всех. Хорошо, что я запасся обильным материалом для чтения, и поэтому без дела не скучал. Вчера следственное дело отправил в Сарапул с объяснением по поводу недовольства следствием о. У-аго и с заключением по делу, каковое заключение, по указу, также впервые еще делаю.
26 сентября
На 17 сентября ночевал у нас в Вавоже Амвросий, епископ Сарапульский. Утром нежданно посетил и меня. Простой владыка и ко мне благожелательный. Еще не видев меня, он, по своему желанию, внес меня в 1914 году в список представляемых к наградам, как и говорил сам мне во время сарап. съезда, хотя в Вятке меня и вычеркнули за судимость.
8 ноября 1915 г.
Сегодня закончился ежедневный сорокоуст по вдове псаломщика Анастасии Петровне Бехтеревой.
Даю себе со дня именин разнаго рода обещания, но сдержу ли их? Господи, помоги.
Намерен проверить упорно держащуюся в народе примету, что по зиме лето бывает. И с сегодняшняго дня вкратце буду записывать состояние погоды, оставляя на соседней странице место для записи через 1/2 года.
26 ноября
Возвратившийся 24 ноября из Козлова П.А. Ильинский, где он был посвящен Амвросием в диаконы, привез мне от Амвросия письмо такого содержания: "22-го н. Любезный о. Мих. Ваш сродник о. Василий повиду стремится в Сар., в собор. Но... там нужен проповед., законоучитель и вообще работн., а он болезнен. Вот если Вы желаете, - подавайте прошение, хотя вполне обнадежить Вас не могу. Простите оч. спешу. Мир Вам! ЕА".
Сегодня заказным письмом я ему ответил.
"Ваше Преосвященство! Милостивое предложение В П-ва проситься мне в Сар. собор я решаюсь почтительнейше отклонить. Для выяснения причин такого шага позволю себе занять Ваше внимание несколькими строками.
Возлюбив от младых ногтей деревню и работу в ней, я за 25-летие своего священства еще более укрепился в этой любви и приспособился к своему положению. Деревня создает у работников своих не только извечный modus vivendi в смысле воспитания навыков и душевных склонностей сообразно особенностям и запросам деревни, но и определенный modus docendi: жизнь среди крестьян и желание быть им полезным воспитывает способность популяризации христ. и общекультурных ценностей в темной крест. массе и даже среди инородцев. Это меня заставляет думать, что наличными своими силами я могу быть более полезен в настоящем своем положении, и опасаться оставить первую свою любовь.
Кроме того, город предъявляет требования на организационную работу и по необходимости усаживает за перо и бумагу. Сознавая пользу и необходимость таковой работы, не забывая, что и Х. организовал лик Апостолов и учредил Церковь, я, опять же в силу своих псих. особенностей, считаю себя более приспособленным к непосредственной паст. работе, в гуще действительности, у самых источников дух. жизни. В Евангелии внимание мое с особою любовию останавливается на образе Путника, терпеливо, доверчиво и проникновенно беседующаго, к удивлению своих учеников, с рядовой самарянкой. Подобный труд бывает нередко очень неблагодарен. Темная среда подчас отказывается понимать тебя, отказывается признавать чистоту твоих побуждений, твою любовь называет своекорыстием и т.п. Но милостив Господь и не лишает дух. учителей рабов Своих. Постепенно создается вокруг пастыря среда, ему благожелательная и восприимчивая к его внушениям. Он воочию видит, как трудами его, Господу поспешствующу, изводится честное из недостойнаго. Как на качелях, паства и пастырь взаимно поднимают друг друга, и дух. связь между ними более и более укрепляется.
Вот причины, почему я отклонял неоднократныя приглашения в Сарапул или Вятку.
При всем том, Ваше приглашение глубоко меня тронуло и обрадовало. Видимо, В. Пр не доверяете тем сплетням, которыя свились около моего имени трудами разнаго рода добровольцев. И это мне сугубо приятно видеть в Вас, Епископе - человеке. Прошу В. Пр. быть уверенным в моей искренности. Мое прошлое может свидетельствовать о следовании моем пути Нафанаила, хотя этот путь давал мне узреть отверствием не лучезарное небо, а унылый простор слобод. дебрей. В П-ва о Христе раб и сын свящ. МЕ".
5 декабря 1915
Жизнь уходит. Мне уже 47-ой год. Если Бог даст жизни, едва ли годов 10 осталось мне на работу с полными силами. Близится упадок сил, а далее - труд и болезнь. Жаль становится прошлаго. Как бы хотелось воротить его и пройти жизнь без тех ошибок и ..., которыя остались позади. Но оставлю безплодныя сожаления, а загляну в будущее. С детства у меня было предчувствие жизни славной, продуктивной работы. Годы шли, а будущее все казалось в лучших красках. Вот, мол, соберусь с силами и начну новую жизнь... Теперь же, к ужасу своему, вижу, что с годами идет не лучшее, а худшее. Точно душа пустеет и сердце ожесточается. Печальнее всего кажется отдаленность от прихода и какая-то холодность сердечная, и даже хуже - безсердечность, граничащая с недружелюбием. Иногда думаю: помру теперь, и кто оплачет из прихожан? Кто будет держать в доброй памяти? Время уходит в работе школьной, требоисправлении да во внешней работе по сх. обществу и другим организациям. Непосредственной же пастырской работе уделяется слишком ничтожная доля внимания. И думать приходится уже не о том, чтобы быть лучше прежняго, удугучинскаго, напр., а хоть бы, с Божией помощью, подняться до прежняго, совсем не обора... священника - чиновника.
Пишу, немного сгущая краски, но все же правду.
6 декабря
Война располагает к молитве. В заботе о присных большими толпами собираются богомольцы в церковь. Ни скверная погода, ни распутица не задерживают дома, и почти всегда храм полон молящимися, с заметным преобладанием женщин. После обедни служат весьма многие молебны. Вот и сегодня на молебнах мы собрали 106 рублей, небывало большая сумма (ранее более 70 руб. не поступало). Жаль только, что недостаточно предлагаем мы им в такия собрания духовной пищи. Сегодня сказано было лишь одно поучение, за литургией. Говорил о. Константин, нудно и без души. За утреней никогда поучений не говорим.
7 декабря
Не без большаго запоздания вношу в дневник свою речь на товарищеском юбилее (см. 2 июля 1914 г.).
