Пастырские наставления

Дорога к храму
Беседа четвертая, окончание.
Можно ли подать заказную бесплатно?
Плата за заказную - это жертва Богу за тех людей, имена которых в ней перечислены. Но мы принимаем записки и бесплатно, например, у наших служащих, постоянных наших прихожанок, у людей, которые не имеют достаточных средств к существованию.
Я сам очень часто, особенно бывая в других храмах и даже служа в них, например, в Серафимо-Дивеевском монастыре, подавал заказные и жертвовал по ним деньги Богу, хотя и при этом поминал еще их имена во время службы. Наша жертва Богу обязательно должна сопутствовать молитвам Ему, ибо молитва без дел мертва.
Я слышала, что надо обязательно что-то подавать нищим, сидящим у вашего храма. Что и как надо делать при этом?
В Евангелии Сам Господь наш Иисус Христос прямо указывает нам совершать дела благотворительности по отношению к нищим. На Руси это подаяние метко названо "милостынею". Настойчиво рекомендую придерживаться этой заповеди Христовой.
Другой вопрос в том, что очень часто нищие у нашего храма - все до единого безбожники, имеющие многие пенсию по старости и инвалидности, т.е. могущие прожить и без подаяния, как и поступает большинство пенсионеров. Но пенсии пропиваются в день их получки, пожертвования тут же тратятся на одеколон и т.п. Ведут себя они зачастую очень нагло, прямо таки требуя, чтобы вы им подали, заходят в храм, собирают подаяние во время службы, сидят удобно так в тепле и уюте, разложив свои котомки и шапки... Ну а кто-нибудь из них молится о благотворителях, как это положено? Уверен, что нет. Кто из них хоть раз пожертвовал от своих доходов на храм или поставил свечку, хотя бы за себя? Вы видели? Я, к великой своей скорби, нет. Во времена своей молодости я был нечаянным свидетелем разговора двух благообразных старушек, собирающих подаяние на Ижевском автовокзале. Одна спросила, видать недавно еще собирает, как у ее товарки с доходами. На что другая ответила: "Вот на машину одному внуку собрала, теперь собираю на машину другому".
Все это верно, но! Мы с вами должны переступить через свое неприятие этих погибающих людей. Мы обязаны жертвовать Богу, подавая им милостыню, не выбирая, кому подать, а кому нет. Мы пожертвовали и при этом не осудили, через это и спасемся. Дай Бог, чтобы и нищий, принявший от вас милостыню, наконец-то прозрел, уверовал в Бога, помолился за вас, пустил вашу жертву на доброе дело и тем самым тоже спасся. Не нам этих людей судить.
В Православных Церквях не принято собирать подаяние в храме, а только на паперти, под зноем, дождем и снегом вымаливая его у прихожан. В этом и есть их духовный подвиг. Поэтому я вынужден постоянно напоминать им, что в храме подаяние не собирают. Прихожане очень помогут мне тем, что не будут подавать им в храме, а только на паперти, тем самым и себя и их приучая к заведенному порядку.
Но а если у вас совсем нет ничего, что можно подать нищему, скажите ему в ответ на его просьбу: "Бог подаст, прости меня, грешную и помолись за меня" и перекрестите его. Истинный нищий вас поймет и добром только ответит, ибо кто как не нищий может понять по настоящему другого нищего? Услышите брань в ваш адрес - знайте, это бес злобствует. А если бесы на вас злятся, разве не богоугодное дело вы сотворили? Радуйтесь и не скорбите.
Кстати, я знаю одну женщину, собирающую милостыню в Соборе Александра Невского в Ижевске. Она умудрилась насобирать на паломническую поездку в Иерусалим, съездила туда и молилась там за всех своих жертвователей. Честь и хвала таким нищим и низкий им поклон!
Что мне делать: я не могу часто бывать в вашем храме, так как не имею достаточно средств?
Можно прийти в храм и без копейки. И молиться вместе с нами, и присутствовать на Богослужении, и исповедоваться и причащаться. И никто никогда с вас за это денег не попросит. Нет денег - на нет и суда нет. Но лишать себя Богослужений из-за отсутствия средств ни в коем случае нельзя.
У вас в храме вы торгуете. Разве Господь не выгнал торгующих из храма?
Да, в настоящий момент в нашем храме устроена иконная лавка. Во все предшествующие времена в Православных храмах стояли специальные свечные ящики и только. Люди подходили к этому ящику, покупали свечи, оставляли заранее написанные заказные или просили написать заказную, а затем проходили в храм для молитвы. Все остальное продавалась либо в отдельно стоящих иконных лавках, либо в магазинах. Но у нас иного помещения, кроме нижнего храма, нет. Мы вынуждены держать иконную лавку в храме до тех пор, пока не построим нужное помещение. Я думаю, что если вы пожертвуете на восстановление нашего храма достаточную сумму денег, то заметно ускорите его восстановление и устранение того нарушения, которое мы вынуждены сейчас совершать. В настоящий момент у нас уже запланировано строительство отдельно стоящей иконной лавки при входе в храм с торговым окошком за пределы будущей церковной ограды, дабы любой желающий смог, не заходя в ограду, купить все, что ему необходимо. После восстановления переходного здания между колокольней и зданием храма иконная лавка из храма будет перенесена в этот переход. Дело за малым - мы ждем ваших пожертвований на это!
