К титульному листу |
Раскрыть/свернуть содержание всех книг
О книге Бытия буквально.
Глава I
- Предварительные рассуждения о кафолической вере. Что такое грех? Что такое наказание за грех? Грехи естественные. Почему церковь называется кафолическою.
Глава II
- Способы изъяснения Закона. История. Аллегория. Аналогия. Этиология.
Глава III
- Объясняется 1 стих Бытия
Глава IV
- Объясняется 2 и 3 стихи Бытия. Бездна. Четыре элемента. Подобия о Духе над водами.
Глава V
- О стихах 3 и 4 Бытия. Троякий свет — эфирный, чувственный и разумный. Что такое свет.
Глава VI
- Объясняется первая половина 5 стиха, книги Бытия. Отчего имя называется именем.
Глава VII
- О второй половине 5 стиха Бытия.
Глава VIII и IX
- Объясняется 6 стих Бытия. Планета Сатурн. Объяснение 8 стиха Бытия.
Глава X
- Объясняются 9 и 10 стихи Бытия. Что значит получить форму.
Глава XI
- Объясняются 11, 12 и 13 стихи Бытия.
Глава XII
- Объясняется первая половина 14 стиха Бытия.
Глава XIII
- О второй половине 14 стиха и о стихах 15, 16, 17, 18 и 19. Великий, так называемый в просторечии Платонов, год.
Глава XIV
- Объясняется 20 стих Бытия.
Глава XV
- О том же 20 стихе, а также и 21, 22, 23 и 24 стихах Бытия.
Глава XVI
- Объясняются 25 и 26 стихи Бытия. — Что такое образ. — Подобие в собственном смысле слова. — Откуда красота? — Вселенная. — Ум.
О книге Бытия буквально.
Двенадцать книг
Книга I
- Объясняется начало книги Бытия [с 1 стиха]: В начале сотвори Бог небо и землю до стиха 5: И нарече Бог свет день, и проч.
Глава I
- На что в св. писании надобно обращать внимание и что собственно означают 1 и 2 cm. Бытия.
Глава II
- О стихе 3. Как сказал Бог: Да будет свет, чрез тварь ли, или чрез вечное Слово?
Глава III
- О том же 3 стихе. Что такое свет. Почему не сказано: Да будет небо и т. д., подобно тому, как сказано: Да будет свет. Ответ первый.
Глава IV
- Второй ответ на вышепоставленный вопрос.
Глава V
- Разумная природа становится бесформенною, если она не совершенствуется, обращаясь к Божественному Слову. Почему сказано, что Дух Святый носился над водою, прежде чем сказано, что Бог изрек слова: Да будет свет.
Глава VI
- О стихе 4. Троица, указываемая как в начале, так и в продолжение творения.
Глава VII
- Почему о Духе Святом сказано, что Он носился верху воды.
Глава VIII
- Любовь Божия к тварям обуславливает как их бытие, так и [последующее] существование.
Глава IX
- Опять о стихе 3. Во времени ли сказано: Да будет свет, или вне времени?
Глава X
- О стихе 5. Как прошел первый день — в творении ли, или после творения света? Принимается первый способ изъяснения. Второй способ понимания соединяется с затруднениями.
Глава XI
- Новое затруднение в вышеприведенном способе изъяснения касательно назначения солнца.
Глава XII
- Еще затруднение касательно последовательности трех дней и ночей до сотворения солнца. — Как произошло собрание вод.
Глава XIII
- Когда были сотворены вода и земля.
Глава XIV
- Основание, почему в первом стихе Бытия подразумевается бесформенная материя.
Глава XV
- Материя предшествует форме по происхождению, а не по времени.
Глава XVI
- Другое основание для объяснения того, как происходили день и ночь, именно — чрез расширение и сокращение света, отвергается.
Глава XVII
- Затруднение касательно духовного света — каким образом в этом свете может быть вечер и утро, а также разделение от тьмы?
Глава XVIII
- Как производит Бог действие.