"Некогда пр. Моисею было сказано Богом: "иди в Египет и выведи Мой народ из пещи железной, из дому рабства". На смиренное указание своих недостатков и недостоинства, пророк услышал обетование: "иди, - Я буду с тобою". И посланник Божий не противился уже повеленному. Правда, много испытаний и огорчений привелось ему вынести. Недаром, Господь явился ему в терновом горящем кусте. Иногда находили на св. пророка минуты уныния: "как мне одному управлять этим народом, грубым и жестоковыйным! избави меня, Господи, от этаго дела, - оно не по силам моим". Но услышав повторное ободрение от Господа: "не бойся, - Я с тобою", Боговидец вел евреев дальше и, наконец, привел к земле обетованной.
Вот и мы, дорогие товарищи, 25 годов тому назад, оканчивая курс настоящаго уч. заведения, по побуждениям рядовых традиций, полученнаго нами образования, приглашений епарх. власти и свободнаго определения, пробудившагося юношескаго самосознания, решили взять на себя нелегкую задачу вести свои паствы из рабства греху в обет. землю вечнаго блаженства.
Оглянемся же с возможным безпристрастием на пройденный путь. Нет недостатка в отрицат. явлениях в жизни наших паств. Мы видим и поклонение золотому тельцу, и быстрое увлечение чувственными приманками мадианитских праздников, забвение обетованной земли и тоскливые вздохи сожаления о египетских мясах и чесноке. Будем иметь искренность сознаться, что и мы, вожди своих паств, долженствующие показывать пример им, не свободны от таковых искушений и соблазнов и не всегда устаиваем в борьбе с ними. Иногда и на нас находят порывы уныния, когда и мы малодушно вопрошаем себя: не слишком ли слабо наше влияние среди многообразных и сильных влияний сторонних, враждебных? Но по истине сила Божия в немощи совершается. Не имея добродетелей Пр. Моисея, этого кротчайшаго из людей, по слову Божию, мы в то же время видим, что, где пастырь любит своих дух. детей и по мере сил своих трудится в деле христ. воспитания их, там Господь утешает его благословением его трудов. Правда, плоды дух. работы большею частью не осязаемы, они не укладываются в стат. гранки, но энергичный и любящий пастырь с отрадою замечает, что его паства усерднее стает к храму Божию, улучшаются семейные нравы, падают пьянство, табакокурение, сквернословие, повышается хр. просвещение. Не легки, конечно, условия этой работы. Вполне естественно иногда возникает желание вырваться из этой среды, где свили себе прочное гнездо темнота, грязь, нрав. одичание, где интеллиг. человеку легко огрубеть, потерять свои кул. навыки и вкус к разумным, высоким радостям. Но когда он подумает, что паства его, над которой он трудился в течение долгих годов останется без привычнаго пастыря, к голосу котораго она привыкла прислушиваться и иногда слушаться, останется безпомощною среди опасностей синайской пустыни, в соседстве с враждебными современными амаликитянами и мадианитянами, то не находит в себе сил покинуть ее. Дитя хоть криво, дп отцу - матери мило.
Воспоим же Господа, благодеявшему нам в истекшую четверть века, и преполовивше уже дни своей жизни, приближаясь к летам постепеннаго упадка сил, сугубо помолимся жизни Подателю, да пробавит милость Свою ведущим Его, да не постыдимся во веки".
24 декабря
12 декабря почтою я получил второе письмо от Амвросия, такое: "Любезный о. Михаил. Возвратившись вчера вечером из своего путешествия, я получил Ваше письмо, и, конечно, оно меня не обрадовало. Если Вы - мой "раб и сын", то Ваше дело было в данном случае оказать добродетель послушания, кроме паче поста и молитвы и не только для монахов, но и для всех христиан, особенно же для пастырей Церкви, а не защищать свое упрямство. Здесь Вы можете быть в 10 раз полезнее, чем в Вавоже, для церк. дела и это должно быть для Вас главным побуждением для послушания. В Вавож я согласен на Ваше место того, кого Вы сами пожелаете, и, думаю, туда можно найти 10 человек, которые разве не многим хуже Вас, поведут там несложное дело, а сюда вот я пока и одного подходящаго не мог найти. Сегодня я беседовал о Вас по сему поводу с о. Кабардиным из с. Уватукли. Меня было остановила мысль о Вашей пользе т.е. пользе Вашей деятельности в Вавоже для вотяков. Но право же, и с этой стороны Вы здесь будете много полезнее. Ведь и в городе придется иметь дело преимущественно с простыми людьми, а с интеллигенцией мы видимся преимущественно по царским только дням. О. Иоанн Кронштадтский был по душе простой, сельский человек, и видите, какую громадную пользу приносил он горожанам. Кончаю, ибо надо почту отправить и настойчиво убеждаю не отказываться ради Бога и дела Божия и ответить мне немедленно телеграммой одно слово: согласен, а затем слать прошение. Мир Вам и Божие благословение! Ваш люб. богом. Е Амвросий. 4 дек. 1915".
13-го, в воскресенье, после обедни я ответил телеграммой "Простите, решаюсь остаться при прежнем мнении".
После того получил я из Стараго села от о. Михаила письмо ему от Амвросия от 8 декабря, где он, отвечая о. Михаилу на поздравление с именинами, между прочим пишет:
"Вы помогите мне убедить повиноваться по долгу послушания о. Михаила Елабужскаго. Побуждения его для пребывания в с. Вавоже благородны, но далеко не вполне основательны. Здесь он нужен даже по вотским делам: он может быть здесь викар. миссионером вотским при епископе, как Маракулин по расколу и сектанству. Он сам вскоре убедится, что я прав, а не он. А потом и о. Василия добудем сюда, тогда совсем хорошо будет, и у нас образуется единодушная дружина, сильная на всякое хорошее дело. Побуждайте же его, побуждайте не упрямиться и не бодаться, но повиноваться своему Архиерею, умеющему ценить добрых работников".
О. Михаил, оговорившись, что меня нечего учить, все же волю архиерейскую исполнил - побуждал.
Теперь жду репрессий от Амвросия, или в форме третьяго штата в Вавоже, или, по крайней мере, - задержки посланнаго в октябре благочинным ходатайства о снятии с меня судимости.
25 декабря
Сегодня после литургии я скатался напутствовать больных, сначала в Сишур, потом - в Подчулко, так что в славлении по селу не участвовал.
1916 г.
1 января. Благослови венец лета благости Твоея, Господи. Мир мирови Твоему даруй и душам нашим велию милость.
4 января
Вчера получили телеграмму из Стараго села о болезни о. Михаила, Маша сегодня уехала туда.
