"Ответы на ходу" - краткие ответы на духовные вопросы
Переписка по E-mail с р.б. Ольгой. Март - июнь 2003 г. Продолжение.
Здравствуйте, о. Сергий!
Вещи в прихожей, а я около компьютера, проверяю почту, т.к. точно знаю, что меня ждет Ваше письмо, к тому же такое объемное. Но последнее я отношу к тому, что Вам все же привычнее обращаться с клавиатурой, чем мне. К тому же, Вы - редактор газеты, и я думаю, иногда на мне оттачиваете свое мастерство. Я к этому отношусь нормально, нельзя быть эгоисткой.
О. Сергий, Вы меня поразили на этот раз своей многосторонностью Ваших познаний в области психологии. Некоторые места приходилось мне перечитывать ввиду своей неподготовленности к теме. Опять же, если не все отношения - отношения полов, то, что значит моя ревность при упоминании Вашей Ксюши? Шучу, конечно.
Теперь по порядку. Все, что Вы написали о взаимоотношении полов на производстве, я честно принимаю на вооружение, т.к. все верно. В отношении же лично меня читать кое-что смешно. Ни о каком гардеробе и внешности сейчас просто нет и речи, хотя раньше я очень любила "выглядеть".
У меня ощущение, что сейчас я "среднего" рода. Приходится быть постоянно "застегнутой на все пуговицы", контролировать себя во всем. Кстати, на той вечеринке я пила пресловутое пиво, к сожалению, предпочитаю его всем напиткам, да еще сухое вино. Уехала я раньше всех, но в одной машине со своим другом-директором, чем дала пищу для пересудов. Ну, да Бог с ними.
К молодежному всеобщему потреблению пива отношусь крайне отрицательно. К счастью, моя старшая дочь не приемлет никакие спиртные напитки, что не мешает ей быть приглашенной на все "тусовки". Для нее всегда покупают яблочный сок. Никогда не соглашусь, что вся молодежь одинакова. Друзья моей дочери также не пьют. На Пасху она по своему почину пошла с подругой в церковь, отстояла утреннюю службу и освятила куличи и яйца. Девочка она светлая, не в пример мне. Она интуитивно "обходит грязь стороной", что меня искренне удивляет в ней. Она патологически не умеет врать и сплетничать, а уж ходить по магазинам в поисках тряпок всегда для нее было сущей мукой. Зато просаживать деньги в "инете" - счастье. Представляете, сколько сил я положила, пытаясь ребенка перекроить на свой лад? А теперь я рада, что из моих усилий ничего не вышло.
О. Сергий, как Вы все успеваете? Искренне хочу брать с Вас пример, да опять "все потом". Умом я понимаю, что даже на выжженном поле, в конце концов, пробьется росток травы. Только я не хочу никуда торопиться, итак в своей жизни много глупостей сделала из-за своего неумения ждать и терпеть.
Я на самом деле физически устаю печатать. Вот Ваши бы письма читала и в большем объеме. Простите меня, эгоистку грешную (понятие " греха" я, действительно, ассоциирую со словом "блуд", и Вы правы, что женщины грешат больше).
Молитесь за меня о. Сергий, я Вас также поминаю в своих молитвах.
Христос воскресе, Ольга!
Спаси Господи Вас за то внимание, которое Вы оказываете мне и моим длинным письмам. Истинно говорю - грешен многословием. Хотя был период в моем детстве, когда я был сам в себе, много молчал и мало общался, да так, что моя мать искренне беспокоилась - не дебил ли ее сынок. А у меня всегда, а в тот период - особенно, был свой личный, очень интересный внутренний мир, в котором я с радостью жил и не хотел туда никого пускать. Я был настоящим фантазером и мечтателем. Я играл один, сам с собою, и мне было очень хорошо и покойно. В этом смысле мой младший сын очень похож на меня. Старший был погоняла - ты из комнаты, он сразу за тобой. А младший мог часами играть сам с собой и петь себе под нос разные песни. Затих - значит надо все бросать и бежать - шкодить начал или заснул среди игрушек.
