"Ответы на ходу" - краткие ответы на духовные вопросы
Переписка по E-mail с р.б. Ольгой. Март - июнь 2003 г. Продолжение.
Здравствуйте, о. Сергий!
Намеренно оттягивала момент получения почты, т.к. показалось, что слишком "надерзила" в прошлом письме и открылась. Я очень сочувствую священникам, т.к. прихожане "складывают" свои проблемы на батюшку и ждут с чистой душой правильных советов и наставлений. Я думаю, что прежде, чем нам, грешным, ответ дать, Вы долго думаете, переживаете и берете на себя не только наши грехи, но и ответственность за свои советы. Это нелегкое бремя.
Я опять с температурой, здорова не бываю, т.к. постоянно хожу на работу. Сил нет даже на то, чтобы прибрать квартиру к Пасхе, но думаю, что все как-то образуется.
Приходила моя подруга С., принесла много кассет и книг, среди которых "Бабушкины стекла" Н. Блохина - книгу для моей дочери. Оказалось, что она и для меня в самый раз, все очень просто и доходчиво. В воскресенье пригласила меня и дочь в другой город в церковь. Решили, что поедем, и я покажу дочери церковь, где она принимала крещение.
Конечно, мне нелегко меняться. Заметила, что как только утром хорошо помолюсь, так тут же и нагрешу, с кем-нибудь, да поругаюсь. А уж о грехе осуждения и не говорю, с этим придется бороться всю оставшуюся жизнь. Заметила, однако, что стала больше жалеть близких.
Сегодня на работе произошел неприятный инцидент - уличили в воровстве одного из работников. Пришел ко мне директор, возмущается, а мне жаль парня...
И еще я заметила, что стала молиться за других - в командировку ли едет, в больницу ли человек ложится или подруга решила "фиктивный брак " устроить. И мерка к себе более высокой стала. Устаю безмерно и иногда думаю, зачем мне все это нужно, но чувствую, что по-другому уже не получается.
Ваши письма я печатаю на принтере, потом раза три перечитываю. И все же убеждаюсь, что "ящик ", он и есть " ящик ". Не хватает выражения глаз и интонации, поэтому, как мне кажется, Вы не всегда правильно толкуете меня. Почему вдруг возник вопрос о языке? Мне наоборот очень нравится, как Вы пишете и говорите, ведь я помню Ваш замечательный голос, и пишите Вы грамотно. А я вот давно не писала сочинений, и моя старшая дочь, которой в институте преподают " деловой русский", делает мне теперь замечания. Поэтому мне приходится вычитывать свои опусы.
Я не помню, писала ли Вам о своей маме. Она года четыре назад записалась в кружок по изучению Библии при местной библиотеке, а через два года только поняла, что ходит к протестантам. Но за это время она так привязалась к людям, к общению, что теперь, когда и я пришла в церковь, она в недоумении, как же ей быть. Ведь все предки у нас православные, я хожу в православную церковь. Ей говорят там, что Бог един, и какая, мол, разница, где ему молиться. Я прошу Вас, если у Вас найдется время, напишите что-нибудь понятное для моей бедной мамы. Я ее очень люблю и не хочу, чтобы у нас в семье произошел раскол, хотя, если она не сможет измениться по возрасту, то я, конечно, не перестану ее любить.
Мне очень понятны все ваши стенания по поводу восстановления храма, я представляю, сколько на это нужно денег, а так же сил и энергии.
Еще раз спасибо Вам за Ваши пространные письма. Я их очень ценю. Помолитесь за мое здоровье. Завтра буду готовиться к причастию.
С любовью и уважением, Ольга.
Здравствуйте, Ольга!
Спаси Господи, что пишете, не бросаете, и что я еще не надоел Вам своим многословием.