7 января
Сегодня день моей серебряной свадьбы. К сожалению, лично поздравить Машу мне можно было только с наступающим этим днем.
Дай Господи, честно и любовно дожить до золотой свадьбы. Сохрани меня от раздражительности, которой я сам не рад. Да будут будущие дни нашей жизни днями любовных уступок и снисходительности. Да не мучит меня совесть за напрасные упреки, излишнюю требовательность, самолюбивый деспотизм. Да будет впереди свет и тепло, а не мрак и холод.
19 января
Маршрут нынешняго славления со св. водой.
6 января (неделя не моя), среда, по селу с 11 1/2 до 2 ч.
7 января, четверг, Макарово и Чужьялово. Выехали в 5 ч., воротились в 5 ч. 8 января, пятница. Подчулко и Яголуд. Выехали в 5 ч., приехали на ночлег в Яголуде в 5 1/4 ч. 9, суббота. Четкер и Пужмо. Выехали в 5 1/2 ч., домой приехали в 5 1/4 ч. 10, воскресенье. Моя неделя. Силкино. Выехали в 12, воротились в 4 ч. Служение утрени, по случаю ежедневнаго сорокоуста по мальканском Прокопе. 11, понедельник. Выехали в 7 1/4 ч. в Слудку и Малькан. В Малькане служили утреню. Домой воротились в 5 1/2 ч. 12, вторник. Уедокья. Выехали в 10 ч., воротились в 5 ч. 13, среда. Сишур и Итчи. Выехали в 8 1/2 ч., воротились в 7 ч. Крестин в приходе не было.
20 января
Сегодня исполнилось 25-летие моего священства. Прошли лучшие годы жизни. Доволен ли я ими?
Сравнительное удовлетворение чувствую только за удугучинскую жизнь. Я не так глуп, чтобы утопать в самодовольстве. Но все же чувствовалось тогда, что стоишь на верном пути, и если было неудовлетворение, то лишь недостаточной интенсивностию работы, при сознании обширности пастырской деятельности.
Теперь же никакаго чувства удовлетворения не чувствую. Причин тому, насколько я вижу, несколько. Частию, подневольная разлука с Удугучином как будто выбила устои моего психическаго равновесия. Вагинская жизнь, когда я чувствоал себя странником, не способствовала миру душевному. Создалась какая-то душевная пустыня, от коей пытаюсь избавиться в Вавоже.
Во-вторых, условия жизни в большом, двухпричтном селе не благоприятствуют установлению близких отношений к приходу, каковыя нельзя не считать основой нормальной пастырской работы. О некоторых событиях в жизни прихожан узнаешь только при перечитывании метрик в конце года. И прихожане годами привыкли к официальному отношению к своему священнику, и, когда им нужен священник, идут не к своему, а к чередному. Если в Удугучине священник был центром всех запросов прихода, то в Вавоже, при разнообразии и сравнительном богатстве интеллигенции, крестьянину до священника мало дела.
В-третьих, школы, в особенности деревенския, отнимают так много времени, что на взрослых остается мало времени и энергии. Едва поспеваешь справляться с газетами и текущей канцелярской работой.
Стремлюсь стать ближе к приходу, принимаю соответствующия меры, в том числе и устранение излишней суеты, и прошу Бога, дал бы мне здоровья и сил на будушие годы пастырства.
24 января
Ныне при крещенском славлении в Яголуде Павел Митроф. Байкузин заявил мне, что он хочет совсем бросить вотскую старую веру, и просил меня сбросать в шалаше в очаг воршуд. Хотя такая просьба свидетельствовала о неполном его освобождении из плена язычества, но во внимание к его малодушию, я исполнил его просьбу. В шалаше на полке свесились высохшия березовыя ветки с листьями, на этих листьях лежала "скатерка" закоптелая, 6х2 вершков, а на нее опрокинут маленький короб. Вот и весь воршуд. Я сбросил его в очаг в том же шалаше, а после меня Павел обещался сам сжечь его.
А я так хорошо знаю свой приход, что и не подозревал, что у меня еще поклоняются воршуду, да еще в богомольном Яголуде.
В этом же Яголуде есть солдатка вотячка Евфросинья Вас. Кадрова. Эта действительно очень богомольна и любит благотворить. За разное время она принесла мне 15 р. 50 к. на раненых, да еще разной одежды на беженцев, в том числе полушубок, так много и так часто, что нам даже показалась она в своем милосердии странною и чуть ли даже не ненормальною (!). В предпоследний раз я просил ее не жертвовать без согласия семейных. Поэтому, когда вчера она принесла 5 полос хорошей ткани на юбку и сказала мне, что понесла ее из дому без спроса, я не принял ее жертву. Вещи на беженцев я отсылаю в Кильмезь, где они осели.
Так вот какия добрыя находятся, даже до подозрения их в ненормальности. Не так ли мы относимся и к заветам нагорной проповеди?
25 января
Очень я стал сердит. Это меня беспокоит. Хотя и сдерживаюсь, а в душе злюсь. Или это у меня от физическаго состояния сердца?
Помню в Алнашах как-то мамаша оговорила меня, что после обедни я прихожу домой раздражительным. Это, причастившись-то таин Святых?..
Сегодня за вечерним богослужением, поминая мамашу, просил ея молитв об умиротворении души моей. На мои благожелания молящимся: мир всем, вместе с безучастным ответом псаломщика: и со духом твоим (хотя низшие члены причта также терпят от моего безпокойнаго сердца) да донесется до сердца моего искреннее и могучее материнское благожелание мира моему смятенному сердцу.
19 февраля 1916 г.
2 февраля наш протодиакон посвящен в иереи, с оставлением на диаконской вакансии. Таким образом, в Вавоже стало 2 священника. Я уже вошел во вкус не однопричтнаго клира, хотя по первоначалу служить и в двухштатном селе мне казалось странным. В особенности развязывает мне руки третий священник. С о. Константином служить не так легко. Сваливая без нужды иногда свою чреду, он всегда упирается отпускать меня. И вот в Старом селе, напр., я не бывал уже 20 месяцев и то заехали туда в 1914 году по пути в Вятку. Теперь же, имея в своем распоряжении две свободныя сряду недели, могу удобнее и законом Божиим заняться в деревнях и спокойно дать себе отпуск.
22 февраля (Чистый понедельник).
Дух 1) целомудрия, 2) смиреномудрия, 3) терпения и 4) любве даруй ми, рабу твоему!
