"Ответы на ходу" - краткие ответы на духовные вопросы
Впечатления от моей поездки в Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь 22-26 августа 2003 г.
С 22 по 26 августа 2003 г. Ваш нижайший слуга странствовал по необъятным просторам нашей Родины в составе паломнической группы в Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
Наша группа, численностью более 90 человек, путешествовала на двух автобусах.
Большинство из паломников были людьми невоцерквленными, отправившимися в путь скорее из праздного любопытства, чем по зову души и велению сердца. Поэтому мне, как единственному священнику, пришлось приложить немало усилий, чтобы как-то, хотя бы очень поверхностно, объяснить своим спутникам, чем отличается обычная экскурсия от паломнической поездки, для чего мы вообще собрались в Дивеево, что есть покаяние, как надо вести себя в монастыре и т.д. и т.п.
К сожалению, моих усилий оказалось недостаточно, о чем засвидетельствовал мне отец Игорь - один из монастырских священников, исповедавших наших земляков и не допустивший часть из них к Святому Причащению. Здесь я расскажу о том, что конкретно интересовало наших паломников, и какие характерные казусы совершались ими по своему незнанию. Дабы прочитавший эти строки мог бы "намотать чужой опыт себе на ус" и отправляться в подобную поездку уже достаточно подготовленным.
Степень же подготовленности большинства из моих спутников наглядно представляется разговором между двумя пожилыми женщинами еще по пути в Дивеево, переданным мне случайно услышавшим их человеком:
1-я: Слушай, а зачем ты ешь колбасу? Завтра же будем причащаться!
2-я: Ничего. Я пойду на исповедь, и батюшка мне все грехи простит...
Шел Успенский пост - время сугубой подготовки к празднованию Успения Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии. Пост, по строгости совпадающий с Великим постом, только продолжительность его всего 2 недели. Любой православный должен в это время особо блюсти себя, соблюдая все требуемые ограничения. И уж тем более исключить из своего рациона всякую скоромную пищу.
Может ли православный христианин допустить себе потребление мясной пищи таким постом? Тем более - на пути к таким святыням, которыми изобилует Дивеево. Тем более - если завтра причащаться.
Да и грехи-то человеческие не священник прощает, а Сам Бог! Священник только, аки недостойный свидетель, помогает исповеднику в таинстве его покаяния.
Я думаю, что эта женщина знала о посте и требованиях по подготовке к причащению. Даже если поста нет, православный перед причащением должен соблюдать пост неделю, и только в исключительных случаях - 3 дня. И в самых исключительных случаях, например, при серьезной болезни и т.п., 2 или 1 день. Так это однозначно определено Уставом нашей Церкви.
Почему-то мне думается, что она уже встречалась в своей жизни с поверхностным исполнением исповеди каким-либо священником, который допустил ее, неподготовленную, к Святому Причастию и тем ввел в великий грех - грех недостойного Причащения. А она, единожды согрешив, уже всерьез уверена, что ей это и дальше так сойдет.
А теперь перескажу мою первую подготовительную беседу.
Возлюбленные о Господе братия и сестры!
Мы с Вами направляемся в Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский женский монастырь. То, что мы сейчас совершаем, - не экскурсия. Это - паломническая поездка.
Экскурсия - это своеобразный отдых, при котором мы знакомимся с какими-либо достопримечательностями, встречаемся с новыми людьми, путешествуем, меняя привычную обстановку, набираемся впечатлений и тем самым отдыхаем.
Паломническая поездка - это труд. Труд Покаяния. Во все времена православные паломники, направляясь к святым местам, обязательно старались совершить и телесный подвиг. Например, накладывали на себя строгий пост, или проходили часть пути пешком, хотя можно было его и проехать на телеге, бричке, пароходом или по железной дороге. Тем самым как бы приносилась видимая жертва Богу, ради которого все это и совершалась. Паломник как бы старался совершить некоторое очищение, "наказывая" себя физически, искупая этим свои грехи.
Прибывая же в святое место, православный, должным образом подготовив себя постом и телесным подвигом, исповедовал свои грехи, участвовал в богослужении и причащался Святых Христовых Таин.
Для тех из нас, кто сегодня собрался на экскурсию, данная поездка окажется бессмысленной. Ибо очень мало, даже в таком святом месте, как Дивеево, каких-то особенных достопримечательностей, на осмотр которых нужно потратить больше 1-2-х часов. Так что приготовьтесь к труду. К труду особому, духовному.
