От автора I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX иллюстрации сокращения приложение
Глава VIII. Первые школы.
Самыми грамотными людьми Вавожа изначально являлись православные батюшки, поэтому, если в XVIII - начале XIX века здесь и велось обучение кого-либо грамоте, то только на дому у священников, частным образом.
Наконец, в 1841 году по инициативе Андрея Иоанновича Феофилактова, вдохновителя строительства и первого настоятеля каменного храма, и по обращению церковного старосты Федора Петровича Несмелова в Вятскую духовную консисторию в селе открылась первая официальная вавожская школа. Сначала ребятишки занимались в приходском доме, а через два года - в самом храме, на первом этаже притвора. Она была там тринадцать лет.
Учителями, естественно, служили сами священники, как правило, всегда талантливые педагоги по должности и по призванию.
В 1856 году школа была передана от церкви сельскому обществу. Все-таки у батюшек своей работы хватало. Но они, разумеется, продолжали преподавать там - преимущественно уже только Закон Божий.
Через одиннадцать лет эта школа оказалась в ведении только что созданного уездного земства. Земскую школу иногда именовали "несмеловской". Церковный староста И. Е. Несмелов - один из ее инициаторов, а попозже она и переедет в его дом.
С 1899 года в селе действовала еще одна, значительно более высокая по статусу, школа - двухклассное начальное училище. Чтобы закончить первый класс требовалось учиться три года, на второй класс отводилось два года. Далеко не во всех селах уезда, даже крупных, имелись такие училища.
Возможно, первой светской учительницей в школе (и вообще в Вавоже) была "девица, наставница Анастасия Репина" [ЦГА УР, ф. 26, оп. 1, д. 83, л. 24-25]. Ее подругой позже станет "выдержавшая в Елабуге экзамен на право учительницы девица Евдокия Тимофеевна Садовская" [ЦГА УР, ф. 26, оп. 1, д. 92, л. 20-21]. Она работала здесь лет пятнадцать, начиная с 1877 года. Вспоминали также о Марии Павловне Несмеловой (?-1904).
С 1891 года лет десять учила вавожских малышей Варвара Васильевна Никонова, выпускница гимназии в Вятке. А ее помощница Варвара Иосифовна Овчинникова закончила прогимназию в Малмыже.
"Эпоха двух Варвар" сменилась "эпохой" сестер Меньшиковых, Анны и Марии, и сестер Красноперовых, их тезок.
Получилось так, что Меньшиковы оказались особенно памятны вавожанам (подробнее о сестрах - в XII главе). Но не менее талантливыми педагогами следует считать закончивших епархиальное училище в Вятке Анну Михайловну Красноперову (1873 1947) и Марию Михаиловну Красноперову (1878-1950).
Старшая сестра, Анна, до Вавожа преподавала в Гурезь-Пудге и Волипельге, а младшая - в Каркалае и Красном Яру. Сестры Краснопёровы казались на втором плане просто потому, что реже Меньшиковых участвовали в театральных, музыкальных и иных общественных мероприятиях.
Дружный коллектив вавожанок - просветительниц в 1894 году разбавил первый мужчина - светский учитель Николай Михайлович Михайлов. Был он "домашнего образования", но со свидетельством на звание учителя.
В 1908 году в Вавоже стал работать также учитель - удмурт, возможно, самый первый в селе. Это Стефан Михайлов. Он окончил всего лишь земскую школу в Вавоже, но постепенно набрался опыта. Еще с 1885 года юноша учительствовал в церковной удмуртской школе в Чужьялове. Она открылась именно в тот год, в 1894 году была принята на содержание миссионерским обществом, а закрылась в 1908 году. Естественно, учитель перебрался в Вавож.
Даже будучи светскими людьми, учителя понимали, тем не менее, необходимость утверждения высоких духовных основ. Даже при большевиках, в 1922 или 1923 году, Мария Красноперова однажды раздала детишкам Евангелие и пригласила в класс священника. Хотя через несколько дней представители советской власти насильно изъяли эти книги у детишек, они, надо полагать, успели почувствовать уважение к священным текстам [ЦГА УР, ф. Р-1516, оп. 1, д. 12, л. 76].
Двуклассной школой первоначально заведовала Анастасия Репина. Ее помощником служил пономарь церкви Николай Иоаннович Чистяков, а законоучителем священник Алексий Григорьевич Васнецов. Русских там было обычно наполовину больше, чем удмуртов, а мальчиков - втрое больше, чем девочек.
По всей Вятской губернии вавожская школа пользовалась достаточно высоким авторитетом у педагогов более высоких по рангу учебных заведений (реальных училищ, семинарий, гимназий), которые принимали к себе вавожских питомцев. В 1913 году, например, девять выпускников уехало из села на учебу - и все поступили туда, куда хотели! Тепло вспоминал о вавожских учительницах маршал авиации Ф. Я. Фалалеев, выпускник земской школы. Среди других известных выпускников школы поэт Кузебай Герд и доктор медицинских наук, член-корреспондент Академии медицинских наук Н. М. Туранов.
Церковно-приходские школы от вавожского храма действовали еще в починке Макарове (с
1871 года), деревнях Чужьялово (с 1885 года) и Большая Докья (с конца XIX века). В деревне Большая Можга 12 декабря 1891 года на средства диакона Константина Васильевича Попова открылась "школа грамоты". Заведовал ею по совместительству священник Н. И. Меньшиков, а учителем был выпускник Вятского духовного училища Василий Иванович Елабужский.
Ребятишки получали только самые основы знаний: письмо, чтение, арифметика, Закон Божий. Но многим этот запас знаний успешно служил всю жизнь.
Первоучителями славянскими, как известно, были святые Кирилл и Мефодий. Вавожские ученики особо почитали их. Каждую весну, в день памяти святых, они собирались на молебен в углу церковной площади, где находилась небольшая каменная часовенка. Полуофициально она посвящалась именно Кириллу и Мефодию. Во всяком случае, их икона там стояла [ЦГА УР, ф. Р-1516, оп. 1, д. 2, л. 40].
От автора I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX иллюстрации сокращения приложение
Навигация
Наша рассылка
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.