24 февраля
Сегодня четвертая годовшина моей жизни в Вавоже. По подсчету домохозяев оказалось, что я знаю 238 русских и 271 вотяков; не знаю 15 русских и 114 вотяков. За первый год я узнал 33% домохозяев, к концу второго - 58%, к концу третьяго 67% и теперь 80%. Все-таки еще 1/5 часть не знаю и это - только одних домохозяев, а прочих? Как далеко еще до того, чтобы каждую овцу кликать по имени, а еще более далеко - знать не имя, а и душу. Но до этого никогда не дойти. А между тем не в этом разве существенная сторона задач пастырства?..
3 апреля 1916 г.
Ныне в начальных школах (да и в средних) экзамены ранние, до Пасхи, чтобы освободить учащихся к полевым работам, где в рабочих руках недостаток ныне будет еще значительным. И хорошо это, хотя бы даже и не по военному времени. После Пасхи вообще занятия бывают непродолжительныя, а поездки по школам в бездорожицу - очень утомительны.
Экзамены вообще, а по закону Божию в частности, сошли блестяще, как в Вавожской, так и в Подчулкинской школах. В четкерской же, за молодостию ея, экзамена ныне не было.
Соображая о недостатках своего преподавания, намечу для будущаго некоторыя правила.
1. С начала учебнаго года ввести объяснение молитв, катихизис и объяснение богослужения; старших водить в алтарь.
2. Делать нравств. выводы из разсказов священной истории, пользуясь руководством Сосунцова. 3. Шире пользоваться моими картинами. 4. С самаго начала настаивать за тем, чтобы вечером учащиеся разсказывали уроки друг другу, и следить за исполнением этаго правила. 5. Уделять больше внимания первому отделению. 6. Повторять конспективно не только собственныя имена, но и схему разсказов. 7. При вопросах не добиваться настойчиво правильнаго ответа в целом классе, а спросив 3-4, самому говорить ответы, дорожа временем. 8. Усилить надзор за отстающими. 9. С начала учебнаго года, пронаблюдав, установить правильный порядок утренней молитвы. 10. Быть в общении со школьниками не за уроками только, но и во внеурочное время; быть поближе к их интересам, запросам и развитию. 4 апреля.
Близится старость. Мне идет уже 47-ой год. Когда в 1914 г. я в Вятке повидался с некоторыми своими товарищами по семинарии, мне бросилась в глаза их седина. Некоторые сильно поседели. Мне же удивлялись, что я так моложав. Но за последние годы и у меня много стало седых волос, особенно в бороде. Других признаков старости пока не замечаю, кроме разве некотораго ослабления зрения правым глазом.
Если правда, что страсть старости - скупость, то признаки ея сказываются, хотя и очень слабо, большею частию в мелочной бережливости. Так я не скуп ни на пищу, ни на одежду, ни на дела благотворительности и пр. Но при нынешней безумной дороговизне, когда почти все товары подорожали в 1 1/2 раза, и даже вдвое и втрое, как-то невольно начинаешь жить побережливее.
Правда, денежные доходы у нас увеличились, - вместо 1300 р. за 1913 г., за 1915 г. я получил почти 1600 р. по кружке, что объясняется тем, что в народе много денег стало и крупными доходами по поминовению солдат и по молитвам в церкви, частию и повышением платы за требы, хотя и очень незначительным, напр., за панихиды берем вместо 1 5 к. - 20 к., за заказныя литургии вместо 1 р. - 1 1/2 р., за погребение с поминовением 6 - 7 р., за крестины 35 - 45 к., погребение младенцев 40 - 50 к.
Но эти прибавы все же не угоняются за ростом цен на товары и едва-едва покрывают громадный недобор на руге. Итак, начали мы сдерживаться в расходах. Так, за весь пост были только две крупчаточных квашенки, а то все пробавлялись пшеницей. Бережем очень бумагу, подорожавшую более чем в 3 раза; пользуемся каждым клочком, каждой незаписанной оборотной страницей, отрываем белые листки от старых дел и т.п. Спички, вздорожавшия в 3 раза, бережем так, что только первую лампу зажигаем спичкой, а остальныя - лучиной.
Но все же скупости за собой я не вижу. Где надо, нисколько не жмемся. А старость потихоньку идет. И вполне соглашаешься с прочитанным вчера: "Уже вечер жизни наступает, а ясно лишь одно, что все лучшее и святое осталось недостигнутым, мечты не сбылись, надежды не осуществились. И сознает себя христианин недостойным своего Господа". Продолжу и дальше, хотя это ко мне и не относится. "И даже те, которые вызывают удивление у других своей работою на ниве Господней, готовы, умирая, сказать, подобно Соловьеву, страшныя слова: тяжела работа Господня".
6 апреля
Сегодня - великая среда. Пост близится к концу, мои обетныя намерения (см. 22 февр.), память о необходимости сдерживать порывы раздражительности, помогает немного исправляться в данном отношении, хотя, конечно, еще далеко до настоящего исправления.
8 апреля
Ниночка говорила про Пасху, которую она провела в Кильмези: "пасхальная служба была там нехороша, что священники были угрюмые; они сами портили все впечатление". Вот и я не чувствую в себе способности с ясной, радостной душой встретить светлый праздник. И это уже не по первый год. Душа стала какою-то опустошенною. Одно лицо каялось мне на исповеди в холодности и безчувствии души своей. Я, принимая исповедь и внимая просьбе о духовной помощи в этой беде, сознавал, что могу советовать только теоретически, и сказал, что верно есть в душе какая-то страсть, укоренившаяся греховная привычка, отгоняющая действие согревающей благодати. Это в равной мере относится и ко мне.
10 апреля
Вот уже вторая Пасха проходит в кровавой мгле войны, не дающей с беззаветной радостью проводить святой праздник. И в прошлом году и ныне я говорил о победе Христа над смертию, предназначая слово к утешению наиболее скорбящих - вдов и сирот.
18 апреля
Пасхальный ход 1916 г.
Пасхальная неделя - моя.
10. Воскресенье. Звон и начало полунощницы в 12 ч. После утрени 1-ый час и литургия. Прикладывание ко кресту кончилось в 3 1/2 ч. Потом славление у причта с чаепитиями. Ход по селу с 8 1/2 ч. (рановато, иные спали) до 2 ч.