Мы сегодня не идем к святым местам пешком. Мы едем в комфортабельном автобусе. И, несмотря на все трудности пути, особого телесного подвига с Вами не совершаем. Но мы обязательно постараемся совершить подвиг духовный - молиться, поститься, вспоминать о своих согрешениях, готовиться к достойному приближению к святыням.
В чем смысл покаяния? Так уж устроен наш мир, что мы постоянно согрешаем. Грех - по-гречески - "не попадание в цель". А что есть цель для нас, православных?
Есть заповеди Божии, которые изложены в Священном Писании. Соблюдая их, мы с Вами очищаем, совершенствуем, преобразуем, осветляем наши души и некоторым образом приближаемся к тому совершенному идеалу, пример которого нам явил Господь наш Иисус Христос. И тем самым спасаемся. Если же мы не соблюдаем эти заповеди, то совершаем грех и ухудшаем свое душевное состояние. И чем больше у нас грехов, тем дальше мы от идеала.
Милосердный Бог, осознавая наше несовершенство, дал нам возможность испросить у Него прощения, чтобы мы, очень духовно слабые и потому постоянно согрешающие, могли очиститься от духовной грязи и заново начать свой нелегкий и тернистый путь к Нему. Неоднократно об этом говориться в Евангелии: "Чадо! Упал - встань и иди! Упал - встань и иди!.." Покаяние - способ начать жить заново. Повторить попытку. Еще и еще раз. И так многократно, пока мы все же не научимся вести себя как должно и не совершать грех.
Чтобы покаяние было действенным, необходимо исполнение 3-х его компонентов: осознания того, что грех совершен; просьбы к Богу о помиловании; искреннего желания и обещания так больше не творить. Или хотя бы пытаться так больше не творить.
Многие из Вас возможно в первый раз сегодня смогут задуматься о своих согрешениях, реально оценить свои прожитые годы и осознать всю глубину пропасти, которая отделяет их от идеала. Давайте же задумаемся об этом.
Я не буду сегодня останавливаться на конкретных видах грехов, которые свойственны всем людям. Только для перечисления их понадобится гораздо больше времени, чем мы с Вами будем ехать до Дивеево. Да и не к чему. Все мы - взрослые люди, и сами прекрасно знаем, в чем конкретно согрешаем. Если же у кого будут конкретные недоуменные вопросы, то я готов побеседовать с ним о его грехах конкретно в личной беседе.
Можете подходить ко мне в любое время нашего путешествия, спрашивать меня. Для того я здесь с Вами, чтобы помочь Вам разрешить свои проблемы.
А теперь я вкратце расскажу Вам о том, как должно вести себя в монастыре.
Монастырь - это особое место, где существуют достаточно строгие требования, как к одежде, так и к поведению паломника.
В частности, заходя в храм, мужчины всегда снимают свои головные уборы, а женщины покрывают свои головы платками в знак смирения пред Господом, в Дом Которого они, недостойные, пришли. Особо много требований к одежде женщин. Так недопустимо заходить в храм в брюках, шортах, коротких юбках, иных, не соответствующих полу одеждах. Да и мужчину в шортах в храм не пустят. Рукава блузок и кофт у женщин должны быть длинными.
Настойчиво не рекомендую пользоваться косметикой. Следы ее потом очень сложно убрать со святынь. Не забывайте стирать ее с лица перед посещением храма, а лучше вообще ею не пользоваться.
Особое внимание хочу обратить на взаимоотношения с другими паломниками. В таком монастыре, как Дивеевский, всегда множество паломников из самых разных мест. Каждый - со своим характером, капризами. Будьте добры друг к другу, уступайте, пропускайте вперед излишне торопливых, и сами не будьте такими. Не ссорьтесь, старайтесь все разрешить миром, помогайте по-братски и по-сестрински друг другу. Ведь мы все - братия и сестры во Христе. Смиряйтесь и терпите, даже если Вы очень устали стоять в этих длинных очередях. Лучше совсем уйти, чем стараться добиться своего вне очереди.
Остальные требования Вам сегодня расскажут наши старшие по поездке, и я, поэтому, не буду особо здесь распространяться.
А пока - спасибо за внимание и долготерпение.
В отличие от прошлой поездки, совершенной мною в составе паломнической группы также в Дивеево, вопросов, точнее - интересных вопросов для меня лично, как пастыря, было не так много. Возможно потому, что старшие групп Софья и Светлана много поведали нам полезного сами.