Глава XIX
- В темных местах Писания ничего не следует утверждать без рассуждения.
Глава XX
- Почему при изъяснении книги Бытия приводятся разные мнения, а не утверждается какое-нибудь одно.
Глава XXI
- Какой результат такого изъяснения, при котором без рассуждения ничто не утверждается.
Книга II
- От слов: И рече Бог: да будет твердь и проч. до стиха 19: И бысть вечер. В конце книги приводятся некоторые замечания против звездочетов.
Глава I
- Что такое твердь посреде воды. Некоторые отрицают, что выше звездного неба могут быть воды.
Глава II
- Воздух выше воды.
Глава III
- Огонь выше воздуха.
Глава IV
- Воды над воздушным небом, которое, как некто заметил, называется твердью. Что такое дожди
Глава V
- Воды над звёздным небом.
Глава VI
- О добавленных словах: И сотвори Бог и проч.: делается ли в них указание на Лицо Сына Божия.
Глава VII
- О том же предмете.
Глава VIII
- Почему относительно света не сделано добавления: И созда Бог, как это делается обыкновенно относительно других творений
Глава IX
- О фигуре неба.
Глава X
- О движении неба.
Глава XI
- О 9 и 10 стихах Бытия.
Глава XII
- Об 11, 12 и 13 стихах Бытия.
Глава XIII
- О 14 и 15 стихах Бытия. — Почему светила сотворены в четвертый день.
Глава XIV
- Каким образом светила служат в знамения, и во времена, и во дни и в лета.
Глава XV
- Какою сотворена луна.
Глава XVI
- Одинаковым ли светом светят светила.
Глава XVII
- О звездочетах.
Глава XVIII
- Затруднение касательно того, управляются ли и одушевляются ли звезды духами.
Книга III
- Со стиха 20: и рече Бог: да изведут воды... и пр. до конца первой главы.
Глава I
- О происхождении животных из воды говорится раньше, чем о происхождении их из земли, потому, что вода ближе к воздуху, а воздух — к небу.
Глава II
- Погибель небес от потопа означает, что воздух перешел в природу вод.
Глава III
- Мнения о превращении элементов. Воздух в истории книги Бытия не пропущен.
Глава IV
- Пять чувств имеют отношение к четырем стихиям.
Глава V
- Как сила ощущения в пяти чувствах обнаруживается по отношению к четырем элементам различно.
Глава VI
- Элемент воздуха писателем Бытия не пропущен.
Глава VII
- Летающие не без основания названы сотворенными из воды.
Глава VIII
- Почему рыбы названы гадами душ живых.
Глава IX
- О том, что некоторые философы каждому элементу приписывали своих животных.
Глава X
- С допущения мысли, что демоны суть существа воздушные, нисколько не страдает учение Писания, что летающие произведены из воды. — Ветры. — Громы. — Облака. — Дождь. — Град. — Ясная погода.
Глава XI
- Объясняются 23 и 24 стихи. О различных родах животных, сотворенных из земли.
Глава XII
- Что значит выражение "по роду", употребленное о некоторых творениях, но не употребленное о человеке.
Глава XIII
- Почему благословение дано, подобно человеку, одним только водным животным. Обязанность рождать.
Глава XIV
- О сотворении насекомых.
Глава XV
- О творении ядовитых животных.
Глава XVI
- Для чего сотворены звери, причиняющие вред друг другу.
Глава XVII
- Недоразумение относительно мертвых тел.
Глава XVIII
- Для чего и когда сотворены терния и волчцы и бесплодные дерева.
Глава XIX
- О стихах 26, 27 и дал. Почему при творении одного только человека сказано: сотворим, и проч.
Глава XX
- В каком отношении человек сотворен по образу Божию и почему о сотворении человека не сказано: и бысть тако.
Глава XXI
- Затруднение относительно бессмертия человека, вытекающее из предоставления ему пищи.
Глава XXII
- Мнение некоторых, что словами: и сотвори Бог, и проч. обозначается сотворение души, а словами: и созда Бог, и проч. сотворение тела.