Рад тому, что некоторые мои высказывания из последнего письма Вам пригодились. Но уж комплиментов таких я не заслужил. Ибо все то, что я Вам написал - теоретические рассуждения, а на практике все гораздо проще и сложнее одновременно. А о психологии - батюшка настоящий всегда должен быть сильным психологом. Как же он будет своим прихожанам помогать? Поэтому стараюсь соответствовать. Кроме того, так уж получилось, что в своей жизни до сана я изрядное время был руководителем разных коллективов, сплошь состоящих из женщин. Поэтому знаю о них, об их психологии достаточно много, хотя и не все. Мужские коллективы проще.
Мужчина для женщины друг - друг. Подруга для женщины - обычно серьезный соперник. Мужская дружба ценится женщинами больше, чем женская, именно поэтому.
Заставить мужчину сделать что-либо просто. Женщину - гораздо сложнее, причем для каждой должен быть свой прием, свой метод, учитывающий именно ее индивидуальные особенности.
Правда, в общении с прихожанками и своими духовными чадами женского пола я не использую свой такой опыт. Он полезен только в миру. В Церкви все подчиняется другим законам, общим для всех, вне зависимости от пола. Единственно, что учитывается - степень воцерковленности человека. Исходя из этого и все общение строится.
Истинный верующий безо всяких объяснений примет и начнет исполнять (безо всяких сомнений) благословение священника. Новоначальному это надо будет обязательно объяснять, так как у него еще нет навыков смирения. Смирение - основной инструмент управления в церковном обществе. Есть оно - Церковь живет и развивается, нет - начинаются нестроения. Дай Бог и Вам быстрее навыкнуть в этом делании.
Смирение - очень хороший способ достичь внутреннего духовного равновесия. К чему верующий человек постоянно и стремится.
Немного о ревности.
Что есть ревность в моем понимании? (можно, конечно, сейчас заглянуть в Интернет и взять определение у Брокгауза и Эфрона, да зачем?) Постараюсь дать Вам свое понимание этого понятия.
Есть "ревность о Бозе". Это качество характера человека, который последовательно и непримиримо, с особой тщательностью соблюдая учение христианское и его толкование святыми отцами Церкви, занимается катехизаторской деятельностью, научая всех, кого возможно, истинам своей веры. Это бескомпромиссный человек. Глашатай веры. Обличитель всех и вся. Он не приемлет людей, не разделяющих его взгляды и особенно жестко относится к отступникам и маловерам. Ныне покойный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн написал книгу для пастырей, в которой в качестве примера самого первого греха лжепастырства привел стремление новоначальных священников обличать и поучать всех. Ибо нет человека без греха. И поэтому здесь особо значимы слова Иисуса Христа: "Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень". Поэтому такая ревность есть грех.
Есть "ревность к работе". Синонимы - "злость к работе" и т.п. Хорошее качество, хотя с такими людьми рядом работать сложно, так как и себя не жалеют, и другим спуска не дают.
Есть еще и "ревность по любви". Что такое любовь см. в последнем письме. Очень часто мы, любя кого-то или чего-то, хотим, чтобы ответное чувство или действие к нам было самым-самым, большим или лучшим, чем к другим, окружающим нас людям. Очень часто это чувство присутствует среди духовных чад какого-нибудь, зачастую очень популярного и известного, священника. Да и у мало популярных батюшек духовные чада ревнуют друг к другу. И все происходит совершенно также как и в любой семье. Вот дети сорятся: мне это не дали, а ему дали!
Я, собираясь к внукам, умышленно беру 2 одинаковых подарка, иначе будет настоящая война. Недавно моя сноха слезами плакала - вот хотела рули - игрушки такие - купить ребяткам, а денег не хватает. Один купить - ссора будет неимоверная. Пришлось деду раскошелится.
Да что я все это Вам рассказываю, у Вас у самой девочки. Неужели они друг к другу Вас не ревнуют? Думаю, что ревнуют.