Посетителям же Богослужений, желающим что-то приобрести у нас или задать поминовение, следует соблюдать следующие правила:
- нежелательно, стоя в очереди разговаривать между собой, даже вполголоса: в нашем храме хорошая акустика, и гул очереди мешает чтецам и певцам совершать Богослужение, молящимся - настроиться на молитву, порой даже заглушает всю службу;
- если царские врата открыты, торговля должна быть прекращена, а все, стоящие в очереди должны повернуться лицом к алтарю и внимать Богослужению;
- заказные лучше всего написать заранее, чтобы не тратить на это время в храме;
- если приближается священник или диакон с кадилом, то надо отойти от стен храма и от прилавка, повернуться вполоборота к кадящему, но не вставать спиной к алтарю, давая ему место для прохода;
- чтобы не задерживать очередь, приготовьте деньги заранее и заранее решите, что конкретно вы хотите приобрести;
- стоять в очереди необходимо не толпой, а друг за другом, не ссорясь из-за того, кто впереди, а кто сзади; нехорошо поступают те, кто, придя позже, начинает искать в очереди знакомых, передавать им деньги, вставать к ним в очередь, а тем более пытается пройти вне очереди, вводя в искушение других, не богоугодно это;
- богоугодно будет пропускать без очереди к прилавку беременных женщин, матерей с грудными и малыми детьми или их бабушек, немощных и больных старух, мужчин, а также тех, кто очень торопится, в каком порядке положено подходить и к исповеди и причастию;
- в любом случае, если вы захотите обидеться на кого-либо за то, что он нарушил правила стояния в очереди, подумайте о том, надо ли это делать, надо ли портить свое настроение, ибо совсем скоро вам надо будет молиться Богу, а вы вводите себя в такое искушение, лучше уж пропустить торопыгу, а не брать грех на душу;
- старайтесь приходить на Богослужение заранее, к открытию храма или хотя бы за полчаса до начала, дабы не стоять в очереди во время его.
Господь попущает сейчас такую нашу торговлю в храме, ибо мы продаем людям не порнографическую литературу, водку или предметы ширпотреба, а то, что необходимо людям для участия в Богослужении и удовлетворения их духовных потребностей.
Но все же, почему вы продаете, а не раздаете ваш товар даром? Разве богоугодно брать деньги за книги о Нем, за слово Божие?
Напоминаю вам то, о чем много уже говорилось ранее. Русская Православная Церковь была уничтожена, сейчас она только начинает подниматься из развалин. Никто не финансирует нас из-за рубежа, как это делают протестанты, обильным потоком, пароходами направляя в Россию бесплатную литературу, отпечатанную на самой лучшей бумаге, продукты питания для проведения благотворительных акций и деньги, на которые все строится, содержится и покупается, ловко используя разницу в курсе нашего нищего рубля и доллара, расходуя накопленные за более чем 70 лет средства в швейцарских и иных банках и щедрой рукой выделяемые зарубежными государствами, в первую очередь США, на уничтожение Православия и становление их веры, их религии в том числе и в Удмуртии.
Наша Церковь живет только за счет пожертвований своих прихожан и немногих сочувствующих. Мы вынуждены за большие деньги покупать все, что потом продаем в своей иконной лавке. И вынуждены продавать этот товар дороже, чем покупаем, чтобы иметь хоть какие-то деньги на восстановление своего храма и содержание его.
Иногда мы раздаем полученные книги бесплатно, как это происходило со всей богодуховной литературой на удмуртском языке, любезно даримой нам диаконом Михаилом Атамановым, находящим спонсоров для печатания своих книг. Но это совершенно не решает наших проблем.
Вы говорите неправду. В церкви "Дело веры" проводятся во время собраний сборы пожертвований, и на эти пожертвования мы и живем...
Одна моя знакомая, православная христианка, из любопытства совсем недавно, вместе со своей подругой, посетила одно из таких собраний вашей церкви. Подходя к помещению, где проходило собрание, она особо обратила внимание на то, какое количество и каких машин стояло пред его входом на стоянке. Сразу видно было, что сюда съехались не бедные люди! Ее мысль подтвердилась, как только они вошли в зал, так как большинство из присутствующих в нем по своему внешнему виду были люди с достатком. Началось собрание, атмосфера накалялась, возгласы с мест, гул в зале, веселие, все более и более захватывали толпу. В кульминационный момент стали обходить ряды для сбора пожертвований. Люди, внешне выглядевшие уже как самые настоящие бесноватые, в экстазе швыряли пачками деньги, рубли и доллары, свои кошельки, срывали с себя золотые украшения и тоже кидали на разнос... Я не думаю, что они отдавали последнее. Ибо разъезжались потом оттуда на своих иномарках.
В наш храм ходят люди в основном неимущие. Наша вера - вера бедных, но не богатых. И нам тех копеек, которые жертвуют бабушки, уж точно недостаточно для нормального функционирования. Хотя наши прихожане порой жертвуют последнее, что у них есть.
Но при всем этом, я не верю в то, что многотысячные тиражи протестантской литературы, издаваемые поголовно за рубежом, финансируются за счет этих обильных, но не постоянных пожертвований. Я не верю в то, что те великолепные здания, которые строят и уже построили в Удмуртии протестанты, можно соорудить на эти пожертвования. Все это точно неправда!
Неправда уже потому, что неоднократно в приватных беседах с некоторыми из наших протестантов слышал о том, что они финансируются из-за рубежа. Одна моя старая знакомая, в ответ на мое замечание о том, что их церковь живет на доллары, присылаемые из-за границы, спокойно, с улыбкой и без стеснения сказала:"А что в этом плохого?" Ну тогда вы уж нас не обвиняйте в том, что мы уверены, что вы живете не на одни пожертвования, а совсем наоборот; что мы считаем, что вы продались врагам нашего Отечества и Православной Церкви за эти деньги...
Мудрые французы часто поминают поговорку: "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке". Стоит это помнить.
Что конкретно можно приобрести в вашей иконной лавке?
Все, что необходимо православному для удовлетворения его духовных потребностей и участия в Богослужении. Это:
- свечи;
- нательные крестики;
- иконы;
- богодуховную литературу;
- ладан;
- лампадное масло;
- православные календари;
- принадлежности для похорон;
- и многое другое.
Если чего-либо, что вам очень нужно, нет в продаже, можно приобрести это для вас по персональному заказу при очередной поездке за товаром в Епархию.