Глава XXIII
- К чему относится выражение 30 стиха: и бысть тако.
Глава XXIV
- Почему о человеке не сказано особо, как об остальных животных: виде Бог, яко добра.
Книга IV
- Объясняется начало второй главы Бытия, и, после некоторых [замечаний] о совершенстве шестеричного числа, снова возбуждается вопрос о 5 стихе 1 главы, — вопрос именно о том, как, с сотворением света, происходили вечер и утро и, таким образом, исчислялись дни до шестого и седьмого.
Глава I
- Как должны быть понимаемы шесть дней.
Глава II
- О совершенстве шестеричного числа.
Глава III
- О написанном в XI, 21 Премудрости: вся мерою, и числом, и проч.
Глава IV
- О том, что Бог есть мера без меры, число без числа, вес без веса — Троица.
Глава V
- Идея меры, числа и веса, по которым расположено все, существует в Самом Боге.
Глава VI
- Где созерцал Бог, располагая все.
Глава VII
- Как созерцаем мы совершенство шестеричного числа.
Глава VIII
- Как понимать покой Божий в седьмой день.
Глава IX
- В каком смысле, говорится, что Бог почивает. — Скорбь, заслуживающая похвалы.
Глава X
- Вопрос, мог ли Бог почить в собственном смысле.
Глава XI
- Как примиряются две мысли, что Бог и почил в седьмой день и доселе делает.
Глава XII
- Другое основание для примирения Писания о покое и продолжающемся действии Божием.
Глава XIII
- О праздновании субботы. — Христианская суббота.
Глава XIV
- Почему Бог освятил день Своего покоя.
Глава XV
- Разрешение вопроса, поставленного выше.
Глава XVI
- Покой Бога в седьмой день от дел Своих
Глава XVII
- Наш покой в Боге.
Глава XVIII
- Почему седьмой день имел утро, а, вечера не имел.
Глава XIX
- Другое основание для объяснения, что седьмой день не имел вечера.
Глава XX
- Сотворен ли седьмой день.
Глава XXI
- О свете, который до светил служил причиной перемен дня и ночи.
Глава XXII
- Как понимать, что духовный свет производил смену дня и ночи.
Глава XXIII
- Познание вещей в Слове Бога и в самих себе.
Глава XXIV
- Знание Ангелов.
Глава XXV
- Почему в течение шести дней не упоминается ночь.
Глава XXVI
- Как понимать число дней.
Глава XXVII
- Обыкновенные дни недели весьма не похожи на семь дней Бытия.
Глава XXVIII
- Объяснение, данное свету и духовному дню, не следует считать несобственным и фигуральным.
Глава XXIX
- День, вечер и утро в Ангельском познании.
Глава XXX
- Познание ангельское нисколько не становится ниже хотя в нем есть и вечер и утро.
Глава XXXI
- Каким образом в начале творения вещей в ангельском познании не разом были день, вечер и утро.
Глава XXXII
- Хотя в познании Ангелов было тогда все одним разом, однако не без некоторого порядка.
Глава XXXIII
- За раз ли сотворено все, или в промежутки дней.
Глава XXXIV
- Все создано разом и, тем не менее, в шесть дней.
Глава XXXV
- Заключение о днях Бытия.
Книга V
- От слов 2 главы Бытия: Сия книга бытия небесе и земли и проч. до слов: Источник же исхождаше из земли и проч. включительно.
Глава I
- О том, что шесть или семь дней Бытия можно считать повторением одного дня.
Глава II
- Почему прибавлен полевой злак.
Глава III
- Порядок повествования дает нам понять, что все сотворено разом.
Глава IV
- Почему сказано, что явилась трава, которая еще не росла.
Глава V
- Порядок творения вещей в течение шести дней не по промежуткам времени, а по связи причин.
Глава VI
- О 5 стихе 2 главы Бытия, где читается: не бо одожди и проч. Не понятно ли и отсюда, что все сотворено разом.
Глава VII
- Об источнике, который орошал землю. — Семена вещей.