11. Пон. Утреня в 7 ч. Ход по селу с 11 до 3 ч. В 5 ч. Утреня на ночлег в Макарово. 13. По Макарову с 3 3/4 до 9 3/4 ч. (2 чая и 2 обеда) По Чужьялову с 9 3/4 до 3 1/2 ч. (1 чай с обедом). Домой приехали в 6 1/4 ч., от Уедокьинского перевоза на своей лошади (лучше бы чрез Малькан) 14. Четверг. Выехали в 8 ч. По Уедокье с 9 до 5 1/4 ч. (3 чая и обед). Домой в 6 ч. 15. Пятн. Выехали в 7 1/2 ч. По Сишуру с 8 1/2 до 10 ч. По Итчам с 12 до 3 ч. Потом крестины. Домой в 6 ч. Отпевание взрослой и утреня. 16. Субб. Литургия в 6 ч. Выехали в 8 1/4. По Подчулко с 9 до 2 3/4 ч. (2 чая). По Четкеру с 4 до 7 ч. Ночлег в Яголуде. 17. Воскр. По Яголуду с 4 1/2 до 10 3/4 ч. (1 чай). По Пужмо с 1 до 4 ч. Домой, чрез Уедокью, в 6 ч. 18. Понед. По Силкину с 10 до 1 1/2 ч. (1 чай). На молебне изменения сравнительно с прежними годами:
1) вместо "Приидите, пиво! пели 1-ую песнь,
2) После Евангелия пели только Сей день... и Слава и ныне. 3) Если большая семья, то Хр. воскресе заключительное пел все псаломщик, а я прикладывал ко кресту. О прежних пасхальных ходах см. 1 апреля 1915 г.
20 апреля
Сегодня венчал я слудского Вас. Ил. Стародумова, который 30 апреля уйдет рекрутом. Правда выходит, бедному жениться и ночь коротка.
8 мая 1916 г.
Сегодня я застал Машу в слезах. Плачет о своем нездоровьи. Спина болит, лихорадит. Я не думал, что положение свое она считает серьезным, да и симптомы эти стали яснее сказываться только после Пасхи. Правда, и мнительна она чрезмерно, а с другой стороны лечиться у врача отказывается. Сегодня начала пить полынь. Буду ласковее с нею и постараюсь расположить ее обратиться к врачу. Видит Бог, как я жалею ее и на все готов для нея.
19 мая
Вчера я с Машей воротились из Старого села, куда выехали 9 мая под вечер. Думали было выехать 10-го, но 9-го получили тревожныя телеграммы о том, что о. Михаил опять заболел рожей, и поторопились выехать. Ездили на своем воронке. Частные ямщики дерут невозможно, до 20 к. за одну лошадь с версты. Болезнь, так опасная в старческие годы, к счастию, уже к нашему приезду пошла на убыль, а потом о. Михаил и совсем поправился. В воскресенье я за него служил. Погостили 6 дней, из них в 4 были холод и слякость, так что не удалось вволю насладиться садом старосельским. 17-го, в ярмарку, был на обратном пути в Удугучине, у утрени и обедни. После обедни служил молебен.
Здоровье Маши поправилось, после молебна 9 мая свв. Николаю и Серафиму, из коих в последнем я крепко уверен, как в снисходительном к нашим немощам и благодатном молитвеннике, испытав это неоднократно в своей жизни.
1 июля 1916 г.
12 июня на общем собрании Кредитного Т-ва, вместо неожиданно отказавшегося А.И. Чиркова, стали предлагать мне председательство в Поверочном Совете. Я сначала решительно отказался, без объяснения причин, а потом, когда сильнее стали настаивать, высказался, "отказ мой вызван узким направлением Кр. Т-ва и, в частности, решительным противодействием его почти всем предложениям от сх. общества. Если, мол, Т-во упорно отказывается принять всякия предложения, идущия на пользу населения от интеллигентных сил, то пусть и справляется само, как знает с своими делами". Между тем, выбирать на вакантную должность было решительно некого, и собрание, вместе с председателем его инспектором мелкого кредита Филлимоновым, стало опять усиленно упрашивать меня. Я согласился, но под условием, что кредитное т-во будет внимательнее относиться к моим предложениям, а не будет решительно и огульно отклонять всякия новшества. На этом же собрании, для перваго раза, было принято предложение сх. о-ва открыть ему кредит до 1000 руб. и возбудить ходатайство об усилении его до 3000 руб. Такое же постановление сделано и относительно Потребительнаго о-ва.
Еще пропустил. Соглашаясь на баллотировку, я предупредил, что, если деятельность т-ва пойдет по старому руслу, и оно так же неотзывчиво будет на предложения выйти из положения только денежной лавочки, то на первом же собрании я откажусь от своей деятельности.
16 июля
11-13 июля мы с Машей ездили в Сюмси к Василию Михайловичу, где я не бывал уже 2 года... С нами гостил и о. Алексей Тронин Селтинский. 13 июля Маша по собственному желанию сходила ко врачу Гурко Омелянскому. Прослушав ее, врач нашел ея сердце и легкия здоровыми, а расшатанными - нервы и прописал ей соответствующее лечение. Теперь Маша повеселела, а с нею и все мы.
19 июля
Сегодня по обычаю я служил, хотя и не моя чреда. К о. Серафиму я питаю большую веру, и она не тщетна. Много раз я обращался к нему за помощию, часто в мелких делах, и милостивый Угодник не пренебрегал моей краткой и хладной молитвой. По одну пору, в Удугучине, у меня, вероятно, от переутомления, открылась страшная безсонница, сказывавшаяся только под праздничныя или воскресныя службы. Тогда я метался на постели до 3-4 часов утра. С 19 июля эта безсонница у меня сразу прекратилась, хотя 19 июля должны были праздничная служба и выезд в узинскую вотскую деревню для беседы.
Перед недавней поездкой в Сюмси мне очень хотелось, чтобы Маша поехала со мною, а она упорно отказывалась. Кажется, 6 июля, за обедней я обратился с простой молитвой к о. Серафиму, прося его исполнить мое желание. Молитва была самой мимолетной и, идя из церкви, я думал: некогда было как следует помолиться; потом помолюсь. И что же? На мой вопрос Маша сразу согласилась поехать.
Пред 8 июля я был очень озабочен подысканием возчика под линейку для сх. общества и даже ночью иногда плохо спал из-за того. 8 июля помолился об этом о. Серафиму и, в тот же день, идя к вечерне, нашел возчика, конушнаго. Правда он линейки не привез, так как земство протянуло, но на днях без больших затруднений я нашел человека вторично поехать в Малмыж за линейкой.
26 июля.