Можно ли приобретать что-либо из перечисленного вами выше не в вашем храме или на базаре?
Вы имеете право приобретать все, что захотите, где угодно. Другой вопрос, что икона, приобретенная вами на базаре, не будет освящена мною, так как какой смысл нам освящать товар, проданный не Православной Церковью и который есть у нас или может быть привезен для вас нами? Особенно это относится к свечам.
Мы освящаем золотые и серебренные нательные крестики, приобретенные не в нашем храме, ибо этот товар для нас очень дорогой, и мы не в силах предложить достаточный его ассортимент. При этом мы всегда смотрим, чтобы изображение на крестике было православным: католические крестики мы не освящаем.
Вы упомянули об освящении. Что это такое?
В Православии существует благочестивая традиция специальной молитвою и кроплением святой водой освящать все без исключения предметы, используемые православными для своих нужд. Уставом закреплено обязательное освящение всей церковной утвари, мебели и облачений, используемых при Богослужении.
Освящение - это обряд, совершаемый священником, в процессе которого он молится Богу по определенному чину и просит в своих молитвах об изгнании от данного предмета злых духов и , в некоторых особых случаях, придания ему особых благодатных свойств, например, нательный крестик после этого уже не кусок металла, а икона - не доска с рисунком или бумага с изображением чего-либо, а святыня, обладающая определенной Божественной благодатью. Собственно освящение осуществляется либо при троекратном крестобразном погружении будущей святыни в воду либо при троекратном крестообразном окроплении предмета святой водой. Видимым действием омовения, т.е. очищения святой водой, священник невидимо освящает предмет духовно.
Мы не фетишисты, мы не придаем нашим святыням значения амулетов, т.е. предметов, обладающих каким-либо таинственным, волшебным свойством, которым мы можем пользоваться для своих целей, например, для защиты от порчи или сглаза. Это все вредное суеверие, а чаще всего оккультизм. Да, на наших святынях невидимо пребывает Благодать Духа Святаго, но это их духовные, а не материальные качества.
Священник может освятить своей молитвой и святой водой любой ваш предмет. Но понятно, что ни веник, ни вантуз, ни тем паче туалетную бумагу, противозачаточные средства, нижнее белье и тому подобное никто освящать не станет, ибо это есть кощунство.
Мы не освящаем Библию и Евангелие, ибо они уже освящены словом Божиим, напечатанном в них.
Некоторые предметы мы даже специально не освящаем, так как они самопроизвольно освящаются в процессе Таинства, во время которого используются, например, свечи и полотенца, используемые при крещении и венчании, сорочки, одеваемые на крещаемых и т.п. Обручальные кольца освящаются своим присутствием на престоле перед венчанием. Желательно было бы, чтобы в день венчания, если служится Божественная Литургия, кольца положить до ее начала, чтобы они освятились во время ее.
Желающий освятить что-либо из своих вещей, может обратиться по этому поводу в иконную лавку, принести в храм, а если громоздкое что-то, например, автомашину, доставить к храму, пожертвовать на храм, сколько скажут, после чего священник в ближайшую свободную минуту освятит вашу вещь. Также, если вы не можете доставить вещь к храму из-за ее громоздкости, то можете договориться со священником и он, в любое удобное для него и вас время сделает это на дому.
Можно ли освятить домашнее животное или корову?
Мы не освящаем ни животных, ни людей. В тех случаях, когда домашний скот болеет, мы служим специальный молебен о его выздоровлении и кропим хлевы и скот святой водой. И только. Существуют также два вида молебнов о благословении пчел: перед началом сезона, и перед самым медосбором, чтобы пчелы не болели и принесли много меда.
У меня не так много свободных денег, чтобы постоянно покупать свечи в храме. Я знаю места, где свечи продаются гораздо дешевле. Можно ли будет освятить мои свечи?
Свечи - это особый предмет. Себестоимость их настолько низка, что можно смело говорить о том, что весь доход от свечей поступает в храм. Свеча - это материальный символ нашей жертвы Богу. О какой жертве Богу мы будет говорить, когда вы купили свечи где-то на стороне и за символическую плату освятили их у нас? Свеча видимо сгорает и видимо демонстрирует нам то, что жертва Богу совершена. Какую жертву Богу вы принесли, поставив на подсвечник самодельную или купленную не в нашем храме свечу? Поставить свечу - это не только зажечь огонек для Бога, а при этом материально заплатить за нее в храме Божием. Жертва должна быть совершена, а не только свеча поставлена! Мы не освящаем свечи, приобретенные на стороне или самодельно изготовленные, кроме тех случаев, когда они, после освящения, жертвуются на храм и передаются либо в алтарь для использования при Богослужении, либо в иконную лавку для продажи.
В нашем храме стоимость свечей находится на среднем уровне, по сравнению с другими православными храмами Удмуртии, и на самом низком уровне, по сравнению с другими православными храмами в иных регионах России. Лучше купите одну свечу и самую маленькую, но тем самым совершите жертву Богу, чем поставите десять самых толстых свечей, но жертвы при этом не совершите.
Бывая в других православных храмах, я никогда не ставил в них своих свечей, которых у меня достаточно, а всегда покупал свечи в этих храмах и ставил их. Что и вам советую.
Для чего, за что и за кого ставятся свечи в вашем храме?
Церковная свеча - это символ молитвы верующего человека; изготовленная из воска или с добавлением его - вещества самого чистого и благоуханного, получаемого от цветов, - она означает чистоту и искренность нашего приношения и жертвы Богу.
Мы жертвуем Богу стоимость свечи и ставим ее на подсвечник, чтобы она сгорела в знак того, что жертва Богу принесена.