Глава VIII
- О том, о чем Писание умалчивает, помогая нам открывать путем догадок.
Глава IX
- Затруднения касательно источника, орошавшего всю землю.
Глава X
- Как понимать этот, орошавший всю землю, источник.
Глава XI
- О том, что первое творение совершено без промедления времени; управление же [происходит] не так.
Глава XII
- Дела Божии под троякой точкой зрения.
Глава XIII
- Все, раньше чем сотворено, было в Премудрости Божией.
Глава XIV
- Какую расстановку надобно делать словам Иоанна: еже бысть, и пр.
Глава XV
- Какую жизнь имеет все в Боге.
Глава XVI
- Мы легче постигаем своим умом Бога, нежели тварь.
Глава XVII
- До века, от века, в веке.
Глава XVIII
- Многие твари неизвестны. — В каком смысле они познаются Богом и Ангелами. — Познание утреннее и вечернее.
Глава XIX
- Ангелы, вестники Божии, знают царство небесное от века.
Глава XX
- О том, что Бог доселе делает.
Глава XXI
- О том, что все управляется божественным промыслом.
Глава XXII
- Доказательства божественного промысла.
Глава XXIII
- Каким образом Бог и сотворил все разом, и досель делает.
Книга VI
- О словах 7 стиха 2 главы Бытия: И созда Бог человека, персть [взем] от земли, и проч. Исследуется, как или когда образован человек из земли; оставляя пока речь о душе, говорится о теле Адама.
Глава I
- Надобно ли слова: И созда Бог, и проч. разуметь о первичном образовании человека, произведенном в шестой день, или же о вторичном, произведенном позднее и уже в течение времен.
Глава II
- Объяснение этого предмета из контекста Писания, именно 28 стиха I главы Бытия.
Глава III
- Тот же самый вопрос разрешается из других мест Писания.
Глава IV
- Развивается тот же самый аргумент.
Глава V
- О том же самом.
Глава VI
- Раскрывает свое мнение яснее, чтобы не быть худо понятым.
Глава VII
- О том, что Бог не мог сотворить души раньше тела.
Глава VIII
- Затруднение со стороны голоса Божия к человеку в шестой день.
Глава IX
- Каким образом Иеремия был известен Богу раньше своего образования [во чреве матери]. Заслуги еще не родившихся.
Глава X
- Предметы, существующие разными способами.
Глава XI
- Каким образом дела творения и уже окончены в шестой день и доселе начинаются.
Глава XII
- Особенным ли образом устроено Богом тело человека.
Глава XIII
- В каком возрасте, или с каким ростом создан Адам.
Глава XIV
- Какого рода были причинные начала, первоначально сообщенные миру.
Глава XV
- Первый человек образован не иначе, а так, как это заключалось в первичных причинах.
Глава XVI
- Что вещь чем-либо может быть, это заключается в ее природе, но что тем она и будет, это зависит только от воли Бога.
Глава XVII
- Что именно из будущего действительно будущее.
Глава XVIII
- Выводится заключение, что Адам был образован не вопреки тому, как установлен был в первичных причинах.
Глава XIX
- О том, что Адаму Бог образовал тело не духовное, а душевное.
Глава XX
- Затруднения в виду вышеприведенного изречения. — Мнение, что тело Адама сначала создано было душевным, а потом, в раю, духовным.
Глава XXI
- Опровержение предыдущего мнения.
Глава XXII
- Неправильное мнение некоторых, что Адам своим грехом навлек на себя не телесную смерть, а смерть души.
Глава XXIII
- О тех, которые говорят, что тело Адама в раю изменено было из душевного в духовное.
Глава XXIV
- Каким образом в обновлении мы получаем то, что Адам потерял.
Глава XXV
- Тело Адама было зараз смертным и бессмертным.
Глава XXVI
- Тело Адамово и наше различны.
Глава XXVII
- Как обновляемся мы умом и телом по тому, что Адам потерял.
Глава XXVIII
- Хотя. в раю Адам по уму был духовным, но по телу душевным.