23 июля я неожиданно получил от Никандра такое письмо: "Достоуважаемый о. Михаил! В г. Слободском в Преображенском соборе освободилось настоятельское протоиерейское (штатное) место, и я имею намерение назначить на это место Вас, как очень подходящего, по моему мнению, человека. В соборе нужен настоятель; храм требует деятельнаго практичнаго члена причта; прихожане давно воздыхают о таком священнике; город нуждается в авторитетном протоиерее, а я в энергичном, предприимчивом помощнике. Материальное обеспечение, думаю, лучше, чем в Вавоже. В случае согласия, отвечайте присылкой прошения о перемещении. Ответом не задерживайте. Ваш боголюбец Епископ Никандр. 16 июля 1916 г."
После суточного раздумья, в воскресенье, после обедни, я ответил телеграммой: "Прошу освободить меня от предлагаемаго назначения". А вчера послал такое письмо: "Благоволите принять, в дополнение к моей телеграмме, настоящее объяснение, почему я пожелал остаться в Вавоже. - Мне, всю жизнь прожившему в деревне, среди простодушной, доверчивой паствы, не под силу было бы руководить живущей и воспитанной совсем в ином духе, очень (чтобы не сказать - излишне) требовательной городской паствой, тем более на высоком положении настоятеля собора. И если мой отказ, продиктованный ясным сознанием своей неподготовленности, внес, к моему большому сожалению, какую-либо тень огорчения В Архип. сердце, то я утешаюсь уверенностью в том, что легкая печаль Вашея предохраняет Вас и меня от больших скорбей, неизбежных при занятии мною не соответствующаго моим силам положения. - В заключение прошу В. Пр. позволить мне поблагодарить Вас за внимание ко мне, сугубо для меня приятное, как свидетельство недоверия Вашего к сплетням, свившимся около моего имени, и принять уверенность в моем полном усердии быть Вашим "помощником" на занимаемом мною месте, тем более при таких широких Ваших взглядах на пастырство, с коими и лично и чрез печать я имел удовольствие познакомиться. Свящ. М.Е."
Это уже шестое приглашение меня в город, и самое лестное. На этот раз пред отказом я дольше думал. За перемешение были следущие мотивы:
1) болезнь Маши и желание избавить ее от хозяйственной суеты и от возни с прихожанами, хотя в Слободском могли ждать ее другия огорчения;
2) В виду моего прошлаго, желание козырнуть, и не столько в интересах своего самолюбия, а больше в интересах представляемаго мною направления; 3) желание пошире развернуться в своей деятельности, вместе с сознанием, что в Вавоже мою деятельность не то что не ценят (с этим можно бы помириться), а не использовывают; 4) досада на то, что в Вавоже своих сотрудников приходится с большим трудом тянуть за собой, и не всегда успешно. Перечисливши основания за перемещение, перейду к мотивам contra. Сведения о Слободском я получил главным образом от о. Павла, прослужившаго 25 годов в Преобр. соборе.
1) Прихожане соборные, как и вообще городские, очень требовательны на почет; причтам массу времени приходится тратить на поминальные обеды, брачныя церемонии, крестины и даже панихиды на домах. О. Никольскаго в Слободском не любили между прочим и за то, что он стал уклоняться от таких обедов. Мне, по моему характеру и домоседству, особенно тягостны были бы эти обычаи.
2) В соборе только 2 причта, в ведении же его находится и кладбищенская церковь, где соборяне вместе с екатерининским причтом служат поочередно. Таким образом, мне из 4 недель пришлось бы ежедневно служить 3 недели. В Вавоже же я служу теперь из 3 недель одну, и то не ежедневно. 3) Доходами собор едва ли не хуже Вавожа. Кроме того, там больше было бы расхода, и одни дрова, при цене их 20 р., а в ближнем будущем, вероятно, и выше, требовали бы расхода на 5 печей протоиерейской квартиры, не менее 800 р. В общем же преобр. собор считается из всех слободских церквей самым бедным. Не этим ли объясняется и то, что место освободилось 1 июля, а мне предложено 16-го? Очевидно ищут и не находят. 4) При нынешней неимоверной дороговизне переездка и приличное по положению обзаведение на новосельи были бы разорительны. Я кончил перечисление мотивов contra. Откровенно, как и подобает в дневнике, умолчал про робость пред ответственным положением городского протоиерея, потому что самоуверенности у меня хоть отбавляй, и про привязанность к вавожским прихожанам, каковая, очевидно, не очень сильна. Интеллигенция сельская очень радуется, что я остался в Вавоже; крестьяне же не знают еще про эту историю, а которые, из близких мне, знают, говорят: "мы все бы заревели".
22 августа 1916 г.
Вчера, вскоре после того, как легли спать, у Маши открылось слабое кровохаркание (раза три). При своей нервности она очень испугалась и упала духом, говоря: "у меня то же, что и у Зои Петровны" Гагариной, молодой нашей учительницы, близкой к смерти (сегодня она уже умерла). Я как могу успокаиваю ее, но вместе с ней не спали почти всю ночь. Сегодня Маше получше и она поспокойнее, но все же удручена. Если бы погода была не такая холодная и упорно дождливая, то хорошо бы съездить с нею в Казань, на что и она согласна.
28 августа
Слава Богу, у Маши кровохаркания не повторялось, и самочувствие ея улучшилось.
Вторую половину августа я опять что-то все недомогаю. То зубная, то головная боль. Приходится все время сидеть дома, что очень неприятно.
Сегодня провожаем мобилизуемых ратников 2 разряда призывов 1903-1905 гг. Тяжелые эти дни: и горе людей, и признаки нашей некультурности. Еще первыя мобилизации шли чинно. Но чем дальше шло время, чем больше было раненых, убитых, взятых в плен, потерявшихся безвести, тем мрачнее и более дико проходили проводы. Являлись в большинстве пьяными и без стеснения еще на площади угощались кумышкою; к бесплатным чаепитиям, устраиваемым по подписке, относились, как имеющее право на них, подчас требовательно распоряжаясь: "сюда парочку - поскорее пошевеливайтесь! почему молока нет?" На общий молебен в церковь является меньшинство, большая же часть остается дома, выезжая на следующий день; на молебне стараются подпевать дикими голосами, заводят громкие разговоры, падают в потугах полагать земные поклоны и т.п. Все это производит очень тяжелое впечатление.
При первых мобилизациях мы после молебна благословляли нательными крестами. Потом же, когда торжественность проводов стала нарушаться пьяными сценами, а больше - за недостатком крестов, обычай этот вывелся.
Судить людей трудно, но, лишь констатируя печальную действительность, не видим мы сознательнаго самоотверженнаго отношения к войне, а лишь тупую покорность. И никогда не говорят у нас: ушел на войну, а всегда - угнали. Единственно отрадное явление то, что большинство, имея полную возможность записаться на учет в Ижевск, хотя и это - не сахар, все же предпочитают идти на войну.