Так что, ощущая такое вот сложное чувство, возникающее в нас по отношению к духовным чадам нашего пастыря, надо обязательно помнить об этом и бороться с этим чувством. Так как, будучи сама матерью, Вы прекрасно знаете о том, что он Вас всех любит и помнит. Может и не проявляет каких-либо при этом действий, но может так и надо? Может сейчас Вам важнее побыть на некотором расстоянии? А может у духовного отца просто сил на всех не хватает.
Я постоянно говорю своим духовным чадам, причем каждому в отдельности: любите друг друга, как заповедал нам Иисус Христос, не ревнуйте друг друга, это плохо, тебя другие любят, посмотри, а ты начинаешь так плохо к ним относиться.
Почему я об этом написал? Вы пометили, что это ваше высказывание - шутка.
Простите, но если бы Вам это было безразлично, то Вы бы, даже шутя, об этом не подумали? Верно? Так что, шутка это или не шутка, а мысль эта стала думаться. Боритесь с ней.
В начале июня Вы приедете сюда и познакомитесь со многими моими духовными чадами. И я очень хочу, чтобы между Вами установились самые добрые отношения. И в первую очередь потому, что многое из того, что надо знать и делать верующему, он узнает не от батюшки, а от вот таких же, как и он, верующих. А вот это и есть приход, в котором верующие помогают друг другу молитвой, советом и делами, действительно аки братия и сестры! Священник может умереть, уехать в другое место, на все воля Владыки святаго и Бога. А приход остается.
И в заключение этого рассуждения замечу, что в настоящий момент такое вот общение, достаточно плотное и постоянное, по переписке, у меня одно единственное - с Вами. Так что можете не волноваться, Вы тут точно единственная.
О молодежи.
Искренне рад за Вас, что девочки Ваши, с точки зрения нравственности, такие вот хорошие. Дай Бог, чтобы и далее было так. Рад за Вас. Но, правда, замечу, что наши дети - это еще не вся молодежь. Есть среди молодых много хороших и светлых, но и темного тоже очень много. О них я и беспокоюсь. О них и писал Вам. А о "пивном" алкоголизме не я это придумал, а социологи и врачи. Они владеют информацией и во всю бьют тревогу. Хотя я еще раз повторюсь, что одно дело - считать, а другое - лицезреть это постоянно, каждый вечер, на улицах наших городов и сел. И я это, с прискорбием говорю, вижу постоянно. Дай Бог нам, нашему обществу, победить этот злой недуг.
Напоследок, для примера, приведу один случай.
С год назад я находился в нашей машине на автостоянке рядом с центральным рынком г. Ижевска. Очень, знаете, интересно вот так наблюдать за людьми. Вдруг вижу - проходит мимо миловидная женщина средних лет (около 40), одета прилично, выглядит свежо. Может быть бухгалтер, или даже врач или учитель. И вдруг замечаю, что она каким-то таким киношным жестом прикладывается на ходу к пивной бутылке, которую так картинно несет в руке. Идет и пьет. Вы знаете, меня это очень поразило. Среди нашего поколения не было моды пить пиво на ходу. Что, такая уж у этой женщины жажда, что остановиться не может, на скамейку сесть? Да в наше время, когда мы были молодыми, девушки, подружки наши, верхом неприличия считали потреблять алкоголь открыто, у все на виду, тем более из горлышка! Категорически отказывались. Не было на Руси такой моды. Откуда она взялась? - Да из ящика же! Из этого дурацкого ящика!
Я не знаю, знакомы ли Вы с таким интересным интернет-героем, как Масяня. Очень интересная девица, сверхпопулярная. Но как она себя ведет! И это истинная правда! Более того, многие из тех, кто "виснет" в Интернете, любят ее, копируют в разговорах, перенимают повадки. И это страшно. Несмотря ни на что хорошее, что есть в этой Масяне, а у меня, кстати, есть не один ролик с нею, она - плохой пример для подражания для нашей молодежи. И не ретроград я. И не старый, несовременный ворчун. Просто вижу немного вперед, и далеко не самое лучшее.