Глава XXIX
- В следующей книге предстоит речь о душе.
Книга VII
- в которой путем подробнейшего рассуждения о душе изъясняются слова 7 стиха 2 главы Бытия: И вдуну в лице его дыхание жизни, и проч.
Глава I
- Начинается рассуждение о душе.
Глава II
- Доказывается, что душа не одной и той же природы с Богом.
Глава III
- Продолжается то же доказательство.
Глава IV
- Дуновением Бог сотворил душу не из Себя Самого и не из элементов.
Глава V
- Из ничего ли душа?
Глава VI
- Была ли наперед какая-нибудь материя для души, как — для тела
Глава VII
- Нельзя сказать, какого рода была эта материя души.
Глава VIII
- Нельзя допустить, чтобы эта материя была блаженна.
Глава IX
- Не есть также эта материя и какая-нибудь неразумная душа.
Глава X
- Из сходства нравов не вытекает, что душа человека. переходит в животное.
Глава XI
- Вымышленные переселения некоторых душ. — Мнение манихеев хуже мнения философов.
Глава XII
- Душа не из телесного элемента.
Глава XIII и XIV
- Мнение врачей о человеческом теле. — Душа не из элементов.
Глава XV
- Душа бестелесна.
Глава XVI
- Почему сказано: и бысть человек в душу живу.
Глава XVII
- Почему сказано, что Бог дунул в лице человека.
Глава XVIII
- Три полости мозга.
Глава XIX
- Превосходство души пред телесными предметами.
Глава XX
- Иное — душа и иное — органы тела.
Глава XXI
- Душа не из тела какого-либо, ни сама тело.
Глава XXII
- Было ли причинное начало души создано в течение дней Бытия.
Глава XXIII
- Не вложено ли причинное начало души во природе ангельской.
Глава XXIV
- Раньше ли создана душа, чем вложена в тело?
Глава XXV
- Если душа существовала вне тела, то по собственному ли желанию вошла она в тело.
Глава XXVI
- Если душа вступила в тело по собственному желанию, то она не предвидела будущего. — Свободная воля.
Глава XXVII
- Душа стремится к телу силою собственного влечения.
Глава XXVIII
- Затруднения, возникающие при предположении, что душа Адама сотворена не раньше, чем как введена была в его тело.
Книга VIII
- От слов 8 стиха 2 главы Бытия: И насади Бог рай во едеме, и проч., до слов 17 ст.: От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него, и проч.
Глава I
- Pай, насажденный во едеме, надобно понимать в собственном и иносказательном смысле.
Глава II
- Почему книгу Бытия изъяснял против манихеев иносказательно.
Глава III
- Объясняются 8 и 9 стихи 2 гл. Бытия.
Глава IV
- О второй части 9 стиха. Древо жизни и действительно существовало, и изображало собою премудрость.
Глава V
- О том же древе жизни, что оно было и образом, и в то же время действительным предметом.
Глава VI
- Древо познания добра и зла — истинное и безвредное дерево. — Послушание. — Непослушание.
Глава VII
- О 10, 11, 13 и 14 стихах 2 главы Бытия. Должны быть принимаемы за действительные реки Тибр, прежде Абула, — Нил, раньше Геон, — Ганг, раньше Фисон.
Глава VIII
- О 15 стихе 2 главы Бытия. Введен ли человек в рай, чтобы заниматься земледелием.
Глава IX
- Занятие земледелием в аллегорическом смысле.
Глава X
- Что значит: "чтобы делать и хранить".
Глава XI
- Почему здесь прибавлено слово Господь. — Истинный Господь.
Глава XII
- Человек не может делать без Бога ничего доброго. Отступление от Бога.
Глава XIII
- Почему запрещено было [вкушать] от древа познания добра и зла. — Непослушание.
Глава XIV
- Испытание зла — от преслушания божественной заповеди.
Глава XV
- Почему древо познания добра и зла так названо.
Глава XVI
- Человек до испытания зла мог понимать, что такое зло.