Светлана рассказала о том, что не стоит приобретать какой-либо церковный товар не на территории храма, так как паломникам настоятельницей монастыря матушкой Сергией благословенно покупать иконы, свечи и иные церковные принадлежности только в монастырских лавках. Какие бы красивые эти сувениры и безделушки не были. Например, около дальнего источника прп. Серафима стоят целые развалы с различными камнями и безделушками на церковную тему. Но это всего лишь красивые камушки, а никакие не святыни.
Есть, правда, камни и по берегам самого источника. Каждый год монастырь возобновляет эти берега, привозя машины камней. И каждый год паломники, несмотря на не благословение делать это, разбирают их на сувениры десятками тонн. Понятно, что хочется каждому увезти что-либо на память из Дивеево. Веточки, камушки, песочек, что-то иное оригинальное, что вот, под ногами и бесплатно, только нагнись и возьми... И вот, камешек за камешком, сотни тысяч паломников развозят по всему миру берега Серафимовского источника, заставляя монастырь снова и снова нести ненужные траты. Посему брать камни на источниках на память строго не благословляется.
Также глупо приобретать фасованную земельку с канавки. Да, она красиво упакована. Но эта же земелька совершенно бесплатно раздается в начале канавки паломникам - бери, сколько поделаешь. А фасовка - кто даст гарантию, что в этих блестящих упаковках действительно земля с канавки?
Некоторым может показаться, что ограничения со стороны матушки Сергии неправомерны. Ну, пусть торгуют не на территории монастыря, но зато у паломников будет возможность выбора. Так то это так. Но. Во-первых, весь товар, продаваемый не монастырскими лавками, не освящен. То есть, это не иконы, а просто фотографии, не крестики, а кусочки металла и т.д. Во-вторых, для монастыря, несущего гигантские затраты по восстановлению всего порушенного за годы советской власти, продажа товара через иконные лавки является одним из основных источников дохода. Ясно, что торгующие вокруг монастыря ни копейки монастырю не жертвуют, а обогащаются, паразитируя на святости этого места и религиозных чувствах паломников. Поэтому вынуждено руководство монастыря идти на такие не православные меры, взывая к сознательности верующих и защищая свои доходы.
Светлана особо подчеркнула, что матушка Сергия не благословляет подавать какую-либо милостыню просящим ее на территории монастыря. Пожалуйста, если у Вас есть такое желание, то делайте это за оградой.
Искренне говорю, что вот эту новость я лично воспринял очень радостно. Наконец-то насилие наглых бомжей, совершенно непристойно пристающих к верующим с требованием подать им на хлеб денег, оскорбляющих тех, кто не желает этого делать, навязчивых до неприличия, чем-то ограничено! Ранее я уже неоднократно сталкивался с тем, что именно в Дивеево были самые привязчивые просители. И действительно, на территории монастыря стало гораздо спокойнее. Лишь изредка, все же, подходят и на территории монастыря, и просят, но далеко не так нагло и навязчиво, с оглядкой по сторонам. И то благо!
По ходу повествования отвечу и на такой вопрос, который мне задавали мои спутники несколько раз и в этот приезд:
- Батюшка! Вот, у меня просят милостыню, а я не хочу подавать именно этому просящему. Как мне поступать?
- Дела милосердия, в том числе подача милостыни, - очень богоугодное дело, о чем говорилось неоднократно в Евангелии. Помогая брату или сестре во Христе в их нуждах, мы спасаем их, и спасаемся сами. Жертвуем незнакомому только по тому, что он просит. И через это преодолеваем в себе привязанность к собственному имению, развиваем в себе доброту и милосердие.
Но не всегда просящий вызывает у нас чувство ответное. Очень часто милостыню просит бомж, на лице которого ясно написано на какие цели будут направлены Ваши кровные денежки. Как тут быть? Если есть возможность, то все же, несмотря на свое отвращение к опустившемуся просителю, надо подать ему какую-либо денежку, моля Бога о том, чтобы он действительно направил ее на благое дело. И нисколько потом не жалея о тратах. Вам это будет в истинное спасение. А куда потом эта жертва направится, уже не наше дело.
- А нам говорили, что раз они просят хлеба, то надо и подавать что-нибудь съестное.