О своих "везде успел".
Грешен, далеко не везде. Вот бы мне лет так 10-15 скинуть, вот бы я тогда успел! Тогда я действительно успевал везде. Без хвастовства, статистику специально собирали, - в день было до 300 деловых звонков, до 20-ти встреч, до 6-ти заключенных контрактов. Сегодня - здесь, завтра - в Челябинске, послезавтра - в Киеве, затем Москва и т.д. и т.п.
Так вот и жил. Лучший отдых - неделя рыбалки на берегу вавожской речки. И снова как человек. А сейчас - ленив, грешен, и медлителен. Как старый изработанный аккумулятор. Подзарядили - поработал чуть-чуть и снова скис. Ни жив, ни мертв.
Да, я редактор епархиальной газеты. У нас есть свой сайт. Сходите, не пожалеете. Там есть много чего интересного. В свое время, считая очень нужным для научения православных основам веры иметь газету, мы своими силами издавали еженедельно газету "Вавож православный". Потом, так уж получилось, преобразовали ее в "Православную Удмуртию" и теперь издаем ее для всех православных Удмуртии.
Не просто это, но очень для людей надо. Вот и стараемся успевать. Кстати, нашу газету, благодаря Интернету, читают и в Канаде (духовные чада нашего Владыки, который некоторое время возглавлял там духовную миссию РПЦ), и в Атланте, и во многих других странах.
Так что - пример я плохой.
Скажете - как же Вас все же на все то, что делается, хватает? Очень просто. Личной жизни нет. Есть только личный сон. И, когда совсем уже невмоготу, просто - некоторое ничегонеделание. А так - все мысли только о своем деле. И это плохо. Очень мало уделяю внимания семье, ее делам, внукам. И это очень, очень грустно.
И еще - о Вашей внешности. Вы тут мне написали, что сейчас себя за "оно" считаете. Очень даже зря. Вы думаете, что от этого кому-то станет хуже, а Вам лучше? Теперь, даже больше чем раньше, Вы должны наконец-то понять, что Вы - женщина. И относиться к своей внешности подобающим образом. Конечно, с ума сходить не надо, и кидаться менять наряды по 3 раза на день тоже. Но строгие, женственные одежды должны носить. Хотя бы уж потому, что у Вас растут дочери, и они во всем берут с Вас пример. Вот и соответствуйте. По мере возможности. Смешно будет выглядеть высокопоставленный чиновник в рубище, а юродивый - в царственных облачениях. Или мужчина - в женской одежде. Да и стремление женщин носить брюки я искренне не приветствую. Своим певуньям я конкретно говорю - не зачем вам брюки носить и длинные юбки, не монахини и не мужики. Одевайтесь строго, но по женски красиво. Как и подобает нормальному мирскому человеку. Разрезы убрать, это соблазн. Но колготки должны быть качественные. И туфли хорошие. Правда, постоянно с ними тихую войну по поводу одежды ведем, с переменным, так сказать, успехом. Молоденькие, очень на моду оглядываются, экспериментируют. Да и знают, хитрые такие, что о. Сергий не строгий, все простит.
Кстати, даже монахини не чужды женственности. Я наблюдал в женских монастырях разные штучки. Даже свое монашеское облачение они умудряются пошить и носить особенно и чисто по женски красиво и аккуратно. А как при этом держатся! Молодцы! Хотя и у них бывают перекосы. Был в декабре 2002 г. в одном скиту в Дивеево. Служил там. Моя келлия была рядом с келлий старшей сестры скита. А какие модные изящные сапожки стояли рядом с ее келлией! Я только головой покачал. Все-таки человек и в монастыре - человек. Зная эту монахиню как истинную подвижницу и труженицу, я могу только одно сказать - Дай ей Бог помощи во всех ее благих делах и начинаниях! "Но избави и ее от лукаваго".
Спаси Господи Вас за молитвы и за меня, грешного.
Как всегда, жду Ваших писем.
о. Сергий
Навигация
Наша рассылка
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.