Глава XVII
- Обоим ли вместе Адаму и Еве дана заповедь?
Глава XVIII
- Каким образом Бог говорил с человеком.
Глава XIX
- Как мы должны мыслить о Боге, чтобы понять действие Его в тварях.
Глава XX
- Телесная тварь изменяется по месту и времени, духовная только по времени, а Творец ни тем ни другим образом.
Глава XXI
- Как Бог, не двигаясь Сам, движет тварями, об этом мы должны составлять себе понятие по аналогии с душою.
Глава XXII
- Как движет Бог и как движет душа.
Глава XXIII
- Бог — существо всегда покоящееся и однако вседействующее.
Глава XXIV
- Какие природы подчинены блаженным ангелам.
Глава XXV
- Как Бог управляет вселенною и её частями.
Глава XXVI
- Бог всегда Тот же и управляет всем, будучи Сам неподвижен.
Глава XXVII
- Из сказанного выводится, как Бог говорил с Адамом.
Книга IX
- От слов 18 ст. 2 гл. Бытия: И рече Господь Бог: не добро человеку быти единому, и проч. до слов: И будут два в плоть едину.
Глава I
- Почему сказано: И созда Бог еще от земли, и проч.
Глава II
- Как Бог говорил: Не добро быти человеку единому и проч.
Глава III
- Жена сотворена в помощницу ради потомства.
Глава IV
- Почему прародители не вступали в соитие в раю.
Глава V
- Жена сотворена не по иной какой причине, как по причине потомства.
Глава VI
- Какое было бы преемство детей, если бы Адам не согрешил.
Глава VII
- Жена сотворена чадородия ради. — Откуда достохвальное девство и брак. — Троякое благо брака. — Книга о супружеском благе.
Глава VIII
- Переход пороков в противоположные.
Глава IX
- Жена сотворена для рождения детей, хотя бы от греха и не явилось необходимости смерти.
Глава X
- Болезнь похоти — от греха.
Глава XI
- Женский пол образован для воспроизведения потомства, однако без похоти, если бы человек не согрешил.
Глава XII
- Животные действительно приведены были к Адаму, чтобы он нарек им имена, но этим действительным событием обозначается и нечто другое.
Глава XIII
- Образование жены, как о творении её рассказывается, предизображало собою нечто другое.
Глава XIV
- Как приведены были к Адаму животные.
Глава XV
- Образование женщины произведено не кем другим, как Богом.
Глава XVI
- Тупость человеческого разумения не в состоянии постигнуть действие Бога.
Глава XVII
- Идея образования жены существовала раньше, чем причинным созданием человеческого духа относится к шестому дню.
Глава XVIII
- Идея образования жены существовала раньше так, как это соответствует таинству.
Глава XIX
- Экстаз Адама.
Книга X
- в которой идет речь о происхождении душ.
Глава I
- Мнение некоторых, что душа жены сотворена от души мужа.
Глава II
- Что в предыдущих книгах найдено относительно происхождения душ.
Глава III
- Троякий способ происхождения душ.
Глава IV
- Что верно относительно природы и происхождения душ.
Глава V
- Душа ни из ангелов, ни из элементов, ни из субстанции Бога.
Глава VI
- Два мнения о душе, взвешиваемые на основании свидетельств Писания.
Глава VII
- Какому из двух мнений благоприятствует изречение: душу же получих благу.
Глава VIII
- Ни тому, ни другому мнению не противоречит изречение 29 стиха 103 Псалма: отымеши дух их, и проч.
Глава IX
- Точно также и изречение: и возвратится, и проч., мирится и с тем и другим мнением.
Глава X
- Вопрос о душе не легко разрешается из Писания.
Глава XI
- Может ли мириться с тем и другим мнением изречение: единым человеком и проч. — Крещение младенцев.
Глава XII
- Причина плотской похоти заключается не в одной плоти, но и в душе.
Главы XIII и XIV
- Разъяснение этого мнения о похоти плоти. — Грехи детей. — Раскрывается аргумент в пользу мнения о происхождении душ путем перехода, извлекаемый из виновности и крещения младенца.