- Это не совсем разумно, так как не хлебом единым жив человек. До сих пор вспоминаю, как на моем приходе в Пычасе после одной из служб я обнаружил на панихидном столе 17 буханок хлеба. И больше ничего. Кстати, хлеб был куплен в ближайшем магазине. Остальные продукты я был вынужден покупать в том же магазине. А хлеб раздавать своему клиру, часть из которых, по своему незнанию, пускала излишки этого жертвенного хлеба на кормление кур и уток. Вот вам и жертва! Какая польза от нее? Посему однозначно скажу, что лучше всего жертвовать деньгами. А вот за неимением их - продуктами.
Кстати, меня очень неприятно удивила небольшая грудка продуктов на панихидном столе в Свято-Троицком храме, которую я освящал, по просьбе монахинь, по концу вечернего богослужения. А в храме на службе присутствовало не менее тысячи человек. И это все происходило в сельской местности, в Дивеево, где много частных домов и огородов.
Монастырь ежедневно, во славу Божию, кормит тысячи паломников и работников в обед и вечером. Да, у монастырей, особенно таких крупных, как Серафимо-Дивеевский, много подворий, которые снабжают паломнические столовые продуктами. Но продуктов все равно не хватает. Вот и стол скуден. Хотя знаю, как монахини стараются повкуснее и попитательнее накормить посетителей. Они же хозяйки, как они могут невкусно накормить?!
В свое время, когда мы организовывали поездку по монастырям сами, мы заранее объявили всем будущим паломникам о необходимости взять с собою побольше продуктов, снести перед отъездом в одно место и хорошо упаковать. Крупы, макаронные изделия, горох, картошку, морковку, свеклу и т.п. овощи, - в общем, все возможное, чем богаты наши огороды и наши кладовые. А потом, в каждом монастыре, мы передавали по несколько мешков этих продуктов в трапезные. Чтобы было из чего и нас накормить, и других угостить. И это было очень мудро! Я думаю, что организаторам нынешних поездок должно принять такую практику. Очень нужное и важное дело.
Светлана посоветовала особо остерегаться общения с различными, внешне благочестивыми женщинами, зачастую - в похожей на монашескую одежде, которые всячески будут заговаривать с нами, прорицать, вещать, рассказывать о разных чудесах, бедах и скорбях, тем или иным способом стараясь выманить деньги.
Таких в Дивеевском монастыре действительно всегда было много. Я лично особо предостерегал своих спутников от общения с ними, так как сюда, как мухи на мед, собираются самые опытные и искусные мошенники со всей России. Сразу и не отличишь от настоящего верующего.
Так получилось, что когда наш автобус встал на стоянке у Серафимовского источника, к нам подошла симпатичная, просто, но со вкусом одетая женщина средних лет, сказала, что она из Белоруссии и нуждается в деньгах на обратную дорогу. Выходящие из автобуса женщины как-то сразу прониклись идеей милосердия и сказали, что они обязательно соберут деньги, но когда вернуться с купания. От себя замечу, что лично и я сам с первого взгляда как-то проникся участием к этой миловидной паломнице, не заметив в ее поведении никакой фальши. Женщина, вроде бы обнадеженная, отошла от нас.
После этого мы с водителями немного поговорили о том, как часто почему-то в таких людных местах появляются погорельцы, потерявшие деньги, несчастные и обездоленные. Как напасть какая-то находит. И вдруг мы, глядя друг на друга, одновременно осознали, что нашу группу тут крепко хотели обмануть! Ну что делать здесь, у святого места, вдали от монастыря - центра столпотворения всех приехавших, человеку, потерявшему деньги? И зачем ему ходить от автобуса к автобусу? Неужели наш народ так черств, что не пожертвовал ей уже достаточно денег, чтобы добраться до дома? По моим расчетам только один автобус, по самой малой таксе, дает такому просителю 500 руб. А автобусов - десятки. Да и уж слишком плавно и шустро она говорила, и вид у нее был слишком ухоженный, домашний такой. Не скажешь, что нуждается. А при внимательном рассмотрении не больно-то она на настоящую богомолицу была похожа. Истинная вера на челе человека светится. Но этого видно не было.