9 сентября 1916 г.
Приглашение на протоиерейское место вызвало у меня тяжкия мысли. Если меня приглашают на такой ответственный пост, значит доверяют моим способностям и силам. Но ведь эти самыя способности и силы можно и должно употреблять и в настоящем моем положении. Следовательно, нужно, чтобы, милостивый государь, понатужиться.
Теперь, когда у нас в Вавоже, три священника, и чреду ведешь чрез 2 недели в третью, как-то сильнее ощущается неудовлетворенность своей работой. Правда, зимой тратишь много времени на школы, а летом - на хозяйственную суету, и всегда - многочтение, и это создает впечатление постояннаго труда. Но на пользу ли прихода этот труд? Правда, про законоучительство этого сомнения не может быть. Но ведь труд этот односторонний, непропорционально много отнимает времени, ктому же - особо вознаграждаемый. Велика ли моя работа, да еще с постоянным ворчанием и раздражительностию! Иногда думаю: как меня любили в Удугучине, с каким плачем провожали! А если бы мне уехать из Вавожа, или умереть теперь, большинство прихожан едва ли бы очень пожалели обо мне. "Ворчун, мол, был, сердитый!"
Помоги мне, Господи, взять себя в руки!
19 сентября
Сегодня Маша уехала в Казань к докторам.
5 октября 1916 г.
Сегодня мною получен указ о снятии 10 сентября Синодом моей судимости.
6 октября Маша воротилась из Казани. Была только у доктора Хомякова, нашедшаго у ней неврастению и малокровие, а легкое и горло признал здоровыми. Не велел ей ни у кого лечиться и прописал какия-то таблетки и валерьяновый чай. Маша приехала бодрою и успокоившеюся. Слава Богу!
16 октября
Надумал я вести дневник свой другим порядком, а именно: описывать вкратце каждый свой день, с мелочами его. Может быть, пригодится это для справок и интересно будет прочитать впоследствии. По крайней мере, думаю: если бы, например, в Алнашах я вел такой воистину "дневник", он представлял бы теперь для меня очень большой интерес. Итак, начинаю, благословясь.
Сегодня - воскресенье, начало моей чередной недели. Согласно решению бывшаго неделю тому назад причтоваго собрания, перваго при мне в Вавоже, после утрени отведший чреду священник, - сегодня о. Константин, - читал акафист. На литургии говорил поучение о нлинском чуде и помощи вдовам и солдаткам. Евангелие о чуде прочитал, за проповедью, и по-вотски и сказал фразы 2-3 по-вотски на ту же тему.
Несмотря на небольшую головную и горловую боль, от простуды при поездке в школы 14 числа, все же провел чтение о войне в Народном доме.
Потом там было общее собрание потребительнаго общества. Предчувствуя неспокойный характер собрания, я намеренно ушел от начала собрания, чтобы по обычаю не выбрали меня председателем. Председательствовал о. Константин. Был поднят бурный вопрос о неравномерном летнем распределении сахарнаго песку, в чем действительно правление допустило ошибку; но во всяком случае перетряхать старое не стало. Но о. Константин, упорно дожидавший собрания, поднял его и в довольно грубой форме. В результате, хотя правлению собрание и выразило благодарность и назначило награду, но обе учительницы, А.Н. Меньшикова и М.М. Красноперова, ушли из состава правления, а также и один из крестьян - П.И. Черных. Ставлен был на баллотировку вопрос, правильно ли поступило правление, но я горячо запротестовал против такой постановки дела, и он стушевался. Мне предлагали председательство в ревизионной комиссии, но я отказался из солидарности с прежним правлением. В общем, мужики, сильно роптавшие на небольшую, в сущности, ошибку правления и поддержанные о. Константином, ненавидящим Меньшиковых, оказались в неловком положении при уходе многих членов. Выбрали обоих наших псаломщиков и портного Ф.Ф. Резанова. В ревизионную комиссию - учителей И.П. Павлова и С.М. Михайлова и часовщика М.С. Михеева. Очень сомневаюсь, сдюжат ли наши псаломщики, народ, в общем, нежный. Председателем согласился быть только до Новаго года. Н.Н. Гореев вместо командированнаго на всю зиму в Ижевские леса тоже незаменимаго кооператора А.Ф. Мышкина.
Вечером служил утреню на завтрашний день.
18 октября
В начале сентября в соседней с нашим приходом деревне вотской Гурезь-Пудге одна молоденькая вотячка - солдатка стала разсказывать, что ей по ночам является какой-то старец - священник, учит ее молитвам, Евангелию и сказывает, что в ключе в логу за деревней явится крест. Она решила объявить об этом священнику, но свекровь ея не любит и не дала ей лошади. Вотячка пошла пешком. А лошадь, оставшаяся дома, будто бы пропала (потом выяснилось, что в их хозяйстве лошадь пропала еще весной). Слава про вотячку стала распространяться. Уверяли, что, бывши ранее неграмотною, она теперь знает и поет молитвы и наизусть знает Евангелие. 28 сентября о. Ефим приезжал в деревню, служил на логу молебен за 4 р., общественный, и на домах у двух вотяков. После того 7 октября утром соседния деревни были оповещены гурезь-пудгинцами, что у них на ключе явилась икона Спасителя и скоро явится крест, и что на молебствие - прибудут оба приходские священника. Народ повалил целыми деревнями, нанесли массу прикладу, - деньгами, холстом, льном, шерстью. Утром приехали священники. О. Константин Вознесенский сделал выговор солдатке за обман, забрал икону с прикладами, сдал их на хранение десятскому. По адресу о. Константина раздавались возбужденныя грубыя речи. "Бог его накажет слепотой", уверяли они. С большого-то ума наши большедокьинския учительницы, отзанимавшись в школе только 2 часа, пришли на богомолье со всеми своими учениками. Солдатку, нарядившуюся в белую одежду, вели под руки другия, слезы обильно текли по ея лицу. Она подошла к ручью и помешала в нем палочкой. Когда помутившаяся вода прояснилась, все увидели небольшой медный крест. Религиозное возбуждение возрастало. Уверяли, что, хотя крест и видно, но в руки он не дается. Большедокьинская учительница Екатерина Павловна Зубарева отпустила руку в ручей и достала крест. Она положила его на протянутый пред нею холст, а сама, не помня себя, выбралась из народа. В толпе пели "Кресту Твоему поклоняемся..." и другия молитвы. Потом народ стал расходиться.