О "проблемах" на батюшку. Это - наш труд. Он называется "пастырство". Этим мне заниматься нравится, так как понимаю, что никто, кроме священника, часто не может помочь человеку. Даже перед врачом-психиатором не раскрываются так, как перед нами. Великий долг, обязанность. Требуется вдумчивое отношение, особая ответственность присутствует и за советы. Но это - мне в радость, в отличие от хозяйственных забот. Эти "надо" исполнять.
Жаль, что Вы не успеваете выздороветь. Поправляйтесь.
У меня сейчас - та же проблема. Сам постоянно чувствую температуру и боль в горле. Пью лекарства, чай и кофе с медом, вроде проходит. Боюсь только загнать болезнь в глубь, а не вылечиться. Служб очень много с сегодняшнего вечера. Нельзя болеть, некогда. Один на приходе, люди не поймут, если службы будут опускаться. Сегодня не смогла служить наша регент - тоже ангина. Очень надеюсь, что завтра сможет служить. Иначе - очень будет трудно.
А к Пасхе все же приберитесь, заставьте себя. Сами потом будете радоваться, что преодолели немощь и встретили праздник хорошо. Я знаю, что для женщины чистота в квартире, да окна обязательно помыть - "святое дело" перед Пасхой! Мужчины так не думают.
В Церкви побывайте обязательно. Но если будете здравы. Не насилуйте себя.
Крест должен быть по разуму. Так же рад, что у Вас начинает появляться духовная литература и кассеты. Накапливайте свою библиотечку, она всегда поможет Вам в трудные минуты.
Так же очень рад, что Вы своим духовным деланием не бросаете заниматься. Это очень не просто. Пройдут годы, прежде чем все это станет Вашим образом жизни. Верно, меняться очень трудно, но надо.
Один мой хороший знакомый, я еще тогда не был в сане, настойчиво советовал: "Сделал доброе дело, пригнись, не высовывайся - обязательно прилетит". Разве лукавому хорошо, что нам хорошо? Он обязательно зацепит нас. А моя жена постоянно твердит: "Не хочешь зла - не делай добра". Советую понимать так: "Если сделаешь добро, не жди благодарности или чего хорошего, а со смирением принимай все злое, которое за это получишь". И это нормально для православного.
О языке. Я в примечаниях заметил, что мне показалось так. Рад, что показалось.
О Вашей маме.
Искренне скорблю, что среди Ваших близких такое разночтение в вопросах веры. Вы верно заметили, что мы православные. И наши предки, родители Вашей мамы тоже. И странно бывает, когда, вместо того, чтобы прийти в вере родителей своих, мы начинаем искать Бога в среде присланных, навязанных нам новомодных течений. Что-то такое я, конечно, написать для Вашей мамы могу. Но слабо верю, что она услышит меня. Ибо практически знаю, как психологически выверено, продумано и последовательно, с использованием самых современных методик вовлекаются люди в такие общины, как там очень внимательно следят за тем, чтобы их члены не уходили от них. Есть такое слово - "атака любовью". Этим они берут. Очень ловкий психологический прием, против которого почти нет средств. И пока мы бессильны, не имеем еще противоядия.
Есть несколько аргументов, которые мы используем обычно при борьбе с адептами этих течений.
Например, такие общества тратят очень большие средства на свою деятельность, аренду помещений, бесплатную и очень качественную литературу. В большинстве случаев - это деньги, поступающие из-за рубежа. Велика ли сумма в 5 тыс. долларов для американца? Его месячная зарплата. А по курсу для нас? 75 месячных зарплат одного моего работника. Вот и играют западники на этой нашей нищете. Здесь я не буду уж приводить, откуда эти сведения имею, могу, конечно, и рассказать, но не это - главное. В США существует целевая программа уничтожения Православия, которая финансируется из множества государственных и негосударственных источников. Они подготовили, и продолжают это делать, тысячи высококвалифицированных проповедников своей веры, чтобы они уничтожили Православие. И эта невидимая брань за души русские идет сейчас постоянно и последовательно, пропагандой по ТВ насилия и секса, вседозволенности и власти денег, своих и не своих вероучений. Все используется и только для одного - не дай бес нашему россиянину прийти в Православие! Этот человек для них потерян. Страшная битва идет сейчас. И кто выиграет - неведомо. Победят они - станем очередным штатом США. И будем говорить "ОК" вместе "хорошо". Все поголовно. Как-то не хочется.
