От автора I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX иллюстрации сокращения приложение
Глава IV. Первые просветители вавожан.
Среди первых священников Вавожа последней трети XVIII века упоминаются Илларион Матфеевич Головизнин (?-1795), Михаил Иванов, Тимофей Иоаннович Иванов (?-1792), Николай Курочкин, Ларион Матвеев, Иоанн Стефанович Михайлов, Василий Петров, Петр Никитин (1741-1796). Кстати, сын последнего Федор получил из-за своего характера прозвище "Несмелов", ставшее его фамилией. Несмеловы позже будут среди членов клира и активных прихожан - вавожан.
В самом конце XVIII века в сельском храме появляются представители новых династий иереев: Стефан Михайлов, Александр Афанасьевич Кротов (1774-1819), Гавриил Аникеевич Мултановский (1775-?), Александр Мултановский (1776-1815).
Все они делали великое дело.
Труды их были многообразны и благородны. Будучи русскими по происхождению, они старались изучить язык и быт удмуртов, чтобы доходчиво и понятно объяснять им великие истины Евангелия и преимущества христианства. Никаких особых "перегибов" (вроде вооруженных "карателей"-миссионеров) в истории крещения обитателей вавожского края не отмечалось ни тогда, ни позже.
"Карателей" не было, но тихие, боязливые удмурты все же по мере возможности старались уйти подальше в леса, опасаясь соседства с православным храмом. Известно, что те удмурты, которые ушли из Вавожа, основали за рекой Ува деревню Пужмо. Но постепенно удмуртские крестьяне убеждались в доброжелательности своих православных батюшек, понимали важность церковного и светского просвещения, учились ценить красоту церковного зодчества, пения и живописи. Прекрасные храмы всегда и везде, в любых религиях, имели цивилизующее, облагораживающее значение. Человек без веры дичает.
Примером для подражания становился и весь русский народ в целом, значительно раньше удмуртов приобщившийся к христианству. Уже к началу XIX века в селе абсолютно преобладали русские. Но в самом приходе (около 60 деревень и починков) и тогда, и позже до 70% населения неизменно составляли удмурты. Под влиянием русских новоселов они постепенно проникались любовью к храмовому благолепию.
13 августа 1806 года приговор всех селян определил форму и размеры содержания "всем миром" церкви и ее штата (клира). Старший землемер Фома Яковлев через два года "обмежевал в даче села Николаевское-Вавож землю священноцерковнослужителей". Целых 33 десятины пахотной земли расположились возле северо-западной окраины села. На прокорм клиру должно было хватать. Правда, батюшками Вавожа все-таки признавалось, что в начале XIX века "многие из прихожан ругу не платят, потому что число прихожан составляют частью новоселенцы, необзаведшиеся еще домоводством, частью новокрещане-вотяки, бедные по состоянию и особенно по малому и не созревшему в них усердию к обязанностям христианским" [ЦГА УР, ф.26, оп. 1, д. 76, л. 1.].
Как бы то ни было, в начале 1811 года представитель прихода, ссылаясь на то, что "приходские люди за своими рукоприкладствами [крестиками у неграмотных. Е.Ш.] дали... приговор [наказ. Е.Ш.]", обратился к высшему духовному лицу епархии:
"Великому Господину Преосвященнейшему Гедеону Епископу Вятскому и Слободскому и Ордена Святыя Анны первого класса кавалеру Сарапульской Округи села Вавож Николаевской церкви от церковного Старосты Крестьянина Федора Несмелова ПОКОРНЕЙШЕЕ ПРОШЕНИЕ Означенной Села Вавож Николаевской Церкви Прихожане разных округ и волостных правлений из вотяков новокрещены по общему согласию намерены на означенной Николаевской Церкви обветшавшую крышу перекрыть на свой щет без употребления на то из казенной, церковной суммы денег..." [ГАКО, ф. 237, оп. 114, д. 133, л. 1.] |
Но Гедеон поверил в значительно больший потенциал вавожского прихода, поэтому дал неожиданную резолюцию. Владыка предписал 6 февраля: "Если консистория препятствий не найдет, то позволить перекрыть [крышу этой церкви, деревянной. Е.Ш.], но не иначе как с тем, чтобы заготавливали материал для построения каменной церкви. Чего для сего просителя и обязать подпискою". Проситель, коим был церковный староста Федор Петрович Несмелов (Никитин), дать такую подпись побоялся "без согласия всех мирских людей" [Там же, л. 3]. Вернувшись в Вавож, староста долго и трудно уговаривал не столь уж богатых и богомольных земляков: необходимо, спасительно, богоугодно начать каменное строительство! Ф. П. Несмелов и священники прихода все-таки добились от вавожан требуемой "подписки", то есть общего согласия.