Свечи в нашем храме можно приобрести и поставить в любое время: как во время Богослужения, так и между службами. В некоторых храмах досужие работники неправомочно запрещают верующим зажигать свечи не на Богослужении. Да, хорошо, если ваша свеча будет зажжена, и будет гореть от вас во время общей молитвы. Но это не обязательно. Вы имеете полное право зажечь свою свечу и между службами, дабы именно в это мгновение была принесена жертва Богу, дабы ваша сиюминутная молитва была услышана, и вы сразу же могли получить помощь от Бога в своих делах. Опасения же тех, кто думает, что не зажженную и просто оставленную свечу на подсвечнике потом церковнослужители могут продать повторно, совершенно неуместно. Мы за этим следим строго, ибо в храме Божием мы - всего лишь недостойные Его слуги, а не хозяева. И не нам творить такое беззаконие. Я лично никогда не продаю свечей, переданных мне верующими в алтарь или при исповедании, а их использую при исполнении треб, в особенности при освящении домов и соборованиях, либо молюсь с ними.
Свечи, как символы нашей жертвы Богу, мы ставим по любым поводам: о здравии себя и своих близких и родных, при молитве о помощи Богом в наших делах, скорбях, печалях и болезнях, в искупление наших грехов и в благодарность Богу за все Его к нам благодеяния.
Свечи приобретаются и ставятся как во время богослужений, так и в остальное время, по потребности:
- при крещении крещаемый, а часто и восприемники, т.е. крестные родители держат по одной свече;
- при соборовании каждый соборуемый держит в руках одну свечу и жертвует, в зависимости от количества соборуемых, от одной до семи свечей на прибор для соборования (там их должно гореть семь штук);
- при венчании жених и невеста держат в своих руках специальные венчальные свечи, которые после этого таинства хранятся до самой смерти и вкладываются в левую руку усопшего; благочестиво поступают и те из гостей, кто также во время венчания держит зажженную свечу в руках;
- при отпевании в левую руку покойного вставляется свеча, 4 свечи ставятся крестообразно на гроб, все присутствующие при отпевании также держат свечи;
- существует благочестивый обычай при исповеди жертвовать батюшке одну свечу, чтобы он при ней помолился Богу за грешника, а также зажигать еще одну свечу рядом с местом исповеди, чтобы и в самый момент покаяния жертва видимо совершалась (все это не обязательно, но обычай действительно благочестивый);
- существует благочестивый обычай при посещении любой церковной службы ставить не менее трех свечей: одну - на центральные подсвечники - празднику, другую - на канун - за умерших близких и родных, третью - перед иконой всех святых - за свое здравие и здравие родных и близких;
- зажженная свеча в руках - обязательный элемент для участвующих в панихиде или крестном ходе;
- благочестиво поступают те, кто во время службы зажигает свечи в те моменты, когда у священника в руках горящая свеча, например, при чтении акафиста, исполнении величания, чтении Евангелия и т.п.;
- свечи также ставятся перед иконами святых, либо в честь которых мы названы, либо при молитве к ним о помощи в том или ином деле (какому святому в каких нуждах молиться я здесь рассказывать не буду, об этом пойдет разговор в свое время), например, св. преп. Сергию Радонежскому о неудобоучащихся отроках.
Очень часто постоянные прихожане нашего храма перед началом службы покупают по пучку свечей, обходят весь храм, прикладываются ко всем иконам и на все подсвечники ставят свои свечи, дабы всем почитаемым в нашем храме святым помолиться. Мудро!
Я ни разу не была в храме. Хочу поставить свечки, но не знаю как это делается...
Сначала, перед тем, как посетить храм, хорошо подумайте, о чем вы хотите помолиться в нем Богу, ибо свеча - это символ вашей к Нему молитвы. Определившись с этим, прикиньте сколько денег вам нужно взять с собой, чтобы хватило на все ваши нужды. Если не знаете стоимость свечей, можете позвонить по т: 2-13-77. Придя в храм, еще раз проконсультируйтесь у продавцов иконной лавки по какому поводу куда можно и нужно поставить свечи, приобретите их и поставьте на указанные подсвечники. Если желаете, то можете их зажечь и помолиться некоторое время, глядя на икону, к которой вы свечу поставили, мысленно обращаясь к тому, кто на ней изображен. Если не знаете молитвы, то можете молиться своими словами, главное - слова эти должны исходить из вашего сердца, быть искренними и простыми. Нет греха в том, если вы поплачете искренно при этом, ибо видимые слезы невидимо очищают нашу душу.
Обычный порядок установки свечей:
- первую свечу ставят на центральные подсвечники, а остальные - на другие подсвечники, обходя храм по кругу, в какую сторону - несущественно (можете завести для себя постоянный порядок - обходить храм против часовой стрелки, как мы это делаем при крестных ходах);
- перед установкой первой свечи необходимо:
- дважды совершить крестное знамение с поклоном по дню (в будние дни - земным, в выходные и праздники - поясным);
- поцеловать икону или иконы, к которым ставится свеча;
- зажечь (или просто положить, если желаете, чтобы она горела во время ближайшей службы) и установить свечу, слегка расплавив на другом огоньке конец свечи, чтобы она прилипла ко дну гнезда и стояла прямо;
- помолиться, если есть на это время и желание;
- еще раз совершить крестное знамение с поклоном;
- перед установкой каждой следующей свечи вначале совершается только одно крестное знамение.
В некоторых православных храмах у икон висят таблички с кратким пояснением того, что это за икона и кто на ней изображен, а также тексты молитв для тех, кто их не знает. К великой нашей скорби, мы пока еще не успели этого сделать, но сделаем это обязательно.
Очень часто я вижу, как в храме некоторые ставят свои свечи во время службы, что отвлекает меня от молитвы. Разве не существует ограничений на этот счет?
Ограничения существуют, но большинство о них даже не ведает, а надо бы. Ничто не должно нарушать тишины и благолепия церковной службы, тем более хождение во время ее.
