Оглавление: I II III IV V VI VII VIII Приложение
Глава IV. Памятник архитектуры русского стиля.
Успенская деревянная церковь в Ижевске принадлежала до своей капитальной перестройки
Нижний квадратный в плане объем сделан по традиции двусветным. Тесно примыкавший к нему притвор, увенчанный возвышающейся одноярусной колокольней, придавал плану здания необходимую крестообразность. Пятиугольный в плане алтарный выступ примыкал с восточной стороны храмового четверика.
Наиболее выигрышные точки зрения раскрывались на храм с юго-восточной стороны. Игра объемов храма и причудливых силуэтов двух узорчатых главок создают особую выразительность архитектурного образа. Все здание с самого начала было покрыто фигурной тесовой обшивкой, создававшей большой декоративный эффект. Его особо подчеркнула и отделка глав ромбами в шахматном порядке, что имеет прототипы в древних храмах Москвы.
Успенская церковь. Вид с северо-запада. Фотография 1974 г.
Общий архитектурный силуэт храма и его декоративная отделка в целом счастливо уцелели. Рад мотивов был развит зодчим в последующие годы. Творческий почерк И. А. Чарушина сохранился и хорошо ощутим, несмотря на все наслоения, неизбежные при столь интенсивной приходской деятельности.
В творчестве И. А. Чарушина деревянные церкви занимают особую группу. Зодчий как бы отрабатывал там отдельные мотивы, развивающиеся в каменных храмах, в частности, в наиболее синтетическом виде в Михайловском соборе.
И. А. Чарушин. Проект храма Михаила Архангела для Ижевска.
Успенская церковь близка по ряду объемно-планировочных признаков деревянным чарушинским храмам в Каменном Заделье и Чекане. Все они восходят к чарушинскому объемно-планировочному типу каменного «кубического» храма, представленного церквями в Люке, Малой Пурге, Сов.-Никольском, Чумое, Ягуле.
Иван Аполлонович Чарушин был одним из ведущих в России мастеров русского стиля. Он возрождал формы древнерусского, допетровского зодчества. Значение Успенской церкви в Ижевске еще и в том, что наряду с близкой ей Трифоновской церковью в Каменном Заделье Балезинского района это единственная сохранившаяся деревянная культовая постройка зодчего. В Ижевске же это вообще единственное сохранившееся произведение мастера, имеющее немалое краеведческое и архитектурно-художественное значение.
И. А. Чарушин. Храм св. Трифона Вятского в селе Каменное Заделье
Глазовского уезда (Балезинский район). 1913 г. Меценат Николай II.
Оглавление: I II III IV V VI VII VIII Приложение
Навигация
Наша рассылка
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.