От автора I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX иллюстрации сокращения приложение
ГЛАВА XI. Духовная элита Вавожского края.
Среди нескольких тысяч простых земледельцев, с любовью и покорностью вершивших свои вековечные дела на территории нынешнего района, было несколько десятков людей интеллигентного труда: учителя, агрономы, врачи, земские деятели... Как уже отмечалось выше, они даже пытались заниматься художественным творчеством, вовлекая в него крестьян.
А вот начальным и самым массовым отрядом вавожской интеллигенции, ее духовной элитой, бесспорно, было духовенство. О двенадцати первых батюшках вкратце уже упоминалось в главе "Первые просветители вавожан". К сожалению, более подробных сведений о них архивы не сохранили.
В этой главе рассказ в хронологическом порядке о некоторых замечательных священниках середины XIX - начала XX века [Здесь и далее источники информации о вавожском духовенстве в клировых ведомостях вавожской церкви (ЦГА УР, ф. 26; СГА, разные фонды)]. Это те, кто был связан уже преимущественно с каменной церковью. Большой ее масштаб - велики и деяния клира.
Андрей Иоаннович Феофилактов (1790-1862). Вятскую духовную семинарию этот сын вятского иерея окончил в 1814 году, а затем служил в Слободском уезде. Он как-то особо отличился там в октябре 1824 года, когда из села Березинского сопровождал через четыре села с Животворящим Крестом самого императора Александра I, направлявшегося в Вятку.
Батюшку, видно, приметили и доверили ему сложный приход другого уезда. 12 февраля 1825 года отец Андрей был переведен в Вавож "для водворения тишины между возмутившимися прихожанами" [ЦГА УР, ф. 26, оп. 1, д. 78, л. 1]. Видно, предыдущий настоятель Петр Роборовский при всех своих достоинствах все же в чем-то "перегнул палку"?
Отец Андрей усовещал последних язычников прихода, боролся и с "раскольниками", был основателем вавожской школы. За все те труды духовные власти отметили его в 1840 году набедренником (наградная деталь иерейского облачения), а в 1858 году бронзовым наперсным (то есть нагрудным) крестом "за англо-французскую войну".
А. И. Феофилактов был погребен 6 марта 1862 года возле алтаря столь дорогого ему Свято-Николаевского храма. Именно его хлопотами созидалась и украшалась эта святыня.
Алексий Григорьевич Васнецов (1815-1881), сын пономаря. Он закончил семинарию в 1836 году с аттестатом первого разряда, что довольно редко. Сразу же начал служить в Вавоже, отлучившись только однажды на два года для построения первой, еще деревянной, церкви в Тыловыл-Пельге. Вместе с отцом Андреем отец Алексий окрестил к середине 1850-х годов последних язычников прихода. Был он и наставником первой вавожской школы.
Все пять сыновей иерея стали священниками. Вятская династия Васнецовых вообще пополняла только ряды духовенства и лишь иногда - художников да учителей.
Венедикт Васильевич Раевский (1856-1927?). Родился в селе Чутырь в семье знаменитого миссионера, протоиерея Василия Андреевича Раевского. Окончил семинарию в Перми в 1878 году по первому разряду. В Вавоже служил с 1904 по 1912 год. Заведовал рядом местных школ, преподавал там и Закон Божий. Это единственный потомственный дворянин среди всех священников удмуртского края. Он был внесен в III часть дворянской родословной книги Казанской губернии.
Константин Петрович Попов (1857-1922). Окончил семинарию в Вятке. Служил священником в Малмыже и Мазунино, ас 1911 года в Вавоже. Это верный соратник М. С. Елабужского по многим его хозяйственным и просветительским начинаниям, настоятель храма и просветитель.
С 1891 года служил в Вавоже и другой Константин Попов - Васильевич, 1854 года рождения -диакон и учитель. Его сын Евгений (1876-?) после окончания Вятской духовной семинарии служил священником в Старом Мултане, а с 1906 года в Вавоже. Одновременно он был заведующим и законоучителем в Чужьяловской миссионерской школе.
Василий Георгиевич Красноперов (1866-1906). Родился в селе Новогорском Елабужского уезда (ныне Граховского района). Отец был там священником. Разумеется, и сын окончил духовную семинарию - в Казани, в 1866 году. Через четыре года стал священником в селе Русский Пычас (ныне в Можгинском районе), а с 1896 года - в Вавоже. Он служил также "инородческим миссионером" всего второго благочиния Малмыжского уезда, то есть отвечал за христианское и светское просвещение местных удмуртов и марийцев.