Между тем десятский разсказал, что сданная ему на хранение икона по ночам стучит. В воскресенье 9 октября на ключе явилась вторая икона Спасителя и слухи шли от солдатки, что должно явиться и Евангелие.
В воскресенье же уехал в Гурезь Пудгу пристав производить собрание. Оно шло 4 дня. В хлеве, в навозе нашли спрятанным ученическое маленькое Евангелие, украденное, как оказалось потом, солдаткою у соседняго ученика. Солдатка созналась во всем. Две иконы она купила в Вавоже, а крест утащила из Каменноключинской церкви с окна. И иконы и крест она сама подкидывала в ручей. Десятский стал уверять, что, может быть, икона у него не стучала, а только потрескивала, ссыхясь после разбухания в воде. Солдатка говорила, что всему научил ее сосед Василий. Тебя, говорит, дома не любят. А если это дело удастся, на ручье построят церковь, а для тебя келью. И ты будешь жить в ней, как прозорливая, принимая подаяния.
В каменно-ключинском приходе очень давно идет спор о месте постройки каменной церкви, и, вероятно, Василию хотелось чудесами перетянуть ее в свою деревню.
С одной уедокьинской солдаткой я говорил про явленныя иконы, еще до приставскаго дознания, что оне узнаются по чудесам. Она мне уверенно возразила: "Будут чудеса!" И впрямь, иные больные стали заявлять, что они получили облегчение от воды ручья. Леонтий большедокьинский говорил: "у меня жена все хворала, а как умыла грудь водой этой, то как квашенка стала!" Шли слухи - будет на этом месте собор и монастырь; а теперь будут строить часовню. На что разрешение, если явленная икона есть?
Вчера я присутствовал из любопытства на допросе этой солдатки Насти и Василия. Она повторила свои показания, а последний во всем запирается. Говорит только, что на Рождестве еще видел во сне крест на логу в ручье, а осенью сказал об этом на сходке м Насте. Она же уверяет, что Василий научил ее: я буду говорить про сновидение, а ты говори, что тоже видела такой сон.
Не преминули связать эти события с войной. Пошли слухи, что явится еще Георгий на коне, то ли живой, то ли икона его, что объявится клад, антихрист и пр. И говорили: или это пред большими боями, или пред миром. Последнее говорили где-то на сходке "самые старые, коренные вотяки".
Сегодня, по требованию фельдшера, Вавожская 1-классная школа распущена на 2 недели, так как были 4 случая заболевания учащихся скарлатиною.
19 октября
В 3 ч. утра пришли вятския ... иконы. Служащие останавливались у меня (протоиерей А. Чернышев, иподьякон Илья Ал. Кореземский и церковник), а равно и староста с помощниками, всего приезжих было 8 человек. Хотя чреда и моя, но по предварительному уговору служил сегодня о. Константин, а встречал иконы о. Павел. Я говорил поучение об явленных иконах. После утрени служил молебен и я дома. Иконы ушли в 12 часов.
Хотя вятские и подняли цену на молебне очень высоко (с 1 1/2 р. до 3 1/2 р. и выше за простой молебен на дому), но, говорят, ныне молебнов служат очень много, и они не успевают зайти по обычному маршруту во все деревни. Например, вчера, после молебнов в Пужмо, прямо проехали в село, не остановившись у поджидавших в поле кайшурцев.
20 октября
Сегодня служил кайшурскому заздравную литургию об его солдате Иване, вчерашнем имениннике, и о всем семействе его. Это, кажется, в Вавоже первый случай частной заздравной литургии. Попозже служилась и заупокойная литургия начар-котьинскому.
Придя от обедни, застал у себя студента Ник. Ал. Зянкина, сына моего товарища. Я его вижу уже второй раз. Производит впечатление слишком разсудительнаго и спокойнаго, тогда как отец был остроумный живчик.
Прочитывали с Павлом Андреевичем и Машей метрики с начала года, так как по обычаю еще с удугучинских годов я всегда тщательно их проверял.
22 октября
После обедни было собрание попечителей в мое отсутствие, на котором постановлено: сломать на отопление церкви дом Ел. Ник. Меньшиковой (он ранее пожертвован был церкви при условии проживания ея в нем), а ей дать 100 р., 5 сажень дров и право жить до смерти в маленьком казенном доме, рядом с о. Константином.
26 октября
Воротился из Сюмсей, куда выехал третьяго дня с Машей провожать Василия Михайловича, переведеннаго, наконец, в город - к Сарапульской кладбищенской церкви. В.М. захворал ангиной, почему и гостьба наша вышла неудачной.
27 октября
Мне исполнилось 47 лет. Годы и мечты уходят, уступая место трезвой, неприкрашенной действительности.
Прежде этот день я праздновал. Но ныне съездил в школы.
28 октября
Провожали мобилизуемых ратников 2 разряда призывов 1899-1896 г. Недельная чреда не моя, ко мне заходило прощаться из моих прихожан только 5 человек...
1 ноября 1916 г.
Вчера в Водзимонье был благочиннеческий съезд, на котором был и я. Ранее, когда у нас в Вавоже было только два священника, и о. Константин, как благочинный, был обязательным участником съездов, мне совсем редко приводилось бывать на съездах, вопреки прежнему моему обычаю, и я доселе не знаю некоторых священников округа. Вообще-то второй округ уезда ранее справедливо заслуживал репутации самаго праваго, и на выборах в Думу духовенство округа были главными моими противниками. Тем более удивительно было для меня, что вчера... выбрали меня закр. балл. (26 и 2) предс. пост. Собрания иконок, причем выписка книг возложена на меня.
Обратно из Водзимонья выехал темным вечером и недалеко от села опрокинулся и с тарантасом и с лошадью. К счастию, все обошлось благополучно.
Лето ныне стояло замечательно дождливое. За 3 летних месяца было только 31 день без дождя; в особенности, с половины июля...
6 ноября
Сегодня началась моя чередная неделя.
1 ноября в 8 ч. вечера зарезался перочинным ножем в Малмыже на дворе своей квартиры призванный в последнюю мобилизацию четкерский вотяк Владимир Карпович Ефимов, 40 лет. Оставил жену и 8-летняго сына. Очень я разстроился сегодня этой ужасной вестию.
8 ноября
Был Вас. Мих. с Володей, переезжающие в Сарапул. В оглавление... |
Навигация
Наша рассылка
Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Рассылка содержит:
:: Духовную поэзию;
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.