А правила установки свечей очень просты:
- чтобы не мешать молящимся и не нарушать хода службы своим хождением, надо прийти в храм заранее до начала службы, приобрести свечи т поставить их, приложившись ко всем святыням;
- если служба уже началась, но, если вы никому не мешаете своими движениями, например, подсвечник, на который вы хотите поставить свечу, стоит рядом с вами, то можете установить свечу сами;
- опоздавшие к началу службы, например, приехавшие на позднем автобусе, должны передать свои свечи либо через впереди стоящих - при большом стечении народа, либо человеку, специально поставленному следить за подсвечниками - если людей в храме немного, который их и поставит, указав кратко и вполголоса, на какой подсвечник надо свечу поставить, например, празднику, Всем Святым и т.п.;
- категорически запрещается всякое движение в храме при открытых царских вратах, кроме подхода к причастию, в том числе и передача свечей;
- если вас прервали во время молитвы с просьбой передать свечу, вы, ни в коем случае не озлобляясь, ибо помощь друг другу в храме - наша первейшая сестринская и братская обязанность, должны закончить свою молитву, перекреститься, взять свечу (совершенно не имеет значения какой рукой - той, которой удобнее), передать ее дальше, кратко и вполголоса сказав, куда ее поставить, снова перекреститься и включиться в молитву;
- чтобы вас не отвлекали просьбами о передаче свечей, вставайте на молитву как можно ближе к солее: и службу лучше услышите, и просторнее стоять, и никто мешать не будет;
- вдруг, так уж произошло, вы ставите свечу, а царские врата открылись: в этом случае надо встать рядом с подсвечником в молитвенном положении, молиться вместе со всеми до тех пор, пока царские врата не будут закрыты и только после этого закончить установку свечи;
- если вы устанавливаете свечу, а в это время к подсвечнику подошел священник или диакон с кадилом, необходимо прерваться, отойти в сторону, дождаться, когда священник или диакон пройдут, поклонившись ему в ответ на каждение в ваш адрес, а затем закончить начатое;
- делать незнайкам замечания по поводу их поведения при установке свечей имеют право только благословенные на стояние у подсвечников и только в том случае, когда незнайка явно нарушает порядок Богослужения, например, мешает священнику пройти с кадилом или ставит свечи на центральные подсвечники в то время, как священник стоит на амвоне с Дарами и произносит возглас;
- мудро поступят те, кто постарается не обратить на видимое ими нарушение правил во время службы, но после службы подойдут к нарушителю и скажут спокойно и ласково, с любовью и сокрушением о согрешающем: "Простите меня, грешную, но я вынуждена вам сообщить, что в нашем храме существует такой-то и такой-то порядок установки свечей, еще раз простите меня и помолитесь за меня". После этого, не вступая в прения, поклонившись, надо отойти.
Я видела, как стоящая у подсвечника женщина, не дождалась, пока полностью сгорит моя свеча, затушила ее и выбросила в ящик для огарков. Разве можно так поступать?
Во-первых, мне непонятно, как вы умудрились наблюдать за своей свечой во время службы, при этом молясь. А молились ли вы? Когда человек пребывает в молитвенном состоянии, по своему опыту знаю, он ничего не замечает вокруг.
Во-вторых, полностью сгорающая свеча создает великие проблемы для следящих за подсвечниками: остатки свечи очень трудно выковыривать из гнезда и, кроме того, такая свеча раскаляет металлический подсвечник так, что другие свечи начинают снизу плавится, падать, загибаться, и подсвечник представляет собой жалкое зрелище. Правильно поступают те следящие, кто дает сгореть свече не ниже, чем на 2-3 сантиметра до гнезда и потом убирает их остатки. Скорбеть о не полном сгорании свечи не надо, ибо свеча ваша все-таки почти сгорела, и заново ее уже зажигать не будут.
В-третьих, в большие праздники, при большом стечении народа, свечей подается на подсвечники так много, что, даже если бы давать возможность каждой из них сгореть на 1 треть, то всех свечей зажечь так и не удастся. А все хотят, чтобы их свеча обязательно горела в этот праздник, несмотря на очевидную невозможность это сделать. В этом случае, стоящие у подсвечников очень мудро поступают, давая некоторое время гореть одним вечам, а затем заменяя их на свежие, о обгоревшие складывая про запас. Эти свечи будут сожжены обязательно на ближайших службах, когда подаваемых свечей будут недостаточно. Вы должны знать, что жертва Богу вами совершена - свеча горела. А сгорит она сейчас или позже - это уже не столь важно.
Можно ли затушить чужие свечи, уже догорающее на подсвечнике, хотя я и не благословлена ухаживать за ним?
Если следящий за подсвечником человек отсутствует на своем месте, а свечи на подсвечнике начинают догорать, то благоразумно поступит кто-либо из близ стоящих прихожан, если последит за ним. Не надо этим делом заниматься всем, ибо кто тогда молиться то будет? - достаточно одного.
Часто бывает так, что дети, пришедшие с вами в храм, начинаются возиться у подсвечников, так как, из-за отсутствия навыка в молитве, им быстро становится скучно и они рады любому заделию. Это не должно попускать. Не за свечами следить они пришли, а молиться, поэтому первейшая обязанность старших, еще по дороге, объяснить своим чадам, что подсвечники - это не их дело. Тем более, какая у вас будет молитва, если ваше чадо будет возиться со свечами - вы непременно будете отвлечены, боясь о том, чтобы оно чего-либо там не натворило.
Детей, пришедших без старших и самостоятельно желающих поучаствовать в слежение за свечами, рядом стоящие прихожане должны сразу же тихо и кротко, но достаточно настойчиво вразумить: " Прости меня, грешную, милая, но подсвечником этим должны заниматься взрослые. Встань-ка лучше рядом и помолись за себя и за меня грешную".
Не должно допускать до подсвечников и умалишенных, как бы это им не было интересно.
Я видел, как одна молодая женщина принесла и поставила на подсвечник две скрученные между собой свечи и зажгла их. Разве можно ставить такие свечи?