Мне кажется, что Вам не стоит вообще говорить с мамой на темы о религии. Не спасете Вы ее так. Неужели Вам больше не о чем говорить? Вы своим подвигом духовным, своей жизнью покажите ей, что вера наша - истинная. Ибо цыплят по осени считают. И да поможет Вам Бог!
Со своей стороны замечу, что Бог действительно Един и Один, только вера наша с ними в Него разная. Можно знать, что Бог есть, и бесы знают это и ненавидят Его. Можно знать и Его учение. Но жить по Его Заповедям? Это и есть истинная вера.
Также замечу, что среди знакомых мне верующих, и даже священников, есть несколько человек, которые начинали свой путь к Богу в новомодных протестантских сектах. И Библию они неплохо освоили именно там. Но они пришли в Православие и стали в нем истинными верующими. Обратного я не встречал. Чтобы кто-то из истинных православных да к протестантам ушел? Не знаю, не встречал.
У меня была очень хорошая книга одного американского протестанта, активиста и руководителя своего движения, о том, как и почему он пришел в Православие и стал священником. Но все экземпляры на руках. Кто-то их читает, и возвращать не торопятся. Будет возможность - найду и вышлю Вам по почте. Очень полезное и назидательное чтение.
И еще - очень часто в моей практике первыми в Церковь приходят дети, молодые и не очень, а за ними приходят и родители. Может это - Ваш случай?
Спасибо большое за подробную информацию о Ваших финансовых делах. Я, честно признаюсь, несмотря на все Ваши слова о том, что у Вас очень большой бизнес, почувствовал, что сейчас Ваши дела пока не совсем блестящи. И тем более рад за Вас, что, по сравнению с прошлым временем, у вас есть видимые улучшения.
О человеке, совершившем воровство. С православной точки зрения вроде бы надо бы его пожалеть. Но есть одно "но". Я лично воров из своего коллектива, а такие, как это ни прискорбно и кощунственно звучит, что таковые могут быть в храме, увольняю без разговоров. В нашем деле - если уж у человека страха Божиего нет, если он уж в храме крадет, да что же он тогда за человек!
Это у нас. У Вас вроде бы иначе. Но. А не развратите ли Вы его своим прощением? А не полезнее ли будет для его души реально почувствовать, что есть в этом мире вещи, которые нельзя совершать? Если Ваше дело будет процветать, Вы сможете и дела благотворения совершать. Если его растащат воры - Вы ни себя прокормить не сможете, ни другим не поможете. Вор - это самый страшный бич Вашего производства. И это надо искоренять каленым железом.
У одного моего благотворителя на свино-колбасном производстве, одном из крупнейших частых производств колбас в Удмуртии, более 50% продукции разворовывалось. Тут очень не сложно и обанкротиться. Не легче ли было ему завести надежную, очень надежную высокооплачиваемую охрану, вплоть до спец. отдела по внутренним преступлениям, чтобы сохранить свое имение? Это было бы очень мудро. И жалость к ворам их только развращает.
А делом своим занимайтесь, кто Вам это запрещает? Но, все же, мои слова вспоминайте. Производство должно быть неубыточным и управляемым.
Обязательно исполню Вашу просьбу и буду поминать Вас в своих молитвах за богослужением со всеми моими близкими и духовными чадами. Помолитесь и Вы обо мне, грешном.
С поздравлением Вас и Ваших близких с наступающими праздниками
недостойный о. Сергий
Навигация
Наша рассылка
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.