Глава XV
- Исследуется тот же аргумент глубже.
Глава XVI
- О том же аргументе.
Глава XVII
- Свидетельство из слов Премудрости: Отрок бех остроумен, и проч. можно толковать в ту и другую сторону.
Глава XVIII
- Слова Премудрости: Отрок бех остроумен и проч.. могут ли быть прилагаемы к душе Христа.
Глава XIX
- Душа Христа не была в чреслах Авраама, а потому явилась не путем перехода.
Глава XX
- Что надобно отвечать на этот аргумент, обращаемый защитниками перехода душ в свою пользу.
Глава XXI
- Христос не мог бы не дать десятины, если бы по душе находился в Аврааме.
Глава XXII
- Место, согласующееся с тем и другим мнением о происхождении душ.
Глава XXIII
- Какое из этих двух мнений о душе имеет преимущество. — Обычай Церкви — крестить детей.
Глава XXIV
- Чего надобно опасаться тем, по мнению коих души происходят путем перехода.
Глава XXV
- Заблуждение Тертуллиана о душе.
Глава XXVI
- Что представлялось Тертуллиану о возрастании души.
Книга XI
- На слова 2 гл. 25 ст.: И беста оба нага, и проч., и на всю 3 главу, для освещения которой говорится о сотворении и падении диавола.
Глава I
- По прочтении текста книги Бытия, объясняется 25 ст. 2 гл.; читается и объясняется 3 глава.
Глава II
- Какова была мудрость змия и откуда она.
Глава III
- Диаволу попущено было искусить только при посредстве змия.
Глава IV
- Почему попущено искушение человека.
Глава V
- Человек совращен искусителем при помощи гордости.
Глава VI
- Почему Бог попустил искушение человека.
Глава VII
- Почему человек не сотворен таким, чтобы никогда не хотел грешить.
Глава VIII
- Почему сотворены те, которые, как предвидел Бог, будут злыми.
Глава IX
- О том же затруднении.
Глава X
- Бог может обращать волю злых во благо: почему же не делает так.
Глава XI
- Бог не нуждается в наказаниях злых, но споспешествует спасению добрых.
Глава XII
- Почему искушение попущено при посредстве змия.
Глава XIII
- Против манихеев, которые не хотят мыслить диавола в ряду тварей Божиих.
Глава XIV
- Причина ангельского падения. — Гордость, зависть.
Глава XV
- Гордость и частная любовь — источники зла. — Два рода любви. — Два града. — Обещается сочинение о Граде Божием.
Глава XVI
- Когда пал диавол.
Глава XVII
- Был ли диавол до греха блажен.
Глава XVIII
- Каким образом был человек блажен до греха.
Глава XIX
- Состояние ангелов.
Глава XX
- Мнение, что диавол сотворен злым.
Глава XXI
- Опровергается это мнение.
Глава XXII
- Ниспровергается самая основа этого мнения.
Глава XXIII
- Как надобно понимать, что диавол не устоял в истине.
Глава XXIV
- Слова: Како спаде с небесе Денница, и проч. надобно понимать о таинственном теле диавола. — Тело Христа — Тело диавола.
Глава XXV
- О том же самом теле сказано и следующее: Ты еси печать уподобления, и проч. Рай — Церковь.
Глава XXVI
- Заключение о сотворении и падении диавола.
Глава XXVII
- Об искушении, совершенном диаволом при посредстве змия.
Глава XXVIII
- Понимал ли змий произносимые им слова.
Глава XXIX
- Почему змий назван благоразумнейшим.
Глава XXX
- Разговор змия с женой. — Забвение заповеди Божией.
Глава XXXI
- На что открылись очи Адама и Евы.
Глава XXXII
- Начало смертности и похоти. — Фиговые передники.
Глава XXXIII
- Голос Бога ходящего в раю.
Глава XXXIV
- Адам, скрывающийся по причине наготы, вопрошается Богом. — Плотская нагота.