Уверен, что данная особа занимается колдовством, привораживая по чьему-то кощунственному совету к себе жениха. Иначе для чего она так поступает? В таком или ином подобном случае любой прихожанин имеет право сразу же потребовать от человека прекратить это самочиние и воспрепятствовать его действиям, а при противлении - сообщить о случившемся церковнослужителям.
Когда я служил в Малопургинском храме, мне рассказывали про один случай, происшедший в нем. В храм пришли несколько человек, купили и зажгли свечи и, держа их странным образом, так, что их раскрытие ладони были направлены в сторону алтаря, предались какой-то странной медитации. В дальнейшем выяснилось, что в Малой Пурге в это время проходили занятия курсов каких-то колдунов, и вот курсанты, наученные своими педагогами, пришли "подпитаться энергией" от православных святынь. Я не знаю, как поступили в тот раз ошарашенные происходящим церковнослужители, но что такие действия должны сразу же пресекаться, а их совершители изгоняться поганой метлой из храма, это несомненно!
Можно ли уносить купленные свечи домой?
Никто не запрещает. Если вы собираетесь купить свечей на запас, так как у вас имеются в настоящее время деньги, а потом их может не быть, либо для того, чтобы использовать их при молитве дома, либо для того, чтобы потом принести и поставить в храме - это не возбраняется.
Лукавят те пред Богом, кто берет свечи в запас, боясь, что цена на свечи скоро подымется. Также лукавят и те, кто покупает свечи в других храмах, где подешевле, а ставят в своем. Бог то все видит... На жертве Богу разве можно экономить, это грех!
Сильно грешат те, кто купленные в храме освященные свечи использует не как символ молитвы Богу, а для бытовых целей, например, для освящения дома.
Смертно согрешают те, кто использует эти свечи для ворожбы, наговоров, гадания и прочего колдовства. В моей практике в Вавоже был случай, когда у меня просили благословления на приобретение свечей для использования их при исполнении одной песни на религиозную тему во время молодежного праздника. Вопрос был очень щекотливый. И неосвященных свечей у меня не было. После долгих сомнений, рассудив, что данная песня все-таки будет своеобразной молитвой от лица исполнителей и присутствующих зрителей, я благословил их продажу. По отзывам, данное исполнение песни со свечами оставило у присутствующих сильное впечатление. Очень надеюсь, что маленькие, мерцающие огоньки этих свечей пробудили, а может и углубили, в сердцах молодых ребят и девчат их религиозное чувство.
Не надо забывать только о том, что церковные свечи - это святыня, поэтому и храниться они должны подобающим образом и в подобающем месте, лучше всего на божнице, и для игры детям даваться уж точно не должны. И обязательно надо помнить, что молитва ваша будет завершена только тогда, когда свеча, купленная в храме, будет сожжена.
Куда девать огарки церковных свечей, сожженных не в храме?
В храме у подсвечников стоять специальные ящики для сбора огара. Помня, что огарки церковных свечей - это все же святыня, мудро поступают те, кто приносит их в храм и кладет в эти ящики. В дальнейшем мы используем этот огар при изготовлении новых свечей.
Для чего и как приглашают священника на дом?
Очень часто православные христиане пользуются услугами священника на дому, в том числе для:
- освящения места под новый дом;
- освящения дома или квартиры;
- молебна о болящем домашнем скоте;
- благословения пчел;
- освящения колодцев, хозяйственных построек, автотранспорта;
- освящения семян и урожая;
- освящения каких-либо вещей;
- исповеди, причащения и/или соборования болящих и немощных;
- молебна на всякую потребу;
- крещения не могущих идти в храм или слабых здоровьем младенцев;
- духовной беседы.
Чтобы пригласить к себе священника на дом, надо точно определиться в том, какая у вас есть нужда в этом, затем позвонить по телефону 2-13-77, либо прийти в храм, когда священник в нем и, спланировав заранее свое возможное свободное время в ближайшую неделю, договориться с ним о том, когда он сможет к вам прийти или приехать, если вы живете далеко от храма, и на сколько долго.
При этом надо точно узнать у продавцов иконной лавки то, что от вас потребуется при совершении таинства на дому: растительное масло, свечи, какая-либо посуда и т.п.
Если вы живете далеко, было бы неплохо, если сами вы позаботились о доставке священника из храма и обратно, так как собственного транспорта очень часто у него нет, а договариваться с кем-либо - и денег стоит, и время затянется.
Очень часто в нашем приходе бывает так, что меня приглашают освятить один дом, а по приезде выясняется, что и соседи тоже не прочь. В итоге приходится перекраивать достаточно напряженный график, что создает великие сложности, а иногда приводит к тому, что приходится отказывать, перенося требу на более поздний, а иногда и неопределенный срок. Чтобы не было таких неприятностей, старайтесь заранее опросить своих соседей о их желании тоже воспользоваться услугами священника, и четко сообщайте мне, сколько и каких треб нужно будет совершить, чтобы я мог заранее спланировать свое время. Даже если вдруг у вас уже после договоренности со мною появились еще дополнительные требы, позвоните мне как можно заранее об этом изменении, чтобы я мог подстроиться под вас и изменить свое расписание дня.
Обычно любой, пригласивший священника на дом, старается угостить чем-либо вкусненьким, а иногда и горьким, батюшку. Желание похвальное, но не всегда оно может быть исполнено со стороны батюшки:
- священникам категорически запрещается при требах на дому принимать спиртное, посему об этом и даже спрашивать не надо, не то что предлагать - всегда будет отказ;
- если у священника далее еще будут требы, то ему будет затруднительно распивать чаи, не исполнив свои обязанности;
- если священник о возможном чаепитии заранее не предупрежден, то у него может не быть на это времени и он откажется.