В Русском Пычасе отец Василий заведовал церковно-приходской школой, а будучи в Вавоже - миссионерской школой в Чужьялово. Удостоен бронзовой медали "За труды по народной переписи".
Дочери псаломщика из Валамаза Михаила Красноперова вавожские учительницы -"епархиалки" Анна и Мария, судя по всему, родственниками отца Василия не были.
Алексий Николаевич Чистяков (1869-1918?). Сын вавожского псаломщика, позже диакона Николая Иоанновича Чистякова. С восьми лет помогал отцу в песнопениях, причем без всякой книги!
Начальное образование получил в вавожском земском училище ив 1881 году уехал в Глазов. Окончил там духовное училище, а потом и Вятскую семинарию. Отец Алексий служил в Сарапуле священником храма в Благовещенском женском монастыре и секретарем епископа.
Это первый профессиональный композитор в истории Удмуртии (П. И. Чайковский непосредственно у нас все же ничего не сочинял). Его духовные песнопения издавались и исполнялись затем далеко за пределами Вятской епархии. Вавож может гордиться своим талантливым земляком!
Николай Борисович Гаврилов (1879-?). По национальности он кряшен, родом из села Умяк Елабужского уезда. Его отец, священник и миссионер Малмыжского уезда Борис Гаврилович Гаврилов (1854-1885), известен также как один из лучших этнографов и фольклористов, изучавших обряды и поверья удмуртских язычников. С 1901 года Николай служил ряд лет в Вавоже. Одновременно был законоучителем и заведующим в церковно-приходских школах Большой Можги, Большой Докьи и Вавожа. Подобно отцу в совершенстве знал удмуртский и татарский языки, используя их в миссионерских целях.
В клировых книгах вавожской церкви Николая записывали так: "внук Н. И. Меньшикова по жене". Учитывалось и такое родство. Духовенство было вообще чрезвычайно замкнутое сословие.
Вавожский "дедушка" действительно стал родным для этого кряшена. Тем более, что родной-то отец умер рано. в Малмыже, находясь "под запрещением" из-за пьянки. Что уж греха таить, бывало это за отдельными священнослужителями.
Кстати, дочь другого вавожского священнослужителя (протодьякона, позже священника) Павла Симеоновича Левашева (1855-?) Лариса стала женой Павла Борисовича Гаврилова (1881-1938), родного брата Николая. Отец Павел был миссионером по Елабужскому уезду, затем служил в храме села Большая Уча. Погиб он в заключении, на стройке первой Байкало-Амурской магистрали.
Стефанов Владимир Александрович (1886-1962). Родился в Глазовском уезде, в семье священника. Семинарию в Вятке окончил в 1910 году.
В сан священника Владимир Стефанов был возведен 4 ноября 1910 года самим епископом Сарапульским Мефодием, человеком высочайшей культуры, сотрудником Академии наук. Все последующие тридцать лет (редкая стабильность!) отец Владимир тихо, достойно прослужил среди удмуртов в Вознесенском храме села Водзимонье Вавожского района. У него была ярко выраженная общественная жилка. Поразительно, что батюшка еще преподавал сразу в трех земских школах, был "противораскольничьим" миссионером и заведовал окружной библиотекой благочиния.
К заслугам водзимонского батюшки относили и руководство строительным комитетом по расширению ставшего вдруг тесноватым здания. Отточенная по пропорциям, какая-то вся по-итальянски грациозная церковь, принадлежащая к кругу творений нашего выдающегося зодчего С. Е. Дудина, в результате тактичных действий В. А. Стефанова за год до первой мировой оказалась дополнена по проекту И. А. Чарушина строгими пристройками, ничуть не портящими шедевр. Сейчас водзимонский храм - один из немногих у нас полностью уцелевших. Это заслуга и отца Владимира.
В феврале 1930 года он был ненадолго арестован по нелепому обвинению в "отравлении коммуниста". Отец Владимир до последнего дня пытался отстоять храм, но в феврале 1939 года его все же отобрали у верующих. Слава Богу, не уничтожили.
Служа в годы Великой Отечественной войны в Ижевске, в единственной уцелевшей тогда Успенской церкви, о. В. А. Стефанов прославился тем, что передал на строительство боевых самолетов 569 500 рублей. Не только в Удмуртии, но и на всем Урале ничего подобного не было! Это самое крупное частное пожертвование за годы войны. Батюшка получил несколько благодарностей И. В. Сталина и медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне".
От автора I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX иллюстрации сокращения приложение
Навигация
Наша рассылка
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.