И тут эта просительница "переборщила". Когда наши водители вышли и встали у входа, она снова подошла и повторила свой вопрос. Из слова в слово. С одной и той же интонацией. Легко и непринужденно. Как будто она это делала уже тысячи раз. Поторопилась, а зря. Наши спутники были уже сломлены ее смиренным видом. Но тут все пошло насмарку. Осознавая, что его пытаются обмануть на самых светлых чувствах - братской любви и милосердия, так свойственных православному, один из водителей, спокойно ответил ей: "Сейчас, насобираем... Нет у нас денег". Замечу, что эта женщина - великолепная актриса. Талант, потраченный зазря. Она почти не переменилась в лице, так, тень недовольства мелькнула и все. Развернулась и спокойно отошла к другому автобусу. Замечу, что истинный пострадавший уж точно бы тут расстроился. И снова, другими словами о своей беде стал бы рассказывать, пытаясь убедить Вас помочь ему. А с этой - "как с гуся вода". Про таких еще моя бабушка не раз говаривала: "Плюнь в глаза, оботрется и скажет, что Божья роса". Трудно, ох как трудно отличить мошенника от настоящего страждущего. Но есть очень простой совет: "Прежде, чем отдать пожертвование, остановитесь на пару мгновений, помолитесь Богу про себя, чтобы вразумил Вас, как должно поступить, постарайтесь при этом не слышать просящего, но прислушайтесь к своему сердцу. И оно подскажет, как Вам надо поступить". Ибо подать пожертвование не нуждающемуся, а мошеннику - не спасительно! Не жертва это, толку не будет, а наглеца и святотатца своей жертвой Вы только укрепите в его неугодном Богу деле. И сие есть Ваш грех. Посему - будьте внимательны!
Говорила Светлана и о том, что если будет свободное время, и если кто-либо из монашествующих обратится с просьбой о помощи на каком-либо послушании, например, в трапезной или при нарезании хлеба на сухарики, то нельзя отказываться. Только надо предупредить своих и помнить всегда время, когда группа соберется, чтобы не потеряться. Мы ведь не только молиться едем, но и монастырю посильно помочь.
Все было у нас в этой поездке с избытком: и хорошее и сложное.
Пока мы ехали, мои духовные чада - певчие Вавожского храма, - много читали и пели акафистов, молитв и канонов, чтобы и спутники наши могли приобщиться к молитве и должно, несмотря на спартанские условия, подготовиться ко Святому Причащению.
Также были показаны несколько видеофильмов про Дивеево и другие монастыри, постоянно звучали духовные песнопения, настраивая пассажиров на молитвенный лад.
А сложности в нашем автобусе начались очень даже скоро. Сначала, недалеко от Елабуги, у нас стала биться в припадке и умирать одна, как потом выяснилось - больная диабетом, женщина. Про ее, не очень хорошее здоровье старшие знали. Но она клятвенно обещала, что с ней ничего не произойдет. Да и перед этим она уже ездила в Дивеево, и все у было нормально. Но здесь случился приступ. До поездки эта женщина сообщила соседке, что диабетик. И более мы ничего не знали. Лекарство и шприцы в ее багаже были найдены, но книжки диабетика с указанием нормы укола у нее не было. Какую дозу колоть, как женщину в чувства приводить?
Слава Богу, что припадок начался на остановке. Руководители смогли связаться со скорой помощью, которая через несколько минут прибыла из Елабуги, и врач с 4-ой попытки сделал ей укол. Женщина пришла в себя. Врач заверил нас, что больная сама за собой может спокойно проследить. И что забирать ее в стационар нет смысла. Единственно - он не дал 100% гарантии, что и далее у нее все будет хорошо, но, если эта женщина будет контролировать свое состояние, то до Дивеева оставшиеся 800 км она выдержит. Несколько успокоенные мы, после получасовой задержки, отправились в путь.
Что я хочу сказать по этому поводу? Очень часто мы, надеясь на авось и не рассчитывая правильно свои силы, ставим в трудное положение других людей. Если бы эта больная внимательно следила за своим состоянием, припадка бы не было. А так, еще неизвестно, чем бы это все кончилось, если бы припадок случился вдали от населенного пункта. Сколько времени продержалась бы эта женщина, пока бы не умерла? Не стоило такой больной отправляться за тысячу километров в автобусе. Всегда и настойчиво буду рекомендовать таким болящим не рисковать и добираться до святых мест иными способами, позволяющими, при необходимости, оказать первую помощь быстро и своевременно. Например, поездом, где нет такого стеснения, как в автобусе. И дышится легче. И врачи в составе всегда есть.