Глава XXXV
- Извинение Адама и Евы.
Глава XXXVI
- Проклятие змия.
Глава XXXVII
- Наказание жены. — Господствование мужа.
Глава XXXVIII
- Наказание Адама и имя, данное жене.
Глава XXXIX
- Кожаные одежды. — Упрек в гордости.
Глава XL
- Изгнание из рая. — Отлучение.
Глава XLI
- Мнения о грехе человека, в чем он заключался. — Брачные церемонии.
Глава XLII
- Поверил ли Адам змию и силою какого довода он доведен был до греха. — Идолопоклонство Соломона.
Книга XII
- в которой идет речь о рае и третьем небе, куда был восхищен Павел.
Глава I
- Подлежат рассмотрению слова Апостола о рае.
Глава II
- Апостол мог не знать, вне ли тела видел он рай, если он видел его в экстазе.
Глава III
- Апостол, будучи уверен, что видел третье небо, не был уверен, как видел.
Глава IV
- Небо, куда был восхищен Апостол, действительно было третье небо. — Затруднение, каким образом Апостол был уверен относительно виденного неба и не уверен относительно того, как он его видел.
Глава V
- Разрешается то же самое затруднение.
Глава VI
- Три рода зрения.
Глава VII
- Роды зрения — телесный, духовный, разумный. — Телесное в собственном и переносном смысле. — Духовное в многоразличном смысле.
Глава VIII
- Откуда для второго рода, зрения взято название духовного.
Глава IX
- Пророчество принадлежит уму.
Глава X
- Разумный род зрения.
Глава XI
- Отношение телесного зрения к духовному, а духовного к разумному.
Глава XII
- Телесное и духовное зрение.
Глава XIII
- Присуща ли душе сила прорицания.
Глава XIV
- Разумное зрение не обманывает. Не всегда опасно ошибаться, принимая одно за другое.
Глава XV
- Любодейные сновидения случаются безгрешно.
Глава XVI
- Представления о телесных предметах дух составляет в себе сам.
Глава XVII
- Откуда подобия, отпечатлевающиеся в духе, становятся известными демонам. — Некоторые удивительные видения. — Френетики. — Больной мальчик.
Глава XVIII
- О причинах видений.
Глава XIX
- Откуда рождаются видения.
Глава XX
- Видения, происходящие в теле, происходят не от тела.
Глава XXI
- Видения подобные телесным, в которые восхищается душа, не отличной природы.
Глава XXII
- Каким образом происходят видения, из коих по сокровенному побуждению являются пророчества.
Глава XXIII
- В нас существует духовная природа, в которой по многоразличным причинам образуются подобия телесных предметов.
Глава XXIV
- Разумное зрение превосходит духовное, а духовное — телесное.
Глава XXV
- Только разумное зрение не обманывает.
Глава XXVI
- Двоякое восхищение души — посредством духовного зрения и зрения разумного.
Глава XXVII
- Каким родом зрения Бог видим быль Моисеем.
Глава XXVIII
- Третье небо и рай, о которых говорит Апостол, могут быть понимаемы о третьем роде зрения.
Глава XXIX
- Существуют ли в духовном и разумном зрении многие степени, как существуют многие небеса
Глава XXX
- В духовном зрении одни видения как бы божественные, а другие — человеческие
Глава XXXI
- В разумном зрении одно, что созерцается в душе, и другое — свет, которым оно созерцается. — Свет души — Бог.
Глава XXXII
- Куда уносится душа, разлучившись от тела.
Глава XXXIII
- Вопрос об аде. — Душа бестелесна. — Лоно Авраама.
Глава XXXIV
- О paе и третьем небе, куда был восхищен Павел.
Глава XXXV
- Почему для полного блаженства души необходимо воскресение тел.
Глава XXXVI
- В каком виде останутся три рода зрения.
Глава XXXVII
- Мнение некоторых о третьем небе.
Навигация
Наша рассылка
Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Рассылка содержит:
:: Духовную поэзию;
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.