А уж после того начались сборы пожертвований по всему приходу, заготавливались материалы и вскоре был заказан проект архитектору Ижевского оружейного завода С. Е. Дудину. Проект был утвержден 4 сентября 1820 года епископом Вятским Амвросием II, а 6 июня 1821 года он же подписал храмозданую грамоту - и сразу начались работы по подготовке фундаментов.
Грамота вятского владыки удивительно красива по стилю и каллиграфии. Ее подлинность и иерархическую важность для всех вавожан и их подрядчиков должна была подтвердить массивная красная печать из воска, по великому счастью как-то уцелевшая в архиве. На одной ее стороне вырезано рельефное изображение Святой Троицы, восходящее к известной иконе Андрея Рублева, а с другой стороны вавожан благословляет рука самого владыки с надписью по кругу "Смиренный Амвросий, епископ Вятский и Слободской Божьей милостью".
Приведу полностью этот важнейший в истории Вавожа документ:
"Божьей милостию смиренный Амвросий, епископ Вятский и Слободской. По Благодати дару и власти, данной Нам от Самого Великого Архиерея Господа Нашего Иисуса Христа, чрез Святые и Священные его Апостолы и их наместники и преемники, слушав Мы подданное нам Епархии Нашея Малмыжской округи Села Вавож-Можги Николаевской церкви от Священников Петра Роборовского и Николая Курочкина, диаконов Иоанна Диаконова и Иоанна Капачинского и причетников Владимира Несмелова, Николая Беляева и Алексия Богданова и церковного старосты Макара Рыцкова прошение, о позволении в оном селе вместо деревянной церкви, приводящей в ветхость, выстроить вновь двоэтажную каменную: верхнюю - в проименование Казанския Божия Матери, а нижнюю Святителя Николая Чудотворца.
Благословили: Оную каменную церковь в означенные проименования на другом удобнейшем и пристойном месте на восток строить по плану и фасаду, утвержденным нами, и по построении убрать Святыми Иконами И прочим церковным Благолепием так, как святые правила и церковные уставы повелевают. Святые ж престолы уготовили по указу из Святейшего Правительствующего Синода 1734-го года октября 19-го дня, каждый в вышину аршина шести вершков и со доскою в длину аршин осьми вершков, В ширину аршина четырех вершков. И когда та церковь, строением окончана и всем принадлежащим украшением в совершенство приведена будет, то о освящении оной просить Нас особыми прошениями.
Дадеся сия храмозданная граммата, рукою нашею подписанная, и печатию нашею утвержденная, в Богоспасаемом граде Вятке при нашем Архиерейском доме.
Лета мироздания 7329-го, воплощения же Бога слова 1821-го года июня, 6-го дня".
[ЦГА УР, ф.26, оп. 1, д. 4, л. 1.] |
Вот эта самая грамота в конце концов и повысила престиж православного села, принеся ему особое благолепие и архитектурную гармонию, почет и просвещение.
От автора I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX иллюстрации сокращения приложение
Навигация
Наша рассылка
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.