Но приключения наши на этом только начались. Через сотню километров в нашем автобусе возникла серьезная неисправность. Около 9-ти часов вечера мы остановились на отдых в "яме" - месте, где останавливаются почти все путешественники, и где всегда торгуют разной копченой рыбой.
Выяснилось, что автобус надо серьезно ремонтировать. С великим трудом уговорив женщину-диабетика пересесть на исправный автобус, мы остались на стоянке для ремонта, а другой автобус ушел в путь.
Водители переоделись, начали ремонтировать машину, а мы, вычитав вечернее правило, постарались задремать.
Но сон был не крепким. Когда автобус движется и плавно укачивает Вас, спится гораздо лучше, чем, если он стоит. Ближе к утру некоторые из наших спутников потеряли всяческое терпение и потихоньку, не слишком громко, но так, чтобы все слышали, стали "зудеть", проклиная весь этот сервис, требуя возврата домой и денег, ругая нерасторопных организаторов, которые не могут быстро вызвать заменную машину и т.п. Это была настоящая пытка. Только начнешь засыпать - как ворчание возобновляется. И так каждые 10-15 минут. К утру нас коллектив, изрядно устав от "ныться" одной, особо нудной женщины, был уже изрядно разделен. Часть, к счастью - большая, - смиренно ждала возобновления путешествия. Часть начала роптать, группируясь по несколько человек и обсуждая "планы восстания".
Мне лично пришлось применить свой авторитет священника и резко одернуть наиболее нетерпеливую спутницу. Видимые возмущения затихли, но тихое недовольство распространялось верно и достаточно быстро, приводя в уныние уже многих.
Как тут надо было поступить? Мы все, и в первую очередь лично я, а также Светлана, оказались не готовы к такой неприятности. Сейчас, поздним умом, я понимаю, что надо было бы что-то придумать, как-то организовать группу, отвлечь внимание от ожидания отправления, наладить общение с людьми.
Светлана смогла еще рано утром связаться с руководством автобусников и получить сообщение о том, что заменный автобус сможет подойти к нам только в 14 часов. Или позже. Я, будучи в неведении и ожидая отправления автобуса каждую минуту, расслабился и ничего не предпринимал. И это плохо. Ибо за духовное состояние в группе в первую очередь отвечает священник. В чем и теперь каюсь и себя ругаю.
Все в этом мире когда-то кончается. Наконец-то подошел новый автобус, мы перебрались в него, и, тепло попрощавшись с нашими прежними водителями, которые всю ночь, не смыкая глаз, пытались восстановить развалившуюся коробку передач, с облегчением отправились в путь.
Снова мы молились в пути, снова дремали в своих креслах. Поздно ночью прибыли в Дивеево и вынуждены были до утра коротать время в автобусе, так как никто ночью на ночлег нас бы не разместил.
Утром же выяснилось, что и первую нашу группу также ждали испытания. Так, в связи с наплывом паломников, их смогли разместить только в каком-то недостроенном помещении, где даже света не было. Повалились наши уставшие спутники на рухлядь, кое-как разбросанную по полу, и забылись сном. Часть же не пожелала ночевать в таких спартанских условиях и вернулась в автобус, заночевав там и создав массу неудобств водителям, которые из-за этого совершенно не смогли нормально отдохнуть.
Для чего я это все Вам рассказываю и так подробно?
За те 18 часов, которые мы простояли в "яме", у всех было достаточно времени подумать о случившимся и попытаться найти причину происшедшего.
Как поступили те, кто по жизни не верующий, суеверный или маловер? Они во всем винили окружающих: организаторов, водителей, плохую технику, плохой сервис. Себя же винили только в виде: "Какая я глупая, что так обманулась и поехала в эту поездку!"
Одна из наших спутниц рассказала мне, что еще в прошлую поездку в Дивеево некий блаженный сказал ей, что она туда больше не приедет. И она скорбела оттого, что по ее вине автобус здесь застрял, и все пострадали. Есть здесь и доля хорошего - человек ищет причину беды в первую очередь в себе. Есть и плохое - суеверное восприятие слов человека, которого все почему-то считают прорицателем. Лживость этого предсказания подтвердилась позже, когда все же в Дивеево мы прибыли, и ничего не препятствовало моей спутнице приложиться к мощам преподобного Серафима, исповедоваться и причаститься. Сие показало, насколько глупо верить словам всяких доморощенных "юродивых". Очень часто мы, желая видеть во всем какой-то тайный смысл, обыкновенного сумасшедшего или полоумка, прикормленного сердобольными старушками при церкви, принимаем за святого.