При подготовке к встрече священника с чаепитием советую соблюдать следующие правила:
- поинтересуйтесь сначала у него, а захочет или сможет ли он принять в нем участие;
- если освящается несколько домов, договоритесь между собою организовать складчину (так дешевле) и организуйте чаепитие в последнем доме;
- ни в коем случае не надо совершать разные продовольственные закупки к этому мероприятию, действуйте по принципу: чем богаты, тем и рады угостить, так как главное не то, что будет стоять на столе;
- помните, что в пост и постные дни скоромная пища на столе стоять не должна;
- если не желаете чаи устраивать - не делайте этого, ибо не ради чая священник к вам придет, а ради молитвы;
- если священник не сможет участвовать в вашем чаепитии, а вы все равно уж очень хотите его угостить, в крайнем случае соберите какой-нибудь пакетик с едой: мы ее, помолясь вместе с причтом о жертвователях, потом потребим.
Священнослужителям, дабы не было соблазна, не благословлено трапезовать во время хождения по домам, но, желая ближе, в домашней обстановке, познакомиться со своими прихожанами, провести с ними духовную беседу, выяснить их насущные нужды, ответить на вопросы, которые человек постесняется задавать в храме, дать духовные советы, я в некоторых случаях соглашаюсь на это, но только в некоторых. Пусть на меня не обижаются те, у которых я хлеб-соль не попробовал. Не подумайте только, что брезгую.
Какую святую воду берут в храме, для чего она нужна?
Святая вода - традиционно наиболее используемый расходуемый материал в Православии. Святою водою:
- освящаются все возможные предметы, здания сооружения и т.п.;
- крестятся;
- лечатся;
- окропляются все и вся.
Окропление или омовение святой водой - это духовное очищение через видимое материальное действие. Как видимо вода смывает грязь с нашей одежды, так и невидимо святая вода омывает наши души.
Святая вода может быть нескольких видов:
- Великая Агиасма:
- Богоявленская (Крещенская);
- Сочельниковская;
- Малая Агиасма:
- Живоносная (живоносный источник);
- освященная по какому-либо другому поводу;
- вода из святых источников.
Всякая святая вода - святая, ("агиасма" - по-гречески "святыня"), но Великой Агиасме православные придают особое значение:
- в ней в сам праздник и в попразднство Богоявления в лютые морозы купаются все подряд, хотя и никогда этого не делали ранее;
- ею освящаются даже самые грязные места в наших жилищах, в том числе туалеты и хлевы;
- ее, вместо причастия, дозволяется пить роженицам, находящимся в послеродовом очищении в течении 40 дней, а также женщинам в их критические дни;
- считается, что одной каплей Богоявленской воды можно освятить море.
Великая Агиасма освящается как перед Богоявлением (Сочельниковская), так и в само Богоявление (Богоявленская) по особому, Великому чину освящения воды, с особыми молитвами, с крестным ходом на источники: реки, ключи, озера. Считается, что все источники все попразднство Богоявления освящены, поэтому многие не стирают в эти дни белья, что, конечно же, является суеверием: если уж хлевы мы этой водой освящаем, то почему белье в ней стирать нельзя? Сочельниковская вода часто используется верующими для полива рассады и замачивания семян.
Малая Агиасма освящается в иные, кроме Богоявления, праздники и памятные дни по Малому чину освящения воды.
Вода святых источников - это особенное явление в Православии. Это вода специально каким-либо чином не освящается, ибо она освящена уже тем, что источники забили по молитвам самых почитаемых святых наших. Так, в Троице-Сергиевой лавре до сих пор изливается источник св. прп. Сергия Радонежского; В Шамордино бьет под монастырем три источника, освященных молитвами св. прп. Амвросия Оптинского и насельниц этого монастыря; в Дивеево существует 4 источника: у дальней пустыньки Серафима Саровского, матушки Александры, Казанской иконы Божией Матери и Иверской иконы Божией Матери. Вода из этих и многих других святых источников помогает многим тысячам и тысячам с верою ее принимающих и купающихся в ней, исцеляет их болезни или облегчает страдания и духовные немощи, и очень часто - в тех случаях, когда медицина оказалась бессильна.
В быту святая вода используется:
- для ежедневного утреннего приема с кусочком просфоры для освящения сил телесных и духовных;
- для освящения дома и вещей, особенно после визитов гостей и пустых, праздных разговоров;
- для омовения святынь и святых икон;
- для лечения болезней вместе с телесными лекарствами как наружно, так и внутрь;
- для полива растений;
- для лечения болящей скотины;
- во многих других случаях.
Я знаю, что в протестантской церкви учат, что освящение воды - это языческая традиция, совершенно бессмысленная и ни коим образом с христианством не связанная. Разве это так?
Вы согласитесь со мною, что вода для любого человека:
- символ жизни, т.к.:
- все, что есть на нашей планете, содержит воду в том или ином количестве;
- если без еды человек может существовать достаточно долго, то без воды - 2-3 дня;
- в молекулу воды входят 2 атома водорода - вещества, по мнению ученых, являющегося первообразующим материалом вселенной, - и 1 атом кислорода, вещества, без которого не может жить ни что живое на земле, а человек - более нескольких минут.
- символ разрушения и смерти:
- вода обладает в определенных условиях и всепревосходящей разрушительной силой, так как все сколько-нибудь значимые катаклизмы на земле сопровождаются всегда наводнениями и селями;
- в считанные минуты смываются многолюдные города, разрушаются крепчайшие плотины, промываются глубочайшие овраги и т.п.;
- даже в наше время человек терпит постоянные поражения от разбушевавшейся водной стихии.
- символ очищения, возрождения и обновления:
- нет более универсального и более доступного всем средства для очищения от загрязнения, из тех, что мы используем для этих целей в повседневной жизни;
- очень часто человек, приняв баню, ощущает себя как бы заново родившимся;
- омытые водою предметы, здания, все, что окружает нас снова начинает играть своими первозданными красками, предстает пред нами как бы обновленным.