Были среди нас и те, кто искренне вспоминал все свои согрешения и скорбел о том, что по его вине страдают и остальные.
И, наконец, были такие, кто просто смиренно молился Богу и ждал.
По моему твердому убеждению, все эти невзгоды были посланы нам именно для того, чтобы мы имели время, чтобы подготовиться к покаянию. А также для смирения особо нетерпеливых и маловеров.
Именно поэтому я, в своем слове перед Святым Причащением на ранней Божественной Литургии, совершенной в Свято-Троицком храме в понедельник, 25 августа, говорил о смирении:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь.
Возлюбленные о Господе братия и сестры!
Сегодня, совершая Божественную Литургию в храме, где почивают мощи одного из самых известных и прославленных святых Русской Православной Церкви святаго преподобнаго Серафима, Саровского Чудотворца, 100-летие Прославления которого мы торжественно праздновали совсем недавно, хотелось бы сказать о добродетели, особо присущей этому дивному старцу. Эта добродетель - смирение.
Смирение, по мнению многих святых отцев нашей Церкви, - высшая добродетель, высшее качество человеческой души, самое высокое мастерство в духовном делании.
Как часто мы, желая того или иного в нашей жизни, скорбим, когда этого не получаем или не достигаем. Нам всегда хочется больше того, чем мы имеем. Вот мы достигли чего-то, получили в свое имение ту или иную вещь. Но нам теперь надо другое, нам теперь надо испытать новые удовольствия, потакая своей потребительской мирской натуре. И это происходит бесконечно, до самого конца нашей жизни. Правда, бывают и такие моменты, когда мы пресыщаемся, и уже ничего нам не хочется, но душа наша тоскует и жаждет чего-то. Эта тоска порой настолько давит нас, что появляются мысли о самоубийстве, о прекращении этой пытки. И мы не знаем, как разорвать этот порочный круг.
Часто мы, желая все же как-то изменить себя и свою жизнь, стараемся терпеть. То есть - желать чего-то, но терпеть, ограничивать себя, разумом понимая, что все иметь и все удовольствия получить невозможно. Чем отличается терпение от смирения? Терпение - это когда мы хотим, но сдерживаем себя. Смирение - это когда мы не хотим.
Опыт духовного делания человечества однозначно показывает, что рано или поздно тот, кто терпит, падает под натиском своих желаний и согрешает. Причем - чем более и долее он терпит, тем тяжелее падение и страшнее совершаемые при этом грехи. Ибо человек слаб перед бесами.
Но если человек смиряет себя, то есть заставляет отказаться от своего хотения, своих порочных желаний, а уповает во всем в своей жизни на волю Божию, то он достигает самого высокого уровня духовного делания, самой высокой духовной чистоты. Смиренный человек ближе всего уподобляет свою душу образу Божию. Об этом сказано и в Евангелии: "Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть" (Мф. 11, 28-30).
Будем же и мы смирять себя, и да поможет нам в этом Милосердный Господь всегда: ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Были у наших руководителей опасения, что мы что-то из-за опоздания сделать не успеем. Но успели все. И помолиться на службе, и приложиться к святыням, и исповедоваться, и причаститься святых Христовых Таин, и искупаться в источниках. И пройтись по Канавке. И набрать сухариков, масла и святой воды.
А когда вернулись назад, все трудности пути забылись. А осталось в душе искреннее и глубокое ощущение прикосновения к самым святым святыням. Чувство Благодати, покоя и счастья.
Были, правда, еще вопросы, на которых стоит остановить свое внимание:
- Батюшка! Как мне быть? Я дважды встала в очередь и дважды получила сухарики и освященное масло. Я, наверное, сделала неправильно?
- Что поделаешь с тем, что такие вещи здесь нормируются. Если монашествующие будут выдавать всем паломникам столько сухариков и масла, сколько они желают, то другим не останется. Но и в Вашем поступке греха не будет, если эти святыни Вы, по приезде домой, раздадите Вашим знакомым братиям и сестрам во Христе. Чтобы и у них была радость общения со святым преподобным Серафимом. А на будущее, все же, просите столько, сколько Вам надо. Может и дадут. А не дадут - смиряйтесь.
- Можно ли после причащения или помазания маслом купаться в святом источнике?
- Можно. Уставом Церкви это не запрещено.
- А вот некоторые говорят здесь, что нельзя.
- Сие есть вредное суеверие. Слишком много тут, в святом месте, людей так или иначе показывающих, что они такие верующие, такие благочестивые, такие православные, что страсть! Тешат свою гордыню, пользуются тем, что многие паломники теряются здесь, ведут себя, аки малые дети, и всему, что им не скажут, верят.
Эпизод на стоянке. Мимо кабины автобуса проходит в сторону источника затрепанный мужичек с корзинкой грибов. Проходя, поднял корзину, показал мне. А потом, увидев по моему лицу реакцию, крикнул: "Я не продавать! Я искупнуться иду! На источник, искупнуться!" И смех, и грех.
Разговор между священниками в гостиничной трапезной за ужином. Речь зашла о получении новых паспортов и ИНН. Батюшка с Украины и инок из Ростова оказались сторонниками отказа.
- Послушайте. У диакона Андрея Кураева есть очень добрая книга на эту тему. Посмотрите ее. Там все очень грамотно объяснено.
- Да, отец Андрей очень грамотный человек. Но вот старец Кирилл говорил неоднократно, что неприемлемо нам принимать ИНН. Да и многие другие старцы.
- Я всегда задумываюсь, почему мы более доверяем словам старцев, а не своему церковноначалию. Патриарх однозначно высказался по этому поводу. Есть Соборное мнение Церкви. А мы продолжаем упорствовать.
Какая-то наша Церковь сейчас странная. Старцы, их мнение для нас важнее и значимее официального мнения Церкви. Это приводит к расколу, нестроению. А наша Церковь только, только начинает вставать на ноги.
Точнее - думает вставать на ноги. Мне все же кажется, что единство Церкви гораздо важнее каких-то текущих проблем и недоумений.
С другой стороны - нас с Вами уже давно "сосчитали". Каждый уже имеет свой паспорт с уникальными серией и номером. Непонятно, зачем нужен еще один код. Видимо, очень денег у государства много, раз множат число этих кодов, порождают уйму свидетельств. Да и чиновники тем самым оправдывают свое существование. Глупо все это. Но я не вижу в этом признаков конца Света.
- Я остаюсь при своем мнении - конец Света приближается, и ИНН - верный признак этого приближения.
- Мы можем иметь, как верующие, свое личное мнение по тому или иному вопросу. Но священникам не должно смущать своих пасомых всякими такими идеями, так как ответственность наша велика - можем легко души загубить и за собой в ад утащить...
От себя, аки комментарий, добавлю:
1. Многие такие противления официальному мнению Церкви передаются из уст в уста и не имеют авторства - "говорят, знаете ли".
2. Я лично не встречал еще ни одного священника, который бы лично слышал слова, противоречащие официальному мнению Церкви, от какого-либо всеми признанного старца, например - старца Кирилла. Всегда ссылаются на какие-то анонимные источники или желтую околоцерковную прессу.
3. Даже если бы какой-то всеми признанный старец вдруг сказал бы официально что-либо против официального мнения Церкви, то это его личное дело. Ибо личное мнение всегда ниже мнения Соборного.
4. Любой живущий человек, в том числе и самый известный старец, всего лишь человек и может ошибаться.
5. Очень характерно, что бунт против ИНН и новых паспортов распространяется в среде наиболее категорически настроенных верующих. Им не достаточно просто посещать богослужения, молиться, жить по Заповедям Божиим. Им обязательно подавай каждый Божий день чудо, а на завтра - конец Света. А если это не происходит, то они начинают говорить, что приближение конца Света уже идет, но на это нужно время. И так бесконечно. И придумывать разные чудеса. И искать во всяком сказанном слове любого человека, особенно какого-либо странного, очень тайного смысла.
Таким хочу сказать: "Остановитесь. Оглянитесь вокруг. Как прекрасен мир, в котором мы живем. Давайте, сделаем его лучше и чище. А для этого сами станем лучше и чище. И не надо искать ничего тайного. Надо просто жить по-христиански. И прожить свою жизнь достойно. А там, как Господу будет угодно". А для далее упорствующих в своем стремлении раскачивать нашу Церковь скажу словами Евангелия: "Востанут бо лжехристи и лжепророцы и дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя" (Мф. 24, 24). Бойтесь, Вас прельщают!!!
Навигация
Наша рассылка
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.