Не удивительно поэтому то, что вода у всех народов является древнейшим религиозным символом. Но не от славянского язычества перешел к нам в том или ином виде обычай освящать воду и пользоваться такою водою в особых случаях. Обязательность освящения воды перед крещением вошло в практику Церкви со II-III веков. Так еще священномученик Киприан, епископ Карфагенский, писал, что "вода должна быть прежде освящена священником, чтобы при Крещении она могла омыть грехи человека крещаемого". Обычай освящать воду для Таинства Крещения перешел, вместе с христианством, и в Русскую Православную Церковь. В дальнейшем, в нашей церкви установился и вошел в постоянную практику благочестивый обычай освящать воду и для всяких прочих нужд.
В чем смысл освящения воды?
Не всегда вода нуждалась в освящении. Были времена, когда, после сотворения мира, все на земле было чисто и свято, о чем свидетельствует Библия:"И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма... Так совершенны небо и земля и все воинство их... И благословил Бог седьмой день, и освятил его..." (Быт.1,31; 2,1,3). Тем самым было благословлено и освящено все творение Божие, в том числе и водная стихия.
Но вот случилось грехопадение Адама и Евы. И Бог "Адаму же сказал: за то, что ты послушался голоса жены своей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;" (Быт.3,17-18). Проклята земля была за Адамов грех, лишились благодати и освящения все земные стихии: почва, воздух, вода. С последствиями этого проклятия мы с вами постоянно и каждодневно встречаемся и сейчас:
- как много земли, на которой не может произрастать ничего (пустыни, солончаки и т.п.) или произрастает ядовитое и смертельное для всего живого (вспомним окрестности Чернобыля);
- как часто воздух вокруг нас становится ядовитым и несет нам болезни и умирание;
- редко кто разумный рискнет пить некипяченую воду из открытого водоема или воду из неизвестного ключа, ибо это часто бывает смертельно для жизни.
Первый и последний раз в Библии упоминается о святой воде в завете Самого Бога о жертве ревнования: "и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду;" (Числ.5,17). Святой воды, и никакой иной. В Библии нет ни одного случайного слова. Это упоминание говорит о том, что существовал какой-то древний обряд, по каким-то неизвестным нам причинам не вошедший в Библейское повествование, завещанный самым Богом, позволяющий освятить воду, вернуть ей первобытную чистоту и святость.
Библия свидетельствует:
- "Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря:... итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым;...И сказал Господь Моисею: пойди к народу, [объяви] и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтобы быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай; ... И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою"( Исх.19, 3,5-6,10-11,14).
- "И сказал Господь Моисею, говоря:... и поставь умывальник между скинею собрания и между жертвенником и влей в него воды;... И возьми елея помазания ... и помажь умывальник и подножие его и освяти его... И поставил {Моисей} умывальник между скинею собрания и жертвенником и налил в него воды для омовения, и омывали из него Моисей и Аарон и сыны его руки свои и ноги свои: когда они входили в скинию собрания и подходили к жертвеннику [служить], тогда омывались [из него], как повелел Господь Моисею"(Исх.40,1,7,9,11, 30-32).
- "И привел Моисей Аарона и сыновей его и омыл их водою; и возложил на него хитон, и опоясал его поясом, и надел на него верхнюю ризу, и возложил на него ефод, и опоясал его поясом ефода и прикрепил им ефод на нем, и возложил на него наперсник, и на наперсник возложил урим и туммим, и возложил на голову его кидар, а на кидар с передней стороны его возложил полированную дощечку, диадиму святыни, как повелел Господь Моисею... и возлил [Моисей] елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтоб освятить его.... И взял Моисей елей помазания и крови, которая на жертвеннике, и покропил Аарона и одежды его, и сынов его и одежды сынов его с ним; и так освятил Аарона и одежды его, и сынов его и одежды сынов его с ним."(Лев.8,6-9,12,30).
Можно продолжать цитировать и далее, но, как мне кажется, стоит задать вопрос: какую воду: просто чистую или святую - использовали древние евреи в своих обрядах освящения, особенно перед тем, как с жертвою приблизиться к жилищу своего Бога? Можно ли нечистым сотворить чистое, а тем паче что-либо освятить?
Некоторые православные считают, что при Крещении Господнем на Иордане повторилось чудо творения и впервые после грехопадения совершилось освящение воды. О какой такой тогда святой воде идет речь в Ветхом Завете? Ошибка же здесь до смешного проста: вода для конкретных нужд освящалась и ранее, но полное освящение и приведенение к первобытному состоянию всей водной стихии конечно же произошло снова только тогда, когда Сын Божий восходил из воды, разверзлись небеса, снисшел Дух Божий в виде голубинном и послышался глас Отца Небесного:"Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение" (Мф.3,17).
Зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она освящена уже Крещением Самого Сына Божия?
Потому что при постоянном контакте с нечистым чистое становится снова загрязненным. Это вы знаете из собственного опыта. Ну а о утере духовной святости всего, в том числе и воды, при контактах с духовной нечистотой мы можем получить множество примеров из Библии, в которой Сам Бог завещает не прикасаться к неосвященному, дабы не оскверниться, не есть нечистую еду и т.п. как священникам, как и всем евреям, указывая как различные меры для наказания отступников, так и способы их очищения.
Многие ли уверовали во Христа и крестились? А многие ли из крещеных сохранили свою душу такой же чистоты, какая и них была при этом духовном рождении? Останется ли что-либо духовно чистым, когда этого прикасаются грешные и духовно нечистые люди?
Не видим ли мы достаточных примеров, того, что почва не освятилась, воздух не очистился? Останется ли святой вода при постоянном проникновении через эти среды?
Мы постоянно грешим, тем самым снова и снова вносим в окружающий нас мир нечистоту и тление.
Священник
Сергий Князев.

В оглавление...

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz